Тема 2 Источники трудового права
Трудовое право
Примерная программа дисциплины «Трудовое право»
Предмет курса – изучение ключевых понятий, принципов, источников и норм российского трудового права, а также правоотношений, входящих в сферу его действия.
Основная цель курса заключается в освоении студентами закономерностей и особенностей правового регулирования трудовых и смежных с ними общественных отношений, в ознакомлении с важнейшими положениями действующего законодательства о труде.
В задачи учебного курса входит дать студентам знания по основополагающим вопросам теории российского трудового права, ознакомить с нормативно-правовыми актами, регулирующими рынок труда, организацию и применение наемного труда в Российской Федерации, научить будущих специалистов использовать теоретические знания при разрешении конкретных правовых ситуаций, возникающих в процессе функционирования организаций различных форм собственности.
Темы и их краткое содержание
ТЕМА 1. Предмет, метод, функции и система трудового права
Предмет трудового права.
Метод правового регулирования трудовых и смежных с ними общественных отношений.
Сфера действия норм трудового права.
Функции трудового права.
Система отрасли трудового права. Соотношение трудового права и другими отраслями права. Система науки и учебной дисциплины трудового права
ТЕМА 2. Источники трудового права
Понятие источников трудового права. Классификация и виды источников трудового права. Система источников трудового права. Конституция РФ как источник трудового права. Кодекс законов о труде РФ как один из основных источников трудового права. Иные источники трудового права.
ТЕМА З. Принципы трудового права
Понятие и значение принципов трудового права. Система и содержание основных принципов трудового права.
ТЕМА 4. Субъекты трудового права
Понятие и классификация субъектов трудового права. Правовой статус субъектов.
Граждане как субъекты трудового права.
Организации (работодатели) как субъекты трудового права. Администрация государственного и муниципального предприятия как субъект трудового права.
Трудовые коллективы как субъекты трудового права.
Профсоюзные органы как субъекты трудового права.
Иные субъекты трудового права.
ТЕМА 5. Правоотношения в сфере трудового права
Понятие, виды и содержание правоотношений в сфере трудового права. Система правоотношений.
Трудовые правоотношения. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству. Организационно-управленческие правоотношения. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров на производстве. Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и за соблюдением трудового законодательства. Правоотношения по рассмотрению и разрешению трудовых споров. Иные виды правоотношений в сфере трудового права.
ТЕМА 6. Коллективные договоры и соглашения
Законодательство РФ о коллективных договорах и соглашениях. Основные принципы разработки и заключения коллективных договоров и соглашений.
Понятие коллективного договора. Стороны коллективного договора и процедура его заключения. Содержание и структура коллективного договора. Контроль за выполнением коллективного договора и ответственность за его нарушение.
Понятие и виды и содержание соглашений.
ТЕМА 7. Трудовой договор (контракт)
Из истории договора найма труда в России.
Понятие и значение трудового договора. Соотношение понятий «трудовой договор» и «контракт». Стороны и содержание трудового договора. Основные гарантии при приеме на работу. Испытательный срок.
Переводы на другую работу: понятие и виды. Перемещения внутри организации.
Основания для прекращения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника. Расторжение трудового договора по инициативе администрации. Дополнительные основания для прекращения трудового договора некоторых категорий работников при определенных условиях.
Увольнение по требованию лиц, не являющихся стороной трудового договора.
Порядок оформления увольнения. Выходное пособие.
Трудовая книжка как основной документ о трудовой деятельности работника.
ТЕМА 8. Рабочее время и время отдыха
Понятие, виды и нормы продолжительности рабочего времени. Режим и учет рабочего времени.
Понятие и виды времени отдыха.
Льготы для лиц, совмещающих работу с обучением.
ТЕМА 9. Оплата труда
Право работников на равное вознаграждение за равный труд. Понятие оплаты труда и методы ее регулирования. Максимальный и минимальный размеры оплаты труда.
Системы оплаты труда.
Индексация оплаты труда. Оплата труда, применяемого в особых условиях. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда. Вознаграждение по итогам годовой работы.
Порядок выплаты заработной платы.
Гарантийные выплаты и доплаты. Компенсационные выплаты.
ТЕМА 10. Материальная ответственность сторон трудового договора (контракта)
Понятие и виды материальной ответственности сторон трудового договора (контракта).
Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. Основания и условия материальной ответственности работника. Виды материальной ответственности: ограниченная, полная, в кратном размере, причиненного ущерба. Порядок возмещения работником ущерба.
Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный работнику. Условия наступления материальной ответственности работодателя. Определение размера ущерба, подлежащего возмещению. Порядок возмещения вреда.
ТЕМА 11. Трудовая дисциплина
Понятие и значение дисциплины труда и методы ее обеспечения. Нормативное регулирование дисциплины труда. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
Меры поощрения работников и порядок их применения.
Дисциплинарная ответственность работников и ее виды. Порядок наложения дисциплинарного взыскания.
ТЕМА 12. Охрана труда.
Понятие охраны труда. Нормативно-правовые акты об охране труда. Права и обязанности работников и работодателей, относящиеся к обеспечению безопасности и гигиены труда.
Особенности охраны труда женщин, несовершеннолетних и иных категорий работников.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
ТЕМА 13. Трудовые споры
Понятие трудового спора. Виды и подведомственность трудовых споров.
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам (КТС). Судебное рассмотрение индивидуальных трудовых споров.
Коллективные трудовые споры. Процедура рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. Право на забастовку.
Вопросы к экзамену (зачету).
- 1. Предмет трудового права.
- 2. Методы правового регулирования трудовых и смежных с ними общественных отношений.
- 3. Функции трудового права.
- 4. Основные принципы трудового права.
- 5. Понятие и виды субъектов трудового права. Трудовая правосубъектность.
- 6. Источники трудового права.
- 7. Коллективный договор: понятие, содержание,стороны .
- 8. Порядок заключения коллективного договора.
- 9. Соглашения: понятие, виды, участники.
- 10. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны, виды.
- 11. Содержание трудового договора (контракта)
- 12. Перевод на другую работу. Перемещения.
- 13. Основания прекращения трудового договора (контракта).
- 14. Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника.
- 15. Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе администрации.
- 16. Дополнительные основания для прекращения трудового договора (контракта) некоторых категорий работников при определенных условиях.
- 17. Прекращение трудового договора (контракта) по требованию лиц, не являющихся стороной трудового договора (контракта).
- 18. Порядок оформления увольнения работника. Выходное пособие.
- 19. Понятие и виды рабочего времени.
- 20. Режим рабочего времени.
- 21. Понятие и виды времени отдыха.
- 22. Льготы для работников, совмещающих работу с обучением.
- 23. Тарифная система: понятие, элементы
- 24. Системы оплаты труда.
- 25. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда..
- 26. Гарантийные и компенсационные выплаты и доплаты.
- 27. Понятие, условия и виды материальной ответственности сторон трудового договора (контракта).
- 28. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю.
- 29. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный работнику.
- 30. Понятие дисциплины труда. Методы обеспечения дисциплины труда в организации.
- 31. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка в организации.
- 32. Понятие и виды мер поощрения, применяемых к работникам. Дисциплинарная ответственность работника
- 34. Охрана труда: понятие и способы обеспечения.
- 35. Понятие и классификация трудовых споров.
- 36. Порядок и особенности рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам (КТС).
- 37. Судебное рассмотрение отдельных категорий трудовых споров.
- 38. Коллективные трудовые споры: понятие и процедура их разрешения.
Тема 2. Источники трудового права
Источники трудового права: понятие и виды.
Сфера действия норм трудового права.
Принципы трудового право.
1. Источники — нормативные акты, относящиеся к трудовому праву России, составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. По юридической силе источники трудового права делятся на законы, которые обладают наибольшей юридической силой по сравнению с другими источниками, и подзаконные акты — указы Президента РФ, постановления и распоряжения правительства, отраслевые приказы, инструкции, правила и локальные (местные) акты.
По сфере действия источники могут быть федеральными, отраслевыми и местными. Разновидностью этой же классификации может быть и круг лиц, на которые распространяются отдельные нормы трудового законодательства.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применяются правила международного Договора.
Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяетсяна всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Конституция РФ закрепила ряд положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности. Конституция закрепляет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43). В ст. 37 Конституции РФ закреплены основные трудовые права: свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих безопасности и гигиене, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации не ниже установленного государством минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Здесь же закреплено право на отдых, на ограничение рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый отпуск, а также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.
Содержание норм трудового законодательства определяется также федеральными конституционными законами, одним из которых является ФЗ РФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении». В нем, в частности, предусматривается (на период действия чрезвычайного положения) возможность запрета забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций. Определяющую роль в регулировании трудовых отношений играют законы Российской Федерации.
Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает Трудовой кодекс Российской Федерации. Будучи основным кодифицированным источником трудового права России, он регулирует по существу весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет данной отрасли права. Ныне действующий Трудовой кодекс РФ является четвертым кодифицированным законом о труде Российской Федерации.
Первый КЗоТ РФ был принят в 1918 г. и предусматривал лишь основные институты трудового права (состоял из 9 разделов, 137 статей и умещался на 11 страницах). Действие кодекса распространялось на всех лиц наемного труда, работающих за вознаграждение, и работодателей, применяющих наемный труд.
Второй КЗоТ РФ был принят в период новой экономической политики в 1922 г. и просуществовал около пятидесяти лет. Его принятие оказало большое влияние на регулирование трудовых отношений союзных республик бывшего СССР и международно-правовое регулирование отношений в сфере труда. Третий КЗоТ РФ был принят в декабре 1971 г. и введен в действие с J апреля 1972 г. За это время в него неоднократно вносились изменения и дополнения в соответствии с новыми условиями экономического и политического развития страны, которые затронули почти все главы КЗоТ РФ.
Отсутствие нового Трудового кодекса России негативно сказывалось на ситуации, сложившейся на рынке труда. Существовавшее трудовое законодательство не могло в должной мере урегулировать новые формы взаимоотношений между работниками и работодателями, поэтому с 1994 г. в Российской Федерации обсуждался проект Трудового кодекса, который претерпел более тысячи изменений и предлагался к рассмотрению во многих вариантах, но в конечном итоге был принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс закрепляет принципиальные положения правового регулирования труда и достаточно подробно регулирует вопросы, возникающие между работниками и работодателями. Естественно, что Трудовой кодекс РФ еще будет проходить апробацию практикой его применения, но на сегодняшний день это значительный шаг вперед в регулировании трудовых отношении.
Наряду с ТК РФ среди источников трудового права в последние годы получили широкое распространение федеральные законы, относящиеся к комплексному правовому регулированию в рамках отдельных институтов этой отрасли. К их числу можно отнести, например, ФЗ РФ «Об основах государственной службы РФ»; ФЗ РФ «Об основах муниципальной службы в РФ»; ФЗ РФ «Об основах охраны труда в РФ», а также ФЗ РФ «О занятости населения в РФ», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др.
Поскольку Конституция РФ относит трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. 1 «к»), следует различать среди источников трудового права наряду с федеральными законами законы субъектов РФ. При этом законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации действует федеральный закон. Таким образом, законы как источники трудового права Россиипо органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие группы:
1) федеральные законы;
2) законы субъектов Российской Федерации.
Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента Российской Федерации. Президент РФ в соответствии Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, включая политику в области правового регулирования рынка труда, трудовых и социальных отношений, а также издает указы, которые позволяют оперативно решать иные вопросы, нуждающиеся в правовом регулировании. В последующем эти вопросы должны быть урегулированы законом.
Постановления Правительства Российской Федерации. В отличие от указов Президента РФ как источников права, принимаемых единолично, постановления Правительства — акты коллегиального органа, поскольку Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Они по существу охватывают весь круг общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Обычно постановления Правительства принимаются во исполнение законов РФ и указов Президента в целях их конкретизации, уточнения и реального проведения в жизнь.
Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации издаются в целях обеспечения правильного единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов государственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда.
Они касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных отраслях народного хозяйства, утверждения квалификационных характеристик рабочих и служащих, порядка предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников, режима труда и отдыха на отдельных предприятиях и производствах.
Наряду с рассмотренными выше федеральными нормативными актами органов государственной власти и государственного управления к числу источников трудового права относятся и акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации. Указанные акты имеют ограниченную сферу действия (рамками региона, субъекта РФ) и не должны противоречить соответствующим федеральным нормативным актам. Их действие базируется на конституциях республик и уставах других субъектов Российской Федерации, которые имеют высшую юридическую силу на их территории.
Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права. Органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции. Они определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего органа местного самоуправления, или регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, социальную защиту инвалидов, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний и др.
Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем. Руководство трудовым процессом работников, с которыми был заключен трудовой договор, требует от работодателя принятия нормативных правовых актов для осуществления своих управленческих функций. Данные полномочия работодатель реализует самостоятельно, если является физическим лицом, или через свои органы управления организаций, принимая локальные нормативные акты в пределах своей компетенции. Так, в акционерном обществе директор, генеральный директор утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. Обязательным требованием, предъявляемым к локальным нормативным актам, издаваемым работодателем, является требование, согласно которому они не должны ухудшать положения работников по сравнению с действующим законодательством.
Договорный порядок регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В последнее время активно применяются такие источники трудового права, как генеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения и коллективные договоры.
Соглашения, коллективные договоры, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Привключении таких условий в соглашение, коллективный или трудовой договор, они не могут применяться (ст. 9 ТК РФ).
Иные нормативные акты. Иногда отдельные нормативные положения, относящиеся к источникам трудового права, содержатся в нормативных актах других отраслей права. Так, в Гражданском кодексе РФ (ст. 23, 25-27, 30, 50 и др.) имеются нормы, регламентирующие отдельные стороны правового положения (статуса) работников, индивидуальных предпринимателей, а также организаций (работодателей).
Акты высших судебных органов — Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ не могут рассматриваться в качестве источников трудового права, хотя в ряде случаев и Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ приходится соответственно решать либо вопрос о конституционности того или иного нормативного акта о труде, либо об ориентировании судебной практики на единообразное понимание и разрешение трудовых споров.
Однако указанные суды в таких случаях не уполномочены «творить» право. Они лишь толкуют нормативные акты с точки зрения их конституционности и дают руководящие указания судам о применении действующего законодательства о труде. Если же Конституционный Суд РФ или Верховный Суд РФ придут к выводу о несовершенстве законодательства, они в порядке законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) могут обратиться в Государственную Думу РФ о его изменении или дополнении.
Тема 5.1. Источники трудового права
В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации трудовое законодательство – предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Источникам трудового права присущи все нормативные акты, характерные для источников других отраслей права.
Основополагающим источником всех отраслей права, включая трудовое права, является Конституция Российской Федерации.
Ключевой статьей Конституции для трудового права является ст. 37:
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Свобода труда провозглашена в ч.
Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. К неработающему населению не могут быть применены административные и иные меры принуждения. В прежние годы такое принуждение использовалось при найме работников.
Термин «принудительный труд» расшифровывается как всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, работа, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (ст. 2 Конвенции Международной организации труда (МОТ) о принудительном или обязательном труде. 1430 г. № 29). Норма о запрете принудительного труда была включена в Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ) Законом от 25 сентября 1992 г.
Положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ реализуются во многих нормах трудового права, касающихся условий труда: в правовом институте охраны труда, заработной платы и др. Установлено важное правило, что на всей территории России действует единый минимальный размер оплаты труда, который не может быть снижен ни субъектами Федерации, ни конкретным предприятием, учреждением, организацией. Закрепление минимальной заработной платы в федеральном законе — важная гарантия для работников. Право на защиту от безработицы является стержневым началом для всего законодательства о занятости, предусматривающего гарантии и компенсации высвобождаемым работникам, условия, при которых гражданин признается безработным, организационные, материальные и иные меры, предпринимаемые для оказания помощи безработным, включая выплату пособия по безработице.
Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, провозглашенное ч.
Забастовка — новое явление в российской действительности. Закрепление в Конституции права на забастовку связано с дальнейшей демократизацией нашего строя, с принятием Россией обязательства соблюдать все международные правовые нормы о права и свободах человека и гражданина. Основы конституционного строя Российской Федерации предусматривают, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы.
Закрепляя одно из основных трудовых прав — право на отдых Конституция (ч. 5 ст. 37) вместе с тем подчеркивает, что установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск гарантированы только тем, кто работает по трудовому договору.
Следующим по значению после Конституции видом нормативных актов является закон. Среди законов особое место занимает Кодекс законов о труде Российской Федерации — основополагающий закон в сфере труда. Он цементирует все трудовое законодательство, определяет регулирование труда работников на всех стадиях трудовых отношений, начиная с возникновения и кончая прекращением.
В КЗоТ вносились различные дополнения и изменения. Последние наиболее крупные изменения были внесены Законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25 сентября 1992 г., который учел уже принятые законы Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, не нашедшие ранее отражения в КЗоТ (например, нормативные акты о льготах для работающих женщин). Кроме того, этим законом был установлен ряд новых положений, отражающих современные тенденции развития трудового законодательства.
В настоящее время подготавливается новый Трудовой кодекс, призванный привести трудовое законодательство в соответствие с формируемыми рыночными отношениями, закрепить исходные принципиальные положения правового регулирования труда на предприятиях различных форм собственности и в то же время достаточно подробно решить вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями.
Общее представление о российском трудовом законодательстве, которое начало формироваться с образованием Российской Федерации как самостоятельного и независимого государства, дают такие законы, как: Закон «О повышении социальных гарантий для трудящихся» от 19 апреля 1991 г., которым была установлена минимальная продолжительность ежегодного отпуска в 24 рабочих дня, Закон «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. в редакции Закона от 15 июля 1992 г., Закон «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г., Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г., Основы законодательства Российской Федерации об охране труда от 6 августа 1993 г.
К источникам трудового права относятся постановления о груде федеральных представительных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В этих постановлениях дается толкование отдельных положений закона, уточняются сфера его действия, процедура применения данного закона. Примером таких постановлений является постановление Верховного Совета Российской Федерации « О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» от 6 августа 1993 г. В этом постановлении наряду с решением других вопросов имелась норма о введении в действие ч.
Важную роль в урегулировании трудовых отношений играют указы Президента Российской Федерации. К ним можно отнести Указ Президента «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации» от 28 сентября 1993 г., в соответствии с которым управление государственным социальным страхованием возложено на Правительство Российской Федерации с участием общероссийских объединений профессиональных союзов, Указ Президента Российской Федерации «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» от 4 мая 1994 г., предусматривающий, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда осуществляется Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекцией) и подведомственными ей государственными инспекциями труда субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов. С помощью указов Президента Российской Федерации оперативно решаются вопросы, нуждающиеся в законодательном урегулировании. В последующем по многим вопросам, решенным указами Президента Российской Федерации, должны быть приняты соответствующие законы. Источником трудового права являются также постановления Правительства Российской Федерации и правительства субъектов Российской Федерации. Они издаются на основе законов и предусматривают различные вопросы регулирования трудовых отношений.
К источникам трудового права относятся подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и исполнительной власти субъектов Федерации, регулирующие трудовые отношения. О значении постановлений Министерства труда Российской Федерации для единообразного применения законодательства о труде уже говорилось. В качестве примера подзаконных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти можно назвать приказы Федеральной службы занятости: Приказ «О предоставлении компенсационных выплат работникам предприятий, учреждений и организаций, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю» от 26 мая 1993 г. № 67 и Приказ № 51 «Об утверждении «Положения о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам предприятий, учреждений и организаций, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы» от 20 апреля 1994 г.
Источником трудового права могут быть акты органов местного самоуправления, если они касаются режима работы предприятий, находящихся на их территории, или регулируют иные вопросы в сфере труда. Выше подчеркивалась специфика источников трудового права, проявляемая в том, что важную роль в регулировании трудовых отношений играют акты-соглашения: генеральные, отраслевые и иные соглашения, а также коллективные договоры. С помощью нормативных положений актов-соглашений и особенно коллективных договоров можно восполнять пробел в правовом регулировании трудовых отношений, конкретизировать законодательные нормы применительно к особенностям производства и условиям работы. Коллективные договоры и соглашения заключаются в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. и изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г.
Рассматривая вопрос об источниках трудового права, следует выделить две их особенности.
Первая особенность — в системе нормативных актов о труде важное место занимают акты-соглашения: генеральные, отраслевые, региональные, а также коллективные договоры. Ни в какой другой отрасли права, кроме трудового права, нет таких источников права. В этих актах-соглашениях с учетом результатов хозяйственной деятельности определяются оплата труда работников, социально-бытовые и иные льготы. Практически любой вопрос, касающийся труда работников, может быть решен в актах-соглашениях, если такое решение не ухудшает положение работников по сравнению с законодательством о труде. Это правило сформулировано в ст. 5 КЗоТ Российской Федерации:
условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.
Вторая особенность источников трудового права, которая характерна только для данной отрасли права, состоит в том, что среди нормативных актов о труде имеются постановления Министерства труда Российской Федерации. Эти акты необходимы по двум причинам. Во-первых, ими обеспечивается единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, а во-вторых, с их помощью решаются вопросы правильного применения законодательства, особенно в условиях, когда наряду с нормативными актами России действуют акты бывшего Союза ССР и не всегда текстуально можно определить приоритет законов Российской Федерации. В качестве примера приведем ст. 66 КЗоТ, которая предусматривает, что всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Союзный же акт — постановление Совета Министров СССР «О работе по совместительству» от 22 сентября 1988 г. — закрепил право на оплачиваемый отпуск за незначительной частью совместителей-рабочих и некоторых других категорий работников. Потребовалось разъяснение Министерства труда от 25 ноября 1993 г., в котором сказано, что ограничения в оплате отпусков и выплате компенсации за неиспользованный отпуск совместителям не должны применяться как противоречащие КЗоТ РФ (ст. 66). Всем лицам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении.
Понятие «Источники трудового права» Источник права В материальном смысле В формальном смысле Объективный фактор, порождающий право как социальное явление. — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемvvsu.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Понятие «Источники трудового права» Источник права В материальном смысле В формальном смысле Объективный фактор, порождающий право как социальное явление.» — Транскрипт:
1 Понятие «Источники трудового права» Источник права В материальном смысле В формальном смысле Объективный фактор, порождающий право как социальное явление Форма внешнего выражения и закрепления правовых норм
2 Понятие «Источники трудового права» Источники трудового права – это результаты правотворческой деятельности уполномоченных субъектов (чаше всего компетентных государственных органов) в сфере регулирования трудовых и иных связанных с ними отношений
3 Основания классификации источников трудового права По степени важности и субординации (юридической силе) По степени обобщенности По органам, принявшим нормативный акт По сфере действия
4 Классификация источников трудового права по юридической силе Законы Конституция Федеральные Конституционные законы Федеральные законы Законы субъектов Федерации
5 Классификация источников трудового права по юридической силе Подзаконные акты Региональные ЛокальныеМестные Федеральные
6 Классификация источников трудового права по сфере действия Общефедеральные источники Источники субъектов федерации Локальные источники Отраслевые (межотраслевые) источники Муниципальные источники
7 Классификация источников трудового права по органам, принявшим нормативный акт Источники принятые Президентом и правительством: 1).Указы 2).Постановления и распоряжения Источники, принятые высшим органом законодательной власти: 1). Законы Источники, принятые на уровне муниципального образования: Источники, принятые на уровне субъекта Федерации: 1). Законы 2). Подзаконные акты
8 Источники, принятые уполномоченными субъектами в организации: 1). Локальные нормативные акты Источники, принятые центральными органами госуправления Классификация источников трудового права по органам, принявшим нормативный акт
9 Классификация источников трудового права по степени обобщенности Кодифицированные источники Комплексные источники Текущие источники
10 Конституция РФ как источник трудового права Конституция РФ Свобода осуществления трудовой и предпринимательской деятельности Свобода труда, право на здоровые и безопасные условия труда, на защиту от безработицы, на отдых (ст. 37) Компетенция РФ и ее субъектов в области трудового законодательства Приоритет международных норм перед национальными
11 Основные разделы трудового кодекса РФ Общие положения; Социальное партнерство в сфере труда; Трудовой договор; Рабочее время; Время отдыха; Оплата и нормирование труда; Гарантии и компенсации; Трудовой распорядок. Дисциплина труда
12 Основные разделы трудового кодекса РФ Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников; Охрана труда; Материальная ответственность сторон трудового договора; Особенности регулирования труда отдельных категорий работников; Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение Трудового законодательства; Заключительные положения;
13 Подзаконные нормативные акты о труде (федеральные) Указ Президента РФ О порядке привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; Постановление Правительства РФ О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений; Постановление Минтруда РФОб утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. — Указы президента РФ -Постановления, распоряжения Правительства РФ -Акты федеральных органов госуправления: 1)Постановления 2)Инструкция 3)Разъяснения
14 Подзаконные нормативные акты о труде (региональные и муниципальные) Постановление Губернатора Приморского края Об утверждении Положения о порядке проведения уведомительной регистрации коллективных договоров организаций, предприятий, учреждений; Постановление Мэра г. Находки Приморского краяО мерах по реализации Закона Приморского краяО коллективных договорах в муниципальном образовании г. Находка Постановления, распоряжения Губернатора Постановления, распоряжения руководителя муниципального образования
15 Понятие Соглашение о труде Соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально – трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории.
16 Соглашения о труде как источники трудового права Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации, заключенное на годы; Отраслевое соглашение по морскому транспорту на годы; Отраслевое соглашение по железнодорожному транспорту на год. Соглашение о труде: -Генеральное -Региональное -Отраслевое (межотраслевое) -Территориальное
17 ПонятиеЛокальный нормативный акт о труде Локальные нормативные акты о труде – это источники трудового права, принимаемые непосредственно в организациях по вопросам социально- трудовых отношений и распространяющие свое действие только на работников данной организации.
18 Виды локальных нормативных актов о труде *По степени обязательности Общеобязательные локальные акты о труде Локальные акты о труде, принимаемые по усмотрению работодателя или коллектива работников *По принимаемому субъекту Локальные нормативные акты, принимаемые работодателем и работниками совместно Локальные нормативные акты о труде, принимаемые единолично(с уведомительной регистрацией в профсоюзе )
19 Виды локальных нормативных актов о труде *Локальные акты о труде, принимаемые по усмотрению работодателя или коллектива работников Коллективный договор; Положение об аттестации; Положение об премировании; Положение о выплате вознаграждения за выслугу лет; Положение об оплате труда; График сменности *Общеобязательные локальные акты о труде Должностная инструкция; Штатное расписание; Правила внутреннего трудового расписания; График отпусков
20 Виды локальных нормативных актов о труде *Локальные нормативные акты о труде, принимаемые работодателем единолично (с уведомительной регистрацией в профсоюзе) Положение об аттестации; Положение об премировании; Положение о выплате вознаграждения за выслугу лет; Положение об оплате труда; График сменности; График отпусков *Локальные нормативные акты, принимаемые работодателем или работниками совместно Коллективный договор
21 Судебный прецедент как источник трудового права (научная концепция). Источник права в данной концепции – это те судебные акты, которые реально изменяют права и обязанности участников трудовых отношений и обязательно опубликованы. Обоснование: 1). судам предоставлено право анализировать н/а и признавать их недействительными; 2). Верховный Суд дает разъяснения судебной практики, которые чаще всего восполняют пробелы правового регулирования (носят характер не конкретных судебных решений, а общих правовых норм, формируют правоприменительную практику); 3). суды получили право непосредственного применения Конституции, если закон ей противоречит.
22 Виды судебных актов, которые являются источниками трудового права (научная концепция) Постановления Пленума Верховного Суда РФ Постановления Конституционного Суда РФ Решение Верховного Суда по отдельным делам, носящие принципиальный характер и опубликование
23 Действие нормативных актов о труде во времени *Момент вступления нормативного акта о труде в силу КонституцияПодзаконные акты ФедеральныеРегиональные, муниципальные, локальные Законы Федеральные Региональные, муниципальные *Момент прекращения действия нормативного акта
24 Вступление законов в силу о труде: — с момента принятия – по истечении 10 после опубликовании акта – с момента опубликования акта Вступление законов в силу о труде: * Конституция — с момента принятия * Иные законы: 1. Федеральные – по истечении 10 после опубликовании акта 2. Субъектов Федерации, муниципальных образований – с момента опубликования акта С момента, указанного в самом законе
25 3. Указы президента РФ – через 7 дней после опубликования; с момента, указанного в самом акте. 4. Акты органов государственной власти – через 7 дней после опубликования. -Затрагивающие законные права и интересы граждан – подлежат обязательной регистрации в Минюсте, а затем опубликованию. 5. Постановления, распоряжения губернатора или руководителя муниципального образования и Правительства РФ – с момента подписания; с момента, указанного в самом акте.
26 Вступление в силу подзаконных нормативных актов о труде Соглашения о труде Локальные нормативные акты С момента подписания сторонами, либо даты (момента) указанной в акте
27 Действие нормативных актов о труде по кругу лиц Общие источники трудового права: ТК РФ; ГК РФ; КоАП; ФЗ О занятости населения в РФ; ФЗ О минимальном размере оплаты труда в РФ; ФЗ Об охране труда в РФ; ФЗ О коллективных договорах и соглашениях. Специальные источники трудового права: ФЗ О гражданской государственной службе в РФ; ФЗ О статусе судей в РФ; Источники трудового права Распространяющиеся на все категории работников Распространяющиеся на определенные категории работников
28 Действие нормативных актов о труде в пространстве ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АКТЫ РАСПРОСТРАНЯЮТ ДЕЙСТВИЕ НА : *Всю территорию РФ *На отдельную территорию *На территорию субъекта Федерации АКТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РАСПРОСТРАНЯЮТ ДЕЙСТВИЕ НА : *На территорию муниципального образования *На иную территорию в пределах муниципального образования
29 Действие нормативных актов о труде в пространстве РЕГИОНАЛЬНЫЕ АКТЫ РАСПРОСТРАНЯЮТ ДЕЙСТВИЕ НА : *территорию субъекта РФ *На территорию в пределах субъекта федерации СОГЛАШЕНИЯ О ТРУДЕ РАСПРОСТРАНЯЮТ ДЕЙСТВИЕ НА : *На территорию РФ(генеральное) *На территорию субъекта федерации(региональное) *На иную территорию (отраслевое) ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ РАСПРОСТРАНЯЮТ ДЕЙСТВИЕ НА : *На территорию организации