Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья Профессиональные качества современного педагогавоспитателя

Профессиональные и личностные качества и способности педагога (модель современного учителя)

Вы будете перенаправлены на Автор24

Личностные качества и способности педагога

Во все времена к личности педагога предъявлялись высокие требования. Так, по мнению Я.А. Коменского педагог должен быть для своих учеников не только источником новых знаний, но и образцом для поведения, подавать пример внешнего вида и манер. Педагогу необходимо быть гордостью того учебного заведения, где он преподает. Только в этом случае его будут любить ученики, ценить родители учащихся, коллеги и администрация.

Личностные качества и способности педагога, представляющие модель современного учителя представлены тремя основными направленностями:

  • Социально-нравственная направленность – представлена нравственными потребностями, моральными ценностями, чувством долга и гражданской ответственностью. Все перечисленные качества лежат в основе социальной активности учителя, то есть он не замыкается в узком кругу собственных забот, его жизнь связана с жизнью общества, в котором он живет и работает.
  • Профессионально-педагогическая направленность – предусматривает стремление педагога к саморазвитию и самосовершенствованию, постоянному повышению своего профессионального мастерства.
  • Познавательная направленность – направлена на познавательную активность педагога в рамках образовательного процесса и педагогической деятельности.

Помимо указанных направленностей, Н.В. Кузьмина выделяет три типа направленности личности современного учителя:

  1. Истинно-педагогическая – выражается устойчивой мотивацией учителя на осуществляемую им педагогическую деятельность. Учитель уверен в правильности своего профессионального выбора, постоянно развивается и старается максимально удовлетворить желание учащихся в получении новых знаний и умений. Учитель с таким видом направленности не мыслит себя вне школы и педагогической деятельности.
  2. Формально-педагогическая – при такой направленности, мотивация к педагогической деятельности смещена в сторону конкретного предмета. В преподавании данного предмета учитель добивается высоких результатов и «заражает» своей увлеченностью учащихся.
  3. Ложно-педагогическая – отличается тем, что в основе деятельности педагога лежит не заинтересованность в профессии или любовь к детям, а желание самоутвердиться и карьерный рост. В силу различных обстоятельств учитель с такой направленностью может работать в различное время с переменным успехом. Однако искаженность его мотивов приводит к низкому результату в педагогической деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, ряд авторов в области педагогики выделяют различные типы и виды направленности, представляющие собой основные личностные качества и способности учителя.

Необходимо остановиться еще на одном мнении, которое выражено В.А. Сластениным. По его мнению, личностные качества учителя имеют избирательное отношение к окружающей его действительности, пробуждают и мобилизуют скрытые силы педагога, в случае необходимости. Личностные качества и способности педагога представлены мышлением, волей, эмоциями, характером и рядом направленностей на педагогическую деятельность.

В отличие от представленных выше направленностей, В.А. Сластенин считал, что направленность педагога может быть ориентирована:

  • На профессиональное самоутверждение учителя
  • На развитие коллектива учащихся и каждого отдельного ученика
  • На поставленные педагогические цели
  • На используемые педагогом средства работы

Направленность определяется личностными качествами учителями, его стремлениями в педагогической деятельности.

Профессиональные качества и способности педагога

Помимо личностных качеств и способностей учителя, особая роль отводится профессионально-педагогическим качествами и направленностям.

Профессионально-педагогические качества – это основа профессиональной деятельности учителя, представленная эмоционально-ценностным отношением к профессии и иерархией мотивов, побуждающих его на осуществление педагогической деятельности.

В основе структуры профессиональных качеств педагога лежат следующие направленности на:

  • становление и развитие личности ребенка;
  • заботу, любовь и интерес к развитию и самоактуализации каждого ребенка;
  • самого себя, свое развитие как профессионала, совершенствование и расширение педагогического мастерства;
  • самореализацию самого себя в педагогической сфере;
  • предметную сторону педагогической профессии (содержании учебного предмета).

Профессиональные качества, которые определяют эффективную модель современного учителя включают в себя:

  • неподдельный интерес к педагогической профессии;
  • педагогическое призвание;
  • природные склонности к педагогической профессии;
  • эмоционально-положительное отношение к детям, их родителям и коллегам;
  • положительное отношение, в общем, к педагогической деятельности.

Основу профессионального качества любого педагога составляет любовь к детям, которая проявляется в стремлении удовлетворить их желании в получении новых знаний. С этой целью педагог должен постоянно «расти» в профессиональном отношении, стараться совершенствовать и расширять свои знания, овладевать новыми более эффективными методами работы с детьми и т.д.

Современный учитель должен не только хорошо ориентироваться в разных областях науки, составляющих предмет, который он преподает, но и иметь знания и из других областей. Находиться в курсе последних открытий, выдвинутых научных гипотез, проводимых исследованиях и перспективах развития науки и техники. То есть у современного учителя должна быть достаточно обширные знания в различных научных областях.

Учитель должен владеть необходимыми педагогическими умениями и компетенциями. Уметь адаптировать учебный материал так, чтобы он был понятен и интересен детям, легко ими воспринимался и усваивался. Предвидеть и устранять возможные трудности педагогического процесса.

Кроме того, большое значение для современного учителя имеет умение эффективно выстраивать профессиональные взаимоотношения с коллегами, учащимися и их родителями.

Педагогу необходимо переходить от оценки отдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма и компетентности.

О формировании профессионально важных качеств педагогов дошкольного образования

В современных социокультурных условиях проблема формирования профессионально-важных качеств педагогов дошкольных образовательных организаций становится наиболее значимой и актуальной. В связи с чем, подготовку будущих педагогов необходимо осуществлять с акцентом на формирование данных качеств, как основу успешной профессионализации и реализации педагога в педагогической профессии в целом. В настоящее время, в связи с внедрением федеральных образовательных стандартов делается акцент на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых :родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации и детей.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основные принципы дошкольного образования заключаются в[6]:

1) полноценном проживании ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

3) содействии и сотрудничестве детей и взрослых, признании ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержке инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничестве организации с семьей;

6) приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формировании познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Таким образом, актуальные задачи, стоящие перед педагогом дошкольного образовательного учреждения, это — индивидуально-личностный подход к воспитаннику, знакомство его со всем многообразием окружающего мира, раскрытие и реализация способностей ребёнка в различных видах деятельности, формирование его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, духовно-нравственное развитие.

Развитие и формирование ребенка дошкольника во многом зависит не только от профессиональных знаний и умений педагога , но и в той же степени от его личностных качеств. Это связано прежде всего, с особенностью социальной ситуации развития в дошкольном возрасте, сензитивностью к усвоению социокультурного опыта во всём многообразии взаимоотношений детей со значимыми взрослыми.

Как отмечает И.А. Зимняя, именно профессионально-психологический портрет специалиста в области дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными (индивидуально-психологическими) характеристиками и коммуникативными (интерактивными) качествами в их совокупности по сравнению с педагогом любого другого уровня и формы обучения [2].

Структура педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения совпадает с общепедагогической, но способы ее деятельности и приемы выполнения являются специализированными. Деятельность педагога дошкольного образования многоаспектна и имеет творческий характер. Мобильность, способность к решению нестандартных профессиональных ситуаций, готовность изменяться и расти, самостоятельность, высокий самоконтроль и ответственность за собственные действия и поступки, принятые решения – все эти характеристики высокого профессионала относятся и к педагогу. Педагог должен стремиться творчески развиваться и самосовершенствоваться, иначе может произойти профессиональная деформация личности с элементами выгорания.

Деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения, с нашей точки зрения, должна характеризоваться следующими параметрами: умением определять цели профессионально-личностного роста и развития на основе личных профессиональных потребностей; ориентация на гуманистические принципы педагогической деятельности в условиях дошкольного учреждения; потребностью в духовно-нравственном саморазвитии и самообразовании, способностью к преодолению препятствий, принятию ответственности за свои действия, жизнь и здоровье доверенных детей; жизненной мудростью, уверенностью в себе, осознанием общественной значимости профессии, убежденностью в правильности выбора); диалогичностью процесса общения с окружающими. Коммуникативный аспект предполагает установление доверительных отношений с детьми, коллегами, регулирование межгрупповых, внутригрупповых отношений субъектов педагогической деятельности.

Читать еще:  Бестарифные системы оплаты труда Виды Сфера применения

Таким образом, профессиональная деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью, что определяется многими факторами и в определенной мере зависит от тех личностных и профессиональных качеств человека, определяющихся содержанием и характером выбранной профессиональной деятельности.

Критерием правильного выбора профессии является соответствие склонностей и способностей человека тем требованиям, которые данная профессия предъявляет к работнику.

Нормативные требования к педагогу заложены в квалификационных и профессиографических моделях. Профессиограмма педагога включает в себя следующие качества: профессиональные педагогические и психологические знания, коммуникативную компетентность, нервно-психическую устойчивость, распределение внимания, оперативную память и мышление, адекватную самооценку, уважение к людям, интерес к ним, педагогическую наблюдательность, хорошо развитую речь и др.

Профессиографический подход содержит объективные требования профессии к человеку, профессиограмма как модель личности и деятельности педагога «отражает его основные функции, круг теоретических знаний, перечень педагогических умений и навыков, интегративные профессионально-личностные качества» [1].

По словам В.А. Сластенина в структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого сосредоточены основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности педагога включает интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к педагогической профессии, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу [7].

Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего педагога в воспитательную, учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность. Между тем субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызывать увлеченность деятельностью, убежденность в своей пригодности к ней[5].

Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины и профессионально-педагогической деятельности. Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности:

Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности педагога [3].

В настоящее время основные требования к педагогу отражаются в профессиональном стандарте. Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации, даётся описание трудовых функций, определяющих должностные обязанности. Структура трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» включает: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания и другие характеристики. Содержание трудовой функции педагогов дошкольного образования включает в себя развитые коммуникативные, организаторские и творческие способности; высокий уровень знаний по организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста, знание общих закономерностей развития личности ребёнка дошкольника. Особым компонентом выделяется соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики [4].

Нами был проведён опрос студентов и преподавателей факультета педагогики, психологии и коммуникативистики. Студентам и преподавателям был предложен один вопрос: «Какими личностными и профессиональными качествами, должен обладать воспитатель дошкольного учреждения?»[10]

На основе полученных данных мы выделили следующие важнейшие слагаемые модели личности педагога-дошкольника:

— любить любого ребенка, каков он есть;

— видеть в каждом ребенке личность, воспитывать в нем чувство справедливости, достоинства и ответственности за себя и свои поступки;

— хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительный эмоциональный фон вокруг него;

— верить в возможность каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны;

— раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум;

— поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» — главная формула дошкольного образования;

— учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, воспитывать желание помочь окружающим;

— замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития;

— духовность, нравственность и интеллигентность;

— высокий уровень общей и нравственной культуры;

— развитое педагогическое мышление и современная педагогическая позиция;

— ценностные ориентиры и гуманистическая направленность;

— высокая профессиональная компетентность;

— развитые педагогические способности;

— сформированность эмоционально-чувственной сферы личности;

— владение прогрессивными педагогическими технологиями;

— творчество и мастерство;

Как мы видим, идеальная модель педагога-дошкольника представляет собой единство двух взаимопроникающих и взаимодополняющих частей. Личностные характеристики, такие как, любовь к детям, терпимость, ответственность, доверие, понимание, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях, эмпатия, беспокойство за их будущее, умение жить их интересами, личное обаяние, чувство юмора, находчивость и профессиональные характеристики: способность налаживать коммуникативные связи; владение дошкольными методиками, раскрывающими природные задатки детей и желание их дальнейшего развития в способности; глубокое знание дошкольного образования и воспитания и интерес к педагогической науке; психолого-педагогическая подготовка, высокий уровень интеллектуального развития и широкий общий кругозор; владение межпредметными связями, умение интересно и доступно объяснять материал, умение давать теоретический материал не изолированно, а в конкретной связи с требованиями практической работы; твердость и решительность, уверенность в себе, сила воли, самоотдача.

Таким образом, личность педагога дошкольного образовательного учреждения должна характеризоваться высоким уровнем предметных знаний, умением применять их на практике, владеть современными технологиями воспитания и обучения; высоким уровнем духовно-нравственной культуры, любовью к детям, развитыми коммуникативными качествами, что обусловлено необходимостью постоянного учета в своей работе возрастных особенностей детей дошкольного возраста, трудностями преимущественно игровой формы обучения, целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения в дошкольном учреждении. Необходимо развивать те качества личности, которые выступают как более значимые в обусловливании типа ориентированности на взаимодействие с детьми.

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., Просвещение.1990.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие.-Ростов н/Д: Изд-во “Феникс”, 1997.

3. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб.,1995.

4. Кобышева Л.И. Организация профессионального самоопределения студентов в условиях вуза // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2649 (дата обращения: 20/05/2016).

5. Панько Е.А. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения. М., 2002.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации(Минобрнауки России) г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в «РГ» — Федеральный выпуск №6241 Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384

7. Подобин Алексей Евгеньевич. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности: Дисс. канд. пед. наук : 13.00.06 : Кострома, 1999 228 c.

8. Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования /Утверждён приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от «18» октябра» 2013 г. № 544н

9. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. М., 2001.

10. Щербина А.И. Формирование духовно нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений: дисс.канд.пед.наук:13.00.08: Москва, 2013

Международный журнал

гуманитарных и естественных наук

Вареникова И.А. Личностные качества педагога, оказывающие влияние на формирования личности ученика, в современных условиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №8. – С. 29-31

Личностные качества педагога, оказывающие влияние на формирования личности ученика, в современных условиях

И.А. Варе никова , учитель

Муниципально е бюджетно е образовательно е учреждение « Чернозёмненская средняя школа» Советского района Республики Крым

Читать еще:  Комплексная проверка состояния охраны труда на предприятии

(Россия, с. Чернозёмное )

Аннотация. Статья посвящена роли педагога в воспитании и формировании личн о сти обучающегося. Рассмотрены цели, стоящие перед современным учителем, и пробл е мы, возникающие в процессе воспитания. Особое внимание уделен о личностным качес т вам педагога и формам его работы.

Ключевые слова: р оль педагога, личностные качества, личность обучающегося.

В нынешнее время и зменения в совр е менно м мире происходят стремительно. Еще двадцать пять или тридцать лет назад ребенок развивался в условиях малого с о циума (семья, друзья в школе или во дв о ре, в спортивном или творческом колле к тиве). Сегодня, в условиях постиндустр и ального информационного общества, р е бенок находится в ситуаци и , когда все технические новшества становятся реал ь ным бытием подрастающего поколения: различные гаджеты , интерактивные и г рушки, компьютерные игры и т.д. Кроме того, огромный поток информации , обр у шивающийся на неокрепшую психику подростка , не всегда позволяет адекватно её воспринимать.

Во многих семьях дети живут в довол ь но комфортных условиях, они хорошо и н формированы, есть возможность путеш е ствовать, а также общаться с большим к о личеством людей в социальных сетях. Они энергичны и хорошо осведомлены о те х нических достижениях средств коммун и кации, и имеют навыки их использования, порой даже лучше своих родителей.

С другой стороны , на сегодня имеется значительная часть детей, воспитыва ю щихся в семьях, проживающих на грани бедности, которые лишены возможности пользоваться в полной мере всеми благами нынешней цивилизации, а, следовательно, их общий кругозор окружающего мира значительно ниже первой группы .

Всё это приводит к тому, что в одном классе находятся ученики, у которых ра з ные взгляды на реальную действител ь ность за окнами учебного класса, а также разное восприятие существующих прав о порядков, норм морали, обычаев, правил поведения в семье и т.д. Если ученики из первой группы в своём большинстве не имеют идеалов, не признают влас ти, но верят в свои возможности, то у других в о просы реализации своих возможностей не стоят на повестке дня, ибо в их семьях на первый план выходят текущие проблемы жизни.

Отсюда для учителя – педагога выпл ы вает дополнительная проблема: иметь дело не только с разными по уровню общего технического развития учениками, их х а рактерами и возможностями реализации себя как индивидуума, но и разными взглядами на существующую действ и тельность и свое место в этой реальной действительности.

В этих условиях образование является ключевым аспектом глобальных ко м плексных рамок, определяющих цели у с тойчивого развития. Оно лежит в основе наших усилий, связанных как с адаптацией к происходящим изменениям, так и с пр е образованием мира, в котором мы живем. Качественное базовое образование являе т ся необходимой основой для обучения на протяжении всей жизни в условиях сло ж ного и быстро меняющегося ми ра [ 3 , ст. 3].

Поэтому, создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания как внутри среди учеников с одной стороны, так и между учениками и учителем – с другой, воспитание доброжелательности, уваж е ния, сотрудничества, определяют успе ш ность процесса обучения и воспитания. Ведь у читель и ученик – это две основные фигуры в системе образования. Их вза и моотношения на уроке и вне его оказыв а ют решающее влияние на весь учебно-воспитательный процесс, который должен основываться на интересах и принципах жизни детей существующего поколения.

Согласно « Стратегии развития воспит а ния в Российской Федерации на период до 2025 года » приоритетной задачей Росси й ской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские тр а диционные духовные ценности, облада ю щей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирно му созиданию и защите Род и ны [ 4 ] .

Создание условий для решения данной задачи и непосредственное её выполнение является основной целью работы педагога . И в первую очередь это касается школьн о го учителя.

Какими же психологическими качес т вами и способностями должен обладать педагог для успешного взаимодействия и общения с обучающимися?

Вот некоторые цитаты из высказываний известных учёных — педагогов, писател е й, литературных критиков [ 5 ] :

– «Воспитывает всё : люди, вещи, явл е ния, но прежде всего и дольше всего – л ю ди. Из них на первом месте – родители и педагоги» ( А. С. Макаренко).

– «Воспитывающий должен сам обл а дать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными во з зрениями» ( М.П. Драгоманов ) .

– «Учатся у тех, кого любят» ( И. Гёте ) .

Зеер Э.Ф. дает следующие личностные качества , структура которых, по его мн е нию, и составляет собственно педагогич е ские способности [1, C. 111-112] :

– способность делать учебный материал доступным;

– творчество в работе;

– педагогически-волевое влияние на учащихся;

– способность организовать коллектив учащихся;

– интерес и любовь к детям;

– содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

– способность связать учебный предмет с жизнью;

Современные требования к уровню о б разования дикту ю т необходимость влад е ния еще одним качеством – с пособность ю свободно использовать в своей работе с о временные технические средства и во з можности информационных технологий . Ведь жизнь нынешнего подростка не мы с лима без использования этих достижений цивилизации. Педагог просто обязан быть в курсе тенденций технического прогресса в сфере информационных технологий , чтобы иметь возможность направлять в созидательное русло этот источник поле з ной и, к сожалению, не всегда полезной информации. То есть надо всегда учиться с а мому, ч тобы стать хорошим учителем. Учит ь ся, работая над собой, учиться, передавая свои знания другим.

Педагогическая практика свидетельс т вует о том, что любой учащийся воспр и нимает учителя в первую очередь как ли ч ность. И менн о в преломлении индивид у альных качеств педагога формируется си с тема знаний, воспринимаемых обучающ и мися. Э то несомненно имеет особый смысл и значимость.

Каждый уважающий себя педагог об я зан быть современным учителем: не тол ь ко обучать своему предмету учащихся, но и воспитывать, а также развивать его ум е ния и навыки. Всегда стремиться к тому, чтобы в центре его педагогической де я тельности находился ребенок, который я в ляется не объектом, а субъектом обучения и воспитания.

По специальности я учитель математики и основ информатики. Но, так сложилось в моей жизни, что начало моей педагогич е ской деятельности было связано с преп о даванием физики . Специфичность сельской школы стала результатом моей « многопр о филь ности » и широкого кругозора. Физика не была моим любимым предметом в шк о ле. Возможно потому, что слишком часто менялись учителя, неуспев раскрыть перед своими учениками суть и значение этой увлекательной науки. Когда же передо мной стала задача преподавания этого н е простого предмета, я решила, что самым важным будет заинтересовать учеников, пробудить в них азарт поиска истины.

З адумываясь над тем, чтобы на каждом уроке дети проявляли свои творческие способности, раскрывали свои, возможно даже не ведомые им самим, таланты, стр е мились быть активными и увлечёнными, я понимаю, что необходимо формировать положительное отношение ребят к учебе, развивать их стремление к более глубок о му познанию изучаемого предмета. И ф и зика как предмет дает для этого массу возможностей. Ведь эта наука раскрывает перед детьми основы мироздания, позв о ляет заглянуть как в космические дали, так и в суть строения окружающего мира, и с следовать природные явления и разобрат ь ся в принципах работы сложнейших с о временных технологий. Истории научных открытий и их творцов являются для детей ярчайшим примером увлекательного пои с ка, неуёмности, творческого азарта и с а мопожертвования.

Читать еще:  Как работодателю исправить ошибки в больничном

1. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образов а ния. – Екатеринбург, 2000. – 212 с .

3. Переосмысливая образование . Образование как всеобщее благо? Издано в 2015 г. О р ганизацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 7, place de Fontenoy , 75352 Paris 07 SP, France Название оригинала: Rethinking Education : Towards a global common good ?

THE PERSONAL QUALITIES OF THE TEACHER EXERTING IMPACT ON FO R MATIONS OF THE PERSONALITY OF THE PUPIL IN MODERN CONDITIONS

I.A. Varenikova , teacher

M unicipal budgetary educational institution « Che rnozemnenskaya secondary school » of the Soviet district of the Crimea

Abstract. The article is devoted to the role of the teacher in the upbringing and formation of the personality of the pupil. The goals of the modern teacher and the problems that arise in the process of upbringing are considered. Particular attention is paid to the personal qualities of the teacher and the forms of his work.

Keywords: role of the teacher, personal qualities, personality of the pupil.

Специфика профессионально важных качеств учителя начальных классов

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 20.01.2018 2018-01-20

Статья просмотрена: 843 раза

Библиографическое описание:

Вазлеев, В. А. Специфика профессионально важных качеств учителя начальных классов / В. А. Вазлеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47830/ (дата обращения: 08.10.2021).

Профессионально важные качества (ПВК) педагога являются интегрированным личностным образованием педагога, отражает единство его теоретической и практической готовности к эффективному осуществлению различных управленческих функций (информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационной, контрольно-регулятивной и др.).

В принятом новом Государственном стандарте начального образования реализуется компетентностный подход к обучению, сущность которого В. Савченко формулирует в виде краткой формы: “привычный результат обучения “я знаю” меняется на “я знаю, как это применить, я это понимаю” [1]. Следовательно, в Государственном стандарте вложено содержание, которое должно способствовать развитию основной компетентности “учить учиться” для начальной школы имеет особое значение. Как утверждает В. Савченко, без развитого умения учиться не может быть эффективного образования, и поскольку учебная деятельность у младших школьников формируется впервые, она требует особого внимания.

Понятие «специфика ПВК» проявляется в трех основных аспектах:

1) в том, что какие-либо качества могут быть нужны только для данной профессии (специальности) и не требоваться для других даже родственных профессий, это можно назвать спецификой самих качеств.

2) одинаковые по своей сути качества необходимы для многих или даже для всех родственных профессий, но на разном уровне своего развития — для одних профессий нужен высокий уровень качества, для других — средний или низкий, имеется в виду специфика уровня развития качества.

3) наконец, своеобразие ПВК может выражаться в том, как они структурированы, какое место занимает в общей структуре ПВК то или иное качество (группа, подструктура качеств), следовательно, речь здесь идет о специфике иерархии качеств, их ранге.

Изучение проблемы показало, что ПВК личности учителя начальных классов базируется на общей структуре ПВК учителя, а между различными учительскими специальностями по сути имеется больше сходства, чем различия, так как функции, содержание деятельности разных учителей схожи, и это требует во многом одинаковых педагогических способностей и других ПВК; различия в большей степени определяются спецификой преподаваемых предметов.

Вместе с тем выявляется своеобразие профессии и ПВК учителя начальной школы. Кратко оно состоит в следующем. Для учителя младших классов действительно необходимы некоторые особые качества, не требующиеся для других учителей. Это, например, педагогическая направленность личности именно на работу с младшими школьниками, не вообще любовь к детям, а устойчивый интерес к ученикам начальных классов, склонность к общению с ними, их обучению и воспитанию. Специфична та часть знаний, умений и навыков, которые требуются для работы с младшими школьниками. В эту группу особых качеств можно включить и более широкий характер (спектр) предметно-академических способностей учителя начальных классов, а именно сочетание способностей к естественно-математическим, лингвистическим и музыкально-художественным дисциплинам. Именно учителям начальных классов должны быть особенно свойственны внимание к мелочам и деталям, сочетание яркого образного мышления со словесно-логическим, способность вообразить себя не только в роли реальных, но и фантастических персонажей

Исследовав теоретические аспекты, мы обратились к участникам педагогического процесса с вопросом, каким они видят идеального учителя будущего учителя, какие качества его характеризуют? Мы провели собственный опрос для выяснения мнения тех, кого касается данный вопрос, это ученики, учителя, родители, работодатели (представители администрации учреждения образования). В ходе опроса и анкетирования мы задавали вопрос, выясняли, каким из профессионально-личностных качеств учителя они отдают преимущество. Опрос, анкетирование проводилось различными способами. Одним участникам предлагалось самостоятельно определить профессионально-личностные качества учителя, остальным участникам были предложены анкеты, в которых среди предложенного перечня качеств необходимо было определить основные.

В результате анализа полученных данных было установлено, что учителя, на первое место ставят знания по предмету, дисциплине, мастерство, то есть качества, которые характеризуют профессионализм. Другие данные полученные в результате анализа обработки анкет учащихся, они, в отличие от учителей, на первые места ставят следующие профессионально-личностные качества: справедливость, доброту, искренность, тактичность, честность, вежливость, порядочность, толерантность, чувство юмора, то есть те качества, которые характеризующих гуманистический подход к учащихся и студентов и создают комфортные условия для обучения. Родители определили как профессиональные качества — знания предмета, умение подать знания, организовать учебно-воспитательный процесс, требовательность так и качества гуманистического направления — уважение к детям, терпение, доброта. То есть родители совмещают те качества, которым отдали предпочтение учителя и ученики. Работодатели (представители администрации учреждений образования) отметили, что будущие учителя должны быть коммуникативные, инициативные, креативные, трудолюбивые, порядочные.

Для каждой специализации учителя и в зависимости от функций, которые будет выполнять будущий учитель зависит набор или перечень профессионально -личностных качеств. Мы остановимся на качествах будущего педагога, который при условии сформированности указанных ниже качеств будет успешно выполнять различные педагогические функции. Учитывая результаты исследования теоретических источников, собственного опроса и ориентиры современной педагогики на гуманизацию и демократизацию учебного процесса, а также соглашаясь с мнением Кузьминой Н. В. относительно того, что учителю-мастеру не обязательно обладать всеми перечисленными (существующими) качествами, а достаточно сформировать основные, поэтому нами были определены приоритетные профессионально- личностные качества будущего учителя, которые на наш взгляд являются самыми существенными с точки зрения эффективности педагогической деятельности, а именно, коммуникативность, толерантность, творчество (креативность), эмпатия, гуманность.

Итак, профессионально важные качества педагога являются динамическим образованием, требует постоянного развития и содержательного наполнения новыми данными — педагогики, психологии, антропологии, педагогического менеджмента. Выявленную специфику ПВК следует учитывать в профессиональной ориентации, при отборе поступающих в педагогические учебные заведения, а главное, в процессе подготовки будущих специалистов, в деятельности преподавателей педучилищ и педвузов, в работе учителей по профессиональному совершенствованию.

  1. Казакова А. А.. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2018. — 53 с.
  2. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 24

3. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. —— Л.: Знание, 1985. — 32 с.

4. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. — М., Академия, 2004, 320 стр.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector