Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 35 Комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений

Статья 35 Комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона Санкт-Петербурга «О Трехсторонней комиссии
Санкт-Петербурга по регулированию социально-трудовых
отношений»

Проект закона Санкт-Петербурга «О Трехсторонней комиссии Санкт-Петербурга по регулированию социально-трудовых отношений» подготовлен в соответствии с пунктом 1.4 Плана нормотворческих работ исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга на 2003 год, утвержденного распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 11.03.2003 N 430-ра.

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (глава 5, статья 35) являются органами социального партнерства, и законодательное регулирование их деятельности относится к сфере трудового законодательства, то есть к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, статья 72, пункт 1, подпункт к).

Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации законодательное регулирование по предметам совместного ведения осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее — РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (далее — федеральный закон).

В свою очередь, часть 3 статьи 35 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что «в субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации».

Такие комиссии, по данным РТК на 1 января 2003 года, действуют более чем в 80 субъектах Российской Федерации. Законы, которыми регулируется деятельность комиссий, приняты (по имеющимся сведениям) в Республике Карелия, Удмуртской Республике, Алтайском и Хабаровском краях, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Сахалинской, Тамбовской, Тверской, Челябинской, Ярославской областях, г.Москве.

В Санкт-Петербурге также действует Трехсторонняя комиссия Санкт-Петербурга по регулированию социально-трудовых отношений (далее — Трехсторонняя комиссия), однако соответствующий закон Санкт-Петербурга так и не принят.

Следует отметить, что в 2001 году Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Закон Санкт-Петербурга «О социальном партнерстве», который содержал главу, посвященную Трехсторонней комиссии. Однако указанный Закон Санкт-Петербурга был возвращен губернатором Санкт-Петербурга без подписания, с предложением внести ряд поправок, в том числе касающихся вопросов регулирования деятельности Трехсторонней комиссии. При повторном рассмотрении Законодательным Собранием закон принят в целом не был и, следовательно, в силу не вступил.

Сегодня основополагающие вопросы нормативно-правового регулирования социального партнерства в сфере труда решены с принятием Трудового кодекса Российской Федерации (раздел II), нашли либо должны найти решение в федеральных законах, принятие которых предусмотрено Трудовым кодексом. Поэтому, по нашему мнению, нет необходимости разработки развернутого регионального закона о социальном партнерстве.

Также не представляется целесообразным создание в условиях Санкт-Петербурга территориальных (т.е. муниципальных) трехсторонних комиссий, т.е. регулирование социально-трудовых отношений в каждом из 114 муниципальных образований.

Таким образом, необходимо принятие закона Санкт-Петербурга, определяющего правовую основу формирования и деятельности Трехсторонней комиссии.

При разработке за основу взяты соответствующие положения и нормы Федерального закона от 1 мая 1999 года N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Учтены также поправки, предложенные губернатором Санкт-Петербурга в 2001 году при рассмотрении Закона Санкт-Петербурга «О социальном партнерстве».

Закон Санкт-Петербурга «О Трехсторонней комиссии Санкт-Петербурга по регулированию социально-трудовых отношений» (далее — закон) призван содействовать развитию социального партнерства в Санкт-Петербурге, направлен на предупреждение коллективных трудовых споров и иных видов социально-экономических конфликтов.

Закон устанавливает, что Трехсторонняя комиссия состоит из представителей действующих на территории Санкт-Петербурга межрегиональных объединений профсоюзов, межрегиональных (региональных) объединений работодателей и представителей Правительства Санкт-Петербурга. Такой формат представительства, принятый по аналогии с РТК, отражает также реальную деятельность сторон социального партнерства в Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге зарегистрированы и действуют межрегиональные объединения профсоюзов (межрегиональное объединение «Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области», Межрегиональное объединение профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединения профсоюзов России СОЦПРОФ), региональное объединение работодателей (Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга.

В соответствии с принципами, принятыми на федеральном уровне для формирования РТК, представительство всех трех сторон определяется каждой из них самостоятельно.

При этом представительство объединений профсоюзов определяется по договоренности между ними, с учетом количества работников, представляемых каждым из объединений. Такой же принцип установлен и для объединений работодателей: критерием представительства должно являться количество работников, работодатели которых входят в каждое из договаривающихся о представительстве объединений.

Представители Правительства Санкт-Петербурга в Трехсторонней комиссии назначаются Правительством Санкт-Петербурга.

Закон устанавливает принцип равного представительства и ограничивает численность каждой из сторон Трехсторонней комиссии (не более 15 человек).

Помимо основной задачи — подготовки Трехстороннего соглашения Санкт-Петербурга и контроля за его выполнением — деятельность Трехсторонней комиссии в соответствии с законом включает анализ социально-экономического положения в Санкт-Петербурге и разработку рекомендаций по его улучшению и предупреждению социально-экономических конфликтов. С этой целью закон наделяет Трехстороннюю комиссию рядом полномочий, важнейшими из которых являются право на получение необходимой информации, право на ведение консультаций с органами государственной власти по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики, право вносить предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

В соответствии с принципами социального партнерства, провозглашенными Трудовым кодексом Российской Федерации, закон устанавливает, что решения Трехсторонней комиссии принимаются при условии, если за них проголосовали все три стороны.

Закон не регламентирует порядок работы Трехсторонней комиссии, предоставляя ей полномочия по разработке регламента, определения порядка подготовки и заключения Трехстороннего соглашения Санкт-Петербурга и созданию рабочих органов. При этом в законе названы создаваемые рабочие органы (координационный совет, секретариат и рабочие группы), установлен их состав, порядок формирования, основные полномочия и направления деятельности. Таким образом, законодательно закрепляется существующая и оправдавшая себя практика деятельности комиссии.

В законе определены права и обязанности координатора Трехсторонней комиссии и координаторов сторон. В целом, круг этих прав и обязанностей построен по аналогии с федеральным законом.

Также необходимо отметить, что в соответствии с федеральным законом координатор РТК назначается Президентом Российской Федерации. Поэтому принципиально важным представляется то, что координатор Трехсторонней комиссии назначается Губернатором Санкт-Петербурга. Это отвечает статусу высшего должностного лица Санкт-Петербурга, которым является Губернатор Санкт-Петербурга.

Координаторы сторон, представляющих объединения профсоюзов и объединения работодателей, избираются указанными сторонами, а координатор стороны, представляющей Правительство Санкт-Петербурга, назначается Правительством Санкт-Петербурга.

Закон содержит положение о правом статусе действующей в настоящее время Трехсторонней комиссии, сформированной на основании Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях». Предусматривается, эта комиссия будет осуществлять свою деятельность в соответствии с предлагаемым законом до момента формирования новой Трехсторонней комиссии. Таким образом обеспечивается непрерывность и преемственность в работе органов социального в Санкт-Петербурге.

Закон устанавливает, что организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

Принятие закона, не требует дополнительных затрат из бюджета Санкт-Петербурга.

Закон не требует также внесения изменений в существующую нормативно-правовую базу.

Текст документа сверен по:
рассылка

Статья 35 Комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 3 Издание ›
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ ›
  • Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда ›
  • Глава 5. Органы социального партнерства ›
  • Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

Читать еще:  Кем можно работать в 13 лет девочке?

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Часть шестая утратила силу.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

В соответствии с комментируемой статьей органами социального партнерства на всех его уровнях выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, создаваемые представителями сторон для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за их выполнением.

Комиссии создаются по решению сторон на всех уровнях социального партнерства. В них включаются на равноправной основе представители сторон, наделенные необходимыми полномочиями представителями сторон (ч. 1 коммент. статьи).

Полномочия представителей сторон должны быть надлежаще оформлены приказом (распоряжением) работодателя, решением профсоюзного органа, объединения работодателей. В случаях, когда работников представляет не профсоюз, а иной представитель (ст. 31 ТК), необходимо решение собрания (конференции) об избрании тайным голосованием для осуществления соответствующих полномочий.

В комментируемой статье конкретизируются сфера действия комиссий на соответствующем уровне, их состав и правовые основы деятельности.

Комиссии могут быть трехсторонними и двусторонними, действовать как на постоянной, так и на временной основе в зависимости от усмотрения сторон. На всех уровнях комиссии действуют на аналогичных принципах.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Правовой основой ее формирования и деятельности наряду с ТК является Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

Она формируется на основе принципов:

1) добровольности участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в деятельности комиссии;

2) полномочности сторон;

3) самостоятельности и независимости.

Утверждение и замена членов общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в Комиссии производятся в соответствии с решениями органов указанных объединений; утверждение и замена представителей Правительства РФ – в соответствии с постановлением (распоряжением) Правительства РФ.

Основными целями Комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон. Основными задачами Комиссии являются:

ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;

содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;

распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;

изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

Успешное решение задач обеспечивается предоставлением Российской трехсторонней комиссии широкого круга основных прав. Среди них право:

проводить с федеральными органами государственной власти в согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;

разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти в согласованном с ними порядке предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений;

принимать по согласованию с Правительством РФ участие в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания РФ – в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания РФ (подробнее см. ст. 4 Федерального закона от 01.05.1999 № 92-ФЗ).

Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны.

Члены Комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания Комиссии.

Координатор Комиссии назначается Президентом РФ. Не являясь членом Комиссии, он осуществляет многообразную деятельность, обеспечивающую ее эффективную работу. Координатор Комиссии не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании.

Учитывая значительную роль Российской трехсторонней комиссии, ТК четко определил круг вопросов, которые в настоящее время решаются Правительством с учетом мнения Комиссии.

К ним относятся:

– определение особенностей порядка исчисления средней заработной платы, установленного ст. 139 ТК;

– определение перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК);

– утверждение перечней профессий для творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов, с которыми могут заключаться срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК), оплата труда которых в выходные и нерабочие праздничные дни может определяться на основании трудового договора, коллективного договора или локального нормативного акта организации (ст. 153 ТК);

– утверждение перечней производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (ст. 253 ТК);

– установление порядка утверждения перечней работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельных норм переноски и передвижения ими тяжестей (ст. 265 ТК);

– установление перечней профессий для работников в возрасте до 18 лет, в отношении которых отменено запрещение направлять их в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Это относится к творческим работникам средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов (ст. 268 ТК);

– установление порядка определения особенностей работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских, фармацевтических, работников культуры (ст. 282 ТК)).

В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

Так, в настоящее время действует Закон города Москвы от 11.11.2009 N 4 «О социальном партнерстве в городе Москве», в соответствии со ст. 10 которого создана Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Она ведет коллективные переговоры, подготавливает проект, обсуждает и заключает Московское трехстороннее соглашение; оказывает практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (окружных и районных) соглашений.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых организуется в соответствии с региональными соглашениями о социальном партнерстве, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. Они, как правило, являются постоянно действующими.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Такие комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства, как на двух-, так и на трехсторонней основе.

Их задача – проведение коллективных переговоров, подготовка проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключение. Их деятельность строится на принципах, общих для комиссий всех уровней.

ТК предусматривает также создание комиссии на локальном уровне для ведения переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Поскольку лицам, участвующим в коллективных переговорах, в соответствии со ст. 39 ТК предоставляются гарантии и компенсации, важно своевременно оформить создание комиссии совместным решением сторон, обеспечивающим возможность и своевременность предоставления установленных для них льгот.

Читать еще:  Дополнительный отпуск сотрудникам полиции за выслугу лет

Нестабильная макроэкономическая ситуация 2014-го года уже вызвала весьма негативные последствия в сфере социально-трудовых отношений: это сложности в обеспечении занятости и трудоустройства граждан; увеличение числа безработных в связи с сокращением рабочих мест; банкротство и ликвидация предприятий; многочисленные факты длительной задержки заработной платы; снижение номинального размера заработной платы. В прошлый кризис 2008-го еще одним таким нарушением была незаконная практика введения в организациях неполной рабочей недели (двух– и трехдневной) с неоплачиваемыми дополнительными выходными днями. Пока о таких случаях не слышно, но в связи с тем, как разворачивается рыночная ситуация, может быть, и подобное российские компании начнут практиковать.

В целом, широко распространены такие факты, как, например, запрещение работодателями создавать работникам по своей инициативе в трудовых коллективах первичные профсоюзные организации, вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры.

Оценивая указанные факты, нельзя не учитывать, что они являются грубыми нарушениями конституционных прав граждан в сфере труда, основу которых составляют международно-правовые нормы МОТ.

Поэтому значительное усиление требований к работодателям о строжайшем соблюдении норм трудового законодательства в условиях экономического кризиса поднято на уровень общегосударственной политики по защите трудовых прав и интересов работников.

Цель взаимодействия социальных партнеров – согласование комплекса антикризисных мер, способствующих сохранению эффективных рабочих мест, снижению социальной напряженности в коллективах, обеспечению содействия занятости и сдерживанию массового высвобождения работников, защите их трудовых прав.

Социальное партнёрство

На территории Александровского района создана районная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссия является постоянно действующим органом системы социального партнерства, образованным в соответствии со статьей 35 Трудового кодекса профсоюзными организациями, администрацией района и работодателями. Комиссия руководствуется в своей деятельности законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Положением, утвержденным Решением Дуиы Александровского района.

План работы трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Заседания трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Состав трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на территории Александровского района

Координатор комиссии: Монакова Л.М. — заместитель Главы Александровского района
Секретарь комиссии: Ковалева О.Г. — ведущий специалист по поддержке предпринимательства и муниципальному заказу

начальник отдела образования Администрации района

начальник отдела культуры, спорта и молодежной политики Администрации района

директор ОГКУ «Центра занятости населения Александровского района»

начальник ГУ–ОПФ РФ в Александровском районе

директор ООО «Центр поддержки предпринимательства»

председатель профсоюзного комитета ОГАУЗ «Александровская РБ»

председатель райкома профсоюзов Александровского района

председатель профсоюза МУП «Жилкомсервис»

председатель профсоюза ИП Куксгаузен Ю.А.

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области

Рейтинг муниципальных образований по степени охвата коллективно-договорным процессом предприятий и организаций, зарегистрированных и включенных в Статрегистр на территории муниципального образования

Соглашение о социальном партнерстве между Администрацией Томской области, Федерацией профсоюзных организаций Томской области, объединениями работодателей Томской области на 2017–2019 годы

Территориальное соглашение о социальном партнерстве между администрацией Александровского района, районными объединениями организаций профсоюзов (профсоюзными организациями), районными объединениями работодателей (работодателями) на 2019-2021 годы

Предоставление органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области государственной услуги по регистрации коллективных договоров

Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги

1) заявление, составленное заявителем по форме;

В заявлении на предоставление государственной услуги по регистрации коллективного договора должны быть указаны:

2) коллективный договор не менее двух экземпляров, один из которых обязательно должен быть оригинал. Копии коллективных договоров должны быть заверены печатью (при наличии) и подписью ответственного лица;

3) в случае заключения коллективного договора иными представителями работников, кроме профсоюзов, представляется выписка из протокола собрания, подтверждающая полномочия представителя работников на ведение переговоров и заключение коллективного договора от имени работников;

4) полномочия представителя работодателя при представлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, должны подтверждаться доверенностью.

Коллективный договор должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью (при наличии) и иметь:

Тексты документов должны быть написаны разборчиво, без подчисток, приписок, зачеркнутых слов и исправлений.

Заявление на предоставление государственной услуги по регистрации коллективного договора

Заявление на предоставление государственной услуги по регистрации изменения, дополнения, внесённого в коллективный договор

Профсоюзы в Александровском районе

Профсоюзы в Александровском районе играют важную роль: участвуют в общественной жизни района, способствуют через трудовые коллективы разработке и реализации программ развития, осуществляют мероприятия по повышению качества услуг, производительности труда, укреплению дисциплины и ответственности каждого работника за исполнение своих трудовых обязанностей, участвуют в работе разного рода комиссий( в том числе районной трехсторонней комиссии) и разработке территориального соглашения о социальном партнерстве.

На территории Александровского района числится 6 профсоюзных организаций:

Наименование профсоюзной организации

Количество
работающих,
чел.

Количество
членов профсоюза,
чел.

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ

Трудовой кодекс Российской Федерации с комментариями

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Трудовой кодекс РФ с комментариями

Раздел 2. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА

Глава 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть шестая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

(часть седьмая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Комментарий к статье 35

§ 1. В ч. 1 и последнюю ст. 35 внесены редакционные изменения, не затронувшие их смысл. Изменения ч. 5 этой статьи состоят в ее дополнении упоминанием о межотраслевом уровне (что корреспондирует со ст. 26 об уровнях социального партнерства) и формулировании наименования отраслевых (межотраслевых) комиссий вместо указания на их цели, как это было ранее. В новой редакции эти комиссии именуются так же, как и комиссии на федеральном, региональном и территориальном уровнях, — комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений. Кроме того, с учетом сложившейся практики в этой части ст. 35 указано, что отраслевые комиссии по социально-трудовым вопросам могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Часть 6 ст. 35 из нее исключена и перенесена в ст. 45, став там частью 3.

§ 2. Органами социального партнерства являются комиссии, создаваемые в первую очередь для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением.

§ 3. Комиссии создаются на всех уровнях из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и уполномочие представителей сторон должно быть надлежаще оформлено — приказом (распоряжением) работодателя, решением профсоюзного органа, объединения работодателей, решением собрания (конференции) работников в случаях, когда их представляет не профсоюз, а иной представитель (см. ст. 31 ТК).

§ 4. Комиссии подразделяются по уровням: федеральные, региональные, территориальные, локальные, а отраслевые (межотраслевые) комиссии также могут быть федеральными, региональными, территориальными.

Читать еще:  Эксперт криминалист обучение карьера преимущества профессии

Комиссии не находятся в отношениях соподчинения. Каждая из них решает свои задачи на своем уровне.

От уровня органа социального партнерства в значительной мере зависит его состав. На федеральном, региональном, территориальном уровнях создаются трехсторонние комиссии из представителей работников и работодателей (профсоюзных объединений и объединений работодателей) и представителей соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. На отраслевом (межотраслевом) уровне по мере необходимости создаются двух- или трехсторонние комиссии. На локальном уровне создается двухсторонняя комиссия.

§ 5. На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2218).

РТК образована для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения. В нее входят представители федеральных органов государственной власти, представители общероссийских объединений профсоюзов, представители общероссийских объединений работодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК.

Деятельность РТК строится на основе принципов добровольности участия общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в ее работе; полномочности сторон, самостоятельности и независимости каждого общероссийского объединения профсоюзов и каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.

Общероссийские объединения профсоюзов вправе в пределах установленной численности представителей данной стороны увеличить число своих представителей в РТК пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза.

Утверждение и замена (ротация) представителей общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в РТК производятся решениями органов этих объединений.

Представители сторон являются членами РТК в количестве от каждой из сторон не более 30 человек.

Разногласия по вопросам представительства в РТК общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей разрешаются на совещаниях представителей сторон или в суде.

Состав представителей Правительства РФ в РТК определен Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2004 г. N 297, с изменением, внесенным распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 1025-р (СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2678, N 33. Ст. 3507).

Порядок обеспечения деятельности РТК определен Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1229 (СЗ РФ. 1999. N 46. Ст. 5572).

Помимо основных задач, состоящих в переговорах и заключении Генерального соглашения, РТК рассматривает и другие вопросы, среди которых важное место занимают направления социально-экономического развития страны, обсуждение проектов федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов в сфере труда и социальных отношений. Ряд вопросов, которые должны решаться Правительством РФ с учетом мнения или рекомендаций РТК, прямо указаны в Кодексе. Их круг расширен. Это:

минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления (ст. 117);

особенности порядка исчисления средней заработной платы (ст. 139);

системы оплаты и стимулирования труда работников государственных и муниципальных учреждений;

минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения (ст. 147);

минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154);

порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (ст. 211);

размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления (ст. 219);

нормы и условия бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания (ст. 222);

порядок проверки знаний требований охраны труда всеми работниками, в том числе руководителями организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями (ст. 225);

продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, профессиональных спортсменов (ст. 94);

порядок их работы в ночное время (ст. 96);

возможность оплаты времени, в течение которого они не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают (ст. 157);

оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни этих работников (ст. 153);

перечни работ, профессий, должностей, на основе которых в отношении таких работников в возрасте до 18 лет определяется возможность их направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 268);

перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (ст. 253 ТК);

перечни работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы тяжестей (ст. 265 ТК);

порядок определения особенностей работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских, фармацевтических, работников культуры) (ст. 282 ТК);

перечни работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (ст. 329).

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты и стимулирования труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы (ч. 3 ст. 135 ТК).

С учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, устанавливает порядок опубликования заключения на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к нему (ч. 10 ст. 48 ТК).

§ 6. Постоянно действующие комиссии созданы в регионах, а также практически на всех территориях.

Так, Положение о Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений, ее состав и порядок ротации членов комиссии утверждены Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 12 ноября 1999 г. N 754.

Закон города Москвы «О социальном партнерстве» от 22 октября 1997 г. N 4 с последующими изменениями предусматривает, что Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений формируется Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями предпринимателей (работодателей) на принципах согласия (консенсуса) из равного числа представителей каждой из сторон, не превышающего 15 человек, уполномоченных постановлением Правительства Москвы (по правительственной стороне), совещанием заинтересованных объединений профсоюзов, действующих в Москве (от профсоюзной стороны), совещанием заинтересованных объединений предпринимателей (работодателей), действующих в Москве (по стороне предпринимателей) (см. ст. 6; Солидарность. 1997. N 23).

Законом Псковской области от 19 февраля 2003 г. «О комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений» определены их задачи. Основной задачей областной комиссии признана разработка законов области и иных нормативных актов в сфере социально-трудовых отношений по вопросам труда и занятости населения. Естественно, что эта комиссия должна заниматься подготовкой проектов областных соглашений, их обсуждением и принятием. § 7. Постоянно действующими комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений система органов социального партнерства не ограничивается. На практике по мере необходимости создаются и другие постоянные или временные органы — комиссии, комитеты и т.д., занимающиеся определенными вопросами.

В ст. 8 Закона города Москвы «О социальном партнерстве», например, предусмотрено, что стороны соглашений, коллективных договоров на основе взаимной договоренности и согласно определенным правилам могут формировать другие двусторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Москве по отдельным направлениям.

§ 8. На локальном уровне комиссия создается совместным решением работодателя и представителя работников. Нередко положение о комиссии утверждается работодателем по согласованию с представителем работников.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector