Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Специальная оценка условий труда 10 важных этапов

Специальная оценка условий труда 10 важных этапов

ПРИЧИНЫ ДИСКУССИЙ И СПОРОВ ВОКРУГ СОУТ

Практика применения законодательства о специальной оценке условий труда показывает, что стороны социального партнерства относятся к нему неоднозначно. Возможные социально-экономические изменения по результатам СОУТ вызывают серьезные дискуссии и споры между работодателями и представителями трудовых коллективов. К сожалению, основные разногласия возникают на финальной стадии работ по оценке условий труда, а большинство конфликтов концентрируется вокруг размеров социальных гарантий и компенсаций.

С 2014 года в РФ вступил в силу Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ). На первый взгляд, может показаться, что причиной всех споров относительно его применения является сам закон и методика проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), однако это не так. Предлагаем объективно посмотреть на всю процедуру, не принимая ни одну из сторон социального партнерства.

Не вызывает никаких споров утверждение, что основная задача охраны труда — сохранение жизни и здоровья работника. Безопасность на рабочем месте — это результат регулярной и системной работы руководителей предприятий, специалистов по охране труда, профсоюзных организаций и самих работников. СОУТ является процедурой оценки состояния условий труда. Ее результаты применяются также для установления компенсаций и социальных гарантий работникам за работу во вредных условиях труда. Порядок предоставления компенсаций и социальных гарантий описывается статьями Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и пенсионного законодательства РФ.

Говоря об отношении к СОУТ, следует обсуждать объективность процедуры в определении классов условий труда. На практике дискуссия возникает исключительно в момент получения сводного отчета. Именно в период ознакомления с материалами СОУТ стороны социального партнерства начинают активно включаться в процесс анализа данных, которые уже привели к определенным результатам, детально обсуждается качество и объективность проведения СОУТ. Происходит это потому, что большинство работодателей не уделяют должного внимания организации проведения работ по СОУТ. К тому же на многих предприятиях весьма слабые системы управления охраной труда, не всегда соблюдаются локальные НПА, слабо подготовлены члены комиссии по вопросам трудового законодательства.

Также не стоит забывать, что 22-летняя практика проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ) сформировала ряд стереотипов:

  • не разделяются понятия «безопасные и комфортные условия труда»;
  • ряд профессий подсознательно отождествляются с вредными условиями труда;
  • существует недоверие к экспертным организациям.

Все вышеуказанное создает благодатную почву для дискуссий, споров и является реальной причиной конфликтов.

Уверены, что за счет прозрачности действий и соблюдения законодательных норм можно избежать конфронтации сторон социального партнерства. Инструменты находятся на поверхности, но мы не всегда ими умело пользуемся. Качество любого процесса зависит от уровня организации работ, и специальная оценка не является исключением. СОУТ – это комплекс последовательных мероприятий, поэтому качество предшествующего этапа во многом определяет правильность и достоверность последующего.

Согласно Закону № 426-ФЗ, можно выделить несколько основных этапов организации СОУТ:

  • подготовка к проведению СОУТ;
  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов;
  • исследования (измерения) и испытания вредных и (или) опасных факторов;
  • классификация условий труда.

Обращаем внимание на следующие нюансы. Во-первых, следует провести подготовку членов комиссии. Речь не идет об уровне знаний эксперта, однако необходимо понимать основные нормативные правовые акты РФ: раздел X ТК РФ, Закон № 426-ФЗ, Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, нормы отраслевых стандартов и соглашений, алгоритм методики СОУТ.

Во-вторых, должны быть проанализированы исходные данные:

  • результаты производственного контроля;
  • локальные акты предприятия (стандарты, технические регламенты, должностные и рабочие инструкции и т.п.);
  • статистика профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;
  • фактическое исполнение планов мероприятий по улучшению условий труда за последние годы и т.п.

При необходимости следует проводить актуализацию вышеупомянутых документов до начала проведения СОУТ, что позволит в дальнейшем корректно сформировать перечень рабочих мест и предварительный перечень факторов производственной среды. Кроме того, степень фактического исполнения локальных НПА особо влияет на формирование рабочих зон и определение времени пребывания в них работников.

Практика показывает, что множество разногласий у сторон социального партнерства возникает на почве различного понимания штатного технологического процесса (правильно ли используются средства автоматизации, соблюдается ли трудовой распорядок, все ли технологические операции учитываются и т.п.).

  • следует запросить документы, подтверждающие квалификацию эксперта, особенно если экспертная организация работает в рамках переходных положений (для сертифицированного эксперта таким документом является сертификат или номер в реестре Министерства труда и социальной защиты РФ, информация о базовом образовании, дополнительном обучении по СОУТ и стаже работы в оценке условий труда (не менее 3-х лет);
  • необходимо передать эксперту для анализа документы, которые на подготовительном этапе были согласованы членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
  • необходимо утвердить отчет о проведении идентификации до начала проведения исследований и измерений, согласно пункту 2 статьи 10 Закона № 426-ФЗ-ФЗ.
  • перед проведением измерений/исследований следует проверить исправность технологического оборудования, инструментов и приспособлений, средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • необходимо запросить у оценивающей организации информацию о квалификации лиц, проводящих измерения/исследование вредных и (или) опасных факторов (высшее техническое образование, стаж работы не менее 3-х лет);
  • следует обеспечить присутствие представителя трудового коллектива и (или) профсоюзной организации при проведении измерений;
  • по результатам измерений необходимо провести сравнение фактических данных с результатами производственного контроля, если такая возможность имеется.

Имея на руках объективные и достоверные исходные данные, эксперт проводит классификацию условий труда и формирует отчет о проведении СОУТ. Для гарантии качества экспертной оценки со стороны законодательства предусмотрена персональная ответственность эксперта и экспертной организации.

Возвращаясь к дискуссиям между сторонами социального партнерства, должны сказать, что во времена законодательных изменений появляется множество предпосылок к конфликтам. Только заинтересованность всех сторон в переходе от споров к конструктивному диалогу позволит управлять процессом и добиться главной цели – безопасного труда.

Дмитрий Викторович Смирнов
директор филиала в Новосибирске,
направление «Охрана труда и Экология»

Источник публикации: Редакция журнала «Охрана труда и пожарная безопасность» .

Специальная оценка условий труда: разъяснения Государственной инспекции труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ, спецоценка условий труда) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Проведение СОУТ регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии с требованием ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, проведение СОУТ является обязанностью каждого работодателя.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями (в редакции Федерального закона от 27.12.2018 N 553-ФЗ.), зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.

Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя. Проводится СОУТ совместно работодателем и экспертной организацией, которая должна соответствовать определенным требованиям.

Спецоценка проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении.

В отдельных случаях проводится внеплановая спецоценка условий труда. В том числе, если работодателем получено предписание Государственной инспекции труда о проведении СОУТ или профсоюзная организация настаивает на проведении спецоценки, если вводятся новые рабочие места, меняется технологический процесс, если на рабочем месте произошел несчастный случай, выявлено профессиональное заболевание от воздействия производственных факторов и др.

Порядок проведения специальной оценки условий труда состоит из нескольких этапов (Глава 2 Федерального закона № 426-ФЗ).

1. Образование комиссии по проведению СОУТ

Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия, а также утверждается график проведения спецоценки. В состав комиссии входят представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и представители профсоюзной организации (либо иного представительного органа работников). Комиссию возглавляет работодатель либо его представитель. Представители организации (организаций), проводящей СОУТ, в комиссию не включаются. Общее количество членов комиссии вместе с председателем должно быть нечетным.

2. Разработка и утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ. Образованная работодателем комиссия формирует и утверждает перечень рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда.

3. Привлечение к СОУТ специализированной организации.

Выбор экспертной организации – очень важный этап при подготовке проведения СОУТ, так как далеко не каждая организация имеет право ее проводить. В уставных документах организации проведение СОУТ должно являться одним из основных или основным видом деятельности; в своем штате организация должна иметь минимум пять специалистов, имеющих сертификат эксперта на право проведения СОУТ, при этом минимум один из них — с высшим образованием по одной из специальностей: «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования». Имеются и другие требования, которым должна соответствовать экспертная организация (Глава 3 Федерального закона № 426-ФЗ). Реестр организаций, проводящих СОУТ, а также Реестр экспертов этих организаций находятся на портале Минтруда России в Единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда (https://akot.rosmintrud.ru/). При этом для проведения СОУТ может быть привлечено несколько организаций.

4. Проведение идентификации производственных факторов, подготовка декларации на основании идентификации рабочих мест.

На основе изучения предоставляемых работодателем сведений о рабочих местах экспертом организации, проводящей СОУТ, осуществляется идентификация производственных факторов. Если по результатам идентификации вредные или опасные условия труда на рабочих местах не выявлены, на основании соответствующего заключения эксперта работодателем оформляется и подается в Государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда на этих рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

5. Проведение исследований и отнесение условий труда на рабочих местах к определенным классам вредности

В случае если вредные или опасные факторы были идентифицированы, проводятся необходимые инструментальные измерения. По их результатам осуществляется разделение условий труда на рабочих местах на определенные классы по степени вредности (классы условий труда). Если же на рабочих местах установлены оптимальные или допустимые условия труда (кроме рабочих мест, которые подпадают под ограничения ч.6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ), работодатель также составляет и подает в Государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда на данных рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

6. Формирование и утверждение отчета о проведении СОУТ и ознакомление работников с результатами ее проведения

Содержание отчета регламентировано ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ. Форма отчета и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, которым также утверждена и методика проведения СОУТ, и классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Важным этапом проведения спецоценки условий труда является ознакомление работников с ее результатами под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

За нарушение вышеописанного Порядка проведения специальной оценки условий труда либо за ее непроведение работодатель несет административную ответственность в соответствии с ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Виновное в нарушении должностное лицо или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к ответственности либо в виде штрафа на сумму от 5 до 10 тыс. рублей, либо в виде предупреждения. Юридическому лицу грозит штраф на сумму от 60 до 80 тыс. рублей. Ответственность за повторное аналогичное нарушение более существенная: виновное должностное лицо или индивидуальный предприниматель могут быть наказаны штрафом в размере от 30 до 40 тыс. рублей, должностное лицо – может также быть освобождено от руководящей должности (дисквалифицировано) на срок от одного до трех лет. Юридическому лицу за данное нарушение грозит штраф в размере от 100 до 200 тыс. рублей. Также возможна приостановка деятельности организации на срок до 90 суток.

Спецоценка направлена на обеспечение безопасности на рабочих местах, определение гарантий и компенсаций работнику за вредные (опасные) условия труда. В случае если условия труда на рабочих местах по итогам проведения СОУТ будут признаны вредными (опасными), в зависимости от класса вредности работнику положено не менее 4% дополнительно к тарифной ставке или окладу (ст. 147 ТК РФ), не менее 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 117 ТК РФ) и не более 36 рабочих часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Неознакомление работников с результатами проведения спецоценки условий труда, непринятие мер по итогам проведения СОУТ, а именно — непредоставление работодателем положенных работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда являются наиболее частыми нарушениями, выявляемыми инспекцией труда в ходе проведения надзорных мероприятий.

Если Государственная инспекция труда проверяет порядок проведения СОУТ, то вопросы оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и оценки фактических условий труда работников находятся в ведении Государственной экспертизы условий труда (см. сайт Агентства труда и занятости Красноярского края).

О специальной оценке условий труда

В Российской Федерации создание качественных рабочих мест одна из важнейших задач экономики России, без решения которой не возможен высокий уровень производительности, экономический рост, улучшение демографической ситуации.

Достижению указанной цели объективно препятствует сложившаяся ситуация в сфере условий и охраны труда.

1. Состояние условий труда по-прежнему сохраняет тенденцию к ухудшению.

2. Неблагоприятные условия труда порождают высокий уровень производственного травматизма и профзаболеваемости.

3. Неудовлетворительные условия труда, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания ведут к серьезным экономическим потерям, как со стороны государства, так и со стороны работодателей.

В рамках системы обязательного социального страхования только потери в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями по экспертным оценкам достигают 0,35% ВВП (137 млрд. руб. ежегодно).

Кроме того, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату досрочных пенсий за работу во вредных условиях труда ежегодно расходуется около 300 млрд. рублей. Количество граждан, получающих досрочные пенсии на основании списков, сформированных в 70-80 года прошлого столетия, составляет свыше 3,2 млн. человек.

Всего потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда работников составляют 1,94 трлн. рублей или 4,3% ВВП.

При этом указанные расходы направлены на устранение и компенсацию последствий травматизма и влияния вредных условий труда, а не на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда работников.

В связи с чем назрела необходимость модернизации системы управления охраной труда работников, постоянного улучшения условий труда. Для этого необходим переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.

Решить данную проблему призван Федеральный закон РФ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценки условий труда», который вступил в силу с
1 января 2014.

Согласно данному закону вместо аттестации рабочих мест работодатели обязаны проводить новую процедуру — специальную оценку условий труда (далее — СУОТ) которая направлена на реализацию обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данная декларация действительна в течение пяти лет.

Существенными отличиями СУОТ от ранее действовавшего порядка проведения аттестации рабочих мест заключаются в следующем:

назначение льгот и компенсаций в соответствии с реальными условиями труда;

обязательное участие работников в СУОТ;

активное участие профсоюзов;

высокая степень ответственности организаций осуществляющих СУОТ;

материальная заинтересованность работодателя в качественном проведении СУОТ. Процент отчислений в Пенсионный фонд зависит от результатов СУОТ, а не списков вредности как ранее;

активное участие судебных органов по вопросам СУОТ;

использование при необходимости субподрядных организаций;

декларирование условий труда с классом 2;

отсутствие необходимости производить замеры производственных факторов на декларированных рабочих местах;

повторное проведение СУОТ только на рабочих местах с вредными условиями труда;

можно использовать протоколы производственного контроля;

оценка световой среды по одному показателю (свет на рабочей поверхности), естественное освещение теперь во внимание не берется;

оценка напряженности труда по 6 показателям (ранее 22), оценка травмоопасности теперь не производится;

работа специалиста по охране труда теперь не оценивается (инструктажи, обучение и т.д.);

оценка эффективности применения СИЗ (ранее только наличие сертификата).

Этапы проведения специальной оценки условий труда:

1. Подготовка (договор, создание комиссии);

2. Идентификация (определение рабочих мест, в том числе аналогичных, определение возможных факторов вредности);

4. Исследование и измерение вредных производственных факторов;

5. Определение класса вредности;

6. Оформление результатов;

7. Учет результатов (направить в Гострудинспекцию);

8. Экспертиза качества специальной оценки условий труда (УТЗН Алтайского края).

В связи с вступлением в силу данного Федерального закона Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Работодатели, которые провели аттестацию рабочих мест по условиям труда до 1 января 2014 года в соответствии с ранее действовавшим порядком, оценку условий труда могут не проводить в течение пяти лет с даты окончания проведения аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (часть 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Как провести спецоценку условий труда в организации

Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах помогает находить и классифицировать риски на производстве. Что такое СОУТ и как организовать проверку условий труда, рассказано в статье.

Проведение спецоценки условий труда

Провести специальную оценку условий труда надо компаниям, чей персонал трудится на территории работодателя. Надомные и удаленные специалисты не подвергаются проверке. Для СОУТ потребуется обратиться в экспертную контору, сертифицированную и внесенную в список Минтруда РФ.

Порядок проведения СОУТ регламентируется ФЗ № 426, опирается на статьи ТК РФ. Цель создания комиссии — оценить возможность вреда здоровью сотрудников, и обеспечить безопасность. А для профессий, сопряженных с рисками, предоставить льготы и финансовые выплаты.

На проведение экспертной оценки рабочих мест фирмам дается полгода с момента их обустройства или переоборудования. Последующие годы СОУТ проходится раз в 5 лет. Предприниматели, просрочившие проверку или попросту не сделавшие СОУТ, будут оштрафованы. Сумма штрафа варьируется от 5 до 400 тысяч рублей, размер зависит от степени нарушений.

Этапы проверки

Проведение специальной оценки условий труда — ответственное мероприятие, стоит подготовиться к нему заранее, чтобы все прошло гладко. Следует выяснить, что необходимо для проверки рабочих мест и заняться поиском экспертной компании. Поможет организовать проведение СОУТ пошаговая инструкция, изложенная ниже.

Создание комиссии, утверждение графика

Порядок проведения специальной оценки условий труда обязывает руководство компании собрать комиссию, цель которой — проверка безопасности рабочих мест. Чтобы сделать это, генеральный директор подписывает указ о создании комиссии, в которую войдут представители организации, профсоюза и эксперт по защите труда. Назначаются председатель и члены, участвующие в мероприятии.

Следующим шагом будет составление и утверждение графика проверки. При планировании нужно учитывать время на проведение каждого этапа мероприятия.

Перечень рабочих мест

Крайне ответственный момент, где важно подготовить все предельно внимательно. Утверждение списка рабочих мест и его составление зачастую служит причиной начала проверки по новой из-за допущенных ошибок. Связано это с внесением в список аналогичных рабочих мест, которыми считаются те, где идентичное оборудование и должности сотрудников.

Загвоздка в том, что имея 6 менеджеров по продажам, работающих посменно и 3 рабочих места, нужно указывать 3 рабочих места и 6 сотрудников, работающих на них. Чтобы не ошибиться в подсчетах, достаточно запомнить — количество рабочих мест равняется количеству одновременно вышедших на работу специалистов.

Для подсчета аналогичных рабочих мест используется формула «20% и не менее 2 мест». Это значит, что на 10 сотрудников колл-центра, работающих операторами с одинаковым оборудованием, достаточно внести 2, и на 5 сотрудников пришлось бы сделать то же самое.

Сосчитав рабочие места, важно не допуская ошибок внести их в перечень. Приказ Минтруда № 33н утверждает, что наименование должностей в документах спецоценки должно полностью совпадать со штатным расписанием. Если допустить неточности, закончится судебными разбирательствами. Этот момент особенно важно учитывать компаниям, чьё руководство любит частые реорганизации и перестановки.

Привлечение экспертов

Обязательным членом оценочной комиссии является эксперт по защите труда. Обращаясь в экспертную организацию, важно проверить сертификаты специалистов, выдаваемые Минтруда РФ. Проверить фирму, предоставляющую услуги просто, для этого нужно убедиться, что она внесена в реестр ведомства на официальном сайте. Бдительность в этом вопросе не лишняя и поможет огородиться от встречи с шарлатанами. На что обратить внимание при выборе специалиста:

  • наличие высшего и специального образования, изучение программы по оценке условий труда;
  • опыт в аттестации рабочих мест;
  • сертификат, соответствующий требованиям Минтруда РФ.

Учитывая вышеуказанные пункты, не составит проблем найти эксперта, который поможет пройти СОУТ.

Выявление опасных факторов производства

Разобраться в том, как провести спецоценку условий труда в организации без понимания принципов выявления рисков здоровью невозможно. Это один из важнейших этапов проверки, в котором эксперт по защите труда изучит рабочие места. Итогом будет экспертиза установленных рисков и оценка влияния на самочувствие сотрудников. Для выявления и классификации опасностей на рабочих местах, эксперту необходимо:

  • разобраться в технологиях, оборудовании, материалах, которым пользуется предприятие;
  • изучить заключения ранее проводимых проверок;
  • проанализировать возникающие травмы или заболевания на рабочих местах;
  • выслушать мнение работников об опасностях и травматизме в процессе работы.

Для наиболее точных результатов СОУТ, эксперту по защите труда надо предоставить максимально объемную информацию. Тогда он сможет безошибочно охарактеризовать ситуацию на производстве компании.

Исследования и измерения

По мере работы комиссии, все выявленные факторы, представляющие опасность здоровью сотрудников, требуется изучить и измерить. Это прописано в ФЗ № 426, регламентирующем СОУТ. Список этих факторов формируется комиссией, опирается на требования государства к проверке, характеристики оборудования и технологического прогресса.

Процедура проводится с использованием методов, что были проверены и утверждены в РФ и внесены в фонд по обеспечению единства измерений. Исполнители выбираются организацией, проводящей СОУТ. По итогам оценки лабораторией составляются протоколы по каждому фактору, влияющему на здоровье сотрудников. После комиссия решает, использовать итоги исследования или нет.

4>Факторы производственной среды

Производственная среда — окружающие гражданина факторы, влияющие на него во время работы. Относятся они к двум группам — физические и химические. В список физических входят:

  • температура и влажность;
  • степень освещенности;
  • шум и давление;
  • тепловые излучения;
  • электрические и магнитные поля;
  • вибрации.

Химические факторы связаны с составом воздуха. Нормой считается содержание 20% кислорода и не более 1% углекислого газа. Когда кислорода меньше 16%, а углекислый газ превышает 3%, условия признают недопустимыми и влекущими за собой последствия.

Существует четыре уровня в оценке производственной среды:

  1. Оптимальный для работы, не вызывает напряжение организма.
  2. Является эксплуатационной нормой, вызывает нагрузки, которые не имеют противопоказаний при нормированных сменах и многократных повторениях.
  3. Предел допустимых норм, возможно эпизодическое пребывание в этих условиях, как следствие вызывает снижение работоспособности на небольшой срок.
  4. Предел того, что может вынести организм. В таких условиях возможна жизнь гражданина при минимальных нагрузках, уровень аварийных ситуаций.

При неблагоприятных условиях на производстве руководство организует защиту, соответствующую уровню угрозы здоровью сотрудников.

4>Факторы трудового процесса

Речь идет о нагрузках на работе, приводящим к стрессовым ситуациям. Есть группы факторов трудового процесса — тяжесть и напряженность.

Когда речь идет про тяжесть, подразумевается физическая нагрузка, влияющая на двигательный аппарат, сердце и сосуды. Должности, требующие большой активности, зачастую имеют влияние этого фактора. При оценке учитывается уровень затрат энергии и нагружаемые мышцы.

Напряженность связана с нагрузками, влияющими на нервную систему, эмоции и органы чувств. При постоянном эмоциональном и нервном перенапряжении сотрудник заработает болезни сосудов, будет испытывать стресс, посадит сердце. Напряженность трудового процесса измеряется количеством получаемой работником информации и его эмоциональным состоянием.

Декларирование итогов спецоценки

После проверки на основании итогов подается декларация в трудовую инспекцию. В реестр контролирующего органа вносится информация, полученная в ходе оценки. Результаты действуют 5 лет, если за это время в компании не происходит ЧП с травмами и заболеваниями, СОУТ можно не проводить еще пять лет. Важно, чтобы классы труда при специальной оценке условий труда квалифицировались и вносились в документацию.

Снижение класса условий труда

Для производства с опасными факторами есть возможность снизить класс условий труда. Это возможно, когда степень негативного влияния на самочувствие специалистов снижается. Обеспечение персонала защитными средствами позволяет изменить класс вредности производства. Придется согласовать это в санэпидемнадзоре и выслушать мнение Российской трехсторонней комиссии.

Результаты

По итогам проведения СОУТ компанией составляется отчет с результатами проверки. В него вносятся:

  • информация о фирме, проходящей СОУТ;
  • перечень проверяемых мест, выявленные факторы;
  • карты СОУТ со сведениями о классах рабочих мест по оценке эксперта;
  • протоколы исследований;
  • протокол, оценивающий эффективность применяемой защиты на опасных местах производства;
  • бумага о невозможности измерения вредных факторов, в некоторых случаях;
  • ведомость СОУТ;
  • список мероприятий, направленных на повышение эффективности защиты труда сотрудников;
  • заключение эксперта.

Когда необходимая информация внесена в отчет, он подписывается комиссией. Документ утверждается председателем, если кто-то из участников проверки против результатов, он письменно излагает претензию, прилагаемую к отчету.

Ознакомление штата с результатами

После составления отчета наёмщик обязан ознакомить работников с итогами проверки в течение месяца с момента утверждения. Если часть персонала в отпуске или на больничном, эти дни не вычитаются из допустимого срока. По возвращению граждан на работу их в обязательном порядке нужно уведомить о результатах СОУТ.

Размещение итогов на сайт

По итогам СОУТ фирма выставляет информацию на сайт. Это делается в течение месяца после утверждения проверки. Указываются уровни условий труда и список действий по улучшению безопасности рабочего процесса.

Внеплановая спецоценка условий труда

Анализ рабочих мест предприятия проводят не реже одного раза в пять лет. Есть ситуации, в которых проверка требуется чаще. Как правило, это вызвано изменениями технологического процесса, переоборудованием и реорганизацией мест. В таких случаях работодатели обязаны организовать внеплановую оценку рабочих мест. С мая 2016 года сроки на проведение ВСОУТ были увеличены, фирмам дается двенадцать месяцев на прохождение комиссии. К условиям, обязывающим работодателей начать ВСОУТ, относятся:

  • предписание специалиста ГИТ о проведении ВСОУТ;
  • травмы и несчастные случаи на предприятии;
  • выявленные случаи профессиональных болезней, связанных с работой в компании;
  • новые рабочие места;
  • переоборудование и новые технологии.

Это не все, но основные причины проведения внеплановой проверки. При необходимости провести проверку условий труда не стоит затягивать, упущенное время может привести к штрафам. Чтобы узнать об особенностях проведения СОУТ, можно посмотреть видео.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Увольнение матери ребёнкаинвалида согласно закону
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector