Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

психолог социальной службы Содержание и организация труда

Положение о социально-психологической службе

Эпиграф

«Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка – вот наши главные лекарства. И еще полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других, жизнь»

Дубровский А. А.

Положение о социально-психологической службе

1. Общие положения

1.1. Социально-психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.

1.2. Социально-психологическая служба является структурным подразделением МБОУ г. Мурманска «Гимназия 10» и нацелена на :

  • оказание содействия в решении проблем учащимся из социально не защищенных семей, учащимся с ограниченными возможностями здоровья , учащимся в отношении которых установлена опека или попечительство, дезадаптированным детям и детям с девиантным поведением;
  • организационно-воспитательное , профилактическое и коррекционное воздействие на учащихся, состоящих на внутришкольном учете и в ОДН.

1.3. В соей деятельности социально- психологическая служба руководствуются Конвенцией о правах детей, Конституцией РФ, Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, Федеральным законом от 10.07.1992 года “Об образовании”, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.

1.4. Состав социально-психологической службы

  • социальный педагог,
  • заместитель директора по воспитательной работе,
  • педагог — психолог,
  • классные руководители (участвуют по необходимости),
  • учителя-предметники (участвуют по необходимости),
  • инспектор ОДН (участвует по необходимости).

1.5. Специалисты социально-психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы — это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

2. Направления работы

  1. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов, у их родителей.
  2. Социально-правовое. Защита прав ребенка.
  3. Социально-психологическое. Психолого- педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.
  4. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у учащихся.
  5. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
  6. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.
  7. Социально-медицинское.

3. Функции службы

  1. Социально-педагогическое:
  • Оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самореализации.
  • Усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.
  1. Социально-правовое:
  • Использование имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.
  1. Социально-психологическое:
  • Оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятие депрессивного состояния.
  • Организует социально-психологическую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.
  1. Социально-профилактическое:
  • Организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (деликтивного) поведения детей и подростков.
  1. Социально-диагностическое:
  • Изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации.
  1. Социально-информационное.
  • Знакомство с законодательными актами и использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.
  1. Социально-медицинское.
  • Контроль за питанием, трудовым, физическим воспитанием, условиями организации учебного времени с целью поддержания здоровья.

4. Права, обязанности и ответственность сотрудников социально-психологической службы

4.1. Сотрудники социально-психологической службы обязаны:

  • руководствоваться Уставом, программой социально-психологической службы, кодексом психолога, настоящим Положением;
  • участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также проводимых вышестоящими организациями социальных и психологических конференциях и семинарах;
  • постоянно повышать свой профессиональный уровень;
  • отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы;
  • рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции;
  • в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка;
  • работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями учащихся;
  • хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта координационной работы;
  • информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение предыдущего пункта.

4.2 Сотрудники социально-психологической службы имеют право:

  • принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений и т. д.;
  • посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия ГПД с целью про ведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;
  • знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией
  • проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
  • выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;
  • вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;
  • иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией;
  • обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
  • обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения;
  • обращаться в научно-психологические центры по вопросам научно-методического обеспечения службы;
  • ставить перед администрацией школы, органами народного образования вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса;
  • участвовать в научно-исследовательских работах, в курировании социально-психологической практики студентов колледжей, вузов и т. д;
  • определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями.

5. Взаимоотношения и связи по работе

5.1. Сотрудники социально-психологической службы осуществляют деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями учащихся.

5.2. Место проведения: кабинет заместителя директора по воспитательной работе и социального педагога.

5.3. Периодичность – по мере поступления заявок.

5.4. Деятельность социально-психологической службы осуществляется согласно программы социально-психологической службы.

Красноярского края

Профессиограмма

Клинический психолог

Презентация профессии

Клиническая психология — это раздел психологии, изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). К вопросам клинической психологии также относятся: вопросы разграничения нормы и патологии психики; работа с пограничными состояниями психики (например, с неврозами); влияние различных расстройств на психику человека; роль психики в возникновении различных заболеваний; нарушения развития психики и др.

Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером. В нашей стране часто также используется термин «медицинская психология».

Тип и класс профессии

Профессия «клинический психолог» относится к типу «Человек — Человек», т.к. объектом внимания данной профессии является человек. Данный тип связан с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. Главная особенность профессий типа «Человек — Человек» состоит в том, что основное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Также профессия «клинический психолог» относится к эвристическому классу, т.к. она связана с умением управлять собой и другими людьми, наличием организаторских качеств и независимого мышления.

Содержание деятельности

Клинический психолог в учреждениях здравоохранения — это специалист, в обязанности которого входит как участие в психодиагностических и психокоррекционных мероприятиях, так и в лечебном процессе в целом. Комплексная медицинская помощь оказывается командой специалистов. Центром этой команды является лечащий врач, работающий совместно с психотерапевтом, клиническим психологом и специалистом по социальной работе. Каждый из них выполняет свой диагностический, лечебный и реабилитационный план под руководством лечащего врача и в тесном сотрудничестве с другими специалистами. В нашей стране такая модель взаимодействия специалистов еще не достаточно распространена, хотя её эффективность доказана.
Клинический психолог использует в своей работе различные методы психокоррекции, психотерапии и психологического консультирования. Он может работать в режиме индивидуальных консультаций, а также проводить групповую работу как со взрослыми людьми и подростками, так и с детьми.

Поэтому важно подчеркнуть, что клинический психолог – это специалист, который может работать не только в клиниках, но и в учреждениях другого профиля: образования, социальной защиты и др. Это учреждения, в которых необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психологической помощи. В вышеуказанных областях клинический психолог выполняет следующие виды деятельности: диагностическую; экспертную; коррекционную; профилактическую; реабилитационную; консультативную; научно-исследовательскую и др.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Для успешного освоения деятельности клинического психолога нужны базовые знания по психологии, анатомии, нейрофизиологии.

Клинический психолог должен уметь:

  • проводить работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных;
  • выявлять условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного;
  • осуществлять работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывать помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем;
  • проводить психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств;
  • совместно с лечащим врачом разрабатывать развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных, выполнять работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей;
  • проводить работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии;
  • оценивать по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий;
  • строго соблюдать принципы врачебной этики.

Клинический психолог должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантий прав граждан;
  • декларацию прав и свобод человека;
  • медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию),
  • психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику, психологическое консультирование;
  • методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
  • методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности;
  • психологию труда;
  • законодательство о труде и об охране труда Российской Федерации; правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности; производственной санитарии и противопожарной защиты.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве клинического психолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • гуманность;
  • общая и профессиональная культура;
  • организованность в работе;
  • любовь к порядку, аккуратность;
  • стрессоустойчивость, высокий уровень саморегуляции;
  • высокий уровень концентрации внимания;
  • коммуникабельность;
  • способность длительное время заниматься решением одной проблемы;
  • высокая наблюдательность;

Условия труда

Специалист в качестве клинического психолога работает в тесном содружестве с врачом-психиатром, врачом-психотерапевтом и другими специалистами бригады, осуществляющими оказание психотерапевтической и психиатрической помощи. Он самостоятельно проводит необходимые консультативно-диагностические, психодиагностические, психокоррекционные мероприятия в лечебных, реабилитационных, психопрофилактических и психогигиенических программах для пациентов с реакциями дезадаптации, стресса, неврозов и других непсихотических и психосоматических расстройств. Совместно с лечащим врачом (психиатром, психотерапевтом, интернистом) в качестве консультанта или сотрудника терапевтической бригады, клинический психолог принимает участие в лечении и реабилитации больных с психическими и соматическими расстройствами в стадии ремиссии и с другой патологией, в развитии которой существенную роль играют психосоциальные факторы. При выполнении психодиагностических мероприятий клинический психолог руководствуется задачами, поставленными лечащим врачом или собственными целями и планами реализации индивидуальной лечебной и реабилитационной программы.

Читать еще:  Ипотека для сотрудников полиции в 2021 году

Медицинские противопоказания

Не может быть клиническим психологом человек, страдающий каким-либо психическим отклонением, т.к. очень важно случайно не нанести вред другому человеку, который придёт к нему за помощью или консультацией.

Базовое образование

Для овладения специальностью «Клинический психолог» необходимо наличие высшего образования.

Пути получения профессии

Получение высшего образования по специальности «Клиническая психология» возможно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ. Освоение специальности «Клинический психолог» возможно после получения высшего образования по специальностям или направлениям подготовки психологического профиля в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева», АНО ВО «Сибирский институт бизнеса, управления, психологии» с последующей переподготовкой в области медицинской психологии в институте последипломного образования ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора
В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ.

Область применения профессии

Клинические психологи востребованы в учреждениях здравоохранения (поликлиники, стационары, реабилитационные центры, санатории, профилактории), учреждениях исправительного типа, образовательных учреждениях коррекционного и лечебно-профилактического типов.

Перспективы карьерного роста

Клинические психологи могут специализироваться в области психотерапии, осваивая новые способы, приемы работы с клиентами и пациентами, нуждающимися в психологической помощи.

Карьерный рост связан с получением руководящих должностей медицинских психологических центров, учреждений, отделений и т.д. Возможно практическая деятельность в частной практике.

Министерство труда и социальной
защиты Республики Хакасия

  • Общая информация
    • О Министерстве
    • Адреса и контакты
    • Координационные и совещательные органы
    • Открытые данные
    • Государственные услуги
  • Новости
  • Меры социальной поддержки
    • Семьям с детьми
    • Многодетным семьям
    • Субсидии и компенсации за ЖКХ
    • Путевки для детей в лагеря отдыха и оздоровления
    • Cоциальная поддержка отдельных категорий граждан
    • Семьям с детьми-инвалидами
    • Временные специальные выплаты
    • Социальный контракт
  • Подведомственные организации
    • Учреждения социальной защиты населения
    • Управления социальной поддержки населения
    • Планы проверок
    • Приказ об утверждении госзадания на 2019 год
    • Приказ об утверждении госзадания на 2020 год и плановый 2021 год
    • Приказ № 378д от 11.12.2020 «О внесении изменений в приказ Минтруда Хакасии № 10д от 13.01.2020 «Об утверждении государственных заданий на оказание госуслуг, оказываемых населению государственными автономными и бюджетными учреждениями.
    • Приказ № 508д от 29.12.2020 «Об утверждении госзаданий на оказание госуслуг, оказываемых населению. «
  • Информация по рассмотрению обращений граждан
  • Документы
    • О деятельности
    • Программы и планы
    • Нормативно-правовая база
    • Регламенты и стандарты
    • Отчёты и доклады
    • Формы и бланки
    • Антимонопольный комплекс
  • Противодействие коррупции
    • Независимая антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная деятельность
  • Деятельность Минтруда РХ
    • Работа с некоммерческими организациями
    • Реализация государственной социальной помощи на основании «Социального контракта»
    • Электронные услуги
    • Исполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации
    • Исполнение поручений Главы Республики Хакасия -Председателя Правительства Республики Хакасия
    • Реализация мероприятий «дорожных карт» в Республике Хакасия
    • Помощь вынужденным переселенцами из Украины
    • Информационные системы
    • Оказание бесплатной юридической помощи
    • Работа Министерства в рамках ДРЦП «Сохранение и развитие малых сел Республики Хакасия на 2013-2015 годы»
    • Обобщение правоприменительной практики
    • Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания граждан в Республике Хакасия
    • Доступная среда
    • Мероприятия по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Республике Хакасия
    • Контроль за регистрацией инвалидов
    • Функции
    • План основных мероприятий, проводимых в Республике Хакасия в рамках Десятилетия детства
    • Правовые основы деятельности
    • Анкета о необходимости дополнительной меры поддержки молодых семей
    • Нулевой травматизм
    • Волонтёрство
    • Охрана труда
    • Семья года 2021
    • Содействие переселению соотечественников
    • Трудоустройство на проект «Енисейская Сибирь»
    • Региональный государственный контроль (надзор) в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов
  • Общественный совет
    • Состав общественного совета
    • Заседания Общественного совета
    • Независимая оценка качества социальных услуг с 2018 года
    • Протоколы заседаний Общественного совета при Минтруде Хакасии
    • Положение об Общественном совете при Минтруде Хакасии
    • План работы Общественного совета при Минтруде Хакасии
    • Отчеты о работе Общественного совета при Минтруде Хакасии
    • Контактная информация Общественного совета при Минтруде Хакасии
    • Региональный государственный контроль (надзор)
  • Цифры и факты
    • Информация о ситуации на рынке труда
    • Сведения о просроченной задолженности по заработной плате
    • Информация о выполнении программы «Содействие»
    • Сведения о социальном обеспечении
    • Сведения о количестве лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и воспользовавшихся ими в соответствии с федеральными и региональными законами
    • Сведения о социальном обеспечении для подготовки паспортов муниципальных образований
    • Информация о проведении опросов получателей госуслуг Минтруда Хакасии
    • Показатели социально-экономического положения Республики Хакасия
  • Интернет-приёмная
    • Законодательная база
    • Порядок и время личного приёма
    • Электронная форма обращения
    • Обзоры обращений граждан
    • Постановление Правительства РХ от 13.03.2020 № 102 «О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»
  • Кадровая политика
    • Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в Министерство труда и социального развития Республики Хакасия
    • Комиссия по организации и проведению конкурсов на замещение вакантных должностей
    • Информация о проведении квалификационного экзамена для госслужащих министерства
    • Вакансии
    • Информация об итогах проведения конкурса вакансии
    • Наставничество
    • Прохождение практики студентов в Минтруде Хакасии
    • Информация о заседании аттестационной комиссии 28-05-2021
  • Социальный телефон
    • В чем заключается помощь психолога?
    • О деятельности республиканской службы психологической помощи «Единый социальный телефон» в 2020 году
  • Реализация федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
    • Отчеты и планы
    • Поставщики социальных услуг
    • Законодательство
    • Формы и заявления
  • Объявления
    • 2019
    • 2020
    • 2021 год
  • Горячая линия
    • Популярные вопросы
    • Горячая линия Минтруда Хакасии по вопросам назначения выплаты пособия на детей от 3 до 7 лет
    • Перечень документов для оформления компенсации за аренду жилья:
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
    • Общественный контроль за реализацией нацпроектов
    • Сведения об освещении в средствах массовой информации хода реализации в Республике Хакасия региональных проектов «Финансовая поддержка семей при рождении детей» и «Старшее поколение», направленных на выполнение национального проекта «Демография»
    • Информация о реализации регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей (Республика Хакасия)»
    • Информация о реализации регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Республика Хакасия)»
    • Планы
    • Профессиональное обучение граждан предпенсионного возраста
    • Содействие занятости женщин
    • Обучение граждан в возрасте 50+

О деятельности республиканской службы психологической помощи «Единый социальный телефон» в 2020 году

В Республике Хакасия с апреля 2010 года работает республиканская служба психологической помощи «Единый социальный телефон». С сентября 2010 года служба подключена к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия 8-800-2000-122.

Детский телефон доверия — бесплатная анонимная служба экстренной психологической помощи детям и родителям по телефону. Она играет важную роль в решении задач по выявлению и профилактике детского неблагополучия, нарушений прав детей, жестокого обращения с ними.

Цель такой помощи — способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи, снижения психологического дискомфорта.

Сегодня Телефонам доверия для детей и подростков отведена особая роль. Эти службы способствуют выявлению неблагополучия ребенка и, поэтому, позволяют вовремя принять меры для ликвидации неблагоприятных последствий – от конфликтов в семье или школе до попыток побегов из дома и самоубийства. Детский Телефон доверия – действенное звено профилактики социального сиротства.

Телефон доверия является одним из каналов, по которому ребенок может заявить о нарушении своих прав, независимо от родителей и взрослых. Психологическая помощь ребенку в сложной жизненной ситуации особенно важна, когда у него потерян контакт с родителями и сверстниками. Также, когда речь идет о семейном кризисе, Телефон доверия выступает посредником при разрешении конфликтов и дает возможность всем членам семьи в сложный период выйти из кризиса, не причинив вреда ребенку.

Проблематика работы с детско-подростковыми обращениями имеет определенную специфику, поскольку дети гораздо более беззащитны и зависимы от окружающей действительности, чем взрослые, их обращения в сложной ситуации более остры и могут иметь более тяжелые последствия. Работа с детьми отличается от работы со взрослыми.

Республиканская служба психологической помощи «Единый социальный телефон» соблюдает в своей деятельности ряд принципов, которые позволяют организовать эффективную и доступную помощь детям и подросткам:

  • Уважение к ребенку. Во время разговора с ребенком недопустимо применение давления, мнение ребенка должно быть внимательно выслушано. Недопустимо заставлять ребенка действовать против его воли.
  • Доступность. Экстренная психологическая помощь по телефону должна быть доступной в удобное для ребенка время и работать бесперебойно в соответствии с четко заявленным графиком работы. Служба работает круглосуточно. Все дети должны иметь возможность воспользоваться телефоном, а также получить доступную им информацию о деятельности Телефона доверия.
  • Бесплатность. Служба не может получать экономической выгоды в процессе работы и все звонки на Телефон доверия от детей и подростков должны быть бесплатны независимо от места положения звонящего.
  • Конфиденциальность. Служба гарантирует звонящему анонимность. Информация о факте звонка, как и само содержание разговора сохраняются в тайне.

Сегодня любой житель Хакасии имеет возможность обратиться в службу круглосуточно, анонимно и абсолютно бесплатно. Тематика обращений граждан в республиканскую службу психологической помощи «Единый социальный телефон» самая разнообразная – от вопросов семейной психологии, отношений со сверстниками до консультаций по юридическим и иным проблемам.

Необходимость оказания психологической помощи по телефону подтверждают данные статистики: количество звонков за 2020 год — 15082, удельный вес обращений детей и подростков — 49,8 %.

За данный период работы службы 54,1 % обращений поступило от женщин, 45,9 % — от мужчин; 29,6 % — от работающих граждан, 8,7% — от неработающих и пенсионеров; 73% — звонки психологической направленности , 11% — информационные запросы.

По вопросам жестокого обращения с ребенком в 2020 году поступило 12 звонков , из них 4 звонка — от детей, 8 — от иных лиц, обратившихся по поводу жесткого обращения с ребенком. Звонки, поступившие от детей, посвящены вопросам жестокого обращения в подростковой среде и в семье. В работе консультанты службы используют Алгоритм действий телефонного консультанта при сообщении о жестоком обращении с ребенком, разработанный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, согласно которому консультант, в случае получения согласия звонящего на вмешательство в ситуацию, должен передать информацию в органы опеки и попечительства и КДН, в случае несогласия — представить звонящему информацию об органах и учреждениях, в которых он может получить помощь.

Читать еще:  Образец письма ФССП об увольнении сотрудникадолжника

С июня 2013 года, с целью расширения перечня услуг, начала работать функция переключения звонка. Если, в процессе консультации, становится ясно, что обратившемуся необходима помощь узкого специалиста (врача-нарколога или специалиста отдела опеки), то сейчас звонок переключают непосредственно на этого специалиста.

За 2020 год данной функцией воспользовались более 314 жителей республики.

Звонок, по-прежнему, анонимный и бесплатный.

Благодаря данной функции сейчас, к примеру, ребенок из любого уголка Хакасии, находящийся в ситуации жестокого обращения, может поговорить со специалистом органов опеки так, что никто не узнает об этом.

Точно так же анонимно и бесплатно могут получить консультацию специалиста и люди с наркологическими расстройствами, а так же члены их семей. Позвонив на номер 88002003902 абоненты конфиденциально могут узнать о новых методах лечения, особенностях поведения зависимого человека.

Кроме этого можно получить консультацию специалистов ГКУ РХ «Управление социальной поддержки г. Абакана», Пенсионного фонда, Министерства науки и образования РХ.

Таким образом, услуги психологической помощи по телефону остаются востребованными у населения Республики Хакасия. Республиканская служба психологической помощи «Единый социальный телефон» избавляет от ощущения недоступности психологической помощи жителей отдаленных населенных пунктов, в том числе и детей, позволяет снизить суицидальные настроения у несовершеннолетних, уровень агрессии у людей, формирует психологическую культуру у населения, укрепляет психическое здоровье.

психолог социальной службы. Содержание и организация труда

Методические рекомендации по организации труда психолога в социозащитном учреждении из практики деятельности. Содержит описание основных направлений работы психолога в социозащитном учреждении, требования к оформлению рабочего места психолога, морально-этические принципы работы психолога, продолжительность рабочего времени психолога по различным видам деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskie_rekomendacii_psihologam.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ:

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Методические рекомендации из практики деятельности

в системе социальной защиты населения

Раздел 1. Организационно – методические основы

социально-психо логической службы

  1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психоло гическое про свещение

Распространение психологических знаний среди населения, с целью повышения его психологической культуры

-Формирование у на селения представлений о непосредственной связи между понятиями успешная жизненная перспектива и психо логия. — Формирование у населения запроса на психологические услуги. — Освещении актуальных социально-психологических проблем общества, с представлением основных подходов по их решению. — Обеспечение насе ления информацией по психологическим проблемам личности. -Формирование у населения психологически грамотной, комплексной оценки существующей действительности

Лекции, беседы, семинары, клубы общения, тематические выставки психологической литературы, выступления в СМИ

Данное направление должно иметь систематизированные, структурированные контакты психолога с населением, ориентированные на повышение мотивации обращения за помощью к специалисту и выполнением полученных рекомендаций. Информационный материал для аудитории желательно сопровождать иллюстрациями из практики (приведенные примеры должны гарантировать сохранение анонимного характера обра щения клиента) и раскрывать востребованные, актуальные для аудитории вопросы

Психологи ческая про филактика

Целенаправленная, систематизиро ванная совместная работа психолога, социального работ ника, направленная на сохранение, укрепление и повы шение психологи ческого здоровья населения

Наблюдение, лектории, тренинги (диффе ренцированные по проблемам и возрастным данным участников)

— Предупреждение возможных социально-психологических и пси хологических проблем среди широких слоев населения.

— Выявление среди населения групп риска (зависимость от ПАВ, созависимость, инва лидность и т.д.).

-Создание благоприятного эмоционально-психо логического климата как среди сотрудников учреждения МСЗ, так и среди группы людей, находящихся на соци ально-психологической реабилитации в нем

Психоло гическая диагностика

Процесс выявления, измерения и оценки индивидуально-психологических и индивидуально-пси хофизиологических особенностей личности с помо щью специали зированных , научно-обоснованных методов, приемов , технологий

— Выявление причин возникновения про блем в жизнедеятель ности индивида.

— Определение сильных сторон личности, ее ресурсного потенциала, резервных возможностей, которые могут быть задейство ваны в ходе коррекционной работы.

— Выявление индиви дуальных интересов , склонностей человека для обеспечения конструктивного само определения, самореа лизации и интеграции в общество

В осуществление данного направления необходимо руководствоваться только научно обоснованными, ап робированными методиками и технологиями. Использова ние психодиагностики психо логом возможно при наличии профессиональных знаний о ее методах и условий их правильного применения

Психоло гическая коррекция

Целенаправленное изменение свойств и качеств личности психологическими методами, оказание специфической помощи, с целью обеспечения полно ценного развития и функционирования индивида

— в закрытой естественной группе (семья, сотрудники и т.д.)

— в открытой группе для клиен тов со сходными проблемами

— смешанная форма (индиви дуально-груп повая) — тематические психологические тренинги

— Восстановление целостности личности и баланса ее психодинамических сил.

— Исправление возник ших социальных, пси хологических проблем, возникших в процессе жизнедеятельности индивида.

— Модификация поведения индивида за счет обогащения и изменения среды и научения его новым, социально-приемле мым, конструктивным формам поведения

Адекватное использование возможностей тренинга предполагает наличие: лич ного опыта участия в группах и специальной подготовки ведущего (тренера)

Психоло гическое консультиро вание

Оказание конк ретной помощи, обратившемуся пси хически здоровому индивиду, в осоз нании им природы его затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни,характером межличностных отношений

-Оценка уровня психического здоровья клиента и определение показаний к другим способам психологи ческой помощи.

— Оказание профес сиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы.

— Оказание эмоцио нальной поддержки и внимания к пережива ниям клиента.

— Расширение сознания и повышение психологической ком петентности клиента.

— Достижение клиентом состояния психологического комфорта и сохранения психологического здоровья.

— Повышение стрес совой и кризисной устойчивости.

— Коррекция наруше ний адаптации и лич ностных дисгармоний.

-Мобилизация скрытых психологичес ких ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем.

— Повышение личной ответственности клиента за ход их собственной жизни

Индивидуальная консультация и групповая

Начинающим консультантам необходимо иметь четкое определение процесса кон сультирования и профессии консультанта. В психологи ческом консультировании психолог может опираться на различные научные теории и методические подходы (гештальттералия, групповая терапия, бихевиоризм — социальное научение и др.) Для каждого направления характерны специфические методические приемы, цели и задачи. Консультанты рабо тают наиболее эффективно тогда, когда им удается развить у своих клиентов способность конструктивно помогать самому себе после окончания консультирования

Социально-психоло гическая реабили тация

Комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе

— Гармонизация эмо ционального состояния клиента.

— Коррекция комму никативной сферы клиента.

— Восстановление положительного восприятия жизни, самого себя, семьи, общества.

— Расширение позитивного социального опыта клиента.

— Восстановление социальных навыков, обеспечивающих про дуктивное функциони рование в окружающей среде.

— Восстановление за щитных сил организма, укрепление активной личностной позиции.

— Формирование уверенности и моти вации к преодолению трудностей

Беседы. кон сультирование, клубы, тренинги, группы подде ржки, творческие мастерские и др.

Направления, способы и методы по осуществлению мероприятий социально-пси хологической реабилитации зависят как от конкретных категорий граждан (инвали ды, несовершеннолетие, пожилые, взрослые с семейными и супружескими проблемами и т.д.), так и от тематики социально-психологической проблемы • алкоголизм, наркомания, насилие, одиночество, потеря работы, супружеская дисгармония и др.).

Для инвалидов соци ально-психологическая реабилитация заключается в восстановлении (формирова нии) способности инвалида выполнять различные со циальные роли(семейные, профессиональные и др.) и иметь возможность быть реально включенным в раз личные сферы социальных отношений и жизнедеятель ности общества

Социально-психоло гический патронат

Целостная динами ческая, комплексная система адресной социально-психоло гической поддержки и помощи: семье, детям, отдельному гражданину, нахо дящихся в трудных и опасных для них самих и окружаю щих ситуациях. (Осуществляется в рамках деятель ности социально-психологической службы.)

— Определение характера стоящей про блемы и возможностей ее решения.

— Содействие в установлении контакта с клиентом.

— Подготовка необхо димой сопроводитель ной документации.

— Создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности, в резуль тате эффективного выполнения отдельным индивидом или семьей своих основных функций.

— Осуществление психологического сопровождения клиента в процессе патроната.

— Осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистами. — Отслеживание результатов взаимодейс твия клиента с другими специалистами

Патронаж (индивидуальная деятельность специалиста, направленная на оказание конк ретной помощи и поддержки клиен ту, призванную мобилизовать и повысить его адаптационные возможности); групповая работа (Работа с группой детей, семьями, алкоголиками и т.д.)

Практика патроната основана на комплексном подходе, который вооружает психолога перспективным видением проблем клиентов, нацели вает на рассмотрение всех аспектов неблагоприятной ситуации.

Практика всегда дифферен цирована и зависит от сущес тва проблемы, ее масштабов и места действия. Поддержка и помощь (научная база, технологические приемы и методы) выбираются исходя из имеющейся проблемы клиента и органически сочетаются с основными составляющими социаль ного патроната (контролем, социально-психологическим воздействием, социальной помощью и поддержкой).

Отношения специалиста с клиентом патроната строятся в основном на «субъект — объектной» основе и опираются на принципы гуманизма, уважение к личности и жизненному опыту клиента, учет его потенциальных возможностей и лучших качеств.

Совместная работа протекает в духе равноправного и четко структурированного сотруд ничества с акцентом на стимулирование и поддержа ние внутренних и внешних ресурсов клиента.

Мероприятия осуществляют ся по заранее определен ному плану (в порядке, обусловленном договорными отношениями)

Срочная пси хологическая помощь по телефону

Экстренная психологическая по мощи и поддержка разным группам населения в случае критических, кри зисных состояний, конфликтных ситуаций

— Психологическая поддержка клиента.

— Мобилизация интеллектуальных, духовных и физических сил клиента в целях снятия эмоциональной остроты, преодоле ния им кризисного состояния, смены характерного для этого состояния переживания одиночества чувством общности с другими людьми, повышение самооценки, восста новления контроля над травмирующей ситуацией

Специфичность телефонного консультирования заключа ется в создании атмосферы эмпатии и принятии або нента, в умении чувствовать его состояние, при этом консультанту необходимо сохранять высокую степень рефлективности, контроля как за состоянием абонента, так и за своим собственным. Консультант должен владеть техниками психологической защиты от тех негативных переживаний, с которыми к нему обращаются абоненты

1.1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ПСИХОЛОГА.

Для эффективной работы практическому психологу требуется отдельный кабинет и помещение для групповых занятий или совмещенный кабинет размером 5 м г 6 м.

Совмещенный кабинет практического психолога должен быть рассчитан на 13-15 посадочных мест. В совмещенном кабинете со гласно предусмотренной работе оборудуются следующие зоны: для индивидуального консультирования, тренинговая, для психологи ческой разгрузки, хранения архива, обработки психодиагностичес ких данных, методической работы и т.п.

Стены кабинета окрашиваются в светлые тона. Исключен фио летовый цвет. Ограничиваются в использовании красный, оранже вый, желтый, а также блестящие краски и обои, которые возбужда ют центральную нервную систему.

По возможности кабинет комплектуется персональным ком пьютером, аудио-, видео-аппаратурой, формируется фонд психо диагностических методик, а также коррекционных и реабилитаци онных программ, допускается установка телефона, приобретаются закрывающиеся шкафы (сейф) для хранения психологической ин формации и документов конфиденциального характера.

В помещениях для психологической работы (не кабинете пси холога) могут быть размещены информационно-методические ма териалы: «советы дня» — рекомендации для клиентов (родителей, детей, супругов и т.п.), коллег (воспитателей, социальных педаго гов и специалистов по социальной работе); «почтовый ящик» пси холога (для вопросов психологу); сменные тематические стенды по актуальным вопросам возрастной, социальной, педагогической, медицинской психологии; информация о проводимых психологи ческих мероприятиях (учебных семинарах, тренингах, коррекци онных занятиях и т.п.).

Общие принципы организации рабочего пространства в кабинете психолога:

• пространство должно быть визуально разделено по рабочим зонам;

• должна быть обеспечена безопасность клиента — физическая и психологическая;

• рабочее место должно соответствовать санитарно-гигиени ческим нормам: освещенности, чистоты воздуха, звукоизоля ции;

• никакой личной информации (фотографии родных и т.п.):

• клиенту может быть предложен стул или кресло (для релакса ционных программ глубокие мягкие кресла);

• наличие красок, цветных карандашей, бумаги, в т.ч. цветной пластилин.

• одежды психолога и макияж рекомендуется соизмерять с со циальным статусом и материальным положением клиентов. Не рекомендуется преобладание черного цвета в одежде.

Оснащение рабочего кабинета психолога содержит следующие блоки:

• документацию, планирующую его деятельность:

• документацию, отражающую итоги психодиагностических исследований и мероприятий по оказанию психологической помощи;

• программное, аппаратурное и инструментальное обеспечение коррекционно-реабилитационной работы;

• программное и инструментальное обеспечение релаксацион ных, тонизирующих, обучающих и других тренингов;

• компьютерные базы данных о методах психологической диа гностики, коррекции, реабилитации, профилактики и кон сультирования (в соответствии с особенностями работы дан ного учреждения);

• компьютерные базы данных о клиентах и их проблемах;

• библиотеку, картотеку, видео- и аудиотеку.

В кабинете детского психолога дополнительно должны быть:

• для игр: кубики, пирамиды и т.п.,

• большая мягкая игрушка, на которой ребенок может отреаги ровать свою агрессию.

1.1.2. ТИПОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ

Работа в удовольствие — это реально? Советы от московского психолога

Почему люди часто воспринимают работу как тяжелую необходимость? Можно ли получать удовольствие от рабочего процесса? Если да, то что для этого нужно? Отвечает специалист Московской службы психологической помощи Алена Липяковская.

6 факторов радости

Получение удовольствия от работы — это навык, который человек приобретает в течение жизни. Почему же так мало людей, по-настоящему довольных своей работой?

Во-первых, почти никого из нас не учили обращать внимание на свой комфорт при выполнении рабочих обязанностей. Важно качество, скорость, оценка, а не то, как мы себя при этом чувствуем.

Во-вторых, работа часто ассоциируется с необходимостью, способом выживания. Можно ли себе представить, что необходимость бывает хорошей? Скорее она ассоциируется с потерями и ограничениями. Так ли это?

Взрослому человеку нужно работать, и работать эффективно. Но это не исключает возможности испытывать чувство удовлетворения. И даже больше — получая удовольствие, мы будем работать лучше. Как же сделать рабочий процесс комфортным и приятным?

Вот 6 факторов, на которые в первую очередь надо обратить внимание.

  1. Мы проводим на работе бо́льшую часть своей жизни. Справедливо по отношению к себе заниматься в это время тем, что нам подходит. У каждого из нас есть своя сфера интересов, любимые занятия, способности и навыки. Каждый участник процесса — вы сами, работодатель, коллеги, клиенты — только выиграет, если вы будете заниматься тем, что вам близко.
    «Если вы затрудняетесь и не знаете, чем хотели бы заниматься, рекомендуем обратиться к психологу для определения профессиональной ориентации и ваших сильных сторон», — говорит Алена Липяковская.
  2. Следующий важный фактор — это условия, в которых мы трудимся. Нравится ли вам ваше рабочее место, расположение, график? Если ответ «нет», можно продолжать тратить силы на преодоление дискомфорта, а можно спросить себя: как я могу на это повлиять?
    Возможно, достаточно сделать небольшой ремонт или реорганизацию пространства, немного иначе распределить нагрузку в течение дня. Для кого-то единственным выходом будет смена работы, однако важно помнить, что не пространство подстраивает под себя человека, а человек формирует пространство. Порой мы избегаем каких-то изменений в обычной рутине, потому что нам кажется, что на это уйдет слишком много сил. Хотя намного больше энергии мы тратим на ежедневное преодоление десятка маленьких недочетов.
    «Для выявления этих недочетов проделайте такое упражнение: составьте список всего того, что окружает вас на работе, своих условий труда, как если бы вы описывали свою жизнь другому человеку. Выделите те моменты, которые уже не один день (или год) мешают вам. Напротив каждого такого пункта напишите не менее пяти вариантов решения. Разрешите себе пофантазировать и фиксируйте даже те идеи, которые сейчас кажутся нереальными. Попробуйте решить вопрос одним из найденных способов. Отметьте свой успех и приступайте к следующему шагу», — советует Алена Липяковская.
  3. Большое значение имеют люди, с которыми мы проводим время. Как вам ваши коллеги? Хочется вам с ними общаться больше, меньше, или того количества взаимодействия, что есть сейчас, достаточно? Невозможно дать общие рекомендации по улучшению отношений с людьми, но можно сказать одно: не бывает неразрешимых ситуаций.
    «Если для комфортной работы вам не хватает здорового психологического климата в коллективе, то это задача решаемая. Можно предложить руководству обратиться за помощью к специалисту, который будет работать со всем коллективом, или вместе с психологом проработать видение себя как члена команды. Возможно, знания о своих личных границах, способах решения конфликтных ситуаций или умении вести открытый диалог помогут повысить удовлетворенность от рабочего процесса», — говорит психолог.
  4. Один из значимых компонентов — заработная плата. Деньги, которые мы получаем за свой труд, свои знания и компетенции, поддерживают нас в двух плоскостях. С одной стороны, дают нам возможность почувствовать свою ценность, восполнить баланс «давать-брать». С другой стороны, они помогают обеспечить безопасность, восполнить затраченные ресурсы. Согласно исследованиям, низкая заработная плата является одной из распространенных причин профессионального выгорания.

«В этом вопросе также нет универсальных рекомендаций. Многое зависит от того, как строится ваша оплата труда, является ли она изменяемой, существует ли возможность повлиять на повышение оплаты и что для этого необходимо сделать. Если выделить время для размышления над вопросом и обсуждения его с руководством, часто удается составить план действий, которые приведут к улучшению ситуации», — говорит психолог Московской службы психологической помощи.

  1. Еще одно важное условие — стабильность, когда существуют нормы, правила и четкие графики. Там, где невозможно предсказать, чем именно будет наполнен новый день, стабильностью будет как раз ожидание внезапных изменений.
  2. Понимание ориентиров. Рабочие задачи, круг обязанностей, имена людей, которые окажут поддержку, дает возможность снизить тревогу. А с уменьшением тревоги высвобождается огромное количество сил, которые можно направить на что-то более важное. Определите, что является опорой в вашей работе. Затем запишите все, чего вам не хватает, и на каждый пункт отметьте несколько вариантов решения проблемы. Не оставляйте эти размышления в теории, а позаботьтесь о себе уже сейчас.

За пределами работы

Мешать почувствовать радость могут обстоятельства, которые находятся вне рабочего пространства. Для начала проанализируйте свои базовые потребности, без удовлетворения которых не может идти речи о счастливой работе. Это здоровье, сон, еда и физическая активность. Ответьте себе на следующие вопросы:

  • Здорово ли ваше тело? Возможно, ему нужно больше вашего внимания?
  • Достаточно ли вы спите и качественный ли у вас сон?
  • Сбалансировано ли ваше питание? Его достаточно или есть переизбыток?
  • Получает ли ваше тело нужные физические нагрузки? Возможно, вы перегружаете его?

Восстановление и отдых. Главное правило — работу оставлять на работе. Не только конкретные действия, но и мысли о ней. Сделать это непросто, если осталось много незавершенных задач или, например, вы требуете от себя безукоризненного результата. Но здесь нужно вспомнить о том, что эффективность не будет высокой, если не давать себе восстанавливаться. Поэтому и ради хорошего результата на работе, и для большей удовлетворенности жизнью стоит уделять внимание отдыху. А для этого надо понять, что является отдыхом конкретно для вас.

«Муки выбора, чем заняться после работы, изматывают еще больше, а отсутствие вариантов приводит к тому, что время убивается за сидением в социальных сетях или просмотром пустых телепередач. Иногда и такой отдых нужен, но его избыток утомляет. Заранее планируйте свой отдых. Для этого можно обратиться к листу бумаги и записать, какие виды активного и пассивного отдыха вы предпочитаете. Активный отдых — это все то, что мы делаем для получения новых впечатлений с использованием физической или эмоциональной активности. К нему можно отнести поездки, посещение спортзала, прогулки, праздники», — говорит психолог.

Пассивный отдых — это все те действия, которые помогают сохранить внутренний ресурс. К ним можно отнести чтение книг, ароматную ванну, настольные игры, просмотр фильмов.

Для хорошего баланса важно включать в свой отдых действия в двух направлениях, соблюдая равную пропорцию. Рекомендуется начинать вечер, выходные или отпуск с активного отдыха, а завершать пассивным. Нормально, если какие-то действия будут повторяться чаще. Наша задача — наполнить свободное от работы время содержанием, которое будет по-настоящему восстанавливающим.

Работа — важный процесс в жизни человека. Она помогает реализовать свой потенциал, удовлетворить потребность в признании своей ценности в обществе. Не откладывайте развитие навыка получения удовольствия от работы на завтра, начните прямо сейчас.

На заметку

Если вы хотите получить поддержку, лучше понять себя, свои личные и профессиональные ориентиры, рекомендуем записаться на бесплатные вебинары в Московскую службу психологической помощи населению на сайте www.msph.ru или прийти на бесплатную очную консультацию к психологу в одно из подразделений службы.

Также в круглосуточном режиме работают телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского) и +7 (495) 051 (для мобильного) и чат психологической поддержки. Подробности на сайте www.msph.ru.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты