Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профессия машинист поезда описание специфика преимущества

Машинист поезда (Машинист локомотива)

Машинист поезда — специалист, управляющий поездами на железных дорогах (метро, электропоездами, электричками, грузовыми и пассажирскими поездами). Это интересная профессия, обучиться которой можно по месту работы или в техникуме (колледже).

Машинист поезда – железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Особенности профессии

Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) – маршруты таких поездов ещё короче.

И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.

Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине – всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар – он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни – большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.

Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.

Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.

Рабочее место

Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

Профессия машинист

Первые машины появились еще в античные времена, а вместе с ними и профессия, связанная с их управлением. Однако изначально машинисты управляли только простыми механизмами, например рычагами. Современный специалист работает с самой разнообразной по применению и сложности техникой.

Машинист — это человек, чья профессиональная деятельность заключается в управлении машинами, различающихся по типу и назначению: локомотивы, краны, погрузчики, экскаваторы. Если водить автомобиль может любой желающий, то управление машинами общественного или производственного типа требует особых навыков и знаний. Представители профессии машинист — это квалифицированные специалисты.

Описание

Специализации

Специализаций у профессии машинист огромное количество — около четырехсот. Часто их разделяют по виду техники, с которой работает специалист. Например, машинист локомотива работает на железной дороге: управляет поездом и осуществляет безопасную перевозку грузов или пассажиров по намеченному маршруту. Машинист электропоезда управляет составом в метро, машинист-крановщик работает на кране, машинист-погрузчик — на погрузчике.

Работа машиниста может быть не связанной с транспортом. Так, машинист погрузочных линий и конвейера контролирует элеваторные и рабочие транспортировочные системы.

Плюсы

Говоря о плюсах профессии машинист, стоит отметить ее значимость для общества. Без машинистов невозможно строительство, перемещение грузов или пассажирские перевозки. Это делает профессию востребованной.

Еще одно преимущество — доступное обучение и быстрое трудоустройство: молодой специалист сразу после окончания учебного заведения может работать по специальности.

Хотя профессия машинист является рабочей, она хорошо оплачивается. В зависимости от квалификации, уровень заработной платы может быть выше среднего.

Минусы

У профессии машинист есть несколько основных недостатков: тяжелые условия труда, длительная физическая нагрузка и многочасовые рабочие смены. Во время работы машинисту нужно быть максимально собранным и сконцентрированным — со временем это вызывает сильное эмоциональное напряжение.

Вместе с тем машинист сталкивается с огромными рисками: любая оплошность при работе с механизмами чревата травмами. А если транспорт пассажирский, на машиниста ложится ответственность за жизнь и здоровье людей.

Где получить образование

Учебные заведения

Выбор учебного заведения зависит от будущей специализации. Так, на машиниста локомотива учат в железнодорожных колледжах, а на тракториста — в сельскохозяйственных. Популярными учебными заведениями считаются следующие.

Читать еще:  Образец резюме контролера ОТК готовый шаблон заполнения

Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта. Его особенность состоит в том, что абитуриенту предлагают большой выбор специализаций по профессии машиниста.

Тульский технический колледж имени С. И. Мосина предлагает много специализаций по различным отраслям и видам транспорта.

Московский строительный техникум №12. Здесь можно выбрать специальность «Эксплуатация строительных, подъемно-транспортных, дорожных машин и технического оборудования».

Машинист кто это такой и чем занимается, профессия машинист

  1. Что конкретно делает машинист
  2. Особенности профессии
  3. Какими качествами должен обладать машинист

По названию этой профессии уже понятно машинист кто это. Определение: человек, который управляет какой-либо сложной машиной — локомотивом, краном, поездом или экскаватором, например, — это машинист. Профессия считается сугубо мужской, так как встретить среди машинистов женщину можно крайне редко.

Что конкретно делает машинист

Исходя из того, что машинисты могут иметь разную специализацию, их функциональные обязанности разнятся:

  • машинист конвейера. В его ведении находятся элеваторы, перегрузочные тележки, приводные станции. Эта должность подразумевает контроль за натяжными барабанами, питателями, натяжителями и ходом конвейерной ленты;
  • машинист поезда . Непростой труд, при котором приходится сталкиваться с ненормированным графиком, сложными условиями труда, физической и психологической нагрузкой. Машинист поезда приводит в движение пассажирские и грузовые поезда и обеспечивает нормальное прохождение по маршруту;
  • машинист электропоезда. Управляет огромной «железной гусеницей», оценивает ее техническое состояние и в случае нужды устраняет неполадки.

Чаще всего машинисты начинают карьеру с должности помощника, чтобы приобрести практические навыки. При трудоустройстве высшего образования не потребуется, однако соответствующие курсы закончить все же придется.

Особенности профессии

Если говорить именно о машинистах поездов и электропоездов, то уместно будет упомянуть о больших физических нагрузках.

Каждый рабочий день у машинистов начинается с тщательного медицинского осмотра — тех, кто его не проходит, к работе не допускают. Поэтому машинист обязан быть выносливым и физически здоровым, иметь отличное зрение и слух.

Оклад у представителей этой профессии вполне достойный и составляет порядка тысячи долларов. Однако не стоит думать, будто при желании можно легко поменять специальность. Обычно машинисты посвящают своей профессии всю жизнь: приобретают опыт и репутацию, а каждые несколько лет проходят полное обследование.

В связи с тем, что труд машиниста приравнивается к тяжелым, обычно предусматривается досрочный уход на пенсию. Действительно, сильное напряжение, постоянная концентрация внимания, условия, неблагоприятно влияющие на нервную систему и внутренние органы, способствуют ослаблению здоровья, и человек начинает нуждаться в частом отдыхе.

Какими качествами должен обладать машинист

Прежде всего, ответственностью. Опоздание на работу всего на несколько минут может расцениваться начальством как саботаж. А если нерасторопность машиниста электропоезда в часы пик приведет к задержке на десять-пятнадцать минут, то это может поставить под угрозу нормальное движение целой ветки метро.

Помощник машиниста электровоза: „Вождение поезда — это полет фантазии, искусства и техники“

Сергею Шилько 24 года. Уже три из них он работает помощником машиниста электровоза в депо Киев-Пассажирский. В следующем году он мог бы стать машинистом, но ему больше интересна производственная часть – дальше хочет пойти работать инженером-технологом.

Вопрос дефицита кадров на железной дороге поднимается уже который год. Не хватает машинистов, помощников, составителей поездов. Молодежь не сильно рвется в „Укрзализныцю“ – престижность профессий „голубых воротничков“ давно утрачена, а зарплаты оставляют желать лучшего. В УЗ и сами, похоже, это признают. „Укрзализныця“ – крупнейший работодатель в Украине, где работает более 250 000 человек и развитие эффективной кадровой программы в компании – сверхсерьезный вызов“, – заявлял недавно, представляя нового директора по управлению персоналом ж/д компании, ее нынешний руководитель Иван Юрик. Его предшественник Евгений Кравцов признавался, что зарплаты украинских железнодорожников остаются одними из самых низких на „пространстве 1520“, будучи на 15-20% ниже, чем у их коллег из РФ, Беларуси или Казахстана. При этом, только за 2016 год на заработки выехало около 20 тысяч железнодорожных специалистов. В условиях нынешнего экономически сложного года не добавляют популярности железнодорожным профессиям и планы руководства УЗ перевести персонал на 4-дневную рабочую неделю.

Но, как говорит наш собеседник, в работе помощника машиниста есть и свои плюсы – зарплата по часам, всевозможные бонусы и надбавки – даже за плохое питание. Однако этого едва ли достаточно для привлечения большего количества молодых кадров в отрасль.

По мнению Сергея, куда более действенным было бы создание совместной программы „Укрзализныци“ и Министерства образования, которая давала бы возможность молодым людям с первых курсов учебы осваивать профессии на практике. „Очень хотелось бы, чтобы студенты, обучающиеся и работающие по этой программе, имели возможность обмена опытом как с отечественными отраслевыми производствами, так и компаниями из других стран. Это посещение всевозможных выставок и производств, посещение лекций других университетов и обмен опытом“, – рассказывает он.

Читать еще:  Самые перспективные профессии рынка труда 20212025 года

О том, можно ли будущему железнодорожнику получить качественные знания в украинских ВУЗах, о ежедневных сложностях работы, наставниках, зубных пломбах по дешевке и бесплатных билетах – в интервью помощника машиниста электровоза Сергея Шилько в авторской рубрике ЦТС „Люди дела“.

О системе образования

У нас есть ВУЗы с хорошей материальной базой и высококлассными преподавателями. Но все равно, на железной дороге требуется опыт и умения, которые получаются на практике. Образовательная система – как отдельный остров от материка „железная дорога“, потому что находится в подчинении Министерства образования. Связь с производством на низком уровне. Студента могут обучить на бумаге, в лучшем случае – приблизительно что-то показать, а придя на производство, начинаешь учиться заново. Раньше студенты получали опыт, проходя производственную практику. Например, в Днепропетровском институте инженеров транспорта до 1960-тых годов действовала электрифицированная железнодорожная ветка, которая соединялась с основной магистралью. Студенты имели у себя электровоз, тепловоз, вагоны, стрелки и т.д., которые служили как учебным пособием, так и объектами испытаний, а также эксплуатировались в маневрово-вывозной работе.

О привлечении молодых кадров

У нас (в УЗ) есть „Комитет социальной ответственности и работы с молодежью“. Но, на мой взгляд, он не может правильно ни привлечь молодежь, ни мотивировать. Есть профсоюзы, где отдельно выделено место для представителя молодежного движения, но я не знаю ни одного человека, который активно бы участвовал в профсоюзной молодежной деятельности.

Мне кажется, правильным было бы создание программы поддержки развития культуры железнодорожного образования и труда, где железная дорога в партнерстве с Министерством образования будет давать возможность молодым студентам, начиная с первого курса высших профильных учебных заведений, осваивать профессии, проходить практику и потом трудоустраивать их. Это даст возможность молодежи зарабатывать на жизнь и учебу, а также возможность проходить по карьерной лестнице сразу с 18 лет. Насыщенная студенческая жизнь и учеба будет тесно переплетаться с производством, молодые специалисты после выпуска из высших учебных заведений уже будут с опытом и выслугой, перспективами дальнейшего развития в отрасли. Студенческие рабочие объединения дадут толчок развитию культуры и повысят презентабельность профессии.

О родителях и выборе профессии

Я родился в семье военных. Отец – бортинженер военно-транспортной авиации, мама также военнослужащая. Мне тоже полагалось быть военным и по окончанию Киевского военного лицея имени Ивана Богуна, родители предоставили два варианта: Академия внутренних войск или Институт Военно-морских сил. Но, всю жизнь питая интерес к железной дороге, я выбрал компромисс – карьеру офицера железнодорожных войск. Но даже это решение меня не устраивало, и я разорвал контракт, поссорившись с мамой. Доучился в Днепропетровском национальном университете железнодорожного транспорта по специальности „Машиностроение“, там же получил профессиональную специальность – помощник машиниста электровоза. Позже окончил Государственный университет инфраструктуры и технологий по специальности „Логист“. С сентября планирую поступать в аспирантуру.

О планах

Помощник машиниста – это самая элементарная должность в цехе эксплуатации любого локомотивного депо. Это начальный уровень, будем так говорить. Я сейчас нахожусь среди тех позиций в „Укрзализныце“, которые не ремонтируют, не проектируют, а эксплуатируют подвижной состав и железную дорогу, в целом.

Чтобы стать машинистом, нужно три-четыре года проработать помощником. Я работаю уже почти три года, но идти дальше и быть машинистом не планирую. Мне бы хотелось уйти в цех ремонта, работать инженером-технологом и остаться в том же депо, что работаю сейчас – Киев-Пассажирском. Это одно из самых хороших депо в Украине и его можно развивать. На эту тему я написал магистерскую работу, поэтому двигаюсь в этом направлении.

О специфике работы и наставниках

Помощник машиниста – правая рука машиниста, который главный в поезде. Работа помощника – это обслуживание и мелкий ремонт локомотива в рейсе, наблюдение за исправностью путей, контактной сети, показаниями измерительных приборов и подача сигналов. Если конкретнее – приведение в требуемое состояние и проверка электрических цепей, пневматических магистралей, устранение неисправностей и всего того, что машинист не может сделать во время управления. Это опасная работа, так как напряжение составляет 27 тыс. Вольт. Мы стараемся все выполнять согласно инструкций, так как от нас зависят жизни пассажиров и окружающих, целостность груза, инфраструктуры. Кроме того, помощник должен вести документацию, знать маршрут, график, подстраховывать машиниста.

Читать еще:  Напутственные слова коллеге при увольнении с работы

Есть закрепленные бригады – машинист и помощник, которые работают вместе, и даже закрепленные за ними электровозы. Спаренная бригада на закрепленной машине – это уверенность в напарнике и знание слабых мест своего локомотива. Но не всегда так: часто бригады формируются в порядке очереди нарядов, как и машины выдаются из депо. Машинист всегда пытается передать свой опыт помощнику, на которого он может положиться, а случается всякое. Вскоре, у молодого машиниста проявляется манера вождения своего куратора.

Об условиях работы и жаре

Рейс длится от 12 до 48 часов в любое время суток и в любую погоду, но выдать наряд можно не раньше, чем за 16 часов. С таким графиком (мы называем его „винегрет“) связаны и сложности – бессонные ночи, плохое питание, постоянное напряжение. Также есть сильное электромагнитное (трансформатор, тяговые двигатели) и световое (сигналы, прожекторы, датчики) излучение, еще звуковое (гул, вибрации) и атмосферное загрязнение – разного рода пыль и стружки. Учитывая, что это непрерывно длится от начальной до конечной станции, нагрузка на организм очень большая.

Плюс к этому всему – летом в кабине электровоза очень жарко до +50. Мы просили поставить в кабину кондиционер, но пока что нас не услышали.

О зубных пломбах и бесплатных билетах

Это классное место работы потому что есть все то, что тебе нужно. Оплачиваются больничные и отпуск, выдается 13-я зарплата. Раз в год ты можешь взять себе оздоровительные, например, перед отпуском, – это еще одна зарплата. Можно лечиться в железнодорожных больницах и, говорят, что железнодорожникам там пломбы ставят по дешевке, но за саму пломбу заплатить нужно. Профком может выделить тебе путевку в Трускавец или другой санаторий. Я никогда не просил, мне пока не интересно, а старики это дело любят. Доходит до того, что, если ты решил создать семью и жениться, то на 5 дней можно взять дополнительный оплачиваемый отпуск и добавку к зарплате.

Раз в год можно выписать себе куда-то бесплатный билет в обе стороны, но в случае нашего депо, нужно два раза ехать на край света, чтобы его получить. Мне несколько раз в год приходится ездить на учебу в Днепр, и легче доехать самым быстрым поездом в задней кабине своих коллег.

О зарплате и надбавках за плохое питание

Платят регулярно, по часам: 23-го – аванс, 7-го – зарплата. Машинист может зарабатывать и 25 тыс. грн в месяц, но все зависит от специфики работы, класса, выслуги и премии. На разных железных дорогах премия может отличаться. Наше депо больше работает на удлиненных плечах до 640 км, соответственно, больше работы и больше возможностей дополнительно зарабатывать.

Что касается меня, есть голая ставка – около 5-6 тыс. грн, которую при конкретном количестве отработанных часов, ты получишь в любом случае. А в этих часах есть разные надбавки – ночные, плечевые и даже надбавка за то, что ты плохо питаешься. В итоге, у меня при хорошем графике зарплата получается 13,5-14,5 тыс. грн в месяц.

О ворах в поездах и цветах

Когда прибываешь на станцию, очень часто можно увидеть огромные букеты. Я таких больших букетов в жизни не видел. Особенно на 8-е марта или другие праздники. Был случай, когда в поезде завелся вор – украл семь мобильных телефонов и выбежал на станции. Или был сложный случай, когда ребенок конфетой подавился. Нужно было как можно скорее привести поезд на ближайшую станцию, где уже ждали медики. И тут уже все зависело от мастерства машиниста. Вождение поезда – это полет фантазии, искусства и техники. Это что-то между большим судном и фурой и все это едет, как на американских горках – в нужный момент правильно затормозить или, наоборот, дать газа. От этого и зависит, как быстро сможешь доехать.

О главных проблемах

Во-первых, не лучшие условия труда. Но, конечно, по сравнению с тем, когда я подрабатывал на заводе, – тут лучше. Второе – техническое состояние оставляет желать лучшего. Ты выполняешь какую-то дополнительную работу, которой, будь техника более новой, и вовсе не было бы. Третье – вопрос безопасности и угрозы жизни. Ну и зарплаты бы побольше.

Подписывайтесь на канал ЦТС в Telegram, читайте нас в Facebook и Twitter, чтобы первыми узнавать о новых материалах и ключевых событиях дня.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector