Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профессии связанные с психологией перечень описание квалификация

Топ-11 профессий, в которых пригодится знание психологии. Часть 2.

6. Конфликтолог

Профессия конфликтолога предполагает способность гасить ссоры и разногласия. Причём как на бытовом уровне, так и на государственном. Конфликт может возникнуть между друзьями, близкими людьми. Разойтись во взглядах можно даже на политическом уровне. А всё потому, что в самой природе человека заложено стремление конфликтовать, отстаивать свою точку зрения, искать истину.

Но иногда споры бывают не только бессмысленными, но и могут привести к негативным последствиям. Чтобы не допустить такого, в дело вступает конфликтолог. Главное качество конфликтолога – умение слушать собеседника и понимать, о чём он говорит, а затем искусно приводить аргументы, чтобы оппонент сам не захотел их оспорить. Как ни странно, на это хватает таланта далеко не всем.

7. Судебный психолог

В делах, которые связаны с защитой человеческих прав, психология– наука незаменимая. Судебная психология – непростая, но крайне важная отрасль. Такого рода психологи исследуют эмоциональное состояние подозреваемого, помогая, тем самым, принять окончательное решение при вынесении приговора.Они беседуют с заключёнными, пытаясь растолковать порой непонятные мотивы, которые толкают человека на преступления. Это предотвращает новые преступления и помогает грамотнее установить наказание для арестанта.

Кроме того, судебные психологи сотрудничают с другими специалистами. Например, в их область действия входят вопросы страхования. Также они помогают решить, кто будет опекуном ребёнка, инвалида или пожилого человека.

8. Коуч-тренер

Коучинг – это тренинг, который помогает людям достигать своих целей. Коуч-тренер поддерживает людей, обучает их целеустремлённости, вселяет веру в собственные силы. Цель может быть разной: от желания добиться успехов в профессии до определения жизненной цели. Коучинг – это не комплексное преподавание, суть которого – всесторонне развитие ученика. Коуч-тренер фокусируется на конкретной проблеме и развивает возможности человека.

9. Медиатор

Медиатор – никто иной, как человек, выступающий организатором переговоров Это посредник, задача которого состоит в том, чтобы споры разрешались мирно и максимально плодотворно для всех. Медиатору доверяют самые личные сведения, без которых ему сложно будет понять клиента и помочь ему. Получая данные, организовывая встречи или другие мероприятия, медиатор знакомится то с одной, то с другой стороной. Это сложная, но очень интересная профессия, требующая тактичности, внимательности и чуткости, аналитического склада ума, ну и, конечно же, знания психологии!

10. Полиграфолог

Полиграфолог – это тот, кто распознаёт ложь. Психофизика очень выразительный инструмент, если знать, как её «прочитать». Для этого существует целый ряд средств и методик, а также полиграф – техническое устройство, с помощью которого полиграфолог исследует различные физические параметры человека (например, дыхание и сердечный ритм). Чаще всего подобные исследования проводятся в судебной практике.

11. Нейролингвист

Профессия нейролингвиста пересекается и с областью психологии, и с медициной (к примеру, неврология), и с лингвистикой. Предмет изучения такого специалиста – речь и все изменения, которые в ней происходят. Речь характеризует человека ничуть не хуже, чем его внешность. Она выражает его характер, умственные и творческие способности, а иногда – отклонения и болезни.

Если речевые навыки нарушены, возможно, что-то повреждено в организме, в нервной системе. Нейролингвист помогает обнаружить у людей физические или психологические повреждения, а также – помогает разработать индивидуальную программу, по которой человек сможет от этих недостатков избавиться.

Республики Коми

  • Главная
  • Информация
  • Пресс-центр
  • Новости
  • Новости
  • Новость

Классификация профессий

05.02.2018 Обычная важность

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ — объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

1. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОНКРЕТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «человек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Типы профессий по предмету трудаКлассы профессий по характеру труда
ИсполнительскиеТворческие
123
«Человек—человек»Воспитатель детского сада
Медсестра
Полицейский
Продавец
Социальный работник
Официант
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Адвокат
Следователь
«Человек—техника»Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
«Человек—знаковая система»Кассир
Оператор ПК
Наборщик
Телефонист
Оператор связи
Стенографистка
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
«Человек—художественный образ»Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
«Человек—природа»Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек — человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами» т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист — с информацией.

Читать еще:  Самые востребованные профессии в современной медицине

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа «человек-знаковая система» творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа «человек-человек»

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

Психологические типы профессий

Психологические типы профессий /По Е.А. Климову/

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль — то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя «идеальную формулу профессии» предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия вам подходит, а какая нет.

Базовая классификация профессий

Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации и соответствующие им типы профессий.

Предмет труда

Условия труда

На открытом воздухе.

С повышенной моральной ответственностью

Средства труда

Цели труда

1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

В действительности, это — очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов, такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело — таких предметов, характеризующих профессию, может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

«ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа «человек-природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов — растения и их среда существования.

С другой стороны, при выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

«ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Здесь главный, ведущий предмет труда — технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания — область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа «человек-техника» можно выделить:

    • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
    • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
    • профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
    • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
    • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
    • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
    • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
    • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
    • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

«ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Здесь главный, ведущий предмет труда — люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

    • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
    • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
    • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
    • профессии, связанные с информационным обслуживанием;
    • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
    • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

    • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
    • потребность в общении,
    • способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
    • умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
    • умение находить общий язык с разными людьми.


«ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ»

Здесь главный, ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинист, программист и др.

Профессии типа «человек — знаковые системы» включают:

    • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
    • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
    • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

«ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Здесь главный, ведущий предмет труда — художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа «человек — художественный образ» включают:

    • профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
    • профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
    • профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
    • профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа «человек — художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий:

    • Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).
    • Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).
    • Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).
    • Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор).

3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела:

    • Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
    • Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).
    • Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов(сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
    • Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий:

    Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
    Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной).
    Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник-оформитель).

Пример формулы профессии: Юрист

Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), . Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации).
Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), . бытовые (иногда — если это юрист-следователь, милиционер — то на открытом воздухе).
Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика). иногда — автоматизированные (компьютер).
Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента — сортировать, классифицировать), . Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).

Конечно, ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов — вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения вами тех или иных средств труда, предмета — в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий — задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда ваш выбор профессии будет действительно осознанным — вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера — за необычные условия, а физика-теоретика — за изыскательские цели).

Список профессий, связанных с общением с людьми

В список профессий, связанных с общением с людьми, можно включить сотни самых разных специальностей – от врачей и учителей до официантов и управленцев.

Читать еще:  Каковы порядок и условия признания граждан безработными?

Профессии, связанные с общением с людьми, многие эксперты считают наиболее сложными. В них далеко не все зависит от знаний и квалификации специалиста – многое решает умение найти подход к человеку и выбрать правильную стратегию поведения для достижения положительного результата.

  • Профессии, требующие специального образования
  • Профессии без высшего образования
  • Где лучше учиться
  • Кому подходят
  • Сколько получают
  • Перспективы профессии
  • Видео по теме

Профессии, требующие специального образования

Профессии, относящиеся по классификации академика Е. А. Климова к категории «человек – человек», предполагают непосредственное общение между теми, кто оказывает какого-либо рода услуги, и теми, кто их получает. Специальности этой категории отличаются большим разнообразием, их представители работают во всех сферах нашей жизни. Их можно классифицировать по разным признакам, мы же остановимся на показателе обязательности наличия специального образования.

Итак, профессии, связанные с общением с людьми, требующие получения диплома вуза или специализированного ссуза (список составлен в произвольном порядке):

  • Педагог. Главная задача огромной армия профессионалов этой специальности – передать определенные знания и навыки. И речь идет не только о школьных учителях, но и о воспитателях детских садиков, преподавателях университетов и колледжей, спортивных тренерах, логопедах, дефектологах. В этой сфере чаще всего работают люди, которые искренне любят свое дело, ведь их материальное вознаграждение обычно оставляет желать лучшего.
  • Медик. Персонал больниц, поликлиник, санаториев и оздоровительных центров постоянно находится в контакте со своими пациентами. Основная роль в учреждениях здравоохранения принадлежит врачам, хотя огромный объем работы выполняется медсестрами. Хорошие доктора лечат не болезни, а пациента, поэтому уделяют внимание его проблемам и образу жизни. Количество контактов в течение дня зависит от специализации врача и места его работы. Так, хирург в больнице в основном общается лишь с теми больными, которые находятся у него в стационаре, и их родными, а терапевту в поликлинике приходится иметь дело с гораздо большим потоком тех, кто обращается за медицинской помощью.
  • Психолог. С начала 2000-х наука о высшей нервной деятельности в России развивается особенно бурно, и после десятилетий непризнания этой профессии в советские времена специалисты получили возможность реализовать свои таланты. Люди еще во многом с недоверием относятся к психологам, опасаясь делиться своими проблемами и предпочитая решать их народными способами. Однако постепенно лед тает, и сейчас поход к семейному психологу уже не считается чем-то зазорным, а специалисты по работе с детьми есть в большинстве крупных школ.
  • Журналист. Способность найти нужную информацию, получить комментарии экспертов, узнать точку зрения простых людей, умение все это быстро и качественно обработать и предоставить на суд зрителям, читателям, слушателям – вот основные задачи репортеров. Считается, что это работа для молодых, причем вовсе не обязательно иметь диплом журналиста, достаточно любого высшего образования, знаний в какой-либо сфере и умения общаться. От радиожурналистов требуется четкая дикция, а телерепортерам не обойтись без привлекательной внешности. В печатных СМИ важно умение интересно и грамотно излагать свои мысли.
  • Переводчик. Знание иностранных языков массовым пока не стало, поэтому профессия переводчика остается очень востребованной. Обслуживание политических и бизнес-делегаций, работа в компаниях, имеющих зарубежных партнеров, синхронный и последовательный перевод на различных мероприятиях – это неполный перечень обязанностей специалиста. Многие знатоки языков работают гидами интуристов в России или российских путешественников в других странах.
  • Управленец. Руководить коллективом, независимо от его численности, – это особое умение. Работа управленца направлена на организацию деятельности каждого сотрудника с целью достижения его максимальной продуктивности с учетом профессиональных и личных качеств. Если руководитель просто раздает «ценные указания», не прислушиваясь к мнению работников, то со временем у предприятия возникнет проблема с квалифицированным персоналом, решить которую не поможет даже повышение зарплаты.
  • HR-менеджер. Это специалист по человеческим ресурсам, или попросту кадровик. Любая более-менее крупная компания или организация имеет собственный отдел работы с персоналом, где трудятся профессионалы, главная задача которых – подобрать подходящего сотрудника на вакантное место. Кроме того, они занимаются обучением штатного персонала, разрабатывают систему поощрений и взысканий. Многие фирмы при поиске необходимого работника обращаются в специализированные HR-агентства, имеющие базу кандидатов на разные должности.
  • Социальный работник. Такой человек идет к людям, которые пребывают в сложных жизненных обстоятельствах (болезнь, одинокая старость, неприспособленность к жизни, отсутствие необходимых навыков), и помогает им словом и делом. Нередко соцработникам приходится находить контакт с людьми, которые этого вовсе не хотят (наркоманами, алкоголиками, другими асоциальными элементами).

Представители всех этих профессий, за редким исключением, имеют высшее образование, чаще всего гуманитарное, хотя в случае с управленцами и некоторыми журналистами подойдет и техническое. Что касается учителей и медиков, то они обязаны закончить специализированный вуз или колледж, другие варианты не рассматриваются.

Профессии без высшего образования

На рынке труда есть и другие профессии, связанные с общением с людьми, и чтобы их получить, не надо поступать в вузы. Многие специальности можно освоить самостоятельно прямо на рабочем месте, или же пройдя краткосрочные курсы в учебном центре.

Среди доступных многим профессий можно назвать такие:

  • Продавец-консультант. Сотни тысяч молодых людей, в первую очередь девушек, начинают свою трудовую деятельность в магазинах. Обаяние, улыбка, умение найти подход к потенциальному покупателю, завоевать его доверие – все это способствует увеличению продаж, а от их объема зависит заработная плата сотрудника. Консультант обязан назубок знать реализуемый ассортимент, все мельчайшие свойства предлагаемого товара, его достоинства и недостатки.

  • Менеджер по продажам. Его задача – найти новых покупателей товаров или заказчиков услуг, предлагаемых работодателем. Клиента нужно не только отыскать, но и заинтересовать. Это тяжелый труд, с которым справится далеко не каждый, ведь сотруднику приходится постоянно выходить из зоны комфорта, регулярно получать отказы, зачастую далеко не в корректной форме. Общение может происходить как с глазу на глаз, так и в телефонном режиме или по электронной почте.
  • Полицейский. Стражу порядка приходится иметь дело с самыми разными представителями общества, зачастую проявляющими себя не с лучшей стороны. Защищать граждан от хулиганов и преступников, разыскивать правонарушителей, обходить дома, опрашивая свидетелей события, успокаивать разъяренную толпу – все это требует умения и высокой психологической устойчивости в стрессовых ситуациях. Хороший полицейский, например, участковый, знает почти всех жителей закрепленной за ним территории, их привычки и склонности и способен решать вопросы защиты закона при помощи профилактической работы.
  • Работник бьюти-индустрии. Доход представителей этих профессий всецело зависит от их мастерства и умения ладить с людьми. Парикмахер, стилист, мастер маникюра должны не только оказать услугу, но и уметь общаться с клиентами во время работы, выслушивать их жизненные проблемы, поддерживать добрым словом и при необходимости давать полезные советы. Многие женщины воспринимают поход в салон как сеанс психологической разгрузки, во время которого можно поделиться своими проблемами и получить отзыв. Но работникам нужно соблюдать конфиденциальность, иначе неумение хранить секреты негативно скажется на репутации заведения и приведет к оттоку клиентов и убыткам.
  • Работник сферы обслуживания. От официантов, барменов, хостес, администраторов требуется быть приветливыми и предупредительным. Посетитель должен быть обслужен по самому высокому разряду, чтобы заведение было конкурентоспособным на рынке. Хозяева ресторанов, баров, кафе, гостиниц большое внимание уделяют умению персонала общаться, их внешнему виду и способности максимально оперативно и доступно подать нужную информацию. Хорошие чаевые от благодарных посетителей очень стимулируют развитие этих навыков.
  • Проводник. В огромном железнодорожном хозяйстве, где большинство работников заняты обслуживанием механизмов различной сложности, есть место и профессии, связанной с общением с людьми. Проводниками могут быть мужчины и женщины, в их обязанности входит размещение пассажиров в вагоне согласно купленным билетам, выдача постели, чая и кофе. Кроме того, они открывают двери на станциях и будят путешественников на их остановках.
  • Event-менеджер. Он организовывает различные праздники и торжественные мероприятия. Для него важно умение общаться не только с участниками какого-либо события любого возраста, но и с поставщиками, владельцами площадок, режиссерами, осветителями и звукооператорами. Event-менеджер находится в центре событий, он объединяет множество людей вокруг единого замысла и создает нужное настроение.

Это далеко не все профессии, связанные с обязанностью общаться с людьми. Список могут продолжить спасатель, библиотекарь, туристический агент, почтальон, консультант, экскурсовод, рекламист. Перечень специальностей очень велик, и он продолжает расширяться.

Где лучше учиться

Высшее образование по профессиям, предусматривающим работу с людьми, можно получить в классических и гуманитарных университетах. Сейчас многие вузы, даже технические, стремятся ввести в свои учебные программы специальности для широкого круга абитуриентов, чтобы привлечь молодых людей с разными способностями. Конкурс напрямую зависит от престижности вуза и конкретного профиля обучения. Так, на переводчика или врача поступить сложно, гораздо проще стать учителем или юристом.

Более быстрое вхождение в профессию обеспечивают средние специальные учебные заведения. Те, кто хочет пораньше начать работать, подают документы в ссузы, которые специализируются на разных профилях подготовки. Медицинские и педагогические училища, колледжи сферы обслуживания никогда не пустуют. А для видов деятельности, в которых нужен минимум специальных знаний, работодатели организовывают обучение непосредственно на рабочем месте под руководством опытных сотрудников или направляют новичков в учебные центры по подготовке персонала.

Кому подходят

Работа с людьми подходит тем, кто открыт внешнему миру, то есть экстравертам. Они легко входят в контакт, сопереживают, стремятся помочь и ищут варианты, как сделать это лучше. Интровертам в таких профессиях будет тяжело, они все время будут чувствовать себя не в своей тарелке и сомневаться в собственном выборе.

Для работы с людьми необходимо иметь такие качества:

  • коммуникабельность;
  • терпеливость и самоконтроль;
  • вежливость и толерантность;
  • способность слушать другого человека и понимать его проблемы;
  • доброта и готовность помочь;
  • эмоциональная устойчивость;
  • умение аргументировано отстаивать свою позицию;
  • инициативность и ответственность.

Плюсы профессий, связанных с общением, – возможность реализовать свой потенциал, благодарность со стороны потребителей услуг. Минусы – стрессы и психологические перегрузки, высокий уровень ответственности и не всегда высокие зарплаты.

Сколько получают

У большинства представителей «коммуникабельных» профессий доходы невелики. На их величину влияет ряд факторов: место проживания, специальность, должность, стаж работы. Например, учителя в Москве в среднем зарабатывают около 70 тысяч рублей в месяц, в Санкт-Петербурге – 65 тысяч, а в небольших городках приходится довольствоваться 15–20 тысячами рублей. Среди врачей ситуация схожая: в столицах платят 60–70 тысяч рублей, в провинциях – от 20 до 30 тысяч.

Некоторые специальности, связанные с работой с людьми, оплачиваются лучше. В первую очередь можно говорить о руководителях, оклады которых выше. В частном секторе услуги управленцев оцениваются по договоренности, кроме того, по контракту им полагаются дополнительные бонусы за увеличение прибыли компании. Также востребованы услуги переводчиков, которые могут получать от 40 до 80 тысяч рублей в зависимости от иностранного языка, которым они владеют.

Перспективы профессии

Современная экономика приобретает все больше признаков постиндустриальной модели. Новые технологии, компьютерные системы и интернет занимают все большую долю в национальных ВВП, а вскоре к этому перечню добавится искусственный интеллект. Растет количество услуг, которые предполагают взаимодействие людей между собой. По мнению экспертов, в ближайшие десятилетия будут активно развиваться сферы образования, здравоохранения, отдыха и развлечений.

Читать еще:  Исправление в больничном листе 2021 образец

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия связанные с общением с людьми подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Профессии связанные с психологией перечень описание квалификация

Основные нормативные положения в области прав личности, ребенка

  1. Конституция о правах ребенка. Одобрена генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 г. Вступила в силу для СССР 15.09.90. // Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М.: Роспедагентство, 1996. С. 366-368.
  2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  3. Хартия прав человека: Всеобщая Декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).
  4. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон РФ № 4866-1 от 27 апреля 1993 г.
  5. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Закон РФ № 3802 от 3 июля 1998 г.
  6. «Об информации, информатизации и защите информации». Федеральный закон № 24-Ф3 от 20 февраля 1995 г.
  7. «О рекламе». Федеральный закон № 108-ФЗ от 18 июля 1995 г.
  8. Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.).

Для психологов, работающих в сфере социального обслуживания населения

  1. «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Федеральный закон РФ № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. // Собрание законодательства РФ. – 1995, № 50, ст. 4872.
  2. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ». Постановление Минтруда РФ № 1 от 27 сентября 1996 г.».// Бюллетень Минтруда, 1996, № 11.
  3. «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения». Постановление Минтруда РФ от 13 января 2000 г. № 3/1.
  4. «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников Центров занятости населения». Постановление Минтруда и СР РФ, от 13 декабря 2000, № 90. (инспектор должен знать психологию труда!)
  5. «Федеральная целевая программа поддержки инвалидов на 2000-2005 г.г.». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 января 2000 г. № 36.
  6. «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и отдельным должностям работников бюджетных организаций социального обслуживания РФ» Постановление Минтруда и соц. развития РФ от 5 апреля 2000 г. № 28 (специалист по реабилитации инвалидов базовое образование – социальное, медицинское, педагогическое, психологическое, юридическое; консультант по профессиональной реабилитации инвалидов — профориентация, подбор, обучение, повышение квалификации; специалист по эргономике — для инвалидов — 6-11 разряды, базовое образование — высшее техническое).
  7. «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону». Постановление Минтруда и СР РФ, от 19 июля 2000 г. № 54.
  8. «Об утверждении примерного положения о кризисном центре помощи женщинам». Постановление Минтруда и СР РФ от 10 июля 1997 г. № 40. (3 ставки психологов, 4 ставки — психолог-психотерапевт телефона доверия, трудотерапевт)
  9. «Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов». Постановление Минтруда и СР РФ от 8 июля 1997 г. № 36 ( есть должность психолога).
  10. «Об утверждении рекомендаций по организации работы специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Постановление Минтруда и СР РФ от 30 января 1997 г. № 3. ( 3 должности психолога).

О труде и управлении персоналом в организации

  1. «Управление людскими ресурсами». Доклад Генерального секретаря на 49 сессии ООН 29 сентября 1994 г. – М., 1994. С.2.
  2. «О развитии системы сертификации персонала в РФ» Постановление Минтруда и СР РФ, от 29 апреля 1997 г., № 21/9.
  3. Трудовой кодекс РФ. Принят ГД 21 декабря 2001 г., СФ— 26 декабря 2001 г., вводится в действие с 1 февраля 2002 г. (до этого действовал «Кодекс законов о труде РСФСР от 9 декабря 1971 г.»).
  4. «О милиции». Закон РФ № 1026-1 от 18 апреля 1991 г.
  5. «О федеральных органах налоговой полиции». Закон РФ от 24 июня 1993 г.
  6. «О центрах психологической диагностики МВД, ГУВД, УВД (с изменениями от 25 мая 1996 г.)». Приказ МВД РФ № 330 от 22 августа 1995 г.
  7. «Об утверждении Положения о психологической службе таможенных органов РФ». Приказ ГТК РФ № 402 от 7 июля 1997 г.
  8. Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристиках (требований) по общеотраслевым отраслям служащих. Постановление Минтруда РФ № 32 от 6 июня 1996 г.

Об охране труда

  1. «Об основах охраны труда в РФ». Федеральный закон. Принят ГД 23 июня 1999 г., одобрен СФ 2 июля 1999 г. // Бюллетень Минтруда, 1999, № 8.
  2. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Федеральный закон . 1998-1999-2000.
  3. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». Постановление Минтруда и СР РФ от 14 марта 1997 г. № 12.

О лицензировании индивидуальной профессиональной деятельности, труда в сфере обслуживания населения (в том числе, для практикующих психологов)

  1. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.). Принят Гос. Думой 16 сентября 1998 г.
  2. «Положение о лицензировании деятельности негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан». Утвержден Постановлением Правительства РФ № 1046 от 28 октября 1995 г..
  3. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения». Постановление Правительства РФ № 830 от 17 июля 1996 г.

Документы, регламентирующие работу психолога в сфере здравоохранения // Психологическая газета, 2000, октябрь. С. 29 :

  1. «О психиатрической помощи» — Закон РФ…
  2. «Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан» — Закон РФ …
  3. О дополнительном отпуске за работу с вредными условиями труда медицинского и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи. — Постановление … от 8 июля 1993 г. № 133.
  4. О дополнительном отпуске за работу с вредными условиями труда медицинского и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи. — Письмо … от 9 августа 1993 г. № 05-16/25-16.
  5. О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах. — Приказ … от 29 мая 1995 года № 145.
  6. Об оплате труда медицинских работников. — Инструктивное письмо от 28 июня 1995 года № 2510/1652-95-20.
  7. Об аттестации на квалификационные категории психологов, работающих в учреждениях здравоохранения Российской Федерации. — Приказ … от 4 сентября 1995 года, № 255.
  8. О специальном экзамене для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах. — Приказ … от 19 декабря 1995 года № 353.
  9. О внесении дополнений в Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации. — Приказ … от 28 февраля 1996 года, № 71.
  10. О лицензировании медицинской деятельности. — Приказ … от 18 апреля 1996 года № 148.
  11. Об утверждении временного перечня видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию в Российской Федерации. — Приказ … от 1 июля 1995 года № 270. (Текст документа с изменениями, внесенными Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 января 1997 года № 5)
  12. О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь. — Приказ … от 26 ноября 1996, № 391.
  13. О специальности «Медицинская психология». — Приказ … от 2 июня 1997 года № 1052.
  14. О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи. — Приказ … от 28 июля 1997 года № 226.
  15. О мероприятиях по планированию и организации непрерывной подготовки врачей-психотерапевтов и медицинских психологов. — Приказ … от 28 июля 1997 г. № 225.
  16. О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. — Постановление … от 27 августа 1997 г. № 43.
  17. О подготовке врачей психиатров-наркологов, психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников для работы в наркологических реабилитационных центрах (отделениях). — Приказ … от 17 декабря 1997 года № 373.
  18. Об утверждении Положения о Координационном совете по подготовке клинических (медицинских) психологов. — Приказ … от 26 марта 1999 г. № 101.
  19. Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения. — Приказ … от 15 октября 1999 г. № 377.
  20. Об отмене приказа Минздравмедпрома России от 19. 12.94 №286 «Об утверждении Положения «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности». — Приказ … от 11 января 2000 года, № 4.
  21. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 022700 — «Клиническая психология». Квалификация: Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии. Утвержден приказом Министерства образования РФ от 2.03.2000. № 686.

Нормативно-этические основы труда практических психологов

  1. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. В ведение в профессию «психолог».Уч. пособие / Под ред. И. Б. Гриншпуна. — М.: Издательство МПСО, Воронеж: МОДЭК, 2002. – 464 с.
  2. Гусейнова В. В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога-практика // Вестник Моск. ун-та, сер. 14. Психология, 1989, № 4. С. 56-68.
  3. Изменения к общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Утверждено Госстандартом РФ. 23 дек. 1996 г. (включена должность «Медицинский психолог») // Бюллетень Минтруда и СР РФ, 1999, № 6. с. 67-76.
  4. Казанцева Т. А. Правовые основы деятельности политического психолога. Уч. программа и метод. рекомендации для студентов соц.-психологического факультета Моск. открытого социального университета. М., 2000.
  5. Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. – М.: Смысл, 2000.
  6. Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ // Вопросы психологии, 1990, № 6.
  7. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности // Под ред. А. А. Деркача – М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996.
  8. Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов РФ // Под ред. С. Д. Воробьева, С. Г. Крылова. – Екатеринбург, 1999. –178 с.
  9. Трунов Д. Г. профессиональная деформация практического психолога // Психологическая газета, 1998, № 1 (28). С. 12-13.
  10. Устав Российского Психологического Общества (РПО). Принят на учредительном съезде РПО. Протокол № 1. от 22 ноября 1994 г.
  11. Этические стандарты для психолога. Мадрид. Испания, 1987 // Вопросы психологии, 1990, № 5.
  12. Этический кодекс психолога // Психологическая газета, 1996, № 1-11.
  13. Эткинд А. М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания //Вопросы психологии, 1987, № 6. С. 20-30.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2021: Станислав Козловский

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector