Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профессии Человекприрода работа связанная с природой

Профессии типа «человек-природа»

Профессии, предметами труда которых выступают неживая и живая природа, относятся к группе профессий типа «человек-природа». Специальности этой группы важны как для народного хозяйства, так непосредственно и для самого человека.Профессии, связанные с природой

Трудовая деятельность разных специалистов профессии типа человек-природа, предполагает использование обширного круга познаний, а также еще и интеллектуальных умений.

Современные технологии повышают требования данных профессий к уровню квалификации работника и его психологической сфере. Профессии, связанные с психологией

Люди данного типа должны знать весь технологический цикл процесса, быть способными организовать наблюдение и обслуживание различных механизмов.

В их деятельности важное значение имеют элементы умственного труда, потому что специфика работы становится более инженерно-технически направленной.

Например, оператор в откормочном цеху является механиком широкого профиля, мастером машинного доения.

Следовательно, люди профессии человек-природа должны обладать глубокими и тонкими знаниями особенностей развития животных и растений (то есть живых организмов) и в то же время уметь управлять современной техникой.Профессии, связанные с животными

Изменения, которых претерпели характер и содержание профессии типа человек природа, требуют нахождения методов проведения профориентации с учащимися школ, учитывая при этом специфику данных изменений.

Выходит, что необходимо изучать указанные профессии, составлять профессиограммы и применять их в организации практической профориентации.

Эти профессии требуют к себе повышенного внимания.

Во-первых, потому что они широко распространены в сельском хозяйстве, являющееся одной из наиважнейших отраслей народного хозяйства.

Во-вторых, в данном типе профессий всегда наблюдалась нехватка квалифицированных кадров.

В-третьих, требования, которые предъявляются к психофизиологическим особенностям трудящихся, очень важны и их значение интересно для практики профконсультации и профориентации среди школьников.

Профессии данного типа составляют довольно значительную группу.

В нее входят такие профессии, которые требуют от человека особой теоретической подготовки и как следствие высшего или средне специального образования (например, ветеринар , ветфельдшер, агроном, садовник, зоотехник). Профессии, связанные с биологией

Также к данной группе относятся профессии, которые требуют практического мастерства, основы которого приобретаются, например, в профессиональных технических училищах (это и машинист трактора широкого профиля, и животновод, и мастер машинного доения).

В профессиях сельского хозяйства практической направленности на сегодняшний день техника планомерно вытесняет ручной труд. Профессии, связанные с землей

Выходит, работникам сельского хозяйства необходимо знать не только зоотехнику либо агротехнику, правила ухода за животными и растениями, но и отлично разбираться в сельскохозяйственной технике. Профессии, связанные с техникой

Работа, относящаяся к сельскому хозяйству, требует от специалистов постоянного принятия решений.

Еще к профессиям типа человек-природа могут относиться:

Профессии Человекприрода работа связанная с природой

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 типов (классификация Климова Е.А.):

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.
Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

2. «Человек — техника» (и неживая природа) (Т)

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.
Тип «Человек — техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.

3. «Человек — человек» (Ч)

Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
К профессиям типа «Человек — человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.

4. «Человек — знаковая система» (3)

Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.
Тип «Человек — знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.

5. «Человек — художественный образ» (X)

Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий.
К типу «Человек — художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» -знание)

Примеры:
в типе «человек — природа» — контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;
в типе «человек — техника» — пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;
в типе «человек — человек» — судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;
в типе «человек — знаковая система» — корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;
в типе «человек — художественный образ» — искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П)

Примеры:
в типе «человек — природа» — мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;
в типе «человек — техника» — слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;
в типе «человек — человек» — учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;
в типе «человек — знаковая система» — чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;
в типе «человек — художественный образ» — цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И)

Примеры:
в типе «человек — природа» — летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;
в типе «человек — техника» — раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;
в типе «человек — человек» — воспитатель, организатор производства, организатор торговли;
в типе «человек — знаковая система» — программист, математик;
в типе «человек — художественный образ» — художник по проектированию интерьера, композитор.

Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:

Тип профессии по предмету труда Гностические (распознать, определить) Преобразующие (обработать, обслужить) Изыскательские (изобрести, придумать)
Человек — природаБотаникВетеринарБиоинженер
Человек — техникаНаладчик станков с ЧПУВодитель, слесарьИзобретатель, Инженер
Человек — знаковая системаГрафологАрхивариус, библиотекарьПрограммист
Человек — художественный образЛитературный критикАктёрХудожник, дизайнер
Человек — человекПсихологУчитель, врачРежиссёр


По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р)

Примеры:
в классе гностических профессий — лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;
в классе преобразующих профессий — ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец;
в классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М)

Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А)

Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф)

Здесь имеются в виду психологические средства труда — разного рода мысленные эталоны (например, у акробата — мысленный образец последовательности действий, у дирижера — образные эталоны и т.д.).

По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда представителей профессий типа «человек-природа»

Целевая аудитория: обучающиеся 10-х классов

Продолжительность занятия: 40 мин.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: лекция с элементами эвристической беседы

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Цели:

  • познакомить с основными особенностями и характером труда профессий типа “Человек-природа”;
  • рассмотреть, какие деловые качества необходимы для работы по профессиям типа “Человек-природа”;
  • раскрыть, какие профессии относятся к типу “Человек-природа”, их значимость и важность
  • развивать умения и навыки в выборе классификаций;
  • воспитывать (развивать) любовь к природе посредством материала, представленного на уроке.

Ход урока

I. Знакомство с темой и целями урока.

II. Обращение к эпиграфу:

Для иных природа — это дрова, уголь,
руда, или дача, или просто пейзаж.
Для меня природа — это среда, из которой,
как цветы, выросли все наши человеческие таланты.
Пришвин М.М.

III. Повторение изученного материала

— Давайте вспомним:

  1. Какие типы профессий мы уже изучили?
  2. Какие основные качества относятся к типу “Человек-Человек”?
  3. Назовите профессии людей, представленные на слайдах. К какому типу профессий они относятся? (слайд 4). Приложение 1.

(врач, бухгалтер, крановщик, брокер, садовод, слесарь).

— Какой тип профессий из названных для вас новый, мы еще не изучали?

(профессия садовод, тип “Человек-природа).

IV. Знакомство с темой урока

— Мы с вами продолжаем изучать типы профессий. Сегодня мы будем знакомиться с профессиями типа “Человек-природа”.

— В чем социальная значимость, важность и актуальность профессий этого типа?

-Можно рассмотреть на примере профессии “садовод” или “садовник”.

— Вспомним известную притчу:

В саду работал старый садовник. Он сажал молодые яблоньки. К нему подошел прохожий и спросил:

— Старик, зачем ты сажаешь эти яблони? Ведь ты не увидишь, когда они вырастут и не попробуешь яблок с их ветвей.

— Ну и что. Зато попробуют мои внуки, — ответил садовник.

— Как вы понимаете эту притчу? (Для садовника было важно, чтобы плодами его трудов пользовался не только он сам, но и потомки. Так и в жизни, результатами труда людей данной профессии часто пользуется большое количество людей на протяжении длительного времени).

— Почему человек должен бережно относиться к природе?

(Ребята отвечают кратко, по одному-двум предложениям).

Сообщение подготовленного учащегося:

Экскурс в историю: Взаимоотношения человека с природой имеют давнюю историю — с тех пор, как природа породила человека. Отношения эти имели разные виды и формы: собирательство, освоение, покорение, подчинение, сотрудничество и т. д. Долгое время попытки преобразовывать природу и властвовать над ней не отражались ощутимо на жизни человечества в целом и поэтому не оценивались с точки зрения их целесообразности и опасности для планеты. Предупреждения философов, экологов, писателей-фантастов не воспринимались как реальная угроза нашей жизни и жизни наших детей. Но экологические катастрофы XX века показали, что ни одно вмешательство в дела природные не проходит бесследно и настоящий конец света — гибель Земли — может наступить именно по нашей вине, или если мы не помешаем гибельным процессам.

Выбирая профессию, связанную с преобразованием природы, ее использованием, человек берет на себя ответственность за развитие и будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и следующих поколений.

V. Работа по теме урока “Особенности профессии типа “Человек-Природа”.

1) Беседа по вопросам:

— Какие профессии относятся к типу “Человек-Природа”?

(Ребята называют профессии данного типа вперемешку, не разграничивая по отраслям).

Учитель корректирует профессии по отраслям с помощью слайда.

Слайд 5: К профессиям типа “Человек – Природа” относятся профессии, связанные с:

1. изучением живой и неживой природы (биолог, микробиолог, агрохимик, геолог, геодезист, метеоролог, океанолог);

2. уходом за растениями и животными (лесник или егерь), овощевод, садовод, флорист, инженер паркового хозяйства, мелиоратор, зоотехник);

3. профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар, селекционер, микробиолог).

— Какие черты и деловые качества необходимы работникам специальностей этого типа? (общие, специфические) (слайд 6,7)

(Ребята называют черты: любовь к природе, животным, трудолюбие, ответственность, требовательность к себе, наблюдательность и др.)

Деловые качества: способность работать в специфических условиях (в теплице, в лаборатории, в поле и т.д.), способность работать с определенным материалом (растениями, микроорганизмами, химическими веществами, ядохимикатами и др.).

Учитель делает вывод.

Профессии этого типа выдвигают требования к таким чертам работника, как:

  • наблюдательность;
  • способность ориентироваться в условиях непредвиденности и отсрочки результатов;
  • способность изменять цель в зависимости от условий;
  • выдержка и терпение в условиях недостаточного комфорта.

Профессии, связанные с исследованием и освоением природы, воздействием на ее процессы, предъявляют различные требования к психофизиологическим и личностным особенностям человека. Как и для любой профессии, определяющими успешность деятельности качествами являются интерес и трудолюбие, ответственность и настойчивость в достижении цели. Но в этих профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование отдаленных результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условиях, в одиночестве или в команде из нескольких человек. Поэтому профессии этой направленности хорошо подходят людям малообщительным и не всегда — тем, у кого потребность в новых впечатлениях, людях, событиях выражена очень сильно.

Слайд 9: Профессии типа “Человек-природа” связаны с сельским хозяйством, биологией, географией и пищевой промышленностью.

  • Профессии, связанные с биологией
  • Профессии, связанные с животными
  • Профессии, связанные с географией
  • Профессии, связанные с экологией

— Сегодня более подробно мы остановимся на 1-ой группе профессий “Человек-природа”, связанных с биологией.

Беседа по вопросам:

  1. Какие профессии связаны с биологией? (Агроном, селекционер, садовод, флорист, лесник (егерь), гидромелиоратор, плодоовощевод, биолог, инженер паркового хозяйства и др.)
  2. Какое значение биология имеет в жизни человека, чья профессиональная деятельность не связана с биологией?
  3. Почему важно изучать биологию в школе на базовом уровне всем?
  4. Нужно ли, чтобы каждый человек был биологически и экологически грамотным? Почему?
  5. Какую роль и в каких отраслях в будущем будет играть биология?

— Теперь более подробно рассмотрим специальности, связанные с биологией.

Специалист по охране леса или егерь. Чтобы работать лесником, высшее образование получать не обязательно. Практически в любом городе есть специальные службы, которые работают с вредителями леса. Это может быть, например, станция защиты зеленых насаждений.

Эколог. Изучает природные и созданные человеком биологические системы, разрабатывает мероприятия по охране окружающей среды, занимается исследованием влияния окружающей среды на все живые объекты, изучает влияние промышленных отходов на флору и фауну.

— А теперь несколько человек, которые получили опережающее задание к нашему уроку, выступят с материалом об известных людях нашей страны, внесших большой вклад в области биологии, селекции. Приложение 2. Ребята расскажут об их наиболее ценных достижениях. Слад 10. (Мичурин, Тимирязев, Сеченов).

— Как вы думаете, каков характер труда представителей профессии типа “Человек-природа”?

VI. Подведение итогов урока:

— На какие основные типы можно подразделить специальности, связанные с профессией типа “Человек-природа”?

— Перечислите профессии, связанные с биологией.

Творческий диктант. Задание: я зачитываю вам вид деятельности человека, вы ставите цифру и рядом пишете профессию, соответствующую данному виду деятельности. Например, посадка саженцев – садовник, лесник.

1. Обработка почвы (агроном).

2. Создание проекта клумбы (инженер паркового хозяйства).

3. Наблюдение за погодными условиями (метеоролог).

4. Выведение новых сортов, более устойчивых к окружающей природ (селекционер).

5. Составление оригинального букета из цветов (флорист).

VII. Обобщающее слово учителя (вывод):

Я и мир вокруг – эта проблема волнует человека. Это и естественно, ведь в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Человеку природа нужна. И не потому только, что лес очищает воздух, накапливает влагу и солнечную энергию, защищает поля и реки, а без воды и воздуха жизнь вообще немыслима. Красота рощи, луга, вечернего заката, красота обыкновенного камешка, обкатанного морской волной, былинки, растущей на крутом горном склоне, делает людей более человечными, благородными, чуткими.

Будут ли радовать глаз цветы, петь птахи, зеленеть деревья, зависит от тебя, от меня, ото всех. У вас еще есть время на раздумья до окончания школы, кем быть. Поэтому в конце нашего занятия хочу познакомить с двумя основными высшими профессиональными учреждениями, где можно получить профессию типа “Человек-Природа” (Слайд 13):

ФГБОУ ВПО “Волгоградский государственный аграрный университет”;

Волгоградский государственный технический университет.

VIII. Оценивание ответов учащихся.

IX. Домашнее задание: найти материал о представителях профессий типа “Человек-природа”, связанных с животными.

Составить профессиограмму на одну из специальностей.

Благодарность за сотрудничество и работу на уроке.

Профессии связанные с лесом

Взаимоотношения человека и природы имеют давнюю историю. Длительное время попытки изменить природу и властвовать над ней ощутимо не влияли на жизнь человечества и не оценивались в связи с целесообразностью и опасностью для планеты. Но экологические катастрофы, которые начали сопровождать нас повсеместно, доказали что ни одно серьезное вмешательство в дела природы не может пройти бесследно и конец света может произойти по вине человечества.Профессии, связанные с экологией

Выбирая профессию, связанную с природой, человек принимает на себя ответственность за то, как будет развиваться все, что нас окружает. Профессии, связанные с природой — это те профессии, предметом труда которых являются животные, растения и микроорганизмы.

Профессии типа: «Человек-природа»

Данные профессии связаны с сельским хозяйством, биологией, географией и пищевой промышленностью.

  • Профессии, связанные с биологией
  • Профессии, связанные с животными
  • Профессии, связанные с географией

Определенный интерес (но не основной) к природе есть у психологов, менеджеров по туризму и гостиничному бизнесу. Профессии, связанные с психологией

Особенностью биологических объектов труда является то, что они не только сложны, но крайне изменчивы и нестандартны.

Все живые организмы живут, вырастают, проходят этапы развития, но и болеют и гибнут.

Работнику необходимо не только много знать про живые организмы, но и необходимо предвидеть все те изменения, которые могут произойти с ними и эти изменения могут оказаться необратимыми.

От работника данной сферы потребуется самостоятельность и инициативность в разрешении конкретных задач, а также дальновидность и заботливость.

Также для этих профессий важна хорошая наблюдательность человека, способность ориентироваться в непредсказуемых условиях, изменять цели, выносливость и терпение к недостатку комфорта.

К профессиям, связанным с природой, можно отнести следующие.

  • Ландшафтный дизайнер . Дизайнеры преимущественно занимаются газонами, установкой садовой мебели, садово-парковыми дорожками и санитарной обрезкой кустарников и деревьев.
  • Специалист по охране леса или егерь. Чтобы работать лесником высшее образование получать не обязательно. Практически в любом городе есть специальные службы, которые работают с вредителями леса. Это может быть, например, станция защиты зеленых насаждений.
  • Эколог . Изучает природные и созданные человеком биологические системы, разрабатывает мероприятия по охране окружающей среды, занимается исследованием влияния окружающей среды на все живые объекты, изучает влияние промышленных отходов на флору и фауну.
  • Специалист по земельному кадастру или геодезист. Специалист по земельному кадастру ведет учет качества и количества земель, то есть он оценивает их плодородие и местонахождение. Геодезист — это тот же землемер. Главной задачей геодезиста является изучение уклонов земли, чтобы правильно запланировать расстановку несущих конструкций зданий и колонн.
  • Ветеринар и Зоотехник. Ветеринар занимается лечением животных. Самые распространенные услуги ветеринара: вакцинация, кастрация, а также чипирование животных

Возможно, Вам будет интересно:

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Служебная записка на сотрудника
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector