Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Охрана труда в организации Локальные нормативные акты

Какие локальные акты регулируют безопасные условия труда

Принятые этим предриятием все нпа.

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ — документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ). Принимаемые работодателями Л. н. а. действуют в отношении работников данного предприятия независимо от места выполнения ими работы (ст. 13 ТК РФ). Важнейшими Л. н. а. являются коллективный договор и соглашение по ОТ, предусматривающие ознакомление работников с требованиями ОТ, проведение обязательных медицинских осмотров и т. д. К числу наиболее важных Л. н. а. относятся инструкции по охране труда, в которых содержится информация об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также правила защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов.

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают Л. н. а. в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Л. н. а. необходимо отличать от принимаемых работодателем правоприменительных актов, которые всегда имеют конкретного адресата. К ним относятся, напр., приказы о приеме на работу, переводе на др. работу, премировании работника, наложении на работника дисциплинарного взыскания или его увольнении. В случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель принимает Л. н. а., содержащие нормы трудового права, с учетом мнения представительного органа работников, по согласованию с этим органом. В частности, в таком порядке принимаются графики сменности (ст. 103 ТК РФ), системы оплаты труда (ст. 135 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), инструкции по ОТ (ст. 212 ТК РФ).

В ст. 372 ТК РФ установлен порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии работодателем Л. н. а., содержащих нормы трудового права. Работодатель перед принятием решения должен направить проект акта организации со всеми необходимыми документами выборному профсоюзному органу, представляющему интересы всех или большинства работников данной организации. Выборный профсоюзный орган не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта Л. н. а. направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

  • Эффективные критерии оценки условий труда юрисконсульта
  • Что понимается под гигиеническими нормативами условий труда (ПДК, ПДУ)
  • Условия труда водителя автобуса
  • Условия расторжения трудового договора
  • Условия труда инвалидов 3 группы
  • Условия труда для беременных по Трудовому Кодексу и оплата лёгкого труда
  • Условие применения сдельной оплаты труда

В случае если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников с целью достижения взаимоприемлемого решения. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять акт, который может быть обжалован в государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Л. н. а., ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (ст. 8 ТК РФ).

47.Безопасные условия труда.см32вопрос

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Локальные нормативные акты по охране труда

Работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, например стандарты организации, инструкции по охране труда и другие документы, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ). Принимаемые работодателями локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного предприятия независимо от места выполнения ими работы (ст. 13 ТК РФ).

Важнейшими локальными нормативными актами являются коллективный договор и соглашение по охране труда, предусматривающие ознакомление работников с требованиями охраны труда, проведение обязательных медицинских осмотров и т.д. К числу наиболее важных локальных нормативных актов относятся также инструкции по охране труда, в которых содержится информация об условиях и охране труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья, а также правила защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов.

В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников, например профсоюзной организации.

В ст. 372 ТК РФ установлен порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Работодатель перед принятием решения должен направить проект акта организации со всеми необходимыми документами выборному профсоюзному органу, представляющему интересы всех или большинства работников данной организации. Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. В случае если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом или содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников с целью достижения взаимоприемлемого решения. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять акт, который может быть обжалован в государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного в ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения первичной профессиональной организации, не подлежат применению.

Локальные нормативные акты работодателя разрабатываются на основе всех действующих нормативных документов, а для сферы охраны труда – на основе государственных нормативных требований охраны труда.

Требования охраны труда, содержащиеся в локальных нормативных актах работодателя, обязательны для выполнения всеми работниками данного работодателя и другими лицами, подрядными организациями, находящимися на рабочих местах, на промплощадке или на территории, состоящей под контролем работодателя.

Какие локальные акты регулируют безопасные условия труда

правовой нормативный акт аттестация

Положение об охране труда — это локальный нормативный акт, регламентирующий вопросы обеспечения условий и охраны труда работников.

Специалисты рекомендуют включать в положение об охране труда работников следующие разделы:

1) общие положения (сфера действия положения; основные понятия);

2) право работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

3) гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

4) дополнительные права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, предоставляемые отдельным категориям работников (женщинам, лицам с семейными обязанностями, несовершеннолетним);

5) обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

6) обязанности работника в области охраны труда;

7) обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

8) обучение работников правилам охраны труда;

9) общественный контроль за соблюдением правил по охране труда;

10) комитет (комиссия) по охране труда и т. д.

5. Инструкция по охране труда

Инструкция по охране труда — локальный нормативный акт, регламентирующий основные требования безопасного выполнения работ, предназначенный для проведения инструктажей по охране труда на рабочих местах. Требования инструкций являются обязательными для работников.

Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда для работников, а также общие требования к их содержанию устанавливаются Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденное постановлением Минтруда России от 17. 12. 02 №80 (разд. V). Разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется с учетом положений (требований) ст. 212 ТК РФ.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии — межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Работодатель обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Коллективным договором, соглашением может быть предусмотрено принятие инструкций по охране труда по согласованию с представительным органом работников.

Читать еще:  Заявление работника о согласии на совмещение должностей

Инструкция по охране труда должна содержать следующие разделы:

1. Общие требования охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы.

3. Требования охраны труда во время работы.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

5. Требования охраны труда по окончании работы.

Работодателям рекомендуется принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, по всем перечисленным вопросам. Детальная регламентация трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в локальном порядке, несомненно, позволяет минимизировать количество возникающих индивидуальных и коллективных трудовых споров.

О значении локальных нормативных актов по охране труда на отечественных предприятиях. В. А. Ольшевский, Н. А. Ольшевский, О. И. Козак (№2, 2016)

В.А. Ольшевский, преподаватель

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Парус» (г. Ульяновск);

кандидат физико-математических наук, инженер;

кандидат технических наук, главный инженер

Московский научно-исследовательский радиотехнический институт

В статье приводится примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда для предприятий и организаций, разработанный на основании Трудового кодекса Российской Федерации. Основным результатом локального нормотворчества Работодателя на основании примерного перечня локальных нормативных актов по охране труда является установление локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации.

Ключевые слова: государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда, локальный правовой режим производственной среды.

The significance of local regulations on labor protection in enterprises of the Russian Federation

Teacher, Autonomous nonprofit organization of additional professional

education “Parus”, Ulyanovsk

Engineer, Cand. of Sci. (Phys. and Math.)

Chief engineer, Cand. of Sci. (Tehn.), Scientific Research Institute of Radio Engineering, Moscow

The article provides an indicative list of local regulations on labor protection for businesses and organizations, developed on the basis of the Labour Code of the RF. The main result of the Employer local rulemaking on the basis of the indicative list of local regulations on occupational safety is establishing the local legal regime of the working environment in businesses and organizations.

Keywords: state of compliance with labor legislation, an indicative list of local regulations on occupational safety, local legal regime of the working environment

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса РФ [1] работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты по охране труда на предприятии и в организации. Локальное нормотворчество в области охраны труда является правовым мероприятием, входящим в систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Для организации данного мероприятия необходимо на основании Трудового кодекса РФ разработать перечень локальных нормативных актов по охране труда на предприятии и в организации. Наличие или отсутствие локальных нормативных актов по охране труда на предприятии и в организации учитывается при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства [2]. На основании пункта 7 указанного Регламента уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов при исполнении государственной функции имеют право запрашивать у работодателей и их полномочных представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для исполнения государственной функции. В Регламенте не приводится примерный перечень запрашиваемых локальных нормативных актов по охране труда на предприятии и в организации. С целью оказания помощи работодателям в организации локального нормотворчества в области охраны труда, а также для подготовки к административной проверке разработан на основании Трудового кодекса РФ примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда на предприятиях и в организациях, состоящий из двадцати четырех позиций.

1. Положение о системе управления охраной труда.

2. Положение об управлении профессиональными рисками.

3. Порядок предоставления сведений о государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях.

4. Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами.

5. Перечень правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

6. Порядок обеспечения безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

7. Положение о режиме труда и отдыха работников (Правила внутреннего трудового распорядка).

8. Порядок обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведения инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

9. Порядок организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

10. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

11. Порядок информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

12. Порядок предоставления федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.

13. Порядок принятия мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.

14. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

15. Порядок санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставки работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.

16. Порядок обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

17. Порядок разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

18. Порядок разработки, утверждения и формирования комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности.

19. Порядок подтверждения соответствия машин, механизмов и другого производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов, материалов и химических веществ, средств индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, государственным нормативным требованиям охраны труда.

20. Положение о комитете (комиссии) по охране труда.

21. Порядок выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.

22. Порядок выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты.

23. Порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

24. Порядок разработки и утверждения перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (на текущий год).

Предложенный примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда на предприятиях и в организациях определяет основных субъектов локального нормотворчества в области охраны труда: работодатель, работник (работники), выборный орган первичной профсоюзной организации или иной уполномоченный работниками орган, комитет (комиссия) по охране труда. Локальное нормотворчество в области охраны труда осуществляется на условиях сотрудничества работодателей и работников.

Предложенный примерный перечень локальных нормативных актов по охране труда на предприятиях и в организациях устанавливает предмет локального нормотворчества в области охраны труда: установление локальных прав и обязанностей работников и работодателя, установление локального правового режима рабочих мест (пространства рабочей зоны), установление локального правового режима производственной среды.

Локальный правовой режим рабочих мест (пространства рабочей зоны), локальный правовой режим производственной среды предопределяет локальные права и обязанности работников и работодателя, локальный правовой режим производственной среды первичен, локальные права и обязанности работников и работодателя вторичны, производны от локального правового режима производственной среды, следует применять принцип объективности при осуществлении локального нормотворчества в области охраны труда [4].

Читать еще:  Дополнительное соглашение к трудовому договору образцы

Основное значение для работодателя приводимого примерного перечня локальных нормативных актов по охране труда состоит в следующем. В результате разработки двадцати четырех локальных нормативных актов по охране труда Работодатель устанавливает локальный правовой режим производственной среды на предприятии (в организации).

Дополнительное значение для работодателя приводимого примерного перечня локальных нормативных актов по охране труда состоит в следующем. Конкретизируется предмет доказывания в ходе мероприятий по надзору, примерный перечень локальных нормативных актов соответствует статьям 16-21 Конвенции Международной организации труда № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (в части мероприятий на уровне предприятия) [3] и разделу Х «Охрана труда» Трудового кодекса РФ, именно на основании Конвенции МОТ № 155 и ТК РФ осуществляется государственная функция надзора (см. пункт 4 Регламента).

Локальные нормативные акты предприятия (организации) являются основанием проведения мероприятий по охране труда, основанием формирования исполнительной документации по охране труда (оформление журналов, карточек, актов, протоколов, удостоверений и т.п.) и последующего обоснованного включения затрат в себестоимость продукции при расчете налога на прибыль. Локальные нормативные акты предприятия (организации) стимулируют сотрудничество работодателей и работников и/или их представителей на предприятии. Локальные нормативные акты предприятия (организации) подтверждают уровень правопослушания работодателя, его убежденность в правильности законов и следованию им, наличие локальных нормативных актов предприятия по охране труда является смягчающим обстоятельством при назначении мер административной и уголовной ответственности.

В этой связи на современном этапе развития и стабилизации экономики представляется актуальным для работодателей систематически определять рейтинг своего предприятия в национальной системе управления охраной труда (новый добровольный метод соблюдения положений законодательства об охране труда):

ААА ˗- высший уровень надежности системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, имеется полный комплект локальных нормативных актов по охране труда (из 24 позиций) и исполнительная документация, подтверждающая исполнение локальных нормативных актов по охране труда, то есть на предприятии установлен и поддерживается локальный правовой режим производственной среды;

ВВВ ˗- инвестиционный уровень надежности системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, имеется неполный комплект локальных нормативных актов по охране труда и исполнительная документация, то есть на предприятии неполно установлен и неполно поддерживается локальный правовой режим производственной среды;

ВВ ˗- низший уровень надежности системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, отсутствует комплект локальных нормативных актов по охране труда и исполнительная документация, на предприятии не установлен и не поддерживается локальный правовой режим производственной среды (прогноз неблагоприятный, административная приостановка деятельности, штрафы, дисквалификация).

1. Основным результатом локального нормотворчества Работодателя на основании примерного перечня локальных нормативных актов по охране труда является установление локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации.

2. Работодатель вправе непосредственно применять Трудовой кодекс РФ, нормативные правовые акты уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда без разработки локальных нормативных актов по охране труда, однако разработка и исполнение локальных нормативных актов по охране труда подтверждает законность установления локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации.

3. Рекомендуется дополнить пункт 7 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства примерным перечнем запрашиваемых локальных нормативных актов предприятия (организации) в целях устранения неопределенности прав и обязанностей должностных лиц при осуществлении государственного надзора, в целях проверки законности установленного локального правового режима производственной среды на предприятии и в организации.

1.Трудовой кодекс Российской Федерации – Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.

2.Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 г. N 354н) – Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.

3. Конвенция Международной организации труда № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» 1981 года – Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.

4. Шулевский Н.Б. Принцип объективости познания: предметное содержание и логические функции. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985.- 201 с.

Система локальных нормативных актов в организации

Система локальных нормативных актов в организации

Система локальных нормативных актов в сфере трудовых отношений позволяет регламентировать такие вопросы, которые в Трудовом кодексе не раскрыты или являются спорными.

В каждой организации действуют собственные нормативные акты, регулирующие внутреннюю деятельность.

Согласно части 1 ст. 8 ТК РФ работодатели (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), в пределах своей компетенции и в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Статья 22 ТК РФ к правам работодателя относит принятие локальных нормативных актов, а к основным обязанностям – ознакомление работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Для работника локальные нормативные акты работодателя относятся к общим условиям найма и определяют содержание трудовых обязанностей в дополнениек требованиям закона и трудового договора. Именно поэтому работодатель при приеме на работу (до заключения трудового договора) обязан ознакомить работника под роспись с действующими в организации локальными нормативными актами, имеющими отношение к его трудовой функции (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

Локальные нормативные акты могут приниматься уполномоченным представителем работодателя единолично, а в случаях, предусмотренных нормами ст. 8 и 372 ТК РФ – с учетом мнения представительного органа работников или по согласованию с ним (Таблица 1).

Таблица 1 – Участие представительного органа работников в процедуре принятия локальных нормативных актов

Мнение какого представительного органа требуется учитывать

Принимаемый локальный нормативный акт (ЛНА)

Требуется учет мнения представительного органа работников (в т.ч. выборного органа первичной профсоюзной организации)

ЛНА, устанавливающий порядок проведения аттестации

ЛНА, устанавливающий перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем

ЛНА, устанавливающий системы оплаты труда

ЛНА, устанавливающий конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

ЛНА, устанавливающий конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день

ЛНА, устанавливающий конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время

ЛНА, определяющий применение систем нормирования труда

ЛНА, предусматривающий введение, замену и пересмотр норм труда

Правила внутреннего трудового распорядка

ЛНА, определяющий формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей

ЛНА, устанавливающий нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения

Случаи, в которых требуется учет мнения именно выборного органа первичной профсоюзной организации

ЛНА, устанавливающий разделение рабочего дня на части

ЛНА, определяющий размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения работникам (за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад)) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе

ЛНА, устанавливающий порядок и условия предоставления дополнительных отпусков работникам

Правила и инструкции по охране труда для работников

ЛНА, устанавливающий порядок применения вахтового метода

ЛНА, устанавливающий размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам работодателей, не относящихся к бюджетной сфере

ЛНА, устанавливающие размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

ЛНА, устанавливающие размер. условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

ЛНА, устанавливающие особенности регулирования труда спортсменов, тренеров

Часть 3 ст. 348 1

Если в организации нет представительного органа работников, то работодатель принимает локальный нормативный акт самостоятельно.

В следующем номере подробнее будут рассмотрены обязательные и «факультативные» локальные нормативные акты, а также процедура их принятия.

В предыдущей статье «Система локальных нормативных актов в организации» было рассмотрено понятие локальных нормативных актов, принимаемых в организации, а также случаи принятия таких актов, в которых требуется учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или представительного органа работников.

Теперь необходимо подробнее рассмотреть состав локальных нормативных актов (далее – ЛНА), обязательных для работодателя, и «факультативных», наличие которых у работодателя необязательно, но необходимо для регулирования трудовых отношений.

Читать еще:  Должностные обязанности офисменеджера для резюме

Состав локальных нормативных актов, обязательных для каждого работодателя, установлен законом. Эти документы прямо названы в тексте отдельных статей ТК РФ (Таблица 1).

Таблица 1 – Локальные нормативные акты, наличие которых обязательно у всех работодателей (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями)

Наименование локального нормативного акта (ЛНА)

Применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации

Документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных, например Положение о порядке обработки и защите персональных данных

Устанавливают порядок обработки персональных данных работников, порядок передачи персональных данных работников пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя, а также права и обязанности работника и работодателя в этой области

Определяет ежегодную очередность предоставления оплачиваемых отпусков

Документы, устанавливающие систему оплаты труда, например Положение об оплате труда и премировании

Закрепляют применяемую работодателем систему оплаты труда работников, в т.ч. решение вопроса о составных частях заработной платы, их размерах, порядке и условиях выплаты

Правила внутреннего трудового распорядка

Регламентируют в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя

Правила и инструкции по охране труда для работников

Закрепляют общие требования безопасности, включающие условия допуска работников к самостоятельной работе; перечень опасных и вредных производственных факторов; перечень специальной одежды и обуви и других средств индивидуальной защиты; правила по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, оказанию первой (доврачебной) помощи, личной гигиены; требования безопасности перед началом работы, во время работы и по окончании работы; требования безопасности в аварийных ситуациях

Некоторые локальные нормативные акты становятся обязательными для отдельных работодателей с учетом особенностей их деятельности, установленных в организации условий труда и других факторов (Таблица 2).

Таблица 2 – Локальные нормативные акты, наличие которыхобязательно у отдельных работодателей(с учетом специфики их деятельности)

Документы, устанавливающие порядок проведения аттестации, например, Положение об аттестации

Устанавливают порядок аттестации, круг подлежащих ей работников (перечень должностей), сроки и правовые последствия аттестации и другие вопросы

Перечень должностей с ненормированным рабочим днем

Определяет перечень должностей работников, которым устанавливается работа с ненормированным рабочим днем, может также предусматривать продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого за работу в режиме ненормированного рабочего дня

Устанавливает число смен, начало и окончание работы каждой смены, перерывы для отдыха и порядок чередования смен при сменной работе

Документы, устанавливающие разделение рабочего дня на части, например Положение о разделении рабочего дня на части

Устанавливают разделение рабочего дня на части на работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы

Документ, устанавливающий порядок применения вахтового метода, например Положение о вахтовом методе работ

Регламентирует порядок организации вахтовых поселков, продолжительность вахты, учет рабочего времени, режимы труда и отдыха, гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, работающим вахтовым методом, и другие вопросы

Таблица 3 – Локальные нормативные акты, наличие которых у работодателейнеобязательно, но необходимо для регулирования трудовых отношений

Положения о структурных подразделениях организации

Определяют правовой статус, задачи, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений, входящих в состав организации

Устанавливают функции, права, обязанности и ответственность по отдельным должностям

Документы, предусматривающие правила установления и прохождения испытания, например Положение об испытании

Регламентируют процедуры установления испытания при заключении трудового договора, порядок его прохождения, способы оформления результатов, последствия неудовлетворительных результатов испытания и другие вопросы, связанные с проверкой соответствия работника выполняемой им работе

1.4. Локальные нормативные акты по охране труда

Трудовой кодекс Российской Федерации определил место локальных нормативных актов в системе трудового законодательства и закрепил право работодателя принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, а также обязанность соблюдать локальные нормативные акты (ст. 22 Трудового кодекса РФ).

Локальный нормативный акт– нормативный акт, содержащий нормы трудового права, направленный на урегулирование трудовых отношений и принятый в пределах своей компетенции и распространения властных полномочий работодателем в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Локальные нормативные акты организации можно условно разделить на:

локальные нормативные акты, принимаемые работодателем единолично (через органы управления организацией);

локальные нормативные акты, принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников;

локальные нормативные акты, принимаемые работодателем по согласованию с представительным органом работников, по правилам, зафиксированным в коллективном договоре.

К локальным нормативным актам, которые работодатель принимает единолично (через органы управления организацией), относятся: штатное расписание, должностные инструкции, приказы и распоряжения, имеющие нормативное содержание.

К локальным нормативным актам, которые работодатель принимает с учетом мнения представительного органа работников, относятся: акты, устанавливающие нормы труда (ст. 162 ТК РФ), акты (положения) об оплате труда(ст. 135 ТК РФ), акты о стимулирующих выплатах (положения о премировании, надбавках, вознаграждении по итогам работы за год, за выслугу лет и т.п.)(ст. 144 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ),акты , устанавливающие порядок разделения рабочего дня на части(ст. 105 ТК РФ)и проведения работ в выходные и нерабочие праздничные дни(ст. 113 ТК РФ),очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков(ст. 123 ТК РФ),систему оплаты и стимулирования труда(ст. 135 ТК РФ)и его нормирование(ст.159 ТК РФ), учет мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя(ст. 373 ТК РФ)и гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов(ст. 374 ТК РФ)и др.

По решению работодателя могут приниматься и другие локальные нормативные акты (положение о системе управления охраной труда, положение о комиссии по охране труда и т. п.).

Локальные нормативные акты следует отличать от коллективного договора и соглашения. Коллективный договор представляет собой нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке. В отличие от коллективных договоров и соглашений, которые принимаются после проведения коллективных переговоров, локальные нормативные акты принимаются обычно по инициативе работодателя и процедура их принятия не определена (за исключением указания учета мнения представительного органа работников). Коллективные договоры действуют в течение определенного срока (до трех лет). Локальные нормативные акты могут быть как срочными (с указанием срока действия), так и постоянными (без указания срока действия).

Основным назначением локальных нормативных актов является конкретизация законодательных и подзаконных актов по охране труда с учетом особенностей и условий труда в организации. К локальным нормативным актам по охране труда относятся разрабатываемые работодателем «Положения» и«Перечни»на основе типовых«Положений»и«Перечней», межотраслевых и отраслевых документов, стандартов. Например: «Положение о системе управления охраной труда»,«Положение о службе охраны труда»,«Положение о порядке обучения и проверке знаний по охране труда работников», «Положение о проведении обяза­тельных предварительных при поступлении на работу и пе­риодических медицинских осмотров работников», «Положение о комитете (комиссии) по охране труда», «Положение о порядке финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда»и т.п. К различного рода«Перечням»можно отнести«Перечень тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет», «Перечень профессий и работ, за выполнение которых по действующему законодательству предоставляются гарантии и компенсации»,«Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников», «Перечень работ и профессий, при назначении на которые работники должны проходить обязательное обучение и проверку знаний требований охраны труда».

Особое место среди локальных нормативных актов занимают документы, призванные обеспечить безопасность и условия труда на каждом рабочем месте. К ним относятся инструкции по охране труда для работников и на виды выполняемых работ, стандарты предприятия и др. Например, инструкция по охране труда для лаборанта кабинета химии, инструкция по охране труда при проведении занятий по гимнастике. Данные документы составляются на основе межотраслевых и отраслевых правил, типовых инструкций по охране труда, инструкций по технической эксплуатации оборудования и приборов и т. п.

Локальные нормативные акты организации составляют важную основу организации работ по обеспечению безопасности труда, анализа и оценки состояния условий и охраны труда, осуществления административно-общественных, надзорно-контрольных и экспертных проверок, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда.

Основные локальные нормативные акты образовательных учреждений указаны в разделах по ведению документации, делопроизводства, организации безопасности производства работ.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты