Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методические материалы для разработки коллективных договоров

Методические материалы для разработки коллективных договоров в 2012 году Минск

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ, ПРИНЯТИЮ И КОНТРОЛЮ

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

Цель, принципы и основа для заключения коллективного договора

  1. Методические рекомендации разработаны на основе Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», других нормативных правовых актов и устанавливают примерный порядок ведения коллективных переговоров по подготовке, принятию, подписанию и регистрации коллективного договора, контроля за его исполнением, а также возбуждения и разрешения коллективных трудовых споров о неисполнении условий коллективного договора.
  2. Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе профсоюзными комитетами организаций любых организационно-правовых форм.
  3. Коллективно-договорное регулирование отношений между Нанимателем и работниками осуществляется непосредственно в организациях.
  4. Целью принятия коллективного договора является обеспечение социально-экономической защиты работников через установление соответствующего уровня оплаты труда, полной и продуктивной занятости, здоровых и безопасных условий труда, эффективной, прибыльной работы организации.
  5. Коллективный договор – это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между Нанимателем и работающими у него работниками (часть первая статьи 361 Трудового кодекса Республики Беларусь).
  6. Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения об условиях труда и его оплаты, социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантии и компенсации, предоставляемые Нанимателем.
  7. Коллективный договор регулирует трудовые и связанные с ними отношения между работниками и Нанимателем на основе норм, установленных в нормативных правовых актах, в Генеральном, тарифном и местном соглашениях, а также норм, установленных по соглашению сторон непосредственно в коллективном договоре.
  8. Основными принципами социального партнерства при заключении коллективного договора согласно статье 353 Трудового кодекса Республики Беларусь являются:
    1. равноправие сторон;
    2. соблюдение норм законодательства;
    3. полномочность принятия обязательств;
    4. добровольность принятия обязательств;
    5. учет реальных возможностей принятия реальных обязательств;
    6. обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;
    7. отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;
    8. взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

Стороны коллективного договора

  1. В соответствии со статьей 363 Трудового кодекса Республики Беларусь сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и Наниматель или уполномоченный им представитель.
  2. Представительство интересов работников согласно части первой статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. Так как действующим законодательством не установлены иные органы работников, представлять интересы работников имеют право только профсоюзы.
  3. Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители. Кроме этого следует учесть, что согласно части второй статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, а также лицами, представляющими Нанимателя.

В случае, если председатель профсоюзного комитета одновременно является заместителем руководителя организации, то ведение коллективных переговоров и подписание коллективного договора необходимо поручить заместителю председателя профкома.

  1. Представителями интересов Нанимателя в соответствии со статьей 355 Трудового кодекса Республики Беларусь выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций.

Методические рекомендации по проведению коллективных переговоров по заключению коллективного договора

Общественное объединение —
«Всероссийский Электропрофсоюз»

методических материалов по проведению коллективно-договорной кампании в организациях

2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации по проведению коллективных переговоров по заключению коллективного договора

переговоров по подготовке и заключению

ведению коллективных переговоров, подготовке

проекта, заключению и организации контроля за

Примерный макет коллективного договора

Примерный перечень приложений к коллективному

Соглашение по охране труда (примерная форма)

Настоящий Сборник методических материалов по проведению коллективно-договорной кампании в организациях предназначен для использования первичными профсоюзными организациями Общественного объединения — «Всероссийский Электропрофсоюз» в период проведения коллективно-договорной кампании.

Методические материалы подготовлены Отделом социально-трудовых отношений и оплаты труда совместно с Отделом охраны труда и Юридическим отделом Всероссийского комитета «Электропрофсоюз» в соответствии с законодательством Российской Федерации: Трудовым Кодексом Российской Федерации от 30.12.01г. с учетом изменений и дополнений (далее – ТК РФ), Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96г. № 10-ФЗ, Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ с учетом изменений и дополнений.

Читать еще:  Пример резюме руководителя образец 2021 года

При подготовке данного Сборника использован опыт практической работы по разработке и заключению коллективных договоров в организациях электроэнергетики и электротехники с различными формами собственности.

Методические рекомендации

по проведению коллективных переговоров

по заключению коллективного договора

  1. Общие положения

1.1. Коллективные переговоры в организации проводятся с целью подготовки и заключения коллективного договора – правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения в организации и заключаемого работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 ТК РФ).

1.2.Коллективные переговоры проводятся в соответствии с Разделом II «Социальное партнерство в сфере труда» ТК РФ (гл. 6), а также с учетом настоящих Методических рекомендаций.

1.3. Коллективные переговоры по заключению нового коллективного договора или по внесению изменений в действующий коллективный договор целесообразно проводить в случаях:

— окончания срока действия коллективного договора;

— смены собственника имущества организации;

-осуществления структурной перестройки и внутреннего реформирования организации;

— возникновения реальной угрозы массового увольнения работников;

— в других случаях, когда в этом имеется необходимость и есть уверенность в том, что удастся усилить социальную защищенность работников и улучшить их социально-экономическое положение.

1.4. Коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективного договора могут проводиться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

1.5. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

1.6. Изменения в коллективный договор в течение срока его действия производятся по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в коллективном договоре, а если он не определен – в порядке, установленном законодательством для его заключения (ст.44 ТК РФ).

1.7. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации (ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения). По соглашению сторон, подписавших коллективный договор, льготы и компенсации, выплачиваемые работникам сверх норм, установленных законодательством, могут распространяться только на членов профсоюза.

  1. Участники коллективных переговоров

2.1. Сторонами коллективных переговоров являются работники и работодатель в лице их представителей.

2.2. Полномочность представителей сторон признается одним из основных принципов заключения коллективного договора.

2.3. Представителями стороны работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении (изменении) коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом РФ, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (ст.33 ТК РФ).

2.4. Руководитель филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации представляет интересы работодателя в соответствии с полученными от него полномочиями (приказом, распоряжением или уставом организации).

Руководитель организации вправе издать приказ или распоряжение, в котором он полностью или частично делегирует свои полномочия по ведению коллективных переговоров, заключению и изменению коллективного договора другим лицам. Если передача полномочий им не оформлена, первичной профсоюзной организации следует настаивать на личном участии руководителя в переговорах. В противном случае любые договоренности не будут иметь юридической силы.

2.5. Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора представляет первичная профсоюзная организация (ст.29 ТК РФ).

2.6. В случае, когда в организации действует одна первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников, она обладает исключительным правом на представительство интересов работников. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией (ст.30 ТК РФ). Как правило, это производится путем обращения работника – не члена профсоюза в профком с соответствующим заявлением. Профком первичной профсоюзной организации, объединяющей большинство работников, может не учитывать в процессе коллективных переговоров мнение не представленного на переговорах меньшинства работников, не уполномочивших его представлять свои интересы.

2.7. При наличии двух и более первичных профсоюзных организаций, объединяющих более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов в течение пяти рабочих дней создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. Если отдельные первичные профсоюзные организации в указанный срок не направили своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия, а за этими профорганизациями в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа (ст.37 ТК РФ).

Читать еще:  Увольнение с работы материально ответственного лица

2.8. Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, имеет право по решению выборного органа направить работодателю предложение о начале переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

2.9. Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать

единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой

поручается направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников, а также проведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора (ст.37 ТК РФ).

2.10. В Межрегиональных компаниях при заключении единого коллективного договора интересы работников на коллективных переговорах представляет Совет представителей первичных профсоюзных организаций (СП ППО).

Методические материалы для разработки коллективных договоров

  • Главная
  • Новости
  • Совет
  • КСП
  • Администрация
    • Реквизиты
    • Структура
      • Глава района-руководитель администрации
      • Первый заместитель руководителя
      • Заместитель руководителя по экономике
      • Заместитель руководителя по соцвопросам
      • Руководитель аппарата
      • Отдел по организационной работе
      • Финансовое управление
      • Управление образования
      • Управление муниципальным имуществом
      • Отдел культуры
      • Отдел физической культуры, спорта и туризма
      • Отдел по делам ГО и ЧС
      • Юридический отдел
      • Отдел архива
      • Отдел бухгалтерского учета и отчетности
      • Отдел экономического развития и прогнозирования
      • Отдел ИКС
      • Отдел опеки и попечительства
      • Главный архитектор
    • Правовые акты
      • Положение об администрации
      • Устав района
      • Устав района (2)
    • Телефонный справочник
  • Поселения
    • Городское поселение «Благоево»
    • Сельское поселение «Буткан»
    • Сельское поселение «Важгорт»
    • Сельское поселение «Вожский»
    • Сельское поселение «Глотово»
    • Сельское поселение «Ёдва»
    • Сельское поселение «Кослан»
    • Городское поселение «Междуреченск»
    • Сельское поселение «Большая Пучкома»
    • Сельское поселение «Большая Пысса»
    • Городское поселение «Усогорск»
    • Сельское поселение «Чернутьево»
    • Сельское поселение «Чим»
    • Сельское поселение «Чупрово»
  • Организации
    • Прокуратура района
    • ОПФР по Республике Коми
    • ОМВД России по Удорскому району
    • Добровольная народная дружина
    • МКУ «УКС МО МР «Удорский»
    • МКУ «Удорский бизнес-инкубатор»
  • Вестник
  • Туризм
  • Лица Удоры
  • ПОИСК

Коллективные договора

  • Административный регламент предоставления государственной услуги по проведению уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений (Приказ Министерства труда и социальной защиты РК от 21 апреля 2015 г. № 764).
  • Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год» (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018 года, протокол № 12).
  • Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год» (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016 г., протокол № 11).
  • Макет коллективного договора (разработан Управлением труда Министерства туда, занятости и социальной защиты Республики Коми с целью оказания методической помощи профсоюзным органам, иным полномочным представителям работников, работодателям и их представителям, муниципальным образованиям при разработке и подготовке коллективного договора).
  • Методика разработки коллективного договора (разработана Управлением труда Министерства туда, занятости и социальной защиты Республики Коми с целью оказания методической помощи профсоюзным органам, иным полномочным представителям работников, работодателям и их представителям, муниципальным образованиям при разработке и подготовке коллективного договора).
  • Заявление на проведение уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений (Приложение № 3 к Административному регламенту предоставления государственной услуги по проведению уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений (Приказ Министерства труда и социальной защиты РК от 21.04.2015 г. №764)).
  • Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по повышению гарантий сезонным работникам в сфере труда

Реестр коллективных договоров организаций, расположенных на территории Республики Коми, в том числе реестры коллективных договоров, действующих в муниципальных образованиях по состоянию на 01 апреля 2019 года:

Читать еще:  Абитуриенту на заметку востребованные профессии в туризме

Практика заключения и реализации трехсторонних соглашений и коллективных договоров

О практике заключения территориального трехстороннего соглашения и коллективного договора в Корсаковском городском округе

Становление социального партнерства напрямую взаимосвязано с уровнем культуры общества и информированностью населения о преимуществах и возможностях как заключения территориальных трехсторонних соглашений, так и коллективных договоров.

Социальное партнерство направлено на то, чтобы обеспечить социально-экономическую и трудовую политику на основе равноправного сотрудничества работников, работодателей и профсоюзов, основанного на оптимальном балансе реализации интересов сторон.

Становление партнерских отношений должно основываться на гражданской ответственности представителей каждой из сторон, их активного участия в поддержании стабильности и общественного согласия.

Ярким примером успешного опыта заключения территориального трехстороннего соглашения может служить муниципальное образование «Корсаковский городской округ».

Так, в начале 2018 года администрация Корсаковского городского округа направила письма в организации и предприятия Корсаковского муниципального образования с информацией о создании трехсторонней комиссии и предложениями по кандидатурам для включения в ее состав. Также по составу трехсторонней комиссии велись переговоры с Сахалинским областным союзом организаций профсоюзов.

Первое заседание комиссии состоялось в мае 2018 года, на котором были рассмотрены вопросы об избрании координаторов сторон, об утверждении плана работы комиссии на 2018 год, о разработке проекта трехстороннего соглашения. Агентством по труду и занятости населения Сахалинской области были предоставлены методические материалы и разъяснения по разработке трехстороннего соглашения.

Для обсуждении проекта трехстороннего соглашения за круглым столом были приглашены представители работодателей, профсоюзов и администрации. После обсуждения проекта трехстороннего соглашения со всеми заинтересованными сторонами проект был подписан и направлен на уведомительную регистрацию в агентство по труду и занятости населения Сахалинской области.

В настоящее время коллективный договор приобретает первостепенное значение как элемент социального партнёрства, это признак современного предприятия, заботящегося о своем кадровом потенциале.

Такой опыт по заключению и успешной реализации коллективного договора имеется в МБДОУ «Детский сад № 23 «Золотой петушок» г. Корсаков.

В 2013 году от профсоюзного комитета дошкольного учреждения поступило письменное предложение начать переговоры с целью заключения коллективного договора. В связи с этим, была создана комиссия для ведения коллективных переговоров по подготовке его проекта. В комиссию вошли 3 представителя работников и 3 представителя работодателя. С учетом мнения обеих сторон составили график переговорного процесса и спланировали повестку дня заседаний комиссии, определили разделы Коллективного договора:

• Общие положения
• Трудовые отношения
• Подготовка работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное профессиональное образование
• Оплата и нормирование труда
• Молодежная политика, социальные льготы и гарантии молодежи
• Рабочее время и время отдыха
• Социальные гарантии и льготы
• Охрана труда и здоровья
• Гарантии прав профсоюзных органов и членов Профсоюза
• Контроль и ответственность за выполнение коллективного договора

После определения и согласования разделов коллективного договора, комиссия разделилась на 3 подгруппы для проработки содержания каждого раздела коллективного договора.

Коллективные переговоры велись 1 раз в неделю за круглым столом, представители сторон договаривались о том, что выгодно обеим сторонам и что реально может быть выполнено. Подписание коллективного договора состоялось на общем собрании работников, посвященном его утверждению.

В настоящее время в дошкольном учреждении успешно действует коллективный договор на 2017-2020 гг. Это уже второй коллективный договор, зарегистрированный в агентстве по труду и занятости населения Сахалинской области. Отчет о выполнении коллективного договора заслушивается один раз в год на общем собрании коллектива работников дошкольного учреждения.

Также, ежегодно администрация дошкольного учреждения заключает с профсоюзным комитетом соглашение по охране труда, содержащее мероприятия по улучшению условий труда работникам учреждения. Соглашение по охране труда является неотъемлемой частью коллективного договора, где отражаются мероприятия по улучшению условий труда, поддержке здорового образа жизни работников, которые стороны обязуются выполнить в течении года.

Подводя итоги социального партнерства на примере данного дошкольного учреждения, можно сделать вывод — чем выше уровень социальной поддержки работников, тем стабильнее коллектив, выше ответственность каждого за конечные результаты работы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector