Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лекции по патологической анатомии Профессиональные болезни

Патологическая анатомия

Главный внештатный специалист по патологической анатомии

Заведующий организационно-методическим отделом по патологической анатомии

Основная задача ОМО по патологической анатомии – обеспечение врачей и руководителей медицинских организаций информацией и квалифицированными комментариями к существующим и разрабатывающимся законодательным актам, регулирующим работу патолого-анатомических отделений.

Сотрудники проводят сбор и анализ статистического материала для предоставления руководству столичного здравоохранения объективной и точной информации, необходимой для текущего руководства и планирования долгосрочной деятельности.

Количество сотрудников – 13:

Каниболоцкий Александр Алексеевич – заведующий отделом;
Ворожбиева Татьяна Эдуардовна – специалист;
Гришаков Виктор Викторович – специалист;
Ивкин Евгений Николаевич – специалист;
Козекова Екатерина Германовна – специалист;
Корчагина Наталья Сергеевна – специалист;
Красненкова Светлана Федоровна – специалист;
Папышев Игорь Петрович – специалист;
Седнева Ольга Алексеевна – специалист;
Полянко Николай Иванович – специалист;
Дерюгин Александр Андреевич – статистик;
Китченко Ольга Григорьевна – статистик;
Матвеенко Екатерина Николаевна – статистик.

ФГБНУ Научно-исследовательский институт морфологии человека

Адрес: г. Москва, ул. Цюрупы, д. 3

Результаты 2020

  • Экспертиза медицинских документов – 27
  • Мониторинги – 7
  • Услуги эксперта ФОМС – 20
  • Научные публикации (статьи и тезисы) – 5 статей, 5 тезисов.
  • Методические рекомендации – 3 (по организации работы патологоанатомической службы при новой коронавирусной инфекции (COVID-19, 3 версии).
  • Мероприятия − конференции – 7, форумы – 1, пр. – 1.
  • Аудиты медицинских организаций – 27
  • Обращения граждан – 63
  • Справки и отчеты по развитию медицинского профиля – 45
  • По профилю:
    • В 2020 г. процент вскрытий умерших в стационарах ДЗМ стабильно высокий, особенно в базовых стационарах – 74,0 %, а вскрытий, умерших на дому, – 54,4 %, что позволяет в ГУЗ ДЗМ объективно проводить клинико-экспертную работу по анализу летальных исходов. Количество перепрофилированных для работы с COVID-19 ПАО составило – 19 (42 %).
    • Качество оказания медицинской помощи повышается, о чем свидетельствует снижение количества расхождений клинического и патологоанатомического диагнозов – 5,2 % (2019 г. – 6,3 %, 2018 г.– 6,6 %, 2017 г. – 7,0 %).
  • Реализация национального проекта «Здравоохранение»:
    • подготовка методических документов по формулировке диагнозов;
    • оформление медицинских свидетельств о смерти (МСС) и кодированию по МКБ-10;
    • организация постоянно действующей школы по формулировке диагнозов;
    • оформление МСС и кодированию по МКБ-10, с целью дальнейшего усиления контроля за достоверностью кодирования причин смертности в соответствии с правилами МКБ-10.
  • В период пандемии COVID-19 разработаны и изданы методические рекомендации по организации работы патологоанатомической службы при новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
    • Правила работы патологоанатомических отделений при подозрении на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, версия от 20.03.2020.
    • «Новая коронавирусная инфекция (COVID-19).
    • Правила работы патологоанатомических отделений.
    • Патологическая анатомия COVID-19, версия от 27.04.2020».
    • «Новая коронавирусная инфекция (COVID-19).
    • Организация работы патологоанатомической службы, версия от 15.11.2020 № 128 ДЗМ».
  • Издан первый в мире атлас «Патологическая анатомия COVID-19» под общей редакцией главного внештатного специалиста ДЗМ по патологической анатомии проф. О. В. Зайратьянца.
  • Продолжена подготовка пилотного проекта по внедрению облачных технологий для получения второго мнения и создания архива для обучения врачей-патологоанатомов для прижизненной и посмертной патологоанатомической диагностики на базе неонкологического многопрофильного и онкологического стационаров ДЗМ.
  • Реализовывался проект по непрерывному повышению уровня квалификации, повышению профессионального уровня и присвоению статуса «Московский врач» по специальности «патологическая анатомия».
  • Подготовка проектов приказов по раскреплению медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы за патологоанатомическими отделениями для проведения прижизненных диагностических исследований и аутопсий в условиях пандемии коронавирусной инфекции – 14
  • Контроль количества и качества проведения аутопсий, оформления медицинской документации для клинико-анатомического анализа с достоверными статистическими показателями.
  • Разработка методических рекомендаций по патологоанатомической работе в условиях пандемии, по формулировке и кодированию по МКБ-10 диагнозов (3); контроль оформления медицинских свидетельств о смерти, клинико-экспертная работа для достижения качества статистических показателей.

План 2021

  • Высокий уровень количества и качества проведения аутопсий, оформления медицинской документации для клинико-анатомического анализа с достоверными статистическими показателями.
  • Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, в том числе территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, квалификационных требований к врачам-патологоанатомам и лаборантам-гистологам, номенклатуры специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармакологическое образование.
  • Подготовка и проведение мероприятий по реализации программы «Московский врач» по усовершенствованию, профессиональной переподготовке и сертификации и аккредитации врачей-патологоанатомов согласно графику учебных циклов, лекций, семинаров и мастер-классов по актуальным вопросам патологической анатомии с участием специалистов профильной комиссии патологоанатомической службы ДЗМ, ФГБНУ НИИ морфологии человека РАН, ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова МЗ РФ и ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова МЗ РФ, совместно с Российским обществом патологоанатомов, Российским обществом онкопатологов. Участие в рабочих группах по подготовке к переходу на МКБ-11 (Минздрав России) и внесению изменений в федеральное законодательство, в части, касающейся патологической анатомии (ГД РФ).
  • Подготовка обзоров по состоянию и развитию патологоанатомической службы здравоохранения города Москвы совместно с главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения города Москвы по онкопатологии и детской патологической анатомии.
  • Разработка и актуализация электронных форм медицинских документов и/или изменений к ним, применяемых для обработки в электронном виде информации, связанной с оказанием медицинской помощи, использованием функциональных возможностей общегородского информационного сервиса «Система интегрированной медицинской информации» автоматизированной информационной системы города Москвы «ЕМИАС».
Читать еще:  Статья 22 Основные права и обязанности работодателя

Новости отдела

Повышение квалификации – залог успешной работы

Сотрудники ОМО по патологической анатомии прошли цикл повышения квалификации

Университет

«Врач — наша профессия, медицина — наше призвание».

Ставропольский государственный медицинский университет был основан в 1938 году. Многоуровневое непрерывное образование включает в себя подготовку квалифицированных специалистов с высшим медицинским, экономическим и гуманитарным образованием от довузовской подготовки до докторантуры.

Помочь абитуриентам в их стремлении стать студентами университета — главная задача факультета довузовского образования СтГМУ. Малая медицинская академия, функционирующая на базе факультета, — это возможность для учащихся 9-11 классов познакомиться с профессией врача, приобрести навыки научно-исследовательской деятельности, встретиться с видными учёными-клиницистами, посетить кафедры и музеи СтГМУ, адаптироваться к условиям обучения в вузе. В университете осуществляется прием школьников на подготовительные курсы по базовым для СтГМУ предметам: химии, биологии и русскому языку.

В структуре вуза – 4 факультета базового образования – лечебный, педиатрический, стоматологический, факультет гуманитарного и медико-биологического образования, на которых проходят обучение более 3, 5 тысяч будущих специалистов.

Факультет гуманитарного и медико-биологического образования начал свою работу в 2011 году и осуществляет обучение по 6 направлениям двухуровневой подготовки по программам бакалавриата и магистратуры: экономика, биотехнология, биология, адаптивная физкультура, специальное дефектологическое образование, социальная работа. Востребованность кадров в медицинской и фармацевтической промышленности, аграрном комплексе, в сфере экономики и менеджмента предоставляет широкий выбор возможностей нашим выпускникам.

К услугам наших студентов около 400 тысяч экземпляров книг и периодических изданий из фонда научной библиотеки академии, читальный зал предоставляет доступ к более 1000 электронных учебников, в числе которых – учебные и методические пособия преподавателей СтГМУ.

Уже начиная с первого дня учебы обучающиеся, помимо теории, постепенно получают практические навыки будущей профессии. Уникальный для Юга России Центр практических навыков, оснащенный по последнему слову техники, дает возможность студентам работать с фантомами и манекенами экспертного класса. Клиническая подготовка студентов проходит на базе 28 лечебно-профилактических учреждений г. Ставрополя и трех собственных клинических подразделений: клиники микрохирургии глаза, клиники пограничных состояний, и стоматологической поликлиники.

На факультете иностранных студентов не одно десятилетие готовят врачей для более тридцати стран мира. Ставропольский государственный медицинский университет является одним из 12 медицинских вузов России, аккредитованных для подготовки студентов из Индии.

СтГМУ активно интегрируется в общеевропейское образовательное пространство. Вуз сотрудничает с некоммерческим партнерством «Национальный союз студентов-медиков», объединяющим медицинские вузы 14 городов Российской Федерации. Участвуя в программах по международному обмену, наши студенты изучают опыт других стран в сфере науки и здравоохранения.

В университете действует крупнейший на юге России институт последипломного и дополнительного образования, в состав которого входят два факультета. Обучение в интернатуре проводится по 19 специальностям, в клинической ординатуре – по 43 специальностям, на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации – по 72 специальностям. Факультет повышения квалификации преподавателей реализует программы дополнительного профессионального образования по педагогике, информатике, специальности и прикладным смежным дисциплинам.

Ставропольский государственный медицинский университет успешно готовит кадры для практического здравоохранения. За время своего существования вуз стал одной из крупнейших медицинских школ России. Целый ряд выдающихся ученых и врачей внесли значительный вклад в развитие университета и медицинской науки в целом.

Сегодня Ставропольский медицинский университет стремится к максимальному расширению перечня предлагаемых образовательных программ разного уровня – специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, второе высшее образование, программы повышения квалификации. Теперь в СтГМУ можно получить и среднее специальное образование.В 2012 году в состав академии вошел Ессентукский медицинский колледж, реализующий профессиональные образовательные программы по специальностям Лечебного и Сестринского дела. Выпускники колледжа — фельдшеры и медсестры -имеют высокий уровень подготовки, который обеспечивает гарантированное трудоустройство в лечебных и санаторно–курортных оздоровительных учреждений края и Северо – Кавказского региона. После окончания колледжа студенты получают дипломы государственного образца и возможность пройти специализацию и усовершенствование по 30 медицинским специальностям с получением сертификата.

Исследования – один из компонентов обучения, и возможность для студентов открыть перспективы для будущего карьерного роста. Важнейшим элементом инфраструктуры вуза является центр научно-инновационного развития, в состав которого входят шесть лабораторий: экспериментальной хирургии, нанотехнологии лекарственных средств, клеточных технологий, лаборатория фармакологии, физиологии и патологии эндотелия, лаборатория фармакогенетических исследований. На сегодняшний день в университете действуют 4 научные школы. Три десятка наград, завоеванных за последние 10 лет на различных международных медицинских выставках и форумах, дают представление о научной деятельности преподавателей и студентов. Вуз также сотрудничает с корпорацией РОСНАНО в практической реализации наиболее важных для жителей России научных разработок.

Читать еще:  Как защитить правомерность применения давальческой схемы работы

Оздоровление студентов – одна из важных составляющих политики учебного заведения. 25-метровый плавательный бассейн, три тренажерных зала, открытая баскетбольная площадка, санаторий-профилакторий «Искра» делают Ставропольский государственный медицинский университет вузом здорового образа жизни. Специалистами Центра студенческого здоровья ведется постоянный мониторинг физического и психического состояния обучающихся в СтГМУ.

Обучение в Медуниверситете — это не только теория, практика и научные изыскания. Много внимания в процессе обучения преподаватели уделяют гармоничному развитию личности каждого студента. В центрах воспитательной работы — волонтерское движение, патриотическое воспитание, команда КВН, танцевальная и музыкальная студии. Вокал, сценическое искусство, хореография, фольклор, спортивные секции, туристический клуб – лишь немногие из направлений, где студент СтГМУ может реализовать себя. В университете имеются 4 общежития, оборудованные для комфортного проживания.

Кафедра патологической анатомии имени академика А.И. Струкова

Кафедра патологической анатомии имени академика А.И. Струкова

Кафедра патологической анатомии имени А.И. Струкова Сеченовского Университета объявляет о наборе на курсы повышения квалификации «Современные аспекты патологической анатомии». Обучение могут пройти врачи-патологоанатомы.

Внимание! Последняя возможность пройти сертификационный цикл и получить сертификат сроком на 5 лет!

Начало занятий — 30 ноября 2020г.

— Патоморфология новой коронавирусной инфекции COVID-19;

— Сердечно-сосудистая патология. Постановка диагноза по данным аутопсий;

— Интерпретация биопсий предстательной железы;

— Интерпретация биопсий пищеварительного тракта;

— Морфологическая диагностика патологии эндокринной системы;

— Морфологическая диагностика системных васкулитов;

— Патология женской половой системы. Биопсии эндометрия;

— Морфологическая диагностика дерматозов;

— Новейшие изменения МКБ-10.

Длительность образовательной программы – 144 часа. Обучение будет проходить в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Курсы повышения квалификации разработаны с максимальной практической направленностью: производится разбор типовых, а также редких биопсий и аутопсий. Обучающиеся получают методические материалы, новейшие данные по патоморфологии COVID-19. Предоставляются методические материалы, круглосуточная информационно-консультативная поддержка, а по окончании обучения выдается сертификат специалиста и удостоверение о повышении квалификации.

Стоимость программы 20 000 рублей.

Кафедра патологической анатомии имени А.И. Струкова отмечает, что с 17 сентября отменяется введенный ранее мораторий на выдачу сертификатов специалистов и свидетельств об аккредитации. Таким образом, у медицинских работников появился шанс пройти сертификационный цикл и получить сертификат до наступления 2021 года. Это даст возможность еще на 5 лет отсрочить необходимость прохождения процедуры аккредитации.

Записаться на прохождение образовательной программы и получить дополнительную информацию можно по телефону +7-966-326-47-50, электронная почта rudenko_e_e@staff.sechenov.ru.

Кафедра патологической анатомии лечебного факультета имени академика А. И. Струкова является одной из старейших в Первом МГМУ им. И. М. Сеченова. Заведующий кафедрой — доктор медицинских наук, профессор, действительный член Международной академии патологии Евгения Алтаровна Коган. В 1849 году по инициативе терапевта, профессора И. В. Варвинского на медицинском факультете Московского университета была открыта первая в России кафедра патологической анатомии. Руководителем этой кафедры стал его ученик А. И. Полунин, который положил начало формированию не только московской школы патологоанатомов, но и клинико-анатомическому направлению в патологической анатомии. За 169-летнее существование кафедры прочно удерживается традиция — кафедральный жезл передается из рук учителя в руки ученика. Все заведующие кафедрой патологической анатомии, являясь представителями одной школы, с 1849 года последовательно сменяли друг друга на этом посту. Ими были: А. И. Полунин, И. Ф. Клейн, М. Н. Никофоров, В. И. Кедровский, А. И. Абрикосов, А. И. Струков, В. В. Серов, М. А. Пальцев, В. С. Пауков, Е.А. Коган. Большая роль в развитии патологической анатомии как науки, а также в укреплении и развитии лучших кафедральных традиций принадлежит академику Анатолию Ивановичу Струкову, заслуженному деятелю науки РСФСР, академику АМН СССР, Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской премии, действительному члену ряда зарубежных академий, выдающемуся ученому, врачу и педагогу, имя которого кафедра патологической анатомии носит в настоящее время. При непосредственном участии А. И. Струкова на кафедре были созданы гистохимическая, иммуноморфологическая, электронно-микроскопическая, люминесцентная лаборатории, расширена фотолаборатория. А. И. Струков оставил множество учеников, среди которых В. В. Серов, В. С. Пауков, Е.А. Коган.

Проф. Е.А. Коган руководит кафедрой патологической анатомии в настоящее время. Традиционно большое внимание уделяется вопросам преподавания. Кафедра первой в стране начала использовать компьютеры не только для контроля знаний студентов, но и для изучения макро- и микропрепаратов на практических занятиях со студентами. В настоящее время на кафедре функционируют 10 аудиторий, полностью оборудованные компьютерами и мультимедийной техникой. Это дает возможность преподавателю и студенту вместе изучать и обсуждать морфологию патологических процессов и болезней, а также расширяет возможности студентов в подготовке к практическим занятиям, зачетам и экзамену. В последние годы на новый уровень выведена работа сектора электронной микроскопии, иммуногистохимической лаборатории. Научной тематикой кафедры является изучение морфогенеза и патогенеза основных заболеваний человека. На светооптическом, электронно-микроскопическом, молекулярно-генетическом уровне изучаются особенности различных форм дисплазии соединительной ткани, заболеваний легких, различные аспекты заболеваний мочеполовой системы, вопросы хронического воспаления и механизмы репарации. Продолжаются работы по изучению алкогольной болезни. В настоящее время среди профессорско-преподавательского состава кафедры патологической анатомии насчитывается 10 докторов и 9 кандидатов медицинских наук. В рамках послевузовского профессионального образования по специальности «патологическая анатомия» кафедра ежегодно принимает обучающихся по программе докторантуры, очной и заочной аспирантуры, клинической ординатуры и интернатуры.

Читать еще:  Профессия педиатр кто такой педиатр

Лекция 29 Профессиональная патология.

Общая характеристика. Классификация.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. КЛАССИФИКАЦИЯ.

Профессиональные болезни известны с глубокой древности. Особенно пылевые болзни — пневмокониозы.

Но первое серьезное описание профессиональных болезней мы находим в монографии Рамаццини «О болезни ремесленников» в 1700 году.

Проблема стала особенно актуальной с 19 столетия в связи с бурным ростом промышленного производства и остается актуальной и в настоящее время.

В нашей стране этой проблеме большое внимание уделяли такие ученые как Никитин, Эрисман, Никольский и др.

После Октябрьской революции 1917 года государство и советсткая власть многое сделали для решения задач по профессиональной патологии.

В Москве, Ленинграде, Горьком, Свердловске, Харькове и других городах были открыты или санитарно-гигиенические инстиуты, или факультеты, или специальные клиники.

В этих учреждениях большое внимание уделялось изучению профессиональных болезней: пневмокониозов, лучевой, вибрационной, кессонной болезней, действия различных производственных факторов.

Вопросы профессиональной патологии активно решаются и в наше время.

Классификация профессиональных болезней.

Принцип – этиологический. Выделено 5 групп болезней.

Болезни, вызванные положением тела во время работы и перенапряжением отдельных органов и систем.

Пылевые болезни (пневмокониозы).

Болезни вследствие действия факторов внешней среды (метеоусловия — охлаждение, перегревание).

Болезни от воздействия физических и химических факторов:

повышение атмосферного давления;

отравления – аммиак, хлор, сероводород, бензол, соли тяжелых металлов и т. д.

Инфекционные и паразитарные заболевания (бруцеллез, листерелез, сибирская язва и другие).

Статистика. В промышленно-развитых странах особенно часто встречаются пылевые болезни, отравления, заболевания опорно-двигательного аппарата.

Патогенез профессиональных заболеваний. Факторы:

интенсивность действия вредного фактора;

длительность действия вредного фактора;

состояние организма: возраст, пол, беременность, функция нервной, эндокринной систем и печени.

Клинические проявления профессиональных заболеваний характеризуются сочетанием общих признаков и специфических симтомов, вызванных действием вредного профессионального фактора.

Профессиональные факторы могут и не вызывать профессиональной патологии, но они всегда утяжеляют течение обычных соматических заболеваний.

Профессиональные заболевания могут протекать как:

острое заболевание при интенсивном воздействии повреждающего фактора;

хроническое заболевание при постепенном накоплениии вредного фактора или в условиях длительного воздействия фактора малой интенсивности.

Диагноз профессионального заболевания требует соблюдения следующих правил:

тщательный профессиональный анализ;

всестороняя оценка условий труда;

соответствие со списком профессиональных болезней.

Борьба с профессиональными болезнями может успешной только при совместных усилиях государства, работодателей и работников.

Клинико-морфологическая характеристика отдельных групп профессиональной патологии — это:

2. ПЫЛЕВЫЕ БОЛЕЗНИ.

Пылевые болезни. Пневмокониозы. Пневмо — легкие, конио- пыль. Известны давно как горная болезнь, чахотка каменотесцев.

Классификация. Принцип — этиологический. 2 группы.

ПЕРВАЯ группа. Пневмокониозы, вызываемые пылями, содержащими окись кремния. Это:

Силикоз. Причина — кварцевая пыль. Пыль содержит окись кремния в чистом виде.

Силикатозы (асбестоз, талькоз). Вызываются пылями, которые содержат окись кремния в связанном состоянии.

ВТОРАЯ группа. Пневмокониозы, вызываемые пылями, не содержащими окись кремния. Это:

Пневмокониозы, вызываемые органическими пылями:

растительными (мучная, табачная, хлопковая);

животными (шерсть, меха, волокна).

величина частиц (особую опасность представляют пыли очень мелкие, частицы которых меньше 5 микрон);

ПЕРВАЯ группа пневмокониозов.

Наиболее тяжелый вариант пневмокониоза. Вызывается окисью кремния в свободном состоянии. Оксиь кремния это высокотоксическая и высокофиброгенная пыль.

Патогенез . 5 теорий.

1) Механическая. Суть: кремневая пыль вызывает патологический прцесс через механическое воздействие на ткани. Имеет ограниченное значение.

2) Токсикохимическая. Суть: кремневая пыль в тканях образует кремневую кислоту, которая и вызывает повреждающий эффект.

3) Физико-химическая. Дополняет токсикохимическую теорию в том, что в тканях кремний меняет свою валентность и только тогда участвует в образовании кремневой кислоты.

4) Иммунологическая. Окись кремния в тканях образует кремневую кислоту, которая вызывает повреждение тканей, а затем запускает иммунные факторы повреждения. Иммунные факторы становятся главными повреждающими агентами.

5) Макрофагальная. Считается, что повреждающее действие окиси кремния начинается только с того момента, как срабатывает макрофагальная система и окись кремния свободно накапливается в тканях.

Безусловно, все 5 теорий дополняют друг друга и в целом достаточно объективно объясняют основные патогенетические механизмы силикоза.

Патоморфология характеризуется последовательным вовлечением в процесс органов дыхания и других органов. Этапы.

1. Поражение верхних дыхательных путей: носа, глотки, миндалин, гортани, трахеи.

В слизистой этих органов развивается хроническое продуктивное воспаление с образованием инфильтрата из лимфоцитов, плазмоцитов, макрофагов.

В последующем присоединяются фиброз, утолщение базальных мембран, атрофия эпителия и железистого аппарата и ретенционные кисты.

2. Пылевые бронхиты. Развиваются одновременно или несколько позднее изменений в верхних дыхательных путях.

Классификация пылевых бронхитов.

хронические (пылевые, профессиональные).

Острые пылевые бронхиты – 3 формы:

1) Катарально-десквамативный (эндобронхит). 3 варианта:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector