Каковы порядок и условия признания граждан безработными?
Биржа труда
Биржа труда — специализированное место, в котором осуществляется посредничество между предпринимателями и безработными или ищущими новую работу наёмными работниками. Обычно биржа труда владеет базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест.
Государственные биржи труда, кроме помощи в поиске работы, осуществляют общее изучение спроса и предложения рабочей силы, предоставляют информацию о требующихся профессиях, занимаются профессиональной ориентацией молодёжи, производят учёт безработных и выплачивают пособия.
Содержание
- 1 В странах мира
- 1.1 Россия
- 1.1.1 В Москве
- 1.2 В США
- 1.3 Германия
- 1.1 Россия
- 2 Примечания
- 3 Ссылки
В странах мира [ править | править код ]
Если раньше вакансии анонсировались преимущественно в газетах, то в последнее время успешно развились биржи труда в Интернете.
Биржи труда могут использовать в своем наименовании слово «биржа».
Россия [ править | править код ]
Согласно Закону о занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы, для организации и координации деятельности, относящейся к занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы, на территориальном уровне в ведении Национального агентства на базе бюро занятости населения создаются агентства занятости населения. Лица, желающие трудоустроиться, вправе обратиться за помощью территориальных агентств занятости населения, в радиусе деятельности которых проживают, путём подачи заявления согласно образцу, установленному Национальным агентством занятости населения.
Чтобы зарегистрироваться в Центре занятости, нужно предъявить [1] :
- паспорт или документ, его заменяющий;
- трудовую книжку или её дубликат;
- документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
- справку о средней заработной плате (денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий её (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу занятости);
- для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда;
Безработными не могут быть признаны:
- лица, не достигшие 16-летнего возраста;
- те, кому назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия за выслугу лет;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера;
- впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имевшие профессии (специальности) и отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов профподготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
- если установлен факт представления гражданином при регистрации документов, содержащих заведомо ложные или недостоверные сведения;
- если в период до признания безработным гражданин без уважительных причин не явился в службу занятости для предложения ему подходящей работы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. N 1375 г. Москва «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» установлены минимальный и максимальный размеры пособия по безработице в размере 1500 и 8000 рублей соответственно [2] .
В отделениях службы занятости населения для безработных граждан, кроме поддержки со стороны государства в виде выплат пособий по безработице, имеется дополнительная возможность получения субсидии в размере до 58800 рублей для открытия собственного дела. При этом со стороны безработного гражданина необходимо выполнить ряд предусмотренных законодательством действий — собеседование, тестирование, а также написание бизнес-плана. После этого предусмотрена защита подготовленного бизнес-плана перед коллегиальными органами или комиссиями, которые имеются в каждом конкретном регионе. После положительного решения комиссии о выделении субсидии гражданину необходимо зарегистрировать создаваемую организацию, с предусмотренной организационно-правовой формой (ООО, ИП, КФХ), в налоговой инспекции по месту жительства. [3] .
В Москве [ править | править код ]
В начале 2019 года Правительство Москвы начало модернизацию городской системы занятости населения. В столице функционирует 54 территориальных отдела трудоустройства, 48 из которых находятся в офисах «Мои документы», где предоставляются базовые услуги по трудоустройству: составление резюме, подбор вакансий из базы данных, присвоение статуса безработного, выплата пособий и направление на профессиональное обучение. Для получения расширенного комплекса услуг нужно обратиться во Флагманский Центр занятости «Моя работа» [4] [5] .
Центр занятости предоставляет следующие услуги для граждан [6] :
- Содействие гражданам в поиске подходящей работы
- Информирование о положении на рынке труда
- Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения
- Психологическая поддержка безработных граждан
- Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан и женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет
- Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными
- Организация проведения оплачиваемых общественных работ
- Организация временного трудоустройства
- Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
- Содействие самозанятости безработных граждан
- Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
- Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости
- Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов
В США [ править | править код ]
В США деятельностью по трудоустройству безработного населения занимается Управление по трудоустройству и обучению (Employment and Training Administration (ETA)), которое входит в Министерство труда США. В функции ETA входит: предоставление услуг по обучению, трудоустройству, а также информированию о ситуации на рынке труда. ETA управляет федеральными государственными программами профессиональной подготовки и трудоустройства, федеральными грантами на программы государственной службы занятости и пособиями по безработице.
Для американской модели стимулирования занятости характерным является процесс создания рабочих мест с низкой производительностью. Созданные рабочие места предполагают получение низких доходов. В результате на рынке наблюдается формальное сокращение безработицы, но появляется класс «новых бедных» [7] .
Германия [ править | править код ]
В Германии вопросами безработицы занимается Федеральное агентство по трудоустройству (Bundesagentur für Arbeit (BA)). Агентство входит в Федеральное министерство труда и социальных дел и имеет свою штаб — квартиру в Нюрнберге. BA управляет центрами занятости по всей Германии и назначает пособия по безработице [8] .
В Германии имеются свыше 150 центров занятости и около 600 их филиалов [9] .
Порядок признания граждан безработными
1. Условия признания граждан безработными
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, ищут работу и готовы приступить к ней, зарегистрированы в центре занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы.
2. Порядок признания граждан безработными
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления:
- паспорта;
- трудовой книжки;
- документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию;
- справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;
- впервые ищущие работу (ранее не работавшие) предъявляют в центр занятости населения паспорт и документ об образовании.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным обязательно должен предъявить индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР), выданную лечебным учреждением и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
При невозможности предоставления центром занятости населения подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
3. Подходящая работа
Подходящая работа – работа (в том числе работа временного характера), которая соответствует профессии гражданина, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Транспортная доступность подходящей работы от места жительства безработного определяется центром занятости населения с учетом развития сети общественного транспорта в городе, поселке.
Подходящей не является та работа, которая связана с переменой места жительства, не соответствует правилам и нормам по охране труда. Подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в области.
Прожиточный минимум устанавливается в Челябинской области ежеквартально постановлением Губернатора. В первом квартале 2021 года постановлением Губернатора Челябинской области от 09.02.2021 N 26 установлена величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в размере 12247 рублей.
Например, для гражданина, имеющего среднюю заработную плату 15000 рублей, подходящей будет считаться работа с заработной платой от 12247 рублей и выше.
Временные или общественные работы, имеющие социально-полезную направленность, не требующие предварительной подготовки, являются подходящими для граждан:
- впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии;
- уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
- прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
- более одного года не работавших по трудовому договору;
- направленных центром занятости населения на обучение и отчисленных за виновные действия;
- отказавшихся пройти профессиональное обучение после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
- состоящих на учете в центре занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
- обратившихся в центр занятости после окончания сезонных работ.
4. Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- имеющие трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы;
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный центром занятости населения для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
- занятые (работающие по трудовому договору; по гражданско-правовому договору; члены производственных кооперативов; индивидуальные предприниматели; самозанятые; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; проходящие военную или альтернативную гражданскую службу; проходящие очное обучение в образовательных учреждениях; учредители коммерческих организаций; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства).
5. Минимальная и максимальная величины пособия по безработице
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2393 установлены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год: минимальная величина пособия по безработице составит 1500 рублей (+ уральский коэффициент),
максимальная величина пособия по безработице составит 12130 рублей — в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей — в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице (+ уральский коэффициент);
для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей (+ уральский коэффициент), максимальную величину пособия по безработице в размере 12130 рублей (+ уральский коэффициент).
6. Порядок обжалования решения, действия или бездействия органов службы занятости, их должностных лиц и работников
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд.
Вопрос 129. Правовой статус безработного. Порядок и условия признания граждан безработными.
Вопрос 129. Правовой статус безработного. Порядок и условия признания граждан безработными.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее – организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (ст. 3 Закона о занятости). Регистрация безработных граждан производится в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458.
Порядок и условия признания граждан безработными. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), – паспорта и документа об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Безработными не могут быть признаны граждане:
-не достигшие 16-летнего возраста;
-которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
-отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах служ-бы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
-не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
-осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
-представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
-занятые граждане (ст. 2 Закона о занятости).
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными (п. 4 ст. 3 Закона о занятости).
Правовой статус безработного – совокупность прав, обязанностей и ответственности безработного, а также гарантии материальной и социальной поддержки безработного (ст. 8-13, 27-37 Закона о занятости).
Безработные граждане имеют право:
-на выбор места работы (ст. 8 Закона о занятости);
-на консультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости (ст. 9 Закона о занятости);
-на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10 Закона о занятости);
-на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (ст. 11 Закона о занятости).
Безработным гражданам гарантируются (ст. 12 Закона о занятости):
-свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
-защита от безработицы;
-бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
-информирование о положении на рынке труда;
-социальная поддержка (ст. 28 Закона о занятости);
-осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
-бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
-компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.
Предусмотрены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (ст. 13 Закона о занятости).
Понятие подходящей работы содержится в ст. 4 Закона о занятости. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Для некоторых категорий граждан подходящей работой считается любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
К числу таких граждан относятся (п. 3 ст. 4 Закона о занятости):
-впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности);
-уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
-прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке;
-стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
-отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
-состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
-обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Читайте также
Вопрос 71. Гражданско-правовой статус хозяйственных обществ.
Вопрос 71. Гражданско-правовой статус хозяйственных обществ. Хозяйственные товарищества и общества являются наиболее распространенными видами коммерческих юридических лиц.Хозяйственные товарищества – исторически первая форма объединения лиц, а также их
Вопрос 72. Гражданско-правовой статус государственного и муниципального унитарных предприятий.
Вопрос 72. Гражданско-правовой статус государственного и муниципального унитарных предприятий. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного
Вопрос 73. Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций. Понятие, виды, отличия.
Вопрос 73. Гражданско-правовой статус некоммерческих организаций. Понятие, виды, отличия. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между
Вопрос 127. Работодатель как субъект трудового права. Его правовой статус.
Вопрос 127. Работодатель как субъект трудового права. Его правовой статус. Работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать
13. Является ли Москва «режимным городом», в котором действует особый правовой статус граждан, не являющихся жителями Москвы?
13. Является ли Москва «режимным городом», в котором действует особый правовой статус граждан, не являющихся жителями Москвы? Нет, Москва не является «режимным городом». Любимый миф московской милиции и московских руководителей и чиновников всех уровней об особом
Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 6.1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданстваИностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство
1. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан
1. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан Нормы международного и российского права утверждают права и свободы человека как высшую ценность общества и государства. В ст. 2
Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права
Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права 1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан Субъектами — участниками управленческих административно-правовых
Административно-правовой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства
Административно-правовой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства Административно-правовой статус гражданина РФ – это правовое положение гражданина в отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и
Конституционно-правовой статус граждан в КНР
Конституционно-правовой статус граждан в КНР Правовой статус человека в КНР зависит от того, к какой категории относится данное лицо: к гражданам, иностранцам или лицам без гражданства. Причем иностранцы и апатриды даже формально не приравнены к гражданам в какой-либо
14. Правовой статус и порядок деятельности партий
14. Правовой статус и порядок деятельности партий У станавливается свобода и многообразие идеологии политических партий. Ограничения связаны лишь с общегуманистическими ценностями человечества:– запрещается призывать к насилию;– проповедовать национальную,
6.2. Правовой статус безработного
6.2. Правовой статус безработного Правовой статус безработного, как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и
ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО
ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан
Как получить статус безработного
kak_poluchit_status_bezrabotnogo.jpg
Похожие публикации
Порядок и условия признания гражданина безработным установлены не только Федеральным законом «О занятости населения» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.12.2018), но и детальными Правилами регистрации россиян, желающих получить этот статус (Постановление Правительства № 891 от 07.09.2012). Из правовых документов следует, что обрести его могут не все неработающие россияне, испытывающие проблемы с трудоустройством. Чтобы получать пособие по безработице, придется подтверждать отсутствие заработка и демонстрировать желание, как можно быстрее приступить к работе.
Как получить статус безработного в центре занятости
Чтобы из неработающего гражданина превратиться в безработного, следует встать на учет в районной службе занятости – по месту проживания заявителя. Туда надо явиться, захватив следующие документы:
российский паспорт (человек должен быть зарегистрирован в районе, в центр занятости которого он обратился);
дипломы и свидетельства, подтверждающие образование заявителя, его профессиональную принадлежность, квалификацию, ученую степень и т.п.;
трудовую книжку, если гражданин успел уже где-то поработать;
справку о среднем заработке за последние 3 месяца (имеет значение при назначении пособия, если с момента увольнения прошло не больше года).
В отношении инвалида признание безработным в центре занятости также возможно, если медицинская экспертная комиссия дала ему трудовые рекомендации. То есть, если человек с ограниченными возможностями трудоспособен, даже частично, он вправе встать на учет в службе занятости. Но вместе с вышеуказанным пакетом документов, инвалиду необходимо предъявить ИПР (индивидуальную программу реабилитации), где содержится врачебное заключение о характере и условиях труда, рекомендованных ему. Если в ИПР зафиксировано, что человек нетрудоспособен, признание его безработным не состоится. Невозможность работать компенсируется инвалидам повышенной социальной пенсией и другими мерами поддержки.
Обратившись к инспектору, заявитель предоставляет оригиналы документов, с которых снимаются копии. Он также заполняет и подает заявление – с просьбой оказать содействие в поиске работы. Если гражданин претендует на пособие по безработице, им заполняется и подается отдельное заявление.
Порядок признания граждан безработными
После подачи документов заявителю присваивается статус безработного. Но не сразу, а не позднее, чем на 11-й день с момента приема бумаг (3-я статья закона № 1032-1 «О занятости населения»). В течение этого времени сотрудники службы занятости проверяют достоверность представленных гражданином сведений по межведомственным и иным каналам. Параллельно они подыскивают ему подходящую работу, то есть ту, которая соответствует квалификации заявителя, его состоянию здоровья, и другим критериям, указанным в 4-й статье закона № 1032-1.
Несмотря на то, что решение о признании гражданина безработным принимается не в момент подачи документов, а позже, при невозможности предоставить заявителю подходящую работу в течение 10 дней, ему присвоят данный статус с первого дня обращения в инспекцию со всеми требуемыми бумагами.
Согласно п.17 Правил регистрации безработных граждан (Постановление Правительства № 891 от 07.09.2012), их учет ведется путем внесения в регистр даты посещения службы занятости получателями услуги, и вакансий, которые были им предложены.
Если биржа труда отказалась признать гражданина безработным, он вправе обратиться повторно, но лишь спустя 1 месяц.
Условия признания гражданина безработным
Отсутствие официального места работы – не единственное условие признания гражданина безработным. Данный статус не является синонимом слова «неработающий». Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются с учетом комплекса обстоятельств:
гражданин должен быть трудоспособен – по здоровью и возрасту;
он должен встать на учет, представив полный пакет документов с достоверной информацией;
у получателя услуги отсутствует заработок;
заявитель должен активно искать работу и иметь желание немедленно к ней приступить.
То есть, статус безработного и условия его получения потребуют от гражданина регулярного посещения биржи и явки к работодателям, вакансии которых ему были предложены. Несоблюдение данных требований могут привести к приостановлению выплаты пособия и снятию с учета.
Правовой статус безработного: кратко о правах и обязанностях
Статус безработного дает гражданину право:
на пособие (в 2019 г. его максимум для «предпенсионеров» – 11 280 руб., максимум для остальных – 8 000 руб., минимум – 1 500 руб.);
на содействие в поиске работы;
на бесплатное профессиональное переобучение;
на психологическую поддержку;
на помощь в переселении в иную местность, если этого требует одна из вакансий.
Признание гражданина безработным налагает на него и определенные обязанности. В частности, он должен проявлять активность в поиске работы (искать ее самостоятельно и своевременно откликаться на предложенные вакансии), в назначенный срок являться к инспектору, вовремя информировать о наступлении событий, лишающих его права на пособие.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.