Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какими профессиональными качествами должен обладать психолог?

Какими профессиональными качествами должен обладать психолог?

А.Г. Асмолов относит характер к инструментальным проявлениям индивидуальности личности. При этом под характером понимается фиксированная форма выражения смыслового опыта, актуализирующаяся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы. Такое понимание характера основывается в первую очередь на представлениях о характере С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского и Д.Н. Узнадзе. С точки зрения этих исследователей, разрабатывавших динамический подход к изучению характера, единицами анализа характера являются динамические тенденции, фиксированные обобщенные установки личности [2].

В структуре характера обычно выделяют две группы черт — нравственные и волевые.

Какими чертами характера должен обладать профессиональный психолог? Сама постановка вопроса, очевидно, может вызвать сомнение в корректности его формулировки. Однако, несомненно, что те или иные черты характера психолога накладывают вполне определенный отпечаток на его профессиональную деятельность. Да и сама профессиональная деятельность, требуя от психолога обладания определенными чертами характера, формирует эти черты.

Если говорить о нравственности, то следует отметить точку зрения Г.С. Абрамовой, В.А. Пономаренко и других авторов о том, что нравственность является мерой профессионализма психолога, важной духовной составляющей его личности, определяет способы его взаимодействия с людьми. Только высоконравственный человек может иметь моральное право оказывать другому человеку психологическую помощь.

Как в российской, так и в зарубежной практике проблемы нравственности занимают одно из ведущих мест, определяющих не только уровень воспитанности психолога, но и уровень его профессионализма. Так в США в 1992 г. принимается документ — «Этические принципы психологов и кодекс поведения». Первая часть документа включает общие принципы, которые формируют содержательную направленность документа: компетентность, честность, профессиональная и научная ответственность, уважение к правам и достоинству человека, забота о благополучии другого и социальная ответственность. Второй раздел содержит этические нормы — правила поведения, которым должен следовать каждый психолог. Психолог, согласно данному документу, придает большое значение достоинству и ценности бытия отдельного человека. Отсюда основные этические принципы деятельности психолога, которые изложены в Биографическом справочнике Американской психологической ассоциации [См. 1]. В числе таких принципов: социальная ответственность перед обществом; моральные стандарты; недопущение ошибочного представления о собственной профессиональной квалификации; конфиденциальность; благополучие клиента; честность по отношению к коллегам; меры предосторожности в исследованиях и публикации полученных результатов и др.

В России в последнее десятилетие принят ряд этических кодексов — Российского психологического общества (РПО), а также психологических сообществ в регионах страны. Согласно Этическому кодексу РПО, этика работы психолога основыва­ется на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Этические принципы и правила работы психолога формулируют усло­вия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

К важнейшим нравственным качествам личности психолога следует отнести такие положительные черты характера как альтруизм, благожелательность, вежливость, великодушие, гуманность, деликатность, доброта, душевность, искренность, отзывчивость, порядочность, почтительность, приветливость, сердечность, скромность, совестливость, сострадательность, справедливость, тактичность, толерантность, уважительность, человечность, честность, чуткость, эмпатия и т.п.

С одной стороны эти качества являются показанием к выбору профессии психолога, с другой стороны, в процессе профессиональной подготовки предполагается развитие данных личностных характеристик. Это порождает некоторые затруднения в их трактовке — следует ли рассматривать их как личностные характеристики специалиста, либо стоит отнести их к профессионально важным качествам психолога.

Согласно позиции П.Ф. Каптерева, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Д. Холланда, данные группы свойств необходимо различать. Личностные качества определяют выбор профессии и существуют до профессиональной и трудовой деятельности. Следовательно, высокий уровень развития нравственных характеристик личности будущего психолога позволит отнести их к личностным качествам, а низкий — к профессионально важным свойствам специалиста [3].

В то же время следует назвать и черты, вроде бы имеющие отношение к нравственным характеристикам, но выступающие как их противоположности. К таким — неприемлемым чертам (препятствующим успешной профессиональной деятельности) психолога следует отнести: аморальность, безответственность, безразличие, высокомерие, грубость, злобу, лживость, наглость, надменность, нескромность, иронию, подлость, пошлость, предвзятость, презрительность, равнодушие, сарказм циничность, чванливость, черствость, эгоизм, язвительность.

Однако следует учесть, что психолог может обладать чертами, которые одновременно могут рассматриваться как приемлемые, так и неприемлемые для успешной профессиональной деятельности. К таким чертам можно отнести властность, впечатлительность, гордость, дотошность, жизнерадостность, загадочность, мягкость, нежность, непреклонность, откровенность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие, хитрость и некоторые другие. К примеру, проявление психологом жизнерадостности вряд ли будет уместным в ситуации консультирования клиента, испытывающего проблемы, никак не вызывающие радости, бодрости, оптимизма и т.п. Вряд ли психологу поможет самоуверенность в постановке психологического диагноза, прогнозировании поведения клиента и в совместном решении с ним психологических, жизненных проблем. В иных ситуациях те же и другие качества вполне могут быть приемлемыми и даже необходимыми.

В целом, нравственность, как системное свойство личности выступает одновременно и предпосылкой и результатом успешной деятельности профессионального психолога. Формирование нравственных черт характера происходит в процессе профессиональной подготовки будущих психологов и продолжается в процессе всей профессиональной деятельности.

Читать еще:  Характеристика с места работы пример скачать образец

Список литературы

  1. Акимова М.К., Берулава Е.М. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. Гуревича К.М., Борисо-вой Е.М. — М., 1995, — С. 338-352.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание человека. М., 2007.
  3. Шафикова Г.Р. Нравственность будущего психолога профессионала / Психолог в современном обществе: от образовании к профессиональной деятельности: коллективная монография / под ред. К.М. Гайдар; Воронеж, 2007. — С. 37-45.

Важные качества для психолога

Профессиональная компетентность (т.е. наличие знаний и опыта, необходимых для той или иной работы) составляет основу, без которой работа психолога немыслима. Методы работы профессионального психолога основаны на научных знаниях, изобилующих тяжеловесной терминологией. Наивно полагать, что обучение психолога состоит из одних лишь душеспасительных бесед и наставлений. Нередко студенты-психологи разочаровываются, сталкиваясь с серьезной наукой, тогда как рассчитывали на занимательных семинарах и без особой зубрежки обрести мудрость и проницательность библейского царя Соломона.

Профессия психолога требует особых личностных качеств. Увы, одной только страсти щедро и порой навязчиво раздавать своим друзьям житейские советы оказывается недостаточно. Прежде всего, изучение психологии требует пытливости ума, аналитических способностей ученого, готовности погружаться в запутанные дебри научных теорий и не меньшего усердия, чем требуется для изучения физики или анатомии.

Практическая деятельность психолога также предполагает наличие у него особых личностных качеств:

Эмпатия способность сопереживать другому человеку, ставить себя на его место, проникать в его эмоциональный мир. Разумеется, эта способность должна иметь определенные границы, если психолог будет чрезмерно погружаться и глубоко переживать вместе с пациентом, он вряд ли сможет ему помочь и быстро «сгорит» на работе.

Самообладание умение контролировать свои настроение и чувства, сохранение спокойствия и невозмутимости в любой ситуации. Зачастую это оказывается трудной задачей, особенно когда пациент ведет себя навязчиво, капризно или даже агрессивно.

Стрессоустойчивость способность человека переносить значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки профессиональной деятельности.

Коммуникативность способность быстро и легко находить общий язык с людьми. Психологу необходимо разговаривать понятным для пациента языком. Важно уметь приближать свою речь к речи собеседника для улучшения контакта.

Рефлексия – способность человека к критическому анализу самого себя, своих действий, их результатов.

Умение признавать ошибки это одно из важных качеств, которые позволяют исправлять ошибки и самосовершенствоваться. Недопустимо возвышаться над пациентом, словно колосс непогрешимой мудрости, твердой рукой раздающий наставления и требующий безусловного подчинения им. Психолог – это прежде всего собеседник и помощник, а не строгий учитель или наставник, и психолог может ошибиться.

Отсутствие этих качеств еще не является непреодолимым препятствием для карьеры психолога. Любой, даже самый опытный специалист имеет свои недостатки, без них пока еще никто не обходился. Профессиональный психолог умеет обращать свои недостатки в достоинства, использовать в работе особенности своего характера, свою индивидуальность.

Всему этому можно научиться еще до поступления на интересующее направление, поступив на подготовительные курсы. Например, Московский институт психоанализа проводит предварительную подготовку учащихся 8-11 классов в Школе юного психолога.

По мнению преподавателей института, посещение занятий в Школе юного психолога поможет:

  • лучше узнать себя, свои сильные стороны;
  • развить уверенность в себе;
  • научиться ставить цели, принимать решения;
  • свободно взаимодействовать с людьми, легко общаться;
  • овладеть навыками публичного выступления и самопрезентации;
  • успешно работать в группе сверстников;
  • лучше понимать свои профессиональные предпочтения и направленность;
  • познакомиться с жизнью студентов института.

Несмотря на все трудности, ожидающие психолога на профессиональном пути, очень немногие жалеют о своем выборе. Значимость и востребованность профессии психолога все более возрастает. Не стоит ждать, что путь этот окажется легким, но, несомненно, он будет интересным.

Профессиональные качества психолога

Вы будете перенаправлены на Автор24

Профессиональные качества психолога

Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:

  • эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
  • открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
  • самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
  • конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
  • интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
  • умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
  • стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
  • рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
  • понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
  • коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним.
Читать еще:  Исследовательский проект Моя будущая профессия психолог

Готовые работы на аналогичную тему

У профессионала ценностные ориентации и цели выходят за рамки профессии и касаются не только этики. Самосознание специалиста-професссионала начинается с рефлексии проблем своей деятельности, что является мотивационной основой для приобретения новых знаний, которые помогут в решении проблем, для личностного роста.

Практикующему психологу важно уметь выстраивать линию своего поведения и возвращать клиента к беседе по заданной теме.

Нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, чуткость, отзывчивость, интеллигентность, гуманность, уважительное отношение к человеку.

Помимо того, психологу необходимо обладать не только психологическими знаниями, но ещё и психологической интуицией.

Личностные качества психолога

В принципе личностные и профессиональные качества психолога тесно переплетаются, поскольку невозможно быть одним в личностном плане и другим в плане профессиональном. Отсюда фундаментом профессиональной деятельности психолога являются его личностные качества.

За время учебы студент-психолог может встретиться с кризисами разочарования своей будущей работы, но самое болезненное разочарование заключается в сомнениях правильно выбранной профессии.

Принято считать, что В.М. Бехтереву принадлежит такая фраза относительно того, почему человек выбирает профессию психолога – «психологи – с психинкой», «неврологи – с нервинкой» и др. Интересно, что в жизни подобных примеров достаточно. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты – это не различение красного и зеленого цвета (дальтонизм), сам имея этот дефект. Сексуальным невротиком был З. Фрейд, во всяком случае, так вспоминают о нем близкие ему люди.

В.Н. Дружинин считает, что выбор в области психологии обуславливается «избытком» или «недостатком» у человека какого-либо психического качества. А. Адлер считал, что комплекс неполноценности есть источник активности во многих сферах творчества человека, а, по мнению В.Н. Дружинина, к занятиям психологией человека приводит чувство непохожести на других, желание преодолеть дисгармонию.

Для психолога мир другого человека является загадкой, разгадку которого необходимо найти самому. Душеведческая направленность ума является результатом его жизни, чувствительностью к состояниям и поведению другого, стремлением преодолеть неадаптированность рациональными методами, исследованием психики других людей.

Исходя из этого, психологу должна быть присуща снисходительность к людям, терпимость, потому что уже изначально допускается возможность нестандартных форм поведения клиентов.

Исследование личностных качеств психолога, проведенные Р. Кеттепом, показали отличия личностных черт психологов-практиков и психологов-исследователей. Психологу-практику люди не надоедают, он нуждается в общении с человеком, что важно для успеха профессиональной деятельности. На успех профессиональной деятельности интенсивное общение для психологов-исследователей мало влияет, они не любят избыточное общение. Важным для них фактором является общая интеллектуальность.

В результате можно сделать вывод о том, что в личностных качествах психологов-практиков и исследователей существует и сходство, и различие.

Для психолога-исследователя важными личностными качествами будет энтузиазм в отношении работы, прилежание, усидчивость, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, умение ладить с людьми.

Для практического-психолога важными являются коммуникативные качества – понимать других и психологически корректно оказывать на них воздействие. Это целый комплекс качеств и его часто называют «талантом общения».

Его структура включает пять блоков качеств личности:

  1. наблюдательность, ориентацию в ситуации, способность правильно воспринимать объект;
  2. способность проникать в духовный мир объекта, понимать его внутренние свойства и особенности;
  3. умение сопереживать, сочувствовать, уважать человека, быть готовым помочь;
  4. уметь заниматься самоанализом, проявлять интерес не только к себе, но и к другим;
  5. умение управлять процессом общения и собой, быть внимательным, тактичным, вызывать доверие, обладать чувством юмора.

Абсолютно успешным в профессиональной деятельности быть невозможно и не все приемы работы удаются одинаково хорошо, поэтому необходимо выработать свой стиль профессиональной деятельности, учитывая индивидуальные личностные особенности.

Этика деятельности психолога

Работа с внутренним миром человека требует от психолога соблюдения основных правил этики и принципов. В психологии есть такие инструменты, которые использовать надо с особой осторожностью.

Наиболее важными принципами профессиональной этики являются:

  • профессиональная компетентность – знание прав, обязанностей, ограничений и возможностей, знание теоретических основ коррекционной, развивающей, консультационной программ;
  • не нанесение ущерба клиенту – деятельность психолога осуществляется из интересов заказчика, поэтому главный принцип психолога – «не навреди»;
  • научная обоснованность и объективность – применение валидных и надежных методов и средств, которые должны быть стандартизированными, нормализованными, адаптированными.
Читать еще:  Обязательное психиатрическое освидетельствование работников часть 1

Личные отношения и проблемы специалист не должен переносить на профессиональную деятельность.

Важна объективная и отстраненная позиция для эффективного решения проблем клиента, уважение клиента и его достоинства, быть честным в общении с клиентом, сообщать цель исследования и предупреждать о том, как будет использоваться информация исследования. В своей работе психолог должен соблюдать профессиональную конфиденциальность – это дело профессиональной чести психолога, профессиональные методики не должны оказаться в руках непрофессионалов.

Результаты методик должны сохраняться в тайне и для лучшей гарантии полезно использовать систему кодирования – испытуемому присваивается код, состоящий из букв и цифр, а фамилия, имя, отчество должны быть известны только психологу. Лица, имеющие доступ к материалам исследования, должны быть согласованы с клиентом.

Г. Лессинг считал, что клиенту необходимо говорить правду, одну только правду, но не всю правду.

Личностные качества психолога

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Как сказал один студент, «у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация – чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска».

Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.

Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:

  1. энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
  2. прилежание – способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
  3. дисциплинированность,
  4. способность к критике и самокритике,
  5. беспристрастие,
  6. умение ладить с людьми.

Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Необходимое качество практического психолога – уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

Перечисленные выше характеристики отражают мнения авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало. Особого интереса заслуживает работа Т.А. Верняевой, в которой она изучила мнения психологов по этому вопросу.

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector