Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственные нормативные требования охраны труда

Статья 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к Статье 211 ТК РФ

В комментируемой статье установлено, что государственные требования охраны труда, правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются в федеральных законах и других нормативных актах РФ и ее субъектов.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Другой комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Требованиям к охране труда придан единый, обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.

2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:

— порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— систему и порядок государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

— систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.

Органы власти субъектов Федерации принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта Федерации. Если же правовой акт субъекта Федерации противоречит ТК РФ или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК РФ.

3. Перечень требований по охране труда применительно к их видам, порядку разработки и утверждения определен Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).

Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются в следующем порядке:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом России;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Проекты данных правовых актов представляются также в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для выработки ею мотивированного мнения. Названные акты также направляются для государственной регистрации в Минюст России.

4. Для оказания помощи федеральным органам государственной власти и заинтересованным организациям в подготовке и оформлении данных правовых актов, а также инструкций по охране труда работников Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (БМТ РФ. 2003. N 5).

5. Срок действия нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, определен в пять лет. Они могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене данных актов может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Государственные нормативные требования охраны труда

  1. РосТепло.ru
  2. Документы
  3. Охрана труда
  4. Санитарное законодательство
  5. Статья 211 ТК «Государственные нормативные требования охраны .

Cкачать бесплатно Статья 211 ТК «Государственные нормативные требования охраны труда» в архиве .zip (6 кБт)

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ.

Статья № 211. Государственные нормативные требования охраны труда

_ 1. В РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).
_ 2. Система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
_ 3. Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, указанных в утвержденном настоящим постановлением Перечне, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке:
межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ;
отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития;
правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития.
Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, подлежат направлению для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.
Постановлением от 23 мая 2000 г. N 399 Правительство РФ утвердило Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
_ 4. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 6 апреля 2001 г. N 30 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» (БМТ. 2001. N 4) принято в развитие постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Одновременно утратило силу постановление Минтруда России от 1 июля 1993 г. N 129 «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда».
Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда даны для оказания помощи федеральным органам исполнительной власти и заинтересованным организациям в подготовке и оформлении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, а также инструкций по охране труда для работников.
Рекомендациями предусмотрено, что правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном органами, их принимающими. Аналогично отраслевые правила по охране труда и отраслевые типовые инструкции по охране труда разрабатываются соответствующими органами исполнительной власти с учетом (а не в соответствии) настоящих Методических рекомендаций. Таким образом, федеральным органам исполнительной власти предоставлена свобода в формировании основных разделов принимаемых документов. Общим для всех является лишь то, чтобы заложенные в них требования охраны труда не противоречили действующему законодательству. Согласование данных документов с Минтрудом России в части требований охраны труда предусмотрено постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда».
_ 5. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. предусматривает разграничение компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов.
К полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны труда относятся:
определение основных направлений и проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории РФ;
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ об охране труда;
определение основ государственного управления охраной труда;
разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;
определение расходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета;
определение структуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;
установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
формирование органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, и определение порядка деятельности указанных органов;
организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях;
организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;
обеспечение взаимодействия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;
координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
международное сотрудничество в области охраны труда;
другие полномочия органов государственной власти РФ в области охраны труда.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны труда относятся:
реализация государственной политики в области охраны труда на территории субъекта РФ;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда;
государственное управление охраной труда на территории субъекта РФ;
участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;
определение расходов на охрану труда за счет средств бюджетов субъектов РФ;
разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях;
организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях;
организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;
обеспечение взаимодействия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда.

Читать еще:  Детская исследовательская работа Профессия — врач

Государственные нормативные требования охраны труда

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Охрана труда ›
  • Государственные нормативные требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты бе­зопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Все нормативные акты по охране труда разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (далее – постановление № 1160).

Сразу же хотелось бы отметить, что вам необходимо обратить внимание на изменения, внесенные в данный документ постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 года № 257 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».

В силу положений постановления № 1160 к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) (все вместе далее также – акты, содержащие требования охраны труда).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:

– организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;

– федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, направляются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (при отсутствии такого федерального органа исполнительной власти – в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, – с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей).

Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, определенном постановлением № 1160, для их разработки и утверждения:

– при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

– по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

– по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда;

– на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий;

– по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда и защиты от профессиональных заболеваний (статья 20 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Они осуществляют повседневный профсоюзный контроль за охраной труда.

Правила по охране труда обязательны как для работников, так и для работодателя.

Работодатель должен знать, что для всех категорий работников должны быть разработаны инструкции по охране труда, которые составляются с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа (статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работодатель должен разрабатывать инструкции по охране труда на основании межотраслевых либо отраслевых типовых инструкций по охране труда, а в случае их отсутствия – на основании технической и ремонтной документации к используемому оборудованию, разработанных организацией изготовителем, учитывая конкретные условия производства.

В инструкциях необходимо предусмотреть действия работников и работодателя по устранению (или минимизации) влияния опасных и вредных факторов на работников при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Вопросы охраны труда работников должны быть отражены и в правилах внутреннего трудового распорядка организации, в частности в разделе, посвященном режиму труда и отдыха работников.

В инструкции по охране труда следует изложить требования по обеспечению безопасных условий труда конкретно к профессии работника либо к виду осуществляемой им деятельности.

Для работников, непосредственно занятых на взрывных работах, работах с грузоподъемными машинами, с обслуживанием электрических установок и установок, работающих под давлением, инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются на основании межотраслевых, отраслевых инструкций по охране труда, утверждаемых федеральными надзорами Российской Федерации.

Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

Читать еще:  Товаровед особенности профессии обязанности требования

Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок.

О совершенствовании нормативно-правового обеспечения охраны труда

В настоящее время большинство применяемых на практике отраслевых правил по охране труда (в т. ч. утвержденных органами исполнительной власти СССР) и межотраслевых правил по охране труда (принятых в период с 1997 по 2003 г. Минтрудом России) фактически не являются надлежащими нормативными правовыми актами по ряду причин, о которых подробнее рассказано в статье.

За последние годы Минтрудом России предпринимаются серьезные шаги по модернизации действующего законодательства об охране труда, в т. ч. направленные на обеспечение экономического стимулирования деятельности работодателя по созданию здоровых и безопасных условий труда и новых рабочих мест с безопасными условиями труда, крупнейшими из которых явилось принятие Федеральных законов от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”».

Важнейшим направлением деятельности Минтруда России по правовому обеспечению охраны труда, активно реализуемым в настоящее время, является актуализация и переработка нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (правил по охране труда), утвержденных в разные годы уполномоченными органами исполнительной власти.

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Проблемы нормативно-правового регулирования требований охраны труда не новы и общеизвестны. Тем не менее, уместно еще раз обозначить главные из них.

В настоящее время большинство применяемых на практике отраслевых правил по охране труда, в т. ч. утвержденных органами исполнительной власти СССР, и межотраслевых правил по охране труда, принятых в период с 1997 по 2003 г. Минтрудом России, фактически не являются надлежащими нормативными правовыми актами, содержащими обязательные государственные нормативные требования охраны труда, по следующим основаниям:

большинство из них по разным причинам не прошли в установленном порядке регистрацию в Минюсте России и не были опубликованы в официальных источниках;

все они без исключения противоречат положениям Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ), т. к. содержат правовые нормы, относящиеся как раз к сфере регулирования этого закона;

подавляющее большинство их были утверждены более 10 лет назад, за это время законодательство об охране труда не раз претерпевало существенные изменения, тогда как в соответствии с положениями ранее действовавшего постановления Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда» и действующего в настоящее время постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установлено, что государственные нормативные требования охраны труда подлежат переработке при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда.

В этой связи следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными ст. 26 Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), с 1 июля 2015 г. уполномоченным должностным лицам всех без исключения органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля будет запрещено проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами ходили в установленном порядке регистрацию в Минюсте России, но и были опубликованы в «Бюллетене Минтруда России», не являющемся официальным источником.

Перечень указанных актов может быть без труда продолжен. При этом, с сожалением следует лишь констатировать, что с момента введения в действие Закона № 184-ФЗ (т. е. с 1 июля 2003 г.) федеральным органом исполнительной власти, который ранее был уполномочен на обеспечение правового регулирования в трудовой сфере (Минздравсоцразвития России), до его упразднения был утвержден единственный подобный меж отраслевой нормативный правовой акт по охране труда – Межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 13.04.2007 № 269.

Очевидно, что сложившаяся ситуация негативно влияет как на объективность решений работодателей при осуществлении нормирования требований охраны труда, предъявляемых к профессиям работников и видам производимых ими работ, так и на эффективность деятельности должностных лиц федеральной инспекции труда при осуществлении ими федерального государственного надзора за соблюдением требований законодательства об охране труда.

Если риски работодателей при использовании применяемых в настоящее время юридически несостоятельных правил по охране труда в процессе разработки инструкций по охране труда для профессий и видов работ представляются минимальными, то должностным лицам федеральной инспекции органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ, а также не опубликованных в установленном законодательством РФ порядке.

Если после 1 июля 2015 г. должностное лицо органа государственного контроля (надзора) по результатам проверки будет настаивать на выполнении работодателем требований, установленных нормативными актами СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ, то результаты такой проверки будут признаны недействительными, а должностное лицо может быть оштрафовано или дисквалифицировано.

Одновременно с этим были внесены дополнения в ст. 20 Закона № 294-ФЗ, в соответствии с которыми нарушения указанных требований отнесены к грубым нарушениям законодательства о государственном надзоре, в случае допущения которых результаты проведенной проверки должны признаваться недействительными, а должностное лицо, допустившее их, может быть подвергнуто административному наказанию в виде штрафа либо дисквалификации на срок до 6 месяцев. Нет сомнения в том, что указанные требования являются объективными и необходимыми. Однако в этой связи следует привести несколько примеров.

В частности, например, применяемые в настоящее время Межотраслевые правила по охране труда при выполнении кузнечно-прессовых работ, при холодной обработке металлов и при проведении окрасочных работ, утв. соответственно постановлениями Минтруда России от 09.07.1997 № 37 , от 27.10.1997 № 55 и от 10.05.2001 № 37 , не только не проходили в установленном порядке регистрацию в Минюсте России, но и были опубликованы в «Бюллетене Минтруда России», не являющемся официальным источником.

Перечень указанных актов может быть без труда продолжен. При этом, с сожалением следует лишь констатировать, что с момента введения в действие Закона № 184-ФЗ (т. е. с 1 июля 2003 г.) федеральным органом исполнительной власти, который ранее был уполномочен на обеспечение правового регулирования в трудовой сфере (Минздравсоцразвития России), до его упразднения был утвержден единственный подобный меж отраслевой нормативный правовой акт по охране труда – Межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 13.04.2007 № 269.

Очевидно, что сложившаяся ситуация негативно влияет как на объективность решений работодателей при осуществлении нормирования требований охраны труда, предъявляемых к профессиям работников и видам производимых ими работ, так и на эффективность деятельности должностных лиц федеральной инспекции труда при осуществлении ими федерального государственного надзора за соблюдением требований законодательства об охране труда.

Если риски работодателей при использовании применяемых в настоящее время юридически несостоятельных правил по охране труда в процессе разработки инструкций по охране труда для профессий и видов работ представляются минимальными, то должностным лицам федеральной инспекции труда при формировании материалов проверок в целях исключения нарушения требований законодательства о государственном надзоре зачастую остается руководствоваться только правовыми нормами Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), большинство из которых, как известно, носят рамочный характер.

Учитывая изложенное, представляется очевидной необходимость принятия по данному вопросу комплекса самых решительных мер в целях приближения сроков переработки основополагающих, в первую очередь имеющих межотраслевой характер, правил по охране труда. И эти меры должны найти отражение при разработке и последующей реализации формируемой в настоящее время Минтрудом России Программы пересмотра нормативных правовых актов по охране труда на 2017–2019 гг.

ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ РАЗРАБОТЧИКИ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Одновременно с этим практика подготовки нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, свидетельствует, что данная работа сопряжена с рядом существенных проблем, обусловленных следующими обстоятельствами.

Казалось бы, безусловным является утверждение, что нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, не должны содержать требований, отнесенных законодательством к сфере технического регулирования.

При этом следует учитывать, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 1 Закона № 184-ФЗ сфера его действия распространяется на «отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в т. ч. зданиям и сооружениям (далее – продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации».

Читать еще:  Приказ 695 о психиатрическом освидетельствовании список профессий

Однако, необходимо заметить, что в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона № 184-ФЗ его действие «не распространяется на социальноэкономические, организационные, санитарногигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда. », а в соответствии с п. 4 ст. 1 данного закона он «не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением. требований в области охраны труда. за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации».

Анализируя приведенные правовые нормы, нельзя не признать, что их совокупное содержание по меньшей мере допускает возможность субъективного толкования (тем более в отсутствие официального разъяснения полномочного правоприменительного органа). Это, в частности, позволяет отдельным специалистам утверждать, что любые требования к продукции (подразумевая при этом здания, сооружения, оборудование, механизмы, инструменты и приспособления, средства индивидуальной защиты, сырье, материалы и т. д.) являются сферой технического регулирования.

Однако сторонниками указанного мнения не учитывается, что, в соответствии с положениями ст. 209 ТК РФ, охрана труда – это «система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социальноэкономические, организационно-технические (следует подчеркнуть особо!), санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».

Учитывая изложенное и результаты анализа приведенных законодательных норм, представляется, что нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, не должны содержать требований к процессам проектирования, производства, конструкции, комплектации и эксплуатационным характеристикам технологического оборудования и режимам его работы.

Вместе с тем в них могут и должны содержаться требования, регламентирующие безопасную организацию на рабочих местах, наличие ограждений, сигнальных устройств, страховочных приспособлений, меры по ограничению потенциальной опасности используемого технологического оборудования, приемы безопасной работы на потенциально опасном технологическом оборудовании.

Завершая эту часть обсуждения, можно заключить, что по рассматриваемому вопросу в указанных законодательных актах содержатся недостаточно урегулированные правовые нормы. Представляется также, что эти «разночтения» в значительной мере могли бы быть урегулированы надлежащим нормативным правовым актом, устанавливающим структуру и содержание нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

В прошлом, подобным нормативным правовым актом, в значительной мере регулировавшим порядок разрешения рассматриваемых вопросов (безусловно, применительно к своему времени), являлось постановление Минтруда России от 01.07.1993 № 129 «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда» (кстати, прошедшее в установленном порядке регистрацию в Минюсте России), которое утратило юридическую силу в связи с изданием постановления Минтруда России от 24.01.2003 № 5.

Действующее в настоящее время постановление Минтруда России от 17.12.2002 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» в силу ряда объективных обстоятельств (не прошло в установленном порядке регистрацию в Мин юсте России, не соответствует положениям Закона № 184-ФЗ, т. к. разработано и утверждено до принятия и введения его в действие) надлежащим нормативным правовым актом не является.

Учитывая обсуждаемые проблемы, в конце 2014 г. ученым советом ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Минтруда России были разработаны и одобрены актуализированные Рекомендации по подготовке правил по охране труда, которые могут использоваться при разработке новых правил по охране труда. Однако в силу своего правового статуса они также не могут в полной мере нивелировать решение всех рассматриваемых в данной статье проблем.

Таким образом, завершая обсуждение, представляется, что системное проведение работы по актуализации и разработке нормативных правовых актов в сфере охраны труда в значительной мере обусловлено скорейшим принятием Минтрудом России решения о подготовке и принятии указанного нормативного правового акта, разработка проекта которого могла бы быть поручена ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда».

И.А. Воробьев, советник генерального директора ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Минтруда России

Журнал «»Справочник специалиста по охране труда»» №5 2015 г

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Охрана труда

Марат БАЙГЕРЕЕВ, АНОО ДПО «Институт труда»

Казалось бы, странный вопрос! Как правило, на всевозможных курсах по охране труда не искушенные в юридических тонкостях горе-преподаватели (избегайте таковых и такие курсы!) бездумно повторяют фрагмент статьи 211 Трудового кодекса РФ «Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности…». Примерно то же самое происходит, когда незадачливый работодатель получает штраф от инспектора по охране труда по статье 5.27.1 КоАП за якобы «нарушение государственных нормативных требований охраны труда» из-за какого-нибудь недостающего, по его мнению, ПОТа, СНиПа или, того хуже, ГОСТа. Подобного рода предписания легко оспорить в суде, если знать юридический статус того акта, за нарушение которого вас хотят привлечь к ответственности с целью выполнения негласного плана по штрафам для надзорных органов[1].

Давайте разберемся в этом мутном вопросе и постараемся кратко, буквально на пару страниц, прояснить суть проблемы. Из упомянутой статьи 211 ТК РФ следует, что государственные нормативные требования охраны труда — это правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, установленные в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. И если с законами вопросов обычно не возникает — раз норма императивна, т. е. сформулирована на юридическом языке как обязательная для исполнения без вариантов[2] («Dura lex, sed lex»), а любые правила формулируются именно так, иначе это не правила, то с иными нормативными правовыми актами всё гораздо сложнее.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к нормативно-правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила, гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса). Но тем, кто на это постановление бездумно ссылаются, невдомек, что оно касается только тех, кто эти самые нормативные правовые акты разрабатывает и утверждает. Работодателям при работе со стандартами безопасности труда, правилами и инструкциями по охране труда (тем более типовыми), государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и т. д. следует в первую очередь обращать внимание на юридический статус документа!

Согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Не поленитесь поинтересоваться, за что именно вас пытаются привлечь к ответственности те, кто пользуется вашей неосведомленностью. А лучше запишитесь прямо через интернет на наши вебинары по охране труда или по управлению персоналом и избегайте сомнительных курсов от малограмотных преподавателей, коих развелось полно в глобальной сети, предлагающих дешевые, ничего не стоящие «корочки».

[1] Не секрет, что если инспектор пришел к вам с проверкой, то он просто обязан «отработать время и затраты госбюджета» и что-то накопать, иначе лишится премии. Подробнее об эффективности контрольно-надзорных органов читайте в нашей публикации «Об индикаторах эффективности управленческого труда (KPI), «эффективных менеджерах» и перфомансе воров в мире кривых ориентиров и провальных стратегий (SPM-3)» на сайте Профриск.рф (https://profrisk.ru).

[2] Читая любой закон, обращайте внимание на формулировку нормы: кроме императивных в законодательстве множество диспозитивных норм, допускающих варианты поведения и не обязывающих исполнять что-то однозначно. Таков, например, Федеральный закон «О независимой оценке квалификации», на котором «хайпанули» многие учебные центры и всевозможные коучеры и консультанты, бессовестно разводя незадачливых работодателей на деньги, впаривая им «внедрение профстандартов» и назойливо предлагая свои услуги по «независимой оценке». В этой связи рекомендуем публикацию «Токсичные элементы профстандартов» на нашем сайте.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector