96 Особенности отдельных видов трудового договора
Виды трудовых договоров (2)
Виды трудовых договоров
Договор с неопределенным сроком (заключается: Как обычный, когда , как правило, обусловливается место работы, трудовая функция работника и заработная плата; При приеме на государственную службу С молодыми рабочими и молодыми специалистами по направлению по окончанию учебы в учебных заведениях По совмещению профессий С внештатным работником О надомной работе)
Срочный договор, заключенный на срок не более 5 лет (заключается: По организованному набору Для работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях На любой определенный календарный срок, не превышающий 5 лет Для производственного обучения или ученический срок не более 6 месяцев, который затем трансформируется в обычный трудовой договор с неопределенным сроком
С руководителями предприятий) 3. договор на время определенной работы Договор о временной работе Договор о сезонной работе
Договор для определения другой работы(кроме временной и сезонной), которая по своему характеру и объему должна оканчиваться ее выполнением. Трудовой договор о работе на дому относится к договорам с неопределенным сроком.
Источники трудового права различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники — это нормативные правовые акты: законы, указы, постановления и т.п., регулирующие трудовые и производственные от них иные отношения в сфере применения труда работников. Однако к источникам трудового права в силу особенностей их формирования относятся и акты локального нормотворчества самих работников, их представителей и работодателя (его представителей). В организации таким источником является коллективный договор либо иные локальные акты, принятые в установленном порядке. Своеобразными источниками трудового права являются соглашения на различном уровне (от отраслевых тарифных до генеральных), принимаемые на основе двустороннего или трехстороннего сотрудничества организациями работодателей и трудящихся в лице их представителей и с участием органов государственного управления при трехстороннем сотрудничестве. источники трудового права — это результаты правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере применения труда работников. Поскольку источник права является следствием правотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам. Федеральные законы: Закон о занятости населения в РФ от 19 апреля 91 г. Кодекс законов о труде РФ 12 марта 92 г. Конституция 12 декабря 1993 г. Указы президента: 1. Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспеции) О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ МЕР ПО СОЗДАНИЮ И СОХРАНЕНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ НА 1996 — 2000 ГОДЫ Постановления правительства: О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1995 ГОД 2. О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА 26 августа 95г. Главное место среди источников трудового права занимает Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения. Статья 37 Конституции провозглашает свободу и добровольность труда, запрещает принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не низке установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признано право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых, а работающим по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Следующим по значимости источником трудового права являются законы — как федеральные, так и субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72) вопросы законодательства о труде находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а разграничение их компетенции осуществляется, также на основе Конституции. К ведению Федерации, как следует из ст. 71, относится достаточно большое число блоков норм (вопросов) трудового законодательства, поскольку они закреплены в ряде статей гл. II Конституции, составляющей основы правового статуса личности в России (ст. 64 Конституции). Это уже рассмотренные трудовые права и свободы, предусмотренные ст. 37 Конституции, или право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30) и др. Среди федеральных законов важнейшее место занимает Кодекс Законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), который является основным кодифицированным источником трудового права.
Трудовое право достаточно специфическая отрасль права, выполняющая две основные функции: производственную (экономическую) и социальную (защитную). С одной стороны, оно нацелено на правовое обеспечение экономики (производства), а с другой — на защиту человека и его прав в сфере применения труда. И та и другая функция связаны с экономической реформой, но первая касается технической стороны труда, повышения его производительности, получения выгоды и прибыли, а вторая — как защиты интересов отдельного работника, так и смягчения негативных последствий экономических преобразований для коллектива работников. Рассматривая природу данной отрасли, представитель науки трудового права С.А. Иванов достаточно четко выявил социальный характер и истоки этой отрасли. Он указал, что трудовое право сложилось на Базе не только частного, но и публичного права. Это обусловило своеобразный и социальный характер трудового права, которое развивается главным образом по своим собственным законам, в значительной мере отличающимся от гражданско-правовых. На социальную роль трудового права указывают и представители иных отраслей юридической науки. Ю.А. Тихомиров, выделяя социальные отрасли права, называет в их числе и трудовое, ибо оно предназначено не только для реализации и защиты индивидуальных прав граждан, но и их совокупной охраны.
К локальным нормативным актам, например, относятся: правила внутреннего трудового распорядка данной организации, положение о премировании или положение о вознаграждении по итогам работы организации за год и т. п. Локальные акты — это, как правило, результат совместного нормотворчества, осуществляемого непосредственно в организации между работниками и работодателем (их представителями), например профсоюзным органом данной организации и ее руководителем (директором, администрацией). Развитие договорных начал в регулировании социально-трудовых отношений, в свою очередь, ведет к закреплению возрастающего числа специальных норм в соглашениях всех видов: генеральном, региональном, отраслевом тарифном и др. Соответствующее место этих норм в указанных соглашениях может быть определено и отдельными законами,
Правовой акт регулирующий соц-но-трудовые отношения между работодателями и работником. Заключаемые на уровне РФ, субъектов РФ , территории , отрасли , профессии. Соглашение в зависимости от видов регулирования соц-но-трудовых отношений подразделяется на генеральные, региональные отраслевое , тарифное и проф. тарифное. Еще один источник трудового права представляют собой акты соглашения: генеральные, региональные, межотраслевые тарифные, отраслевые тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и др. Соглашения являются результатом договоренностей всех участников соглашений, выступающих как равноправные партнеры. Это представители интересов работников на отраслевом, профессиональном и территориальном (федеральном, субъекта Российской Федерации, местном) уровнях в лице соответствующих органов профсоюзов и их объединений. Представителями интересов работодателей на указанных уровнях выступают полномочные органы объединений работодателей или иные уполномоченные работодателями органы. Государственные органы являются третьей стороной, участвующей в коллективных переговорах и заключении соглашений. Представители работников и работодателей соответствующего уровня могут договориться и о заключении двустороннего соглашения. Следовательно, участники соглашений на основе трехстороннего или двустороннего сотрудничества уполномочиваются государством на соответствующее нормотворчество в сфере применения труда. Представители работников — это органы профсоюзов и их объединений, уполномоченные на представитальство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченных им. Понятие «Органы общественной самодеятельности» даётся в ФЗ РФ «Об общественных объединениях».
ООС являются не имеющие членства общественные объединения, целью которого является совместеое решение различных соц. проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учёбы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижениями установленных целей и реализация программ ООС по месту его содержания и соглашения: — соблюдение норм законодательства; — полномочность представителей сторон ;- равноправие сторон ;- свобода выбора и обсуждения вопросов составляющих содержание колдоговоров и соглашений; — добровольность принятия обязательств ;- реальность обеспечения реальных обязательств; — систематичность контроля и неотвратимость ответственности
К локальным нормативным актам, например, относятся: правила внутреннего трудового распорядка данной организации, положение о премировании или положение о вознаграждении по итогам работы организации за год и т. п. Локальные акты — это, как правило, результат совместного нормотворчества, осуществляемого непосредственно в организации между работниками и работодателем (их представителями), например профсоюзным органом данной организации и ее руководителем (директором, администрацией).
Развитие договорных начал в регулировании социально-трудовых отношений, в свою очередь, ведет к закреплению возрастающего числа специальных норм в соглашениях всех видов: генеральном, региональном, отраслевом тарифном и др. Соответствующее место этих норм в указанных соглашениях может быть определено и отдельными законами
Об утверждении региональной программы «Модернизация первичного звена здравоохранения» (утратило силу на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.07.2021 N 681-П)
Распределение муниципальных образований по интегральному КОМК
Количество муниципальных образований
Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала
IV высокий КОМК — стабильная кадровая ситуация
1 (Шурышкарский район)
Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов.
Оценка штатных расписаний медицинских организаций и приведение в соответствие с потребностью в медицинских специалистах исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи.
Повышение престижа врача и СМП.
Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров.
Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи.
Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований окружного бюджета, в том числе обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление мест в дошкольных образовательных организациях.
Реализация программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер»
III средний КОМК — кадровая ситуация стабильная, на уровне показателей Ямало-Ненецкого автономного округа
7 (Приуральский район;
Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров.
Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом.
Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей СМП. Внедрение новых моделей деятельности.
Повышение престижа врача и СМП.
Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров.
Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи.
Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований окружного бюджета, в том числе обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.
Реализация программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер»
II низкий КОМК — кадровая ситуация отрицательная, наличие дефицита кадров.
Возможен риск недостижения целевых показателей
г. Новый Уренгой)
Восполнение кадрового дефицита медицинских работников.
Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 — 60%.
Привлечение молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации.
Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей СМП. Внедрение новых моделей деятельности.
Повышение престижа профессии врача и СМП.
Анализ штатных расписаний медицинских организаций исходя из нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи, а также с учетом маршрутизации пациентов.
Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований окружного бюджета, в том числе обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.
Реализация программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер»
2. Управление штатным расписанием — формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей. Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Ямало-Ненецкого автономного округа; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициент геолокации; принятие нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Ямало-Ненецкого автономного округа, разработка плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Ямало-Ненецкого автономного округа; проведение организационно-штатных мероприятий.
Здравоохранение Ямало-Ненецкого автономного округа на протяжении последних 5 лет характеризуется небольшим кадровым дефицитом.
Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:
— особенности половозрастного состава населения;
— уровень и структура заболеваемости населения;
— уровень и структура смертности населения;
— географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
Несмотря на сложившийся кадровый дефицит, объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сбалансированы, в целом соответствуют федеральным нормативам.
Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача.
Совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и СМП первичного звена здравоохранения (общая потребность 59 человек, из них основные специальности, врачи — травматологи-ортопеды — 5, врачи-терапевты — 11, врачи-терапевты участковые — 12). Сложившееся положение приводит к значительному превышению нагрузки на врачей по сравнению с нормативными.
Потребность в СМП составляет 21 специалист, в частности: медицинские сестры врачей-терапевтов участковых — 9 человек, медицинские сестры врачей-педиатров участковых — 2 человека, медицинские сестры врачей общей практики (семейной медицины) — 6 человек в поликлинике.
Помимо непосредственно дефицита кадров существуют кадровые диспропорции, а именно неравномерная концентрация медицинских работников в городах и дефицит их в сельской местности.