Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

§ 25 Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Данная презентация поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок обществознания в 10 классе (базовый уровень) на тему «Правовое регулирование занятости и трудоустройства»

Просмотр содержимого документа
«Правовое регулирование занятости и трудоустройства»

1. Трудовые правоотношения

2. Порядок приема на работу

3. Занятость населения

4. Социальная защита и социальное обеспечение

5. Профессиональное образование

1. Трудовые правоотношения

Трудовые правоотношения – отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права.

1. Трудовые правоотношения

Участники трудовых правоотношений (субъекты трудового права)

РАБОТОДАТЕЛЬ

Трудовые правоотношения

1. Трудовые правоотношения

РАБОТНИК — физическое лицо, которое обладает правом и возможностью работать по трудовому договору.

В России граждане имеют права работать с 16 лет . В случае получения основного общего образования можно работать с 15 лет .

С 14 лет можно работать в свободное от учебы время на легкой работе при наличии согласия родителей или лиц их заменяющих.

1. Трудовые правоотношения

Трудовой кодекс РФ предусматривает определенные условия и льготы для несовершеннолетних:

Утвержден перечень опасных и тяжелых работ на которых запрещен труд несовершеннолетних.

Запрещено отправлять несовершеннолетних в служебные командировки.

Запрещено привлекать несовершеннолетних к работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные дни.

Несовершеннолетний имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 31 дня в удобное для него время.

1. Трудовые правоотношения

Трудовое право оговаривает особенности труда женщин:

— Ограничено применение труда женщин на тяжелых работах и работах, связанных с вредными или опасными условиями

Особо оговариваются дополнительные льготы и гарантии для беременных женщин: с ними нельзя расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска и пособие на рождение ребенка.

1. Трудовые правоотношения

ПРАВА РАБОТНИКА

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА

Право на условия труда. Отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Добросовестное выполнение обязанностей

Соблюдение трудовой дисциплины

Бережное отношение к имуществу работодателя

Право на своевременную оплату труда

Выполнение норм труда

Право на отдых

Право на защиту своих трудовых прав

1. Трудовые правоотношения

РАБОТОДАТЕЛЬ — физическое или юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.

ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЯ

Требовать от работников выполнения ими трудовых обязанностей, поощрять работников и привлекать их к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с ТК РФ.

ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА и РАБОТОДАТЕЛЯ закреплены в ст.21 и ст.22

ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

Соблюдение законов и норм ТК.

2. Порядок приема на работу

Условия для заключения трудового договора

Достижение трудоспособного возраста

Работодателю необходимо предъявить:

  • Паспорт
  • Трудовую книжку
  • Документ о наличии образования и квалификации
  • Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
  • Документы воинского учета

2. Порядок приема на работу

Трудовой договор заключается в ДВУХ экземплярах для каждой из сторон.

Трудовой договор может быть пересмотрен только по обоюдному согласию сторон.

Срочный трудовой договор заключается на определенный срок (до 5 лет)

Бессрочный трудовой договор заключается на неопределенный срок

2. Порядок приема на работу

Расторжение трудового договора

По инициативе работника

По инициативе работодателя

Нарушение трудовой дисциплины

Письменное заявление-уведомление работодателя за 2 недели.

Несоответствие квалификации

Появление на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения

Нарушение требований охраны труда, повлекший тяжкие последствия

Ликвидация предприятия

2. Порядок приема на работу

Особенности трудового договора с несовершеннолетним

— Не допускается устанавливать испытательный срок;

— Сокращенная продолжительность рабочего дня;

— Отпуск 31 день в удобное время;

— Невозможность увольнения по инициативе работодателя (только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних) – кроме случаев ликвидации предприятия;

3. Занятость населения

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

4. Социальная защита и социальное обеспечение

Социальное обеспечение – форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей стариков, больных, детей, потерявших кормильца, безработных.

4. Социальная защита и социальное обеспечение

БЕЗРАБОТНЫМИ являются трудоспособные граждане РФ, которые в какой-то период времени не имеют работы и зарегистрированы в государственных органах службы занятости с целью поиска работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

4. Социальная защита и социальное обеспечение

Постановление Правительства России от 15.11.2018 № 1375 установлены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год.

Максимальный размер пособия составит 8000 руб., а минимальный — 1500 руб.

5. Профессиональное образование

Образование (правовое понимание) – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

5. Профессиональное образование

Образование в РФ регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом «Об образовании».

5. Профессиональное образование

1. Должно иметь лицензию 2. Статус

3. Платное или бюджетное

4. Диплом должен соответствовать государственному образцу (УЗ имеющие «Свидетельство о государственной аккредитации»)

государственное

негосударственное

Заключение договора

Полные блоки презентаций по всему годовому курсу по Обществознанию и Истории Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/ На сайте также размещены тестовые задания (с ответами) банка ФИПИ к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, большой набор карт по истории, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

Домашнее задание

1. Изучить параграф 25

2. Знать основные понятия и термины темы

3. Вопросы для самопроверки стр.276 устно

4. Задания стр.276 №1, №2 и №3 подготовиться для работы на уроке

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА — ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

— осознание значимости выбора будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

— умение самостоятельно искать методы решения практических задач, касающихся трудовых правоотношений;

— умение обобщать, дифференцировать информацию, полученную из нормативных документов (Конституции РФ, Трудового кодекса РФ и других документов);

— умение применять правила общения в деловом профессиональном взаимодействии;

— владение понятиями «трудовое право», «трудовые правоотношения», «занятость», «трудоустройство», «безработица», «социальное обеспечение»;

— владение умениями применять полученные знания о правах и обязанностях работника и работодателя в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

1) представить сущностные характеристики трудовых правоотношений, порядок приёма на работу, особенности трудовой деятельности несовершеннолетних;

2) систематизировать знания учащихся о социальной защите граждан РФ;

3) конкретизировать знания старшеклассников о системе профессионального образования в Российской Федерации.

II. Место темы в системе учебных занятий

Уроки по данной теме позволяют изучить вопросы, которые связаны с правовым регулированием общественных отношений, возникающих по поводу применения труда. Особое место занимают трудовые правоотношения и связанный с ними порядок приёма на работу. Занятие направлено на расширение и обогащение уже имеющихся знаний. Так, темы «Право на труд. Трудовые правоотношения», «Социальные права» (9 класс) заложили основы формирования следующих ведущих понятий: трудовое право, трудовые правоотношения, трудовой договор, социальное государство.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Нормативные правовые акты: Конституция РФ; Трудовой кодекс РФ; Закон «О занятости населения в Российской Федерации».

Основы права: учеб, пособие / под общ. ред. М. Б. Смоленского. — М., 2012.

Право. 11 класс / под ред. Л. Н. Боголюбова. — М., 2008.

Никитин А. Ф. Право. 10—11 классы: профильный уровень. — М., 2008.

Дьяченко Н. В. Урок-игра «Юридический консультант» по теме «Труд и трудовое право» // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2005. — № 10.

Калуцкая Е. К. Организация познавательной деятельности учащихся при изучении семейного и трудового права в 11 классе // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2007. — № 4.

Половникова А. В. Правовое регулирование занятости и трудоустройства // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2007. — № 5.

Статьи Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, фрагмент Федерального государственного стандарта, статистический документ, макет резюме.

IV. Организация учебной деятельности

Вариант организации работы

Первые два вопроса темы изучаются на первом и втором уроках (в форме лабораторных занятий, комбинированного урока); последующие два, касающиеся права социального обеспечения и образовательного права, рассматриваются на третьем занятии (в форме комбинированного урока).

Целесообразно начать урок краткой беседой учителя с классом по следующим позициям: 1) Что такое правоотношения? 2) Назовите структурные элементы правоотношений. 3) Кратко охарактеризуйте их. Важно, чтобы в ответах прозвучало следующее: а) общественные отношения, урегулированные нормами права, принято называть правоотношениями; б) субъекты, объекты, содержание правоотношений составляют их структуру; в) в качестве субъектов выступают физические и юридические лица. Объектом является то, по поводу чего возникает правоотношение, — материальные блага, нематериальные блага, культурные ценности, действия, которые связаны с производством, распределением, обменом, потреблением различных продуктов и товаров, поведением людей. Содержанием выступают права и обязанности участников правоотношений.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Трудовые правоотношения.

2. Порядок приёма на работу.

3. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение.

4. Профессиональное образование.

1. Первый пункт темы является доминантой урока. В нём освещаются вопросы, связанные с участниками и содержанием трудовых отношений. Учитывая, что учащиеся знают признаки правоотношений, учителю достаточно обратить внимание на определение понятия «трудовые правоотношения», под которым понимаются «возникающие на основе трудового договора и регулируемые нормами трудового права трудовые отношения, согласно которым один субъект — работник — обязуется выполнять трудовые функции с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а другой субъект — работодатель — обязан предоставлять работу, обеспечивать здоровые и безопасные условия труда и оплачивать труд работника в соответствии с его квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством труда» (Основы права: учеб, пособие / под ред. М. Б. Смоленского. — М., 2012).

Читать еще:  Порядок увольнения работников при банкротстве предприятия

Учитель характеризует суть отношений между работником и работодателем, т. е. трудовые отношения: участников, их права и обязанности, возраст, правовой статус. В целях лучшего усвоения нового материала целесообразно предложить старшеклассникам работу с нормативными документами — Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ.

Вопросы и задания к ст. 37 Конституции РФ: 1) Какое право защищается в ст. 37 Конституции РФ? 2) Как вы понимаете слова «труд свободен»? Тождественно ли это праву на труд? 3) Объясните, в чём состоит значение этого права для человека и общества. 4) Почему оно никогда не утратит своей актуальности? 5) В каких случаях необходимо применить эту юридическую норму? 6) Как вы понимаете п. 1 статьи?

Вопросы и задания к ст. 15 ТК РФ: 1) Что согласно нормам Трудового кодекса РФ принято называть трудовыми отношениями? 2) Как называется соглашение между работником и работодателем? Объясните, почему оно требует нормативного выражения. 3) В чём состоит взаимообусловленность этого соглашения? Назовите конкретные правовые нормы, это подтверждающие. 4) Какое право человека реализуется в ст. 15 ТК РФ? 5) Основываясь на документе, поясните мысль, что трудовые отношения представляют собой юридические отношения по использованию труда граждан в качестве работников, которым противостоит работодатель. 6) Что связывает ст. 37 Конституции РФ и ст. 15 ТК РФ? 7) Какие положения Конституции развёрнуты и конкретизированы в Трудовом кодексе? 8) Вспомните иерархию источников права. Имеет ли она место в этом случае? Если да, то в чём заключается? Дайте характеристику как источникам права Конституции РФ и Трудовому кодексу РФ.

Вопросы и задания к ст. 20 ТК РФ: 1) На основе норм ст. 20 поясните, кто может быть работником и работодателем в Российской Федерации. 2) Как вы понимаете слова «лицо, вступившее в трудовые отношения»? Конкретизируйте примером. 3) В каком возрасте разрешено вступать в трудовые отношения в качестве работников? 4) В чём вы видите социальную значимость норм ст. 20? 5) Объясните смысл слов «в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделённый правом заключать трудовые договоры». 6) Приведите пример, когда эти нормы станут практически востребованы в вашей жизни.

В параграфе даётся подробный перечень прав и обязанностей участников трудовых правоотношений. Учитель предлагает классу самостоятельно ознакомиться с ним.

Важно рассмотреть положение несовершеннолетних работников. Глава «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет (ст. 265—272)» Трудового кодекса регламентирует трудовую деятельность несовершеннолетних. В ней закреплён целый комплекс норм. Некоторые из них: 1) Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. 2) Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. 3) Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет. ТК к ним относит: работы с вредными и (или) опасными условиями труда, подземные работы, а также работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка спиртных напитков, табачных изделий, наркотических и иных токсических препаратов, материалов эротического содержания и торговля ими). 4) Запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъёмочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. 5) Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем), помимо соблюдения общего порядка, допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В завершение этой части работы целесообразно обратиться к документу и заданию к нему (с. 275).

2. Изучение второго пункта плана рекомендуется провести в два этапа. Первый будет заключаться в объяснении учителем теоретического материала: порядка приёма на работу, назначения и содержания трудового договора. Процедура трудоустройства подробно изложена в тексте параграфа. Второй этап — выполнение практического задания «Как составить резюме». Учитель напоминает, что резюме — это краткая самохарактеристика специалиста, в которой делается акцент на его профессиональных и личных качествах. Компоненты резюме: 1) Личные данные. 2) Образование. 3) Опыт работы. 4) Дополнительная информация. Формат резюме — одна страница. Заранее подготовлены и распечатаны заготовки для выполнения задания.

Изучая вопрос, касающийся расторжения трудового договора, важно обратить внимание школьников на основания, тому предшествующие. Будет полезно, если учитель пояснит, что прекращение трудовых отношений обусловлено рядом оснований. Трудовое право к ним относит следующие обстоятельства: 1) по соглашению сторон и истечении срока трудового договора (договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон; администрация должна уведомить работника в письменной форме за три дня об истечении срока действия срочного трудового договора); 2) по инициативе работника (по собственному желанию); 3) по инициативе работодателя; 4) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

3. Третий пункт плана посвящён проблеме занятости населения и его социальной защите. Здесь возможны объяснение учителя, самостоятельная работа класса с текстом учебника, беседа по пунктам: 1) что понимается под социальным обеспечением; 2) виды социального обеспечения; 3) пенсионный возраст в РФ; 4) механизм формирования пенсии; 5) виды пенсий; б) виды социальных пособий.

Другой вариант — работа класса с фрагментом нормативного документа — Федерального государственного стандарта государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда и статистическим материалом — таблицей «Где больше всего нужны работники».

Федеральный государственный стандарт государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда

Состав, последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги

13. Государственная услуга включает следующие административные процедуры (действия):

1) анализ сведений о безработном гражданине, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

2) информирование безработного гражданина о порядке предоставления государственной услуги, формах и графике её предоставления, направлениях социальной адаптации.

4) проведение тестирования (анкетирования) по методикам с учётом выбора безработным гражданином формы его проведения;

5) обработка материалов тестирования (анкетирования) безработного гражданина, анализ результатов тестирования (анкетирования) и формирование тематики и планов проведения занятий по социальной адаптации.

8) обучение безработного гражданина методам и способам поиска работы, технологии поиска работы, обсуждение оптимальных действий при поиске подходящей работы и трудоустройстве;

9) обучение безработного гражданина технологии составления индивидуального плана самостоятельного поиска работы с указанием мероприятий по поиску работы, их целей и результатов;

10) обсуждение индивидуальных планов самостоятельного поиска работы, выработка рекомендаций по их совершенствованию, а также по самостоятельному поиску подходящей работы;

11) обучение безработного гражданина технологии составления резюме, составление резюме, обсуждение резюме и направление его работодателю (с согласия безработного гражданина);

12) обучение безработного гражданина методике проведения переговоров с работодателем по вопросам трудоустройства посредством телефонной или видеосвязи с использованием сети Интернет, а также при личном обращении;

13) проведение тренинга (видеотренинга с согласия безработного гражданина) по собеседованию с работодателем и обсуждение его результатов;

14) организация проведения собеседования с работодателем посредством телефонной связи или видеосвязи с использованием сети Интернет, а также при личном обращении в случае участия в занятии по социальной адаптации работодателя и обсуждение результатов собеседования;

15) подготовка рекомендаций по совершенствованию навыков делового общения и проведения собеседований с работодателем;

16) обсуждение вопросов формирования делового имиджа, обучение методам самопрезентации;

17) подготовка рекомендаций по совершенствованию безработным гражданином навыков самопрезентации;

18) обсуждение вопросов, связанных с подготовкой к выходу на новую работу, адаптацией в коллективе, закреплением на новом рабочем месте и планированием карьеры, выполнением профессиональных обязанностей (http://www.rg.ru/2013/05/22/adaptacia-dok.html).

Вопросы и задания: 1. Проанализируйте состав административных процедур. Классифицируйте их по следующим основаниям: а) умения, приобретённые безработным гражданином; б) навыки, культура общения и взаимодействия, приобретённые безработным; в) средства обучения. На основании классификации сделайте вывод о возможностях и содержательности данной государственной услуги; приобретениях, получаемых соискателем. 2. Объясните, чем вызвано появление этого Федерального государственного стандарта. На решение какой социально-экономической проблемы он нацелен? 3. Опираясь на текст документа и знания обществоведческого курса, скажите, какая функция государства иллюстрируется этим примером. В чём состоит основное назначение этой функции?

Где больше всего нужны работники, млн рабочих мест (по данным Минтруда РФ)

§ 25 Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Подробное решение параграф § 25 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Читать еще:  Бланк листка нетрудоспособности каким приказом утвержден образец

Какие документы потребуются при приёме на работу?

Трудовое законодательство определяет, какие документы нужны при устройстве на работу в общем случае. К ним относятся:

Документ, подтверждающий личность работника. Как правило, таким документом является внутренний паспорт гражданина России. Допускается также трудоустройство граждан РФ по загранпаспортам (это возможно, если работник постоянно проживает за пределами страны).

Страховое свидетельство (СНИЛС).

Документы, подтверждающие квалификацию, если таковая требуется, либо разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

Трудовая книжка не нужна лишь в двух случаях: если работник впервые заключает трудовой контракт; если он трудоустраивается по совместительству.

Можно ли попросить друга подменить тебя на работе?

Нет, если только он не сотрудник организации, в которой ты работаешь.

Обязательно ли обращаться к врачу, если ты заболел и не пошёл на работу?

Да, так как необходимо получить больничный лист.

Где можно получить качественное образование?

В университете, институте, колледже.

Вопросы и задания к документу

1. Каковы условия заключения договора с учащимися, достигшими возраста 14 лет?

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключён с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

2. Чем, на ваш взгляд, можно обосновать допустимое снижение возраста трудоспособности?

Это связано с тем, что ребенок желает начать раньше трудиться, недостатком денежных средств в семье, нетрудоспособностью других членов семьи.

1. Дайте определение трудовых правоотношений. Какие особенности для них характерны?

Трудовые правоотношения — это отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права. Регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством (Трудовым кодексом РФ, Законом «О занятости населения Российской Федерации», другими законами), указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, правовыми актами органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Особенностями этих взаимоотношений являются:

трудящийся принимает личное участие в работе — он сам выполняет данные ему задания;

долгие рабочие отношения связаны с выполнением работником отдельной трудовой функции, а не конкретного задания.

2. Приведите пример трудового правоотношения, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права.

Например, трудовыми являются правоотношения между токарем и директором завода, где трудится этот работник.

Основными правами токаря являются: право на условия труда, соответствующие всем техническим и гигиеническим нормам, право на зарплату, выплаченную в полном объёме в установленный трудовым договором срок, право на защиту своих прав, право на отдых.

Обязанностями токаря являются: выполнение норм труда, соблюдение трудовой дисциплины, выполнение установленных в договоре функций, аккуратное обращение с имуществом предприятия.

Права директора затрагивают самые разные аспекты в работе: он имеет право требовать от сотрудников исполнения их обязанностей, и должного обращения с имуществом, возможность применять к работникам положительные и отрицательные санкции в соответствии с нормами трудового права.

В обязанности директора входит обеспечение работнику оптимальных условий труда, своевременная выплата зарплаты, соблюдение трудового права.

3. Какие документы необходимы работнику при приёме на работу? Перечислите документы, которые оформляет работодатель при приёме на работу.

Согласно статье 65 Трудового кодекса РФ, вы обязаны предъявить работодателю паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы воинского учёта (для военнообязанных и подлежащих призыву на военную службу), документы об образовании и квалификации, в определённых законом случаях — справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в установленном порядке.

Касающаяся вопросов трудоустройства документация на предприятии включает документы, связанные с движениями кадрового состава в его пределах, и, в зависимости от функционального предназначения, охватывает: первичные учетные (к примеру, личная карточка), личные (трудовая книжка), распорядительные (приказ) и др.

Документы личного состава: трудовой договор; трудовая книжка; распоряжение о трудоустройстве; личная карточка; лицевой счет работника; личное дело работника.

4. Каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора?

Трудовой договор заключается в письменном виде, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается работником и работодателем. Один экземпляр трудового договора передаётся работнику, другой хранится у работодателя.

Помимо необходимых условий — место работы, её характер, оплата труда, в договор могут быть внесены дополнительные условия. Договор может быть заключён или на определённый срок (не более 5 лет), или на неопределённый срок. Если вас берут на работу с испытанием, то это обязательно должно быть записано в трудовом договоре. Срок испытания не должен быть более 3 месяцев, для руководителей организаций и их заместителей — не более 6 месяцев.

Условия трудового договора могут меняться в процессе работы. Вы показали себя очень исполнительным, добросовестным работником, и вас решили перевести на более сложную, ответственную должность? Этот факт должен изменить уже действующий трудовой договор.

Возможность расторжения трудового договора — это ещё одна форма проявления свободы выбора труда. Согласно нормам Трудового кодекса, работник имеет право расторгнуть трудовой договор (по собственному желанию), предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели. Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя. Оснований для этого достаточно — от нарушений работником своих обязанностей до ликвидации организации. Запись об освобождении от занимаемой должности с указанием причины расторжения трудового договора делается в трудовой книжке. В последний день работы работнику должна быть выдана трудовая книжка и произведён полный расчёт по заработной плате.

5. Что различает понятия «занятый», «незанятый», «безработный»?

Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением как собственных желаний, так и потребностей общества, идущая в соответствии с законодательством РФ и приносящая им доход. Соответственно занятыми считаются все, кто официально работает.

Незанятый человек – это человек, который не желает работать или в силу определённых обстоятельств (болезнь, старость и т.д.) не может работать.

Безработные – это трудоспособные люди, которые в определённый промежуток времени не имеют работы, при этом они состоят на учёте в государственных службах занятости с целью найти нужную работу, и готовые начать выполнять её.

6. Приведите примеры социальной защиты и социального обеспечения: а) пенсионеров, б) несовершеннолетних, в) женщин, г) безработных.

а) пенсия, ЕДВ, ДЕМО;

б) детское пособие;

в) пособие по беременности и родам, декретный отпуск;

г) пособие по безработице, центры занятости населения.

7. Назовите учреждения профессионального образования, которые вы знаете. Чем они различаются?

Техникумы – Это ссузы, реализующие основные средне-специальные программы обучения первого, то есть базового уровня. В техникумах, в большей степени, обучение направлено на внедрение практических навыков и знаний. В техникумах учатся, в среднем, три года. Образовательный процесс в этих ссузах проходит во по типу школьного, хотя программы обучения глубже школьных и сконцентрированы на освоение той или иной профессии, в то время, как в школах, ученики получают лишь общие навыки. Техникумы готовят специалистов узкого профиля и обучают своих студентов, как правило, рабочим специальностям. То есть, выпускники техникумов, это, чаще всего, квалифицированные рабочие.

Колледжи – Это ссузы, реализующие средне-специальные программы обучения не только базового, но и углубленного уровня. Образовательные программы в колледжах в большей степени сконцентрированы на теоретических знаниях, нежели практических. Как правило, обучение в колледже длится четыре года. Колледжи обычно прикреплены к вузам в качестве структурных подразделений и обучение в них, в первую очередь, ориентировано на подготовку к успешному поступлению по специальности на второй курс этого вуза. Способ реализации образовательных программ в колледжах построен по типу обучения в вузах – сессии, семинары, лекции, практикумы, семестры и так далее.

Университет — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания.

Академия – высшее учебное заведение. Академия реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области деятельности. В этом его отличие от университета, который реализует программы по широкому кругу специальностей и институтов, где обучение осуществляется в рамках одной специальности.

8. С какими документами следует познакомиться в приёмной комиссии выбранного вами образовательного учреждения?

Во-первых, учреждение должно иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности, которая выдаётся органами управления образованием. Получение лицензии предполагает, что в данном учебном заведении созданы нормальные условия для обучения, выполняются санитарные и другие нормы, есть педагогический коллектив, преподаватели которого имеют необходимую квалификацию.

Во-вторых, следует уточнить статус учебного заведения — государственное оно или негосударственное. Государственные учебные заведения финансируются (полностью или частично) из государственного бюджета и обязаны на конкурсной основе предоставлять бюджетные места.

В-третьих, стоит поинтересоваться, какой диплом вы получите по окончании учёбы. Государственный диплом (или диплом государственного образца) соответствует существующим федеральным государственным образовательным стандартам. Такой диплом имеют право выдавать только те учебные заведения, у которых есть свидетельство о государственной аккредитации, т. е. они успешно прошли аттестацию и дают действительно качественное образование.

Читать еще:  Электронные пропуска контроль рабочего времени сотрудников

1. Гражданка К. подала заявление, в котором просит освободить её от занимаемой должности. Что из перечисленного ниже может являться основанием для расторжения трудового договора: а) её собственное желание, б) отказ директора выплачивать ей премии, в) её желание пойти на пенсию, так как ей исполнилось 50 лет, и она устала работать, г) просьба начальника написать это заявление, так как гражданка К. беременна, д) переход на другую работу? Свой ответ поясните.

Основаниями для расторжения трудового договора гражданкой являются:

а) её собственное желание (ст. 80 Трудового Кодекса РФ).

д) переход на другую работу (это возможно при взаимном согласии сторон).

Основаниями не являются:

б) отказ директора выплачивать ей премии (т. к. премия — это необязательное поощрение).

в) её желание пойти на пенсию, т.к. ей исполнилось 50 лет и она устала работать (т. к. пенсионный возраст у женщин в РФ начинается с 55 лет).

г) просьба начальника написать это заявление, т.к. гражданка К. беременна (т. к. в случае беременности договор может расторгнуть только сама работница).

3. Польский поэт и философ XX в. Е. Лец писал: «Человек ещё и тем превосходит машину, что умеет себя сам продавать». Прокомментируйте высказывание с позиции трудового права.

Возможно имеется в виду продажа консолидированного ресурса — личное время + накопленный опыт и знание + личные физические и психические силы.

Тест по обществознанию Правовое регулирование занятости и трудоустройства 10 класс

Тест по обществознанию Правовое регулирование занятости и трудоустройства 10 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания , в части 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем).

1. По общему правилу, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста

1) 16 лет
2) 15 лет
3) 14 лет
4) 12 лет

2. Женщине запрещается отказывать в заключении трудового договора по мотиву

1) достижения пенсионного возраста
2) беременности
3) отсутствия высшего образования
4) несоответствия установленным должностным требова­ниям

3. Женщине запрещается отказывать в заключении трудового договора по мотиву

1) необходимости совмещения обучения с работой
2) нахождения в длительных командировках
3) наличия детей
4) отсутствия служебного жилья

4. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, пре­дупредив об этом работодателя в письменной форме не позд­нее чем за

1) один месяц
2) пятнадцать дней
3) десять дней
4) две недели

5. Работника, являющегося членом профсоюза, работодатель имеет право уволить по своей инициативе без учета мнения профсоюза в связи с

1) прогулом
2) сокращением численности работников
3) несоответствием работника занимаемой должности
4) неоднократным неисполнением работником без уважи­тельных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание

6. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать _____ часов(а) в неделю

1) 35
2) 40
3) 42
4) 43

7. Для работников в возрасте до шестнадцати лет сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается не более _____ часов в неделю

1) 38
2) 36
3) 24
4) 18

8. Для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается не более _____ часов в неделю

1) 38
2) 35
3) 24
4) 18

9. Для работников, являющихся инвалидами I или II группы, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается не более _____ часов в неделю

1) 38
2) 35
3) 24
4) 18

10. При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится

1) в день увольнения работника
2) в течение трех дней после увольнения
3) в течение пяти рабочих дней после увольнения
4) в течение одного месяца после увольнения

11. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отноше­ния в организации или у индивидуального предпринимате­ля и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей, называется

1) отраслевым соглашением
2) коллективным договором
3) генеральным соглашением
4) трудовым договором

12. Верны ли следующие суждения?

А. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.
Б. Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключа­ется трудовой договор на неопределенный срок.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения?

А. С согласия одного из родителей (попечителей) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста двенадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого тру­да, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
Б. Работодатель не обязан сообщать гражданину причину отказа в заключении трудового договора .

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

14. Верны ли следующие суждения?

А. Трудовая книжка установленного образца является ос­новным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Б. Обязательному предварительному медицинскому осмот­ру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

15. Верны ли следующие суждения?

А. Испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работода­телями.
Б. Испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, не достигших возраста двадцати лет.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1. Ниже приведен перечень работ. Все они за исключением одного, включены Правительством Российской Федерации в перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.
Газосварщик, работающий па верхолазных работах; геолог рудника; работник по разгрузке ядохимикатов; водитель грузового автомобиля; водолаз; пожарник.
Найдите и укажите должность, на которой законодатель допускает работу женщин.

2. Составьте развернутый план по теме «Рабочее время и время отдыха», который должен содержать не менее трех пунктов, из которых 2 или более детализированы в под­пунктах.

3. Вставьте пропущенное понятие: «Лица в возрасте до восем­надцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного _______________».

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«За совершение дисциплинарного проступка, то есть неис­полнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых __________(А), работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) __________(Б);
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное __________(В). Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий __________(Г). Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня __________(Д) проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходи­мого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня __________(Е) проступка. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисци­плинарное взыскание. Приказ работодателя о применении дис­циплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспек­цию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последо­вательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) замечание
2) объяснение
3) обнаружение
4) акт
5) совершение
6) обязанность
7) издание

Часть 3 (темы для эссе)

1. «Дорога к славе прокладывается трудом» (Публилий Сир).

2. «Добытое трудом с радостью и принимается и сохраняется, а что получено без труда, то быстро исчезает» (Василий Ве­ликий).

3. «Нет труда без отдыха; умей делать — умей и позабавиться» (Рудаки).

Ответы на тест по обществознанию Правовое регулирование занятости и трудоустройства 10 класс
Часть 1
1-1
2-2
3-3
4-4
5-1
6-2
7-3
8-2
9-2
10-1
11-2
12-3
13-4
14-3
15-1
Часть 2
1. геолог рудника
2.
1) Понятие рабочего времени и времени отдыха
2) Продолжительность рабочего времени:
— нормальная продолжительность;
— сокращенная продолжительность;
— неполное рабочее время;
— работа в ночное время;
— сверхурочная работа.
3) Режим рабочего времени
4) Виды времени отдыха:
— перерывы для отдыха и питания;
— выходные и нерабочие праздничные дни;
— отпуск.
3. медицинского осмотра
4. 612435

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector