Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Льготы по НДС особенности проверки деклараций

Документы в рамках камеральной проверки по НДС, которые вправе и не вправе требовать инспекторы

Особенности камеральной проверки деклараций по НДС закреплены в статье 88 НК РФ. Так, есть только четыре случая, когда контролеры вправе требовать документы: заявление на льготы, поздняя уточненка, декларация с возмещением НДС или противоречиями, которые могут привести к занижению НДС к уплате. Но налоговики часто превышают свои полномочия.

В декларации по НДС заявлен НДС к возмещению

Если в декларации по НДС зявлен налог к возмещению — это не повод требовать документы, подтверждающие сумму налога к уплате.

АС округа рассматривал дело, в котором компания подала уточенку за первый квартал 2013 года и заявила в ней НДС к возмещению. Налоговики потребовали в рамках камеральной проверки представить договоры, на основании которых совершены операции, книги продаж, выставленные , ведомость и др. Поскольку компания этого не сделала, на нее наложили штраф на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ — 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Однако суд указал на то, что оснований для истребования не было. Инспекция не выявила ошибки или несоответствия, приводящие к занижению налога к уплате. Спорные документы не связаны с подтверждением вычетов по НДС. А права требовать у налогоплательщика первичку и регистры для проверки суммы реализации у инспекторов нет (постановление Тринадцатого ААС от 24.03.15 № А56-38870/2014, оставлено в силе постановлением АС Северо-Западного округа от 15.07.15 № А56-38870/2014).

Также, по мнению судов, не связаны с вычетами:

— пояснительные письма, аналитические справки и договоры с контрагентами (постановление ФАС Московского округа от 12.04.13 № А40-150203/ 10-118-891);

— деловая переписка с контрагентом, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, трудовые договоры (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.07.12 № А05-10389/2011);

— первичные документы, на основании которых оприходован товар, а также документы, подтверждающие доставку товара от поставщиков до места его хранения или реализации (постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.03.11 № Ф03-574/2011).

При этом некоторые инспекторы под возмещением понимают заявление любых вычетов. Но Пленум ВАС РФ разъяснил, что возмещением НДС считается лишь превышение заявленных вычетов над суммой налога к уплате (п. 25 постановление от 30.07.13 № 57).

В декларации по НДС выявлены несоответствия, которые свидетельствуют о занижении НДС к уплате

По декларациям, поданным после 1 января 2015 года, основанием для истребования документов могут быть еще два случая (п. 8.1. ст. 88 НК РФ, письмо Минфина России от 30.04.15 № 03-07-11/25178). Во-первых, обнаружены противоречия между данными самой декларации. Во-вторых, сведения в декларации не соответствуют данным отчетности или журналов учета счетов-фактур, представленных другими налогоплательщиками. Но право запрашивать появляется у контролеров, только если такие противоречия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате либо о завышении суммы НДС к возмещению. Тогда они могут затребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к спорным операциям. По мнению ФНС России, к последним относятся копии книги продаж, книги покупок, а также журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (письмо от 10.08.15 № СД-4-15/13914@).

Таким образом, если компания подала первичную декларацию по НДС, в которой не заявляла налог к возмещению и не пользовалась льготами, то в требовании о представлении документов должна быть указана следующая информация:

— какие сведения в отчетности налогоплательщика не соответствуют чему-либо (только по этим операциям вправе запрашивать документы);

— чему именно не соответствуют данные: другим строкам декларации, отчетности или журналу учета счетов-фактур другого налогоплательщика (если иной информации, к примеру среднему уровню процента вычетов по региону, требование неправомерно);

— как это занизило сумму налога к уплате (если никак, то требование неправомерно).

Однако контролеры трактуют свои права более широко. Так, АС Центрального округа рассматривал дело, в котором налоговики в рамках камералки отказали компании в возмещении 15 млн руб. НДС по ряду операций, сославшись на неосмотрительный выбор контрагентов. Однако суд отметил, что никаких противоречий со сведениями, предоставленными другими налогоплательщиками, инспекция не выявила. Якобы сомнительные контрагенты по сделкам с проверяемой организацией заявили НДС к уплате в тех же периодах. Поэтому оснований для отказа в возмещении нет (постановление от 13.08.15 № Ф10-2349/2015).

В декларации по НДС заявлена именно льгота по НДС, а не иное послабление

Пленум ВАС РФ в пункте 14 постановления от 30.05.14 № 33 подчеркнул, что льготами по налогам признаются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими (п. 1 ст. 56 НК РФ). И привел пример, когда контролеры вправе требовать документы в рамках камеральной проверки: частичное освобождение от НДС, предоставленное образовательным и медицинским организациям (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ), а также религиозным организациям (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

По мнению Пленума ВАС РФ, налоговики не вправе запрашивать документы по операциям, не являющимся объектом обложения НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаемым от налога на основании статьи 149 НК РФ, когда такое освобождение касается не категории лиц, а вида операции. К примеру, по гарантийному ремонту или по операциям займа (постановление АС Уральского округа от 24.02.15 № Ф09-579/15).

Уточненная декларация по НДС подана позже двух лет с момента истечения срока представления отчетности

АС округа рассматривал дело, в котором компания четыре раза уточняла декларацию за первый квартал 2011 года. Последнюю корректировку она подала в апреле 2014 года. При этом если в первоначальной декларации был заявлен НДС к уплате в размере 388 тыс. руб., то в последней уточненке налог был к возмещению в размере 3,5 млн руб.

Суд признал обоснованным истребование в рамках камеральной проверки уточненки следующих документов: счетов-фактур, накладных по форме № ТОРГ-12, актов выполненных работ и оказанных услуг, книг покупок и книг продажи вместе с доплистами, журнала полученных счетов-фактур, актов сверок, кассовых книг, приходных и расходных кассовых ордеров, журналов кассиров-операционистов, актов инвентаризации долгов, оборотно-сальдовых ведомостей в разрезе контрагентов по счетам 19, 41, 68, 76, 60, 90, 91, 50, 51, 10 и карточек тех же счетов по субконто. Такой вывод содержится в постановлении Четвертого ААС от 19.01.15 № 04АП-6536/2014, оставленном в силе постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 25.05.15 № Ф02-1603/2015.

Вправе ли налоговики требовать оборотную ведомость в рамках камералки по НДС?

Оборотно-сальдовые ведомости показывают обороты и остатки по счетам бухгалтерского учета и не имеют никакого отношения к подтверждению налоговых вычетов по НДС. Однако налоговики на местах считают иначе. Подтверждение тому — постановление АС Волго-Вятского округа от 20.05.2021 по делу № А28-8268/2020.

Особенности камеральной проверки декларации по НДС

Пунктом 8 ст. 88 НК РФ установлено, что при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Особенность проведения такой проверки заключается в порядке истребования документов. Указанной нормой установлено, что налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Если же в ходе проверки выявлены противоречия (несоответствия) данных налоговой декларации имеющимся у налоговиков сведениям и такие противоречия (несоответствия) говорят о занижении суммы НДС, подлежащей уплате, либо о завышении суммы этого налога, заявленной к возмещению, налоговики также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям. Это установлено п. 8.1 ст. 88 НК РФ.

ФНС России, анализируя нормы п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ, в письме от 10.08.2015 № СД-4-15/13914@ разъяснила, что в указанных в них случаях налоговый орган в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС вправе истребовать копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также выставленные счета-фактуры. Между тем на практике круг таких документов, как правило, значительно шире.

Читать еще:  Какие льготы у пенсионеров ИП в 2021 году

Решения в защиту налогоплательщиков

В деле, рассмотренном АС Волго-Вятского округа (постановление от 20.05.2021 по делу № А28-8268/2020), общество представило декларацию по НДС с суммой налога к возмещению. Налоговики затребовали документы (пояснения). Компания представила все затребованные документы, кроме оборотно-сальдовых ведомостей по счетам: 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По мнению компании, требование этих документов является неправомерным. Ведь оборотно-сальдовые ведомости не относятся к счетам-фактурам, первичным документам, а также не подтверждают постановку товаров на учет, следовательно, не являются документами, подтверждающими правомерность применения налоговых вычетов, и не связаны с исчислением и уплатой налога.

В результате компания была привлечена к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление указанных документов. Инспекция полагала, что перечень истребуемых документов является открытым и устанавливается налоговым органом с учетом показателей, отраженных в налоговой декларации. Поэтому привлечение к ответственности за непредставление оборотно-сальдовых ведомостей соответствует нормам НК РФ.

Общество обратилось в суд и выиграло дело в трех инстанциях. При вынесении решения суды исходили из следующего.

Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 2.1, 3, 6—8 ст. 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Суды установили, что в ответ на требование инспекции о предоставлении документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов, компания своевременно представила счет-фактуру, товарную накладную и договор купли-продажи оборудования.

Истребованные же налоговым органом оборотно-сальдовые ведомости не являются документами, подтверждающими правомерность налоговых вычетов. Поэтому у инспекции не имелось оснований для привлечения компании к налоговой ответственности за их непредставление.

Аналогичный вывод следует из постановления АС Западно-Сибирского округа от 27.07.2018 по делу № А67-6742/2017. В нем суд отметил, что оборотно-сальдовые ведомости фактически являются регистрами бухгалтерского учета, составление которых предусмотрено и регулируется законодательством о бухгалтерском учете и которые не являются обязательными для целей налогообложения по НДС. И поскольку необходимость их представления для подтверждения права на налоговые вычеты налоговая инспекция не доказала, суд признал штраф неправомерным.

Решения в поддержку налоговиков

Некоторые суды встают на сторону налоговых инспекций. Так, в деле, рассмотренном АС Уральского округа в постановлении от 24.07.2019 № Ф09-3664/19, суды трех инстанций признали правомерным штраф за непредоставление компанией оборотно-сальдовой ведомости и анализа по всем счетам. Аргумент тот же, что и у налоговиков, — перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренный ст. 172 НК РФ, не является закрытым, и налоговый орган при проведении проверки декларации вправе истребовать у налогоплательщика любые необходимые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

Налоговый аудит

В последние годы количество выездных налоговых проверок сократилось. При этом их результативность возросла до 98 %. Это говорит о том, что налоговые органы применяют риск-ориентированный подход: проверки назначаются только при наличии достаточных оснований полагать, что налогоплательщик нарушает законодательство.

По результатам выездных проверок минимальное доначисление в бюджет составляет 16,5 миллионов рублей в Москве, 5 миллионов рублей в регионах.

ФНС России использует современные электронные способы контроля правильности исчисления и уплаты налогов. Это позволяет уже на стадии камеральной проверки деклараций выявить потенциальные нарушения и составить общее представление о налогоплательщике. Интеллектуальная программа ФНС России автоматически анализирует цепочки взаимодействия контрагентов, выявляя неблагонадежных субъектов, определяет несоответствия между сведениями, указанными в декларациях, и налоговой базой по налогу на прибыль и НДС. Система также оценивает прибыль, выручку, рентабельность и другие финансовые показатели компаний.

Если отчетность организации не вызывает никаких подозрений со стороны инспекции, то нет оснований для назначения выездной налоговой проверки. Репутация добросовестного налогоплательщика также ведет к сокращению запросов в рамках проведения камеральных проверок. Прозрачная отчетность и точные данные налоговых деклараций — залог спокойствия руководителя и учредителей предприятия.

Получить реальное представление о рисках, состоянии учета и отчетности можно только с помощью профессионального налогового аудита, который проводит аудиторская компания «Кроу Аудэкс». Данная услуга выявляет проблемные места в документах и учете, указывая пути их устранения.

Что такое налоговый аудит?

Аудит налогового учета — внутренняя независимая проверка правильности исчисления и уплаты налогов, контроль оформления деклараций и отчетов. Главная цель этой процедуры — минимизация потенциальных финансовых потерь путем устранения налоговых рисков.

При доначислении налогов предприятию дополнительно грозит штраф в размере 20 % от суммы неуплаты и пеня за каждый день просрочки, а если будет доказано, что налоги не были уплачены умышленно, то штраф составит 40 %. Кроме того, руководитель, главный бухгалтер, учредитель или иное должностное лицо организации могут быть привлечены к уголовной и субсидиарной ответственности. Чтобы всего этого избежать, нужно действовать на опережение: не ждать, когда налоговая инспекция назначит проверку, а регулярно проверять правильность ведения учета и контролировать точность составления отчетности.

Налоговый аудит инициируется по решению руководителя или собственников юридического лица. Помимо устранения проблем в учете, он позволяет оценить квалификацию и качество работы бухгалтерии, а также найти возможные финансовые резервы. Иногда налоги переплачивают из-за ошибок в расчетах налоговой базы, неправильного применения дифференцированных ставок, неиспользования льгот и вычетов, предоставленных законом.

Виды налогового аудита

  • Комплексный — проверка всего учета за определенный период. Это самый сложный и затратный по времени и деньгам вид аудита налоговой отчетности. Он подходит организациям, находящимся в преддверии проверки. Его также используют для наведения порядка в бухгалтерии, структурирования учета и оптимизации затрат в будущих периодах.
  • Тематический — проверка документов и отчетности в пределах отдельной области или выбранного налога. Этот вид аудита подходит тем, кто знает, где находятся слабые места в учете; позволяет сэкономить время на поиске проблем и их устранении. Он дает возможность досконально проверить выбранную область.
  • Структурный — проверка правильности заполнения деклараций по отдельным видам налогов, которые уплачиваются по месту нахождения филиалов и иных структурных подразделений. Это оптимальный способ проверить отчетность крупных предприятий, имеющих разветвленную структуру. Он позволяет сравнить и сбалансировать налоговую нагрузку в разных регионах.

Экспресс-аудит налоговой отчетности — отдельный вид услуги, объединяющий в себе преимущества комплексного и тематического контроля. Он проводится в сжатые сроки путем анализа всей документации и статей учета выборочным способом. Это удобно, когда для проведения комплексного аудита не хватает времени или средств. Кроме того, может использоваться для оценки налоговых и иных финансовых рисков перед покупкой предприятия полностью или долей в уставном капитале общества.

Особенности аудита по отдельным налогам

При необходимости по желанию клиента аудит может быть проведен в отношении всех или конкретных налогов за любой период (месяц, квартал, год и более). Такой подход позволяет локализировать проблемную область для глубокого анализа и устранения всех нарушений.

Аудит НДС

Самый сложный с точки зрения учета и наиболее контролируемый налог. Именно он чаще всего приводит к доначислениям по результатам проверок. В ходе аудита НДС проверяется правильность определения налоговой базы, применения льготных ставок, своевременность оплаты и обоснованность освобождения от него.

Читать еще:  Как Насчитывают Пенсии В 2021 Году Мчс

Аудит налога на прибыль

Проверка правильности исчисления налога на прибыль необходима организациям, применяющим общую систему налогообложения. При определении налоговой базы важно учитывать все расходы, так как они уменьшают налогооблагаемую базу. Для этого должны быть правильно оформлены расходные документы.

Аудит налога на прибыль важен для организаций, привлекающих финансирование из-за рубежа и ведущих бизнес с иностранными партнерами. Аудиторы проверяют правомерность использования ставок и исполнение обязанностей налогового агента.

Аудит налога на имущество организаций

Если у юридического лица есть недвижимость, возникает обязанность уплаты налога на имущество организаций. Аудит позволяет выявить случаи занижения налоговых сумм из-за неправильного определения стоимости объектов; устранить переплаты в бюджет из-за исчисления налога по недвижимому имуществу, не являющемуся объектом обложения.

Аудит НДФЛ и страховых взносов

Законодательством установлено, что наниматель обязан выполнять функции налогового агента, удерживая из заработной платы и уплачивая за работников в бюджет НДФЛ и обязательные, и страховые взносы. Аудит позволяет проверить правильность их исчисления и своевременность уплаты, применение налоговых вычетов и льгот как в отношении граждан России, так и иностранных сотрудников.

Аудит иных налогов и сборов

Аудит налогового учета может быть проведен в отношении специальных режимов налогообложения, транспортного и налога на игорный бизнес, компенсационных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также местных налогов и сборов. В ходе проверки также могут быть установлены переплаты государственных пошлин.

Порядок проведения аудита налоговой отчетности

Перед началом проведения аудита специалисты «Кроу Аудэкс» знакомятся с особенностями структуры проверяемого субъекта и видами его деятельности. Определяется состав команды аудиторов, методы и объем проверки. Согласуется стоимость услуг. Далее стороны подписывают договор и соглашение о конфиденциальности. Это гарантирует неразглашение аудиторами коммерческой и иной информации клиента третьим лицам.

Налоговый аудит проводится в административном офисе организации-заказчика, где находятся все документы. На продолжительность проверки влияет объем и глубина исследования поставленных вопросов. Комплексный аудит годовой отчетности обычно длится от одной до двух недель.

В процессе работы аудиторы проверяют:

  • устав, договоры и первичные учетные документы;
  • налоговую политику;
  • правовую оценку организационной структуры предприятия;
  • порядок ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Сбор информации сопровождается анализом полученных данных, выявлением нарушений законодательства и налоговых рисков, а также разработкой практических рекомендаций по устранению найденных проблем.

Результаты исследований оформляются аудиторским заключением, состоящим из вводной, аналитической и итоговой частей, в которых отражаются:

  • сведения об аудиторской компании и аудиторах, проводящих проверку;
  • перечень объектов аудита и результаты исследования каждого из них;
  • оценка соответствия бухгалтерского и налогового учета требованиям законодательства;
  • возможные риски и их суммовое выражение;
  • выявленные финансовые резервы;
  • рекомендации по устранению ошибок, оптимизации налогообложения и минимизации рисков.

Результаты налогового аудита обсуждаются с заказчиком. Это позволяет урегулировать спорные моменты и прояснить возникающие вопросы с целью эффективного исправления найденных ошибок, исключения их повторения в будущем.

Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок проведения

С камеральной проверкой сталкивается каждая организация и каждый ИП, вне зависимости от выбранной системы налогообложения, размера бизнеса и наличия наемных работников. Ведь камеральная проверка — это то, что происходит со всеми сданными декларациями и расчетами. Чем грозит налогоплательщику «камералка»? Какие полномочия есть у инспекторов? В какие сроки осуществляется проверка и как оформляется ее результат? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.

  1. Что такое камеральная налоговая проверка
  2. Кто проводит камеральную проверку
  3. Цели и особенности проведения «камералки»
  4. Сроки камеральных проверок
  5. Порядок проведения «камералки»
  6. Углубленная камеральная проверка
  7. Камеральная проверка декларации по возмещению НДС
  8. Как оспорить результат камеральной проверки

Что такое камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка — это контрольное мероприятие, которое ИФНС проводит после получения любой декларации и любого расчета. В общем случае такая проверка не предполагает посещения налоговиками места нахождения налогоплательщика: все мероприятия проводятся в стенах инспекции.

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

Первым делом поступившая отчетность проверяется на соблюдение сроков сдачи. ИФНС фиксирует, что декларация или расчет представлены без опоздания. Если срок нарушен, плательщику грозит штраф по статье 119 НК РФ.

Затем контролеры проверяют соответствие отчетности правилам, которые прописаны в порядке заполнения той или иной декларации (расчета). После этого проверяется выполнение контрольных соотношений.

Кроме того, в рамках «камералки» данные из декларации или расчета сопоставляются с прочей информацией, которая есть в распоряжении налоговых органов. В частности, сведения из поступившей отчетности сверяются с данными из других деклараций и расчетов самого налогоплательщика, а также с отчетностью его контрагентов (п. 2.3 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705). Помимо этого, сведения, указанные в декларации или расчете, сопоставляются с данными из информационных источников, к которым у ИФНС есть доступ. Это, в частности, информация о лицензиях, банковских счетах, данные ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 2.5 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705).

Получить свежую выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП с подписью ФНС Отправить заявку

Кто проводит камеральную проверку

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

СПРАВКА. Решение руководителя или заместителя руководителя ИФНС о проведении камеральной проверки не требуется. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 88 НК РФ.

Цели и особенности проведения «камералки»

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

В рамках «камералки», помимо проверки контрольных соотношений и верности заполнения декларации, могут проводиться и другие мероприятия налогового контроля. Так, в случаях, прямо указанных в статье 88 НК РФ, у налогоплательщика можно истребовать дополнительные документы, подтверждающие данные, указанные в декларации. К примеру, такое допускается при выявлении несоответствий между информацией в декларации и сведениями, которые есть у инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Запросить бесплатно

Также в ходе камеральной проверки ИФНС может проводить так называемые встречные ревизии, то есть запрашивать документы и информацию у третьих лиц (ст. 93.1 НК РФ) . Ими могут быть как стороны тех договоров, которые заключал сам налогоплательщик, так и контрагенты второго, третьего и последующих звеньев (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.08.18 № Ф09-4001/18). Подробнее см.: « ИФНС запросила данные по контрагенту или сделке: когда это правомерно, и что будет, если не ответить на требование ».

Кроме этого, при проведении «камералки» ИФНС может вызывать в инспекцию для дачи пояснений руководство проверяемой организации или предпринимателя (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Также налоговики вправе проводить допросы любых других лиц, в том числе сотрудников налогоплательщика, и выемку документов (ст. 90 и ст. 93 НК РФ). В некоторых случаях допустимы осмотры помещений, территорий, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ).

С 1 июля 2021 года действует правило: если в декларации обнаружено одно из нескольких обстоятельств, перечисленных в пункте 4.1 статьи 80 НК РФ , декларация считается непредствленной. Среди таких обстоятельств — подпись неуполномоченного лица, дисквалификация лица, подписавшего декларацию и проч. При подобных обстоятельствах «камералка» прекращается (см. «По каким основаниям налоговики не примут отчетность, сданную после 1 июля»).

Сроки камеральных проверок

По общему правилу камеральная проверка длится три месяца со дня представления отчетности. Декларации по НДС «по умолчанию» должны проверяться в сокращенный двухмесячный срок (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Читать еще:  Получить компенсацию 50 от стоимости полиса ОСАГО

В большинстве случаев продлить срок «камералки» нельзя. Исключение касается деклараций по НДС. Налоговая инспекция может продлить срок ревизии такого отчета с сокращенных двух до стандартных трех месяцев, если будут обнаружены признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Бесплатно проверить и сдать электронную декларацию по НДС

Указанные выше сроки проверки начинают течь с того дня, когда инспекция получила декларацию или расчет (письмо Минфина от 22.12.17 № 03-02-07/1/85955 , п. 2.2 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705). Правила окончания периода камеральной проверки такие же, как и для любых других сроков ( ст. 6.1 НК РФ ). Это значит, что «камералка» должна закончиться в соответствующее число спустя три (два) месяца. Если этот день выпадает на выходной или праздничный, дата окончания переносится на ближайший рабочий день. А если в месяце, на который приходится день завершения проверки, нет соответствующего числа, то ревизия должна закончиться в последний день этого месяца.

ВНИМАНИЕ. ИФНС не может приостановить течение срока при осуществлении камеральной проверки.

Истечение срока «камералки» означает, что инспекторы должны прекратить все «внешние» проверочные мероприятия. То есть, они не смогут рассылать требования о представлении документов (как налогоплательщику, так и третьим лицам), проводить допросы, осмотры, выемки и т.п. А вот «внутренние» мероприятия могут продолжаться. Дело в том, что составление акта проверки за пределами ее срока не является существенным нарушением процедуры и не влечет безусловной отмены решения ИФНС ( п. 14 ст. 101 НК РФ , п. 3 письма Минфина от 23.03.18 № 03-02-07/1/18400).

ВНИМАНИЕ. Если до окончания «камералки» подать уточненную декларацию, то проверка первичной отчетности тут же прекратится. А срок проверки начнет течь заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Порядок проведения «камералки»

Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.

Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.

ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.

Проведите автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами Подключиться к сервису

Если по результатам автоматизированного контроля в отчетности обнаружены ошибки, расхождения или несоответствия, то это является поводом для углубленной проверки. Также расширенная проверка осуществляется в том случае, если в декларации заявлены льготы или сумма НДС к возмещению. Кроме того, обязательной углубленной ревизии подвергается отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 3, 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ).

Углубленная камеральная проверка

На этом этапе контрольные мероприятия проводит налоговый инспектор. Он должен убедиться, то налогоплательщик не допустил каких-либо нарушений при заполнении декларации и исчислении суммы налога.

Для этого инспектор рассылает требования о представлении документов и сведений как самому налогоплательщику, так и иным лицам (в т.ч. контрагентам второго и последующего звеньев). При необходимости возможны допросы свидетелей, проведение экспертиз, выемка документов или осмотр территорий, помещений, документов и предметов.

Также в рамках углубленной проверки инспектор может направить налогоплательщику сообщение о выявленных в отчетности ошибках. В нем может содержаться требование представить пояснения, либо подать уточненную налоговую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Получать требования и направлять запросы в ИФНС через интернет

Камеральная проверка декларации по возмещению НДС

Как уже отмечалось, в отношении деклараций по НДС, в том числе тех, в которых заявлена сумма налога к возмещению, установлен двухмесячный срок «камералки». Его можно продлить еще на один месяц, если будут выявлены признаки нарушений (п. 2 ст. 88 НК РФ) .

Также надо учитывать, что при возмещении НДС всегда проводится углубленная камеральная проверка. Это значит, что помимо автоматизированной сверки контрольных соотношений и проверки декларации по АСК НДС-2 инспекторы, скорее всего, затребуют у налогоплательщика счета-фактуры и первичные документы по примененным вычетам (п. 8 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, налоговики проведут «встречные» проверки контрагентов, чтобы убедиться в реальности операций и заявленных к возмещению сумм.

Проверить контрагента на достоверность сведений в ЕГРЮЛ и признаки фирмы‑однодневки

Если в результате «выплывут» противоречия или расхождения, то инспекторы могут дополнительно запросить книгу продаж, книгу покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ, письмо ФНС от 10.08.15 № СД-4-15/13914@ ). Также контролеры вправе осмотреть в присутствии понятых территорию и помещения налогоплательщика, чтобы убедиться в наличии ресурсов для совершения операций, заявленных в декларации (п. 2 ст. 91 , п. 1 и 3 ст. 92 НК РФ).

С июля 2021 года действует правило: если показатели декларации по НДС не соответствуют контрольным соотношениям, декларация считается непредставленной. Тогда камеральная ревизия прекращается. В случае, когда декларация была уточненной, возобновляется «камералка» исходного варианта (см. «По каким основаниям налоговики не примут отчетность, сданную после 1 июля»).

Как оспорить результат камеральной проверки

Оформление итогов проверки зависит от того, были ли выявлены нарушения. Если таковых не обнаружено, то по результатам камерального контроля никакой документ (акт, справка и т.п.) не составляется. Однако если в декларации были заявлены суммы к зачету, возврату или возмещению, то фактически результатом камеральной проверки станет соответствующее решение ИФНС о зачете, возврате или возмещении налога. Также зримым результатом «камералки» является отражение сумм, указанных в декларации, по лицевому счету налогоплательщика.

Если же в ходе проверки выявлены нарушения, то в течение 10 рабочих дней после ее завершения ИФНС должна составить акт. В следующие 5 рабочих дней этот документ необходимо вручить налогоплательщику лично, либо направить по ТКС или по почте (п. 1 и 5 ст. 100 НК РФ).

Акт камеральной проверки составляется по форме1160098 по КНД (прил. № 27 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@).

Если налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями контролеров, он может в течение месяца подготовить возражения на акт проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Эти возражения вместе с подтверждающими документами, если таковые имеются, надо передать в ИФНС для приобщения к материалам проверки.

По истечении месяца, отведенного на подготовку возражений, руководитель инспекции или его заместитель назначит дату и время рассмотрения материалов проверки. Представитель налогоплательщика обязательно извещается об этом мероприятии. По итогам рассмотрения будет принято решение по камеральной проверке.

Данное решение вступит в силу через месяц, если не будет обжаловано в апелляционном порядке в УФНС по субъекту РФ. В случае подачи такой жалобы, решение вступит в силу после ее рассмотрения (если, конечно, не будет отменено). Вступившее в силу решение по «камералке» можно обжаловать в ФНС или в судебном порядке (ст. 137 и ст. 138 НК РФ).

Заказать электронную подпись для дистанционной подачи документов в суд Получить через час

В заключение еще раз напомним, что камеральные проверки — часть текущей работы налоговых инспекций, в рамках которой проверяется правильность заполнения отчетности и формирования налоговых обязательств. При проведении «камералки» инспекторы обладают достаточно широкими полномочиями, а выявленные ошибки могут обернуться штрафами и доначислениями. Поэтому знание порядка проведения камеральной проверки, фиксации и обжалования ее результатов необходимо. Это поможет избежать необоснованных претензий со стороны ИФНС.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector