Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как пенсионная реформа повлияет на нынешних пенсионеров?

Социолог: Пенсионная реформа сузит свободу выбора молодежи

Как пенсионная реформа повлияет на взаимоотношения поколений и почему отказ от планирования жизни — самая рациональная стратегия в России? Отвечает эксперт РАНХиГС Дмитрий Рогозин.

Протесты против пенсионной реформы в России, г. Иваново, 1 июля 2018 г.

Пенсионная реформа, которую сейчас рассматривают в Госдуме и которая вызвала протесты по всей стране, в основном апеллирует к экономическим переменам. Главный аргумент: чтобы выплаты были выше и их хватало всем, нужно выходить на пенсию позже.

Однако недополученные деньги — лишь часть проблемы, утверждают социологи. Повышение пенсионного возраста вызовет системные перемены в поколенческих взаимоотношениях и увеличит нагрузку на всех членов семьи, включая молодежь. Директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин в интервью DW рассказал, кто пострадает от реформы больше всего.

DW: Сейчас немало говорят о финансовой стороне пенсионной реформы и ее последствиях. Насколько понятны при этом социальные и поколенческие сдвиги, которые могут произойти?

Дмитрий Рогозин, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС

Дмитрий Рогозин: Это понимание не вырабатывается, потому что в текущей пенсионной реформе вообще нет такой дискуссии. Посмотрите: все разговоры крутятся вокруг трансферов — кто сколько недополучит, у кого какой уровень дожития. Удивительно, что эксперты занимают, я бы сказал, парящую позицию: смотрят свысока, рассуждая о больших потоках, не включая ни себя, ни людей как реально действующих лиц. Не рациональных болванчиков, а именно людей, у которых есть эмоции, чувства, ошибочные решения. Этическая дилемма почти не затрагивается, хотя она центральная: кто должен заботиться о стариках — государство, дети или внуки?

Сильно ли изменились отношениямежду поколениями по сравнению с советскими годами?

— Не сильно. Хоть и говорят, что мы живем совсем в другом веке, но, с точки зрения отношений, эволюционно мы очень немобильны. Хотя до сих пор трудно развести влияния возрастные и поколенческие. Я бы сказал, что в России основные различия скорее пространственные и связаны с социальным неравенством. У нас очень сильно отличаются люди, живущие в Москве, городах-миллионниках, средних городах или деревнях.

— Может ли выход на пенсию в более позднем возрасте поменять расстановку сил в семьях?

— Люди уже давно живут параллельно с государством и его новациями. Реальный пенсионный возраст в России сам сдвинулся и без реформ: подавляющее большинство работает, как минимум, пять лет после пенсии, пусть и на менее оплачиваемых местах.

Общий протест ведь связан не с тем, что создается какая-то реальная угроза внутреннему укладу людей. Она в том, что государство неожиданно меняет правила игры. Ведь пенсия, несмотря на свои небольшие размеры, это стабильный доход. Многие пенсионеры вслух говорят, что благодарны Путину за то, что, по сравнению с девяностыми, пенсию наконец-то приносят вовремя. На эти деньги можно было надеяться, а в таком случае пенсия перестала быть индивидуальными деньгами. Она рассматривается как стабильный доход семьи. И не просто нуклеарной семьи, а той, что включает в себя даже каких-то двоюродных родственников, испытывающих проблемы и получающих нерегулярные доходы.

Вот и выходит, что основной удар от реформы приходится по тем, кто планировал выйти на пенсию через пару лет. Это ломка существующих представлений о том, что будет дальше, и как буду жить не только я, но и моя семья.

— По двадцатилетним это тоже ударит? Внуков на бабушку уже не оставить?

— Да, но меньше. Все-таки сейчас ни для кого не является вселенской проблемой, особенно в мегаполисах, если бабушка говорит: «Знаете, дети, я еще пожить хочу. Поработаю или попутешествую». В больших городах такая стратегия молодых пенсионеров, не стариков, довольно типичная.

Пенсионная реформа: социальные риски, цена, последствия

6 декабря 2012 г. в Москве в Институте социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) состоялось заседание Научного совета ВЦИОМ «Пенсионная реформа: социальные риски, цена, последствия».

Пенсионная реформа, затрагивая интересы значительной части общества, приобретает сегодня не только и даже не столько финансово-экономическое, но социально-политическое звучание. Поэтому Научный совет ВЦИОМ поставил в повестку дня обсуждение социальной цены тех решений и компромиссов, которые необходимы для реализации реформы, и которые будут иметь долгосрочные последствия для нашего общества, формировать длительные тренды в поведении крупных социальных групп и слоев. Участникам заседания были предложены следующие вопросы:

  • Интересам каких групп соответствует пенсионная реформа, а чьи интересы игнорирует, ущемляет? В какой степени учитывается запрос к государству и системе пенсионного обеспечения со сторонынового поколения пенсионеров? В чем специфика их ожиданий, чем эти ожидания отличаются от запроса нынешних пенсионеров?
  • Каковы особенности восприятия пенсионной реформы населением? Чем вызваны и насколько оправданны связанные с ней страхи и опасения? Как можно оценить уровень «пенсионной грамотности» россиян, и что нужно для его повышения? Как преодолевать трудности в коммуникации власти и населения при разработке и реализации реформы?
  • Как пенсионная реформа повлияет на жизненные стратегии и поведение населения (финансово-экономическое, трудовое, социальное), на горизонт планирования? Поможет или помешает формированию ответственного отношения граждан к собственному будущему?
  • Каковы возможные последствия и риски для социально-политической ситуации в рамках электорального цикла 2012-2018 и в долгосрочной перспективе? Как реформа может повлиять на отношение к власти и электоральные установки разных групп: нынешних пенсионеров, пенсионеров нового поколения, молодежи? Кто попадает в группы риска?

Модератором заседания выступил руководитель исследовательских проектов ВЦИОМ Михаил Мамонов. С докладами выступили Аркадий Соловьев (Департамент актуарных расчетов ПФР), Михаил Дмитриев(Фонд «Центр стратегических разработок»), Оксана Синявская (Независимый институт социальной политики). Михаил Мамонов представил вниманию коллег результаты социологического исследования ВЦИОМ, посвященного отношению россиян к пенсионной реформе.

В работе совета активное участие также приняли Татьяна Омельчук (РАНХиГС), Елена Петренко и Людмила Преснякова (ФОМ), Светлана Варламова (РХТУ им. Менделеева), Александр Пожалов(ИСЭПИ), представители государственных и научно-исследовательских структур, Евгений Якушев (Совет НПФ «Европейский пенсионный фонд»), Валентина Бочкарева (Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН), Людмила Ржаницына (Институт экономики РАН), Дмитрий Рогозин(Московская высшая школа экономических и социальных наук), Александр Разумов (НИИ труда и социального страхования).

Читать еще:  Как контролировать расход алиментов на ребенка?

Соль с перцем. Как пенсионная реформа меняет жизнь старшего поколения

Пенсионная реформа предусматривает постепенное (до 2028 года) увеличение возраста выхода на пенсию: с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет — для мужчин. С самого начала законопроект вызывал ожесточенные споры как среди населения, так и в Государственной думе. С позиции социальных гарантий граждан это неблагоприятная перемена. Но государство рассматривает реформу как необходимую и вынужденную меру для обеспечения баланса бюджета Пенсионного фонда.

За последние несколько десятилетий численность пенсионеров в России увеличилась в разы, а процент работающего населения, отчисляющего взносы в ПФР, наоборот, начал снижаться. По итогам 2017 года количество пенсионеров в России достигло более 43,5 млн. Для сравнения — в 2005 году соотношение работающих и пенсионеров было 1,7:1 — почти вдвое больше людей работало, чем получало пенсии. Сейчас соотношение составляет 1,12:1, и эта тенденция продолжает развиваться.

Депутаты надеются сэкономить для ПФР значительные средства, которые впоследствии пойдут на увеличение пенсий. Первую надбавку в 1000 рублей пенсионеры должны получить уже в 2019 году (при этом индексация пенсий будет почти в два раза превышать величину инфляции). Планируется, что и впоследствии пенсии будут индексироваться в размере «в два раза выше инфляции»: при таком раскладе к 2024 году средний размер пенсионного обеспечения россиянина достигнет 20 000 рублей. Но еще вступит в силу и налоговая реформа о повышении НДС, которая тяжким бременем ляжет на плечи потребителя, — на ее фоне пенсионная прибавка в 1000 рублей в будущем году вряд ли будет ощутима.

Перспектива позднего выхода на пенсию заставит будущих пенсионеров искать альтернативные источники пенсионного обеспечения. Вероятнее всего, многие люди предпенсионного возраста задумаются о том, как выгодно вложить средства, чтобы увеличить доходы и обеспечить свою старость.

Что будут покупать?

На фоне пенсионной реформы возрастет количество сделок с ликвидными объектами недвижимости, преимущественно с квартирами. Помимо жилой недвижимости усилится интерес к офисным блокам, торговым помещениям, расположенным на первых этажах. Выбранный объект должен обязательно быть ликвидным — способным обеспечить как ожидаемую доходность, так и возможность быстрой продажи. В жилом сегменте речь пойдет об однокомнатных и двухкомнатных квартирах, расположенных в шаговой доступности от метро. Для коммерческой недвижимости месторасположение тоже играет важную роль, но, как правило, коммерческие помещения больше по площади, что ограничивает инвестирование с небольшим бюджетом.

Кроме будущих пенсионеров в рынок недвижимости могут инвестировать и пенсионные фонды, аккумулирующие накопительную часть пенсий и добровольные взносы по различным пенсионным программам. С 2014 года действует мораторий на формирование накопительной пенсии: сейчас все средства идут только на формирование страховой части. Если запрет снимут, интерес к инвестициям в недвижимость со стороны пенсионных фондов начнет расти. На рынке и сегодня немало примеров, когда негосударственные пенсионные фонды инвестировали в качественные объекты недвижимости или девелоперские проекты: например, покупка бизнес-центра Marr Plaza «Газфондом» или вложение средств НПФ «Нефтегарант» в бизнес-центры «Конкорд» и «Мерседес-Бенц Плаза».

Влияние на рынок торговой недвижимости

Одним из последствий пенсионной реформы станет изменение покупательской способности и потребительских предпочтений. В теории реформа должна привести к увеличению численности работающего населения и, соответственно, росту благосостояния общества. Но ряд причин нивелируют предполагаемый рост платежеспособности граждан пенсионного возраста — даже несмотря на запланированную индексацию выплат.

По состоянию на начало 2018 года общая численность пенсионеров составила 46 млн человек. Численность работающих пенсионеров на начало 2018 года составила 9,7 млн человек (или 21% от общего числа). Но можно предположить, что фактически эта цифра гораздо выше, поскольку годом ранее, к 1 января 2017 года общая численность работающих пенсионеров официально сильно сократилась — более чем на 35%. Это было связано с отменой индексации выплат работающим пенсионерам в 2016 году. По нашим оценкам, лишь малая доля пенсионеров от этого числа фактически отказалась от дополнительного заработка — большая часть, вероятно, перешла по договоренности с работодателем на «серую» заработную плату, и общий процент работников пенсионного возраста остается в стране достаточно высоким. Поэтому в результате реформы та часть населения, которая собиралась продолжать работу после выхода на пенсию, лишается такой возможности, теряя доход в виде пенсионных выплат за эти 5 лет. Соответственно, говорить о повышении покупательской способности не приходится.

От пенсии до пенсии

Несмотря на обещанные дополнительные гарантии для работников пенсионного возраста, компании на рынке труда предпочитают нанимать более молодых специалистов. Руководство объясняет это более высокой мотивацией у молодежи, их мобильностью, умелым владением современными технологиями, крепким здоровьем и прочими факторами. Некоторые организации при подборе персонала отталкиваются от среднего возраста в коллективе. Из-за таких ограничений для большинства соискателей в возрасте за 45 (даже при наличии большего опыта) становится трудно найти высокооплачиваемую работу. В итоге, вероятнее всего, сотрудники предпенсионного возраста станут соглашаться на более низкую оплату труда.

С возрастом истощается ресурс здоровья. Увеличение продолжительности трудовой деятельности скажется на затратах на товары и услуги, необходимые для поддержания здоровья, что может свести к нулю эффект от получаемого дохода. Покупательская способность и потребительские предпочтения пожилых людей зависят от уровня их достатка. В 2018 году минимальная пенсия для неработающих пенсионеров в столице составляет 11 816 рублей. Эта сумма примерно соответствует прожиточному минимуму, однако вряд ли среднестатистический пенсионер в столице сможет позволить себе активный и разнообразный шопинг.

В результате кризиса пенсионерам еще больше пришлось урезать свои расходы: средства идут в основном на продукты, лекарства и товары первой необходимости. Одежду и обувь пожилые люди стараются покупать простую, недорогую и по возможности такую, какую смогут носить как можно дольше. В России многие ретейлеры предпочитают не обращать внимания на потребности людей «серебряного возраста» — для них выгоднее ориентироваться на более платежеспособное население. Но нельзя сказать, что эту аудиторию вообще не замечают. С 2000-х годов стали появляться магазины экономкласса, целевой аудиторией которых были потребители со средним и низким достатком: «Сток-центр» (первый магазин появился в 1998 году), Familia (открыт в 2000 году), Modis (открыт в 2007 году), «Смешные цены», магазины недорогого белья — «Парижанка», «Черемушки». Также активно развиваются магазины фиксированных цен (Fix Price, «Заодно» и т. д.), где пенсионеры могут приобрести товары для дома, одежду и аксессуары по невысокой цене.

Читать еще:  Депутат городской думы зарплата льготы пенсия

Последствия пенсионной реформы

Что касается пенсионной реформы, на предпочтения нынешних пенсионеров она точно не повлияет. Как изменятся предпочтения пенсионеров будущих (людей поколения Х, которые подойдут к пенсионному возрасту в 2025-2030 годах), станет ясно со временем, ведь многие из них уже сейчас начинают откладывать средства, чтобы обеспечить себя в старости. Налоговая реформа по увеличению НДС повлечет за собой рост инфляции и повышение цен, что нивелирует заявленную в 2019 году индексацию пенсий.

Поэтому рост покупательской способности населения, основанный на увеличении пенсионного возраста, в перспективе кажется довольно спорным. Сейчас в стране происходит общее старение общества, что влияет на изменение структуры потребления. Повышение пенсионного возраста может стать дополнительным импульсом для развития бизнеса, производящего товары и услуги по оздоровлению общества — например, производство здоровых продуктов, лекарственных средств и витаминов, создание рекреационных и санаторно-курортных учреждений, медицинских центров, аптечных сетей (в том числе социальных), фитнес-клубов (возможно, специализированных) и т. д.

На рынке недвижимости мы можем прогнозировать следующие изменения. Во-первых, все больше людей будет инвестировать в недвижимость (прежде всего в жилую), чтобы обеспечить себе надежный источник дохода на старость. Во-вторых, из-за изменения возрастных характеристик потребителя, вероятно, будет активно развиваться бизнес, производящий товары и услуги для здоровья. Как итог, появятся новые концепции торгово-сервисных площадей (ТЦ, торгово-сервисной инфраструктуры жилых комплексов), ориентированные на потребности возрастной группы населения, а многие существующие объекты ожидает реконцепция.

Пенсионная реформа России: быть или не быть?

Негативная реакция общественности на планы правительства повысить пенсионный возраст неудивительна – международный опыт подсказывает, что пенсионные реформы: а) аннонсируются в среднем за 5 лет до их непосредственного введения, б) проходят в условиях более высокого экономического роста и с) затрагивают меньшую долю населения. Хотя параметры пенсионной реформы в России выглядят достаточно жесткими, чистый эффект для бюджета может составить всего 0,1 трлн руб. к 2024 г., а рынок труда пополнится только на 1,6 млн чел. Нельзя исключать и риск того, что часть нагрузки от реформы будет перенесена на корпоративный сектор, что может стать ограничителем для роста экономики.

Сохраняющийся дефицит Пенсионного фонда РФ… Вскоре после переизбрания президента Владимира Путина он объявил новые майские указы, которые в том числе предусматривают амбициозный план, на выполнение которого необходимо около 8 трлн руб. в ближайшие шесть лет – примерно 1,3 трлн руб. в год.

Это вынудило правительство выступить с целым рядом инициатив, включая в том числе и пенсионную реформу. Тем не менее, проведение пенсионной реформы – неизбежный процесс, уже включенный в экономическую повестку, т.к. дефицит Пенсионного фонда РФ растет: он увеличился с 1,1% ВВП в 2006-2009 гг. до 2,0-3,5% ВВП в 2010-2013 гг. на фоне значительного роста расходов Пенсионного фонда в данный период (см Рис. 1). Дефицит Пенсионного фонда представляет риск для стабильности консолидированного бюджета, особенно учитывая сокращение баланса федерального бюджета, очищенного от трансфертов, в 2011-2016 гг. (см Рис. 2).

Рис. 1: Доходы и расходы Пенсионного фонда РФ, млрд руб.

Источники: Росстат, Минфин, Альфа-Банк

Рис. 2: Структура баланса консолидированного бюджета, % ВВП

Источники: Росстат, Минфин, Альфа-Банк

…и старение населения диктуют необходимость проведения пенсионной реформы. Кроме того, существуют и демографические вызовы – за последнее десятилетие доля населения старше 55 лет увеличилась с 22% до 29% населения, а отношение населения старше 65 к рабочей силе достигло рекордных 27% (см Рис. 3) против 19% в среднем по миру. Сейчас количество пенсионеров по старости насчитывает 36 млн человек, или 25% россиян, против 29 млн, или 20% в 2000 г. По сути, из-за большого количества пенсионеров, им сложно гарантировать высокий уровень жизни. Хотя годовые расходы Пенсионного фонда сейчас составляют примерно 8% ВВП, что соответствует среднему показателю по миру, коэффициент замещения (уровень пенсионных доходов к допенсионным) по России составляет всего 34% против 54% в среднем по миру (см Рис. 4). Дальнейшее демографическое давление будет приводить к снижению безработицы, которая уже сейчас составляет всего 4,7%, и стимулировать рост зарплат, что при нынешнем положении вещей будет и дальше оказывать давление на соотношение пенсионных и допенсионных доходов.

Рис. 3: Россияне старше 65 лет, млн чел. и % рабочей силы

Источники: Росстат, Альфа-Банк

Рис. 4: Коэффициент замещения, % и госрасходы на пенсии, % ВВП

Источники: Росстат, Мировой банк, Альфа-Банк

План повышения пенсионного возраста с 55/60 до 63/65 для женщин/мужчин соответственно выглядит амбициозным. Несмотря на то что необходимость пенсионной реформы не вызывает сомнений, удивление вызвало то, что правительство выступило с жестким предложением. Согласно плану, пенсионный возраст начиная с 2019 г. должен постепенно повышаться с нынешних 55/60 лет (женщины/мужчины) до 63/65 лет к 2034 г. В результате реформы число пенсионеров сократится с нынешних 36 млн человек и ожидаемых 43 млн к 2034 г., по базовому сценарию Росстата, всего до 31 млн к 2034 г. (см Рис. 5), что означает очень заметное изменение в макрокартине страны.

Пенсионный фонд может сэкономить 0,8 трлн руб. годовых расходов к 2024 г., но практически 80% сэкономленного пойдет на поддержание благосостояния пенсионеров: Сокращение числа пенсионеров, в соответствии с пенсионной реформой, явно повлияет на уровень расходов Пенсионного фонда — при прочих равных условиях они будут сокращаться примерно на 0,3 трлн руб. каждые два года. К 2024 г., то есть к окончанию нынешнего президентского срока, годовая экономия пенсионных расходов составит примерно 0,8 трлн руб.. Однако, как уже говорилось выше, правительство должно предотвратить ухудшение коэффициента замещения, и поэтому потенциальная экономия на расходах Пенсионного фонда будет направлена на увеличение пенсионных выплат. В данный момент члены правительства говорят о том, что в результате реформы среднемесячная пенсия в 13 тыс. руб. будет повышаться 8% в год; такой шаг должен позволить стабилизировать коэффициент замещения примерно на уровне 35%, однако в свою очередь это потребует трат примерно 0,7 трлн руб. в год к 2024 и заберет примерно 80% потенциальной экономии Пенсионного фонда от реформы (см Рисунок 6).

Читать еще:  Компенсация за неиспользованный отпуск в 2021 году

Рис. 5: Количество пенсионеров по старости в случае проведения реформы и без нее, млн человек

Источники: Росстат, Альфа-Банк

Рис. 6: Экономия по расходам Пенсионного фонда после пенсионной реформы при различных сценариях уровня пенсий, трлн руб.

Источники: Минфин, Альфа-Банк

…предложения на рынке труда может увеличиться примерно на 1,6 млн человек. Другим вопросом является то, до какой степени повышение пенсионного возраста может повлиять на смягчение ограничений на рынке труда. В данный момент средняя занятость той группы населения, которую затронет реформа, например, женщины в возрасте 55-63 лет и мужчины в возрасте 60-65 составляет примерно 40% (см Рис. 7). Потенциально, в случае повышения пенсионного возраста, уровень занятости женщин в возрасте 55-63 лет и мужчин 60-65 лет может вырасти и до 70%, увеличивая рынок труда на 4 млн человек; однако, во-первых, часть людей этой группы может воспользоваться льготами по состоянию здоровья (по оценкам, каждый четвертый россиянин старше 50 лет имеет хроническое заболевание, и этот индикатор продолжает расти). Во-вторых, спрос на сотрудников в возрасте после 50 лет, по опросам, весьма ограничен: 52% работодателей предпочитают брать на работу сотрудников в возрасте 30-45 лет, еще 41% – младше 30 лет и только 7% работодателей не имеют ничего против найма людей более старшего возраста (см Рис. 8). Таким образом, мы не уверены, что пенсионная реформа окажет значимое влияние на рынок труда и замедлит рост зарплат. Мы считаем, что занятость женщин в возрасте 55-63 лет и мужчин в возрасте 60-65 скорее всего вырастет всего до 50%, увеличивая предложение рабочей силы примерно на 1,6 млн человек при самом благоприятном сценарии.

Рис. 7: Занятость населения по возрастным группам, % занятых в каждой группе

Источники: Росстат, Альфа-Банк

Рис. 8: Предпочтения работодателей в отношении возраста кандидатов на работу, % респондентов

Источники: СМИ, Альфа-Банк

Повышение пенсионного возраста может стать нагрузкой для компаний. В своей нынешней

жесткой форме пенсионная реформа может оказаться нагрузкой для российских компаний. Прямой эффект реформы на компании не столь велик – по 1,6 млн дополнительных сотрудников компании будут выплачивать всего около 70 млрд руб. в год страховых взносов, что составляет примерно 1% прибыли компаний. Тем не менее, мы не исключаем, что компании будут вынуждать брать на работу людей старшего возраста – Дмитрий Медведев недавно поручил Министерству Труда и Министерству Финансов разработать ряд мер по обеспечению занятости населения предпенсионного возраста, что, на наш взгляд, бесспорно негативно для российского делового климата.

Мировой опыт указывает на то, что о пенсионной реформе объявляют задолго до ее начала. Опасения негативной реакции на реформу выглядят обоснованными, учитывая мировой опыт. Во-первых, Россия начинает реформу в достаточно трудный момент: темпы роста экономики России сильно отстают от мирового роста и ниже в сравнении со странами, которые уже проводят/проводили пенсионную реформу (см. Рис. 9). Во-вторых, межстрановой анализ указывает на то, что обычное время между объявлением реформы и началом ее проведения составляет в среднем пять лет (см Рис. 10), тогда как в России первое предложение по повышению пенсионного возраста появилось только в 2016 г. В третьих, параметры реформы по международным меркам жесткие – в среднем страны увеличивали пенсионный возраст на 2/5 лет для мужчин и женщин соответственно (см Рис. 11), что означает, что реформа затрагивала гораздо меньшую долю населения.

Рис. 9: Средний за пять лет ВВП и мировой ВВП до начала пенсионных реформ в странах, % г/г

Источники: Росстат, Мировой Банк, Альфа-Банк

Рис. 10: Продолжительность пенсионной реформы и время между ее объявлением и началом, годы

Источники: СМИ, ОЭСР, Альфа-Банк

Окончательного решения пока нет, мы считаем, что шансы на изменения реформы достаточно велики. Масштаб негативной реакции на пенсионную реформу значителен: электоральный рейтинг президента Путина снизился с 66% в конце 1К18 до нынешних 48%, или до самого низкого уровня с 2013 г.. Несмотря на то, что объявление о пенсионной реформе состоялось в первый день Чемпионата мира по футболу, что должно было облегчить ее принятие, в 30 городах России прошли митинги против реформы, а по последним опросам ФОМ, примерно 80% россиян выступают против повышения пенсионного возраста (см Рис. 12) и 43% готовы выйти на митинги. Сейчас складывается впечатление, что принятие пенсионной реформы будет отложено на осень, что увеличивает вероятность того, что в нее будут вноситься изменения. Мы ранее уже указывали, что, так как налоговая нагрузка на бизнес в России находится примерно на среднемировом уровне, а нагрузка на население – ниже, именно увеличение налоговой нагрузки на население принесет наименьший вред экономическому росту.

Однако такая негативная реакция населения на реформу увеличивает шансы того, что власти предпочтут пойти на компромисс, переложив часть нагрузки, тем самым, на корпоративный сектор, что вряд ли позитивно скажется на экономическом росте.

Рис. 11: Масштабы повышения пенсионного возраста по странам для мужчин и женщин, лет

Источники: СМИ, ОЭСР, Альфа-Банк

Рис. 12: Отношение россиян к пенсионной реформе, % респондентов

Источники: ФОМ, Альфа-Банк

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector