Государственное пенсионное страхование — гарантия обеспеченной старости
Изменения в пенсионном законодательстве за последние 20лет
За последние 20 лет российская пенсионная система претерпела существенные изменения, связанные с введением в действие принципов пенсионного страхования.
Принятый в 1990 году Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» ввел новый для нашего общества принцип финансирования выплаты пенсии — за счет специализированных внебюджетных средств, образующихся из страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и работающих граждан. В стране возникла совершенно иная система государственного пенсионного обеспечения.
Взамен финансирования выплаты пенсий из государственного бюджета по остаточному принципу стала складываться система западного типа, основанная на выплате пенсии за счет средств пенсионного страхования.
В рамках указанного Закона гражданин мог рассчитывать на пенсию в зависимости от размеров своего трудового стажа и среднего заработка. Однако размер пенсии ограничивался минимальным и максимальным размером. Повысить пенсию по Закону от 20.11.1990 до более реального уровня возможно было только указами Президента Российской Федерации, которыми вводились дополнительные компенсационные выплаты к пенсии. Пенсия по своей сути превратилась в социальное пособие, назначаемое в связи с достижением пенсионного возраста.
Новый принятый в 1997 году, должен был преодолеть это противоречие и восстановить утраченную связь между зарплатой и размером пенсии. Вместо трех минимальных пенсий законодатель установил в качестве ограничителя размер средней заработной платы в стране, установленной для исчисления пенсии, и его отношение к зарплате пенсионера.
Данное отношение было первоначально установлено в размере 0,7, а в дальнейшем поэтапно было повышено до 1,2.
В стране происходил процесс старения населения, менялось в худшую сторону соотношение работающих и пенсионеров, что подрывало возможности действовавшей в ту пору распределительной пенсионной модели, пенсионную систему ждал тотальный кризис и переход к пенсионным пособиям.
К тому же распределительная модель не создавала стимулов работающим к формированию пенсионных накоплений, ибо практически не учитывала размер заработка и стаж у подавляющего большинства населения. Не стимулировала она и работодателя к полной и честной уплате взносов за своих работников. Все это привело к тому, что остро вставал вопрос о проведении реформы пенсионной системы.
Речь могла идти только о замене старой модели на новую, которая была бы свободна от недостатков предшественницы и позволила бы решить главную задачу — создать социальные гарантии обеспеченной старости, позволять регулярно повышать пенсии нынешним пенсионерам и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед ныне работающими.
Поэтому было решено, полностью выполнив обязательства перед пенсионерами по старому законодательству ввести с 2002 года в действие новое пенсионное законодательство.
Началом пенсионной реформы принято считать 1 января 2002 года, когда вступил в действие блок новых пенсионных законов:
- Федеральный закон от 15.12.2001 года № «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 17.12.2001 № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 15.12.2001 года № «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Новое законодательство основано на страховых принципах, предусматривающих учет страховых взносов, уплаченных работодателями в пользу работника в бюджет Пенсионного фонда, которые составят основу для исчисления страховой части пенсии в виде накоплений пенсионного капитала.
С началом реформы — с 1 января 2002 года осуществлена конвертация пенсионных прав граждан. Она коснулась и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто, заработав тот или иной объем прав в рамках старой пенсионной модели, будет продолжать работу до достижения пенсионного возраста или после него. В результате конвертации пенсия ни одного из пенсионеров не уменьшилась. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввел новую структуру трудовой пенсии. Она стала состоять из базовой, страховой и накопительной части.
Предусмотрена индексация базовой и страховой частей пенсии, а также индексация обязательств перед работающими лицами, что дает возможность в момент, когда человек уходит на пенсию, получить не обесцененную сумму, а увеличенную пропорционально повышению размера выплачиваемых пенсий за соответствующий период.
В целях выполнения всех социальных обязательств перед нынешними и будущими пенсионерами с 1 января 2010 года вступили два федеральных закона направленных на дальнейшее совершенствование пенсионной системы — 212 —ФЗ и 213 —ФЗ.
В соответствии с ними проведена валоризация пенсионных прав граждан, произошла замена ЕСН страховыми взносами во внебюджетные фонды, минимальный размер пенсии, с учетом других социальных выплат стал на уровне прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ, базовая часть пенсии была объединена со страховой и установлены новые правила индексации пенсии. Проведенные преобразования не являются новой реформой пенсионной системы. Речь идет о ее совершенствовании и развитии в интересах граждан с целью повышения пенсионного обеспечения.
В целях дальнейшего формирования сбалансированной и прозрачной пенсионной системы необходима реализация комплексных мероприятий, принятых Президентом и Правительством Российской Федерации, которые позволят к 2032 году создать все необходимые условия для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка на уровне 40% при наличии стажа.
Начиная с 2015 года при назначении трудовой пенсии по старости фиксированный базовый размер страховой части пенсии будет повышаться на 6% за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин и уменьшаться на 3% за каждый год, недостающий до 9 лет. Это увеличит заинтересованность граждан к продолжению трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста и к более позднему установлению пенсии, что позволит значительно увеличить ее размер при назначении.
Подводя некоторые итоги реформирования пенсионной системы, можно отметить очень важный итог реформы — это то, что люди стали задумываться о том, какая пенсия ждет их в будущем и что нужно сделать уже сейчас, чтобы пенсия была достойной. Важно не ждать наступления пенсионного возраста, а активно готовиться к выходу на пенсию, грамотно выстраивать отношения с работодателями, Пенсионным фондом, негосударственными структурами не только при обращении за пенсией, но и на протяжении всей трудовой деятельности.
Государственное пенсионное страхование — гарантия обеспеченной старости
«Да, должна быть и, я убежден, будет – отвечает на этот вопрос председатель Центрального комитета Профсоюза металлургов и горняков Украины Владимир Казаченко. Действующее пенсионное законодательство сегодня уже формально предоставляет такую возможность нашим трудящимся – с 1 января 2004 года вступил в силу Закон Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении». Но, чтобы эта возможность реализовалась, необходимо еще очень многое сделать и профсоюзу, и работодателям, да и самим работникам отрасли. Ведь дополнительная пенсия будет негосударственной! А это значит, что сначала должен быть сформирован сам источник ее выплаты в виде определенной суммы пенсионных накоплений на индивидуальном счете в негосударственном пенсионном фонде. Дело это, понятно, не простое и не скорое, но чем раньше мы начнем его продвигать, тем быстрее металлурги и горняки, уходящие на заслуженный отдых, смогут рассчитывать на обеспеченную старость.
Первый шаг в правильном направлении наш Профсоюз уже сделал. В конце сентября т. г. на выездном заседании президиума ЦК Профсоюза в г. Мариуполе принято решение об учреждении и организации деятельности в нашей отрасли «Горно-металлургического профессионального пенсионного фонда». Впереди – большая работа».
Текущий, 2004 год является первым годом практической реализации пенсионной реформы в Украине. Кому и зачем она нужна? В чем ее суть и основные направления проведения? Об этом будет не лишним сказать прежде всего, так как по данным социологических опросов лишь 12-13% украинцев сегодня знают о факте ее осуществления.
Очень часто пенсионную реформу ошибочно связывают с повышением пенсий нынешним пенсионерам. На самом же деле, – это всего лишь одна из ее составляющих и притом далеко не главная. Пенсионная реформа в первую очередь рассчитана на людей трудоспособного возраста, а ее суть состоит в кардинальном преобразовании исчерпавшей себя государственной солидарно-распределительной пенсионной системы и формировании качественно иной пенсионной системы, построенной на накопительно-страховых принципах и сочетающей в себе государственную и негосударственную составляющие. Это значит, что реформа – не одноразовое мероприятие, а системная, рассчитанная на десятилетия, работа. Высшей и конечной ее целью определено повышение пенсий граждан, и в первую очередь – доведение в недалеком будущем соотношения среднемесячной пенсии и среднемесячной заработной платы до уровня европейских 70-80%.
Очень важно всем осознать, что в новой пенсионной системе, формируемой уже в соответствии с законами рыночной экономики, решительно изменяется роль государства. Время, когда оно брало на себя полную ответственность за решение всех социальных проблем своих граждан, безвозвратно ушло. Теперь государство частично перекладывает ответственность за будущую пенсию на каждого из нас, правда, предоставляя при этом больше возможностей для самостоятельного выбора и принятия решения относительно того, какую пенсию мы будем получать в будущем. Это, в свою очередь, приводит к повышению личной ответственности каждого человека за формирование собственных пенсионных накоплений.
Новая пенсионная система направлена на воспитание экономической самостоятельности и ответственности граждан за уровень личного материального благосостояния после выхода на пенсию. Именно поэтому каждый человек обязан уже сегодня задуматься над тем, как и что он будет получать после завершения своей трудовой деятельности.
Модель новой пенсионной системы Украины выстроена в Законах Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении» и состоит из трех уровней:
1-й уровень – реформированная государственная солидарно-распределительная система, в которой введен персонифицированный учет пенсионных взносов и данных о заработной плате и стаже работников. Солидарный принцип построения этой пенсионной системы означает, что нынешнее поколение работающих финансирует выплату пенсий тем, кто уже завершил трудовую деятельность, в свою очередь, сегодняшнее поколение работающих надеется на финансирование своих пенсий будущими поколениями.
2-й уровень – обязательная накопительная система государственного пенсионного страхования. Данная система пока еще не создана и будет введена в Украине после достижения определенных экономических критериев, по прогнозам экспертов – в 2007 году. В рамках этой системы часть обязательных пенсионных взносов будет аккумулироваться в общегосударственном Накопительном фонде, и учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан. Эти средства будут инвестироваться в экономику страны с целью получения инвестиционного дохода и защиты их от инфляции. Пенсионные накопления на индивидуальных пенсионных счетах граждан будут собственностью этих граждан с правом наследования в случае их смерти.
3-й уровень – система негосударственного пенсионного обеспечения, которая строится на принципе добровольности участия в ней граждан, работодателей и их объединений. Ее предназначение – формирование (за счет взносов работников и работодателей, а также полученного на эти средства инвестиционного дохода) пенсионных накоплений, из которых будет выплачиваться дополнительная к государственной корпоративная (производственная) пенсия.
Это означает, что работник, достигший пенсионного возраста, при определенных условиях сможет получать пенсию одновременно из трех названных источников. Образно говоря, его «пенсионный пирог» в новой пенсионной системе будет складываться из трех «коржей»: 1) пенсии из обязательной государственной солидарной системы, 2) пенсии из обязательной накопительной пенсионной системы и 3) пенсии из добровольной негосударственной пенсионной системы.
В настоящее время в Украине по данным Министерства труда и социальной политики 1-й уровень пенсионной системы обеспечивает выплату среднемесячной пенсии в размере лишь около 30% от среднемесячного заработка. Это не соответствует общепринятым международным нормам. По стандартам Международной организации труда и Европейского кодекса социального обеспечения это соотношение должно быть не ниже 40-50%. Достичь 50%-го показателя соотношения среднемесячных пенсии и зарплаты по прогнозам Минтруда удастся в недалеком будущем благодаря введению 2-го, накопительного уровня государственного пенсионного страхования. Но и его введение еще не является гарантией обеспеченной старости.
Достижение данной цели становится возможным посредством участия работника в 3-ем уровне пенсионной системы – добровольном негосударственном пенсионном обеспечении. Участие в этой системе позволяет в дополнение к государственной пенсии получать и негосударственную пенсию за счет отчислений работниками и работодателями (в пользу работников) средств в негосударственные пенсионные фонды. По прогнозам Минтруда это даст возможность нарастить соотношение средней пенсии и средней заработной платы еще на 30% и довести данный показатель с учетом всех пенсионных выплат до 80%.
Что же это такое – негосударственный пенсионный фонд (НПФ)? Это специализированное учреждение, которое имеет статус неприбыльной организации, функционирует и проводит деятельность исключительно с целью накопления пенсионных взносов в пользу участников фонда, управления ими и осуществления пенсионных выплат участникам в установленном Законом порядке. Такие фонды могут быть трех видов: профессиональные, корпоративные и открытые. В создании профессиональных негосударственных пенсионных фондов Закон разрешает принимать участие профсоюзам и их объединениям, что открывает возможность участия в управлении фондом и установления общественного контроля за направлениями инвестирования пенсионных активов и пенсионными выплатами участникам фонда. Именно по этой причине Президиум ЦК профсоюза принял решение о создании в горно-металлургическом комплексе профессионального пенсионного фонда.
Но, нужно прямо сказать, немало граждан еще побаиваются, что негосударственные пенсионные фонды могут превратиться в печально известные трасты. Оправданы ли подобные опасения?
На этот счет со всей определенностью можно утверждать следующее. Сегодня законодательно решена ключевая задача негосударственного пенсионного обеспечения – создание надежных и действенных механизмов защиты пенсионных взносов. Для этого украинские законодатели использовали наилучшие международные наработки в данной области. Защита пенсионных денег достигается за счет: разграничения полномочий и функций различных участников негосударственного пенсионного обеспечения; полной прозрачности в их деятельности (при помощи системы отчетности и обнародования информации, взаимной подконтрольности); запрета НПФ заниматься любыми другими видами деятельности; обязательной регистрации в государственных органах направлений инвестирования пенсионных средств; жесткого государственного контроля и надзора за этой сферой; ежедневного банковского надзора за всеми операциями с пенсионными средствами; и других механизмов; но самое главное: средства НПФ отделены от активов учредителей, работодателей-плательщиков взносов, других финансовых учреждений и не могут включаться в их ликвидационную массу.
То есть, по Закону негосударственный пенсионный фонд не может быть объявлен банкротом и ликвидирован по законодательству о банкротстве.
Более года назад в Украине начал работать специализированный государственный орган по лицензированию, надзору и контролю за деятельностью негосударственных пенсионных фондов – Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг. Ею на сегодня разработаны и утверждены 38 подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих и регулирующих различные стороны деятельности НПФ.
В июне 2004 года в налоговое законодательство внесены изменения, которые создали в Украине исключительно благоприятный режим налогообложения средств, которые направляются в систему добровольного негосударственного пенсионного обеспечения. Теперь добровольные пенсионные взносы работодателей для своих работников включаются в состав валовых затрат предприятия, т.е. не попадают под налог на прибыль. При этом сумма таких взносов должна быть не более 15% от начисленной заработной платы каждого работника за год, а также граничной суммы налоговой социальной льготы (в 2004 году – 540 грн. на месяц). От налогообложения полностью освобожден и инвестиционный доход от размещения пенсионных активов. Не облагаются подоходным налогом с физических лиц также суммы пенсионных взносов работодателей на негосударственное пенсионное обеспечение своих работников в пределах вышеназванных размеров, взносы самих работников на свои пенсионные счета в НПФ.
Все это свидетельствует, что сегодня в Украине уже сформирована надлежащая законодательная и нормативно-правовая база, существуют благоприятные экономические, налоговые и организационные условия для учреждения и деятельности негосударственных пенсионных фондов.
Необходимость создания отраслевого НПФ обусловлена еще одним крайне важным для горно-металлургической отрасли обстоятельством. Новое пенсионное законодательство ввело принципиально новый вид пенсионного обеспечения – обязательное негосударственное пенсионное страхование лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда или на работах, выполнение которых приводит к потере профессиональной трудоспособности. Число трудящихся, работающих сегодня в неблагоприятных условиях труда, в нашей отрасли превышает 242 тыс. человек. Закон предусматривает перенесение финансирования льготного пенсионного обеспечения по Спискам №1 и №2 и за выслугу лет из государственной системы в негосударственные пенсионные фонды. (См.: п. 2 Заключительных положений Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»). Согласно ему, работодатели будут осуществлять обязательные отчисления в профессиональные или корпоративные пенсионные фонды в интересах работников, имеющих право на льготы. Сами же трудящиеся при этом взносы платить не будут.
В настоящее время Министерством труда и социальной политики уже подготовлен и направлен в Верховную Раду Украины проект закона «Об обязательном дополнительном пенсионном страховании лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда или на работах, выполнение которых приводит к потере профессиональной трудоспособности», который определяет порядок уплаты работодателями обязательных пенсионных страховых взносов и порядок получения пенсионных выплат застрахованными лицами. Введение в действие данного механизма предусматривается в 2006 году.
Решение важнейших вопросов пенсионного обеспечения (в том числе, льготного) металлургов и горняков, таким образом, в ближайшее время может оказаться затруднительным в случае отсутствия отраслевой системы негосударственного пенсионного обеспечения.
Чтобы упредить саму возможность возникновения подобной ситуации, президиумом ЦК Профсоюза и было принято своевременное и взвешенное решение об учреждении «Горно-металлургического профессионального пенсионного фонда». Наряду с этим, в данном Постановлении даются поручения:
1) ЦК Профсоюза:
– провести обучение председателей профсоюзных комитетов предприятий отрасли по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения и его законодательного регулирования, создать на веб-сайте ЦК Профсоюза специальный раздел, посвященный деятельности негосударственных пенсионных фондов;
– организовать среди трудящихся и работодателей отрасли информационно-разъяснительную работу по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения и его законодательного регулирования, подготовить необходимые для этого методические материалы;
2) профсоюзным комитетам предприятий:
– провести в трудовых коллективах с участием специалистов ЦК и территориальных комитетов профсоюза соответствующую информационно-разъяснительную работу по законодательному регулированию негосударственного пенсионного обеспечения;
– добиваться включения в коллективные договора на 2005 год и в последующие периоды положения о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении трудящихся и перечислении работодателями и работниками пенсионных взносов в НПФ.
Как видим, задачи поставлены масштабные, и успешно решить их можно только объединением усилий заинтересованных сторон: профсоюзных комитетов всех уровней, работодателей отрасли и самих трудящихся.
В.Капалин,
главный специалист ЦК ПМГУ
Государственное пенсионное страхование — гарантия обеспеченной старости
Пенсионная система развитых стран сформировалась на этапе, когда пенсионеры составляли незначительную часть населения. Такая система действовала до второй половины 20 века и основывалась на принципе «солидарности поколений». На Западе эта система называлась «Pay as You Go».
Кризис солидарной системы наступила в некоторых странах уже в 70-х годах. Причиной этого стало стремительное старение населения, обусловленное увеличением продолжительности жизни населения и низким уровнем рождаемости. В результате этого уменьшилось соотношение числа работающих относительно числа пенсионеров. Соответственно, система перестала удовлетворять ведь обязательства государств перед пенсионерами постоянно увеличивались, одновременно росли расходы на финансирование пенсионной системы. Понимая данную тенденцию и корень проблемы, реформирования пенсионных систем стало неизбежным этапом для развитых стран.
Одним из вариантов решения данной проблемы для большинства стран стало введение многоуровневой пенсионной системы, другим — увеличение пенсионного возраста. На сегодняшний момент в мире существуют различные модели пенсионных систем, однако почти все они основываются на трех основных стратегиях: солидарной, накопительной и смешанной.
Классифицировать все пенсионные системы стран мира сложно, поскольку каждая из них имеет свою особенность, присущую той или иной стране. Однако, если выделить основные источники формирования, то пенсионные системы (по крайней мере, пенсионные системы развитых стран) имеют четкую 3-х уровневую построение.
Первый уровень существует для того, чтобы обеспечить минимальный уровень жизни пенсионеров и социально незащищенных групп населения. Второй уровень, напрямую зависит от уровня заработка, созданный для обеспечения целевого уровня жизни на пенсии и рассчитывается как коэффициент замещения дохода, получаемого в течение рабочего периода. Третий уровень — это пенсионное обеспечение, основанное исключительно на добровольных условиях участия и является дополнительным источником пенсии.
Рассмотрим крупнейшие национальные пенсионные рынки, общий объем активов которых превышает 36 трлн. долл. США и составляет около 62% ВВП соответствующих национальных экономик.
Страна | Активы (млрд дол.) | % ВВП |
США | 22 480 | 121,10 |
Великобритания | 2 868 | 108,20 |
Япония | 2 808 | 59,40 |
Австралия | 1 583 | 126,00 |
Канада | 1 575 | 102,80 |
Нидерланды | 1 296 | 168,30 |
Швейцария | 817 | 123,30 |
Южная Корея | 575 | 40,90 |
Германия | 415 | 11,90 |
Бразилия | 251 | 14,20 |
Источник: Global Pension Assets Study 2017 // Willis Towers Watson: [Електр. ресурс]. – Режим доступа: https://www.willistowerswatson.com/en/insights/2017/01/global-pensions-asset-study-2017
Как видим, США являются крупнейшим рынком по показателю стоимости пенсионных активов. За США, со значительным отставанием, следуют Великобритания и Япония. Вместе эти три страны охватывают почти 77,3% всех мировых пенсионных активов.
США. Система пенсионного обеспечения США хоть и не идеальна, но считается одной из самых совершенных в мире. Пенсионная система США состоит из трех уровней пенсионного обеспечения: государственное, которое гарантировано правительством (солидарное) личное корпоративное финансирование которого обеспечивает работодатель (государственное или частное); личное индивидуальное, путем открытия работником личных пенсионных счетов (individual retirement account) в банках, паевых фондах, страховых компаниях.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Государственная схема имеет два уровня: базовая пенсия с фиксированной ставкой и дополнительные доходные пенсии (an earnings-related additional pension), которые дополняются большим добровольным частным пенсионным сектором. Государственная схема в настоящее время реформируется в базовую пенсию с фиксированной ставкой.
Полная базовая государственная пенсия для одного человека в 2014/2015 году составляла 113.10 GBP в неделю. В дополнение к основной государственной пенсии лицо может получить дополнительные доходы к пенсии в размере от 1 до 200 фунтов в неделю, в зависимости от трудовой истории.
Трудовое личное пенсионное обеспечение. В октябре 2012 года правительство Великобритании запустил трудовую схему пенсионного обеспечения. После завершения в феврале 2018 года, все работодатели обязаны регистрировать всех квалифицированных рабочих (в возрасте от 22 лет до государственного пенсионного возраста (65 лет.), Получивших более 10 000 GBP в 2014/2015 г.). Минимальный взнос — 8%.
ЯПОНИЯ
Государственная пенсионная система имеет два уровня: базовый с фиксированной ставкой схема и профессиональные пенсионные схемы. На получение ежемесячной базовой пенсии имеют право все японцы, достигшие определенного возраста. Размер выплат фиксированный и пересматривается. Пенсионный возраст в Японии — 65 лет (для лиц обоего пола). 50% базовой ставки финансируется государством, еще половина поступает из фонда накоплений, сформированного из отчислений трудоустроенного населения, источник зависит от категории, к которой относится пенсионер. Таких категорий три:
- частные предприниматели и их жены, находящихся на иждивении;
- сотрудники частных корпораций и работники предприятий государственного сектора экономики;
- супруги работников, относящихся ко второй группе.
Лица из первой категории подпадают под программу государственного страхования и отчисляют фиксированные взносы. Для японцев, работающих на частные учреждения, предусмотренные корпоративные пенсионные программы. Для сотрудников государственных компаний действуют пенсионные программы отдельных ассоциаций взаимопомощи. Наемные работники и компании-работодатели уплачивают налог на доход (в размере заработной платы) в равных пропорциях. Лица, которые находятся в третьей группе, освобождены от взносов.
Базовая пенсия японцев составляет в среднем 73% от ежемесячных финансовых поступлений пенсионера. Размер доплаты к базовой ставке зависит от уровня доходов гражданина в период трудовой деятельности. Выплаты дополнительных сумм обеспечиваются ассоциацией взаимопомощи или корпоративным фондом пенсионного страхования. На эту часть пенсиона могут претендовать только лица, относящиеся ко второй группе — наемные сотрудники или государственные служащие.
В Японии существует также возможность индивидуального накопления. Многочисленные частные пенсионные фонды позволяют гражданам Японии формировать собственный финансовый актив. Выбор страховой компании или банковского учреждения проводится по собственному усмотрению. Выплаты в фонд вносятся индивидуально в произвольном размере и не освобождают от обязанности участвовать в общегосударственных и корпоративных программах страхования.
В общем, практика введения обязательных накопительных пенсионных систем в различных странах демонстрирует положительные изменения. Ведь пенсионные активы накопительной системы является не только главным источником достойной пенсии и обеспеченной старости граждан стран, которые провели пенсионные реформы, но и мощным внутренним инвестиционным ресурсом, ключевым источником национальных инвестиций и той «финансовой подушкой», который держит экономику в кризисное время.
Новости
Доступ к „Моему пенсионному счету“ временно закрыт
Сайт будет обновлен!
Завтра вступают в силу поправки к закону о пенсиях: что изменится и что делать
Госсуд признал пенсионную реформу соответствующей Конституции
Приостановка взносов во II пенсионную ступень с 1 июля 2020 до 31 августа 2021
Bзносы в обязательную накопительную пенсию в июле 2020 года могут опоздать
Приостановка платежей во II пенсионную ступень с 1 июля 2020 года до 31 августа 2021 года.
- 1
- 2
- …
- 18
- Следующая
Второй столп: плати – и спи спокойно?
Стоит разобраться, тем более, что написано насчет второго столпа пенсионной реформы в печати немало. Иные разъяснения, появляющиеся на страницах газет под эгидой того или иного банка, носят явно рекламный характер, и еще более запутывают суть дела.
Итак, Закон о накопительной пенсии, по-эстонски Kogumispensioniseadus, принят в сентябре 2001 года, а в основной своей части вступает в силу с 1 июля 2002 года. На эту тему журналист беседует с заведующим отделом финансовых услуг Министерства финансов Вейко ТАЛИ.
Согласно концепции пенсионной реформы, принятой еще в 1997 году, поясняет специалист, предполагалось создать три столпа пенсионной реформы. Первый — это государственная пенсия по старости, которая и поныне начисляется из поступлений в бюджет по социальному налогу в 20 процентов от суммы заработной платы, выплаченной работодателем. До 1999 года она состояла из двух частей — базовой и той, что учитывала трудовой стаж человека. С 1999 года трудовой стаж замораживался, но если человек продолжал работать, то размер его пенсии увеличивался пропорционально сумме социального налога, выплаченного работодателем за истекший год, относительно средней величины социального налога, поступившего за этот срок в бюджет. И с 1 апреля 2000 года к двум первым частям пенсии (базовой и по стажу) стала прибавляться вот эта третья составляющая. Все это и есть первый столп пенсионного страхования. О нем наша газета писала в номере за 7 января 2002 года («Государственные пенсии. Вчера и сегодня»).
Есть еще и третий столп пенсионного страхования — закон на этот счет был принят в 1998 году. Согласно ему человек, независимо от своего возраста, может по своему усмотрению перечислять в специальные фонды определенные суммы, которые он с накопившимися процентами сможет получать по достижении пятидесяти пяти лет.
Но сегодня мы будем говорить только о втором столпе — о накопительной пенсии.
Этот второй столп, в свою очередь, делится на две части — обязательное страхование по накопительной пенсии и добровольное страхование по накопительной пенсии.
Накопительная пенсия коснется большинства населения страны, косвенно — даже нынешних пенсионеров по возрасту.
Стоит сразу же подчеркнуть, что тех молодых людей, которые родились в 1983 году (с 1 января этого года и позже) и уже вступили в рынок труда, то есть уже начали работать, реформа коснется в первую очередь. С них в обязательном порядке начиная с 1 июля нынешнего года будет высчитываться два процента брутто-зарплаты. Еще определенную сумму к этой величине государство станет добавлять за счет социального налога, выплачиваемого работодателем за данного работника. И социальный налог автоматически уменьшится с 20 до 16 процентов. Формула «два плюс четыре» — запомним ее. И не стоит удивляться, когда брутто-зарплата молодого человека, составляющая, к примеру, три тысячи крон, «вдруг» сократится на 60 крон — это и есть те самые обязательные два процента второго столпа пенсионной реформы, то есть накопительной пенсии. Пусть и не намного, а кошелек полегчает — во имя более обеспеченного будущего, о чем мы еще скажем.
Те работающие, кто родился до 1 января 1983 года и после 1941 года, то есть в 1942 году и позже (иначе говоря не старше 60 лет), могут присоединиться к системе накопительных пенсий добровольно (но присоединившись, выйти из системы уже не имеют права). А формула «два плюс четыре» применяется и для них. А вот для тех, кому в нынешнем году (или ранее) 60 лет уже исполнилось, остается первый столп — государственная пенсия, состоящая ныне, как уже говорилось, из трех частей.
Для чего введен ограничительный по возрасту срок присоединения к накопительной пенсии, понять можно. Чем моложе человек, тем большую сумму он сможет накопить к своему выходу на пенсию. Если же тебе уже за 60 и до выхода на пенсию по возрасту остались считанные годы, эффект накопительной пенсии будет слишком мал. Как говорится, овчинка выделки не стоит. К слову, в некоторых странах к накопительной пенсии могут присоединиться лишь те, кто моложе 50 лет.
Порядок добровольного присоединения к накопительной пенсии такой: те, кто родился с 1942 по 1951 год, свое желание присоединиться должны высказать уже сейчас, до 1 июня 2002 года. Позднее присоединиться они уже не смогут. Те, кто родился с 1952 по 1956 год, могут присоединиться до 1 ноября нынешнего года, с 1957 по 1961 год — до 1 ноября 2003 года. То есть чем человек моложе, тем выбор, по сроку, для него шире. Можно еще подумать — стоит или не стоит. Ну а те, кому под 60, должны решиться уже сейчас, в апреле-мае нынешнего года.
Можно задаться вопросом, а не потеряет ли что-то материально тот человек, который, будучи уже в возрасте, подсоединяется к накопительной пенсии? Ведь теперь работодатель станет отчислять за него в бюджет в качестве социального налога не 20 процентов, а 16. И третья составляющая его будущей пенсии, зависящая от размера социального налога, окажется ниже.
Это так, подтверждает В. Тали, однако необходимо учесть, что в будущем, достигнув пенсионного возраста, он за счет своей накопительной пенсии выиграет гораздо больше, чем когда-то потерял. А нынешние пенсионеры? Это очень больной вопрос.
Поступления в бюджет по социальному налогу в связи с введением в действие второго столпа — накопительной пенсии – неизбежно уменьшатся. И чем больше людей присоединится к новой системе, тем больших сумм бюджет недосчитается, ибо из 20 процентов социального налога в бюджет станет перечисляться за каждого работающего на четыре процента меньше.
Законом предусмотрено, отвечает специалист, что размер пенсии по старости не может уменьшиться, даже если поступления по социальному налогу сократятся. Более того, предусмотрена индексация пенсий в зависимости от стоимости жизни, то есть уровня инфляции, и рост поступлений по социальному налогу. Недостающие средства будут взяты, говорит В. Тали, из общего бюджета или из стабилизационного фонда. Либо государство возьмет иностранный кредит. Словом, по мнению специалиста Минфина, нынешним пенсионерам волноваться не стоит, свое они получат в любом случае.
Как известно, с апреля средний размер пенсий должен возрасти на 137 крон, а с 1 июля может последовать новое небольшое повышение. Но это будет, как говорит наш собеседник, политическое решение.
Следующий вопрос — куда станут направляться уже упоминавшиеся два плюс четыре процента?
Эти деньги пойдут в пенсионный фонд. Таковых в стране будет несколько, и человек может сам выбрать, к какому фонду ему присоединиться. Хранителем фонда, или депозитарием, явится банковское учреждение, через которое в центральном депозитарии открывается личный накопительный счет человека, вступившего в данную систему. Если же обязанный присоединиться к системе накопительных пенсий молодой человек сам по каким-то причинам не выберет тот или иной фонд, за него это по жеребьевке сделает центральный депозитарий, в котором станут храниться все личные счета пайщиков.
Руководить фондом станет управляющий, который обязан наиболее целесообразно инвестировать деньги фонда или же ценные бумаги, приобретенные на них. В принципе для фонда управляющий может выбрать любой банк. Очевидно, однако, что приоритет будет отдан более крупным и более надежным банковским учреждениям.
А велик ли процент, который, возможно, станет начисляться на средства накопительной пенсии? Из печати известно, что будут создаваться консервативные фонды, где процент сравнительно невелик, но будут и прогрессивные (активные) фонды, где имеется возможность получить большую доходность, хотя и риск потерять деньги выше.
В.Тали говорит, что каждый человек получит право выбора, к какому фонду присоединиться — консервативному или же прогрессивному. Консервативный фонд дает доход, как правило, равный или чуть больше процента инфляции. То есть человек в таком случае ничего не теряет, но и практически ничего не приобретает. А вот более смелый человек сможет выбрать фонд, который получит право до половины средств вкладывать в акции, реальная (то есть выше инфляции) доходность которых, возможно, будет составлять 6-7-8 процентов в год, а то и больше.
Печальный опыт прошлых лет, когда целый ряд банков обанкротился, наводит на мысль: а не обанкротятся ли со временем и какие-либо пенсионные фонды и дает ли государство гарантию сохранности пенсионных фондов — это ведь солидный капитал будущих пенсионеров?
На этот счет шла длительная дискуссия, отвечает В.Тали. Была выбрана система, существующая в Швеции, Латвии. Государство по этой системе напрямую доходность вложенных денег не гарантирует. Однако оно гарантирует следующее. Такой пример. По правилам, в одну компанию нельзя вкладывать более пяти процентов акций данного фонда. А управляющий это правило нарушил, в результате чего пайщикам был нанесен ущерб. Убытки от такой операции покроет через гарантийный фонд государство. Но прямой гарантии определенной доходности фонда и даже сохранности средств государство все-таки не обеспечивает. Но, как уже говорилось, человек может выбрать и малодоходный, консервативный фонд. Кроме того, будущий пенсионер может раз в год поменять фонд, оставив уже перечисленные средства в прежнем фонде. Такие операции станут возможными начиная с 2004 года. Но можно из непонравившегося фонда забрать и все средства, поступившие на его счет. Такая возможность появится начиная с 2005 года.
По достижении пенсионного возраста человек, участвовавший в системе накопительных пенсий, заключает со страховой фирмой договор о регулярной, раз в месяц или раз в квартал, выплате пенсии. Размер этих выплат фиксированный и будет зависеть от накопленной за годы суммы. Деньги он будет получать и в том случае, если накопленные средства уже закончились. Такой риск берет на себя страховая компания. Но если человек уйдет из жизни, а деньги на его счету к тому времени еще остались, наследники ничего не получат. Однако со страховой компанией можно будет заключить договор сроком не менее, чем на пять лет. Если человек уйдет из жизни раньше, его наследники будут получать оставшиеся деньги до конца срока такого договора. Наследники смогут получить накопленные деньги и в том случае, если человек ушел из жизни до наступления пенсионного возраста.
Интересно, можно ли подсчитать, какую сумму в виде накопительной пенсии человек станет получать по достижении соответствующего возраста? Сейчас ему 18-20, а в конце 40-х годов нынешнего века он уже сможет выйти на пенсию.
В абсолютном выражении подсчитать практически невозможно, отвечает специалист. Однако можно вывести график, согласно которому при средней реальной доходности фонда в пять процентов к концу пятого десятилетия нынешнего века средний размер пенсии по старости по обоим столпам составит примерно 60 процентов от средней нетто-зарплаты того, будущего периода.