1 группа инвалидности
1 группа инвалидности
Инвалидность дает возможность бесплатно получить необходимые средства реабилитации (протезы, компрессионные рукава), пенсию по инвалидности, а также ряд других льгот.
Признание инвалидом гражданина РФ регламентировано Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» с изменениями от 16.04.2012 г. № 318 и Правилами признания лица инвалидом (последняя редакция от 16.04.2012 г. № 318). Эти документы разработаны в соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и действуют на всей территории РФ.
Оформление инвалидности по онкологии происходит в соответствии с названными нормативными документами и производится в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) по месту жительства пациента. Первичное освидетельствование больного в БМСЭ проводится не позднее, чем через 4 месяца после непрерывной временной нетрудоспособности (непрерывный больничный лист). Для неработающих граждан сроки представления в БМСЭ те же (4 месяца после начала терапии), но могут быть изменены по усмотрению лечащего онколога.
Какие документы необходимы для освидетельствования в БМСЭ?
• Личное заявление на проведение экспертизы в БМСЭ.
• Паспорт гражданина РФ.
• Полис ОМС (обязательного медицинского страхования).
• Направление в БМСЭ от лечебного учреждения (Посыльный лист), органа соцзащиты или Пенсионного фонда РФ (ПФР).
• Медицинские документы, которые подтверждают состояние здоровья (данные обследований, выписки из онкологических клиник и др.).
• В некоторых случаях требуется характеристика рабочего места (указывают вредные условия труда). Ее выдают по месту работы.
Как оформляют документы?
Как правило, документы в БМСЭ оформляет районный онколог, который полностью осведомлен, как оформить инвалидность по онкологии. По истечении 3-х месяцев лечения он рекомендует пациенту начать процедуру. Врач попросит собрать оригиналы всех выписок из лечебных учреждений, заверенные данные дополнительных исследований и выдаст Посыльный лист, с которым пациент должен обойти других врачей-специалистов. Онкология — основной диагноз, а они внесут в лист сведения о сопутствующих патологиях.
Затем лечащий врач вписывает окончательный диагноз, указывает необходимые средства реабилитации и реабилитационные мероприятия и утверждает документы у главного врача учреждения или его заместителя по лечебной работе. Онкология требует подтверждения диагноза рентгенограммами и/или данными гистологического исследования. Обычно врач заранее согласовывает с местным БМСЭ необходимый перечень медицинских справок и выписок, чтобы пациента не отправили на дообследование.
Обязательны следующие исследования:
— визит к терапевту;
— рентген грудной клетки;
— ультразвуковое исследование брюшной полости;
Посыльный лист имеет рекомендательный и осведомительный характер для сотрудников МСЭ, которые будут определять на комиссии степень физических и социальных ограничений пациента, на основании которых оформляется Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА). Поэтому, прежде чем оформить Посыльный лист, необходимо ознакомиться с тем, что такое ИПРА, что можно в нее вписать, и на что пациент может рассчитывать на МСЭ.
Какие решения выносит БМСЭ?
Для оформления инвалидности при онкологическом заболевании нужно обращаться в БМСЭ по месту жительства. Срок ожидания комиссии в некоторых случаях может затягиваться. Однако, при принятии положительного решения, инвалидность присваивается с момента подачи заявления.
В назначенное время нужно прийти в бюро МСЭ, в противном случае освидетельствование могут перенести. В бюро дежурный медработник объяснит порядок прохождения комиссии. Пациента вызовут в кабинет для личной беседы и осмотра, по результатам которых инвалидность будет присвоена или в ней будет отказано. Дополнительно при присвоении инвалидности определяется степень ограничения трудоспособности и назначается ИПРА.
БМСЭ может определить группу инвалидности с указанием даты переосвидетельствования или бессрочно. При злокачественных опухолях продление лечения по листку нетрудоспособности в решениях БМСЭ практически не встречается. В РФ действует Перечень заболеваний (Постановление Правительства от 07.04.2008 № 247), согласно которому группа инвалидности устанавливается бессрочно.
Онкология входит в Перечень первыми тремя пунктами.
• Злокачественные новообразования (с метастазами и рецидивами после радикального лечения; метастазы без выявленного первичного очага при неэффективности лечения; тяжелое общее состояние после паллиативного лечения, инкурабельность заболевания с выраженными явлениями интоксикации, кахексии и распадом опухоли).
• Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей с выраженными явлениями интоксикации и тяжелым общим состоянием.
• Неоперабельные доброкачественные новообразования головного и спинного мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии) и выраженными ликвородинамическими нарушениями.
Кроме того, при онкологии, вследствие оперативного лечения, могут наблюдаться другие причины стойкой утраты трудоспособности, когда группа инвалидности устанавливается бессрочно (например, после ампутации конечностей, наложения постоянных колостом и др.).
После получения инвалидности необходимо обратиться в фонды пенсионного обеспечения и социального страхования за назначением льгот и пенсии.
При отказе в инвалидности и несогласии пациента с таким решением можно его обжаловать в вышестоящих органах — Федеральном бюро МСЭ и Главном бюро МСЭ. Также, в крайнем случае, обжалование решения возможно в судебном порядке. В настоящее время бюро МСЭ руководствуется приказом № 1024 от 17.12.2015 г.
Продолжаем оформление документов
Право инвалидов на получение ежемесячной финансовой поддержки от государства (пенсии) устанавливается статьей 9 нового закона, регулирующего пенсионное обеспечение в РФ (ФЗ №400 от 28 декабря 2013 года). При этом нетрудоспособные граждане, имеющие право на получение пенсии по инвалидности, по законам РФ делятся на три категории.
1. Инвалиды 1, 2 и 3 групп, которые трудились и имеют хотя бы 1 день трудового стажа.
2. Нетрудоспособные граждане, у которых трудовой стаж отсутствует (дети-инвалиды, граждане старше 18 лет, признанные инвалидами с детства, и инвалиды 1, 2 или 3 группы).
3. Нетрудоспособные граждане, относящиеся к особым категориям:
инвалиды 1, 2 и 3 группы, являющиеся героями блокадного Ленинграда;
граждане, получившие инвалидность после аварии в Чернобыле;
космонавты, получившие инвалидность в процессе подготовки к полету.
Это три разные группы людей, следовательно, и пенсии им положены разные.
Порядок оформления пенсии в целом схож для всех трех категорий граждан, получивших инвалидность, различаются только сроки рассмотрения заявки в ПФР и пакет предоставляемых документов.
Первое что нужно сделать — официально подтвердить свой статус. Главный документ инвалида — этоакт о прохождении МСЭ, подтверждающий наличие у человека инвалидности определенной группы.
Чтобы подать заявление на получение страховой пенсии по инвалидности нужны:
документ, удостоверяющий личность;
трудовая книжка, трудовой договор и иные бумаги, которые помогут подтвердить наличие стажа у инвалида;
справка из акта МСЭ;
прочие документы, например, документы об образовании.
ПФР вправе запрашивать другие документы, если уже предоставленных будет недостаточно для подтверждения статуса. Полный пакет документов необходимо предоставить в течение трех месяцев. В противном случае заявление аннулируется.
Пакет документов сформирован, теперь его нужно направить в уполномоченный орган. Для этого гражданин, претендующий на получение пенсии, должен явиться в ближайший к месту проживания отдел ПФР или МФЦ. Допускается отправка документов по почте в виде бумажных или электронных заверенных копий, а также присутствие в уполномоченных органах доверенных лиц инвалида.
Срок оформления пенсии — 10 дней с момента предоставления в ПФР полного пакета документов. Страховая пенсия начисляется день в день — то есть с момента подачи заявления на получение. Однако, если уже прошло больше года после того как трудящийся был признан инвалидом, а за пенсией он пришел только сейчас, ее начислят с момента МСЭ. Социальная и государственная пенсии по инвалидности начисляются в месяце, в котором было подано заявление (например, если заявление подали 13 июля, пенсию будут начислять с 1 июля и т. д.).
При оформлении пенсии в ПФР также оформляетсяединовременная денежная выплата (ЕДВ), размер которой зависит от установленной группы инвалидности. В состав ЕДВ входит набор социальных услуг (НСУ): льготный проезд на пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение. Отказаться от НСУ в пользу денежной выплаты можно в срок до 1 октября текущего года (отказ начнет действовать с 1 января следующего года) полностью или частично.
После подачи документов в ПФР необходимо забрать справку о размере пенсии по инвалидности (дата ее получения будет указана в расписке, которую пациент получит на руки). Также нужно взять документ о том, что пациент не отказывается от НСУ.
После получения справки о размере пенсии необходимо обратиться в УСЗН для оформления ежемесячных доплат к пенсиям неработающих и отдельных категорий работающих инвалидов, льгот по ЖКХ, телефону (если номер зарегистрирован на инвалида).
Для бесплатной парковки необходимо зарегистрировать транспортное средство инвалида в Едином Реестре. Срок действия регистрации — три года.
Для бесплатной парковки также необходимо оформить парковочное разрешение — в МФЦ или на сайте Государственных услуг (только для москвичей). Срок оформления — 10 дней, после чего документ выдается на руки.
Инвалид может оформить одно парковочное разрешение на автомобиль, который ему не принадлежит.
1 группа инвалидности
Порядок проведения медико-социальной экспертизы утвержден приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы»
При установлении группы инвалидности члены комиссии (МСЭК) учитывают следующие параметры:
- способность или неспособность к самообслуживанию;
- степень зависимости от других лиц для осуществления жизнедеятельности;
- способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств.
Критерии установления инвалидности для граждан РФ
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, утверждены приказом Минтруда России от 17.12.2015г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»
К основным видам стойких нарушений функций организма человека относятся:
- нарушение психических функций;
- расстройство языкового и речевого аппарата;
- нарушение сенсорных функций – зрения, слуха, обоняния, осязания и других;
- нарушение нейромышечных, скелетных и других функций, связанных с движением человека;
- расстройство функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, иммунной, мочевыделительной, кроветворной систем человеческого организма;
- нарушения, обусловленные внешним физическим уродством.
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.
Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:
I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 %;
II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 %;
III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 %;
IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 %.
Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.
Критерии установления 1, 2 и 3 группы инвалидности
Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
Известны следующие критерии присвоения первой группы инвалидности, которые выражаются в неспособности осуществления человеком таких действий:
- самообслуживание, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе;
- самостоятельное передвижение;
- дезориентация и нуждаемость в постоянной посторонней помощи и присмотре других лиц;
- общение;
- контролировать свое поведение в обществе;
- способность освоения элементарных навыков и умений;
- способность выполнения элементарной трудовой деятельности при помощи иных лиц.
II группа инвалидности устанавливается гражданам с ограниченными способностями. Необходимость социальной защиты устанавливается при наличии таких критериев, которые выражаются в способности человека выполнять определенную жизнедеятельность с частичной помощью других лиц:
- самообслуживание;
- самостоятельное передвижение в пространстве;
- ориентация в пространстве;
- общение с людьми;
- обучение и получение образования.
Также одним из важных критериев присвоения II группы инвалидности является способность гражданина к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях при использовании специальной техники и оборудования.
Постановлением Правительства РФ № 339 от 29.03.2018г. установлены такие критерии для определения 3 группы инвалидности в 2018 году:
- способность к самообслуживанию при более длительном отведении времени на выполнение таких действий, дробность его выполнения, применение вспомогательных средств;
- способность к самостоятельному передвижению при более длительной трате времени и сокращении расстояния с использованием вспомогательной техники;
- способность самостоятельно ориентироваться только в знакомой обстановке;
- способность к общению со снижением темпа и объема передачи и получения информации от собеседника;
- периодическая потеря способности к самоконтролю над поведением в сложных жизненных ситуациях;
- способность к обучению и получению образования в рамках федеральных образовательных стандартов в специально созданных условиях для людей с ограниченными возможностями;
- способность к осуществлению трудовой деятельности в обычных условиях труда после снижения квалификации, тяжести, напряженности работы и уменьшения ее объема.
Что такое индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА)
По результатам проведения МСЭ разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).
ИПРА — это комплекс мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Порядок реализации программы реабилитации является обязательным для любых видов учреждений, их осуществляющих, но для самого инвалида носит рекомендательный характер.
Координация мероприятий по реализации ИПРА осуществляется органом социальной защиты населения.
Оценка результатов проведения мероприятий реабилитации осуществляется специалистами бюро МСЭ при очередном освидетельствовании инвалида.
Что относится к техническим средствам реабилитации (ТСР)
При проведении МСЭ определяются показания к техническим средствам реабилитации (ТСР).
ТСР — это общее название средств для облегчения повседневной жизни людей с инвалидностью и другими ограничениями жизнедеятельности.
К ТСР инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, например, кресла-коляски, спортивное оборудование и инвентарь, средства для обучения, для самообслуживания, ухода, ориентирования (включая собак-проводников), средства общения и обмена информацией, протезные изделия.
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Порядок обжалования решения Бюро МСЭ
Гражданин (его законный представитель) в случае несогласия с принятым решением (отказ в установлении инвалидности, не согласие с установленной группой инвалидности) может обжаловать в месячный срок решение Бюро (находящееся по месту жительства) в Главном бюро (в субъекте РФ) на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо сразу в Главное бюро.
Бюро, проводившее МСЭ гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в Главное бюро.
Решение Главного бюро может быть также обжаловано в месячный срок в Федеральном бюро (г. Москва, ул Ивана Сусанина д.3) на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в Главное бюро, проводившее МСЭ, либо в Федеральное бюро.
Решения бюро, Главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суде гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно законодательству РФ, обжаловать решение бюро в Федеральном бюро (минуя этап Главного бюро) нельзя.
Порядки и условия признания лица инвалидом
Признание гражданина инвалидом, осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.
Условия признания гражданина инвалидом
Условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью).
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп на 1 год.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года, либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
В случае признания гражданина инвалидом, датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.
Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).
Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, — категория «ребенок-инвалид до достижения гражданином возраста 18 лет:
В случае признания гражданина инвалидом, в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
В федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя).
Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов! анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее — консультанты).
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности), реабилитационного потенциала а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.
Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации: запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально — бытового положения гражданина и другие мероприятия.
После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.
В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина.
Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро.
Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Гражданину, не признанному инвалидом, попето желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.
Порядок переосвидетельствования инвалида
Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп — 1 раз в год, а детей-инвалидов — 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».
Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро
Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.
Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизу к другому составу специалистов главного бюро.
Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.
Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пособие по уходу за инвалидами I группы предложили увеличить в 10 раз
Депутаты Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея внесли в Госдуму законопроект (№ 1141084-7), направленный на повышение выплат по уходу за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы.
В настоящий момент размер ежемесячной компенсации для неработающих граждан, ухаживающими за инвалидами I группы, составляет 1200 рублей в месяц. Размер выплаты в отдельных регионах могут различаться, но её индексация не предусмотрена. Ежемесячная выплата ухаживающим за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы составляет 10 тысяч рублей для родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.
При этом уход за инвалидом I группы мало чем отличается от ухода за ребёнком-инвалидом и инвалидом с детства I группы — всем требуется внимание и помощь в течение в дня, указывают авторы инициативы.
Законопроектом предлагается установить с 1 января 2022 года для неработающих граждан, ухаживающих за ребёнком-инвалидом, инвалидом с детства I группы, инвалидом I группы и являющихся их родителями (усыновителями) или опекунами (попечителями), право на получение ежегодно индексируемой ежемесячной выплаты в размере 13 тысяч рублей, что сопоставимо с величиной МРОТ в 2022 году.
Депутаты также отмечают, что реализуемый в 2021 году в 24 субъектах пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе, не решает в полной мере проблему ухода.
В ноябре прошлого года, депутаты от ЛДПР выступили с похожей инициативой. Они предложили выплачивать неработающим россиянам, являющимся опекунами граждан старше 80 лет, каждый месяц по 10 тысяч рублей, то есть уравнять их в правах на господдержку с теми, кто ухаживает за детьми-инвалидами. Тогда кабмин не поддержал проект, отметив, что документ не определяет источники и порядок исполнения трат на соответствующие цели.
Читайте также:
Ранее член Комитета Совета Федерации по социальной политике Сергей Леонов заявил «Парламентской газете», что государство должно увеличить выплаты тем, кто заботится о своих или чужих престарелых или имеющих инвалидность родственниках и не имеет других источников дохода. Сегодня такие люди получают 1200 рублей в месяц, напомнил сенатор. «Правительство должно не только упрощать для них порядок оформления выплаты, но и повышать уровень жизни, тем более, что тенденция по борьбе с бедностью сегодня прослеживается во всех эшелонах власти», — подчеркнул Леонов.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в октябре.