Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Водный налог налоговая база плательщики ставки nalognalogru

Водный налог для юридических лиц

В некоторых случаях организация обязана заплатить налог за использование воды в деятельности. Иначе не исключены штрафы за неуплату. В нашей статье вы узнаете, кто и за что должен оплачивать водный налог в бюджет.

Плательщиками признаются организации, предприниматели и граждане, которые пользуются водными объектами на основании лицензии.

Под водными объектами понимают поверхностные и подземные природные или искусственные водоемы, водотоки или другие объекты, где постоянно или временно сосредоточены воды, уровень, расход и объем которых меняются во времени (ст. 4–5 ВК РФ).

Плательщики перечисляют налог на воду в бюджет за то, что используют водообъекты в деятельности. Однако платить налог потребуется только в том случае, если возникает объект налогообложения. Рассмотрим, какие предусмотрены объекты обложения водным налогом.

Водный налог платят только по тем видам водопользования, на которые есть лицензия.
На данный момент контролирующие органы выдают лицензии только на один вид водопользования, который и является объектом налогообложения. Речь идет о заборе воды из подземных объектов.

В остальных случаях получать лицензии и платить налог не нужно. Вместо этого оформляют договор или разрешение, по которому перечисляют специальные платежи (Закон от 21.02.1992 № 2395-1).

Однако из общего правила есть исключение. При наличии действующих лицензий, которые были выданы ранее, могут возникнуть следующие объекты налогообложения:
• забор воды с поверхности водообъектов;
• пользование акваторией водообъектов (кроме сплава древесины);
• водопользование без забора воды для выработки электроэнергии;
• водопользование для сплава древесины.

Когда срок лицензий истечет, получать новые уже не понадобится. Вместо лицензии будет один из следующих документов — договор на использование водных объектов, который заключают с региональными или местными администрациями, или решение о предоставлении водных объектов в пользование (принимает правительство или региональные, местные администрации.). По этим документам взимают специальные сборы, которые заменяют собой налог, поэтому объект налогообложения не возникает (п. 1 ст. 333.9, 333.8 НК РФ, 11–12, 21 ВК РФ).

Случаи, когда объект обложения налогом не возникает, перечислены в пункте 2 ст. 333.9 НК РФ. Перечень следующий:

— забор из водообъектов, которые находятся под землей, из воды, содержащей ценные ископаемые, натуральные лечебные ресурсы, а также забор из термальных, шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

— забор из водообъектов воды для полива сельхозугодий, обеспечения противопожарной безопасности, разведения рыбы и воспроизводства водных биологических ресурсов, устранения последствий аварий и стихийных бедствий, экологических, санитарных и судоходных попусков, а также забор воды морскими судами внутреннего и смешанного плавания для обеспечения работы техоборудования.

Использование акватории водообъектов для:
• передвижения судов разной вместимости;
• разовых взлетов и посадок авиасудов;
• стоянки катеров, кораблей, лодок, других плавательных средств, а также размещения оборудования и сооружений для деятельности по охране вод и водных ресурсов;
• проведения госмониторинга водообъектов, а также других специальных работ – геодезии, топографии, гидрографии, поисковых и съемочных работ;
• размещения специальных строений для целей гидроэнергетики, мелиорации, рыбного хозяйства, водного транспорта, водопроведения и водоотведения;
• организованного отдыха учреждениями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
• рыболовства и охоты, а также рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Использование водообъектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.
Пользование водообъектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

Обратите внимание, что если в лицензии не указаны виды водопользования, освобожденные от налогообложения, и раздельный учет воды не ведется, то начисления с таких объектов нужно производить на общих основаниях.

Налогооблагаемую базу по водному налогу рассчитывают отдельно по каждому виду водопользования и водному объекту (ст. 333.10 НК РФ).
В зависимости от вида использования водообъектов налоговую базу определяют по разным правилам.

Использование для забора воды
При использовании водообъектов для забора воды налоговая база будет соответствовать объему воды, изъятой из объекта за квартал. Объем необходимо определять по данным измерительных приборов. Эти показания также отражают в журнале учета объемов забора воды, форма которого утверждена Приказом Минприроды РФ от 09.11.2020 № 903.

В случае если измерительных приборов нет, объем воды определяют из фактического времени работы и производительности технических средств. Наглядный пример — при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности и времени его работы. Также учитывают высоту подъема воды, ее характеристики, которые зависят от времени и глубины, и состояние скважины.

Если и этим способом определить объем невозможно, используют нормы водопотребления. Лимит установлен в лицензии. Его определяют по каждому водообъекту и целям использования (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

Использование без забора воды
При использовании водообъектов без забора воды в энергетике налоговая база будет равна количеству электроэнергии, которая была произведена за квартал (п. 4 ст. 333.10 НК РФ).
Использование для сплава древесины
Налоговая база использования водообъектов при сплаве древесины по воде рассчитывают по специальной формуле: налоговая база = объем сплавляемой древесины х расстояние сплава. Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ст. 333.10 НК РФ.

Использование для прочих целей
При использовании для прочих целей налоговая база ровняется площади водного пространства, которое представлено в пользование. Этот показатель, как правило, указан в лицензии на водопользование. Если в лицензии нет площади, ориентируйтесь на технические (проектные) документы (п. 3 ст. 333.10 НК РФ).

Ставки водного налога зависят от целей использования воды и географического местонахождения источников воды.
Налоговые ставки ежегодно индексируются, поэтому необходимо каждый год сверяться с законодательством. Полный перечень ставок приведен в ст. 333.12 НК РФ.

Обязательные платежи необходимо перечислять в бюджет того субъекта РФ, где используются водообъекты по лицензии. Это связано с тем, что именно на территории этого субъекта происходит постановка на учет в качестве плательщика.

В случае если используется водообъект, который находится на территории нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта РФ, налог нужно перечислить отдельными платежами в ИФНС каждого муниципального образования, на территории которого ведется водопользование (п. 1 ст. 333.14 НК РФ).

Налоговый период по водному налогу — квартал. Перечислить обязательные платежи в бюджет потребуется не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом. Если этот день выпал на выходной, то оплату производят на следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1, ст. 333.11, п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки

  • Плательщики водного налога
  • Когда пользователи водного объекта не признаются налогоплательщиками
  • Налоговая база по водному налогу
  • Налоговый период по водному налогу
  • Ставки водного налога
  • Порядок расчета водного налога
  • Как связан с использованием воды налог на водный транспорт в 2020 году и кто его платит
  • Итоги

Плательщики водного налога

Плательщики водного налога — юридические и физические лица, в том числе ИП, которые на основании лицензии занимаются:

  • забором воды;
  • использованием акватории (кроме лесосплава);
  • использованием гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплавом.

При этом к плательщикам водного налога относят также тех, кто продолжает использовать поверхностные водные объекты на основании лицензий или договоров водопользования, выдававшихся в период действия старого Водного кодекса РФ, утратившего силу с 01.01.2007.

Когда пользователи водного объекта не признаются налогоплательщиками

Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование.

Читать еще:  Налоги облагаемые по ставке 35

Оба документа оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог.

Не облагают водным налогом некоторые виды водопользования, которые условно можно разделить на четыре группы:

  • деятельность, неразрывно связанная с водным объектом (рыбоводство, рыболовство, судоходство, строительство, орошение, разработка месторождений);
  • деятельность, попадающая под обложение другим налогом (извлечение минеральных и термальных вод);
  • деятельность, относящаяся к водоохранной;
  • если по виду деятельности предоставлены льготы (обеспечение пожарной безопасности, нужд обороны, отдых инвалидов и детей).

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база водного налога зависит от способа использования воды:

  • при заборе определяют объем забранной воды;
  • использовании акватории (исключая лесосплав) учитывают предоставленную площадь;
  • использовании гидроэнергетических ресурсов в расчет берут объем выработанной электроэнергии;
  • лесосплаве базу считают как произведение объема древесины (в тысячах кубических метров) и расстояния сплава (в километрах), которое делят на 100.

Налоговый период по водному налогу

Водный налог рассчитывают за квартал. Представляют декларацию в ФНС и уплачивают налог до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по месту нахождения объекта, в отношении которого исчисляется водный налог. Крупнейшие налогоплательщики представляют декларацию по водному налогу в ту ИФНС, где они стоят на учете.

Ставки водного налога

Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды — еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ).

Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. В 2020 году повышающий коэффициент равен 2,31.

С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

Ежегодные повышающие коэффициенты должны применяться также при расчете ставки в случаях обязательного применения иных повышающих коэффициентов:

  • 5-кратного — при сверхлимитном заборе воды;
  • 10-кратного — при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи;
  • 10-процентного — при отсутствии средств измерения объемов забранной воды.

С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях. В 2020 году — 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ) и применяется на территории всей РФ вне зависимости от субъекта.

Ставки налога на воду см. в материале «Каковы ставки водного налога на 2020 год».

С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

Порядок расчета водного налога

Ставку по основным видам водопользования определяют путем перемножения ставки водного налога, указанной в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, и всех коэффициентов, которые необходимо учесть для ее расчета.

Водный налог в 2020 году рассчитывается по формуле:

Где:

  • объем воды — объем воды в пределах лимита, указанного в лицензии;

Внимание! Если лимит установлен на год, его нужно разделить на 4. Если установлен суточный лимит, то чтобы определить квартальный, нужно умножить его на количество дней в квартале (письмо ФНС от 22.01.2015 № ГД-4-3/721@).

  • ставка — базовая ставка, утв. ст. 333.12 НК РФ.
  • 2,31 — повышающий коэффициент в 2020 году.

Если воды забрано сверхлимита, то для сверхлимитного забора воды применяется ставка, увеличенная на повышенный коэффициент. Формула для сверхлимитного забора воды будет выглядеть следующим образом:

Пример расчета водного налога см. здесь.

С 2026 года применение коэффициента станет обязательным и для льготной ставки водного налога, установленной для забора воды с целью снабжения населения.

Как связан с использованием воды налог на водный транспорт в 2020 году и кто его платит

Водный налог не уплачивают по деятельности, связанной с судоходством (подп. 6 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Однако собственники водного транспорта могут оказаться плательщиками транспортного налога по нему. Транспортный налог регулируется гл. 28 Налогового кодекса и законами субъектов РФ. Таким образом, налог на водный транспорт не имеет отношения к водному налогу.

Итоги

Плательщиками водного налога являются юрлица, предприниматели и физлица, осуществляющие забор воды на основании лицензии. Ежеквартально они должны подавать декларацию по водному налогу и уплачивать полученную сумму в бюджет по месту нахождения водного объекта не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Освобождение от налогов

Освобождение от уплаты налогов и страховых взносов за II квартал 2020 года в связи с Covid-19

Кому положена мера?

Какие налоги спишут?

Налоги на доходы

Налог на прибыль организаций

Авансовый платёж за отчетное полугодие 2020 года*

*Авансовый платеж засчитывается в счет уплаты ЕСХН по итогам 2020 года

Налог, уплачиваемый при УСН

Авансовый платёж за полугодие 2020 года, уменьшенный на сумму авансового платежа за первый квартал

Налог за второй квартал 2020 года

НДФЛ за себя для ИП, нотариусов, адвокатов и других специалистов частной практики

Авансовый платёж за первое полугодие 2020 года, уменьшенный на сумму платежа за I квартал

Из срока, на который приобретён патент, исключаются все календарные дни, выпавшие на апрель, май и июнь 2020 года*

*если приобретенный патент включал месяцы, приходящиеся на этот период, то будет произведен пересчет и налоговый орган уведомит об этом налогоплательщика

Для всех налогов, кроме ЕНВД и патента, действует общее правило: авансовые платежи засчитываются при дальнейшем расчёте суммы платежа и уплаты налога. Например, при расчёте авансового платежа по УСН за 9 месяцев сумму авансового платежа за полугодие нужно считать уплаченной и уменьшить на неё платёж за 9 месяцев.

Имущественные налоги

Освобождение от уплаты предусмотрено по налогам и авансовым платежам за период владения объектами налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года:

Налог на имущество организаций

Для всех объектов

Транспортный и земельный налоги

Для транспортных средств и земельных участков, которые используются или предназначены для использования в предпринимательской или уставной деятельности

Налог на имущество физлиц

Для недвижимости, используемой или предназначенной для использования в предпринимательской деятельности

Страховые взносы

На выплаты работникам за апрель, май и июнь 2020 года будет действовать нулевой тариф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и на страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством. Единый тариф 0 % распространяется как на выплаты в рамках предельной базы, так и сверх неё.

Читать еще:  БСО для индивидуальных предпринимателей

Плательщики, представившие расчеты без применения пониженных тарифов, могут предоставить уточненные расчеты в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу работников за апрель, май и июнь 2020 года.

Пострадавшие ИП не освобождаются от страховых взносов за себя, но их сумма снижена. Фиксированный платёж на обязательное пенсионное страхование за 2020 год составит 20 318 рублей вместо 32 448 рублей. Разница — 12 130 рублей, в размере одного МРОТ.

Прочие налоги

за апрель, май, июнь 2020 года

за II квартал 2020 года

за апрель, май, июнь 2020 года

за II квартал 2020 года

Если льгота на вас распространяется, не забудьте про НДС, налог на игорный бизнес и НДФЛ за сотрудников: эти налоги нужно уплатить в общем порядке.

Как проверить, спишут ли вам налоги?

Проверить возможность получения меры поддержки в виде освобождения от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборам и страховым взносам поможет специальный сервис ФНС: https://service.nalog.ru/covid4/ — достаточно ввести ИНН организации или индивидуального предпринимателя

Как списать налоги?

Наиболее часто задаваемые вопросы

Вопрос: Имеет ли значение ОКВЭД, при ведении деятельности по одной из имеющихся систем налогообложения, для права по освобождению от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборам и страховым взносам за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года?

Ответ: Включение занятых в наиболее пострадавших отраслях экономической деятельности организаций – субъектов МСП и индивидуальных предпринимателей в перечень лиц, на которых распространяется мера поддержки в виде освобождения от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборам и страховым взносам за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года, осуществляется по коду основного вида деятельности (ОКВЭД), информация о котором содержится в ЕГРИП либо в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года.

В случае включения плательщика в данный перечень мера поддержки распространяется на все применяемые плательщиком системы налогообложения, вне зависимости от кода вида деятельности по каждой из них.

Вопрос: Если я включен в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности, возможно ли вернуть/зачесть уже уплаченные налоги (сборы), страховые взносы за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года?

Ответ: Налогоплательщик, включенный в перечень и осуществивший уплату налогов (сборов), страховых взносов за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года, имеет право на возврат/зачет денежных средств в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Кроме того, уплаченные суммы могут быть учтены налоговым органом самостоятельно (без дополнительных заявлений от налогоплательщика) в счёт погашения предстоящих начислений.

Вопрос: Необходимо представлять декларацию (расчёт) за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года, в случае включения лица в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности уплатить налоги, сборы и страховые взносы?

Ответ: Налогоплательщик, включенный в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности уплатить налоги (сборы), не освобожден от представления налоговых деклараций с исчисленными суммами налогов, за исключением случаев, когда на налогоплательщика в соответствии с НК РФ не возложена обязанность по представлению налоговых деклараций за указанный период (например, индивидуальные предприниматели при налогообложении у них имущества всех видов).

Вопрос: Если я включен в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности, как мне узнать сумму уменьшения ранее исчисленного патента?

Ответ: Для налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения предусмотрено, что налоговым органом самостоятельно при исчислении суммы налога, подлежащего уплате, из количества дней срока, на который выдается патент, исключаются календарные дни, приходящиеся на апрель, май и июнь 2020 года.

В случае если ранее выданный патент включал в себя календарные дни, приходящиеся на этот период, налоговый орган самостоятельно проводит перерасчет исчисленных сумм и направляет налогоплательщику информационное сообщение о пересчете налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения.

Вопрос: Если я включен в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности уплатить налоги (сборы), необходимо ли мне уплачивать имущественные налоги?

Ответ: Освобождение от уплаты имущественных налогов предусмотрено по налогам и авансовым платежам за период владения объектами налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года по:

  • налогу на имущество организаций – для всех объектов;
  • транспортному и земельному налогам – для транспортных средств и земельных участков, которые используются или предназначены для использования в предпринимательской и (или) уставной деятельности;
  • налогу на имущество физических лиц – для недвижимости, используемой или предназначенной для использования в предпринимательской деятельности.

Для освобождения налогоплательщиков-организаций в приказ ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций …» и в Классификатор категорий льготируемых налогоплательщиков, предусмотренный приказом ФНС России от 25.06.2019 № ММВ-7-21/324@, будут добавлены новые коды налоговых льгот. Данные коды налоговых льгот, самостоятельно будут применяться налоговым органом при исчислении сумм налога за 2020 год.

В части транспортного и земельного налога освобождение налогоплательщиков-организаций за период владения объектами налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Для налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц освобождение от уплаты осуществляется налоговым органом самостоятельно по средствам применения соответствующей льготы, информация о которой будет отражена в налоговых уведомлениях. При этом, в случае отсутствия у налогового органа информации об использовании налогооблагаемого земельного участка и(или) иного объекта недвижимости в предпринимательской деятельности (например, садовый или огородный земельный участок, жилое помещение, гараж и т.п.), налоговая льгота за II квартал 2020 г. будет предоставляться на основании заявления налогоплательщика, оформленного в соответствии с приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@ и представленного в любой налоговый орган, а также документов, подтверждающих использование таких объектов (предназначение для использования) в предпринимательской деятельности.

Вопрос: Если я включен в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности уплатить налоги (сборы), необходимо ли мне уплачивать страховые взносы?

Ответ: Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования и свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования установлены следующие пониженные тарифы страховых взносов:

  1. на обязательное пенсионное страхование — в размере 0,0 процента;
  2. на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — в размере 0,0 процента;
  3. на обязательное медицинское страхование — в размере 0,0 процента.

Плательщики, представившие расчет по страховым взносам за отчетный период полугодие 2020 года без применения пониженных тарифов страховых взносов вправе представить уточненный расчет за указанный отчетный период, применив пониженный тариф в размере 0% в отношении сумм страховых взносов, исчисленных за последние три месяца отчетного периода.

При этом, при представлении расчетов по страховым взносам без применения пониженных тарифов, налоговый орган в адрес плательщиков страховых взносов направит по ТКС информационное сообщение о применении пониженных тарифов страховых взносов в размере 0% за апрель, май, июнь 2020 года.

Читать еще:  Налоговая инспекция 5 по городу Москве

Пострадавшим индивидуальным предпринимателям фиксированный платеж за 2020 год будет снижен на 12 130,00 руб. (размер одного МРОТ) и составит 20 318,00 рублей.

Кто и за что оплачивает водный налог

Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. За что конкретно оплачивают водный налог
  2. Какие объекты облагаются налогом
  3. Какие объекты не подлежат налогообложению
  4. Налоговая база
  5. Налоговые ставки
  6. Налоговый период и сроки уплаты налога
  7. Порядок исчисления водного налога

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты