Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Процедура проведения выездной налоговой проверки схема пошагово

Проведение выездной налоговой проверки

Проведение выездной налоговой проверки

Похожие публикации

Выездная проверка – самая эффективная форма налогового контроля. Она предполагает более тщательное изучение документов и финансовой отчетности предприятия, а значит выше шанс обнаружения налоговых нарушений. Как осуществляется выездная налоговая проверка 2017, порядок проведения проверки – об этом в нашей статье.

Решение о выездной проверке

Решение о проведении выездной проверки – главный документ, дающий инспекторам право на данную контрольную процедуру. Его выносит ИФНС по месту нахождения фирмы, месту жительства ИП или физлица. Когда проверяется только обособленное подразделение организации, порядок назначения выездной налоговой проверки предусматривает вынесение решения о проверке ИФНС по месту его нахождения (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Выездная проверка не может назначаться сторонними инспекциями, где, например, стоит на учете только недвижимое или иное имущество налогоплательщика.

В тексте решения указывается наименование (Ф.И.О.) проверяемого лица, налоги, по которым будет проводиться проверка, проверяемые периоды, а также перечисляются должности и фамилии инспекторов, проводящих проверку.

Место проведения выездной проверки

Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика. Предупреждать заранее о своем визите налоговики не обязаны, ссылаясь на п. 8 ст. 89 НК РФ, где порядок проведения налоговой проверки ничего не говорит о сроках предъявления налогоплательщику решения, но подчеркивается, что сама проверка начинается со дня, когда вынесено решение о ее назначении, и ведется до составления справки о ее проведении (письмо Минфина РФ от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635; письмо ФНС РФ от 10.03.2016 № ЕД-4-2/3936).

Помимо вручения решения о проверке (лично или заказным письмом), проверяющие обязаны предъявить налогоплательщику свои служебные удостоверения. Если в решении указаны одни сотрудники ИФНС, а проверять пришли другие — это грубое нарушение, и документы о результатах такой проверки незаконны.

Для проведения выездной проверки налогоплательщик должен предоставить проверяющим помещение в своем офисе, а если такой возможности у него нет, порядок проведения налоговой проверки допускает ее прохождение на территории ИФНС, при этом она все равно считается выездной (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки

Срок выездной проверки ограничен 2 месяцами, но при необходимости он может продлеваться до 4-х, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. В этот период включается проверка самого налогоплательщика вместе с его филиалами и представительствами. Если же проверка проводится только по обособленному подразделению, на нее отводится меньший срок – 1 месяц, но без возможности ее продления (п. 6, 7 ст. 89 НК РФ; п. 2 приложения № 4 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189).

Проверку могут приостановить для истребования информации и документов, проведения экспертиз, перевода документов с иностранного на русский язык. Общий срок приостановки не должен превышать 6 месяцев, а если этого времени не хватило для получения нужной информации от иностранных госорганов, допускается его продление еще на 3 месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Учитывая данный порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки, максимальная ее продолжительность может составить 15 месяцев.

Выездная налоговая проверка 2017: порядок проведения

Любая выездная проверка проводится по поводу правильности начисления и своевременности уплаты налогов, сборов, а с 2017 г. еще и страховых взносов. Налогоплательщика или налогового агента могут проверить как по одному, так и по нескольким налогам сразу (п. 3 ст. 89 НК РФ). Причем, проверяемый период не должен превышать 3-х лет, предшествующих году выездной проверки, то есть, в 2017 г. ИФНС может проверять налоги за 2014-2016 годы и истекший период 2017г. (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Порядок назначения налоговых проверок не допускает проверку налога за тот же период более одного раза, кроме случая, когда по итогам выездной проверки подается «уточненка» по уменьшению налога к уплате. При этом повторная проверка возможна только по отношению к изменениям, а незатронутые при корректировке данные проверяться заново не должны (письмо ФНС РФ от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979).

Действующий порядок проведения выездной налоговой проверки дает инспекторам право требовать у налогоплательщика документы, связанные с проверяемыми налогами, а он в свою очередь, обязан их предоставить – отказ в предоставлении документов или несоблюдение сроков их представления, является налоговым правонарушением и дает повод проверяющим провести выемку необходимой им документации. Требование передается налогоплательщику под расписку, а документы подаются на проверку в виде заверенных копий. Ознакомление с подлинными документами возможно только на территории налогоплательщика, кроме ситуации, когда выездная проверка проходит в стенах ИФНС (п. 12 ст. 89; п. 1-4 ст. 93 НК РФ).

Проверяющие также могут проводить инвентаризацию имущества, осматривать производственные и прочие, связанные с получением дохода, помещения и территории (п. 13 ст. 89 НК РФ).

Дата окончания выездной проверки – это дата составления справки по ее результатам, которую налогоплательщик должен получить на руки в тот же день. В течение 2-х месяцев после проверки, налоговики составляют акт и не позднее 5 дней с даты акта вручают его налогоплательщику. При несогласии с фактами, изложенными в акте, ему дается 1 месяц на представление в ИФНС своих возражений (ст. 100 НК РФ).

Таков общий порядок проведения выездной налоговой проверки. Схема действий налоговиков, фактически, включает два основных момента: изучение и анализ документов, а также подведение итогов и составление акта проверки.

Как проводят выездные налоговые проверки: схема пошагово

Любой контроль предусматривает проведение ряда мероприятий для выяснения степени соответствия действующему законодательству, правилам, нормам, требованиям. Налоговый контроль, прежде всего, направлен на предотвращение неправильной уплаты предпринимателями обязательных платежей в государственный бюджет. Проверяя все виды ресурсов организаций, особенное внимание уделяя денежному обороту, уполномоченные для проведения проверок лица производят ряд законодательно определенных действий.

Рассмотрим, какую цель преследуют мероприятия налогового контроля, в чем они заключаются, чем отличаются основные мероприятия от дополнительных, какой результат получается в итоге.

Что такое мероприятия по налоговому контролю

Налоги – сфера государственных интересов. Именно государство устанавливает законы и правила налогообложения, и оно же контролирует их выполнение.

В Российской Федерации принят и действует Налоговый кодекс, а также некоторые другие положения, касающиеся уплаты налогов и сборов, обязательные для выполнения предпринимателями и организациями.

Мероприятия налогового контроля – комплекс действий налоговиков, регламентируемый НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ), который производится с целью проверки соблюдения налогового законодательства и международных положений о налогообложении в отношении:

  • налоговых агентов;
  • индивидуальных плательщиков налогов и сборов;
  • плательщиков страховых и социальных взносов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сфера осуществления мероприятий налогового контроля – выездные налоговые проверки и рассмотрение их материалов. В отдельных случаях, оговоренных в НК РФ, некоторые мероприятия могут быть произведены и вне проверок налоговых органов.

Особенности проведения выездных налоговых проверок

Существующая концепция системы планирования выездных налоговых проверок направлена, прежде всего, на соблюдение норм НК РФ и защиту интересов налогоплательщиков – физических, либо юридических лиц.

Эффективность данной концепции, а также ее основания, цели, задачи, последствия и оценки подтверждены существующей практикой.

Уточненная выездная налоговая проверка, сопровождение, отбор и контроль, в обязательном порядке, проводятся на территории налогоплательщика и его предприятия. В отдельных случаях, она может быть проведена по месту нахождения налоговой инспекции. Соответствующее решение руководителя, где составляется данная уточненная информация, выносится в установленный срок.

Во время проверки налогоплательщиков и отбора документов, каждый из них может быть проверен по нескольким налогам.

Непосредственный предмет, объект и назначение выездной налоговой проверки выражаются в осуществлении контроля правильности налогового исчисления, проверки рисков, а также своевременности уплаты установленных налогов на объект.

Контроль, оформление и сопровождение выездной проверки может распространяться только на определенный период деятельности той или иной организации или иных налогоплательщиков. Этот период равен трем годам.

По окончании проверки всегда составляется особый документ уведомление – акт выездной проверки налоговой службы. Акт выездной проверки содержит все необходимые сведения об осуществлении данного мероприятия контроля, а также о полученном результате.

Автор статьи

Цель и задачи мероприятий налогового контроля

Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:

  • способствование экономической государственной безопасности;
  • участие в контроле формирования доходов государства;
  • проверка выполнения предпринимателем или организацией налоговых обязанностей перед государством;
  • контролирование целевого применения льгот на налоговые платежи;
  • пресечение и предупреждение налоговых правонарушений;
  • наказание правонарушителей по Налоговому кодексу РФ.
Читать еще:  Транспортный налог для ветеранов труда в москве в 2021

Понятие выездной налоговой проверки и порядок ее проведения

Выездная налоговая проверка представляет собой один основных способов контроля и учета существующего порядка налогообложения тех или иных органов, а также физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по месту их непосредственного нахождения.

Выездная налоговая проверка проводится в четком соответствии с основными требованиями и нормами, установленными действующим НК РФ, нарушения которых недопустимы, так как возникает риск аннулирования.

Ее результаты, основания, эффективность, последствия и действия будут считаться полностью правомерными только в том случае, если был соблюден установленный порядок и критерии, а все мероприятия контроля проведены без единого нарушения, рисков и возражения, в установленный период.

Выездная налоговая проверка и анализ, как правовая процедура, имеет одну основную суть – обеспечение максимального контроля процедуры налогообложения, предусмотренной НК РФ, а также проверка документов налогоплательщиков, рисков, их анализ, отбор, составление возражения и иные необходимые действия налоговой службы.

Чтобы ответить на вопрос о том, как проходит выездная налоговая проверка и сопровождение по месту нахождения юридических органов, либо физических лиц, следует обратиться к положениям действующего НК РФ.

Выездная налоговая проверка и сопровождение осуществляются исключительно уполномоченными лицами, которые, в ходе данного мероприятия, осуществляют проверку, отбор и анализ документов, имеющих отношение к процессу исчисления налогов физических или юридических лиц за определенный период, например, когда шла реорганизация. Тогда главным документом для проверки станет декларация.

Проверяются учредительные документы органов, справка, приказы, различные формы и виды бухгалтерской отчетности, налоговая декларация, счет-фактуры, порядок их заполнения, возможные нарушения, объект налогообложения, риск, возражения и иные критерии предприятия, например, реорганизация и грамотность ее проведения.

Проведение выездной налоговой проверки и установленный порядок допускают, что в это время могут быть осуществлены различные дополнительные мероприятия и действия, если такая необходимость присутствует.

Данные мероприятия могут заключаться в направление письменных запросов в иностранные органы на предмет налоговых сведений, составление запросов руководителя в банк, расчет рисков и иные действия.

Реорганизация лица, например, ООО, также является основанием для проведения проверки. При этом ООО должно получить уведомление и заполненный документ, где будут указаны цели проверки, риск, а также иная информация.

Во время проверки ООО, будет изучена уточненная налоговая декларация, объект недвижимости, причины, по которым проводится реорганизация ООО, возможное продление, риск и иная информация.

Уточненная декларация представляет собой документ с внесенными изменениями. Уточненная декларация на объект налогообложения ООО подается повторно в налоговый орган. Декларация является наиболее важным налоговым документом, риск неправильного заполнения которого очень высок.

Что может быть выявлено в результате

По итогам налогового контроля проверяющие органы фиксируют выявленные результаты. Ими могут быть:

  • факты нарушений Налогового кодекса РФ;
  • недоимки, то есть неполные или отсутствующие начисления по налоговым сборам;
  • несвоевременность уплаты необходимых сборов;
  • неправильность исчисления необходимых выплат;
  • несоответствие доходов и расходов проверяемого;
  • ненадлежащее документальное оформление налоговых выплат (деклараций).

Основные мероприятия налогового контроля

Сотрудники ФНС Российской Федерации, опираясь на Налоговый Кодекс, в рамках проверок могут осуществлять ряд регламентированных законодательством мероприятий:

  1. Инвентаризация (проводится в соответствии с п. 13 ст. 89 НК РФ) – сверка данных в документации с их реальным основанием (активами).
  2. Осмотр (регламентирован ст. 91, 92 НК РФ) – ему могут подвергнуться любые территории или помещения, которые проверяемый предприниматель или организация использует для получения дохода (офисы, цеха, мастерские, склады, магазины и др.).
  3. Истребование документов и/или информации (ст. 93, 93.1 НК РФ) – бумаги, необходимые для проверки, могут быть официально запрошены у проверяемой фирмы или лица.
  4. Выемка предметов, документов (на основе ст. 94 НК РФ) – осуществляется тогда, когда нужны доказательства, подтверждающие налоговое правонарушение.
  5. Экспертиза (по ст. 95 НК РФ) – производится только в необходимых случаях, по договору приглашается компетентный специалист. Если он установил факты, важные для результатов налогового контроля, их оформляют в официальное экспертное заключение, получение которого является самостоятельным мероприятием налогового контроля. В него могут быть включены и собственные выводы эксперта, даже они если не входили в запрос по экспертизе.
  6. Вызов в качестве свидетеля (основан на положениях ст. 90 НК РФ) любого физического лица может быть произведен налоговиками, когда понадобятся показания, существенные для налогового контроля. За этой мерой обязательно наступает следующая – допрос.
  7. Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ) разрешается в случаях, когда это необходимо для решения насущных задач налогового контроля. Осуществляется на договорной основе.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! У лиц, производящих налоговый контроль, есть утвержденное законодательством право применять различные технические средства для фиксации фактов, выявленных в результате проверки: фотосъемку, кино- или видеозапись, аудиозапись, копировальную технику и др. Применение технического обеспечения контроля должно быть отражено в ее документальном сопровождении (протоколах проверки).

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Случается, и нередко, что собранных на самой проверке материалов недостаточно, чтобы вынести заключение. П. 6 ст. 101 НК РФ позволяет налоговикам в таких ситуациях прибегнуть к дополнительным мероприятиям, которые должны будут послужить подтверждением либо опровержением выявленного факта.

ВАЖНО! Допмероприятия не должны выискивать новые факты, а только уточнять уже отраженные в протоколе.

Формой осуществления дополнительных мероприятий по налоговому контролю могут быть:

  • допрос;
  • экспертиза;
  • истребование документации.

Никаких других мероприятий в качестве дополнительных налоговики осуществлять не правомочны. Зато в течение одной проверки вышеописанных мер может быть назначено сразу несколько, закон не ограничивает их количество.

Объекту проверки (предпринимателю или представителю организации) сообщат о дополнительных мероприятиях либо на рассмотрении материалов проверки, либо после его окончания: вручат решение о производстве допмероприятий, оформленное по правилам, установленным приказом ФНС РФ от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/[email protected] В данном решении, носящем не итоговый, а промежуточный характер, обязательно указывается:

  • обоснование – что вызвало необходимость в дополнительных мерах контроля;
  • избранные допмероприятия (перечисление форм);
  • сроки проведения (финальная дата).

Максимальная продолжительность дополнительных мероприятий не должна превышать 30 дней, только для консолидированных налогоплательщиков в исключительных случаях срок может продлеваться до 2 месяцев (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Анализ материалов допмероприятий

Материалы, полученные в ходе допмероприятий, приобщаются к общим материалам налоговой проверки. К ним применяются те же законодательные требования, что и к основным, то есть налогоплательщик вправе принять участие в их рассмотрении. Для этого он должен выразить такое желание, подав в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Через 2 дня налоговики назовут дату рассмотрения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки обязательно на каждом этапе – как после основных, так и после дополнительных мероприятий. Отсутствие такого извещения – грубое нарушение процедуры проверки.

Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам изучения материалов, он может предоставить их в письменном виде, изложив свои соображения, подкрепив соответствующими документами. Для этого у него есть декада, начиная с даты завершения допмероприятий, указанной в налоговом решении. Ранее этот процесс не регламентировался, теперь он узаконен ФЗ № 130 от 01 мая 2016 года.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Законодательство РФ и действующие положения НК РФ устанавливают определенные ограничения, касающиеся максимального срока проведения выездной налоговой проверки и на иные действия и формы.

Общий период от дня начала проверки до получения документов с ее результатами не может превышать полутора лет.

Общее время, сопровождение, продление, снижение и срок проведения выездной налоговой проверки может зависеть от множества условий и дополнительных обстоятельств, например, объема существующих документов и информации организации, сложности проведения определенного мероприятия и иных нюансов, которые оказывают непосредственное влияние на величину временного периода, на выявление нарушения или возражения.

Читать еще:  Какая должность у индивидуального предпринимателя по документам?

Время непосредственной проверки и контроля каждого филиала, имеющегося у главного предприятия налогоплательщика, например, ООО, составляет один календарный месяц. Продление или изменение срока и формы входит в компетенцию действия налогового инспектора, но, как правило, данные права, формы и критерии применяются достаточно редко.

Установленные правила действующего НК РФ предусматривают, что в тех ситуациях, когда какие-либо нарушения и возражения были случайно обнаружены уполномоченным лицом во время отбора документов, в период после окончания проверки руководителя, данные нарушения и возражения не могут быть учтены и приняты к рассмотрению.

Особенности выездной налоговой проверки: документы, сроки и цели проверки

Особенности выездной налоговой проверки: документы, сроки и цели проверки

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Кто может стать объектом выездной налоговой проверки
  • Как проходит подготовка к выездной налоговой проверке
  • Какие документы предоставляются в рамках выездной налоговой проверки
  • Каковы сроки проведения выездной налоговой проверки

Начисление и уплата налогов юридическими лицами согласно гл. 14 Налогового кодекса РФ контролируется фискальной службой и осуществляется в виде камеральной либо же выездной проверки. Такие проверки позволяют отследить, соблюдают ли организации (плательщики налогов и сборов или налоговые агенты) соответствующее законодательство (п. 2 ст. 87 Налогового кодекса РФ). Поговорим об особенностях выездной налоговой проверки.

Особенности и порядок проведения выездной налоговой проверки: общая информация

Выездная налоговая проверка осуществляется в согласии со ст. 89 Налогового кодекса РФ и проходит на территории компании-налогоплательщика. Исключение составляет ситуация, когда проверяемая сторона не располагает возможностью выделить помещение для этих целей – при таких обстоятельствах проверка проходит на территории налоговой инстанции. Тем не менее право доступа к имуществу налогоплательщика у данного надзорного органа сохраняется.

Важная особенность для юридических лиц со сроком работы 3 и менее лет: они налоговой проверке не подлежат, поскольку в этот период налоговые службы не проверяют полноту и корректность предоставляемых сведений.

Проверка назначается согласно местонахождению ответственного участника. Еще одна особенность: невозможно проведение такого мероприятия по запросу самой компании – оно инициируется только налоговой службой, которая проводила постановку данной организации на учет.

Принятое решение о проверке содержит следующую информацию:

  • обозначение всех участников консолидированной группы налогоплательщиков (КГН): полные и сокращенные наименования организаций;
  • период, подлежащий проверке (1, 3, 6 или 9 месяцев);
  • информация о проверяющей стороне: Ф. И. О. и должности сотрудников.

Следующая особенность: осуществлять предстоящую проверку могут все лица, прописанные в решении – однако это справедливо только в том случае, если решение утверждено соответствующими органами власти, которые уполномочены производить налоговый контроль.

При выездной проверке контролирующая сторона обладает следующими правами (согласно статье 89.1 Налогового кодекса РФ):

  • приоритет при проверке отдается состоянию дел по налогу на прибыль, поскольку именно он и является предметом инспекции (согласно пунктам 1 и 4 статьи 89.1 Налогового кодекса РФ изучается корректность начисляемых сумм и порядок их определения, а также правильность составленной декларации);
  • право осуществления проверки на территории ответственного участника КГН либо прочих ее участников (если все они не располагают необходимым помещением, проверка может проходить на территории контролирующей стороны (пункт 1, статьи 89.1 Налогового кодекса РФ));
  • проведение проверки во временных рамках, не превышающих 2 месяца.

Важная особенность: если в отношении участника консолидированной группы уже проводится выездная проверка, то на основании п. 3 статьи 89.1 Налогового кодекса РФ это не является препятствием для других проверок членов группы в отношении прочих налогов (за исключением налога на прибыль). При этом результаты каждой проверки оформляются самостоятельным актом.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

Особенности выбора плательщика и процесса подготовки к выездной налоговой проверке

Выездная налоговая проверка проводится поэтапно:

  • подготовительный этап – значимый период, поскольку с выбором объектов, уровнем готовности проверяемых лиц, распределением их по участкам во многом связана эффективность предстоящей проверки;
  • осуществление проверки;
  • подготовка материалов по проведенной проверке;
  • применение данных материалов.

Выбор организаций для проверки связан с территориальным прикреплением к тому или иному налоговому органу. Свои особенности имеются у проверки лишь особо крупных налогоплательщиков – ее осуществляют выделенные инстанции, которые занимаются только такими компаниями. Сюда же относятся обособленные подразделения.

При назначении инспекции, которая будет осуществлять выездную проверку, учитывается фактор территориальной миграции юридических лиц и предпринимателей. Эта особенность может влиять на процесс, если изменение данных о местонахождении налогоплательщика осуществляется несвоевременно. В таком случае выездная налоговая проверка будет проходить по прежнему месту.

Представленная выше информация позволяет заключить, что налоговые инстанции не обладают правом назначить выездную проверку тем компаниям, которые не состоят на их учете. Особенность в виде учета имущества и транспорта при этом тоже не может быть основанием для такой проверки.

Проверяющие органы открывают подготовку к выездным проверкам задолго до их проведения. Например, чтобы составить на 2019 год план выездных налоговых проверок, требуется провести внушительный предварительный анализ, который позволит выявить организации, соответствующие основным критериям риска. Этот показатель особо важен, так как становится мотивом для назначения выездных проверок.

До старта самой проверки составляется соответствующий документ (решение о ее проведении), который вручается налогоплательщику. Данный документ служит основанием для проведения предстоящего мероприятия; поэтому подготовка решения выполняется очень тщательно. В случае каких-либо нарушений или ошибок (например, инспектор не обеспечил своевременное вручение) произойдет нарушение процессуальных норм, что делает проведение выездной проверки незаконным.

Решение готовится той ИФНС, которая будет осуществлять проверку, – определяющей особенностью служит территориальный фактор. Документ содержит в себе информацию о проверяемых и проверяющих лицах, а также о подлежащих контролю налогах. Подписывается он руководителем соответствующей ИФНС (либо же его заместителем) и вручается налогоплательщику лично. Если последний не принимает документ, его отправят с помощью почты (обязательно заказным письмом).

Выездная налоговая проверка — как налоговая принимает решение и что делать бизнесу?

Читайте также

Особенности предоставления документов при выездной налоговой проверке

Регламент по запросу документов приводится в ст. 93 Налогового кодекса РФ. Пункт 1 данной статьи гласит, что требование контролирующей стороны о предоставлении документов вручается руководителю организации или физическому лицу (допускается передача уполномоченному представителю в обоих случаях) лично под расписку либо же в электронном формате по соответствующим информационным каналам. В остальных случаях данный документ отправляется заказным письмом и на 6-й день с момента отправки считается полученным.

Особенность процесса в том, что налогоплательщик обязан предоставить затребованную документацию в течение 10 дней с момента получения. Документы направляются лично или через представителя, заказным письмом или в электронном формате. Если в положенный срок проверяемая сторона не может предоставить всё затребованное в перечне, нужно уведомить об этом налоговый орган в письменном виде, указав причины и сообщив сроки передачи бумаг. Другая важная особенность: сделать это нужно в течение дня, следующего за днем получения запроса.

Обычно проходит контроль следующих документов:

  • КУДиР (книга учета доходов и расходов);
  • документы, отражающие движения по счетам;
  • налоговые декларации;
  • оборотно-сальдовые ведомости;
  • годовая бухгалтерская отчетность;
  • прочие документы согласно запросу ИФНС.

В соответствии со ст. 126 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 93 Налогового кодекса РФ) отказ в предоставлении налогоплательщиком документов, затребованных для выездной проверки, или же их отсутствие в обозначенный законом срок является правонарушением и влечет за собой ответственность:

  • непредставление самим плательщиком налогов или сборов, налоговым агентом документации и (или) прочих сведений, отвечающих Налоговому кодексу РФ и другим законодательным актам о налогах и сборах, в положенный срок наказывается штрафом в размере 200 руб. за каждый не предоставленный вовремя документ;
  • непредоставление проверяющему органу после соответствующего запроса сведений о компании-налогоплательщике (то есть отказ в передаче имеющихся документов, где содержатся данные о нём, а также прочие виды уклонения от исполнения такого требования), равно как и предоставление документации, содержащей заведомо недостоверные сведения (если это не относится к нарушению законодательства о налогах и сборах в соответствии со ст. 135.1 Налогового кодекса РФ), приводит к штрафу в размере 10 000 руб.
Читать еще:  Заключение партнерского договора с индивидуальным предпринимателем

При отказе юридического лица от передачи затребованных бумаг проверяющая сторона располагает правом осуществить выемку документов. Происходит это по мотивированному постановлению соответствующего должностного лица со стороны той ИФНС, которая инициировала выездную налоговую проверку. Данный документ должен быть подготовлен в соответствии с Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Во время выемки документов (денег и/или предметов) присутствуют понятые и сами лица, у которых производится изъятие, по результатам составляется протокол. В протоколе или же в специальных описях, которые к нему прикладываются, изъятое перечисляется; перечень сопровождается описанием.

Читайте также

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки получает альтернативное исчисление, если проверяющая сторона располагает особыми преференциями; в остальных же случаях действует предусмотренный законодательством срок в 2 месяца. Под преференциями понимается право на приостановку или продление выездной проверки. Особенность заключается в том, что в таком случае первый срок назначается продолжительностью 4 или 6 месяцев, второй срок проверки – 6 или 9 месяцев, что зависит от конкретных обстоятельств.

Налоговые органы, как правило, применяют расширенные права по срокам в тех случаях, когда нужно внести ясность по части спорных вопросов либо же закрепить законодательными актами возникшее подозрение на нарушение. Проверка филиалов налогоплательщика проходит в течение одного месяца, при этом она может быть приостановлена, но не продлена.

День, когда подконтрольной организации вручается решение о проведении выездной налоговой проверки, считается днем начала процедуры. Окончанием является дата, когда по итогам прошедшего мероприятия подписывается и вручается акт. Промежуток между этими днями и составляет фактический срок конкретной выездной проверки; максимальное его значение (с учетом приостановки и продления) может быть 1 год 3 месяца.

Контролирующему органу надлежит провести все запланированные процедуры проверки строго в рамках этого срока. Впоследствии любые доказательства нарушений, если они были выявлены по истечении максимального периода, к делу быть приобщены не могут.

В последний день готовится справка о проведении выездной налоговой проверки. Дата справки закрепляет окончание данного мероприятия.

Практический пример. Налоговый инспектор А. И. Петров осуществлял выездную проверку в ООО «Лидер». 15 июня 2019 года была составлена справка о проведенной процедуре. Это означает, что 15 июня 2019 года выездная проверка завершилась.

Процедура проведения выездной налоговой проверки: схема

В каком порядке выносится решение о выездной проверки и по каким критериям идет отбор компаний, какова процедура проведения, на что имеют права инспектора и директора предприятий — на все эти вопросы постараемся ответить в данной статье.

Налоговое законодательство по данному вопросу

Главным документом, регламентирующим данный вопрос является Письмо, выпущенное Федеральной налоговой службой 25 июля 2013 года за номером АС-4-213622. В нем рассмотрены вопросы места, сроков, порядка проведения проверок. Также статья 89 Налогового кодекса России имеет название «Выездная налоговая проверка» и описывает процедуру проведения проверок и общие понятия, используемые при проведении. Статья 91 НК России описывает как производится осмотр и доступ налоговиков на территория налогоплательщика с целью провести ВНП. А статья 94 НК РФ регламентирует какие документы и как может изъять налоговая для проведения детального изучения. Также нужно указать на Приказ от 30 мая 2007 года с номером ММ-3-06333, в котором изложена концепция налоговиков при установлении планов на проведение выездных проверок.

Выездная налоговая проверка (ВНП)

Понятие проверки налоговой на территории налогоплательщика означает выезд инспекторов на предприятие и изучение документов на месте. Такой проверке подвергаются не все налогоплательщики, а лишь некоторые. Есть официальные критерии отбора, для проведения ВНП.

Критерии, по которым идет отбор

Самыми существенными предпосылками, из-за которых предприятие может быть включено в план проведения ВНП, являются следующие:

  • Уровень налоговой нагрузки ниже среднего по рынку;
  • Предприятие ведет убыточную деятельность согласно бухгалтерской и налоговой отчетности на протяжении более одного года;
  • Если компания находится на специальном налоговом режиме, то приближение уровня доходов неоднократно к порогу применения режима;
  • Перерегистрация фирмы на новый адрес неоднократно;
  • Практически одинаковые уровни доходов и расходов на предприятии;
  • Отсутствие пояснений для ИФНС при запросах инспекторов;
  • Низкий по отношению к средне рыночному уровень заработанной платы сотрудников компании.

Если компания соответствует нескольким критериям, то риск включения ее в план проведения ВНП достаточно велик.

Важно! Решение о проведении ВНП должен вынести руководитель налоговой по месту учета предприятия или по месту регистрации предпринимателя.

Форму решения о проведении ВНП можно скачать здесь:

ВНП может проводится с целью проверки данных, предоставленных компанией или предпринимателем в декларации по какому либо одному или нескольким налогам. Налоговая проверяет правильность исчисления и своевременность перечисления платежей по налогам.

Важно! Срок, за который может проводится ВНП не может быть больше трех лет, предшествующих году, в котором проводится ВНП.

Налоговые органы вправе проводить ВНП только однократно в отношении одних и тех же налогов за одни и те же года. То есть повторного проведения проверки и более раз не допускается налоговым кодексом. Также налоговики не могут в течение одного года проводить более двух ВНП.

Срок проверки как правило не может быть больше двух месяцев, но иногда может быть продлен до 6 месяцев. Исчисление срока начинается с момента вынесения решения о ВНП до момента составления справки налоговиками об итогах ВНП.

Процедура ВНП

Налоговики при проведении должны ознакомится с документами, подтверждающими суммы, указанные в бухгалтерской и налоговой отчетности, а сам налогоплательщик обязан предоставить эти документы. Данное ознакомление в рамках ВНП возможно только на территории компании или предпринимателя, в отношении которого проводится ВНП.

По окончании проведения ВНП, а конкретнее в последний ее день инспектор обязан составить и вручить налогоплательщику справку о результатах ВНП. Если директора предприятия или ИП уклоняется от ее получения, то справка высылается по почте.

Документы, которые могут быть проверены

К списку документов, которые обычно проверяют инспектора относятся:

  • Декларации;
  • Приказы руководителя в отношении деятельности компании;
  • Регистры налогового и бухгалтерского учета компании;
  • накладные, акты, счета-фактуры выданные предприятием и поступившие на предприятие;
  • Книги доходов и расходов, покупок и продаж;
  • Касса;
  • Банковские выписки;
  • Путевые листы и другие первичные документы.

Также в целях проверки налоговиками может быть проведена инвентаризация имущества предприятия или предпринимателя., чтобы сопоставить данные, указанные в бухгалтерской отчетности с фактическим наличием имущества. Может быть проведен допрос свидетелей.

Важно! На допрос в качестве свидетеля может быть привлечено любое лицо, которое по мнению инспектора имеет отношение к предприятию или может обладать информацией о деятельности предприятия.

Выем документов

На основании постановления должностного лица ИФНС и не может быть проведена в ночное время. При проведении выемки должны присутствовать понятые. Могут быть взяты документы, которые относятся к предметы проверки. Никакие другие документы не могут быть изъяты. Документы, которые изъяты, должны быть прошнурованы и пронумерованы. При изъятии те документы, которые забирает инспектор, копируются и копии передаются директору. Данные копии инспектор заверяет своей подписью.

Доступ инспектора в помещение

Инспектор может осматривать любое помещение, которое используется предпринимателем или фирмой с целью получения дохода. При этом владелец компании или ее директор вправе присутствовать при данном осмотре.

Важно! Осмотр территории или помещения проводится в присутствии понятых.

Инспектор может проводит съемку фото и видео для целей ВНП. По окончании проверки должен быть составлен Протокол. Отказ налогоплательщика в доступе к помещению, которое должно быть осмотрено расценивается как административное правонарушение и по 19.7.6 КОАП должен быть наказан штрафом на должностное лицо в размере 10 000 рублей.

Выводы

При проведении ВНП компания, в отношении которой она проводится должна содействовать налоговикам, не препятствовать осмотру помещения и предоставлять документы, которые подвергаются проверке.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты