Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оборудование на балансе о налогообложении имущества

ВС РФ запретил налоговикам доначислять на оборудование налог на имущество

Верховный Суд РФ отменил решения налоговых органов и судов, которые посчитали установленное в цехе оборудование частью производственного здания и доначислили налог на имущество организаций.

Налоговые органы признали частью единого объекта недвижимости (цеха) установленные в здании цеха трансформаторную подстанцию, производственные линии, транспортеры и автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

ВС РФ в своем определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 поддержал налогоплательщика, который посчитал перечисленные объекты оборудованием и применил к ним освобождение от налога, предусмотренное пунктом 25 статьи 381 НК РФ для движимого имущества.

Суд указал, что определенность при взимании налога на имущество организаций обеспечивается за счет использования установленных в бухучете формализованных критериев признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств.

При этом в отношении объектов основных средств, принятых на учет с 01.01.2013 в качестве движимого имущества, установлено освобождение от уплаты налога.

Суд напоминает, что правила формирования в бухучете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Данное положение выделяет рабочие, силовые машины и оборудование в отдельный вид ОС, подлежащих учету, отличного от зданий и сооружений. При этом основой классификации ОС в бухучете выступает Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013- 2014 (СНС 2008) и ранее действовавший классификатор ОК 013-94.

Согласно данным классификаторам, оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных в классификаторах случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации). Из этих классификаторов также следует, что оборудование для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда, в том числе, установленное на фундаменте, по общему правилу не классифицируется в качестве сооружений. Данное оборудование подлежит классификации в соответствующих группировках машин и оборудования.

Учитывая изложенное, машины и оборудование, приобретенные как объекты движимого имущества, учитываются в бухучете отдельно от зданий и сооружений в качестве самостоятельных инвентарных объектов, и согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ подлежат налогообложению в таком качестве.

Это значит, что по общему правилу к машинам и оборудованию, выступавших движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, применимо освобождение от налога на имущество (предусмотренное подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 и пунктом 25 статьи 381 НК РФ).

Суд при этом признал, что в ходе налоговой проверки инспекторы могут выявить искусственное разделение в бухучете единого объекта основных средств, выступающего недвижимым объектом (зданием или сооружением) и доначислить налог на имущество. Однако подобные решения должны быть основаны на объективных критериях, соблюдение которых являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету.

Так, в частности, сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, в том числе, если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

По мнению судей, отнесение объектов к недвижимости или движимому имущество не должно зависеть от оценочных суждений экспертов и приводить к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление производственного оборудования в зависимости от особенностей монтажа и эксплуатации этих объектов.

Например, если климатические условия места производства требуют расположения оборудования в здании для обеспечения его нормальной эксплуатации, то это не должно приводить к отнесению этого оборудования для целей налогообложения к составной части здания.

ВС РФ в своем определении не только отменил налоговые доначисления но и предписал судам учитывать изложенную в определении правовую позицию.

Напомним, из-за разных подходов к налогообложению движимого имущества и недвижимости споры с налогоплательщиками об отнесении объектов к тому или иному виду часто доходят до суда. Кроме того, с 1 января 2019 года движимое имущество полностью исключено из объектов налогообложения, и налог уплачивается только в отношении недвижимости. Это изменение только усилило актуальность данной темы.

Новое определение Верховного Суда РФ поставило точку в одном и споров об отнесении оборудования к движимому имуществу. Позиция судей ВС РФ поможет организациям избежать неправомерных налоговых доначислений и сэкономит бизнесу миллиарды рублей.

Признается ли оборудование объектом налогообложения налогом на имущество организаций?

Опубликовано 08.06.2020 · Обновлено 08.04.2020

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

К недвижимым вещам относятся, в частности, подлежащие государственной регистрации здания, сооружения (статьи 130, 131 ГК РФ). Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимым, в том числе оборудование, которое прочно не связано с землей и перемещение которого не влечет несоразмерного ущерба его назначению, машины, хозяйственный инвентарь, деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ), которое в силу ст. 374 НК РФ не является объектом налогообложения налогом на имущество организаций (см. также письмо Минфина России от 11.04.2019 № 03-05-05-01/25730).

Читать еще:  Прямые и косвенные налоги РФ

В определении Верховного Суда РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 отмечается следующее. Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н), в соответствии с п. 5 которого рабочие и силовые машины, оборудование выделены в отдельный вид подлежащих учету объектов основных

средств, отличный от зданий и сооружений.

Основой классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете выступают Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (введен в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст) и ранее действовавший Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359). В соответствии с этими классификаторами оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу

основных средств. Исключение составляют случаи, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав, например: коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок; водо-, газо- и теплопроводные устройства; устройства канализации. То есть оборудование, используемое для процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда, в том числе установленное на фундаменте, по общему правилу не относится к сооружениям (поскольку не отвечает определению понятия «сооружение»), а подлежит классификации в соответствующих группировках машин и оборудования.

Учитывая изложенное, если иное не вытекает из ПБУ 6/01 и названных классификаторов,

машины и оборудование, приобретенные как объекты движимого имущества, учитываются в бухгалтерском учете отдельно от зданий и сооружений в качестве самостоятельных инвентарных объектов.

Соответственно, к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, по общему правилу, применимы исключения из объекта налогообложения, предусмотренные подп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Аналогичного подхода придерживается и Минпромторг России (письмо от 23.03.2018 № ОВ-17590/12 (доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 28.03.2018 № БС-4-21/5834@)): сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, даже если последующий его демонтаж и перемещение потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания, а следовательно, возможность его отнесения к недвижимости как составной (неотъемлемой) части этого здания отсутствует.

Оборудование на балансе: о налогообложении имущества

Облагаются ли налогом на имущество приобретенные организацией станки, принятые к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств. Разъясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Самойлюк и Сергей Родюшкин.

Организация приобрела станки (новые и б/у) и приняла их к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств. Являются ли эти станки объектом обложения по налогу на имущество организаций в свете изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ? Имеет ли значение, являются ли данные станки новыми или уже находившимися в эксплуатации у предыдущего собственника?

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378 и 378.1 НК РФ.

Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 202-ФЗ) п. 4 ст. 374 НК РФ был дополнен пп. 8, в соответствии с которым не признается объектом обложения налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств.

Согласно ст. 3 Закона N 202-ФЗ данный нормативный акт вступил в силу с 01.01.2013, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующим налогам.

Напомним, что налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ).

Принимая во внимание тот факт, что текст Закона N 202-ФЗ был, в частности, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29.11.2012, рассматриваемое изменение вступило в силу с 01.01.2013.

Таким образом, для применения льготы по налогу на имущество, установленной пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, имущество, принимаемое к учету, должно одновременно являться:

  • объектом движимого имущества;
  • объектом основных средств (далее — ОС), принятым организацией к учету после 01.01.2013.

Отметим, что в НК РФ не содержится определения понятия «движимое имущество». Соответственно, в данном случае следует применять определение движимого имущества, установленное гражданским законодательством (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ движимым имуществом признаются любые вещи, включая деньги и ценные бумаги, не относящиеся к недвижимости.

В свою очередь, к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Кроме того, следует также учитывать, что, как указано в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2006 N А43-19271/2005-12-644, по смыслу ст. 130 ГК РФ, прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. При квалификации объекта также проверяется его самостоятельное функциональное назначение. Иными словами, при квалификации объекта проверяется:

  • не является ли вещь частью другой вещи (если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь) (ст. 134 ГК РФ));
  • не является ли вещь принадлежностью другой главной вещи (вещь, предназначенная для обслуживания другой (главной) вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное (ст. 135 ГК РФ)).
Читать еще:  Налог на участок земли населенных пунктов

В судебной практике также встречается позиция, что при отнесении объекта к движимому или недвижимому имуществу следует выяснить, прочно ли связан этот объект с землей (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 23.01.2012 N Ф09-8735/11 по делу N А76-7475/2011 (определением ВАС РФ от 25.05.2012 N ВАС-6106/12 отказано в передаче данного дела для пересмотра в порядке надзора), Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 N 08АП-3006/11).

Таким образом, решение вопроса об отнесении конкретного объекта к движимому или недвижимому имуществу зависит от конкретных обстоятельств и характеристик указанного объекта.

Порядок учета на балансе организаций объектов ОС регулируется нормами ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

В п. 4 ПБУ 6/01 приведен перечень критериев, при единовременном выполнении которых актив принимается к учету в составе ОС:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Следует особо отметить, что специалистами Минфина России неоднократно высказывалось мнение, что актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве объекта ОС и, соответственно, включается в базу по налогу на имущество, когда этот объект приведен в состояние, пригодное для использования. Факт его ввода в эксплуатацию значения не имеет (смотрите, например, письма Минфина России от 25.06.2012 N 03-05-05-01/28, от 22.06.2011 N 03-05-05-01/50, от 22.06.2010 N 03-03-06/1/425).

Отметим, что в пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не устанавливается никаких иных критериев для применения данной нормы, помимо тех, которые были названы нами ранее.

Иными словами, данная льгота распространяется как на новые объекты движимого имущества, так и на бывшие в употреблении при условии, что они приняты к учету в составе объектов ОС после 01.01.2013. Аналогичное мнение, правда, в отношении объектов движимого имущества, являющихся предметом лизинга, высказывалось и специалистами Минфина России (смотрите письма Минфина России от 29.01.2013 N 03-05-05-01/1603, от 10.01.2013 N 03-05-05-01/01).

Таким образом, станки, которые приняты организацией к бухгалтерскому учету в качестве объектов ОС (приведены в состояние, пригодное для использования) с 01.01.2013, не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций при условии квалификации их в качестве объектов движимого имущества. При этом не имеет значения, являются ли данные станки новыми, или они находились в эксплуатации у предыдущего собственника.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Чек-лист всех изменений
принятых и вступивших в 2021 году

Подготовьтесь к отчетности заранее, посмотрите изменения в бухучете за 2021 год, чтобы показатели налоговой отчетности не шокировали вас в конце года, а налоговиков не спровоцировали на проверку. Воспользуйтесь вашим бесплатным доступом к бератору.

Законодательство Российской Федерации

База данных «Законодательство Российской Федерации» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система России

Общие сведения

Главным налоговым законом России является Налоговый кодекс Российской Федерации. Также в систему налогового законодательства входят федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

Налоговой кодекс РФ состоит из двух частей. Первая часть регулирует общие вопросы налогообложения. В ней указаны все виды налогов и иных платежей, действующие на территории нашего государства, регламентирован порядок исполнения налоговых обязательств, права, обязанности и ответственность участников налоговых отношений и многие другие общие аспекты.

Вторая часть устанавливает ставки или способ их определения, порядок, сроки уплаты всех налогов, действующих на территории РФ.

Поскольку Россия является федеративным государством, ее налоговая система, так же, как и вертикаль власти, состоит из трех уровней: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги

Федеральные налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – лица, реализующие определенную продукцию на территории страны, в том числе перемещающие ее через границу. Общая ставка равна восемнадцати процентам, имеются льготные ставки, равные нулю и десяти процентам.

Акцизы. Плательщики – лица, осуществляющие различные операции с подакцизной продукцией, (производители, реализаторы, импортеры). К ней относятся: алкогольная, спиртосодержащая, продукция, табачные изделия, нефтепродукты, газ, автотранспорт, некоторые химические вещества. Ставки зависят от вида товара, различны на 2016 и 2017 годы.

Налог на доходы физических лиц. Общая ставка – тринадцать процентов, для определенных видов доходов ставки равны девяти, тридцати и тридцати пяти процентам. Предусмотрены вычеты.

Налог на прибыль организаций. Объект – доходы за минусом понесенных в налоговом периоде расходов. База – прибыль в денежном выражении. Общая ставка – двадцать процентов.

Сборы за пользование объектами животного мира. Плательщики – лица, получившие разрешение на использование таких объектов на территории РФ. Ставка зависит от вида объекта.

Водный налог. Плательщики – пользователи водными объектами на основании лицензии. Налоговая база определяется в зависимости от способа водопользования (это может быть объем забранной воды, площадь водного пространства и т.д.). Ставки различны, зависят от вида использования, наименования используемого водного объекта.

Читать еще:  Начисление налога на прибыль проводки и примеры начисления дохода

Государственная пошлина. Плательщики – лица, обращающиеся в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления за совершением различных юридически значимых действий (в суды, к нотариусам, органы ЗАГС и т.д.) Размер зависит от вида испрашиваемого действия.

Налог на добычу полезных ископаемых. Плательщики – пользователи недр. Налоговая база – стоимость извлеченного ископаемого. Налоговые ставки различны, устанавливаются, как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к стоимости ресурса. Размер ставки зависит от вида добычи.

Региональные налоги и сборы.

Транспортный налог. Плательщики – лица, на чье имя зарегистрировано транспортное средство. Объекты – разные виды автомобильного, водного, воздушного транспорта. Ставка налога прогрессивная, зависит от мощности двигателя.

Налог на игорный бизнес. Плательщики – организаторы проведения азартных игр. Объект – игровое оборудование. Ставки различны, зависят от вида игрового оборудования, устанавливаются в ежемесячной твердой сумме за единицу оборудования.

Налог на имущество организаций. Плательщики – собственники и титульные владельцы движимого и недвижимого имущества, учтенного на балансе как основные средства. База – среднегодовая стоимость. Ставка устанавливается региональными властями и не может превышать 2.2 процента стоимости.

Местные налоги и сборы.

Земельный налог. Плательщики – собственники и владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость. Ставки устанавливаются местными властями и не могут превышать предельный размер, установленный НК РФ. Такой предел различен для земель различных категорий и равен, по общему правилу, полутора процентам, кроме земель сельхозназначения, земель жилищного фонда и некоторых других, для которых предельный размер равен 0.3 процентам.

Налог на имущество физических лиц. Плательщики – собственники недвижимости. База – кадастровая стоимость. Ставка устанавливается местными властями и не может превышать предельного размера. Этот размер зависит от вида имущества, его стоимости и варьируется в пределах от 0.1 процента до двух процентов.

Торговый сбор. Плательщики – лица, осуществляющие торговую деятельность на территории муниципального района, где действует сбор. Ставка устанавливается муниципалитетами.

Специальные налоговые режимы.

В целях создания благоприятных условий для предпринимательства для некоторых плательщиков в РФ введены и действуют несколько специальных налоговых режимов, таких как:

Единый сельскохозяйственный налог. Применяется производителями сельхозпродукции, заменяет уплату налогов на прибыль и имущество организаций. Объект налогообложения – доходы за минусом произведенных расходов. Общая ставка составляет шесть процентов. Для плательщиков Крыма и Севастополя предусмотрены льготы в виде нулевой ставки на 2015-2016 годы и четырехпроцентной ставки с 2017 по 2021 год.

Упрощенная система налогообложения. Плательщики – организации и предприниматели, отвечающие определенным требованиям. Освобождает от уплаты подоходного налога, налогов на имущество, налога на прибыль. Объект – доходы и доходы за вычетом расходов. Ставка устанавливается региональными законами, для объекта в виде доходов варьируется от одного до шести процентов. Для объекта в виде доходов за вычетом расходов, ставка колеблется от пяти до пятнадцати процентов. Для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

Единый налог на вмененный доход(далее – ЕНВД). Применяется для определенных видов деятельности, поименованных в НК РФ. Заменяет уплату налога на прибыль, налогов на имущество, подоходного налога. Плательщики — организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, в отношении которой введен ЕНВД на территории муниципального района, пожелавшие перейти на данную систему налогообложения и отвечающие определенным требованиям закона. Объект налогообложения – вмененный доход. Его размер зависит от вида деятельности, установлен НК РФ и подлежит корректировке на местные коэффициенты. Ставка – пятнадцать процентов от вмененного дохода.

Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных на основании ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Предусматривает замену части налогов и сборов разделом произведенной продукции. Инвесторы освобождаются от уплаты различных региональных и местных налогов, а также получают возмещение некоторых федеральных налогов.

Патентная система. Применяется предпринимателями при осуществлении некоторых видов предпринимательской деятельности, перечисленных в законе. Освобождает от уплаты: подоходного налога и налога на имущество. Объект налогообложения – потенциально возможный годовой доход. Ставка равна шести процентам, для Крыма и Севастополя предусмотрены льготы.

Завершая краткий обзор налогового законодательства России, можно сделать следующие выводы.

В целом основной налоговый закон можно назвать современным, удобным, и понятным. Он очень подробно регулирует как общие вопросы налогообложения, так и особенности исчисления и уплаты каждого отдельно взятого налога.

Налоговое бремя нельзя назвать чрезмерным, ставки по основным налогам – средние, не сильно высокие, но и не слишком низкие. Тенденций к постоянному повышению их размера, как имеет место в некоторых государствах СНГ, в настоящее время не наблюдается. На многие налоги, уплачиваемые исключительно бизнесом, на длительное время (до 2021 года включительно) предусмотрены серьезные преференции для Крыма и Севастополя, что представляется верным в сложившейся политической и экономической ситуации. Также налоговое законодательство можно характеризовать как «аграрно ориентированное», то есть содержащее множество льгот по уплате налогов для сельхозпроизводителей.

Хочется надеяться, что в будущем государство будет и дальше стремиться повысить свои доходы от налоговых поступлений не экстенсивным, а интенсивным путем, то есть за счет повышения эффективности их взимания и платежной дисциплины, а не путем увеличения налоговых ставок, а все прогнозы о возможном повышении после выборов Президента в 2018 году основных налогов – подоходного, НДС и акцизов – останутся лишь слухами.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты