Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверяющие оценивают налоговую нагрузку и рентабельность

В зоне налогового риска

Приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297 изменены некоторые общедоступные критерии оценки налоговых рисков, используемые фискалами при разработке плана выездных проверок. Бухгалтеры должны учитывать эти поправки, чтобы не оказаться в зоне особого внимания контролеров.

Признаки, по которым налоговики отбирают «счастливчиков» для проведения выездных проверок, еще пять лет назад перестали быть тайной за семью печатями. Недоступным для налогоплательщиков остается только сам план выездных налоговых проверок (ВНП). А критерии отбора, по которым он составляется, может «примерить» на себя каждая компания, что, в общем, и нужно делать систематически, чтобы визит налоговых инспекторов не стал неожиданностью.

Эти критерии или, правильнее сказать, обстоятельства, при наступлении которых компания рискует стать объектом выездного налогового контроля, закреплены в Концепции системы планирования ВНП, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 (далее — приказ № ММ-3-06/333), и расшифрованы в приложениях к этому документу. Обстоятельств всего 12. Поправки, внесенные в этот документ комментируемым приказом, коснулись четырех из них: выплаты зарплаты ниже средней по региону, представления пояснений в связи с получением уведомления инспекции, налоговой нагрузки и уровня рентабельности. Разберемся, насколько значимы эти изменения.

Работник рассказал о «серой» зарплате

Выплата работнику среднемесячной заработной платы ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе является одним из признаков, по которым налоговики могут включить компанию в план выездных налоговых проверок (п. 5 раздела 4 приложения 1 и п. 5 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333). Ведь это скорее всего означает, что реальный размер доходов сотрудников работодатель скрывает с целью уклонения от уплаты «зарплатных» налогов.

В Общедоступных критериях оценки рисков (п. 5 приложения 2) поясняется, что информацию о показателях среднего уровня зарплаты можно найти на официальных сайтах Росстата и ФНС России, а также в сборниках экономико-статистических материалов, публикуемых Росстатом. Кроме того, можно обратиться в территориальные подразделения этих госорганов с соответствующим запросом.

Теперь в Общедоступных критериях оценки рисков закреплено также, что при выборе объектов для проведения ВНП налоговый орган учитывает информацию о выплате компанией или бизнесменом неучтенной заработной платы (в конвертах), нарушениях при оформлении трудовых отношений и иные аналогичные сведения. Такая информация может предоставляться правоохранительными и другими контролирующими органами (например, трудовой инспекцией), поступить к налоговикам в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Конечно, предположительное занижение заработной платы работодателем всегда было в поле зрения фискалов. Вспомним хотя бы пресловутые «зарплатные» комиссии, на которых налоговики «по-хорошему» просят повысить заработную плату до среднего уровня по субъекту РФ.

При этом сам по себе факт выплаты низкой заработной платы налоговым правонарушением не является, а занижение оплаты труда еще надо доказать. Это, собственно, и пытаются сделать налоговики, проводя в отношении таких «правонарушителей» выездные проверки в первоочередном порядке. Теперь для включения компаний, выплачивающих низкую зарплату, в план ВНП у фискалов есть дополнительный повод — сигнал извне, в том числе от работников организации.

С одной стороны, особых поводов для беспокойства нет, поскольку никаких новых аргументов для доначислений у налоговиков не появилось. Суды нередко отказывают налоговикам в поддержке доначислений, основанных только на допросах в качестве свидетелей работников организации (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 12.08.2011 по делу № А12-21588/2010).

С другой — есть судебные решения, в которых арбитры встают на сторону проверяющих. Так, судьи ФАС Московского округа в постановлении от 18.01.2012 по делу № А40-71623/10-111‑46 указали, что показания работников о размере их фактического дохода опровергают данные о зарплате, содержащиеся в расчетно-платежных и платежных ведомостях и лицевых счетах сотрудников. Арбитры отметили, что свидетели были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а организация, не соглашаясь с показаниями, не настояла на вызове свидетелей в суд для повторного допроса.

Кроме того, нужно учитывать, что в ходе проверки налоговики могут найти и другие доказательства занижения заработной платы работников (в частности, неофициальные платежные ведомости), которые вкупе с показаниями сотрудников суд посчитает достаточным основанием для доначислений (постановление ФАС Поволжского округа от 09.06.2009 по делу № А72-6844/2008). Поэтому можно сказать, что теперь работодателю, выплачивающему «серую» зарплату, нужно быть уверенным в лояльности своих работников, чтобы не­ожиданно не стать объектом ВНП.

Попросили пояснения, а в ответ тишина

Концепция системы планирования ВНП в прежней редакции предусматривала, что инспекция может включить в план ВНП компанию или коммерсанта, не представивших пояснения в связи с получением уведомления о выявлении несоответствий в показателях деятельности (п. 9 раздела 4 приложения 1 к приказу № ММ-3-06/333). Правда, исходя из положений п. 9 Общедоступных критериев оценки рисков инспекторам для этого требовалось выполнить несколько условий.

Во-первых, это наличие оснований для вызова в инспекцию (ошибки и противоречия в отчетности, несоответствие данных декларации информации, которой располагают налоговики). Во-вторых, факт направления уведомления, предусмотренного подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, для целей камеральной налоговой проверки. И в-третьих, отсутствие объективных причин, которыми можно было бы объяснить игнорирование законных требований налогового органа.

Заметим, что в документе не поясняется, что считать такими объективными причинами. Полагаем, что под этим может подразумеваться, например, неполучение уведомления в связи с ошибками, допущенными инспектором в реквизитах адресата, или недостатками в работе почты, болезнь бухгалтера, какие-либо форс-мажорные обстоятельства. Но у налоговых инспекторов по этому вопросу может быть и другое мнение.

К этим и без того достаточно неприятным условиям добавились новые. Теперь основанием для проведения выездной проверки может стать и непредставление запрашиваемых документов или наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов и уплату (удержание) налогов. Это предусмотрено в подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ и п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Документы, утраченные в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча и проч.), должны быть восстановлены.

Последствия таких новаций просчитать нетрудно. Например, получив уведомление о вызове в инспекцию, компания поясняет налоговикам, что подтвердить соответствие действительности данных декларации не представляется возможным в связи с утратой первичных документов. У налоговиков в такой ситуации теперь есть все основания для включения проштрафившейся организации в план ВНП. А обязательства компании инспекция определит расчетным путем, руководствуясь подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Читать еще:  Предпринимательская деятельность подача уведомления в Роспотребнадзор

Отметим, что такие проверки, как правило, сопровождаются доначислением налогов, и не всегда получается отстоять обоснованность притязаний фискалов даже через суд (постановления Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 № 5/10, ФАС Северо-Кавказского округа от 04.10.2010 по делу № А32-51075/2009-19/964, Уральского округа от 30.08.2010 № Ф09-6738/10-С2 и др.).

Налоговая нагрузка и уровень рентабельности

Налоговики могут включить в план ВНП компанию, налоговая нагрузка которой ниже среднего размера нагрузки по соответствующему виду экономической деятельности, а также организацию, показатели рентабельности (рентабельность активов и рентабельность продаж) которой значительно ниже среднестатистического уровня рентабельности для сферы деятельности, которой занимается данная компания. Это закреплено в п. 1 и 11 Общедоступных критериев оценки рисков. Показатели налоговой нагрузки в расчете на одного налогоплательщика и рентабельность по основным видам экономической деятельности приведены в приложениях 3 и 4 к приказу № ММ-3-06/333 соответственно.

Критерии 1 и 11 должны уточняться ежегодно до 5 мая (п. 6 приказа № ММ-3-06/333). Но на практике налоговики успевают это сделать не всегда (например, данные за 2008 и 2009 гг. появились в документе только в сентябре 2010 г.). В таком случае для оценки риска включения в план ВНП нужно использовать данные за последний предшествующий год, в отношении которого утверждены соответствующие показатели налоговой нагрузки. Это предусмотрено в п. 2 приказа ФНС России от 22.09.2010 № ММВ-7-2/461.

В текущем году ведомство почти уложилось в срок: критерии актуализированы и в приложениях 3 и 4 к приказу № ММ-3-06/333 содержатся теперь среднестатистические данные по налоговой нагрузке и рентабельности за 2011 г. Их нужно будет использовать в качестве отправной точки при сопоставлении с данными по налоговой нагрузке и рентабельности, рассчитанной компанией по бухгалтерской отчетности как за 2011 г., так и за последующие периоды, впредь до новой актуализации.

Фискальная нагрузка по страховым взносам

fiskalnaya_nagruzka.jpg

Похожие публикации

Фискальная нагрузка по СВ (страховым взносам) необходима для оценки уровня риска появления налоговых правонарушений. Этот показатель используется налоговиками для выявления налогоплательщиков, которых надо включить в план проверок в первую очередь (чем выше степень риска, тем с большей вероятностью будет назначена на следующий год проверка). При сопоставлении расчетных величин по налоговой нагрузке с нормативными специалисты контролирующего органа принимают за основу среднеотраслевое значение конкретного параметра.

Усредненные показатели налоговой нагрузки в процентах приведены в приказе авторства ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@. В приложении 3 этого правового акта представлены данные за 2017 год в разбивке по направлениям деятельности субъектов предпринимательства. Здесь же приведена справочно фискальная нагрузка по СВ. Такие данные налоговый орган готовит ежегодно с учетом обновленной статистики по отраслям. Измененные показатели находятся в общем доступе – они публикуются на сайте ИФНС. Величина страховых взносов начала учитываться в составе факторов, влияющих на уровень фискальной нагрузки, с 2017 года после передачи функций администратора этих платежей от страховых фондов налоговикам.

Фискальная нагрузка по СВ – что это такое

Под налоговой нагрузкой понимается относительная величина ресурсов, отвлекаемых субъектом хозяйствования из оборота для уплаты налоговых обязательств перед бюджетом. Этот показатель позволяет оценить уровень влияния налогов на текущую рентабельность деятельности. Фискальную нагрузку можно выводить по разным параметрам:

  • в целом по государству;
  • в разбивке по субъектам РФ;
  • по отраслям предпринимательской деятельности;
  • по категориям предприятий, сгруппированным по однородным признакам;
  • по отдельным субъектам хозяйствования или физическим лицам.

Базой для оценки уровня налогового давления могут выступать, в том числе, начисляемые и уплачиваемые страховые взносы. Абсолютное и относительное значение налоговой нагрузки требуется для объективного анализа деятельности предприятия, составления плана проверочных мероприятий контролирующими органами. Субъектам предпринимательства этот параметр дает возможность оценить уровень налоговых рисков.

Фискальная нагрузка по страховым взносам: алгоритм расчета

Порядок выведения показателя налоговой нагрузки регламентирован Приказом № ММ-3-06/333@. В документе приведена универсальная формула, по которой производится анализ налоговых рисков. Более подробные рекомендации даются в письменных разъяснениях ФНС:

  • письмо от 25.07.2017 г. № ЕД-4-15/14490@;
  • письмо от 29.06.2018 г. № БА-4-1/12589@.

В последнем документе приведен алгоритм расчета нагрузки именно по страховым взносам:

Совокупный объем уплаченных в бюджет страховых взносов / Выручка (не включающая сумму НДС и акцизов) х 100%.

Общая фискальная нагрузка определяется по формуле:

Размер уплаченных налогов, в числе которых значится и НДФЛ / (Вырученные средства без учета НДС и акциза + Прочие доходные поступления) х 100%.

Для самоанализа субъектам хозяйствования рекомендуется вычислять текущий уровень налоговой нагрузки и сравнивать его с опубликованным на сайте ФНС среднеотраслевым показателем. Значительное превышение или занижение этого параметра могут стать причиной пристального внимания к деятельности компании со стороны налоговиков. Желательно сравнивать расчетные величины отчетного периода с предыдущими годами. Анализ изменений в динамике позволит понять, насколько существенным может оказаться влияние налогов на результаты деятельности в перспективе.

При низком уровне налоговой нагрузки налоговики перед принятием решения о включении предприятия в план проверок истребуют письменные пояснения. Если доводы компании покажутся проверяющим объективными и обоснованными, проверку в ближайшее время можно не ждать. Но если объяснения субъекта хозяйствования не смогут убедить налоговиков в отсутствии правонарушений, ФНС инициирует проведение проверки деятельности налогоплательщика.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Рентабельность и налоговая нагрузка

Стать «невидимкой» для налоговой хотят многие компании. Для этого нужно всего лишь играть по правилам, которые ФНС озвучивает не первый год. Одно из главных требований – соблюдать показатели налоговой нагрузки и рентабельности, установленные самими налоговиками.

Налоговый калькулятор

С февраля этого года электронный сервис «Прозрачный бизнес» , созданный налоговиками, получил новое развитие. Теперь на той же площадке размещен еще один сервис – «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки» . Несмотря на, казалось бы, однозначное название, при помощи калькулятора можно выполнить несколько задач:

  • узнать, насколько значительные суммы налогов к начислению ожидают налоговики от вашей компании;
  • получить важную для перехода в режим невидимости (для налоговиков) информацию, затрагивающую, в том числе, и рентабельность.
Читать еще:  Порядок получения ИНН индивидуальным предпринимателем

Показатели, выданные калькулятором, можно считать негласной нормой, и если ваши цифры ниже более, чем на 10%, то компания – в зоне риска. Значит, ей гарантированы:

  • вызовы на комиссии по легализации;
  • вал запросов от «камеральщиков» с неприкрытыми попытками доначислений, от которых спасают только тонны документов, возражения, жалобы, а порой и судебные разбирательства;
  • выездная проверка, если показатели оборота и отклонения рентабельности и налоговой нагрузки от «нормативных» показателей достаточны для весомых доначислений, которые инспекторы обязаны «принести в бюджет» (например, по Москве негласно установлен минимальный порог доначислений по выездной проверке – около 38 млн руб.).

Впрочем, для того, чтобы попасть в зону риска, достаточно 5-7-процентного отклонения в меньшую сторону. Именно поэтому мы в 1C-WiseAdvice постоянно следим за тем, чтобы наши клиенты находились в безопасной зоне и при этом не переплачивали государству лишнего:

  • начисления, превышающие «нормативные» ожидания налоговиков, приводят к тому, что в отношении конкретно вашей компании «планка» по налогам будет поднята, и любое снижение суммы уплаченных налогов начнет вызывать вопросы;
  • начислять меньше (чтобы не задирать планку), а платить больше – это бесплатный кредит государству (причем возвращать переплату оно очень не любит).

Платить нужно ровно столько, сколько начислено в декларации, ведь налоговики проводят анализ, прежде всего, начисленных налогов. Для того, чтобы соблюсти баланс, существует оптимизация налогообложения и 1C-WiseAdvice предлагает своим клиентам услуги по разработке налоговой стратегии, т.е. законных вариантов снижения налогов. Более подробно о наших способах читайте здесь >>>

Как проверяющие оценивают налоговую нагрузку и рентабельность

Налоговый калькулятор позволяет увидеть себя глазами налоговиков, но пока он имеет отдельные недостатки:

  • работает в тестовом режиме, что означает не 100-процентную корректность;
  • предназначен исключительно для компаний, применяющих общий режим налогообложения.

Состав «нормативных» показателей налоговики концептуально утвердили еще в 2007 году. Из их величины и нужно исходить в случаях, если налоговый калькулятор не подошел.

О среднеотраслевых показателях и видах деятельности как критериях для назначения налоговой проверки

Перед вами отрывок отчета о семинаре «Налоговая проверка — правила обороны» (лектор Гагарин П.А. — председатель экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству, член саморегулируемой организации аудиторов «Российская Коллегия аудиторов», председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»). Опубликовано в издании «Главная книга.Конференц-зал» 2012, № 07.

Какие факторы налоговых рисков связаны с особенностями ведения хозяйственной деятельности самим налогоплательщиком? Прежде всего, несоответствие основных показателей этой деятельности средним отраслевым показателям, значения которых определяет ФНС.

Откуда вообще взялась идея об использовании отраслевых показателей? Наши налоговики позаимствовали ее у коллег из США. В Америке распространена такая практика — вновь созданную компанию первые 2 года ее жизни просто не трогают. К ней присматриваются. Собирают информацию о том, чем она занимается, какие ресурсы для этого использует, какую прибыль получает, ну и, конечно, сколько налогов при этом платит. По прошествии 2 лет, когда в распоряжении налоговиков оказывается достаточно данных, показатели деятельности компании сравнивают с показателями других аналогичных предприятий. То есть компаний той же отрасли, сопоставимых с анализируемым налогоплательщиком по масштабам деятельности и величине задействованных ресурсов — производственных и офисных площадей, работников, оборотных средств. И только если видят какие-то существенные расхождения, начинают работать с предприятием более плотно — требуют пояснений, возможно, назначают проверку.

И вот, 10 лет назад, в 2002 году, наша налоговая служба решила этот опыт перенять. Но тут сразу же появилась проблема — в распоряжении налоговиков просто не было данных об отраслевых показателях. И где их взять? Выход нашли очень простой и оригинальный — все необходимые сведения должны предоставить сами налогоплательщики.

Для этого начиная где-то с 2003 года инспекции стали рассылать руководителям предприятий письма с просьбой заполнить приложенную к письму анкету. Там нужно было указать, как называется компания, чем она занимается, сколько у нее работников и какие зарплаты они получают, какие производственные мощности используются, сколько и каких налогов она платит, каков оборот по расчетному счету. В общем, компании предлагали сообщить о себе буквально все — анкета занимала несколько страниц.

И что самое интересное, во многих таких письмах и анкетах даже не говорилось, кому они адресованы. Вверху анкеты значилось: «Руководителю предприятия». И все. Когда меня спрашивали, что с такими письмами делать, я всегда отвечал: «Выкидывайте, не раздумывая. Ведь это письмо не вам». Позже большинство писем уже стали адресными. Тем не менее я все равно советовал на них не отвечать, ведь НК не предусматривает, что налогоплательщик должен представлять такие сведения. Чтобы не ссориться со своей инспекцией, лучше, конечно, было не оставлять такое письмо совсем без ответа и как-нибудь вежливо отписаться. Но сообщать о себе столько сведений точно ни к чему — мало ли как их будут использовать.

Однако многие руководители компаний эти анкеты заполняли. И в результате к 2006 году у налоговиков появилась база данных, позволяющая рассчитать средние показатели по отраслям. И некоторые из них стали использовать при составлении планов выездных проверок. Что это за показатели? Совокупная налоговая нагрузка, то есть отношение общей суммы уплачиваемых налогов к выручке, средняя зарплата, рентабельность продаж и рентабельность активов.

Значения этих показателей никто не скрывает. Данные о налоговой нагрузке и рентабельности по отраслям приведены в приложениях к Общедоступным критериям самостоятельной оценки налоговых рисков. Есть такой документ, утвержденный ФНС. Его можно найти и на сайте налоговой службы, и в правовых базах. Причем данные постоянно обновляются. Недавно, где-то месяц назад, появились показатели за 2011 год.

Так вот, если показатели деятельности компании существенно отличаются от отраслевых, она уже находится в зоне повышенных налоговых рисков. Какое отклонение считается существенным? По рентабельности продаж и активов — 10 процентов, такой норматив установлен ФНС. По налоговой нагрузке и средней зарплате предельные величины отклонений официально не установлены. Но по факту подозрительным считается отклонение более чем на 20 процентов. То есть, если в среднем по отрасли зарплата — 30 000 рублей, а у вас — 25 000, это нормально. А вот если только 20 000, уже подозрительно. Не факт, что из-за этого вас сразу же включат в план выездных проверок. Но на «зарплатную» комиссию вполне могут вызвать. Кстати, все эти комиссии — «зарплатные», «убыточные» и прочие — с юридической точки зрения явление довольно странное. Нигде в Налоговом кодексе ни о чем подобном не говорится. Но и явного нарушения закона здесь тоже нет — инспекция вправе вызывать налогоплательщика для дачи пояснений. Поэтому если вас вызвали на комиссию, лучше все-таки туда прийти. Тем более что, возможно, инспекцию удовлетворят ваши объяснения, и до выездной проверки дело так и дойдет.

Читать еще:  Лизинг при упрощённой системе налогообложения УСН

А вот если средняя зарплата в компании только 5000, тогда как в среднем по отрасли — 30 000, то выездная проверка почти гарантирована. Потому что это уже не просто существенное отклонение, а отклонение резкое, в разы.

При этом, если вы хотите действительно снизить риски, связанные с соблюдением отраслевых показателей, нужно понимать следующее. В Общедоступных критериях оценки налоговых рисков говорится об отклонении от отраслевых показателей только в сторону уменьшения. Но по факту превышение этих показателей тоже считается подозрительным. Поэтому не нужно стремиться к тому, чтобы рентабельность или налоговая нагрузка у вашей компании были выше средних значений. Нужно соблюдать налоговые приличия. Понимаете? Если в ФНС решили, что предприятие вашей отрасли должно платить 100 рублей налогов, значит, и нужно платить именно 100. Можно 103, можно 97. А вот 50 уже нельзя, потому что заподозрят в использовании незаконных схем налоговой оптимизации. Но и 200 тоже нельзя — налоговики решат, что компания чересчур богата. А раз так, ее нужно включить в план выездных проверок, ведь она без проблем расстанется с теми налогами, которые ей доначислят.

Кроме соблюдения отраслевых показателей, налоговики также обращают внимание на любые резкие изменения в деятельности компании. Скажем, некое предприятие все время торговало колготками и больше ничем не занималось. И вдруг вместо колготок все его деньги уходят на покупку ценных бумаг. Согласитесь, странно. Особенно если и директор, и собственники компании остались прежними. Конечно, можно допустить, что директор, который всю жизнь торговал колготками, внезапно сочинил некий гениальный инвестиционный план. Может быть. А может, он просто сошел с ума. Но гораздо вероятнее другое — просто директору кто-то предложил схему налоговой оптимизации, основанную на купле-продаже ценных бумаг. И налоговики прекрасно понимают, что этот вариант наиболее вероятный.

Подозрения у инспекторов вызывают и крупные сделки, которые непонятно, зачем заключаются, и также непонятно, за счет чего финансируются. Предположим, та же компания, торгующая колготками, приобретает офисный центр или большое помещение в офисном центре. Сделка абсолютно правильно оформлена, продавец добросовестный — все законно. Но при этом работников в компании всего несколько человек и для того, чтобы нормально работать, ей всегда хватало пары комнат. Да и обороты у нее совсем не такие, чтобы приобретать крупные объекты недвижимости.

А между тем налоговой инспекции о покупке здания станет известно сразу же — регистрирующие органы обязаны сообщать ей обо всех сделках с недвижимостью. И, естественно, у инспекторов возникнут вопросы. Зачем этой компании понадобилось целое здание? А главное, откуда у нее деньги? Начнут разбираться, вызовут директора для пояснений. Предположим, выяснится, что деньги на покупку здания компания взяла в долг: просто заключила договор займа или выпустила собственные векселя. Тогда налоговики заинтересуются уже ее заимодавцем. А потом и теми компаниями, от которых деньги поступили к нему. И так далее, пока не установят реальное происхождение денег. Возможно, в конце концов окажется, что никаких нарушений закона и не было. Но внимание инспекции всем компаниям, прямо или косвенно участвовавшим в финансировании сделки по покупке офисного центра, обеспечено. И если сделка действительно прикрывала собой какую-то схему по оптимизации налогов, эта схема будет раскрыта.

Ну что же, вот мы с вами и изучили все основные факторы налоговых рисков. Если у вас получится полностью исключить их из деятельности вашей компании, значит, вероятность выездной налоговой проверки минимальна. Сказать, что этой вероятности нет вообще, к сожалению, нельзя — таких ситуаций просто не бывает.

А что если какие-то факторы риска в деятельности предприятия присутствуют? Все-таки не так уж часто можно встретить идеальную с точки зрения налоговиков компанию. У которой и среди контрагентов нет ни одной сомнительной фирмы. И показатели деятельности укладываются в отраслевые нормативы. И экономический смысл всех сделок без каких-либо пояснений понятен любому проверяющему. Согласитесь, в реальной жизни так почти никогда не бывает. И при желании хоть какие-то огрехи можно найти у любого вполне законопослушного предприятия. Значит ли это, что со дня на день ему нужно ждать прихода налоговиков?

Не обязательно. Они просто не в состоянии проверить все компании, вызывающие у них малейшие подозрения. Поэтому выездная проверка назначается только тогда, когда у них есть «достаточные основания полагать», что они смогут найти нарушения и доначислить налоги. Причем на немаленькую сумму. Думаю, не раскрою большого секрета, если скажу, что у инспекторов есть негласные нормативы по доначислениям. Скажем, если компания зарегистрирована в Восточном округе Москвы, доначислить нужно минимум 1,5 миллиона рублей. В Центральном — еще больше. Поэтому при составлении плана проверок налоговики тщательно анализирует всю известную им информацию о налогоплательщике. Оценивают все имеющиеся факторы налоговых рисков в совокупности. И только если они уверены, что проверка не закончится впустую, принимают решение о ее проведении.

Какой из этого следует вывод? Чтобы достоверно определить вероятность проверки, недостаточно просто выявить все факторы риска, присутствующие в деятельности компании. Нужно понять, как эти факторы будет оценивать налоговая служба. И что еще важнее — выяснить, какова вероятность того, что налоговики вообще узнают об их существовании. И как они об этом узнают.

Впервые опубликовано в издании «Главная книга.Конференцзал» 2012, № 07

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты