Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как налоговому агенту принять НДС к вычету

Предоплата иностранному контрагенту: когда налоговому агенту положен вычет НДС?

Если покупатель перечисляет предоплату, он вправе принять по ней НДС к вычету, не дожидаясь, пока приобретаемые товары (работы, услуги) будут поставлены на учет. Но это правило не распространяется на случай, когда аванс уплачивается иностранному продавцу. Об этом Минфин России сообщил в письме от 20.03.2018 № 03-07-08/17279.

При покупке товаров (работ, услуг) у иностранной компании российская организация признается налоговым агентом по НДС, если выполняются следующие условия:

иностранная компания не состоит на учете в российских налоговых органах;

местом реализации товаров (работ, услуг) является территория РФ (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ).

Российская организация — налоговый агент должна исчислить, удержать из выплачиваемых сумм и уплатить в бюджет НДС независимо от того, является ли она плательщиком данного налога или нет (п. 2 ст. 161 НК РФ). Перечисление НДС осуществляется одновременно с выплатой денежных средств иностранной компании (п. 4 ст. 174 НК РФ). Таким образом, с предоплаты налоговый агент должен удержать НДС и уплатить этот налог в бюджет.

По общему правилу, установленному п. 12 ст. 171 НК РФ, для принятия к вычету НДС по предоплате у покупателя должны быть:

счет-фактура продавца, выставленный им при получении предоплаты;

документы, подтверждающие фактическую уплату денежных средств в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);

договор, который содержит условие о предоплате (п. 9 ст. 172 НК РФ).

У покупателя — налогового агента счета-фактуры иностранного продавца нет. Но у него есть счет-фактура, выписанный им самим при перечислении предоплаты, который он регистрирует в книге продаж (п. 15 Правил ведения книги продаж 1 ). Может ли налоговый агент на основании этого счета-фактуры принять к вычету указанный в нем НДС?

В комментируемом письме специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что пока купленные товары (работы, услуги) не будут приняты к учету, заявить вычет НДС с предоплаты налоговый агент не может. Свою позицию финансисты объяснили следующим образом. Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налоговым агентом при приобретении товаров (работ, услуг), которые будут использоваться в облагаемых данным налогом операциях. А такие вычеты в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм НДС после принятия на учет товаров (работ, услуг).

Отметим, что аналогичные разъяснения Минфин России давал и раньше (письма от 06.04.2016 № 03-07-08/19500, от 21.06.2013 № 03-07-08/23545, от 20.11.2009 № 03-07-08/238).

Согласны с финансистами и налоговики. В письме от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@ «О порядке составления счетов-фактур налоговыми агентами» ФНС России разъяснила, что общие правила принятия к вычету НДС по предоплате, установленные п. 12 ст. 171 и п. 9 ст. 172 НК РФ, на налоговых агентов не распространяются. Ведь у них нет счетов-фактур, выставленных продавцом по полученной предоплате. Поэтому суммы налога с аванса, перечисленные в бюджет налоговыми агентами, подлежат вычету при наличии счета-фактуры, составленного при предварительной оплате товаров (работ, услуг), и первичных документов, подтверждающих факт принятия этих товаров (работ, услуг) на учет.

Данные разъяснения налоговиков ВАС РФ решением от 12.09.2013 № 10992/13 признал соответствующими положениям Налогового кодекса.

Итак, суммы НДС, исчисленного налоговым агентом с предоплаты, принимаются к вычету в налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) приняты к учету. Обратите внимание: если в декларации за этот период по каким-либо причинам вычет не был заявлен, налоговый агент вправе подать уточненную декларацию. Но сделать это нужно не позже, чем по истечении трех лет после окончания налогового периода, в котором товары (работы, услуги) были приняты к учету (п. 2 ст. 173 НК РФ).

1 Правила ведения книги продаж утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

НДС налогового агента в 1С 8.3 — пошаговая инструкция на примере

Налоговым агентом по НДС считается организация, выступающая посредником при сделках покупки или продажи товаров и услуг у сторонних организаций, в том числе иностранных. Налоговый агент обязан оформить все операции, связанные с начислением, уплатой и предъявлением к возмещению НДС, включая налог на свои собственные услуги.

Рассмотрим ситуацию, когда организация выполняет обязанности налогового агента по НДС при реализации услуг в 1С 8.3 Бухгалтерия. Предприятие «Волшебная лань» заказала консультационные услуги у организации «Юрист-Плюс»; фирма «Пример» выступает посредником, то есть налоговым агентом по НДС.

Последовательность операций для фирмы «Пример» в этом случае будет выглядеть следующим образом:

  1. Поступление аванса от заказчика.
  2. Начисление НДС с аванса.
  3. Оформление услуги.
  4. Начисление НДС (по реализации).
  5. Предъявление НДС к вычету (только по авансам полученным).
  6. Оформление оплаты.
  7. Перечисление денег исполнителю (принципалу).
  8. Формирование отчета агента.
  9. Начисление НДС (вознаграждение агента).

Поступление средств и формирование счета-фактуры налогового агента

На рис.1 представлен документ банковской выписки, по которой фирма «Пример» получает аванс от заказчика «Волшебная лань».

Проводки можно увидеть на рис.2.

Получите понятные самоучители по 1С бесплатно:

Следующий этап – выставление счета-фактуры на аванс (Рис.3). В нем придется вручную заменить код вида операции.

Проводки тоже необходимо откорректировать вручную – заменить счет 76.АВ на счет 76.НА (рис.4).

Проверим, появилась ли запись в книге продаж (рис.5)?

Продажа товара как налоговый агент

Теперь можно оформить в реализацию. Но, в отличие от обычного документа, в случае оформления этого документа агентом придется указывать и контрагента-заказчика, и контрагента-принципала. Кроме этого, в 1С 8.3 необходимо правильно оформить договор с принципалом (рис.6).

Теперь заполняем реализацию. «Работает» закладка «Агентские услуги» (рис.7).

При оформлении реализации в шапке документа выбирается заказчик («Волшебная лань»), а в табличной части – исполнитель («Юрист-плюс»).

Проводки документа можно посмотреть на рис.8. Документ формирует в 1С Бухгалтерия проводки по зачету ранее полученного аванса, реализации услуг и начисляет НДС налогового агента.

Отражение НДС к вычету

На основании документа реализации в 1С 8.3 выставляется счет-фактура (рис.9).

В книге продаж теперь будет две строки – на аванс и на реализацию (рис.10).

Налоговый агент имеет право предъявить НДС, начисленный по авансам, к вычету. Для этого в 1С нужно сформировать документ «Отражение НДС к вычету». Этот документ заполняется по выставленному ранее счету-фактуре на аванс (рис.11).

На закладке «Товары и услуги» нужно вручную заменить счет 76.02 на 76.НА (рис.12) и установить флажки «Использовать как запись книги покупок», «Формировать проводки» и «Использовать документ расчетов как счет-фактуру».

В результате оборотно-сальдовая ведомость по счету 76.НА будет выглядеть следующим образом (рис.13).

В книге покупок появится нужная запись (рис.14).

Остаток оплаты оформляется документом «Поступление на расчетный счет» (рис.15).

Теперь можно было бы перечислить деньги исполнителю. Но сначала нужно рассчитать вознаграждение агента и уменьшить на эту сумму оплату исполнителя.

Отчет комитенту по продажам

Оформляем документ «Отчет комитента» (рис.16). В нем несколько закладок, заполнять их придется вручную. Автоматически в 1С Бухгалтерия рассчитывается только вознаграждение, если процент указан в договоре.

Читать еще:  Как получить налоговый вычет на лечение и приобретение медикаментов

Если документ заполнен правильно, то сформируются проводки (рис.17):

Осталось выписать счет-фактуру на агентские услуги (рис.18)

После расчета агентского вознаграждения можно рассчитать сумму, которую необходимо перечислить принципалу. Она составит 52 322.03 руб. (70 000 – 7 000 — 10 677,97), где

  • 7 000 – вознаграждение агенту;
  • 10 677,97 – НДС по реализации.

Так как НДС перечисляет агент, в документе списания денежных средств этот налог не указываем (рис.19).

Проверяем расчеты с принципалом (рис.20).

Таким образом, налоговый агент рассчитывает НДС с авансов, с реализации и со своего вознаграждения. Также ему придется выставить счета-фактуры и заплатить налог вместо принципала.

К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.

Уплата НДС налоговым агентом в 2021 году

Под налоговым агентом по НДС понимают лицо, которое обязано исчислить и уплатить налог в бюджет. Когда российские компании и предприниматели выступают в качестве налоговых агентов, как им правильно рассчитать и уплатить НДС, рассказывается в нашей статье.

Срок уплаты НДС налоговым агентом зависит от основания признания компании или индивидуального предпринимателя таковым. Если они (ст. 161 НК РФ):

• приобретают товары у иностранных лиц, которые не состоят на налоговом учете в РФ;
• арендуют или приобретают имущество, принадлежащее федеральным и региональным органам госвласти и муниципалитетам;
• реализуют имущество по решению суда, а также продают бесхозные ценности, конфискованное имущество;
• выступают посредниками при продаже товаров, работ, услуг иностранными лицами, которые не состоят на налоговом учете в РФ;
• оказывают услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров на основании договоров поручения, комиссии, агентских договоров;
• владеют судном, которое в течение 90 дней с момента покупки не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов;
• продают сырые шкуры животных, лом черных и цветных металлов, макулатуру, то должны уплачивать НДС равными долями в течение трех месяцев, следующих за истекшим кварталом. Срок уплаты — не позднее 25-го числа каждого месяца (ст. 163, пп. 1, 3 ст. 174 НК РФ). Так, за I квартал 2021 года налог нужно заплатить не позднее 26.04.2021 (25.04.2021 приходится на воскресенье), 25.05.2021, 25.06.2021.

За нарушение сроков уплаты налоговая может начислить пени по ст. 75 НК РФ в размере:
• 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки – в отношении ИП, а также компаний, если просрочка составила до 30 календарных дней;
• 1/150 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки – в отношении компаний, начиная с 31-го дня просрочки.

Компания или предприниматель также признаются налоговыми агентами при покупке работ и услуг у иностранных лиц, которые не состоят на налоговом учете в РФ. В этом случае уплатить НДС нужно одновременно с перечислением подрядчику денежных средств (п. 4 ст. 174 НК РФ). То есть в банк нужно представить два платежных поручения: одно – на перечисление денег иностранцу, другое – на перечисление в бюджет суммы удержанного НДС. В противном случае банк не примет платежку на выплату денежных средств иностранной компании или ИП (письмо Минфина РФ от 10.10.2019 № 03-07-08/77819).

Разберем порядок уплаты НДС налоговым агентом на примере аренды государственного и муниципального имущества. Арендатор признается налоговым агентом, если (п. 3 ст. 161 НК РФ):
• берет во временное пользование имущество у органов госвласти или местного самоуправления;
• это имущество находится на территории РФ.

Налоговыми агентами будут и те организации и ИП, которые применяют спецрежимы в виде ЕСХН, УСН, ПСН (п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11, п. 11 ст. 346.43 НК РФ, письмо Минфина РФ от 24.09.2015 № 03-07-11/54577).
Налоговую базу следует определять как сумму арендной платы с учетом НДС отдельно по каждому объекту (п. 3 ст. 161 НК РФ).
Момент возникновения налоговой базы – это дата перечисления полностью или частично арендной платы (письмо Минфина РФ от 23.06.2016 № 03-07-11/36500).

Для расчета НДС налоговую базу нужно умножить на налоговую ставку. В зависимости от того, указана ли в договоре плата с учетом НДС или без него, налог следует рассчитать так:
• если по договору арендная плата включает НДС, то сумму налога определяют расчетным методом: сумму арендной платы с учетом НДС умножают на 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ);
• если арендная плата не включает НДС, то сначала сумму арендной платы увеличивают на НДС по ставке 20 процентов, а затем полученный результат умножают на 20/120 (п. 3 ст. 161, п. п. 3, 4 ст. 164 НК РФ).

Арендную плату следует перечислить в размере, который предусмотрен договором, не удерживая из нее НДС. Уплатить налог в бюджет нужно за счет своих средств.

Пример.
В договоре установлено, что сумма арендной платы составляет 500 тыс. рублей без НДС. Налоговая база будет равна 500 тыс. + 500 тыс. х 20 процентов = 600 тыс., а НДС – 100 тыс. рублей (600 тыс. х 20/120). Арендодателю следует перечислить арендную плату по договору 500 тыс. рублей и уплатить в бюджет НДС 100 тыс. рублей.
Компания должна заплатить удержанный НДС по месту своего нахождения в общий срок – не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за кварталом, в котором был удержан налог.

Уплаченные суммы НДС можно принять к вычету в том квартале, в котором был уплачен налог. Для вычета нужно соблюсти следующие условия (п. 3 ст. 171, ст. 172 НК РФ, письмо Минфина РФ от 26.01.2015 № 03-07-11/2136):
• компания или ИП состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС. Если они применяют спецрежимы или не платят НДС, то удержанный налог к вычету принять нельзя;
• у налогоплательщика есть платежные документы, которые подтверждают, что удержанный налог был перечислен в бюджет;
• компания или ИП использует арендованное имущество для деятельности, облагаемой НДС;
• налогоплательщик принял услуги по аренде к учету;
• компания или ИП имеет надлежащим образом оформленный счет-фактуру, выписанный за продавца.

Налоговый агент заполняет платежное поручение по НДС по общим правилам (приложения № 1, 2, 5 к Приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н, далее – приказ № 107н). Форму документа можно найти в приложении 2 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П.

В поле 101 следует указать код статуса плательщика (приложение № 5 к приказу № 107н): 02 — налоговый агент.

В реквизитах плательщика нужно прописать (п. 4 приложения № 1 к приказу № 107н, приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П):
• в поле 8 — полное или сокращенное название организации. Предприниматель указывает полностью свои Ф.И.О. и в скобках ставит пометку «ИП», а также свой адрес. Перед адресом и после него ставит знак «//»;
• в поле 60 – ИНН организации или предпринимателя;
• в поле 102 – КПП компании, ИП в этом поле ставят ноль;
• в полях 9–12 — номер банковского счета, название и место нахождения банка (если платежное поручение оформляете на бумаге), БИК и номер корреспондентского счета банка.

Читать еще:  Как представить документы истребуемые в ходе выездной налоговой проверки

Реквизиты получателя и его банка для уплаты НДС заполняют следующим образом (п. 11 приложения № 1 к приказу № 107н, приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П, письмо ФНС РФ от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504):
• в полях 61, 103 – ИНН и КПП налоговой инспекции, в которой компания или ИП стоит на учете;
• в поле 16 – сокращенное название регионального казначейства и в скобках – сокращенное название налоговой инспекции. Например: «УФК по г. Москве (ИФНС России № 27 по г. Москве)»;
• в полях 13, 14 – название и местонахождение банка получателя (при оформлении платежного поручения на бумаге), его БИК;
• в поле 15 – номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета);
• в поле 17 – номер счета получателя (номер казначейского счета). До 30.04.2021 еще действуют банковские счета, открытые ТОФК в подразделениях Банка России на балансовом счете № 40101.

В поле 21 «Очередность платежа» следует проставить «5» — уплата текущих платежей (п. 2 ст. 855 ГК РФ, приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П, письмо Минфина РФ от 17.05.2016 № 03-02-07/2/28207).

В поле 22, где указывается УИН, нужно проставить ноль («0»), так как при перечислении налогов юрлицами и ИП УИН не формируется (п. 12 приложения № 2 к приказу № 107н).

В поле 24 «Назначение платежа» следует пояснить, что компания или ИП перечисляет НДС как налоговый агент, например: «1/3 НДС, удержанного налоговым агентом со стоимости аренды муниципального имущества за I квартал 2021 г.» (приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П).

В поле 104 нужно указать КБК.
В поле 105 — прописать код ОКТМО по месту нахождения организации или по месту жительства ИП. Он должен быть таким же, как и в декларации по НДС.

В поле 106 – указать код основания платежа из п. 7 приложения № 2 к приказу № 107н, например «ТП» — по платежам текущего года.

В поле 107 – прописать код квартала, за который уплачивается НДС:
• в 1-м и 2-м знаках – код квартального платежа: КВ;
• в 4-м и 5-м – номер квартала: 01, 02, 03 или 04;
• в 7-м–10-м – год.

В 3-м и 6-м знаках нужно проставить разделительные точки. Например: «КВ.01.2021» при уплате НДС за I квартал 2021 года.

При перечислении НДС в бюджет одновременно с оплатой иностранному лицу работ или услуг (п. 4 ст. 174 НК РФ), в поле 107 вместо кода налогового периода нужно указать конкретный срок уплаты налога, потому что у таких платежей нет периодичности.

Например: «19.04.2021».
В поле 108 нужно указать номер документа – основания платежа. Если это текущий платеж по налоговой декларации (в поле 106 стоит «ТП»), то нужно проставить ноль («0»). При погашении недоимки по требованию инспекции нужно проставить номер требования. При этом знак номера «№» не проставляется.

В поле 109 следует указать дату документа, являющегося основанием платежа. Если это текущий платеж по налоговой декларации, то ставят дату подписания декларации.
При перечислении НДС в бюджет одновременно с оплатой иностранному лицу работ или услуг в поле 109 нужно поставить ноль «0», так как нет документа – основания платежа (п. 4 приложения № 2 к приказу № 107н).
Поле 110 не заполняется (приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П).

Федеральное казначейство переходит на новую систему счетов. С 01.01.2021 по 30.04.2021 действует переходный период, в течение которого функционируют одновременно два счета: банковские счета, которые в дальнейшем будут закрыты, и казначейские счета. С 01.05.2021 нужно будет использовать только новые реквизиты:
• в поле 15, которое раньше не заполнялось, следует ставить счет УФК, начинающийся на 40102;
• в поле 17 – указывать новый казначейский счет, который начинается с 03100 (ранее в этом поле проставляли счет УФК).

Реквизиты для уплаты НДС можно найти на сайте регионального УФНС. Например, Москвы или Республики Татарстан.

Для уплаты НДС налоговым агентом используют обычные КБК:
• 182 1 03 01000 01 1000 110 – для перечисления суммы налога;
• 182 1 03 01000 01 2100 110 – для перечисления пени;
• 182 1 03 01000 01 2200 110 – для перечисления процентов;
• 182 1 03 01000 01 3000 110 – для перечисления штрафов.

Компании и ИП признаются налоговым агентом, если:
• покупают товары, работы, услуги у иностранных организаций и предпринимателей, которые не состоят на налоговом учете в РФ (пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ);
• продают их товары, работы, услуги, имущественные права в качестве в качестве посредника по договорам поручения, комиссии или агентским договорам с участием в расчетах (п. 5 ст. 161 НК РФ).

При этом должны быть соблюдены следующие условия (пп. 1, 2, 5 ст. 161 НК РФ):
• российская компания состоит на учете в налоговом органе РФ;
• иностранная организация не состоит на учете в налоговых органах РФ;
• место реализации по сделке – территория РФ;
• операция облагается НДС.

При покупке товаров у иностранцев НДС определяется как стоимость товаров с учетом НДС, умноженная на 20/120 (10/110, если применяется ставка 10 процентов). Если российская организация оплачивает также другие расходы, связанные с покупкой, например, стоимость проезда и проживания специалистов, которые будут осуществлять монтаж и наладку оборудования, такие траты нужно включить в стоимость товара для исчисления НДС (письмо Минфина РФ от 13.05.2020 № 03-07-08/38578).

Если в договоре не предусмотрена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, налоговую базу нужно определить самостоятельно, увеличив стоимость товаров на размер НДС (письмо Минфина РФ от 16.11.2020 № 03-07-08/99626). Полученный результат следует умножить на расчетную ставку 20/120 или 10/110.

Пример.
По договору стоимость приобретаемых у иностранной компании товаров составляет 50 тыс. рублей, сумма НДС не указана. Реализация облагается НДС по ставке 20 процентов. Сумма налога, уплачиваемая агентом, составит (50 тыс. + 50 тыс. х 20 процентов) * 20/120 = 10 тыс. рублей.

Налог следует рассчитывать отдельно по каждой покупке при оплате иностранному лицу стоимости товаров или при внесении предоплаты (пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ). При проведении расчетов в иностранной валюте стоимость продукции нужно пересчитать в рубли по курсу Банка России на дату перечисления денежных средств (п. 3 ст. 153 НК РФ).

При покупке у нерезидентов товаров НДС уплачивают в общем порядке. При покупке работ и услуг – одновременно с перечислением денежных средств продавцу.
При осуществлении продаж в качестве посредника сумма НДС, которую нужно уплатить за иностранца, равна стоимости продукции без НДС умноженной на ставку 20 или 10 процентов. Налог нужно исчислять в общем порядке – на дату отгрузки либо на дату получения предоплаты и затем на дату отгрузки (п. 5 ст. 161, пп. 1, 14, 15 ст. 167 НК РФ).

Читать еще:  Посреднические услуги правовые и налоговые аспекты

При поступлении аванса в счет будущей поставки НДС рассчитывают путем умножения суммы аванса на 20/120 или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ). При расчете НДС в момент отгрузки в счет аванса сумму НДС с аванса следует принять к вычету. Исчисленный налог нужно уплатить по месту своего нахождения в общем порядке.

Уплата и принятие к вычету НДС налоговыми агентами

При заключении договоров аренды на федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и (или) муниципальное имущество у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления либо аренды указанного имущества у казенных учреждений организация признается налоговым агентом (п. 3 ст. 161 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ, организация также признается налоговым агентом (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговые агенты — это лица, которые обязаны исчислить за налогоплательщика налог, удержать его из доходов налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Налоговые агенты, по сути, являются посредниками между налогоплательщиками и государством (контролирующими органами).

Учет НДС налоговыми агентами при аренде муниципального имущества

Сначала следует разобраться, в каких случаях организации не являются налоговыми агентами и не обязаны уплачивать НДС.
Оказание услуг казенными учреждениями не признается объектом налогообложения по НДС. Таким образом, арендаторы, заключившие с казенными учреждениями договоры аренды, больше не должны исполнять обязанности налогового агента. Соответствующие изменения внесены в п. 3 ст. 161 НК РФ Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ.

При заключении договора аренды с ГУПом или МУПом, арендодателем по которому выступает не сам собственник госимущества, а его балансодержатель, то есть государственное или муниципальное унитарное предприятие, у которого арендуемое имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении, арендодатель должен сам перечислить в бюджет НДС с арендной платы и выставить арендатору счет-фактуру с выделенной в нем суммой НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ). Значит, в данной ситуации арендатор не является налоговым агентом по НДС и обязан только перечислить арендодателю всю сумму арендной платы, включая этот налог (Письма Минфина России от 23.08.2010 N 03-07-11/360, от 28.07.2010 N 03-07-11/314 и от 23.06.2010 N 03-07-11/266).

Арендодатель самостоятельно уплачивает в бюджет НДС с арендной платы даже в том случае, когда арендатор вносит эту плату не на счет арендодателя — балансодержателя госимущества, а непосредственно в бюджет или на специально открытый для этих целей счет в органах казначейства.

Обязанности налогового агента возникают только при аренде государственного имущества, если заключенный договор не является договором аренды, то нормы ст. 161 НК РФ не применяются. Например, организация заключает договор на аренду рекламного места на здании, находящемся в государственной (муниципальной) собственности. Договор между собственником здания и другим лицом, на основании которого последнее использует отдельный конструктивный элемент этого здания для рекламных целей, не является договором аренды. Поэтому лицо, приобретающее услуги по предоставлению рекламного места на здании, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, налоговым агентом не признается (Письмо Минфина России от 30.07.2009 N 03-07-11/189).

Необходимо ли исполнять обязанности налогового агента в случае применения организациями ЕНВД, УСНО, а также если организация использует общую систему налогообложения и осуществляет реализацию товаров и услуг, освобожденных от НДС согласно ст. 149 НК РФ?

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества налоговыми агентами признаются арендаторы. Налоговую базу они определяют как сумму арендной платы с учетом налога отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Освобождение от НДС реализации товаров и услуг арендатора на его обязанности налогового агента по НДС при аренде муниципального имущества не влияет.

В силу п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСНО, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ. При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). В п. 4 ст. 346.26 НК РФ установлено, что при уплате ЕНВД организации (предприниматели) не признаются налогоплательщиками НДС.

Позиция Минфина России заключается в том, что индивидуальные предприниматели — плательщики ЕНВД при аренде федерального недвижимого имущества являются налоговыми агентами и должны уплачивать НДС (Письмо Минфина России от 05.10.2011 N 03-07-14/96, в котором разъяснено, что индивидуальные предприниматели — плательщики ЕНВД при аренде муниципального недвижимого имущества должны уплачивать НДС в качестве налогового агента). Статья 161 НК РФ не предусматривает освобождения от исполнения обязанности налогового агента налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, а также освобождения по ст. ст. 145, 145.1 НК РФ.

В случае если организация арендует муниципальное имущество (здание) у органа местного самоуправления и использует его в деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС, например, согласно ст. 149 НК РФ, то она обязана вести раздельный учет НДС и к вычету принимать лишь часть уплаченного налога, которая определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, в общей стоимости отгруженных (выполненных, оказанных) за налоговый период товаров (работ, услуг).

Суммы НДС, исчисленные и уплаченные в бюджет, организация — налоговый агент может принять к вычету на основании п. 3 ст. 171 НК РФ.

Однако в абз. 4 п. 4 ст. 170 определено, что суммы «входного» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым одновременно в облагаемых и не облагаемых НДС операциях, в пропорции, приходящейся на операции, облагаемые этим налогом, принимаются к вычету, а в пропорции, приходящейся на операции, не облагаемые налогом, учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Таким образом, поскольку арендованное у органа местного самоуправления помещение используется в деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС, к вычету принимается лишь часть уплаченного налога, которая определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, в общей стоимости отгруженных (выполненных, оказанных) за налоговый период товаров (работ, услуг).

Пример 1. Аудиторской проверкой установлено, что организация, перечисляя в бюджет НДС с сумм арендной платы по арендованным у КУГИ нежилым помещениям в качестве налогового агента, излишне предъявила к зачету из бюджета НДС из-за отсутствия раздельного учета доходов от деятельности, облагаемой НДС и освобожденной от налогообложения.
Данное нарушение продемонстрировано на примере расчета долей по деятельности, облагаемой НДС и освобожденной от налогообложения, который представлен в табл. 1 (за I квартал 2012 г.).

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты