Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей недр при добыче полезных ископаемых из недр. В соответствии с НК РФ «налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации»[4].

Налог на добычу полезных ископаемых на сегодняшний день является одним из самых новых платежей. Он был введен, с принятием 26 главы налогового кодекса. До введения главы 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» система платежей при пользовании недрами была установлена Законом РФ «О недрах». Существовало 4 вида платежей:

– сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

– платежи за пользование недрами;

– отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Из указанных платежей налоговыми платежами являлись все, кроме сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий.

Документом, регулирующим вопросы исчисления и уплаты платежей, являлась инструкция «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами», которая издавалась тремя ведомствами и министерствами. Платежи за недра при добыче исчислялись как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы.

Если при добыче полезных ископаемых были сверхнормативные потери, то платежи взимались в

двойном размере. Существовал понижающий коэффициент, если было реализовано не полезное ископаемое, а продукты его передела. Порядок распределения между уровнями бюджетной системы зависел от вида полезного ископаемого.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы имели целевой характер. Они отчислялись в федеральные и региональные бюджетные фонды для финансирования мероприятий по геологическому изучению недр. Налог взимался с первого товарного продукта, а не добытого полезного ископаемого.

Акцизами облагались три вида минерального сырья: нефть и стабильный газовый конденсат, а также природный газ. Нефть и стабильный газовый конденсат облагались по специфическим (твердым) ставкам, установленным в рублях за 1 тонну добытого минерального сырья. По природному газу акциз исчислялся в зависимости от его стоимости.

С 1 января 2002 года взамен данных трех видов налога вводится новый налог на добычу полезных ископаемых. НДПИ является сменой действующих налогов, но между ними есть существенные отличия.

Схемы уплаты по этим налогам были нечувствительны к изменениям мировой конъюнктуры, что выражалось в достаточно невысоких бюджетных поступлениях — около 2,5% доходов консолидированного бюджета. С введением НДПИ с 1 января 2002 г. был также отменен акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.

Введение НДПИ было проведено для того, чтобы при высоки ценах на нефть было увеличение поступлений в бюджет и для создания условий для повышения собираемости этого налога. Размер ставки налога был поставлен в прямую зависимость от мировых цен на нефть. Для стимулирования легализации объемов добытой нефти правительство использует право предоставления доступа к трубопроводному транспорту. Таким образом, возможность экспортировать сырье в определенной степени зависит от объема уплаченных налогов.

На сегодняшний день Согласно статье 336 НК Российской Федерации, объектом налогообложения могут быть[3]:

– полезные ископаемые, полученные из недр России на участке, выделенном частному лицу;

– полезные ископаемые, добытые за пределами РФ, при условии, что территория, на которой происходит добыча, находится под юрисдикцией России;

– полезные ископаемые, которые были извлечены из отходов производства.

Плательщиками НДПИ являются организации, либо индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых[3].

В данной статье рассмотрим, как исчисляется НДПИ на нефть в 2017 году. Формула вычисления НДПИ[2]:

НДПИ = 470* Кц* Кв*Кз, (1.1)

где Кц- Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть:

– нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн.

– сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях);

– нефти на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации, до достижения накопленного объема добычи нефти 35 млн. тонн нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях, до достижения накопленного объема добычи нефти 10 млн. тонн

– Для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2009 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2009 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 10 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам начиная с 1 января 2009 года;

Таким образом, можно сказать, что в России основная поддержка государства — в виде 0% НДПИ некоторых участков нефти и в расчете формулы НДПИ используются разного рода понижающие коэффициенты.

Сравним долю налога за пользование недрами и долю НДПИ в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2001 и в 2017 году. В 2001 году налоговые доходы в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 2345000 тыс.руб., из них платежи за пользование недрами – 135700 тыс.руб., что в процентном соотношение составляет – 5,79%(рис 1)[5].

На настоящий момент времени, в структуре поступлений в консолидированный бюджет РФ, на долю НДПИ приходится 22,7% (рисунок 2),то есть преобладающая часть поступлений в бюджет – поступления в виде налога на добычу полезных ископаемых[6].

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что реформа, связанная с изменением налога на добычу полезных ископаемых привела к увеличению налоговых поступлений в федеральный бюджет в несколько раз, следовательно, и к увеличению налоговой нагрузки на нефтяную отрасль.

1. Бобылев Ю. статья «Двадцать лет отечественной нефти», журнал «Нефть России» №11, 2012г., стр.6;

2. Налоговый кодекс РФ;

3. Фролова Т.А. «Налогообложение предприятия» Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010;

  • СТОИМОСТЬ
  • ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЕЙ
  • ПОДАТЬ СТАТЬЮ
  • РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ
  • АРХИВ
  • НОВОСТИ
  • ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
  • ГЕОГРАФИЯ АВТОРОВ
  • НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

    Сапрыкина Т.В., Пашкова Е.Н.

    Захарова А.А., Артемьева О.А.

    Иванова А.В., Вылегжанина Е.В.

    Бисчекова Ф.Р., Афаунова А.A.

    Горячих С.П., Тафийчук И.М.

    Канкулов А.М., Ягумова З.Н., Губачикова Д.М.

    Гизатуллина Э.М., Нифталиева Д.М., Усманова А.М.

    Ильясов Р.Х., Ильясов Т.Р., Манцаев Х.-А.У., Насуханов М.-С.С.-Б.

    Слепцова А.А., Мазий В.В.

    Шобей Л.Г., Григорьева Е.А.

    Артемьева О.А., Семиколенных Н.В.

    Артемьева О.А., Тропина Ю.Э.

    Борлакова Т.М., Семенов Д.Ш.

    Гагаринова Н.В., Любицкая Е.В., Парпуренко М.Р.

    Миргалиева М.С., Назаров М.А.

    Коробкова Н.А., Амирова Д.Р., Курдова М.А.

    Ягумова З.Н., Малкандуева Д.Т.

    Мазий В.В., Долгопятова И.В.

    Черненко Д.А., Скрыльников Д.В.

    Симакова Д.Е., Кулешов Д.А.

    Жукова Е.С., Кискул О.А., Магдалюк К.В.

    Золотарева Т.В., Ротарь Т.С.

    Эгнатосян Л.Р., Назаров М.А.

    Киракосян А.М., Кирсанова Ю.О.

    Сапрыкина Т.В., Вялкова Н.О.

    Золотарева Т.В., Ротарь Т.С.

    Золотарева Т.В., Ротарь Т.С.

    Шемякина М.С., Мурзина Е.А.

    Курихин С.В., Мунши А.Ш.

    Ищенко М.Д., Саенкова О.В.

    Медюха Е.В., Артюшенко Е.В.

    Медюха Е.В., Артюшенко Е.В.

    Данилов С.С., Монин И.Г., Тихонова К.А.

    Медюха Е.В., Яковлев В.А.

    Кипкеева А.М., Чагаров Э.Н.

    Парпиева Н.Р., Матикеева Н.К.

    Кипкеева А.М., Эркенова З.А.

    Мустафаева С.Р., Абдульбакиева С.И.

    Левшукова О.А., Хандримайло Н.С.

    Кипкеева А.М., Эркенова З.А.

    Юшкин А.В., Жогина К.А.

    Гажова А.А., Жогло М.А.

    Салимова Д.М., Швецова А.М.

    Намазова К.Б., Мустафаева С.Р.

    Левшукова О.А., Слепцова А.В., Эдилсултанова М.А.

    Левшукова О.А., Шевченко А.А., Казимир А.Н.

    Никитюк В.С., Халикова Л.Р.

    Левшукова О.А., Скобелева Д.Д., Филиппова В.В.

    Пыхтеева И.В., Абдурахманова А.Ф., Виноградов А.В., Петров М.А.

    Сальникова А.В., Тощёв А.С.

    Зубов Д.В., Тиньгаев А.В.

    Карелина А.С., Варнакова Г.Ф.

    Лащинская Н.В., Симакова Д.Е.

    Шобей Л.Г., Кузнецова К.А.

    Полинская М.В., Айрапетян Н.А.

    Полинская М.В., Дубровская А.В.

    Бочков П.В., Орлова А.В.

    Завьялова И.В., Павлова Е.А.

    Бунина А.Ю., Грудина Е.А.

    Барцева Н.С., Готовчикова В.А., Коломенцева В.С.

    Шурдумова Э.Г., Байзулаев С.А., Шагирова Л.А., Бухурова Л.Х.

    Старова О.В., Шамова Е.А., Усова К.С., Паньков П.А.

    Харькова К.С., Бойко Г.А.

    Харькова К.С., Бойко Г.А.

    Харькова К.С., Бойко Г.А.

    Олейник М.А., Орехов А.А.

    Юнусова Л.Н., Бордукова Т.Г.

    Зенченко Э.Г., Мельгуй А.Э.

    Гермогенов Н.Н., Бурнакова Д.В., Лубягина Ю.В., Дремина А.В., Попова М.Н.

    Чиршев А.Р., Неизвестная К.Д.

    Бочков П.В., Орлова А.В.

    Морозова Г.В., Дерина О.В.

    Михайлова Н.С., Закожурникова Ю.Г.

    Каширина М.В., Нагайцева А.А.

    Куцегреева Л.В., Баюл А.С., Харченко Ю.А.

    Дерина О.В., Морозова Г.В.

    Шурдумова Э.Г., Тарчокова Л.А.

    Ломшина В.М., Панкратова М.В.

    Привалова Т.А., Хабарова А.В., Голова Е.Е.

    Герасина К.С., Зайкова В.А., Голова Е.Е.

    Вертей Е.В., Кочкина Ю.В.

    Елаго Т.А., Гудкова О.В.

    Гузиева Л.М., Волова А.М., Волов М.А.

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Читать еще:  Налоговые вычеты для ИП в 2021 году

    Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Письмо Федеральной налоговой службы от 10 августа 2021 г. № СД-4-3/11282@ “Данные, необходимые для исчисления НДПИ в отношении нефти, НДД и акциза на нефтяное сырье, за июль 2021 года”

    Федеральная налоговая служба доводит для использования в работе данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти и газового конденсата, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, а также ставки акциза и налогового вычета на нефтяное сырье, за июль 2021 года:

    средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья — 72,77 долл. США за баррель (размещено на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации https://economy.gov.ru/material/departments/d12/konyunktura_mirovyh_tovarnyh_rynkov/o_sredney_cene_na_neft_sorta_yurals_za_iyul_2021_goda.html);

    среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в календарном месяце — 73,9194;

    значение коэффициента Кц — 16,3614.

    Показатели ЦАБрт, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм, ЦАБэксп и ЦДТэксп, а также средняя за налоговый период оптовая цена реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 публикуются на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы по адресу: https://fas.gov.ru/pages/pokazateli-dla-vycheta-akciza.

    Средняя цена 1 тонны сырой нефти марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период мониторинга и ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, размещаются на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/tamozhenno_tarifnoe_regulirovanie/.

    Действительный государственный советник
    Российской Федерации 2 класса
    Д.С. Сатин

    Обзор документа

    Приведены данные для расчета НДПИ в отношении нефти и газового конденсата, НДД, а также акциза на нефтяное сырье за июль 2021 г.

    Средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья составил 72,77 долл. США за баррель. Среднее значение курса доллара США к рублю — 73,9194. Значение коэффициента Кц — 16,3614.

    Прочие показатели опубликованы на сайтах ФАС и Минэкономразвития.

    Зачем рубить сук: для чего власти пытаются поднять налоги для металлургов и химиков

    Правительство внесло в ГД законопроект о повышении НДПИ в 3,5 раза для металлургической и химической промышленностей. «Известия» попытались разобраться в вопросе: что это значит для инвестиционного климата в стране и экономики в целом?

    Госдума на днях в первом чтении приняла проект федерального закона «О внесении изменений в главы 25.4 и 26 2-й части Налогового кодекса Российской Федерации»), который предусматривает повышение рентного коэффициента налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургов и производителей удобрений в отношении с 1 до 3,5 — иначе говоря, в 3,5 раза. Как утверждается в пояснительной записке к внесенному законопроекту, его принятие позволит повысить эффективность взимания НДПИ, а также компенсировать недополученные доходы от введения налога на добавленный доход (НДД) и предотвратить дальнейшее снижение доходов федерального бюджета.

    Логика властей объяснима: резко возросшие траты государства привели к образованию бюджетного дефицита. По оценке Минфина, в 2020 году расходы казны могут превысить доходы почти на 4,4% ВВП. В связи с этим кабмин и анонсировал проект налоговых законов. Для пополнения бюджета было предложено повысить НДПИ, пересмотреть параметры ряда льгот в нефтегазовом секторе, а также индексировать ставки акцизов на табачную продукцию. Только за счет НДПИ, по расчетам Минфина, в следующем году удастся привлечь в казну дополнительно 56 млрд рублей.

    Однако бизнес ожидаемо с критикой встретил попытку изъять часть средств в условиях продолжающейся глобальной неопределенности из-за коронакризиса. С отрицательными отзывами на законопроект выступили и экономические эксперты. Так, экономист Владислав Иноземцев оценил инициативу как неудачную по нескольким причинам. Во-первых, по его словам, она нарушает данные представителями правительства обещания не повышать налоговую нагрузку на бизнес. Напомним, что в 2018 году министр финансов Алексей Силуанов четко указывал на неизменность налоговой системы в ближайшие годы: «Государство должно создать стабильные условия. В первую очередь это налоги. Мы говорим о том, что в течение следующего шестилетнего периода мы не будем менять налоги».

    Читать еще:  13 зарплата расчет налогообложение выплаты порядок оформления

    Всё это окажет негативное влияние на инвестклимат, считает Иноземцев, «сокращение инвестиций окажется кратно большим, чем объем собранных налогов». С ним согласны и другие эксперты, утверждающие, что повышение налоговой нагрузки будет восприниматься инвесторами в качестве неблагоприятного параметра инвестиционного климата наряду с рисками нарушения прав собственности и административными барьерами.

    Во-вторых, по мнению Владислава Иноземцева, налоговая сверхнагрузка неизбежно приведет к увеличению стоимости сырья, а значит, ухудшит экспортную конкурентоспособность этих и смежных отраслей. Хотя господин Силуанов, представляя правительству предложения о повышении НДПИ на полезные ископаемые, заявлял: «Такой маневр в нынешних условиях должен подстегнуть развитие секторов экономики, не связанных с добычей сырья».

    Однако понятно, что добывающие компании — это непосредственные поставщики сырья для тех самых несырьевых производств, которые собираются развивать. И повышение налогов на добычу сырья отразится на издержках всей производственной цепочки, начальным звеном которой являются как раз добывающие компании.

    В-третьих, указывает Иноземцев, решение временной проблемы — дефицита бюджета — с помощью бессрочной меры неоправданно. Рентабельность металлургической и химической промышленности крайне волатильная. Повышенный НДПИ заберет у компаний-плательщиков сумму, эквивалентную 4–6% EBITDA, при том, что по данным ФНС, налоговая нагрузка этих отраслей в среднем чуть выше общероссийской средней: 11,4% от оборота против 11,2%.

    — С одной стороны, пока никто не представляет себе трендов в мировой экономике в ближайшие годы (вторая волна коронавируса может надолго отсрочить восстановление в тяжелой промышленности по всему миру); с другой, цены на металлы могут скорректироваться вниз, и тогда придется либо отменять принятое решение, либо наблюдать за спадом в отрасли, — резюмирует эксперт, утверждая, что новая ставка налога только ухудшит запас прочности предприятий металлургической и химической промышленности .

    Сомнения в разумности повышения НДПИ высказал и Максим Худалов из Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). По его словам, соблазн собрать с металлургов больше налогов очень велик, поскольку на фоне всеобщего спада экономики в мире их доходы находятся на сравнительно хорошем уровне за счет спекулятивного роста цен на металлы и значительного ослабления рубля. Однако, вторит он Иноземцеву, после ожидаемой коррекции фондового рынка США сырье опять упадет к ценам уровня апреля 2020 года, а старые уровни НДПИ обратно вернуть будет уже нельзя.

    Эксперт напоминает, что в 2018 году перед самым падением цен на уголь предлагалось повысить НДПИ на него, мотивируя это наличием у отрасли сверхдоходов. Но тогда удалось сохранить старые ставки. Благодаря этому российские угольщики всё еще работают, несмотря на продолжающийся уже полтора года спад цен, хотя на других рынках угольные компании банкротятся.

    Экономисты уверены, что у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита бюджета, не прибегая к ужесточению фискальной политики. В частности, профессор ВШЭ, инвестбанкир Евгений Коган в своем авторском телеграм-канале представил два пути решения проблемы. Первый – это временные заимствования. «Наша страна в состоянии увеличить в два раза свою долговую нагрузку без ощутимых последствий. Будет долг 20–22% от ВВП вместо текущих 12–13%, и что? Зато будет полностью закрыта потребность бюджета в выпадающих доходах», — рассуждает Коган.

    Второй путь — масштабная приватизация. Довод экономиста следующий: доля и роль государства в нашей стране «не просто велики, а преступно велики». По его мнению, с помощью приватизационных процессов можно покрыть значительную часть выпадающих доходов бюджета, и при этом не нужно повышать налоги и усложнять жизнь и без того зачастую дышащему на ладан бизнесу.

    Законопроект Минфина Госдума уже приняла в первом чтении. Такую спешку законодателей не остановила и критика Счетной палаты — ведомство Алексей Кудрина посчитало, что бюджетный эффект от нового законопроекта Минфина нельзя оценить, пока министерство не обоснует поступления в федеральный бюджет и не детализирует расчеты. А таких расчетов нет.

    В каком виде проект закона ляжет на стол президенту и ляжет ли вообще — покажет время. Пока же действия финансового ведомства и депутатов больше напоминают человека, рубящего сук, на котором сидит. Представители отрасли надеются, что решение, принятое наверху, будет пересмотрено под влиянием экспертного мнения. Общую позицию экономического сообщества по данной инициативе в разговоре с «Известиями» емко выразил главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. По его словам, повышение налогов в кризис не способствует поддержке экономики и убивает инвестиционный потенциал.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector