Возможен ли отказ от опекунства и как его оформить
Как установить опеку над недееспособным совершеннолетним гражданином
На основании Гражданского Кодекса Российской Федерации опека над недееспособными совершеннолетними гражданами устанавливается, если они страдают психическими заболеваниями и не могут понимать значение своих действий.
Как установить опеку над недееспособным совершеннолетним гражданином, куда обращаться, и какие документы нужны.
Оформить опеку над недееспособным гражданином.
Для того чтобы человек имел право стать опекуном гражданина, страдающего психическим заболеванием, существует ряд требований:
— он должен быть совершеннолетним.
— не лишен родительских прав.
— не иметь судимости за умышленные преступления против здоровья и жизни граждан в момент назначения его опекуном.
Если гражданин желает стать опекуном, ему необходимо обратиться в орган опеки и попечительства.
Требуемые документы:
— заявление о назначении опекуном, которое подается в письменном виде или в форме электронного документа.
— медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в опекуны, оно выдается по специальной форме, утвержденной Министерством здравоохранения.
— справка с места работы с указанием размера средней заработной платы и должности заявителя за последние 12 месяцев, для граждан, не состоящих в трудовых отношениях – иной документ, подтверждающий доходы. Если же опекуном намерен стать пенсионер, необходима копия пенсионного удостоверения.
— копия свидетельства о браке, если гражданин, желающий стать опекуном, состоит в браке.
— рукописная или напечатанная автобиография будущего опекуна.
— письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна).
— другие документы в зависимости от конкретного случая.
Подавать документы нужно в орган опеки и попечительства по месту жительства кандидата в опекуны, вместе с документами предъявляется паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность.
Важно: медицинская справка о состоянии здоровья опекуна принимается в течение трех месяцев после ее выдачи, остальные документы действительны в течение года.
Орган опеки и попечительства в течение двух рабочих дней после предоставления документов, запрашивает в соответствующих органах (организациях) следующие имеющиеся в их распоряжении документы (сведения):
— выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копию финансового лицевого счета с места жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном;
— справку об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выдаваемую органами внутренних дел;
— справку о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выдаваемую соответствующими уполномоченными органами;
— справку, подтверждающую получение пенсии, выдаваемую территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации или иными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, — в отношении гражданина, выразившего желание стать опекуном, являющегося пенсионером;
— заключение органов опеки и попечительства об отсутствии фактов ненадлежащего обращения близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, с совершеннолетним подопечным в период до достижения им возраста 18 лет в случае, если опека или попечительство устанавливаются в связи с достижением совершеннолетия. Межведомственный запрос не направляется в случае, если орган опеки и попечительства располагает указанными сведениями.
В течение 7 дней после получения всех вышеперечисленных документов специалисты органа опеки и попечительства проводят проверку, чтобы изучить условия жизни гражданина, желающего стать опекуном.
В ходе обследования оцениваются жилищно-бытовые условия возможного опекуна, его мотивы и личные качества, его способность к выполнению обязанностей представителя недееспособного, его отношения с другими членами семьи, другие обстоятельства.
Акт проверки можно получить через три дня после его утверждения. Если заявитель не согласен с выводами комиссии, акт можно обжаловать в судебном порядке.
Решение органа опеки и попечительства
Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня подачи заявителем необходимых документов и оформления акта обследования условий его жизни, принимает решение о целесообразности назначения кандидата опекуном недееспособного совершеннолетнего гражданина.
Если заявителю будет отказано в назначении его опекуном, ему должны обосновать причины такого отказа. При этом все документы возвращаются, а специалисты опеки должны объяснить заявителю, как можно обжаловать отказ.
Полученное заключение о возможности стать опекуном недееспособного гражданина считается действительным в течение двух лет со дня его выдачи.
Существует упрощенный порядок установления опеки над недееспособным гражданином в тех случаях, если предоставляются документы, подтверждающие родство с совершеннолетним подопечным.
Опекуны недееспособных лиц имеют полное право осуществлять от имени своих подопечных и в их интересах все необходимые сделки и другие юридические действия.
При этом мнение подопечного должно быть учтено при осуществлении действий, если же его мнение невозможно установить, опекуну нужно исходить из интересов своего подопечного. Такую информацию необходимо выяснить у его родителей, прежних опекунов или других лиц, которые предоставляли дееспособному гражданину какие-либо услуги.
Опекун также должен представлять интересы подопечного при оказании психиатрической помощи. Опекун является законным представителем недееспособного гражданина, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, или же если сам подопечный стал потерпевшим и не может самостоятельно себя защищать.
Контроль со стороны государственных органов
С целью надзора органы опеки проводят регулярный контроль за деятельностью опекуна. Проверки могут быть как плановые, так и внеплановые. Проверки проводятся для получения информации о жилищных условиях совершеннолетнего дееспособного гражданина и выполнения своих обязанностей опекуном.
Проверки проводятся с периодичностью:
— в течение 1 месяца с момента установления опеки.
— один раз в три месяца в течение первого года после назначения гражданина опекуном.
— один раз в полгода в течение второго и последующих лет после принятия решения о назначении опекуна.
При установлении опеки или попечительства над совершеннолетним подопечным его близким родственником из числа родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, детей и внуков, которые постоянно совместно с ним проживали не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном, плановые проверки проводятся:
— 1 раз в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя;
— 1 раз в 3 года в течение последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя.
Опекуны должны ежегодно в срок до 1 февраля подавать отчеты о хранении имущества их подопечного.
Если в ходе проверки будет установлено, что опекун недобросовестно выполняет свои обязанности, его могут лишить прав на представление интересов совершеннолетнего недееспособного гражданина. Также отмена опеки возможна по просьбе самого опекуна.
Кроме того, опекуна могут отстранить от выполнения его обязанностей, если он использует подопечного гражданина в корыстных целях (например, распоряжается в личных интересах его имуществом, тратит на свои нужды).
Гражданским кодексом Российской Федерации также предусмотрена возможность восстановления дееспособности человека, если есть достаточные основания полагать, что он снова четко понимает значение своих действий. Если суд примет такое решение — опека над гражданином отменяется и опекун теряет свое право на представление его интересов.
Назначение опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (на возмездных или безвозмездных условиях)
Подробнее об услуге
- Описание услуги
- Этапы оказания услуги
- Законодательство
Информация
C помощью данного сервиса Вы можете направить предварительное заявление на назначение опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (на возмездных или безвозмездных условиях), или на выдачу заключения о возможности быть опекуном (попечителем) по г. Казани.
В случае получения ответа о соответствии пакета документов требованиям от Администрации района, в который подается заявление, Вам необходимо будет явиться в отдел опеки с оригиналами документов.
Перед подачей заявления необходимо получить направление для прохождения школы приемных родителей, медицинского обследования. Направления выдаются в отделах по опеке и попечительству по месту регистрации гражданина, желающего оформить опеку.
Если гражданин, желающий оформить опеку, и ребенок, в отношении которого будет оформляться опека, зарегистрированы в разных районах, то для оформления опеки необходимо обратиться с заявлением по месту регистрации ребенка, при этом гражданин должен получить заключение по своему месту регистрации о возможности быть опекуном и акт обследования жилищно-бытовых условий до подачи заявления (обследование и выдача акта производится органом опеки).
Гражданин может оформить опеку над несовершеннолетним ребенком, который является сиротой или остался без попечения родителей, при выполнении основных условий:
— нет медицинских противопоказаний (не состоит на учете у психиатра, нарколога, онколога и т.д.);
— не имеет или не имел судимости против личности (убийства, нанесение тяжких телесных повреждений и т.д.);
— жилищно- бытовые условия и материальные условия позволяют воспитывать ребенка (ребенок должен иметь отдельное спальное место, место для занятий);
— прошел обучение в школе приемных родителей (данное условие не требуется для бабушки, дедушки, совершеннолетних братьев и сестер ребенка).
В случае обращения нескольких граждан по вопросу оформления опеки над ребенком, приоритет имеют родственники ребенка.
Для подачи электронного заявления вам необходимо иметь следующие документы:
Перечень требуемых документов на заявителя, желающего оформить опеку
Перечень требуемых документов на ребенка, над которым устанавливается опека (попечительство)
Информация о размере платы за предоставление государственной или муниципальной услуги:
Муниципальная услуга предоставляется на безвозмездной основе.
Бланки документов
Выдача заключения о возможности быть опекуном (попечителем), назначение опеки (попечительства)
- Форма заявления
Скачать - Акт обследования условий жизни гражданина
Скачать
Информация
Для получения услуги в электронном виде вам необходимо войти в ваш личный кабинет. Если вы являетесь новым пользователем, то необходимо зарегистрироваться в личном кабинете.
Описание:
- лишенные или ограниченные в родительских правах;
- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
- больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию детей;
- признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- которые на момент установления опеки (попечительства) не имеют дохода, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают;
- не имеющие постоянного места жительства;
- проживающие в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;
- которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.05.1996 №542);
- не прошедшие подготовку в порядке, установленном СК РФ (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).
Расчётное время:
Опека оформляется в течение 15 рабочих дней при представлении полного пакета оригиналов документов.
Результат предоставления услуги:
Акт органа опеки и попечительства в форме распоряжения об установлении опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, на возмездной или безвозмездной основе (далее – распоряжение (постановление) об установлении опеки (попечительства), в том числе предварительной опеки (попечительства)) или мотивированный отказ.
Заключение договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье.
Основания для отказа:
1. Представленные заявителем документы не соответствуют установленным требованиям.
2. Заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для получения государственной услуги, предусмотренный настоящим регламентом.
3. В представленных заявителем документах содержатся противоречивые сведения.
4. Обращение заявителя не по месту фактического проживания.
5. Отсутствие у заявителя права на получение государственной услуги.
Способы обжалования:
Получатели муниципальной услуги имеют право на обжалование в досудебном порядке действий (бездействия) сотрудников Исполкома, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, в Исполком или в Совет муниципального образования.
Заявитель может обратиться с жалобой в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги;
2) нарушение срока предоставления муниципальной услуги;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Татарстан;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Татарстан;
5) отказ в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Татарстан;
6) затребование от заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами;
7) отказ должностного лица, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме.
Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта городского округа г.Казань, Единого портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (http://uslugi.tatar.ru/), Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (http://www.gosuslugi.ru/), а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Срок рассмотрения жалобы — в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В случае обжалования отказа органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Консультирование заявителя
Заявитель лично, по телефону и (или) письмом обращается в орган опеки и попечительства для получения консультаций о порядке получения государственной услуги.
Специалистом органа опеки и попечительства осуществляется консультирование заявителя, в том числе по составу, форме и содержанию перечня документов, необходимых для получения государственной услуги.
Результат процедуры: консультации, замечания по составу, форме и содержанию перечня документов, необходимого для получения государственной услуги.
Подача заявления
Заявителем лично или в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан подается (направляется) заявление
Специалист органа опеки и попечительства, ведущий прием, осуществляет:
- установление личности заявителя;
- проверку наличия документов;
- проверку соответствия представленных документов установленным требованиям (надлежащее оформление копий документов, отсутствие в документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных исправлений).
При отсутствии оснований для отказа в приеме документов, специалист органа опеки и попечительства уведомляет заявителя о дате приема заявления для назначения опеки (попечительства) и прилагаемых к нему документов.
В случае наличия оснований для отказа в приеме документов, указанных в пункте 2.8 настоящего Регламента, специалист органа опеки и попечительства при предоставлении заявления заявителем лично уведомляет его о наличии препятствий для регистрации заявления с письменным объяснением содержания выявленных оснований для отказа в приеме документов.
Результат процедур: принятые документы, регистрационная запись в журнале регистрации заявлений, расписка или возвращенные заявителю документы.
Специалист органа опеки и попечительства направляет в электронной форме посредством Портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан ответ пользователю портала по средством изменения статуса поданного заявления.
Обследование ЖБУ
Обследование жилищно-бытовых условий(ЖБУ)
Специалист органа опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления документов, производит обследование условий жизни заявителя, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, специалист органа опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.
Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.
Результат процедур: Акт обследования жилищно – бытовых условий заявителя, выдача одного экземпляра заявителю.
Подготовка заключения
Специалист органа опеки и попечительства в течении 13 дней со дня окончания процедур готовит заключение о возможности заявителю быть опекуном или о невозможности быть опекуном и подписывает у руководителя отдела опеки и попечительства.
Заключение о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) действительно в течение 2-х лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Результат процедур: заключение о возможности или невозможности быть опекуном (попечителем).
Выдача результата услуги заявителю
Исполнительный комитет г. Казани
Физическое лицо
Бланки документов
- Форма заявления
Скачать - Акт обследования условий жизни гражданина
Скачать
- Безвозмездно :
- «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области опеки и попечительства» (Закон РТ от 20 марта 2008 г. N 7-ЗРТ)
Скачать - Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
Скачать - Закон Республики Татарстан от 27.02.2004 №8-ЗРТ «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан»
Скачать - «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423)
Скачать - Устав муниципального образования города Казани г.Казани от 17.12.2005 №3-5
Скачать - Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ
Скачать - Семейный кодекс Республики Татарстан от 13 января 2009 г. N 4-ЗРТ
Скачать - Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ
Скачать - «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ)
Скачать - «Об учреждении органов Исполнительного комитета муниципального образования — муниципальных учреждений Исполнительного комитета» (Решение Представительного органа МО г.Казани от 24.12.2005 №11-5)
Скачать - Распоряжение Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 19.08.2008 №1668р «Об утверждении Положения об отделе опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних администрации района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани».
Скачать - Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 мая 2013 г. № 5060 «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних»
Скачать
Нормативно-правовые акты
8 (843) 5-114-115
© 2010 — 2021 Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан. Справочно-информационный портал государственных и муниципальных услуг работает в тестовом режиме. Информация на Портале размещена федеральными и региональными органами власти Российской Федерации. Если вы обнаружили неточности в размещенной информации, просьба оперативно сообщить об этом оператору Портала.
Информация об ошибках будет оперативно передана в ведомство, разместившее информацию.Обращаем ваше внимание на то, что оператор Портала не несет ответственности за некорректную информацию, размещенную на Портале.
Возможен ли отказ от опекунства и как его оформить
В указанных ниже ситуациях для прекращения опеки или попечительства не требуется издания специального акта, аналогичного акту о назначении:
1) достижение несовершеннолетними подопечными соответствующего возраста. При достижении малолетним лицом возраста 14 лет опека трансформируется в попечительство. При этом в соответствии с законом специального оформления полномочий попечителя не требуется. Ранее вынесенное постановление (распоряжение) о назначении опекуна создает для этого лица статус попечителя. При достижении несовершеннолетним возраста 18 лет попечительство прекращается;
2) приобретение полной гражданской дееспособности при вступлении несовершеннолетнего подопечного в брак (ст. 21 ГК РФ). В случае вступления в брак до достижения совершеннолетия гражданская дееспособность наступает у лица в полном объеме в день государственной регистрации заключения брака. В этот же день прекращается попечительство над несовершеннолетним;
3) объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (ст. 27 ГК). В том случае, если на эмансипацию согласен попечитель несовершеннолетнего, то эта процедура производится в административном порядке — по решению органа опеки и попечительства. В противном случае несовершеннолетний вправе обратиться в суд с заявлением об объявлении его полностью дееспособным;
4) приобретение полной гражданской дееспособности несовершеннолетним родителем, ребенку которого был назначен опекун на основании п. 2 ст. 62 СК РФ. Достижение таким родителем 18 лет, а равно его эмансипация или вступление в брак до 18 лет прекращают полномочия опекуна над ребенком;
5) решение суда о восстановлении в родительских правах родителя (родителей) подопечного ребенка (ст. 72 СК) — в том случае, когда в соответствии с этим решением ребенок возвращается родителям (одному из них). При отсутствии в решении суда указания на передачу ребенка родителям орган опеки и попечительства вправе решить вопрос о прекращении опеки (попечительства) над ребенком самостоятельно, по своему усмотрению, исходя из интересов ребенка. Отмена опеки (попечительства) может оказаться преждевременной по разным причинам, связанным с местом жительства родителя или ребенка, состоянием здоровья ребенка и пр.;
6) решение суда об отмене ограничения родительских прав. Как следует из ст. 76 СК РФ, такое решение всегда содержит в себе указание на возвращение ребенка родителям (одному из них);
7) передача ребенка на усыновление (см. комментарий к статьям гл. 19 СК).
Во-вторых, опека (попечительство) прекращается в связи с освобождением опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей.
В соответствии со ст. 29 Закона об опеке освобождение от выполнения обязанностей опекуна (попечителя) требует оформления с помощью принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей.
Основанием для освобождения опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей является его заявление. При этом причины, по которым такое лицо обращается с соответствующим заявлением, значения не имеют. Отказать опекуну (попечителю) в освобождении его от исполнения обязанностей нельзя, поскольку продолжение отношений опеки (попечительства) при нежелании опекуна создает угрозу для нарушения прав и интересов подопечного.
В соответствии со ст. 29 Закона об опеке опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. Кроме того, орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.
В-третьих, опека (попечительство) прекращается при отстранении опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей. Пункт 3 ст. 39 СК РФ закрепляет общее основание для отстранения — ненадлежащее выполнение опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей. По смыслу закона данная мера может быть применена лишь при наличии вины опекуна (попечителя). Указанная норма предусматривает и частные случаи такого виновного поведения:
1) ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей;
2) нарушение прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
3) выявление органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.
Отстранение опекуна или попечителя должно произойти незамедлительно по обнаружении органом опеки и попечительства таких фактов его виновного поведения, как растрата вверенного опекуну (попечителю) имущества подопечного, ухудшение состояния здоровья подопечного по причине ненадлежащего ухода.
Такие же последствия должны наступить в случае, если опекун (попечитель) не обеспечивает подопечного необходимым питанием, одеждой, обувью и пр., а также если подопечный ребенок не посещает учебное заведение (при получении основного общего образования в учебном заведении).
Однако для отстранения опекуна (попечителя) не обязательно наступление перечисленных негативных последствий. Достаточно обнаружения органом опеки и попечительства угрозы причинения вреда имуществу подопечного, его физическому или психическому здоровью или развитию. Если такая угроза создана виновным неисполнением или ненадлежащим исполнением опекуном (попечителем) своих обязанностей, то орган опеки и попечительства вправе применить данную меру.
Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 утверждены Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Эти Правила определяют сроки проведения плановой проверки условий жизни подопечных:
а) один раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
б) один раз в три месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
в) один раз в шесть месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
Как и в других случаях, заинтересованное лицо (опекун или попечитель) вправе обжаловать в суд акт органа опеки и попечительства.
В зависимости от наличия вины в действиях или бездействии опекуна или попечителя для данного гражданина могут наступить следующие негативные последствия:
— бывший опекун или попечитель может быть привлечен к имущественной ответственности за причинение вреда личности или имуществу подопечного. Привлечение его к ответственности возможно на основании общих положений гражданского законодательства об обязательствах вследствие причинения вреда (ст. 1064 ГК);
— бывший опекун или попечитель, отстраненный от исполнения обязанностей в связи с ненадлежащим их исполнением, не может стать усыновителем, приемным родителем, не может быть вновь назначен опекуном или попечителем этому или другому ребенку (ст. ст. 127, 146, 153 СК);
— бывший опекун или попечитель может быть привлечен к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 5.35 и другими статьями КоАП РФ. Бывший опекун или попечитель может быть привлечен к уголовной ответственности, если его действия или бездействие отвечают признакам составов ст. 156 или других статей УК РФ.