Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья на тему Психологические характеристики водителя

Психологические особенности водителя, как фактор безопасности дорожного движения

Рубрика: Психология и социология

Статья просмотрена: 14913 раз

Библиографическое описание:

Василенко, В. А. Психологические особенности водителя, как фактор безопасности дорожного движения / В. А. Василенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 2 (49). — С. 309-312. — URL: https://moluch.ru/archive/49/6230/ (дата обращения: 09.10.2021).

Важной особенностью развития современного автомобильного транспорта является постоянное совершенствование его технических характеристик, способствующих повышению активной и пассивной безопасности, надежности в эксплуатации. Постепенно улучшается качество автомобильных дорог. Однако это не приводит к существенным положительным изменениям в безопасности дорожного движения. Как свидетельствует статистика, определяющее влияние на уровень аварийности оказывают водители транспортных средств. Более 75 % всех происшествий на дороге возникает из-за ошибок водителей в принятии решений на дороге.

В научной литературе существует несколько определений понятия «Безопасность дорожного движения». Наиболее точным, по моему мнению, является определение Д. Клебельсберга. Этот исследователь определяет ее как отсутствие «закономерных опасных условий и поступков, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям» [1; c . 122]. При этом не исключается случайное появление каких-то неожиданно возникающих опасностей, даже дорожных происшествий. Однако типичные опасные условия и поступки, возникающие и по случайным законам, здесь включаются в категорию закономерных, и они также принимаются во внимание при определении безопасности дорожного движения. Весьма важно, что безопасность не следует рассматривать как самоцель; она должна быть лишь условием успешного достижения цели, для которой используется транспортное средство, причем достижения цели не в идеальных условиях, а при оптимальной интенсивности движения, оптимальном использовании этого средства и оптимальной нагрузке водителя. Статистика показывает, что роль человеческого фактора в аварийности с годами возрастает, в то время как технического — понижается. Имеют место следующие факторы, влияющие на аварийность: профессиональная непригодность водителя по психофизиологическим качествам, низкая профессиональная подготовка, приводящая к неправильным действиям в критической ситуации, неготовность водителя к работе, физиологическое утомление.

Безопасность движения на дорогах зависит от безотказной работы всех звеньев комплекса «водитель — автомобиль — дорога — среда». Надежность работы этого комплекса должна быть обеспечена, с одной стороны, технической надежностью автомобиля, техническим совершенством дороги, а с другой — надежностью действий водителя в различных дорожно-транспортных ситуациях. Главным звеном в этой системе является водитель, под надежностью которого понимается его способность правильно и своевременно оценивать ситуацию и выбирать оптимальный режим движения.

Наивысшая надежность работы водителя как оператора системы «водитель — автомобиль — дорога — среда» соответствует оптимальному уровню информационной нагрузки. В противном случае малую информационную нагрузку на автомагистралях с малой интенсивностью движения водитель компенсирует высокой скоростью. При этом уровни, эмоционального напряжения (скорость 100–110 км/ч) соответствует уровню, наблюдаемому у водителей при движении по двухполосной дороге со скоростью 60–70 км/ч. Опасность заключается в том, что водитель воспринимает высокую скорость как обычную и у него автоматически устанавливается ритм работы, соответствующей обычной скорости. Исследования показали, что наибольшая надежность водителя обеспечивается не при движении одиночного автомобиля, и не на перегруженной дороге, а при уровнях загрузки для двух полосных дорог 0,15–0,60, для четырехполосных — 0,05- 0,40.

Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий также дает основание считать, что наибольшее количество происшествий наблюдается на участках дорог, где водитель испытывает большое нервно-психическое напряжение. Это подтверждает то, что надежность работы водителя согласуется с одной из основных закономерностей психофизиологии — успешностью выполнения работы в зависимости от психического напряжения. Согласно этой закономерности, имеется некоторый интеграл эмоциональной напряженности человека, при котором он выполняет работу с наибольшей эффективностью. Превышение этого оптимального уровня, как и снижение его, сопровождается ухудшением показателей работы. В психофизиологических исследованиях критериями оценки влияния различных дорожных условий на водителя являются значения психофизиологических показателей, соответствующие оптимальному уровню эмоционального напряжения. Исходя из этого, определяется степень надежности действий водителя.

Для поддержания эмоциональной напряженности водителя в оптимальных пределах необходимо постоянное поступление к нему некоторого объема новой информации об условиях движения и окружающем пространстве. Существенную роль в обеспечении надежности действий водителя играет его способность к приему и переработке информации. Качество усвоения информации зависит, главным образом, от ее количества.

Весь поступающий к водителю объем информации можно разбить на следующие группы, каждая из которых характеризует один из элементов комплекса «водитель — автомобиль — дорога — среда»: трасса дороги, дорожно-транспортные ситуации, средства регулирования движения, источники повышенной опасности (пешеходы, боковые препятствия, стесняющие габарит проезда, животные), интенсивность встречного и попутного движения, информация о погодных условиях и окружающем пространстве. Ценность информации каждой из таких групп определяется влиянием на режим и безопасность движения, которое может оказать элемент данной группы. В зависимости от этого и определяется эмоциональная напряженность водителя.

Из всех элементов придорожного пространства только информация о движении автомобилей несет для водителя постоянную новизну. Вся же остальная информация привязана к дороге и незнакома водителям, впервые проезжающим по дороге.

Водитель воспринимает информацию избирательно, выделяя из общего потока только значимую. Свое внимание он распределяет не равномерно по полю зрения, а концентрирует его в области, поставляющей наиболее ценную информацию. Однако в случаях, когда нагрузка выше допустимой, водитель может не заметить сигнала светофора или запрещающий дорожный знак, если его внимание сосредоточено на сложных перестроениях автомобилей в рядах. Это объясняется тем, что надежность расшифровки информации водителем снижается по мере удаления объекта от центральной части сетчатки глаза.

Психофизиологические характеристики показывают способность водителя воспринимать дорожную информацию, осмысливать ее, принимать решения и своевременно реагировать на изменения в дорожной ситуации. Психофизиологические свойства человека определяют особенности психических и физиологических процессов его организма. К этим свойствам относятся восприятие (ощущение), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества. Различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вибрационные, двигательные и другие. В процессе движения зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей человека обстановке. Если снизить возможность видеть дорожную остановку, то это может повлечь за собой увеличение числа ДТП [2; c . 88].

Отдельные периоды работы водителя, особенно при высокой скорости движения, протекают в условиях дефицита времени. Качество действий водителя в этих случаях зависит от быстроты и точности его ответных реакций на различные раздражители. В ответ на эти раздражители водитель выполняет различные действия: нажимает на педаль тормоза или дросселя, поворачивает рулевое колесо или оперирует рычагами переключения передач и тормоза и т. п. Такие ответные действия на раздражители называются психомоторными реакциями. В каждой психомоторной реакции различают: скрытый (латентный) период реакции, т. е. время, протекающее от момента появления раздражителя до начала ответного движений, и период реализации двигательного действия — отрезок времени от начала движения до его завершения.

Реакции могут быть простыми и сложными. Простая реакция — это возможно быстрое ответное действие на заранее известный раздражитель (сигнал). Например, быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении красного света светофора, если водитель, ожидая появления сигнала, подготовился к торможению. Среднее время скрытого периода простой реакции на световой сигнал — около 0,2 с, на звуковой — 0,14 с. Время общей двигательной реакции (продолжительность скрытого периода реакции и ответного действия) значительно варьируется в зависимости от времени, необходимого на выполнение ответного действия. Среднее время общей реакции на включенный стоп-сигнал, и время, затрачиваемое на перенос правой ноги — с педали дросселя на педаль тормоза, составляет 0,4–0,6 с.

Принято считать, что время сложной реакции водителя равно 0,8–1 с. Нужно учесть, что это время может колебаться в значительных пределах — от 0,4 до 1,5 с и даже более. В практике управления автомобилем необходимо считаться с внезапным появлением опасности, что может резко увеличить относительное время реакции. От времени реакции во многом зависит остановочный путь автомобиля при экстренном торможении. Общее время, необходимое для остановки автомобиля, включает в себя время реакции водителя (с момента восприятия препятствия на дороге до начала торможения), время срабатывания привода тормозов (с момента нажатия на педаль тормоза до момента начала действия тормозов) и время действия полностью включенных тормозом (от начала торможения до остановки автомобиля [3; c . 55].

Время реакции водителя при управлении автомобилем непостоянно. Оно может изменяться под влиянием различных, причин: болезненного состояния или утомления, возраста, сосредоточенности, состояния опьянения и др. Установлено также, что в пределах одного часа после принятия даже незначительной дозы спиртного время реакции возрастает на 30–40 %. При увеличении времени реакции водителя скорость движения автомобиля должна быть снижена.

Читать еще:  Как приобрести жилье по программе «Жилье для российской семьи»?

Несмотря на то, что между возникновением ДТП и психологическими особенностями водителя взаимозависимость, на первый взгляд, не очевидна, тем не менее она существует. Обращает на себя внимание и повторяемость ДТП и нарушений ПДД у одних и тех же водителей, при относительной благополучности условий движения. Естественно, что профессиональное обучение и тренировка еще не могут гарантировать 100 % отсутствие ДТП. Есть такие психологические особенности, которые «предрасполагают к аварийности», хотя и не являются фатальными. Значительная часть ДТП с самыми тяжелыми последствиями и смертельным исходом может происходить в хороших дорожных условиях, при достаточной видимости, свободной дороге и надежном автомобиле, на прямых участках дорог. Таким образом, факты повторности ДТП у определенной части водителей при относительной благополучности условий позволяют дать первый приблизительный ответ на поставленный вопрос: водитель совершает столько самых разнообразных отклонений от правильной езды, нередко ведущих к ДТП, потому, что его участие в процессе движения обуславливается совокупностью личностных характеристик и психологических закономерностей.

Поэтому каждая из причин ДТП, указываемых в настоящее время органами ГИБДД, на самом деле имеет «скрытую» область, не лежащую на поверхности явлений, требующую для выявления специального психологического исследования водительской деятельности.

Суть водительской деятельности заключается в сложном психологическом взаимодействии водителя и условий движения. Под условиями движения имеется в виду вся совокупность характеристик и параметров проезжей части дороги, придорожного пространства, дорожных знаков, указателей, сигналов светофора, видимости, обзорности, плотность и состав транспортного потока, дорожно-транспортные ситуации и пр., т. е. имеется в виду среда, в которой осуществляется управление транспортным средством [2; с. 123].

В связи с тем, что появляется все больше фактов, подтверждающих взаимосвязь между психофизиологическими характеристиками водителя и аварийностью на дорогах, становится актуальным вопрос о проведении исследования профессионально важных качеств всех кандидатов в водители. Очевидно, что здесь следует начать с подготовки водителей, т. е. проводить подобные исследования в автошколах на начальном этапе обучения. Диагностика психологических особенностей водителей с любой целью предполагает выявление характеристик низкого, среднего, хорошего и отличного уровня функционирования с учетом вида перевозок и надежности водителя.

Исследование можно проводить в форме тестирования, в котором возможно было бы зафиксировать основные показатели, такие как: скорость реакции, память, внимание, устойчивость к различным помехам и т. д. Почему это просто необходимо? Во-первых, тестирование позволит определить, какие категории управления транспортными средствами в наибольшей степени подходят кандидату. Здесь речь идет об определении профессиональной направленности кандидата. Во-вторых, тестирование позволяет выявить уровень выраженности профессионально-важных качеств. Это даст возможность проводить коррекционные мероприятия, с целью повышения уровня выраженности качеств, не соответствующих заявленным требованиям, а также менять программу обучения таким образом, чтобы она была максимально эффективной. Речь идет о применении упражнений направленных на развитие профессионально важных качеств и регуляции своего состояния. В-третьих, кандидаты, которые по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям, нуждаются в более углубленном курсе обучения. На основании результатов исследования психофизиологических качеств кандидатов, принимается решение о дополнительных занятиях по теоретическому курсу, либо по отработке практических навыков вождения.

Таким образом, проведение психологического тестирования на профессиональную пригодность кандидатов в водители с выдачей соответствующих рекомендаций и проведением коррекционных мероприятий, в полной мере способствует более качественной подготовке водителей, что в свою очередь ведет к снижению риска возникновения опасных ситуаций на дороге. Повышение надежности водителя может достигаться посредством улучшения его профессионального обучения и тренировки навыков, что является одной из задач организации профессионального отбора и обучения.

Клебельсберг Д. Транспортная психология/ под ред. В. Б. Мазуркевича. — М.: Транспорт, 1989.- 366с.

Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / В. И. Коноплянко, В. В. Зырянов, Ю. В. Воробьев. — М.: Высш. шк. 2005. — 271 с.

Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов.- М.: Академия, 2002.- 224 с.

Взаимосвязь опасного вождения и индивидуально-психологических особенностей водителя

Вы будете перенаправлены на Автор24

Водитель — это род занятий, специальность, профессия; человек, управляющий транспортным средством (автомобилем, повозкой, автобусом, троллейбусом, трамваем и т. п.).

Понятие безопасного вождения и его значимость

В настоящее время автомобиль имеет практически каждый человек. Иметь автомобиль и право вождения автомобилем уже не является роскошью. Однако, каждый, кто садится за руль автомобиля, должен помнить, что он является средством повышенной опасности. Помимо того, что автомобиль должен быть технически исправен и готов к эксплуатации, значение имеет и состояние автомобильных дорого.

Современные автомобили достаточно комфортны в управлении, а состояние автомобильных дорог подвергается постоянному мониторингу и своевременному ремонту. Но помимо этих факторов, на безопасность управления автомобилем, оказывает влияние и психологическое состояние водителя.

Безопасность дорожного движения – это отсутствие опасных поступков и условий, которые способны привести к возникновению дорожно-транспортного происшествия.

Каждый водитель должен быть психологически настроен на то, что безопасное движение не является самоцелью, а представляет собой одно из условий успешного достижения цели, для которой используется транспортное средство. При этом важно понимать, что именно безопасность движения представляет собой оптимальное использование транспортного средства.

Как показывает статистика, одной из основных причин аварийности на дорогах является человеческий фактор, который включает в себя:

  1. Профессиональную непригодность водителя по ряду психофизиологических качеств.
  2. Неправильные действия в критической ситуации, связанные с особенностью психики водителя.
  3. Неготовность водителя к управлению транспортным средством (психологическая, физиологическая и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

Безопасность движения на дорогах зависит в первую очередь от водителя, от того насколько он осознает возложенную на него ответственность, умеет правильно и своевременно оценивать складывающуюся ситуацию, реагировать в критических ситуациях.

Помимо того, что водитель должен быть психологически готов к управлению транспортным средством, он должен уметь подбирать оптимальную своему уровню нагрузку. То есть, если водитель имеет малый стаж управления транспортным средством, то нагрузка на него как на водителя должна быть минимальна, а выбранный режим движения оптимальным.

Одним из факторов является и эмоциональное напряжение водителя, которое во многом зависит от интенсивности движения. При переходе с разных типов автодорог и уровня движения, водитель должен быть психологически готов перестроиться на новый тип движения. Так, при переходе со скоростной магистрали на дорогу с менее интенсивным уровнем движения, водители не всегда адекватно воспринимают скорость. Двигаясь по магистрали со скоростью 100 км/ч, водитель воспринимает ее как обычную и ему бывает сложно психологически «переключиться» на более низкую.

В соответствии со статистикой дорожно-транспортных происшествий, наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается на тех участках дорог, где водители испытывают максимальное нервно-психическое напряжение. Это подтверждает то, что надежность работы водителя согласуется с одной из основных закономерностей психофизиологии — успешностью выполнения работы в зависимости от психического напряжения.

Психологические особенности восприятия вождения

Одной из основных психологических особенностей водителей, которые демонстрируют опасные стили движения, является повышенное эмоциональное напряжение. Находясь в напряжении, водитель не осуществляет в должной мере контроль за складывающейся на дороге ситуацией, несвоевременно принимают и обрабатывают поступающую информацию (дорожные знаки, разметка и т.д.). Именно качество поступающей информации и ее своевременная обработка имеют важное значение в безопасном вождении.

Поступающая водителю информация, в процессе управления транспортным средством может быть двух видов:

  • Состояние дорожного покрытия, уровень движения на трассе.
  • Количество участников дорожного движения, их статус.
  • Интенсивность движения, как попутного, так и встречного.
  • Габариты собственного транспортного средства.
  • Погодные условия.

Ценность каждого из элементов данной информации состоит в том, что от ее своевременной и качественной обработки зависит безопасность движения. Помимо скорости движения окружающих транспортных средств, все остальные элементы являются постоянными.

Психофизиологические характеристики водителя указывают на его способность своевременно получать постоянно меняющуюся информацию о ситуации на дороге, реагировать на дорожные условия, своевременно принимать решения.

К основным психофизиологическим свойствам человека, необходимым ему как водителю транспортного средства ,относятся: память, восприятие (ощущение), мышление, эмоции, внимание, воля и ряд личностных качеств. Помимо этого, значение имеют разнообразные ощущения: слуховые, зрительные, кожные, обонятельные, двигательные, вибрационные и т.д. Основным является зрительный анализатор, посредством которого водитель получает необходимую для него информацию. Снижение функциональности зрительного анализатора оказывает значительное влияние на повышение вероятности совершения дорожно-транспортного происшествия.

Читать еще:  Образец доверенности на получение почты 2021 года

Необходимо отметить и такое психологическое качество как реакция. Именно от реакции водителя зависит безопасность управления транспортным средством.

В практике управления автомобилем необходимо считаться с внезапным возникновением опасности, что может резко увеличить относительное время реакции. От времени реакции во многом зависит остановочный путь автомобиля при экстренном торможении

Время реакции водителя при управлении автомобилем непостоянно. Оно может изменяться под влиянием различных, причин: болезненного состояния или утомления, возраста, сосредоточенности, состояния опьянения и др.

Таким образом, особую значимость в настоящее время приобретает проведение психологического тестирования на профессиональную пригодность кандидатов в водители с выдачей соответствующих рекомендаций и проведением коррекционных мероприятий. Все это в полной мере будет способствовать более качественной подготовке водителей, что в свою очередь приведет к снижению риска возникновения опасных ситуаций на дороге.

Влияние психологических установок водителей на безопасность дорожного движения 5563

Борисова С.Е.
кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного права, криминологии и психологии, Орловский юридический институт МВД России, Орел, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6355-4017
e-mail: ya.borisowa-svet2012@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются психологические особенности водителей как участников дорожного движения. Цель исследования: изучение отдельных психологических особенностей водителей и их представлений о системе подготовки в автошколах России. Объект: психологические особенности водителей. Предмет: закономерности влияния психологии водителей на безопасность дорожного движения. В роли участников эмпирического исследования выступили сотрудники органов внутренних дел. Методы эмпирического исследования – беседа, анкетирование. Гипотеза: существует прямая зависимость между психологическими особенностями водителей и их поведением при управлении транспортным средством, а одним из факторов, отрицательно влияющих на состояние безопасности дорожного движения, является недостаточно совершенная система подготовки водителей. Основные выводы: характеристиками, влияющими на безопасность дорожного движения, являются отрицательные психофизиологические состояния, отдельные психологические качества ⎼ склонность к необоснованному риску, виктимное поведение, легкомыслие, стремление к превышению установленного скоростного режима. Современная система подготовки водителей в России нуждается в совершенствовании ее практической направленности, оптимизации методики обучения в автошколах; следует усилить психологическую составляющую подготовки водителей и воспитывать культуру поведения на дороге.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

В настоящее время большую актуальность приобретают вопросы, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения. 2 марта 2010 года на заседании 64-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций период с 2011по 2020 год объявлен «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения».

Состояние безопасности дорожного движения во многом обусловлено психологическими особенностями водителей, отличающихся достаточно высоким уровнем активности на дороге и выступающих в момент управления транспортным средством элементом системы «человек – техника ⎼ среда». Поэтому важной задачей является исследование психологии водителей как одной из категорий участников дорожного движения и характера ее влияния на обеспечение безопасности дорожного движения.

Одной из существенных психологических особенностей, влияющих на безопасность дорожного движения, считается психофизиологическое состояние водителя, а наиболее опасным состоянием, в котором совершаются дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями, — опьянение.

  1. Автотранспортная психология. – М., 2004.
  2. Большая книга афоризмов. – М., 2000.
  3. Безруков Д.А., Войтенков Е.А. Психологические аспекты применения социальной рекламы в сфере повышения безопасности дорожного движения // Юридическая психология. 2011. № 2.
  4. Карась Ю.В., Орехов В.В., Тихонов А.Н. Автотранспортная психология в организации движения. Часть 1. Природа ошибок водителей автомобилей. ⎼ Казань, 2000.
  5. Пегин П.А. Новый способ зрительного ориентирования водителя в условиях тумана // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2008. № 1.
  6. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. – М., 2001.
  7. Романов А.Н. Автотранспортная психология. – М., 2002.
  8. Словарь практического психолога. – Минск, 1997.
  9. STOP-газета – Информационный портал для водителей и пешеходов [Электронный ресурс]. URL: http://www.stopgazeta.ru/
  10. Чичерина М.П. Виктимологический анализ и профилактика дорожно-транспортных происшествий, совершаемых водителями частных легковых автомобилей: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2001.
  11. Шевкиев Б.А. Безопасность профессиональной деятельности водителя как обобщенный итог его личного и профессионального опыта // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2005. Т. 49. № 5.
  12. Утлик В.Э. Социально-психологические условия предупреждения конфликтов в дорожном движении: Автореф. … канд. психол. наук. – М., 2006.

Юридическая психология | Нуцкова Е.В., Дозорцева Е.Г., Бадмаева В.Д., Чибисова И.А.

Психология труда | Бебинов С.Е., Сальников В.А., Кривощекова О.Н.

Психология образования | Ершов С.В., Кочетова Т.В., Погодина А.В., Харченко М.А.

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ (для начинающих водителей)
статья на тему

Отличный водитель – это водитель, умеющий действовать так, чтобы предвидеть и предотвращать возникновение особой (нештатной) ситуации на дороге. Очень важно знать, как водить машину, уметь это делать.Но выбор правильной психологической установки поведения водителя – это одно из основных слагаемых обеспечения безопасности дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
psihologiya_bezopasnogo_vozhdeniya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ

(для начинающих водителей)

Кто такой «отличный водитель»?

Это подготовленный водитель, водитель без ДТП, культурный водитель, достойно выходящий из трудных ситуаций…

Отличный водитель – это водитель, умеющий действовать так, чтобы предвидеть и предотвращать возникновение особой (нештатной) ситуации на дороге.

Очень важно знать, как водить машину, уметь это делать. Но не менее важным является

психологический настрой водителя:

  • психические установки (уступать дорогу -не уступать; пропускать — не пропускать; нарушать -не нарушать; оповещать других водителей об опасности — не оповещать; помогать в беде – не помогать и т.д.)
  • убеждения (я всегда прав или я тоже бываю не прав; я один умею правильно водить или мне надо быть осторожнее из-за небольшого опыта)
  • суждения (я спешу, поэтому могу нарушить ПДД, или я спешу, но нарушать не буду; я на роскошной иномарке и мне все должны уступать дорогу или все на дороге равны; меня подрезали и я отомщу…)

Это все составляет культуру водителя. Он никогда не выполнит запрещенных действий, даже если этого никто не видит, т.е. «Хочу, но нельзя – значит, не сделаю». У них есть внутренний контролер – совесть. Можете возразить: многие нарушают и ничего! Если кому-то удавалось 1,10, 100 раз нарушать правила ДД без последствий, то чувство безнаказанности, ложная уверенность в безопасном исходе. …. – первый шаг к трагедии!

Выбор правильной психологической установки поведения водителя – это одно из основных слагаемых обеспечения безопасности дорожного движения.

Не надо торопиться. Вполне естественно, что начинающему водителю очень сложно выполнять все элементы вождения быстро и четко, что зачастую вызывает негодование со стороны других участников дорожного движения. В такой ситуации, когда вам сигналят со всех сторон, нервы будут сдавать у каждого, но поддаваться нельзя. Вы должны абстрагироваться, отгородиться от внешних раздражителей и ни в коем случае не впадать в панику. Надо четко понимать, что в состоянии раздражения или нервозности внимание водителя очень сильно ослабевает, что в итоге может привести к серьезным неприятностям.

Итак, если другие участники дорожного движения показывают вам, что вы что-то делаете медленно или неправильно, то вначале спокойно оцените ситуацию вокруг автомобиля и без лишней спешки выполните маневр. Например, если водитель едущего за вами автомобиля спецслужб, милиции или скорой помощи требует срочно уступить дорогу, то не надо мгновенно «уворачиваться» – спокойно оцените обстановку и сделайте перестроение.

То же самое относится и к парковке автомобиля. Никогда не поддавайтесь на провокации со стороны других водителей, которые пытаются вас подгонять. Делайте все аккуратно и размеренно. Помните, что лучше совершить несколько медленных попыток припарковаться, чем поспешить и повредить свой, а еще хуже, чужой автомобиль.

Хорошее настроение и никаких сильных эмоций

Водить автомобиль в состоянии сильных эмоциональных переживаний , причем как отрицательных, так и сильных положительных, не рекомендуется ни опытным водителям, ни уж тем более новичкам. В таком состоянии утомление от вождения наступает быстрее обычного, внимание рассеяно, а это неизбежно приводит к ошибкам, порой очень грубым и досадным. Для начинающих водителей, которые и без того неуверенно ездят, этот факт может сыграть решающую роль.

Ездить только по правилам ПДД, не означает ездить безопасно. К сожалению, это факт! Все мы люди, а людям свойственно ошибаться, и это нормально. В современном мире водить автомобиль в условиях большого мегаполиса и не совершать ошибок практически невозможно, порой, даже очень серьезных. *Типичный пример, припаркованное крупногабаритное транспортное средство загораживает дорожные знаки, о существовании которых вы даже не подозреваете. *Другой пример, в обилии рекламы заметить дорожные знаки бывает непросто даже опытным водителям, особенно если знаки расположены где-то далеко справа, да еще и частично загорожены ветками деревьев, а вы едете по широкой дороге в левом ряду.

Обо всем этом надо помнить и стараться прогнозировать действия других участников дорожного движения в конкретной ситуации и принимать упреждающие меры. А это автоматически означает, что нельзя оставаться безучастным к трудностям, возникающим у других автомобилистов. Например, если вы видите, что другой водитель совершил ошибку и попал в ситуацию, при которой ему попросту некуда деваться, и существует реальная угроза ДТП, проявите мудрость и примите все меры по устранению опасности (например, притормозите, чтобы пропустить другое транспортное средство, или перестройтесь в соседний ряд, чтобы освободить другому транспортному средству место для маневра).

Знание правил ПДД является необходимым, но не достаточным условием для безопасного вождения. Помните, что для безопасного вождения понятие «ехать по главной» не означает не уступать другим. Вы не на соревнованиях, а вокруг вас нет соперников

Некоторые автомобилисты водят по принципу «моя дорога, не пропущу лихача», при этом специально ускоряются в момент перестроения другого транспортного средства и даже всячески сигнализируют ему. Возможно, такие автомобилисты воспринимают поведение других водителей как личное оскорбление, по крайней мере, со стороны это выглядит именно так. С психологической точки зрения такое поведение на дороге просто неприемлемо, так как это неизбежно ведет к всплеску эмоций (агрессия, раздражение) и, как следствие, ускоренному утомлению и потере внимания. В конце-концов это просто не безопасно, так как может произойти столкновение из-за непонимания водителей, неопытности, а в самых тяжелых случаях – «принципиальности».

Итак, не надо воспринимать других участников дорожного движения как соперников, вы не на соревнованиях! Ваша цель – спокойно доехать из пункта «А» в пункт «Б». Если кто-то начал перестраиваться перед вами, то пропустите его, ни в коем случае специально не препятствуйте.

Опыт и количество пройденных километров находятся в прямой зависимости. Психологи выделили несколько этапов поведения, через которые проходит водитель, прежде чем достигнет высокого уровня безопасной езды.

1-й этап: преодоление постоянного чувства опасности.

Этот этап длится первые дни, иногда недели и требует большого психического напряжения. У новичка преобладает новизна стоящих перед ним задач, для решения которых нет ни знаний, ни опыта. Поэтому он старается избегать критических и конфликтных ситуаций.

2-й этап: недооценка опасности.

В результате уклонений от критических обстоятельств на первом этапе, водителю не приходилось сталкиваться с грубыми формами поведения на дороге или попадать в ДТП. Это обстоятельство может ложно приниматься за собственное водительское «мастерство», выражающееся в рискованной манере управления автомобилем. Этап длится в течение 3,5-4 тыс. км пробега.

3-й этап: коррекция повышенного чувства безопасности.

Накопленный практический опыт вождения постепенно снижает чувство безопасности. Однако это чувство все еще остается обманчивым.

4-й этап: объективная оценка опасности.

Приобретенные навыки и опыт вождения помогают не забывать об опасностях на дороге.

5-й этап: снижение чувства безопасности.

Соответствует первым 3-4 годам вождения или 100 тыс. км пробега. Этот феномен психологи объясняют так. Высокий уровень профессионального умения водителей может привести к притуплению бдительности и потере осторожности. Статистика показывает, что самые тяжелые ДТП чаще происходят с опытными водителями. Это лишний раз свидетельствует о том, что на безопасность движения влияет не столько опыт вождения, сколько психологические особенности человека. Не исключено, что первоначальный восторг от самостоятельного управления автомобилем проходит, у вас вдруг исчезает желание ездить, портится настроение, вы клянетесь, что никогда больше не сядете за руль. Психологи называют это «пресыщением», и после появления такого ощущения нужно отдохнуть. Иногда начинающий водитель не пропускает вперед другую машину только потому, что боится сделать лишнее движение.

Не пытайтесь намеренно кого-либо блокировать, пусть все вокруг вас едут туда, куда им надо – это один из основных принципов безопасного вождения. Каждый водитель едет по своей «программе», и нельзя завидовать тем, кто едет проворнее и быстрее вас.

И еще, старайтесь выбирать такой ряд, скорость которого наиболее комфортна для вас. Надо четко понимать, что если вы будете ехать в левом ряду со скоростью меньшей, чем скорость потока, и тем самым притормаживать его, то это может восприниматься другими водителями как акт неуважения и даже вызвать агрессию (подрезание, обгон и резкое торможение и т.д.).

Для безопасного вождения садитесь за руль только в спокойном и уравновешенном состоянии, а при движении максимально концентрируйте свое внимание на дорожной обстановке. Не поддавайтесь на провокации других водителей, которые вас поторапливают, выполняйте все элементы вождения спокойно, не торопясь.

Относись ко всем так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Если в одном месте сконцентрировано два или более водителя, пренебрегающие этим правилом, жди беды!

Терпимое отношение к ошибкам других. Так поступая, мы убивает нескольких зайцев:

  1. Не развивается стресс из-за негативного отношения к поступку другого.
  2. Вы застрахованы от собственных ошибок в результате этого стресса
  3. Учимся правильно реагировать на ошибки окружающих в повседневной жизни.

Все люди ошибаются и мы тоже! Отсюда следующее правило: Совершили неблагородный поступок – найдите мужество извиниться! (махнули рукой, жест, улыбка)

Будьте снисходительны – пропустите спешащего. На его месте могли оказаться вы! Мы ведь не знаем причин его спешки, может у него произошло событие, он не хам. Когда то и вы можете оказаться на его месте. Будьте терпимее к другим, не проявляйте упрямство на дороге. (спешка одного + упрямство другого = трагедия)

Есть такие категории водителей:

«Водитель – хам» («Да пошел ты…») — он агрессивен и ненадежен.

«Пальцы веером» (все им что-то должны: уступить дорогу)

Как реагировать? Появляется внутренний дискомфорт, который может осесть надолго. Поблагодарите мысленно судьбу за предоставленную возможность закалить нервную систему. Постарайтесь не слишком эмоционально возбуждаться, т.к. стресс ухудшает контроль за дорожной обстановкой, нарушается переключаемость внимания, медленнее принимаются решения, увеличивается время реакции. Фраза: «Да я и сам не ангел!». Когда пришли в норму, продолжайте движение.

Находясь за рулем, водитель крайне редко отключается от мыслей по поводу житейских проблем. Вождение происходит при минимальном контроле сознания, т.е. руки сами управляют. Или плохое здоровье. Но если водитель неопытен, это опасно, отключитесь от проблем или снизьте скорость!

Иногда наваливаются текущие дела, создают неблагоприятный психоэмоциональный фон. Водитель бессознательно увеличивает скорость. Включаем сознание: что я делаю!?

Рекомендуем не вызывать раздражения окружающих, уверенно выполнять маневры, которые не сбивают с толку остальных. Помните, что управление автомобилем должно быть выразительным, то есть совершенно ясным для других участников движения.

Несколько слов о различиях между мужским и женским поведением на дорогах. Кроме природных различий, поведение тех и других обусловлено и социально-культурными факторами. Так, мальчики растут более самоуверенными, нацеленными на достижение успеха, у девочек, напротив, преобладает стремление избегать неудач. Основное различие можно определить так: женщины больше верят в законы, правила, а мужчины — в себя, в технику. Поэтому-то ошибки и несчастные случаи у мужчин чаще встречаются из-за переоценки собственных возможностей и чрезмерной самоуверенности. У женщин из-за недостаточной уверенности в себе, чрезмерной осторожности. Интересно, что агрессивность у мужчин с возрастом падает, а у женщин наоборот возрастает, что отрицательно влияет на безопасность движения.

Надо учиться снимать эмоциональное напряжение, применив некоторые несложные приемы саморегуляции:

  1. дыхательные (с медленными выдохами) — короткий, относительно глубокий вдох, задержать дыхание на 4 секунды и долгий выдох. Затем перерыв в 5 секунд и повторить.
  2. словесное внушение: «Я абсолютно спокоен, меня ничто не беспокоит»
  3. мысленное представление ситуации, где вам было приятно и вы не были возбуждены.
  4. массаж, успокаивающий нервную систему, необходимо воздействовать на активные точки:

-на внутренней стороне подбородка — в центре — массируйте круговыми движениями. 9 раз в одну сторону и столько же – в другую.

-На протяжении двух-трех минут разминайте, несколько растягивайте, сдавливаете на руках средние пальцы

5.Если приступ злобы мучает вас, представьте водителя, раздражающего вас, в другой ситуации, например на отдыхе. Проверьте, как изменится ваше отношение к нему.

6.Также рекомендуют просто выйти из автомобиля и сделать 10 приседаний. «Как рукой снимет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector