Статья 71 Самовольное занятие земельного участка
Статья 71 Самовольное занятие земельного участка
Под самовольным занятием земельного участка понимается пользование им при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли, в том числе:
— до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка;
— до заключения договора купли-продажи (купчей) или оформления в установленном порядке других документов, подтверждающих переход права собственности на землю;
— до получения регистрации в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды земли;
— до установления границ участка на местности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
При этом такое пользование может выражаться только в активных действиях, например, в огораживании участка, размещении на нем строений либо иного имущества, а также в принятии иных мер для воспрепятствования доступа законных владельцев (собственников, арендаторов, других пользователей).
Любой земельный участок имеет своего собственника, которым может выступать гражданское или юридическое лицо, муниципальное образование, субъект Российской Федерации или государство.
Распространенными случаями самовольного занятия земельных участков являются действия собственника или арендатора, которые направлены на расширение пределов своего участка путем необоснованного, самоуправного вынесения ограждения собственного участка за его законные границы и размещения различных строений; использование земельного участка большей площади, нежели указана в правоустанавливающих документах на землю; устройство незаконных автопарковок (автостоянок) на землях общего пользования или земельных участках, принадлежащих собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общедолевой собственности; размещение гаражей, киосков, ларьков (нестационарных объектов), установка ограждений в виде столбов с тросами, постоянное или временное складирование при осуществлении строительства и т.п.
Лицо, имущественные права которого нарушены самовольным занятием земельного участка, вправе обратиться в следующие структуры, имеющие полномочия по рассмотрению данного вопроса:
- органы местного самоуправления городского округа, городского поселения, муниципального района, в том числе осуществляющие муниципальный земельный контроль соответственно в границах городского округа, городского поселения, на межселенной территории муниципального района в отношении расположенных на них объектов земельных отношений (ст. 72 ЗК РФ);
- уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный земельный надзор .(ст. 71 ЗК РФ);
- органы внутренних дел (полиция), должностные лица которых вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 7.1 КоАП РФ (ст. 28.3 КоАП РФ);
- органы прокуратуры, к прокурорам городов и районов, а также специализированных прокуратур, которые вправе возбудить дело об административном правонарушении, в том числе по ст. 7.1 КоАП РФ (ст. 28.4 КоАП РФ).
В целях оперативного пресечения нарушения земельного законодательства имеет смысл обратиться в полицию, когда у граждан или юридических лиц, иных субъектов отсутствуют правоустанавливающие документы на используемый (занятый) земельный участок.
Собственник или лицо, право которого нарушено самовольным занятием земельного участка, вправе обратиться в суд с требованием о возврате земельного участка из чужого незаконного владения (ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации). Для подтверждения факта самовольного использования земельного участка суду необходимо представить доказательства.
В целях исключения захватов земельных участков, участков под объектами капитального строительства, сооружениями, сведения о местоположении границ которых не внесены в государственный кадастр недвижимости, рекомендуем провести кадастровые работы по установлению границ земельных участков на местности.
Ответственность за нарушение земельного законодательства
Проведение государственного земельного контроля предусмотрено статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункта 1 указанной статьи государственный земельный контроль осуществляется за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) должностные лица, осуществляющие государственный земельный контроль, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных:
— статьей 7.1 КоАП (самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности);
— частью 1 статьи 7.2 КоАП (уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков);
— статьей 7.10 КоАП (в части самовольной уступки права пользования землей, а равно самовольной мены земельного участка);
— статьей 8.8 КоАП (использование земельных участков не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием или не использование земельного участка, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению);
— частью 1 статьи 19.4 КоАП (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей);
— частью 1 статьи 19.5 КоАП (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства);
— статьей 19.6 КоАП (непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);
— статьей 19.7 КоАП (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде);
— частью 1 статьи 20.25 КоАП (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП).
В соответствии с частью 1 статьи 23.21 КоАП органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель (Росреестр), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 7.1, частью 1 статьи 7.2, статьёй 7.10 (в части самовольной уступки права пользования землёй и самовольной мены земельного участка), статьёй 8.8 КоАП. По статьям 19.4; 19.5; 19.6; 19.7; 20.25 – материалы передаются в суд и рассматриваются в судебном порядке.
При рассмотрении дел органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, Кодексом об административных правонарушениях определены следующие штрафные санкции:
Суммы штрафов, руб
— ст. 7.1 — самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
-ст.7.2. – уничтожение или повреждение специальных межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков;
— ст. 7.10 – самовольная уступка права пользования землёй, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка;
1. использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием или не использование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом;
2. невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
За пять месяцев 2013 года на территории Тацинского района проведено 79 проверок соблюдения земельного законодательства. Из проведённых проверок выявлено 51 нарушение земельного законодательства. Наложено 51 штрафная санкция на общую сумму 28,4 тысячи рублей.
Охрана правопорядка
14.04.2016г.
Административная ответственность за самовольное занятие земельного участка
Самовольное занятие земельного участка — одно из правонарушений в сфере земельных отношений, за которое наступает административная ответственность. Административная ответственность за такое правонарушение предусмотрена статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьи 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Помимо ответственности за самовольное занятие земельного участка, статья содержит в себе дополнительно ещё два состава административного правонарушения: использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Собственно, «самовольное занятие» земельного участка заключается в том, что лицо использует земельный участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника. Если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.
Самовольное занятие земельного участка может выражаться в противоправной застройке земельного участка, временном или постоянном складировании и других противоправных действиях. Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что в соответствии со статьёй 16 Земельного кодекса РФ земельные участки не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Иными словами, у любого земельного участка есть собственник. Собственниками могут быть: граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации или Российская Федерация.
Также к самовольному занятию земельного участка относятся действия собственника (арендатора) направленные на расширение границ своего земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного ему участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не может приобретать на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
В соответствии со статьёй 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Статья 71 Самовольное занятие земельного участка
Как следует из п. 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
— требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
— требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
— требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 г. в соответствии с правилами, установленными гл. V.1 ЗК РФ.
Согласно ст. 7.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный Федеральным законом N 137-ФЗ срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, влечет наложение административного штрафа в размере от 20 тыс. до 100 тыс. руб.
Рассматриваемое правонарушение носит длящийся характер, представляющий собой использование земельного участка до момента выявления данного правонарушения либо до переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или прекращения использования земельного участка (см., например, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу N А82-16508/2015).
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа, в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
Из п. 2 примечаний к указанной статье следует, что в случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Согласно ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа, в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 71 ЗК РФ по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании п. 7 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
Из ч. 3 указанной статьи следует, что к акту проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений.
Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации содержится в Приложении к Приказу Минэкономразвития России от 26.12.2014 N 851.
Указанная форма содержит указание на одно, а не на несколько выявленных нарушений. Кроме того, вышеуказанные нормы содержат формулировку «предписания» во множественном числе. Следовательно, каждое нарушение земельного законодательства может оформляться отдельным предписанием.