Социальноориентированные некоммерческие организации как субъекты региональной экономики
Социальноориентированные некоммерческие организации как субъекты региональной экономики
Текущая деятельность
- Принят Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», в рамках которого предусмотрено совершенствование правовых условий для формирования и использования целевого капитала НКО.
- Утвержден Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных поставщиков, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы от 11 декабря 2020 г. № 11826п-П44.
- Принят Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 федерального закона «Об аудиторской деятельности», предусматривающий отмену аудита для фондов – СОНКО с годовым доходом менее 3 млн рублей.
- Принят Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым НКО предоставлено право заключать с работниками срочные трудовые договоры, если численность ее работников не превышает 35 человек, также НКО вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, которые содержат нормы трудового права. При этом трудовые договоры работников НКО должны включать в себя правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, премировании, график сменности и др.
- Подготовлен доклад о деятельности и развитии СОНКО в 2019-2020 годах.
- Подготовлен доклад о развитии добровольчества в Российской Федерации в 2019 году.
- Составлен рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства за 2019 год.
- Составлен отчет о реализации субъектами Российской Федерации мер по обеспечению доступа СОНКО к предоставлению услуг в социальной сфере и механизмов поддержки СОНКО за 2019 год.
- Сформирован Координационный совет по вопросам развития благотворительной деятельности под председательством Министра экономического развития Российской Федерации М.Г. Решетникова.
- Организованы мероприятия на территории Правительственного комплекса по вовлечению сотрудников федеральных министерств в благотворительную деятельность в рамках Всемирного дня благотворительности #ЩедрыйВторник. В рамках акции в Правительственном комплексе было собрано более 250 подарков для детей, проходящих длительное лечение, более 100 килограммов вещей передано в фонд «Второе дыхание», более 300 наборов подарков собрано для одиноких пожилых людей. Более 25 литров крови сдали сотрудники – добровольные доноры крови в рамках совместной акции совместно с Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА России) и ФГБУЗ Центр крови ФМБА России.
Меры поддержки, принятые в период распространения новой коронавирусной инфекции
- Принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым предусмотрено, что до 1 января 2021 года Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами (в том числе СОНКО) обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.
- Составлено совместное письмо Минфина России № 24-06-05/26578, МЧС России № 219-АГ-70, ФАС России № МЕ/28039/20 от 3 апреля 2020 г.
- «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», пунктом 3 которого указано, что поставщик (подрядчик, исполнитель), в том числе СОНКО, при выполнении государственных контрактов вправе ссылаться на распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе на меры, принятые в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, как на обстоятельства непреодолимой силы, освобождающие его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком требованию об уплате таких неустоек.
- Принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора) и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому в 2020 году были отменены проверки (за исключением выездных проверок, основания по которым указаны в пункте 1 настоящего Постановления), в том числе для НКО, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек (за исключением политических партий и НКО, выполняющих функции иностранного агента).
- Принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества», устанавливающее требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества (недвижимое имущество, находящееся в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений), которые распространяются в том числе на СОНКО из наиболее пострадавших отраслей, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». В соответствии с указанным постановлением штрафы, проценты или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендаторами порядка и сроков внесения арендной платы не применяются.
- Принято постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 685 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409», в соответствии с которым на НКО, вошедшие в реестры, распространялись меры поддержки по продлению сроков уплаты налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов.
- Принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 1296-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 670-р», в соответствии с которым организациям, состоящим в реестрах, предусмотрена отсрочка по аренде государственного, муниципального или коммерческого имущества сроком на 6 месяцев (с 1 апреля по 1 октября 2020 г.), а также освобождение от уплаты арендных платежей с 1 апреля по 1 июля 2020 года.
- Принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности», которым установлено право получения льготного кредита НКО, вошедшим в реестры.
- Приняты приказы Минюста России от 26 мая 2020 г. № 122 и от 26 мая 2020 г. № 123, в соответствии с которыми были перенесены сроки предоставления отчетности для НКО на 1 июля 2020 г.
- Принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2020 г. № 797 «Об утверждении Правил осуществления специальных выплат гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому сотрудники государственных и негосударственных организаций, добровольцы и граждане России, которые в период эпидемии приняли на временное проживание, в том числе под временную опеку, инвалидов, граждан старшего возраста, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, получили право на выплаты от государства.
- Принят федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», отменяющий обязательный аудит фондов – СОНКО за 2019 год.
- Принят федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому предусмотрены налоговые преференции юридическим лицам, предоставившим благотворительные пожертвования НКО.
- Принято постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
Меры поддержки СОНКО
Минэкономразвития России сформирован реестр СОНКО
Минэкономразвития России сформирован реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками общероссийской акции «Мы вместе» 30 апреля 2020 г. и совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации, состоявшегося 11 мая 2020 г.
В реестр включены СОНКО, которые с 1 января 2017 г. являлись:
- получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
- получателями грантов Президента Российской Федерации;
- поставщиками социальных услуг;
- исполнителями общественно полезных услуг.
Данные в реестр были поданы органами исполнительной власти регионального и федерального уровня, органами местного самоуправления, Минюстом России и Фондом президентских грантов.
Организациям, которые соответствуют указанным выше критериям, но не включены в реестр, следует обращаться в тот орган власти, что предоставлял им государственную финансовую поддержку в период с 1 января 2017 г. по 1 апреля 2020 г., или в Фонд президентских грантов.
В случае, если подтвердится, что организация была ошибочно не включена в реестр, указанный орган должен направить в Минэкономразвития России дополнение к реестру официальным письмом.
Организации, включенные в реестр, получат следующие виды поддержки:
- предоставление субсидируемых льготных кредитов, выдаваемых СОНКО на выплату части заработной платы своим сотрудникам (постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности»);
- продление на шесть месяцев сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налогов (в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами) и авансовых платежей по налогам, за исключением НДС (постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (с изменениями от 30 мая 2020 г. №792);
- освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов по налогу на прибыль организаций — в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2020 года (Федеральный закон от 8 июня 2020 года №172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации);
- расширение налоговых стимулов участия в благотворительности юридических лиц для организаций, вошедших в реестры. Юридические лица, передавшие на безвозмездной основе некоммерческим организациям имущество (включая денежные средства), смогут включить их в состав внереализационных расходов при определении ими налоговой базы по налогу на прибыль организаций (проект федерального закона № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»).
Также, в рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками общероссийской акции «Мы вместе»
30 апреля 2020 г. Правительством Российской Федерации прорабатываются дополнительные основания и критерии предоставления мер поддержки иным социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным в дополнительный реестр.
Минэкономразвития России сформирован второй реестр НКО
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» и от 29 июня 2020 г. № 949 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 847» Министерством экономического развития Российской Федерации сформирован второй реестр НКО (http://nko.economy.gov.ru/Public/NewsPage/Details.html?id=104), которым будут предоставлены меры поддержки.
В соответствии с критериями вышеуказанного постановления во второй реестр были включены:
частные образовательные организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность (информация представлена Рособрнадзором);
некоммерческие организации, являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и представившими в Министерство юстиции Российской Федерации отчетность по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным приказом Минюста России от 16 августа 2018 г. № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», за 2017 – 2018 годы (информация представлена Минюстом России);
НКО из перечня организаций, гранты которых предоставляются для поддержки науки, образования, культуры и искусства, и не подлежат налогообложению (информация получена из постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 602).
Социальноориентированные некоммерческие организации как субъекты региональной экономики
Заместитель Губернатора Новосибирской области Сергей Нелюбов 18 мая провел заседание координационного совета по вопросам обеспечения поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемых на предоставление социальных услуг населению региона. В мероприятии приняли участие представители областных исполнительных органов государственной власти, члены Общественной палаты Новосибирской области, органов местного самоуправления и некоммерческого сектора.
Сергей Нелюбов подчеркнул эффективность проводимой работы по расширению участия НКО в решении социально-экономических задач региона, что позволяет Новосибирской области быть одним из передовых регионов по развитию системы поддержки негосударственных поставщиков в социальной сфере среди субъектов РФ. В частности, Новосибирская область отмечена Агентством стратегических инициатив среди регионов-лидеров по реализации практик финансовой поддержки СО НКО.
Как отметила в своем докладе первый заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области Елена Бахарева, финансовое взаимодействие с СО НКО в регионе осуществляется по двум направлениям: предоставление субсидий на оказание общественно полезных услуг и выплата компенсаций по результатам оказания услуг. «Кроме того, в текущем году Правительством Новосибирской области одобрено установление налоговых льгот по транспортному налогу и налогу на имущество некоммерческих организаций, – отметила Елена Бахарева. – Это станет дополнительным стимулом для развития негосударственного сектора».
В ходе заседания участники координационного совета также обсудили ключевые направления пилотного проекта по апробации на территории Новосибирской области Федерального закона № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) заказе социальном заказе на оказание государственным (муниципальных) услуг в социальной сфере». Социальные заказы в регионе сформированы в следующих сферах: социальное обслуживание, оказание паллиативной помощи медицинской помощи, спортивная подготовка и содействие занятости населению. В соответствии с новым законом негосударственные организации могут участвовать в оказании услуг на тех же условиях, что и государственные. Выбор поставщика услуг возможен как на основании конкурсного отбора, так и на основании социального сертификата.
Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций Елена Тополева-Солдунова, которая приняла участие в работе заседания в дистанционном формате, в своем обращении к участникам мероприятия отметила эффективное взаимодействие региона с аппаратом Общественной палаты Новосибирской области в части формирования коммуникационной площадки для конструктивного диалога между государством, НКО и непосредственно получателями услуг. Высоко оценив результаты региона по ряду направлений работы с СО НКО, Елена Тополева-Солдунова выступила с предложением транслировать опыт Новосибирской области на площадке Правительства Российской Федерации.
Социально ориентированные некоммерческие организации
СО НКО
Особенности СО НКО
Социально-направленные НКО организовываются исключительно в тех формах, что предусмотрены ФЗ «О некоммерческих организациях». К подобным субъектам относятся социально-направленные организации, имеющие прямое отношение к религии или обществу. Примечательно, что к СО НКО относятся и этнические общины КМНС, и диаспоры, и сообщества казаков. Но чаще всего встречаются различные партнёрства, не осуществляющие коммерческую деятельность, а также благотворительные фонды, которые оказывают всестороннюю поддержку социально незащищённым слоям населения. То есть, подобные НКО занимаются деятельностью, осуществление которой позволяет решить определённые социальные проблемы:
Защита животных, охрана окружающей среды, проблемы экологического характера (незаконная вырубка зелёных насаждений, отлов и отстрел диких и домашних животных и пр.).
Моральная и материальная поддержка граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также обеспечение юридической защиты их прав и свобод.
Работа с населением, проводимая в целях предотвращения несчастных случаев, а также мероприятия, направленные на обучение населения способам преодоления последствий техногенных катастроф и разгула стихии.
Помощь вынужденным переселенцам, гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий и прочих катаклизмов (необязательно техногенного или природного характера).
Пропаганда ЗОЖ, для чего организуются и проводятся различные спортивные мероприятия, направленные на возрождение интереса к физкультуре и спорту.
Содействие духовному и культурному развитию граждан, что также подразумевает проведение различных мероприятий, направленных на улучшение морального и психологического здоровья граждан.
Данный список может быть дополнен и другими видами деятельности, в зависимости от региона РФ и с учётом его специфики.
Государственная поддержка
Государство готово оказать СО НКО не только финансовую (прямую или непрямую) поддержку, потому что оно заинтересовано в увеличении числа благотворительных, волонтёрских и других некоммерческих организаций, относящихся к социальной сфере. Поэтому, оно оказывает информационную, консультационную, организационную поддержку, хотя, любую благотворительную организацию больше всего волнует финансовый вопрос. Под термином «прямое финансирование» принято понимать госконтракты и субсидии, предоставляющиеся в форме грантов. Главным инструментом господдержки СО НКО принято считать программу, разработанную на федеральном уровне и реализуемую МЭР (Министерством экономического развития). На данный момент, существует два варианта получения господдержки:
Предоставление субсидий. Источником для их получения является федеральный бюджет. Чтобы стать участником программы, необходимо подать заявку и пройти конкурсный отбор.
Гранты, выдаваемые для реализации определённых программ. Примечательно, что в роли грантодателя теперь не может выступить местная администрация или орган исполнительной власти, потому что они вправе заниматься только субсидированием проектов.
Существенных отличий между конкурсами на получение субсидий или грантов – нет. Но сейчас принято апеллировать термином «президентский грант», по своей сути являющийся субсидией из федерального бюджета. Они предоставляются некоммерческим организациям, принимающим активное участие в развитии институтов гражданского общества. Сумма, доступная к получению и выдаваемая на безвозмездной основе, с каждым годом становится всё солиднее, а это – более чем веское основание для того чтобы за неё побороться. Что касается госконтрактов, то этот финансовый инструмент является бюджетными средствами, даваемыми СО НКО в рамках, определённых ФЗ-44 «О контрактной системе». Если организация использовала выделенные средства по целевому назначению, то налог на прибыль начисляться не будет.
Непрямое госфинансирование
Ключевым видом господдержки является имущественная поддержка, заключающаяся в передаче в долговременное пользование организации объектов нежилой недвижимости, являющихся собственностью государства. Критерии отбора СО НКО, порядок предоставления объектов нежилой недвижимости и все прочие условия оговорены в Постановлении № 1478 от 30.12.12. Важный момент: передаваемое организации госимущество не может быть отчуждено в собственность лиц, его арендующих, а также в частную собственность. Под запретом целый ряд операций: продажа, переуступка и передача прав и пр. Имущественная поддержка может оказываться, как на безвозмездной основе, так и на льготных условиях.
Ещё одним видом непрямого государственного финансирования являются налоговые льготы, например:
1. Налоговый вычет из пожертвований, перечисленных гражданином СО НКО для увеличения целевого капитала.
2. Освобождение от НДФЛ, при условии, что организация осуществляет благотворительную деятельность.
3. Освобождение от НДФЛ доходов, передаваемым социально незащищённым слоям населения, например, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим семьям.
4. Расширение перечня целевых поступлений, не подлежащих учёту при определении налоговой базы по налогу на прибыль и налогам, уплачиваемым в бюджет СО НКО, состоящих на УСН.
5. Освобождение от уплаты НДС, если организация оказывает услуги по соцобслуживанию и обеспечивает уход за маломобильными и престарелыми гражданами.