Социальная и правовая защита вынужденных переселенцев
Социальная и правовая защита вынужденных переселенцев
Закон Азербайджанской Республики о статусе беженцев и вынужденных переселенцев .
Принят 29 сентября 1992 года. Вступил в силу 30 сентября 1992 года.
Настоящий Закон в соответствии с международными нормами определяет статус беженцев и вынужденных переселенцев и правовые, экономические и организационные основы его осуществления на территории Азербайджанской Республики.
Статья 1
Понятия «беженец» и «вынужденный переселенец»
«Беженцами» на территории Азербайджанской Республики признаются лица, не являющиеся гражданами Азербайджанской Республики, находящиеся вне пределов страны своего проживания в силу невозможности пользоваться защитой государства своего постоянного проживания либо нежелания пользоваться этой защитой из-за опасности в связи с преследованием по признаку национальности, расы и гражданства, вероисповедания, языка, а также политическим убеждениям, принадлежности к определенной социальной группе, с возникновением реальной угрозы жизни, семье, имуществу;
«вынужденными переселенцами» на территории Азербайджанской Республики признаются лица, переселившиеся в иную местность, будучи вынуждены покинуть место своего постоянного проживания на территории Азербайджанской Республики, либо граждане Азербайджанской Республики, прибывшие в Азербайджанскую Республику, будучи вынуждены покинуть место своего постоянного проживания в иной стране.
Статья 2
Порядок предоставления статуса беженца или вынужденного переселенца
Указанное в статье 1 настоящего Закона лицо, прибывшее к месту своего временного или постоянного проживания, обращается в соответствующие государственные органы для получения статуса беженца или вынужденного переселенца.
Соответствующие органы, безотлагательно зарегистрировав их, выдают не позднее трех месяцев — беженцам, не позднее одного месяца — вынужденным переселенцам надлежащий документ о статусе беженца или вынужденного переселенца. Этот срок по решению данного органа может быть продлен при наличии уважительной причины (несчастного случая, болезни, отсутствия транспортного средства и в других случаях).
Статус беженца предоставляется сроком на пять лет.
Статья 3
Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
Беженцы пользуются правами и свободами граждан Азербайджанской Республики, носят одинаковые с ними обязанности, если иное не вытекает из Конституции, настоящего Закона и других законодательных актов Азербайджанской Республики.
Лицу, получившему статус беженца или вынужденного переселенца, в установленном порядке гарантируются:
— бесплатное проживание в специально отведенных местах до обеспечения не позднее трех месяцев работой или местожительством;
— бесплатные проезд и провоз имущества к месту временного проживания;
— получение по месту временного проживания престарелыми, детьми, малообеспеченными и потерявшими кормильца лицами необходимой бесплатной лекарственной помощи и товаров повседневного спроса на льготных условиях;
— обучение детей в дошкольных учреждениях, подростков и молодежи — в соответствующих учебных заведениях;
— покупка продовольственных и промышленных товаров в населенных пунктах на одинаковых основаниях с постоянно проживающими гражданами;
— получение назначенной государством единовременной и иной помощи;
— выплата, даже при отсутствии необходимых документов, пенсии и пособия в минимальном размере с условием последующего уточнения;
— первоочередное размещение одиноких пенсионеров и нетрудоспособных инвалидов в специальных учреждениях социального обеспечения;
— получение в установленный настоящим Законом срок статуса «беженец» или «вынужденный переселенец»;
— освобождение сроком на пять лет от платы за квартиру, коммунальные услуги — газ, воду, тепло, электроэнергию (за исключением потребительских расходов в связи с производственно-хозяйственной деятельностью);
— использование налоговых льгот в установленном законодательством порядке;
— возбуждение вопроса о возмещении понесенного материального и иного ущерба;
— выбор предложенного им соответствующими государственными органами в трехмесячный срок постоянного местожительства (сучетом рабочего места).
Статья 4
Обеспечение беженцев и вынужденных переселенцев работой
Беженцы и вынужденные переселенцы свободно выбирают место работы, предложенное им государственными органами по вопросам труда, или меняют профессию.
Восстановление непрерывного стажа работы осуществляется по новому месту работы в предусмотренном законодательством порядке.
Беженцу или вынужденному переселенцу за период отрыва от производства в связи с повышением квалификации или приобретением новой профессии выплачивается средняя заработная плата по новой специальности на новом месте работы. Разницу в заработной плате за весь период производства, связанный с переквалификацией без отрыва от производства, оплачивают учреждение, предприятие и организация, заключившие с беженцем или вынужденным переселенцем трудовой договор.
Статья 5
Обеспечение беженцев и вынужденных переселенцев жильем
Обеспечение беженца или вынужденного переселенца временным или постоянным жилым помещением осуществляется местными органами исполнительной власти в порядке, установленном правительством республики и соответствии с действующим законодательством.
Беженцу или вынужденному переселенцу в установленном порядке и размерах оплачиваются расходы в связи с переездом из временного места жительства к постоянному месту проживания и работы.
В соответствии с желанием беженца или вынужденного переселенца ему предоставляются целевая беспроцентная ссуда сроком на 10 лет, а также земельный участок в предусмотренных законодательством размерах в зависимости от проживаемой местности.
При приобретении беженцем или вынужденным переселенцем на основе частной собственности квартиры или жилого дома операции совершаются без оплаты нотариальных сборов.
Статья 6
Случаи paспространения действия Закона
Положения настоящего Закона не распространяются на подпадающих под понятие «беженец», изложенное в статье 1, лиц:
по истечении пяти лет после получения статуса беженца;
добровольно вновь пользующихся защитой страны своего гражданства;
после лишения гражданства добровольно заново приобретших его;
пользующихся, приобретя новое гражданство, защитой новой страны своего гражданства;
добровольно вновь поселившихся в стране, которую покинули или за пределами которой оказались в результате угрозы преследования;
не могущих более отказываться от защиты страны своего гражданства из-за отсутствия далее обстоятельств, ставших основанием для утверждения в качестве беженца (положения данного пункта не распространяются на подпадающих под понятие «беженец», изложенное в статье 1 настоящего Закона, лиц, если они приводят достаточные основания, вытекающие из прежних преследований, для отказа от защиты страны своего гражданства);
могущих вернуться, даже не имея определенного гражданства, в страну привычного ранее проживания из-за отсутствия далее обстоятельств, ставших основанием для утверждения его в качестве беженца (положения данного пункта не распространяются на подпадающих под понятие «беженец», изложенное в статье 1 настоящего Закона, лиц, если приводят достаточные основания, вытекающие из прежних преследований, для отказа от возвращения в страну привычного ранее проживания).
Положения настоящего Закона не распространяются не подпадающих под понятие «вынужденный переселенец», изложенное в статье 1, лиц:
вернувшихся к прежнему обычному месту проживания или безвозмездно обеспеченных в установленном размере другим местом проживания в том же регионе;
при невозможности этого, обеспеченных местом проживания на уровне, установленном специальным решением государства;
добровольно пользующихся защитой страны вынужденного переселения, в случае устранения обстоятельств, ставших для гражданина Азербайджанской Республики из другой страны основанием вынужденного переселения из данной страны;
добровольно выехавших с территории Азербайджанской Республики в другую страну.
Статья 7
Государственные органы по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев
Государственными органами но вопросам беженцев и вынужденных переселенцев являются Государственный комитет Азербайджанской Республики но работе с лицами, вынужденно покинувшими места постоянного проживания (далее — Госкомитет), и его местные органы.
Госкомитет и его местные органы обеспечивают осуществление предусмотренных настоящим Законом прав беженцев и вынужденных переселенцев.
Госкомитет и его местные органы функционируют соответственно действующему Положению.
Статья 8
Взаимосвязь Госкомитета и его местных органов с органами исполнительной власти
Госкомитет и его местные органы совместно с органами исполнительной власти оказывают необходимую помощь беженцам и вынужденным переселенцам. Эти органы осуществляют прием, временное или постоянное обустройство беженцев и вынужденных переселенцев, их медицинское и социальное обслуживание, трудоустройство, выделение им земельных участков для строительства жилья и занятия хозяйством, а также иные вспомоществования.
При неожиданном массивном прибытии лиц, покинувших места постоянного проживания по основаниям, указанным в статье 1 настоящего Закона, местные органы исполнительной власти в обстановке взаимосвязи с Госкомитетом и его местными органами организуют перевозку, временное обустройство этих лиц, их медицинское обслуживание и оказание им иной необходимой помощи.
Расходы местных органов исполнительной власти по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам и их размещению, предварительно согласованные с Госкомитетом, оплачиваются за счет Госкомитета.
Местные органы исполнительной власти могут оказывать дополнительные вспомоществования в связи с размещением беженцев и вынужденных переселенцев на новом месте постоянного проживания.
Статья 9
Компенсация расходов госкомитета и его местных органов
Расходы Госкомитета и его местных органов в соответствии с настоящим Законом оплачиваются из бюджета Азербайджанской Республики, а также из фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам, создаваемого за счет средств бюджетов государств, из которых прибыли беженцы, в соответствии с заключенными с этими государствами договорами, пожертвований отдельных лиц и различных организаций, учреждений и предприятий, в том числе зарубежных организаций, и других источников.
С имущества, получаемого из-за рубежа в помощь беженцам и вынужденным переселенцам, не удерживаются таможенный сбор и пошлина.
Статья 10
Обжалование незаконных действий в отношении беженцев и вынужденных переселенцев
Беженцы и вынужденные переселенцы могут обращаться для защиты своих прав в соответствующие организации, а равно в суд.
Статья 11
Ответственность за нарушение Закона
За нарушение настоящего Закона граждане и должностные лица несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики.
Статья 12
Дополнительные положения
Акты, необходимые для решения вопросов, связанных с применением настоящего Закона, принимаются Кабинетом Министров Азербайджанской Республики.
Меры социальной поддержки семьям с детьми с 1 января 2021 года
Дополнительное единовременное пособие семьям при рождении первого ребенка в размере 53 354 рублей.
назначается и выплачивается одному из родителей, постоянно проживающему на территории Волгоградской области, являющемуся гражданином РФ, при рождении первого ребенка матерью в возрасте до 24 лет включительно в случае, если ребенок родился после 31 декабря 2018 года и обращение за назначением пособия последовало в течение шести месяцев со дня рождения ребенка. узнать подробнее.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в размере 10 414 рубля
предоставляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка не ранее 01 января 2018 года, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 21 784 руб. узнать подробнее.
Дополнительное единовременное пособие в размере 53 354 руб. семьям при рождении второго ребенка
Назначается семьям, имеющим среднедушевой доход ниже 1,5 величины прожиточного минимума на душу населения и до достижения первым ребенком возраста трех лет. узнать подробнее.
Ежемесячное пособие на ребенка из малоимущей семьи
назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), постоянно проживающему на территории Волгоградской области, среднедушевой доход семьи которого не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области при условии обязательного трудоустройства граждан трудоспособного возраста или наличия уважительных причин отсутствия работы, таких как: осуществление ухода за инвалидами и престарелыми гражданами, детьми в возрасте до 3-х лет, регистрации в качестве безработного, обучение в образовательных организациях по очной форме обучения.
Ежемесячное пособие выплачивается в размерах:
— на детей до 16 (18) лет- 339 руб.
— на детей одинокого родителя (одинокой матери, одинокого отца)– 677 руб.
— на детей в студенческой семье- 1 067 руб.;
— на детей из семей с тремя и более несовершеннолетними детьми- 593 руб.
— на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов и находятся в розыске или в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно — 677 руб.,
— на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву – 1 067 руб.
узнать подробнее.
Единовременное пособие при рождении ребенка в размере 18 886 руб.32 коп.
назначается и выплачивается работающим родителям по месту работы (службы), а если родители не работают, не служат, либо обучаются по очной форме обучения в ГКУ « Центр социальной защиты населения». узнать подробнее.
Пособие по беременности и родам из расчета 708,23 руб. в месяц
назначается и выплачивается в ГКУ « Центр социальной защиты населения» женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций либо в связи с прекращением деятельности физическими лицами. Работающим женщинам выплачивается по месту работы. узнать подробнее.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности в размере 708,23 руб.
(до двенадцати недель) назначается и выплачивается по месту назначения выплаты пособия по беременности и родам. узнать подробнее.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается:
— работающим женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, в размере 40 % среднего заработка – по месту работы;
— женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, в период нахождения в отпуске по беременности и родам или в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в размере 40% среднего заработка, но не более 14 165,70 руб. в ГКУ « Центр социальной защиты населения»;
— неработающим матерям либо отцам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком ( в т.ч. обучающимся по очной форме обучения) в размере 7 082,85 руб. в ГКУ « Центр социальной защиты населения».
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается при условии неполучения пособия по безработице. узнать подробнее.
Меры социальной поддержки многодетных семей
назначаются и выплачиваются многодетным и приемным семьям проживающим на территории Волгоградской области, в которых один или оба родителя (приемных родителя) являются гражданами РФ, постоянно проживающими на территории Волгоградской области, либо имеют статус беженцев или вынужденных переселенцев. Меры социальной поддержки многодетным и приемным семьям предоставляются в виде:
— ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг в размере 1 615 руб.;
— ежеквартальной денежной выплаты на каждого ребенка в размере 309 руб.;
— ежегодной денежной выплаты на каждого ребенка школьного возраста ( от 6 до 17 лет включительно) на подготовку к школе в размере 1181 руб. узнать подробнее.
Родительский капитал в размере 74 696 рублей
семьям, имеющим третьего ребенка или последующих детей, родившихся не ранее 1 января 2016 года, имеющим среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области, при достижении ребенком возраста трех лет и при условии не получения семьей родительского капитала ранее. узнать подробнее.
Ежемесячная денежная выплата семьям, имеющим 3-го ребенка и последующих детей, рожденных после 31 декабря 2012 года, нуждающимся в поддержке в размере 8 660 рублей
назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей), являющемуся гражданином РФ, постоянно проживающему на территории Волгоградской области, до достижения третьим ребенком и последующими детьми возраста трех лет. Нуждающейся в поддержке признается семья, имеющая среднедушевой доход ниже 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. При определении права на ЕДВ учитываются дети , рожденные (усыновленные) матерью ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, либо несовершеннолетние дети, проживающие в семье совместно с матерью и (или) отцом (усыновителем). узнать подробнее.
Ежемесячное социальное пособие студентам из числа ветеранов боевых действий и студентам из многодетных семей в размере 481 рублей
назначается гражданам РФ, постоянно проживающим на территории Волгоградской области, обучающимся по очной форме обучения в расположенных на территории Волгоградской области профессиональных образовательных организациях по программе подготовки специалистов среднего звена, образовательных организациях высшего образования или их филиалах, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области. узнать подробнее.
Ежемесячная денежная выплата неработающим трудоспособным родителям, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в размере 700 руб.
назначается и выплачивается одному из родителей, являющемуся гражданином РФ, постоянно проживающему на территории Волгоградской области. узнать подробнее.
Ежеквартальная денежная выплата неработающим трудоспособным родителям, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, которому определена 3 степень ограничения жизнедеятельности в размере 5 335 руб.
узнать подробнее.
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в размере 29 908,46 руб.
назначается и выплачивается беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней. узнать подробнее.
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в размере 12 817,91 руб.
назначается и выплачивается матери ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы и по достижении ребенком возраста 3-х лет, но не позднее дня окончания отцом ребенка военной службы по призыву. узнать подробнее.
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 18 886 руб.32 коп.
назначается и выплачивается усыновителю, опекуну, приемному родителю при усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в местах лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждений.
В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и сестрами, пособие выплачивается в размере 144 306,88 руб. на каждого такого ребенка. узнать подробнее.
научная статья по теме ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ Государство и право. Юридические науки
Цена:
Авторы работы:
КОЛОБОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ»
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2013. № 8(104)
ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ
КОЛОБОВ Александр Владимирович,
аспирант кафедры отраслей права
Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. E-mail: alex_kolobov@mail.ru
Краткая аннотация: социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в России проходила вместе с развитием общей системы социально-правовой защиты населения и в соответствии с историческими вехами развития и становления государства.
Socio-legal protection of refugees and forced migrants in Russia was held together with the development of a common system of socio-legal protection of the population and in accordance with historical milestones in the development and formation of the state.
Ключевые слова: социальное обеспечение; социальная защита; вынужденные мигранты; беженцы; вынужденные переселенцы; законодательство; этапы становления социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев.
Socially welfare; socially protection; obliged migrants; refugees; obliged settlers; legislation of the Russian federation; stages of formation of the socio-legal protection of refugees and settlements.
Развитие социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России проходило вместе с развитием общей системы социально-правовой защиты населения в соответствии с историческими вехами развития и становления государства. Первые сведения о «зачатках» социальной защиты населения можно почерпнуть из источников конца первого тысячелетия нашей эры.
Впервые в Церковном Уставе святого князя Владимира от 996 г. законодательно определяется источник доходов церкви. Устанавливается десятина с княжеских доходов на содержание церкви и в то же время выделяются категории людей, попадающих под церковную опеку. Прописываются риски, при которых будет оказана помощь — пожар, потоп и др.1
Согласно уставу попечение о бедных и надзор за общественным призрением возлагались на духовенство, а источником для этого должна была стать церковная десятина. В этот период социальная поддержка была направлена лишь на нищих. В эпоху правления Петра I призрение бедных было поставлено в число
1 Устав Святого Великого Князя Владимира о церковных судах и десятинах // Имп. Археогр. комис. Петроград, 1915. С. 12.
главных задач светской и духовной власти. В каждой губернии для заведования делом общественного призрения были учреждены Приказы общественного призрения, которые ведали практически всей социальной сферой: народными школами и сиротскими домами, больницами и богадельнями, домами для неизлечимо больных и домами для сумасшедших, работными домами и смирительными домами.
В 1715 г. Пётр I заложил первые сухопутный и морской госпитали инвалидный дом в Петербурге для матросов и солдат. Устанавливается единый порядок сбора денег для выкупа пленных соответственно их социальному положению. «Сбор податей должен проводиться ежегодно в Посольский приказ. по новым переписным книгам, чтобы никто не оказался вне этой подати, так как освобождение из плена должно совершаться общей милостыней»2. Интересен тот факт, что призревались и иноземные военнопленные3.
В целом до воцарения Екатерины II да-
2 Памятники русского права: [В 8 вып.]. М., 1952-1961. Вып. 8: Законодательные акты Петра I, первая четверть XVIII в. 1961. С. 167.
3 Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России. Волгоград, 2001. С. 24.
Научные доклады и сообщения
же самые благожелательные исследователи не могут найти систему в проводимых мероприятиях. Императрица Екатерина II узаконила приказы общественного призрения в связи с принятием нового административного уложения о губерниях (7 ноября 1775 г.)1. В каждой губернии для заведования делом общественного призрения были учреждены Приказы общественного призрения под председательством губернатора и с участием представителей всех сословий .начале XIX в. принимается «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» -это кодекс материального права, содержащий нормы о небольших уголовных и административных правонарушениях. Вышеуказанные статьи «Устава о наказаниях» предусматривают передачу штрафных средств за различные правонарушения местным богоугодным заведениям, больницам и др. Кроме того, имеются статьи, направленные против нищенства, в первую очередь против привлечения к нему детей2.
Такие категории населения как «беженцы», «переселенцы» не определялись в российских законодательных источниках того времени. В то же время передвижение людей по территории государства, заселение новых земель, освоение новых территорий продолжалось на протяжении всей истории России, и было одним из приоритетных направлений государственной политики в условиях «разрастания» территории страны. В соответствии с этим государство вынужденно было брать на себя заботу о переселенцах и осуществлять определенные меры социальной защиты.
До крестьянской реформы 1861 г. переселение людей осуществлялось административно-организационными мерами. Сама миграция происходила в форме вольно-народного переселения, правительственной или помещичьей колонизации. Переселенческое движение регламентировалось рядом Высочайших Императорских Указов, а также специальными переселенческими законами. Утвержденный в
1 Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 4. СПб., 1830. С. 168.
2 Уставы о народном продовольствии, общественном призрении
и врачебные // Свод законов Российской Империи изд. СПб., 1857. Т. 13. С. 3.
1889 г. закон о переселении вводил ряд льгот: по арендным платежам, исполнению воинской повинности, получению ссуд и т.д. К сожалению, закон не был опубликован, что отрицательно сказалось на переселенческом движении.
Проблема беженцев впервые возникла в начале ХХ в. После Первой Мировой войны и Революций в России происходит массовое передвижение людей, которые вынуждены покидать места своего проживания, переселяться в другие государства, просить убежища в других странах, так как подвергались преследования по политическим, национальным, религиозным мотивам, которые боялись или не желали возвращаться в места проживания из числа военнопленных.
Вместе с тем Первая мировая война и последовавшие революционные потрясения полностью разрушили то немногое, что было сделано в области социальной защиты, как вынужденных переселенцев, так и населения страны в целом. Нестабильность государственной власти, падение экономики и, как следствие, практически полностью отсутствие социальной политики. Ситуация усугублялась тем, что именно в этот период происходило массовое перемещение людей по территории страны и за ее пределы. Вместе с тем с началом боевых действий была налажена система пособий семьям, единственный кормилец которых был призван в армию. Помощь оказывалась многодетным семьям и вдовам погибших на фронте.
В Петрограде с целью оказания помощи беженцам Первой Мировой войны и лицам, пострадавшим от войны, преимущественно русской национальности, в дополнение к правительственным мерам было создано всероссийское общество попечения о беженцах. Устав общества был утвержден 6 октября 1915 г.3 Общество занималось устройством дешевых и бесплатных столовых, организацией временного жилья, поставкой одежды, обуви, белья; определением на работу, организацией приютов и яслей для малолетних, школ для подростков, врачебных пунктов, содействовало возвращению на родину.
3 Энциклопедия благотворительности Санкт-Петербург: электронный ресурс: URL: http://encblago.lfond.spb.ru/show0bject.do?object=2806450131.
Однако, общество и его отделы были ликвидированы на основании декрета Совета Народных Комиссаров от 27 июля 1918 г. «Об уравнении беженцев, остающихся в российском гражданстве, в отношении подведомственности с остальными гражданами Российской республики»1.
С апреля 1918 г. начинает действовать государственная поддержка нуждающихся граждан, как средство проведения социальной политики. В это время был образован Народный Комиссариат социального обеспечения (НКСО). Новое законодательство устанавливало основные виды социального обеспечения, на которые могло рассчитывать трудовое население: медпомощь, выдача помощи и пенсий (в связи со старостью, потерей трудоспособности, беременностью, рождением детей).
Постепенно формировалась и административная система советской социальной защиты. Значительную роль в этом сыграл 1 съезд комиссаров социального обеспечения (июнь 1918 г.). Съезд определил организационную структуру управления социальным обеспечением, его центральных, губернских и уездных органов. Сделана попытка разграничить полномочие НКСО с другими комиссариатами. Основными направлениями деятельности НКСО в тот период были: обеспечение крестьянства и лиц «самостоятельной работы» в порядке обязательной взаимопомощи; кооперация инвалидов; социальное страхование рабочих; государственное обеспечение семей красноармейцев в городах2.
С 1918 г. началась помощь «жертвам контрреволюции», когда при губернских и уездных отделах НКСО были созданы специальные отделы. К этой категории населения принадлежали пострадавшие советские служащие, политические амнистированные, политические эмигранты, политические беженцы, а также семьи указанного круга лиц.
Согласно постановлению правительства их обеспечивали работой, одеждой, жильем, медицинской и денежной помощью, оформляли им пенсии, направляли детей в
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2013. № 8(104)
1 Известия «ВЦИК». 1918. № 162.
2 Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 2007. С. 156.
В условиях политики военного коммунизма (1918-1920 гг.), ориентированной на создание основ социальной экономики, единственным работодателем стало государство. В этих условиях система социального страхования трансформировалась в систему государственного социального обеспечения, в которой государство стало полноправным хозяином и монопольным субъектом управления социальным обеспечением4.
С начала 20-х гг., с момента как мировое сообщество признало существование такого явления как беженцы, решение проблем связанных с ними,
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Социально-правовая защита беженцев #9900260
- Содержание
- Литература
- О работе
Введение 3
Глава 1. Правовые основы защиты беженцев в Российской Федерации 6
1.1. Правовое положение беженцев в Российской Федерации 6
1.2. Правовые гарантии защиты беженцев в Российской Федерации 18
Глава 2. Социальные основы защиты беженцев в Российской Федерации 22
2.1. Пособия как меры социальной поддержки беженцев 22
2.2. Льготы беженцам 27
2.3. Пенсионное обеспечение беженцев 33
Заключение 37
Список используемой литературы 40
Актуальность темы исследования.
Ежегодно сотни тысяч людей покидают свое жилище из-за вооруженных конфликтов, дискриминации, расовых гонений. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев крайне важна и актуальна не только для России и стран Ближнего Зарубежья, но и для всего мира. Этот сложный, острый вопрос касается каждой страны, каждого гражданина.
Советское законодательство не имело положений о данном вопросе, само понятие беженца достаточно новое для современной России. Нынешняя Конституция разрабатывалась и вводилась во времена первой волны миграции, проблема обсуждалась на высоком уровне, однако поправки и законы так и не были внесены в главный документ страны. Юридическую базу законопроектов представляют Конституция РФ и законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», регламентируемые согласно международным нормам и договорам, главный из которых – это Конвенция о защите прав человека.
Механизм законодательного регулирования в решении миграционных проблем крайне далек от совершенства. Изначально государственная политика действовала не на защиту и опеку самих эмигрантов, а на защиту интересов государства. Разделение ответственности за положение мигрантов между федеральными и региональными властями не было закреплено механизмом, который обязывал бы административные органы соблюдать все предписания и законы в отношении беженцев.
Правовые проблемы в законодательстве Российской Федерации – это лишь небольшая часть от общего числа бед вынужденных переселенцев и беженцев. Негативное отношение россиян к мигрантам, отчуждение, колкие взгляды, презрение и унижение беженцев, безразличие к их проблемам. Они являются одним из самых уязвимых социальных слоев нашего общества. Убегая от войн и дискриминации, ради спасения своей жизни и жизни семьи, они попадают в практически такие же условия, где царит негласная холодная война.
Объект исследования – правоотношения, возникающие в сфере регулирования правового положения беженцев в Российской Федерации.
Предмет исследования – международно-правовые нормативные акты и законодательство Российской Федерации, регулирующие и устанавливающие правовой статус беженца; научные изыскания по теме исследования; материалы судебной практики.
Цель исследования выпускной работы – выявить проблемы правового регулирования положения беженцев в Российской Федерации и предложить пути их разрешения.
Для достижения цели поставлен ряд задач:
1. Дать характеристику правовому положению беженцев в Российской Федерации;
2. Раскрыть правовые гарантии защиты беженцев в Российской Федерации;
3. Рассмотреть пособия как меры социальной поддержки беженцев;
4. Рассмотреть льготы беженцам;
5. Изучить пенсионное обеспечение беженцев.
1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12.12.1993 [Текст] // Российская газета. — №237. — 1993.
2. Конвенции №183 МОТ «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства» от 15.06.2000 [Текст] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Соглашение стран СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24.09.1993 [Текст] // Бюллетень международных договоров. — 1995. — №5. – С. 2-8.
4. Женевская конвенция о статусе беженцев от 27.07.1951 [Текст] // Бюллетень международных договоров. — 1993. — № 9. – С. 6-28.
5. Жилищный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 29.12.2004 №188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2005. — №1 (часть 1). — Ст. 14.
6. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 22.08.2004 №122-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2004. — №35. — Ст. 3607.
7. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 25.07.2002 №115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — №30. — Ст. 3032.
8. О минимальном размере оплаты труда [Текст]: федер. закон от 19.06.2000 №82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2000. — №26. — Ст. 2729.
9. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [Текст]: федер. закон от 19.05.1995 №81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995. — №21. — Ст. 1929.
10. О беженцах [Текст]: федеральный закон от 19.02.1993 №4528-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — №12. — Ст. 425.
11. О мерах по социальной поддержке многодетных семей [Текст]: Указ Президента РФ от 05.05.1992 №431 // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — №19. — Ст. 1044.
12. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2015 г. [Текст]: постановление Правительства РФ от 10.03.2016 №178 // Собрание законодательства РФ. — 2016. — №12. — Ст. 1659.
13. Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости [Текст]: постановление Правительства РФ от 01.10.2015 №1049 // Собрание законодательства РФ. — 2015. — №41 (часть III). — Ст. 5660.
14. О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг [Текст]: постановление Правительства РФ от 29.08.2005 №541 // Собрание законодательства РФ. — 2005. — №36. — Ст. 3706.
15. О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи [Текст]: постановление Правительства РФ от 20.08.2003 №512// Собрание законодательства РФ. — 2003. — №34. — Ст. 3374.
16. О социальной поддержке населения в Республике Коми [Текст]: закон Республики Коми от 12.11.2004 №55-РЗ // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. — 2005. — №3. — Ст. 3765.
Новости → Актуальной проблемой государственных органов Российской Федерации является педагогическая и психологическая поддержка семей мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.
Перемены в российском обществе за последние десятилетия сопровождаются процессами, оказывающими существенное воздействие на изменение социальной действительности. Новым явлением для современной России стала вынужденная миграция. Военно-политические столкновения, социально-экономические кризисы, этнические конфликты привели к значительному росту численности беженцев и вынужденных переселенцев, повлекли за собой существенные изменения в настроениях и мировоззрении людей, в их образе жизни, социальных настроениях.
Миграция — один из самых сложных процессов, поскольку на миграционное поведение людей воздействует комплекс политических, межнациональных, экономических и социальных отношений. Эти отношения, постоянно трансформируясь, определяют характер и тип миграции населения.
Массовые вынужденные людские перемещения, устремленные в Россию, порождают множество проблем, связанных и с социальной адаптацией. Адаптация беженцев и вынужденных переселенцев, перешедших из одной социальной среды в другую, пусть не в иноэтничную, но новую и во многом непривычную для них социокультурную среду, проходит болезненно, требует большого усилия и времени.
Поэтому актуальной проблемой государственных органов Российской Федерации является педагогическая и психологическая поддержка семей мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.
При смене места жительства у семей мигрантов проявляется ряд проблем, которые требуют внимания и разрешения со стороны государственных органов и социальной среды. Если условно дифференцировать возникающие трудности при жизнеустройстве семей мигрантов, то можно их представить как: правовые, лингвистические, социальные, культурологические, религиозные и педагогические.
Первая группа трудностей связана с понятием «утрата», вторая с понятием «адаптация». Взрослые и дети лишились своего привычного жилья, личных вещей, друзей и близких родственников. Все это вызывает стрессовые расстройства, которые могут неоднократно проявляться в течение их дальнейшей жизни. Чрезвычайно серьезной оказывается проблема неприятия, изоляции школьников – мигрантов. Ребенок-мигрант, воспитывающийся в условиях своей, близкой для него субкультуры, и встречающийся ежедневно с культурой большинства, находится в сложной кризисной ситуации. При этом от беженцев и вынужденных переселенцев требуется и соблюдение ряда обязательств. Наиболее значимым из них является обязательство неукоснительно соблюдать законы и другие правовые акты страны убежища, а также все требования по поддержанию общественного порядка.
Следует отметить, что в целом правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, определенный законодательством Российской Федерации, позволяет лицам, обладающим или желающим обладать данным статусом, реализовать весь комплекс прав человека и гражданина, закрепленный в Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации.
Сложившаяся в России в последние годы напряженная ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки. Многие семьи беженцев и вынужденных переселенцев имеют несовершеннолетних детей, причем более одной трети этих семей составляют неполные и многодетные семьи. Такие семьи, лишившиеся привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных финансовых и материальных условиях, при отсутствии постоянного жилья и работы, чрезвычайно уязвимы. Решение этих проблем нашли отражение в совместной работе всех служб профилактики правонарушений и преступлений городского округа Кинель Самарской области.
Деятельность данных органов соответствует общему смыслу государственной политики Российской Федерации в интересах детей и согласуется с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка.
Одним из приоритетных направлений работы с семьями беженцев и вынужденных переселенцев является профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних проживающих в данных семьях, а так же детьми — сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и несовершеннолетними из семей мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.
Проводимая совместная работа всех служб городского округа Кинель предусматривает решение следующих задач:
— создание условий для оказания незамедлительной помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;
— предупреждение социального сиротства;
— охрана здоровья детей семей беженцев и вынужденных переселенцев;
— оказание социально — психологической и педагогической помощи детям, внедрение новых педагогических технологий;
— определение правовых гарантий детей, защита их прав на образование, воспитание в семье, имущественных, жилищных и других интересов.
Профилактическая работа с детьми и подростками из семей мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, проживающим на территории городского округа Кинель Самарской области проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 120-ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В рамках указанной деятельности органами опеки и попечительства, органами образования, органами здравоохранения, ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Восточного округа» отделение Кинель и ОДН МО МВД России «Кинельский» проводятся следующие мероприятия:
1) Плановые и внеплановые патронажи в семьи;
2) Беседы с несовершеннолетними и их законными представителями, направленные на профилактику правонарушений, формированию ответственности за свои поступки, мотивацию к учебе, на формирование и поддержание здорового образа жизни;
3) Разъясняется возможность оздоровления несовершеннолетних в санаторных учреждениях и летних загородных лагерях;
4) Несовершеннолетним с 14-летнего возраста разъясняется возможность трудоустройства в летний период;
5) Оказывается помощь в выборе профессиональных учебных заведений;
6) Несовершеннолетние и их законные представители направляются на консультацию педагога – психолога или социального педагога Центра;
7) Оказывается содействие в вовлечении несовершеннолетних в социально-значимую деятельность на территории городского округа Кинель, в кружковую деятельность и решаются вопросы занятости детей дополнительным образованием;
8) Несовершеннолетние направляются в социально — реабилитационные центры (при необходимости);
9) Семьи мигрантов и вынужденных переселенцев, а так же замещающие семьи, воспитывающие детей-мигрантов, приглашаются на праздничные городские мероприятия.
Несмотря на то, что миграционное законодательство Российской Федерации является одним из самых передовых и либеральных на сегодняшний день, проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует постоянного и пристального внимания со стороны государственных и общественных организаций всех субъектов Российской Федерации.
Информация предоставлена ГКУ Самарской области
«Комплексный центр социального обслуживания населения Восточного округа»