Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С какого возраста дети становятся материально ответственны

Кого можно назначить материально ответственным лицом

Этот вид ответственности строго регламентирован законом. И возложить ее на кого угодно работодатель права не имеет. Выясним, кто может быть материально ответственным и как это закрепить.

Законодательная база

Материально ответственный работник может стать таковым либо по закону, либо на основании договора. В первом случае это, в соответствии со статьей 277 Трудового кодекса РФ , руководитель компании. Статья 243 позволяет отнести в эту же категорию заместителей и главного бухгалтера, если соответствующий пункт прописан в трудовом договоре.

В остальных случаях сотрудник может принять на себя такую обязанность только по личной инициативе, принудительного возложения быть не может. Свое согласие он выражает, подписывая договор о полной индивидуальной МО. Его форму, как и список подходящих должностей, можно найти в Постановлении Минтруда № 85 от 31.12.2002.

В Постановлении перечислены все материально ответственные лица по ТК . С ними должно было подписано соглашение о матответственности, без договора спросить в последующем можно будет только через суд.

Какие работы выполняет матответственное лицо

В упомянутом Постановлении есть не только список должностей, но и перечень работ. То есть даже если профессия называется иначе, выполнение определенных функций дает возможность сделать сотрудника МОЛ. Среди этих работ:

  • торговля;
  • депозитарная деятельность;
  • прием платежей;
  • экспертная деятельность;
  • прием, хранение и обработка ТМЦ;
  • ремонт в культурно-бытовой сфере;
  • развоз грузов;
  • любые работы с драгоценными и полудрагоценными камнями;
  • обслуживание животных;
  • изготовление, перевозка и обслуживание опасных веществ и предметов.

Например, материально ответственное лицо на складе — это не только заведующий (по должности), но и приемщик (по виду работы). Сферы его ответственности должны быть прописаны не только в трудовом контракте, но и в должностной инструкции.

Пример: должностная инструкция материально ответственного лица

Как составить договор

Чтобы назначить материально ответственным лицом работника, нужно подписать с ним трудовой договор по особой форме. Рекомендуется использовать форму из приложения 2 к Постановлению № 85. В ней отражены:

  • обязанности работника;
  • обязанности работодателя;
  • порядок определения размера ущерба;
  • момент вступления документа в силу;
  • порядок изменения условий или расторжения договора.

Остается лишь заполнить наименования сторон в преамбуле и их реквизиты — в конце.

Текст соглашения не зависит от организационно-правовой формы предприятия: используя приведенный ниже шаблон, можно назначить как материально ответственное лицо в бюджетном учреждении, так и в коммерческой фирме.

Бланк договора о полной индивидуальной МО

Как взыскать убытки с МОЛ

Руководитель является материально ответственным лицом. Это значит, что его МО полная, и в случае причинения ущерба компании он компенсирует его в полном объеме. У него есть месяц, чтобы выполнить требование добровольно. Далее взыскание происходит в судебном порядке. То же самое касается любого другого МОЛ.

Если же сотрудник соответствующий контракт не подписывал, он отвечает только за нанесение вреда:

  • умышленное;
  • в состоянии опьянения;
  • в результате преступления или административного правонарушения;
  • в виде разглашения коммерческой тайны.

В соответствии со статьей 248 ТК РФ , если объем ущерба не превышает среднемесячный заработок, достаточно распоряжения работодателя для принятия мер. Если урон оказался крупнее, должно быть судебное разбирательство.

Взрослеем правильно. Всё, что нужно знать о сепарации ребёнка от родителей

Очень трудно сохранять спокойствие, когда тебе хамят, дерзят, не делают элементарных вещей. Когда вы устали, вам хочется хоть какой-то помощи и поддержки, а вместо этого вы сталкиваетесь с грубостью своего ребенка и нежеланием ничего делать, — трудно не вовлекаться эмоционально.

Пик подросткового непослушания связан с необходимостью отделиться от родителей. Когда пубертатный период в самом расцвете, трудно представить, что отношения когда-нибудь наладятся. Однако облегчение может принести мысль о том, что чем более бурно протекает подростковый бунт, тем, как правило, быстрее он завершится.

Есть поговорка «ребенок — гость в нашем доме. Накорми, воспитай и отпусти», но если задать вопрос родителю, когда он готов отпустить ребенка в свободное плавание и признать, что тот — отдельная личность, многие ответят: никогда! Как бы то ни было, проходя непростой период пубертата своего ребенка, очень важно сохранить его доверие, но именно это и дается труднее всего.

Многие считают, что отделение (сепарация) детей от родителей происходит в 18 лет. На самом деле к этому возрасту она уже заканчивается. А начинается все с рождения и происходит постепенно в течение всех этих 18 лет. Рассмотрим, какие этапы сепарации проходит ребенок.

1-3 года

За несколько первых месяцев мама привыкла многое делать за ребенка: подавать игрушки, кормить с ложечки. Но наступает момент, когда малыш отталкивает родительскую руку и самостоятельно начинает есть. Да, первое время еда будет разлетаться по всей кухне, но оно того стоит — ничто не сравнится с радостью ребенка, который впервые смог что-то сделать сам.

3 года

Этот возраст даже называют «Я сам!». Ребенок еще на один шаг отдаляется от родителей. У него появляется понимание того, что мама и он – абсолютно разные люди. Это уже человек, который заявляет о своих желаниях и определяет границы личного пространства.

Он уже что-то умеет, и нужно позволять ему это делать, поощрять его желания. Но ни в коем случае нельзя оставлять ребенка одного там, где ему пока трудно. Вещи, которые он пока может сделать только вместе со взрослым — это его зона ближайшего развития и она очень важна.

Если ребенок не получает необходимой свободы, он либо начинает бунтовать, либо «опустит лапки». Родитель, который слишком жестко «передавит» ребенка в этом возрасте, рискует получить «комнатного», послушного, безынициативного ребенка.

4-7 лет

На этом этапе сепарации ребенок идет в социум, учится там выстраивать отношения с посторонними людьми. Здесь возникают новые ситуации, которые ребенок может решить самостоятельно. Например, ссора с друзьями. Не нужно спешить насильно мирить детей. Предложите детям по очереди рассказать, что случилось. Всё, что они будут говорить, повторяйте своими словами, в утвердительной форме. Уточните, правильно ли вы поняли рассказчиков.

Обязательно проговаривайте вслух чувства и эмоции, которые по вашим предположениям испытывает каждый участник конфликта. Как правило, ребенку вполне достаточно, чтобы его выслушали и поняли. Увидев искреннее участие взрослого, спорщики будут сами готовы помириться. В этом возрасте вашему ребенку нужна поддержка в его самостоятельных действиях и помощь в осознании своих чувств и эмоций.

7-11 лет

В школьные годы сепарация набирает обороты и ребенок, по идее, становится более самостоятельным. Не нужно вместо него делать уроки. Его главная задача — это научиться учиться, и ничто не поможет лучше, чем практика. Пусть он с самого начала пробует делать их сам с вашей минимальной помощью.

Он уже осознанно может выбирать себе друзей и определяться со своими интересами. Все это и еще много других факторов отодвигает родителей еще дальше. Родители могут направлять, советовать или рекомендовать. Но никак не командовать, подавляя своим авторитетом, опытом и знаниями. Если он ошибается, важно проговорить то, что произошло, а также сказать, что все люди ошибаются постоянно, особенно когда делают что-то в первый раз и главное — исправить ошибку. А делать это он будет сам. С вашей поддержкой.

Ребенок в этом возрасте уже может быть ответственным за какие-то домашние дела и иметь последствия за несоблюдение условий их выполнения, что еще на один шажок приближает его ко взрослой жизни.

12-18 лет

Это самый сложный этап как для ребенка, так и для родителей. Подросток полностью отворачивается от родителей, требуя признания своей взрослости и самостоятельности. Если во время взросления ребенка родители признавали за ним право на личное пространство, собственное мнение и интересы, то подростковый период пройдет не так остро.

Если же в течение всей жизни ребенку навязывали свое мнение и жестко контролировали, то родителям в этот период придется несладко. Агрессия, непризнание авторитетов, бунты и саботаж. Курение, алкоголь, опасные друзья. Все, чем он может подчеркнуть свою взрослость и самостоятельность, пойдет в ход.

Современный мир предлагает и третий вариант, с которым предыдущие поколения еще не сталкивались, — никаких опасных банд или наркотиков, он просто засядет дома за компьютер и в виртуальном мире сможет быть самостоятельным, сильным, решительным, важным, услышанным и оцененным, – одним словом, взрослым.

Внешне кажется, что отсутствие ярко выраженного бунта — это наилучший вариант. Но проблема в том, что пока еще общество устроено таким образом, что с большой вероятностью со временем ему понадобится налаживать отношения в реальном мире, в непосредственном общении, и к окончанию школы эти навыки лучше подтянуть. Подумайте вместе с ребенком, какой способ интеграции в общество ему более органичен, может быть летний компьютерный лагерь? Где все будут такие же как он, и там он легче найдет общий язык с ребятами.

Читать еще:  Сколько платят за усыновление ребенка

От 18 лет. Заключительный этап.

Если все происходило правильно и вовремя, с поддержкой родителей, то к 18-ти годам у молодых людей здоровая сепарация от родителей практически завершена. Это не означает, что теперь нужно срочно съезжать от родителей. Сепарация предполагает взросление, то есть приобретение независимости:

  • Эмоциональной (чувства и эмоции могут не совпадать с родительскими),
  • Материальной (человек в состоянии обеспечивать себя самостоятельно),
  • Ценностной (сформирована собственная картина мира, и она может отличаться от родительской),
  • Функциональной (умение существовать отдельно от родителей, принимать решения и нести за них ответственность).

Не стоит бояться, что, став слишком самостоятельным, ребенок перестанет в вас нуждаться и вы будете редко его видеть. Наоборот — ребенок, благополучно отделившийся от родителей, будет чаще их навещать не боясь, что общение с родителями нанесет ущерб его самостоятельности, выбьет почву у него из под ног и затронет самооценку.

Человек, не отделившийся от родителей эмоционально,
чрезвычайно уязвим на любых семейных посиделках.

Если сепарация не произошла вовремя, зависимость от родителей становится привычной. И с каждым годом сделать шаг в сторону от родителей становится все труднее. Многие взрослые настолько привязаны к своим родителям, что не могут выстроить личные отношения с партнером и со своими детьми. Эти люди как бы застряли в детстве и никак не могут повзрослеть.

Признаки незавершенной сепарации

    Сильное чувство к родителям (обида, злость, чувство вины, ненависти);

Ожидание того, что родители поймут и исправят все свои ошибки;

Когда что-то происходит, первая мысль «нужно посоветоваться с мамой/папой» и сразу звонит/пишет;

  • Желание уехать как можно дальше от родителей или полностью разорвать с ними отношения (то есть физическим расстоянием компенсировать невозможность отделиться на психологическом уровне).
  • Критический период для развития самостоятельности

    В любом процессе роста и развития есть так называемый критический период. Это определенный период во время которого, при наличии надлежащих условий, происходят важные изменения, без которых дальше будет очень трудно. До этого периода и после него этим изменениями произойти либо трудно, либо вообще невозможно.

    Например, для развития речи это возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речь не развивается ни до, ни после этого возраста, но именно в этот период ребенок должен иметь возможность общаться, иначе он никогда не овладеет человеческой речью. Так и с отделением от родителей — если сепарация от родителей не произойдет вовремя, то потом стать самостоятельным будет трудно.

    Это не означает, что нужно «выталкивать птенца из гнезда» или постоянно намекать ему, что пора освободить комнату. У ребенка могут быть свои причины, чтобы задержаться с вами. Но важно и не препятствовать естественному процессу развития.

    Ребенок рождается зависимым от своих родителей физически и психологически. Многие люди поздно достигают того возраста, в котором могут прервать (трансформировать) эту связь и стать автономными существами, которые выбирают свою жизнь и самостоятельно руководят ей.

    Постепенно самоутверждаясь тем способом, который доступен в том или ином возрасте, ребенок начинает чувствовать опору, учится полагаться на себя и не зависеть от мнения окружающих, выбирать каким советам следовать, а каким — нет.

    Последним шагом в этом процессе становится финансовая автономия. Переход к экономической независимости от родителей важен для того, чтобы человек стал настоящим взрослым. Этот этап является переходом к другой стадии развития и новой жизни.

    Интересно, что если для того, чтобы отмежеваться от родителей, мы поступаем ровно противоположным образом от того, как поступают они, то мы с большой долей вероятности повторяем форму мятежа наших бабушек и дедушек. Часто говорят, что черты передаются через поколение. Как минимум этой чертой может быть способ подросткового бунта.

    Для настоящего взросления подростку необходимо научиться делать не так, как родители и не ровно наоборот, а делать собственный выбор поступать своим уникальным способом.

    Вам 20, а родители решают, как вам жить? Отвечаем, что такое сепарация и зачем она нужна

    Родительский контроль, неумение принимать решения, низкая самооценка, потребность в одобрении. Знакомо? Если да, велика вероятность, что вы находитесь в зависимости от родителей. Вместе с психологом Еленой Новоселовой разобрались, что такое сепарация, как выставлять границы с родителями и как понять, что они вами манипулируют.

    Психолог, член Российской психотерапевтической лиги, ведущая на канале «Серебряный дождь», автор книг

    Что такое сепарация и откуда берется зависимость от родителей?

    Сепарация — это отделение себя от родителей и готовность взять ответственность за свою жизнь. Повзрослевшему ребенку нужно набивать свои шишки, заниматься тем, чем он хочет, а не тем, что хотят его родители. Экономическая, психологическая, физическая сепарация происходят обычно в комплексе. Если человек материально не отделился от родительского очага, то и на психологическом уровне сепарации не будет.

    Такой уход из семьи — не про скандалы и разрыв отношений. Это происходит взвешенно, с хорошим теплым разговором о том, что вы выросли и хотите идти в свою жизнь, при этом любите своих родителей. А вот если человек ушел, но пуповина не перерезана и мама звонит 25 раз в день, требует отчета, ключ от квартиры и может заехать без предупреждения, то это уже конфликтная ситуация . И она зародилась не в момент сепарации, а гораздо раньше.

    Здесь все зависит от позиции матери. Если она назначает ребенка главным человеком в своей жизни, ее смыслом, то возникают зависимые отношения, материнский комплекс. Маленький человек назначается ответственным за мамино настроение, счастье, за ее проживание каждого дня. И этот комплекс ему предстоит преодолеть.

    Проблема с материнской властью в России очень серьезная, мать у нас — святое, потому что мы находимся в поле христианской культуры, где все идет от святости матери [и родителей в целом]. Мы вырастаем с чувством, что маму надо любить, что бы ни было, маме надо подчиняться.

    В каком возрасте происходит сепарация от родителей?

    Выход из подросткового возраста — самое лучшее время для расставания. У кого‑то это случается раньше, у кого‑то позже. Сейчас принято считать, что у девочек в 24 года, у мальчиков в 25 лет заканчивается подростковый возраст, но это на уровне физиологии. Человек может созреть для самостоятельной жизни и в 18, и в 20, все зависит от жизненной истории.

    Что произойдет, если вовремя не сепарироваться?

    Тогда человек начинает жить по стандартам предыдущего поколения. Это непременно вызовет огромное количество проблем. Будут неприятные ситуации, связанные с тем, что мамин малыш всегда с ней, а емуей уже 40 лет. Свою жизнь в таком случае вряд ли удастся создать.

    Возьмем, например, мужчину, ему 30, у него появляется девушка. Пока их отношения находятся в стадии конфетно-букетного периода, мама рада, они ходят к ней в гости, она встречает их с пирогами. Ровно до того момента, пока он не соберется жениться, тогда эта девушка становится самой неприятной на свете, потому что она претендует на драгоценного сына.

    Как выстраивать личные границы с родителями?

    Первое, что надо сделать, — подумать о том, кто вы и чего вы хотите. А после спокойно сесть и поговорить с родителями. Объяснить, что вы самостоятельный, взрослый человек и понимаете их тревогу, но если они будут продолжать вас опекать, вы не станете от этого счастливее. И предложить план дальнейшего их участия в вашей жизни.

    Как не поссориться с родителями?

    Не нужно бояться ссор. Есть два вида конфликта: скрытый и открытый. В ситуациях, когда другая сторона в силу своих причин не хочет понимать, что у ребенка уже есть своя жизнь, и по-прежнему видит малыша во взрослом человеке, надо идти на конфликт, иначе никак.

    Вообще забота о сепарации — не детская, просто решать ее приходится детям. Вы будете чувствовать себя виноватым, потому что чувство вины и ощущение того, что вы должны быть хорошим ребенком, привито с детства.

    Важно четко понять, что вы не можете отвечать за эмоциональную часть жизни своих родителей. Мама — взрослый человек, и задача управлять своими эмоциями и плохим настроением — ее, а не ваша.

    Иногда одного маминого звонка бывает достаточно, чтобы день был испорчен, причем она может ничего не сказать, просто по интонациям — это такие же манипуляции, как и не звонить, отворачиваться, нарушать какие‑то установленные правила. Допустим, вы договорились о созвоне каждый вечер, потому что вам тревожно за мамино здоровье, а она не подходит к телефону. Вы весь вечер не находите себе места или едете к ней — здесь уже не до своей жизни. Если вам это все неприятно, если это разрушает вашу жизнь, важно действовать и не бояться ссоры.

    Читать еще:  Получение жилищного сертификата многодетной семьёй

    Что делать, если родители постоянно переживают, звонят и запрещают?

    Запрещать взрослому человеку уже ничего невозможно. Родители могут высказать свои негативные эмоции. Они тревожатся всегда, с момента, как ребенок рождается, и до конца дней. Задача родителей с этой тревожностью справляться. Но самый простой способ с ней справиться — это контролировать ребенка, а не унимать тревожность в себе.

    Важно признать, что тревога родителей — это нормально, но она их, а не ваша. Периодически что‑нибудь им рассказывайте, может быть, как можно меньше, чтобы они не волновались. Необязательно выкладывать все тонкости своей жизни, излишняя откровенность не нужна .

    Если же они чересчур часто названивают и пытаются контролировать, надо сказать, что вам это неприятно. Объяснить, что если вы не берете трубку — значит, вы заняты и перезвоните, когда освободитесь, может быть, на следующий день. Важно прервать эту цепочку контроля. Поговорить об этом и сказать: «Простите, я вас очень люблю, но это доставляет массу неприятностей». Сначала все находится на уровне переговоров.

    Что делать, если родители не принимают вашего партнера?

    Если вы считаете, что этот человек представляет ценность в вашей жизни, то родители не могут повлиять на ваш выбор. Если они будут давить, скандалить, говорить нехорошие вещи, значит, вам стоит перестать общаться на эту тему. Это и есть личные границы.

    Важно помнить, что родители в вашу новую семью не входят и у вас два пути: разойтись, чтобы они были довольны, или минимизировать их встречу с партнером, объяснив это тем, что поскольку они не могут создавать спокойные отношения в семье и справляться со своими эмоциями, то видеться вы будете по большим праздникам.

    Что делать, если родители вмешиваются в воспитание детей?

    Очень часто бабушки считают внуков своими детьми. Важно определить, кто здесь мать и кто несет ответственность за этих детей. За то, как повлияет бабушка на ребенка в детстве, во взрослом возрасте придется отвечать маме. Надо договариваться и определять: я твой ребенок, а это уже мои дети, не с тебя потом будет спрос, а с меня.

    Что делать, если родители решают, кем вам быть, где учиться и какую выбирать профессию?

    Когда мы говорим о сепарации, мы подразумеваем уже взрослых, самостоятельных людей. В 16 лет — это все-таки еще ребенок, и только очень талантливый человек в таком возрасте знает, кем он хочет быть, но таких мало. И когда подросток говорит, что бросает учебу, чтобы стать чемпионом мира по скейтборду, и при этом все его занятия ограничиваются катанием во дворе, то, конечно, здесь нужна какая‑то политика родителей, потому что человек явно запутывается.

    С одной стороны, если никакие аргументы не помогли, пусть он запутывается, пусть идет в свой скейтборд. К 25 годам он придет в сознание и поступит в институт, в который хочет сам. Нет ничего страшного в том, чтобы разрешить человеку в 16–17 лет попробовать жизнь на вкус и цвет.

    С другой стороны, когда ему что‑то запрещают, это тоже не так страшно. Он отучится, положит диплом на стол и пойдет заниматься музыкой. Никого это не ломает так сильно, как кажется. Но и родителям нужно помнить, что ребенок не всегда сможет окончить вуз, который они выбрали за него. Можно привести лошадь к водопою, но заставить пить нельзя.

    Как понять, что родитель вами манипулирует?

    Первое — проекция на вас некой роли. Ты со мной не так поговорил, ты мне не позвонил, поэтому мне стало плохо. Второе — это требование долга и такие фразы, как «ты неблагодарный, я тебе всю жизнь посвятила». Хотя никто не просил. И вообще там, где появляется слово «должны», любви нет, есть долг .

    Если глубоко задуматься, кто решает, будет ребенок или нет? Родители. А получается он из сексуального удовольствия: мужчина и женщина решили, что они хотят заняться сексом и у них будет ребенок. А потом он становится ответственным за все, что происходит с родителями.

    Как не испытывать чувство вины?

    Речь в такой ситуации идет об эмоциональной зависимости, которую навесили на человека. Эта зависимость формируется родителем. Например, маленькие дети, как правило, эгоцентристы, они считают, что все зависит от них. Поэтому, если у мамы плохое настроение, ребенок будет думать, что он виноват. А в чем виноват? Как виноват? Почему виноват? Невозможно в 5–8 лет это понять. Это просто ощущение виновности. Отсюда закладывается этот самый материнский комплекс. Ты виноват только потому, что маме так хочется.

    Надо сесть и разобраться: почему я чувствую себя виноватым? Лучше записать по пунктам, в чем вы можете быть виноваты. Выяснится, что ни в чем. Если проделать такую работу, эти чувства пройдут. А если вы правда в чем‑то виноваты, позвоните и извинитесь.

    И еще раз. Семь главных советов, как успешно сепарироваться от родителей

    Сепарация проходит благополучно, только когда человек больше не зависит финансово от родителей и способен сам себя содержать. Живя на деньги мамы с папой, отделиться от них невозможно.

    То же самое касается жилья. Как только у вас появится своя жилплощадь, за которую вы будете самостоятельно платить и где вы будете полноправным хозяином, отношения с родителями начнут строиться по-другому.

    Все начинается с диалога. Объясните родителям, что вы уже взрослый, самостоятельный человек, что вы хотите жить сами и сами нести за себя ответственность, расскажите о своих дальнейших планах и о том, как вы собираетесь себя обеспечивать и как видите ваши отношения с семьей в будущем. В идеальном мире этого должно быть достаточно для того, чтобы родители вас поняли.

    Родители тревожатся, это нормально. Чтобы они тревожились меньше, делитесь с ними какими‑то моментами своей жизни, но не углубляйтесь в подробности и оставляйте что‑то, что может их расстроить, напугать или разозлить, за скобками. Излишняя откровенность может только навредить.

    Это тонкое искусство, которому придется научиться. Нельзя отталкивать родителей, когда они вам мешают, но тут же бежать к ним, как только вам нужна помощь или деньги. Обозначьте, что это ваша жизнь, не поднимайте трубку, если вам неудобно говорить, не бегите исполнять родительские приказы по первому повелению, предупредите, что если ваш выбор в личной или профессиональной жизни их не устраивает, вы не будете больше с ними его обсуждать.

    Многие продолжают подчиняться родителям просто из страха конфликтов. Но не нужно их бояться. Родители зачастую манипулируют ребенком, ваша задача этим манипуляциям противостоять и прояснить для самого себя, что вы отдельная взрослая личность, которая имеет право на свою жизнь и свой выбор. И если мама с папой не хотят этого принимать, конфликта не избежать.

    Взрослый человек должен проделать эту работу над собой, чтобы стать независимой, самостоятельной единицей. Только понимая, кто вы, чего хотите в жизни именно вы, а не ваши родители, что вы любите, а что нет, вы сможете твердо встать на ноги и отделить себя от своей семьи.

    Трудовое право. О материально ответственном лице на предприятии

    Кто является материально-ответственным лицом на предприятии?

    Ирина Федосеевна

    В силу закона материальную ответственность несут все без исключения работники, по вине которых причинен имущественный ущерб. Однако пределы такой ответственности для работников не одинаковы. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника на основании ТК РФ, Федеральных законов РФ и договоров о полной материальной ответственности.

    В соответствии со ст. 233 ТК РФ, материальная ответственности в полном объеме возлагается на работника в случае:

    1) когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
    2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
    3) умышленного причинения ущерба;
    4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
    5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
    6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
    7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
    8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

    Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером. Так же в соответствии со ст. 277 Кодекса, Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
    Установленный в статье 243 Кодекса перечень случаев полной материальной ответственности является исчерпывающим, т.е. он не может быть расширен ни в локальных правовых актах организации, ни в трудовых договорах и соглашениях, заключаемых с работниками.

    Читать еще:  Существенность ошибки как элемент учетной политики организации

    При решении вопроса о материальной ответственности работника за причиненный ущерб на основании федерального закона необходимо проверить, за какой вид ущерба установлена такая ответственность работника и относится ли он к категории лиц, которые предусмотрены в соответствующем законе. Обязанность этих работников возместить ущерб в полном размере на основании федерального закона наступает независимо от заключения с ними письменного договора о полной материальной ответственности. Например, в соответствии с Федеральным законом «О связи” от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ, операторы связи несут имущественную ответственность за утрату, повреждение ценного почтового отправления, недостачу вложений почтовых отправлений в размере объявленной ценности.

    Основанием для полной материальной ответственности не могут быть приказы, инструкции, положения и другие документы министерств и ведомств.

    Что касается договоров о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, они могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2002 г. № 823 «О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности», Минтруд России постановлением от 31 декабря 2002 г. № 85 утвердил Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества; Типовую форму договора о полной индивидуальной материальной ответственности; Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного ответственности; Типовую форму договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.

    В Перечень должностей включены:

    — кассиры, контролеры, кассиры-контролеры (в том числе старшие), а также другие работники, выполняющие обязанности кассиров (контро­леров);
    — руководители, их заместители, специалисты и иные работники, осуществляющие депозитарную деятельность; экспертизу, проверку подлинности и иную проверку, а также уничтожение в установленном порядке денежных знаков, ценных бумаг, эмитированных кредитной или иной финансовой организацией и/или Минфином России бланков; операции по купле, продаже, разрешению на оплату и иным формам и видам оборота денежных знаков, ценных бумаг, драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов и иных валютных ценностей; операции с денежной наличностью при обслуживании банкоматов и обслуживание клиентов, имеющих индивидуальные сейфы в хранилище, учет и хранение ценностей и иного имущества клиентов в хранилище; операции по эмиссии, учету, хранению, выдаче и уничтожению банковских, кредитных, дисконтных карт, кассовому и иному финансовому обслуживанию клиентов, по подсчету, пересчету или формированию денежной наличности и валютных ценностей; инкассаторские функции и перевозку (транспортировку) денежных средств и иных ценностей (в том числе водители-инкассаторы), а также иные работники, выполняющие аналогичные функции;
    — директоры, заведующие, администраторы (в том числе старшие, главные), другие руководители организаций и подразделений (в том числе секций, приемных пунктов, отделов, залов) торговли, общественного питания, бытового обслуживания, гостиниц (кемпингов, мотелей), их заместители, помощники, продавцы, товароведы всех специализаций (в том числе старшие, главные), а также иные работники, выполняющие аналогичные функции; начальники (руководители) строительных и монтажных цехов, участков и иных строительно-монтажных подразделений, производители работ и мастера (в том числе старшие, главные) строительных и монтажных работ;
    — заведующие, другие руководители складов, кладовых (пунктов, отделений), ломбардов, камер хранения, других организаций и подразделений по заготовке, транспортировке, хранению, учету и выдаче материальных ценностей, их заместители; заведующие хозяйством, коменданты зданий и иных сооружений, кладовщики, кастелянши; старшие медицинские сестры организаций здравоохранения; агенты по заготовке и/или снабжению, экспедиторы по перевозке и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей;
    — заведующие и иные руководители аптечных и иных фармацев­тических организаций, отделов, пунктов и иных подразделений, их заместители, провизоры, технологи, фармацевты;
    — лаборанты, методисты кафедр, деканатов, заведующие секторами библиотек.

    Наряду с перечнем должностей, замещаемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной ответственности за недостачу вверенного имущества, Минтруд России утвердил перечень работ, выполнение которых непосредственно связано с обслуживанием товарно-материальных ценностей и дает основание для заключения таких договоров. Данный Перечень включает следующие виды работ:

    — по приему и выплате всех видов платежей; по расчетам при продаже (реализации) товаров, продукции и услуг (в том числе не через кассу, через кассу, без кассы через продавца, через официанта или иного лица, ответственно­го за осуществление расчетов); по обслуживанию торговых и денежных автома­тов; по изготовлению и хранению всех видов билетов, талонов, абонементов (включая абонементы и талоны на отпуск пиши (продуктов питания) и других знаков (документов), предназначенных для расчетов за услуги;
    — связанные с осуществлением депозитарной деятельности; эксперти­зы, проверки подлинности и иной проверки, а также уничтожения в установленном порядке денежных знаков, ценных бумаг, эмитированных кредитной или иной финансовой организацией и/или Минфином России бланков; операций по купле, продаже, разрешению на оплату и иных форм и видов оборота денежных знаков, ценных бумаг, драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов и иных валютных ценностей; операций с денежной наличностью при обслуживании банкоматов и обслуживанием клиентов, имею­щих индивидуальные сейфы в хранилище, учетом и хранением ценностей и иного имущества клиентов в хранилище; операций по эмиссии, учету, хранению, выдаче и уничтожению банковских, кредитных, дисконтных карт, кассовому и иному финансовому обслуживанию клиентов, по подсчету, пересчету или формированию денежной наличности и валютных ценностей; инкассаторских функций и перевозкой (транспортировкой) денежных средств и иных ценностей;
    — по купле (приему), продаже (торговле, отпуску, реализации) услуг, товаров (продукции), подготовке их к продаже (торговле, отпуску, реализации);
    — по приему на хранение, обработке (изготовлению), хранению, учету, отпуску (выдаче) материальных ценностей на складах, базах, в кладовых, пунктах, отделениях, на участках, в других организациях и подразделениях; по выдаче (приему) материальных ценностей лицам, находящимся в санаторно-курортных и других лечебно-профилактических организациях, пансионатах, кемпингах, моте­лях, домах отдыха, гостиницах, общежитиях, комнатах отдыха на транспорте, детских организациях, спортивно-оздоровительных и туристских организациях, в образовательных организациях, а также пассажирам всех видов транспорта; по экипировке пассажирских судов, вагонов и самолетов;
    — по приему от населения предметов культурно-бытового назначения и других материальных ценностей на хранение, в ремонт и для выполнения иных операций, связанных с изготовлением, восстановлением или улучшением качества этих предметов (ценностей), их хранению и выполнению других операций с ними; по выдаче на прокат населению предметов культурно-бытового назначения и других материальных ценностей;
    — по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровож­дению), выдаче (сдаче);
    — по покупке, продаже, обмену, перевозке, доставке, пересылке, хранению, обработке и применению в процессе производства драгоценных и полудрагоценных металлов, камней, синтетического корунда и иных материалов, а также изделий из них;
    — по выращиванию, откорму, содержанию и разведению сельскохозяй­ственных и других животных;
    — по изготовлению, переработке, транспортировке, хранению, учету и контролю, реализации (покупке, продаже, поставке) ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, других химических веществ, бактериологичес­ких материалов, оружия, боеприпасов, комплектующих к ним, взрывчатых веществ и другой продукции (товаров), запрещенных или ограниченных к свободному обороту.

    Перечень должностей имеет межотраслевое значение. Поэтому, например, с заведующими магазинами и их заместителями может быть заключен договор о полной материальной ответственности независимо от ведомственной принадлежности торгового предприятия. Однако указанный договор не может быть заключен, например, со старшей медицинской сестрой или заведующим аптекой, работающими в учреждениях и организациях социального обеспечения.

    Включенные в перечень категории работников и виды работ расширительному толкованию не подлежат. Поэтому нельзя, например, заключить указанный договор с дежурным по гостинице, бригадиром уборщиц столовой и т.п.

    Перечень должностей и работ толкованию не подлежит. При совмещении профессий (должностей) договор может быть заключен с работником, если в перечне предусмотрены основная или совмещенная профессия (должность).

    Работник, заключивший с предприятием договор об индивидуальной ответственности, несет полную ответственность за обеспечение сохранности тех ценностей, которые он лично получил по накладной или иному бухгалтерскому документу, несмотря на то, что в некоторых случаях к указанным ценностям имеют доступ и другие лица.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector