Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие инклюзивного образования в России

Развитие инклюзивного высшего образования России

Миссия

Создание единого пространства инклюзивного образования в России, обеспечивающего повышение качества и доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузах

Накопление, распространение и разработка инновационных технологий по научно-методическому и техническому обеспечению развития инклюзивного высшего образования в России, в части организации трудового и профессионального ориентирования инвалидов с различными видами нозологий. Данная цель достигается реализацией двух направлений деятельности:

  • Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ
  • Портал инклюзивного высшего образования

Задачи

Краткое описание деятельности

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

За истекший период деятельности РУМЦ (2017-2018гг.) были реализованы мероприятия в 7 закрепленных регионах в рамках утвержденной Минобрнауки РФ дорожной карты:

  • сотрудниками call-центра РУМЦ проведено 1652 консультации по вопросам нормативно-правового, учебно-методического и инструментально-технического обеспечения образовательного процесса, психолого-педагогического сопровождения, профориентации и приема в высшие учебные заведения, трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью;
  • реализованы 5 мероприятий в рамках профессионального ориентирования старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью РУМЦ (участники — более 525 человек с ОВЗ и инвалидностью);
  • проведены четыре мероприятия по трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью (участники – более 450 человек);
  • осуществлено повышение квалификации для 584 сотрудника из 17 вузов Приволжского федерального округа, а также обучение студентов вузов-партнеров по дополнительной профессиональной образовательной программе — более 80 студентов из 26 вузов;
  • проведен мониторинг состояния высшего инклюзивного образования (составлено 26 оценочных карт), образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью (опрошено 144 школьника), регионального рынка труда, трудоустройства выпускников с инвалидностью (опрошено 125 выпускников с ОВЗ и инвалидностью из 7 регионов закрепленной территории);
  • проведены вебинары и форумы для вузов закрепленной территории по различным вопросам информационно-аналитического сопровождения инклюзивного высшего образования.

В рамках учебно-методической поддержки для вузов закреплённой территории разработаны адаптированные учебно-методические материалы: 1 учебное пособие «Основы безбарьерной дидактики»; 5 учебно-методических комплекса (с учетом возможности использования при дистанционном обучении) (тематика и структура согласована с Заказчиком); описаны 2 образовательные технологии: «Технология кооперативного обучения» и «Технология организации самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ и инвалидностью». В рамках создания «Атласа профессий» специалистами РУМЦ разработано 12 медиа-паспортов перспективных профессий с учетом регионального рынка труда (2 профессии для каждой нозологической группы). Перечень профессий согласован с Заказчиком и прошел экспертизу.

В целях оказания поддержки при организации обучения инвалидов различных нозологических групп функционирует Центр коллективного пользования, который укомплектован техническими средствами для обучения и сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью и доступен для вузов подведомственной территории.

В качестве основных и значимых результатов взаимодействия РУМЦ Мининского университета с образовательными организациями высшего образования следует отметить повышение уровня доступности высшего образования в вузах закрепленной территории (16 вузов из 27), повышение качества нормативно-правового сопровождения обучения инвалидов (100% вузов), формирование инклюзивной компетентности преподавателей вуза (более 1000 НПР прошли обучение за два года), вовлечение студентов в инклюзивное волонтерское движение (более чем по 2 студента из каждого вуза-партнера прошли обучение по программе подготовки волонтеров по формированию навыков сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью), вовлеченность в проблему ИВО всех участников инклюзивного процесса на всех его уровнях (представители вузов-партнеров, законодательной и исполнительной власти, общественных организаций инвалидов, представителей специальных (коррекционных) школ, колледжей, МСЭ и ПМПК — более 300 человека из 78 организаций).

Портал инклюзивного высшего образования России

Создание единого открытого интернет-ресурса для обеспечения информационной и методической поддержки процессов высшего инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в рамках государственной программы «Доступная среда» и «Концепции развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации» нацелено на:

  • Получение абитуриентами с инвалидностью актуальной и полной информации о возможности обучения в сфере профессионального высшего образования и наличии специальных условий в образовательных организациях;
  • Получение абитуриентами информации по профориентации, включая on-line проф-тестирование;
  • Систематизация, актуализация, структурирование, размещение и предоставление доступа для образовательных организаций к методическим материалам по организации инклюзивного обучения лиц с инвалидностью;
  • Предоставление доступа к федеральной библиотеки адаптированных образовательных программ;
  • Получение студентами и выпускниками с инвалидностью информации о возможности трудоустройства;
  • Систематизация статистических данных по учету обучающихся с инвалидностью;
  • Оперативный доступ к данным о доступности и качестве образовательных услуг для лиц с инвалидностью
  • Общее число вузов, принимавших участие в мониторинге деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью, составляет 654 вуза и их филиала. В 646 из них (98,8% от выборки) обучается по различным образовательным программам 2 569 627 человек. Лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) обучаются в 470 ВУЗах, что составляет 71,87% от общего числа ВУЗов принявших участие в мониторинге. Общая численность обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидностью составляет 13 870 человек, или 0,54% от общего числа обучающихся. В ВУЗах, где проходят обучение лица с ОВЗ и инвалидностью, их средняя доля составляет 0,58%.
  • Проведено 197 вебинаров, 355 материалов различного формата представлено в качестве лекционных. Площадка объединяет 1653 зарегистрированных пользователя, 953 образовательные организации.
  • Оказана 3661 консультация вузов
  • Оказана 7643 консультаций пользователей
  • Обучено 5736 сотрудников вузов
  • 12592 анкеты заполнено в мониторинге социально-психологического благополучия студентов, обучающихся в инклюзивных группах

Информационно-аналитический журнал

В Новосибирской области инклюзивное образование является закономерным этапом в развитии системы образования людей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь работают уникальные площадки, осуществляющие практику инклюзивного образования, активно действуют родительские ассоциации и общественные организации, развиваются региональные проекты.

Здоровье разное, права – равные

Н.А. РЯПИСОВ, проректор по учебной работе НГПУ

А.Г. РЯПИСОВА, заведующая кафедрой психологии и педагогики ИЕСЭН НГПУ

Т.Л. ЧЕПЕЛЬ, профессор кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН НГПУ, директор Центра диагностики и консультирования Новосибирской области

Инклюзивное образование признается сегодня одним из современных вариантов организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, о чем свидетельствуют многочисленные научные публикации, выступления представителей гражданского общества, родительской общественности. Мы рассматриваем инклюзивное образование в широком контексте: как необходимое и неизбежное благо не только для особой группы обучающихся, но и для всех школьников, учителей, общеобразовательных учреждений и российского общества в целом, которое должно, наконец, начать совершать шаги «от культуры полезности к культуре достоинства».

В Новосибирской области инклюзивное образование является закономерным этапом в развитии системы образования людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Здесь широко представлена сеть коррекционных школ для всех категорий детей (31), классов коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения (159), дошкольных образовательных учреждений компенсирующей и комбинированной направленности (297), а также созданы территориальные ПМПК (34), 6 муниципальных ППМС-центров и 1 региональный с 6 территориальными филиалами.

Читать еще:  ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДИРЕКТОРА

Они оказывают диагностическую, консультационную, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и научно-методическую – всем, кто работает с такими детьми непосредственно по месту их жительства (педагогам, психологам, логопедам и др.).

За последние годы усилиями специальных кафедр Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и Новосибирского государственного педагогического университета подготовлены или прошли повышение квалификации специалисты системы сопровождения, учителя-дефектологи, специальные психологи.

В области работают уникальные площадки, осуществляющие практику инклюзивного образования (школа «Аврора», школа надомного обучения «Перспектива», абилитационный центр А. Бородина), активно действуют родительские ассоциации и общественные организации. Идею инклюзии и толерантного отношения к особенным детям поддерживают средства массовой информации.

Управленческая деятельность в последние годы направлена на создание всех необходимых специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья непо средственно по месту их проживания. За 2010-2011 годы около 400 учебных заведений сельских территорий получили лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальным (коррекционным) программам. Особо важное событие произошло в 2010 году, когда Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области утвердило ведомственную целевую программу «Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на 2011-2013 годы», предусматривающую создание разнообразных условий для доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Совершенно новым этапом в развитии системы инклюзивного образования является запуск регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», стартовавшего 1 сентября 2011 года. Проект рассчитан на добровольное участие тех общеобразовательных школ, в которых уже обучаются дети с ОВЗ в условиях массового класса. Эти учреждения прошли строгий конкурсный отбор, направленный на выявление готовности педагогических коллективов к инновационной деятельности. Для участников проекта установлено особое финансирование, зависящее от количества инклюзированных детей и нацеленное как на повышение оплаты труда педагогических работников, так и на развитие материально-технической и программно-методической базы учебных заведений. Победителями стали 35 общеобразовательных школ: 26 – сельских и 9 – из мегаполиса. Предполагаемый результат проекта – создание сообщества инклюзивных школ, объединенных ценностно-смысловыми основами деятельности, обменивающихся нормативно-правовыми, программно-методическими, психологическими, технологическими ресурсами. Планируется, что к 2013 году опыт инновационных площадок будет обобщен, систематизирован и распространен: сначала на уровне муниципалитета, а затем и на областном. Региональным оператором проекта утвержден Новосибирский областной центр диагностики и консультирования, который имеет семилетний опыт работы в сфере реализации инклюзивного образования. В качестве партнеров выступают Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ) и Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Одна из главных проблем развития системы инклюзивного образования – подготовка профессиональных кадров. Сейчас педагог, не имеющий в арсенале методических и дидактических разработок, технологий, адекватных задачам инклюзивного обучения, либо руководствуется профессиональной интуицией, либо ищет оптимальные способы работы с особыми учащимися опытным путем.

В сентябре 2011 года НГПУ впервые начал подготовку бакалавров по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования». При разработке учебного плана особое внимание уделено вариативной части, отражающей специфику инклюзивного образования и включающей такие учебные дисциплины, как:

  • философия и модели организации инклюзивного образования;
  • основы абилитации и реабилитации детей и подростков;
  • организация деятельности консилиума образовательного учреждения;
  • особенности и формы взаимодействия с семьей и ребенком с ОВЗ;
  • нейропсихологический подход к индивидуальноориентированному коррекционно-развивающему (инклюзивному) обучению;
  • содержание и организация развивающей работы с детьми с ОВЗ;
  • 8 дисциплин по выбору студента.

Планируемые результаты обучения по профилю «Инклюзивное образование» ориентированы на то, что бакалавр сможет вести работу по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, а также детей с ограниченными возможностями здоровья; осуществлять дифференциальную диагностику для определения типа отклонений и психологическое обследование детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста; проводить занятия с обучающимися по коррекционным программам; работать с педагогами и родителями с целью организации эффективного взаимодействия и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях и в семье. Выпускники смогут работать в качестве педагога-психолога в ДОУ, осуществляющем инклюзивное образование; воспитателя инклюзивной группы в обычном ДОУ; учителя начальных классов, реализующего инклюзивное образование; педагога-психолога в инклюзивной школе; тьютора, обеспечивающего психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; ассистента учителя в инклюзивном классе; педагога-психолога в центре диагностики и консультирования; психолога в психологических центрах и т.п.

Введению нового профиля обучения предшествовала большая организационная работа. Сейчас кафедра психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук НГПУ (ИЕСЭН НГПУ) располагает необходимыми кадровыми и научно-методическими ресурсами для подготовки бакалавров по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования» (направление «Психолого-педагогическое образование»), а в перспективе и магистров.

В январе 2010 года на базе кафедры решением ученого совета института создан научно-образовательный центр «Инклюзивное образование», который установил сотрудничество и конструктивное взаимодействие с авторитетными образовательными учреждениями. В столице это Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета, в Новосибирске – Областной центр диагностики и консультирования, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов (ГБОУ НСО СОШ «Областной центр образования»), НОУ «Школа «Аврора».

На базе центра разрабатывается научно-методическое сопровождение системы инклюзивного образования Новосибирской области по широкому спектру направлений (проводятся научно-практические конференции различного уровня, научные семинары, диссертационные исследования). Представители центра участвуют в работе совета по делам инвалидов при губернаторе.

С декабря 2009 года по настоящее время реализуется проект «Дистанционное обучение детей-инвалидов Новосибирской области», предполагающий создание ресурсного центра дистанционного обучения на базе областного центра образования. В 2010 и 2011 годах НГПУ на конкурсной основе выиграл грант и заключил государственные контракты на оказание услуг информационно-методического характера участникам этого проекта. Исполнителями контракта являются кафедра психологии и педагогики ИЕСЭН и центр дополнительного образования института открытого дистанционного образования НГПУ.

В рамках выполнения проекта были организованы курсы повышения квалификации педагогических работников и тьюторов по программе «Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в очной и дистанционной формах с использованием Интернет-технологий». Ее объем составил 144 часа, срок обучения – 2 месяца. Кроме того, производилась подготовка родителей и детей по программе «Использование информационно-образовательной среды и оборудования для обучения с применением дистанционных образовательных технологий» (40 часов). За два года обучили 250 сетевых учителей, 265 семей и 100 тьюторов. В целом удалось создать действующую «дистанционную школу» для получения качественного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Первые выпускники этой школы сейчас стали студентами НГПУ. Далее предполагается обучение студентов вуза технологиям работы в системе инклюзивного образования, в том числе с использованием электронного обучения.

Читать еще:  Образец должностной инструкции разнорабочего в 2021 году

Основные проблемы обучения бакалавров, которым предстоит работать в среде инклюзии, связаны с их теоретической подготовкой, так как многие включенные в учебный план курсы представляют собой инновационные интеллектуальные продукты, которые еще только предстоит разработать. Решение этих проблем лежит в организационной плоскости. Нужно объединить усилия профессионалов в области психолого-педагогического образования, например, на базе учебно-методических объединений. И такая работа уже начата УМО по психолого-педагогическому образованию, созданному на базе Московского городского психолого-педагогического университета, что совершенно логично, потому что специалисты этого вуза являются разработчиками стандартов данного направления. В НГПУ уже создан и успешно функционирует учебно-методический совет, входящий в состав УМО при Московском городском психолого-педагогическом университете. Несомненно, объединение усилий вузов России позволит решить задачи развития инклюзивного образования, что является важной частью всей образовательной политики нашего государства.

Медицинские интернет-конференции

Языки

  • Русский
  • English
  • КОНФЕРЕНЦИИ
  • ЖУРНАЛ
  • АВТОРАМ
  • ОПЛАТА
  • ЧаВО (FAQ)
  • НОВОСТИ
  • КОНТАКТЫ

Особенности инклюзивного образования в России

  • Клинические дисциплины |
  • Педагогика и образование

Резюме

Инклюзивное образование, как тенденция современного общества к гуманизации. Особенности подготовки всех субъектов образовательного процесса к работе с детьми с аномалиями развития.

Ключевые слова

Статья

Современное образование придерживается гуманистической ориентации, направленности на развитие личности.

Независимо от тяжести нарушения развития возможность получить образование должна быть у каждого ребенка. Однако ребенок с аномалиями развития должен быть подготовлен к поступлению в дошкольное и школьное учреждение, в среду со здоровыми детьми. Для этого необходима огромная работа по адаптации среды к его возможностям. Современный стандарт образования предлагает инклюзивный подход.

Инклюзивный подход — преобразование системы общего образования в сторону включения инвалидов в активные социальные отношения. Данный подход реализует права детей с ограниченными возможностями на получение доступного образования и интеграцию в общество.

Атмосфера коррекционных детских садов и школ вторично инвалидизирует детей с аномалиями развития, возможность обучаться вместе со здоровыми детьми напротив, позитивно влияет на «особенных учеников».

Практика инклюзивного образования требует постоянного обновления методической основы , тесного контакта медиков, психологов и социальных работников, разъяснительно- подготовительных занятий для учителей и учеников, оказавшихся вовлеченных в работу с «аномальными» детьми.

Наличие проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.

На основе многочисленных исследований, авторы делают предположение, что степень успешности в проведении инклюзии соотносится с несколькими факторами. И, возможно, подготовка учителей, их отношение к инклюзии и способность к сотрудничеству, являются наиболее важными.

Позитивное отношение преподавательского состава должно складываться из: профессиональной подготовки учителей , владения достаточным количеством навыков, требуемых для осуществления модификации учебного плана для детей с различными возможностями, специальная их подготовка, работа с психологами и социальными работниками.

Отдельного внимания заслуживает вопрос отношения здоровых детей к ученикам с аномалиями развития. Для успешной адаптации здоровых учеников к детям с отклонениями в развитии должны вводиться дополнительные часы подготовки, а так же вестись работа с родителями учеников.

Вопрос инклюзии инвалидов в социум начиная с детского возраста встает в соответствии с требованиями современности, как залог становления гуманистического и высокоразвитого общества.

Развитие инклюзивного образования в России

от 7 мая 2015 года N 296-пп

Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года

(с изменениями на 29 марта 2019 года)

1. Утвердить Концепцию развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.

3. Органам исполнительной власти Магаданской области принять меры по реализации положений Концепции развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года в части вопросов, относящихся к их компетенции.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Магаданской области Савченко Т.А.

5. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Утверждена
постановлением
Правительства Магаданской области
от 7 мая 2015 г. N 296-пп

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

1. Введение

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Каждый ребенок имеет право на развитие и обучение в среде сверстников. Индивидуальные особенности развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются не как его недостатки, а как барьеры и ресурсы на пути к успешной социализации, овладению сформировавшимися в современном обществе формами деятельности, теми или иными знаниями и компетенциями.

Основной целью организации инклюзивного образования в Магаданской области является развитие системы общего образования в направлении, обеспечивающем получение доступного и качественного образования всеми детьми для их успешного развития и социализации вне зависимости от их различий и без дискриминации по любым основаниям в рамках единого образовательного пространства.

Необходимость разработки Концепции развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года (далее — Концепция) обусловлена изменением ценностной ориентации мирового сообщества в сторону признания абсолютной ценности каждого члена общества и максимальное использование возможностей каждого вне зависимости от его индивидуальных особенностей и ограничений.

2. Основные понятия Концепции

Адаптация социальная — активное приспособление человека или социальной группы к меняющимся социальным условиям.

Дети с особыми образовательными потребностями (дети со специальными потребностями в обучении) — дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты.

Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — граждане, имеющие особенности в физическом и (или) психическом развитии, вследствие которых возникает потребность в специальных условиях получения образования (особые образовательные потребности).

Читать еще:  Должностная инструкция инженера ПТО

Особые образовательные потребности (ООП) — установленная компетентной группой специалистов (комиссией) потребность гражданина в создании для него определенных специальных условий получения образования.

Специальные условия получения образования — совокупность специальных образовательных программ и методов развития и обучения, условий, отвечающих потребностям обучающихся с ОВЗ, включая учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства развития и обучения, средства коммуникации и доступность среды обучения (воспитания), а также психолого-педагогических, медицинских, социальных и иных услуг, необходимых обучающимся/воспитанникам с ОВЗ для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе, приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни.

Инклюзивное образование — это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ путем организации их учебы в образовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность образовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Инклюзивное обучение — это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

Психолого-медико-педагогическая комиссия — комиссия для выявления детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Психолого-медико-педагогическая помощь (сопровождение) — оказание помощи населению в области обследования психического здоровья, диагностики психических нарушений и решения проблем обучения, воспитания и лечения детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Реабилитация — применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.

Ранняя помощь — семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимое при активном участии семьи.

Социализация — процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

Общеобразовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы — дошкольные и школьные учреждения для детей с ОВЗ, нуждающихся в лечебной и психолого-педагогической коррекции, диагностике, воспитании, обучении: с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие); нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие); нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями речи; задержкой психического развития; умственной отсталостью; расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; со сложными нарушениями, в том числе слепоглухотой.

3. Анализ современного состояния инклюзивного образования в Магаданской области

На начало 2015 года в Магаданской области зарегистрировано 511 детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет, из них более 70% получают образовательные услуги в образовательных организациях Магаданской области. Динамика количества детей-инвалидов в течение ряда лет остается стабильной.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, в том числе детей-инвалидов, осуществляется в группах муниципальных дошкольных образовательных организаций компенсирующего и комбинированного вида, а также в дошкольном подразделении Государственного казенного общеобразовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования N 1», в котором функционируют группы для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, в том числе, со сложной структурой дефекта и сочетанными (комбинированными) расстройствами, с нарушением слуха, с умственной отсталостью.

Дети с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста обучаются:

1) в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с легкой умственной отсталостью, с интеллектуальными нарушениями, соответствующими умеренной и тяжелой степени умственной отсталости, дети со сложной структурой дефекта и сочетанными нарушениями развития;

2) в классах общеобразовательных организаций, предназначенных для обучения детей по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с задержкой развития, легкими когнитивными расстройствами, умственной отсталостью;

3) в общеобразовательных организациях в составе общеобразовательных классов по адаптированным основным общеобразовательным программам (для детей с задержкой развития и умственной отсталостью);

4) в режиме надомного (индивидуального) обучения в общеобразовательных организациях (дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие медицинские показания).

В образовательных организациях дополнительного образования детей Магаданской области охват детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов составляет около 20%.

В настоящее время на территории Магаданской области не определены инклюзивные образовательные организации (дошкольные и общеобразовательные школы), в которых будет осуществляться инклюзивная практика.

Не определены региональные организации и органы, призванные определять направления развития инклюзивного образования в регионе, такие, как ресурсные центры по развитию инклюзивного образования и советы по развитию инклюзивного образования.

Имеется существенный дефицит педагогических кадров, способных осуществлять инклюзивный процесс. Это касается, прежде всего, таких специалистов, как профильные педагоги-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги). В муниципальных образованиях региона отмечается недостаток в учителях-логопедах, педагогах-психологах, социальных педагогах.

Современные тенденции образовательной политики прямо или опосредованно влияют на развитие инклюзивного образования:

— введение новых стандартов образования, делающих акцент на формировании социальных компетенций;

— новый подход к оценке качества образования;

— новые экономические условия функционирования образовательных организаций.

Инклюзия должна стать направлением изменений всей системы современного образования.

4. Цель, задачи и принципы Концепции

Стратегической целью Концепции является:

— создание целостной, эффективно действующей системы образования и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения инклюзивной формы обучения, направленной на их полноценное развитие и самореализацию;

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector