Процедура наблюдения в деле о банкротстве
Процедура наблюдения
Введение процедуры наблюдения осуществляется на основании определения, которое выносится в специальном судебном заседании после подтверждения обоснованности заявленных требований лица, имеющего право на обращение с заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов, вводится на срок до семи месяцев.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают:
- должник;
- конкурсный кредитор;
- уполномоченные органы.
Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.
Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:
- должник;
- арбитражный управляющий;
- конкурсные кредиторы;
- уполномоченные органы;
- органы местного управления по месту нахождения должника;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных законом;
- федеральные органы исполнительной власти;
- лица, предоставившие обеспечение для проведения процедуры финансового оздоровления;
- иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:
- представитель работников должника;
- в случае унитарного предприятия — представитель собственника имущества;
- представитель учредителей (участников) должника юридического лица;
- представитель собрания кредиторов;
- представитель комитета кредиторов;
- саморегулируемые организации.
По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает одно из следующих решений:
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- решение об отказе в признании должника банкротом (в случаях отсутствия признаков банкротства)
- определение о введении финансового оздоровления;
- определение о введении внешнего управления;
- определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
- определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
- определение об утверждении мирового соглашения.
В определении о введении наблюдения указывается о назначении временного управляющего, который утверждается арбитражным судом. Введение наблюдения не является основанием для отстранения иных органов управления и руководителя должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с определенными ограничениями.
Обязанности временного управляющего:
- принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника;
- анализ финансового состояния должника;
- определение наличия признаков преднамеренного или фиктивного банкротства;
- поиск кредиторов, ведение реестра требований кредиторов, уведомление кредиторов о введении в отношении должника процедуры наблюдения;
- созыв и проведение первого собрание кредиторов.
Процедура наблюдения
Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов, которая регулируется ст. 62 — 75 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ).
Наблюдение является подготовительной процедурой, а необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятие, ему надо дать время на осуществление сбора необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния. В отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.
Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.
После вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения наступают следующие последствия:
- Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного ФЗ порядка их предъявления;
- По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном ФЗ;
- Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения им, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда;
- Не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
- Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная ФЗ очередность удовлетворения требований кредиторов;
- Не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
- Не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
- Не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Арбитражный суд для осуществления функций наблюдения назначает временного управляющего. Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей.
В соответствии со ст. 64 ФЗ устанавливаются определенные ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения, в которой так же содержится перечень сделок, которые органы управления должника могут совершать исключительно с письменного согласия временного управляющего. Также устанавливаются ограничения в отношении принятия решений органами управления должника и собственником имущества должника — унитарного предприятия.
Правовой статус временного управляющего регулируется ст. 65 ФЗ.
Временный управляющий вправе:
- Предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных ФЗ;
- Заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных ФЗ;
- Принимать участие в судебных заседаниях по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;
- Обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 ст. 64 ФЗ;
- Обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
- Получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;
- Осуществлять иные установленные ФЗ полномочия.
Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника. Сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.
Временный управляющий обязан:
- Принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
- Проводить анализ финансового состояния должника;
- Выявлять кредиторов должника;
- Вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ;
- Уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
- Созывать и проводить первое собрание кредиторов.
- Представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением соответствующих документов, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.
В соответствии со ст. 68 ФЗ временный управляющий обязан направить для опубликования сообщение о введении наблюдения, которое должно содержать:
- Наименование должника — юридического лица или ФИО должника — гражданина и его адрес;
- Наименование арбитражного суда, вынесшего определение о введении наблюдения, дату его вынесения и номер дела о банкротстве;
- ФИО временного управляющего и адрес для направления ему корреспонденции;
- Установленную дату судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.
Согласно ст. 69 ФЗ возможно отстранение руководителя должника от должности. Арбитражный суд отстраняет его от должности по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований ФЗ. Арбитражный суд выносит определение о рассмотрении в судебном заседании данного ходатайства и уведомляет представителя учредителей (участников) должника, представителя собственника имущества должника — унитарного предприятия о дате проведения заседания и необходимости представить в суд кандидатуру исполняющего обязанности. В случае удовлетворения указанного ходатайства арбитражный суд выносит определение об отстранении руководителя должника и о возложении исполнения обязанностей руководителя должника на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника, в случае непредставления указанной кандидатуры — на одного из заместителей руководителя должника, в случае отсутствия заместителей — на одного из работников должника.
Анализ финансового состояния должника (далее — анализ) регулируется ст. 70 ФЗ, который проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, установленные ФЗ, обоснования целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.
Установление размера требований кредиторов (далее — требования), регламентируется ст. 71 ФЗ. Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Требования, предъявленные по истечении срока, подлежат рассмотрению после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
Требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность и включаются в реестр требований кредиторов (далее — реестр) на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр. Возражения относительно требований могут быть предъявлены в суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника — унитарного предприятия. При наличии таких возражений арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр. Требования, по которым поступили возражения, рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр. В определении о включении требований в реестр указываются размер и очередность их удовлетворения. Требования, по которым не поступили возражения, рассматриваются судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр. По результатам такого рассмотрения суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр.
Статья 71.1. предусматривает возможность погашения учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе наблюдения.
В соответствии со ст. 72 ФЗ временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в нем. Указанное собрание должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения. Участниками первого собрания с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в установленном порядке и в соответствующие сроки, и внесены в реестр. К Участникам без права голоса относятся руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, представитель работников должника и представитель органа по контролю (надзору). Отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным.
К компетенции первого собрания кредиторов относятся:
- Принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
- Принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
- Принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- Образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов;
- Определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
- Определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;
- Выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;
- Решение иных предусмотренных ФЗ вопросов.
В ст. 74 ФЗ устанавливаются варианты решений первого собрания кредиторов о процедурах, применяемых в деле о банкротстве. Так, решение о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, утвержденные план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Решение о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок внешнего управления. В решении об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства также может содержаться предлагаемый срок конкурсного производства. Решение о заключении мирового соглашения должно содержать сведения, предусмотренные ст. 151 ФЗ.
Вопросы окончания наблюдения регулируются ст. 75 ФЗ, в соответствии с которой арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
Процедура наблюдения в деле о банкротстве
По итогам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику суд обычно вводит первую процедуру банкротства – наблюдение.
Судебные расходы
В ходе рассмотрения дела о банкротстве могут возникать различные расходы. Например:
- госпошлина (уплачивает заявитель при подаче заявления о признании фирмы банкротом. Госпошлина составляет – 6000 рублей (ст. 333.21 НК РФ));
- расходы на опубликование в печати сведений о введении наблюдения, об открытии конкурсного производства, о признании должника банкротом, о прекращении производства по делу о банкротстве;
- расходы на выплату арбитражному управляющему вознаграждения.
Судебные расходы покрываются за счет имущества фирмы-должника и вне очереди (ст. 59 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Если же суд вынесет определение об отказе во введении наблюдения и оставит заявление без рассмотрения, расходы придется оплачивать заявителю, который подавал в суд заявление кредитора.
Процедура наблюдения
Наблюдение – это процедура, которая применяется в деле о банкротстве к фирме-должнику
в целях (глава IV Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»):
- обеспечения сохранности имущества должника;
- проведения анализа финансового состояния должника;
- составления реестра требований кредиторов;
- проведения первого собрания кредиторов.
По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев.
Сохранность имущества должника – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации.
На период процедуры наблюдения суд назначает временного управляющего.
Анализ финансового состояния должника
Данный анализ проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.
Анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета
и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.
Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.
Реестр требований кредиторов
Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований.
Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр.
Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения
о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов, имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.
Созыв первого собрания кредиторов
Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения.
Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения. В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, представитель работников должника и представитель органа по контролю (надзору).
К компетенции первого собрания кредиторов относятся, в частности:
- принятие решения о введении финансового оздоровления;
- принятие решения о введении внешнего управления;
- принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов;
- определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
- выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией.
Завершение процедуры наблюдения
Временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.
К отчету временного управляющего прилагаются:
- заключение о финансовом состоянии должника;
- заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника;
- обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.
Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение
о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение
о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
Чек-лист всех изменений
принятых и вступивших в 2021 году
Подготовьтесь к отчетности заранее, посмотрите изменения в бухучете за 2021 год, чтобы показатели налоговой отчетности не шокировали вас в конце года, а налоговиков не спровоцировали на проверку. Воспользуйтесь вашим бесплатным доступом к бератору.
Наблюдение в деле о банкротстве юридического лица
Сроки и цель процедуры
Условия введения наблюдения в отношении должника
- Образовавшаяся задолженность, превышающая в общей сумме 300 тыс. рублей;
- Просрочка по долгам, составляющая более 3-х месяцев;
- Поступление в суд соответствующего заявления, поданного с соблюдением установленного законом порядка.
Какие ограничения действуют во время наблюдения?
Надо сказать, что начальная процедура в банкротстве не характеризуется жесткими ограничениями для руководства и не парализует деятельность компании. Напротив, допускается работа организации в обычном режиме.
Тем не менее, закон запрещает управленцам принятие следующих решений:
- ликвидировать юрлицо или участвовать в реорганизации;
- учреждать новые компании или приобретать доли в существующих;
- открывать новые филиалы и подразделения;
- выплачивать дивиденды участникам;
- размещать облигации (данный пункт относится ко всем дополнительно размещаемым ценным бумагам, кроме собственных акций);
- выходить из состава общества;
- вступать в различные объединения юрлиц, ассоциации.
Как видно, законом не запрещено при этом вносить изменения в устав, сменить руководителя в организации или адрес. Исчерпывающий перечень применяемых запретов содержится в ст. 64 закона о несостоятельности.
Ограничения на совершение сделок:
- Цена сделки по отчуждению или приобретению имущества превышает 5% от стоимости активов юрлица.
- Сделка направлена на выдачу займа, поручительства, уступку прав требования.
- Получение кредита организацией.
Вышеуказанные сделки могут заключаться только с письменного разрешения управляющего. Данный запрет направлен на обеспечение сохранности имущества организации-должника. То есть вести обычную деятельность, согласно уставу, направленную на получение прибыли – можно, отчуждать активы и заключать сомнительные с точки зрения выгоды сделки – нельзя.
Деятельность управляющего во время наблюдения
Что происходит после наблюдения?
В завершение наблюдения созывается собрание кредиторов, на котором рассматривается подготовленный управляющим отчет. В повестку дня также обязательно включаются вопросы о выборе следующей процедуры и управляющего на этот период, о созыве комитета кредиторов и привлечении внешнего реестродержателя по желанию кредиторов.
После наблюдения возможно несколько вариантов дальнейшего развития дела:
- Заключение мирового соглашения между должником и кредиторами.
- Введение процедуры финансового оздоровления.
- Переход к внешнему управлению.
- Конкурсное производство.
- Прекращение производства по делу.
Окончательное решение о выборе последующей процедуры принимает Арбитражный суд на основании заключения управляющего и итогов голосования кредиторов.