Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ПРИКАЗЫ — История России до 1917 года

Лисейцев Дмитрий Владимирович

Родился в 1975 г.

Работает в ИРИ РАН с 2001 г.

ДОЛЖНОСТЬ:

Главный научный сотрудник

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ:

Доктор исторических наук (2011 г.)

ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИЙ:

Кандидатская: «Посольский приказ в эпоху Смуты. Источниковедческое исследование» (специальность – 07.00.09 – Источниковедение, историография и методы исторического исследования)

Докторская: «Приказная система Московского государства в канун и в эпоху Смуты» (2011)

ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ:

История российской государственности XVI – XVII вв.; внешняя политика России XVI – XVII вв.

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Ученый секретарь Центра истории русского феодализма ИРИ РАН

Контактная информация: liseitsev@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

Монографии и публикации:

  • Посольский приказ в эпоху Смуты. М., 2003. 485 с.
  • Приказная система Московского государства в эпоху Смуты. Москва-Тула, 2009. 792 с.
  • Посольская книга по связям Молдовы и Валахии с Россией. 1674-1675 // Сост.: И.А.Еремия, Н.М.Рогожин, Д.В.Лисейцев. Кишинев, 2005. 70 с.
  • Посольская книга по связям России с Англией 1614 – 1617 гг. / сост., авт. вступ. ст., коммент. и указат. Д.В.Лисейцев. М.: ИРИ РАН, 2006. 396 c.
  • Приказы Московского государства XVI—XVII вв.: Словарь-справочник / Д.В. Лисейцев, Н.М. Рогожин, Ю.М. Эскин. М.; СПб.: Институт российской истории РАН; Российский государственный архив древних актов; Центр гуманитарных инициатив, 2015. 303 с.

Статьи:

  • Русско-турецкие отношения в начале XVII века: от конфронтации к сближению. // Отечественная история. 2002. № 5. С. 169 — 177.
  • Смутное время: происхождение, содержание и хронологические рамки понятия. // Сборник Русского исторического общества. Т. 8 (156). М., 2003. С. 318 — 328.
  • Дипломатическая терминология в Московском государстве начала XVII столетия. // Московская Русь: специфика развития. Будапешт, 2003. С. 104 – 115.
  • Эволюция приказной системы Московского государства в эпоху Смуты. // Отечественная история. 2006. № 1. С. 3 – 15.
  • Татарский фактор во внешней политике Московского государства в начале XVII века. // Сборник Русского исторического общества. Т. 10 (158). М., 2006. С. 114 – 157.
  • К вопросу о времени возникновения «Записки о царском дворе» // Связь веков: Исследования по источниковедению истории России до 1917 года. Памяти профессора А.А. Преображенского. Сб. статей. М., 2007. С. 186 – 207.
  • К вопросу о Городовом приказе конца XVI – начала XVII века // Российская реальность конца XVI – первой половины XIX в.: Экономика. Общественный строй. Культура. Сборник статей к 80-летию Ю.А. Тихонова. М., 2007. С. 10 – 36.
  • Россия после Смуты – время выбора. // Отечественная история. 2008. № 5. С. 39-50. (в соавт. с Н.М. Рогожиным)
  • Приказная система Московского государства XVI – XVII веков // Преподавание истории в школе. № 10, 2008. С. 25 – 30.
  • Нарративные источники второй половины XVI – начала XVII в. о приказной системе Московского государства // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.). Сб. статей. М., 2009. С. 18 – 45.
  • Приказный аппарат Московского государства в царствование Лжедмитрия I // Самозванцы и самозванчество в Московии. Материалы международного научного семинара (25 мая 2009 г., Будапешт). Будапешт, 2010. С. 131 – 154.
  • Ямской приказ: компетенция учреждения в XVI – начале XVII века // Проблемы экономической и социокультурной истории феодальной России. Материалы конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Александра Александровича Преображенского. Москва, ноябрь 2005. М., 2010. С. 137 – 145.
  • Судные приказы Московского царства в конце XVI – начале XVII века // Российская история. 2010. № 6. С. 106 – 115.

История развития местного самоуправления

I. История местного самоуправления в России

1. Вечевая демократия — наиболее раннее проявление самоуправленческих начал на Руси. Ее развитие происходило в период перерастания родоплеменных объединений в добровольные общности самостоятельных хозяев — древнерусские общины. Как основообразующие институты раннефеодального общества общины представляли собой самоуправляющиеся, автономные организации, обладающие административно-судебной самостоятельностью. Высшими органами управления общины были сходы жителей — вече, на которых решались важнейшие вопросы их жизни: «о войне и мире, о приглашении потребных и изгнании неугодных князей» (А. Невский), о принятии законов, избрании должностных лиц и т. д.

Административно — территориальное устройство, порядок формирования органов местного самоуправления и разделение функций между центральными и местными органами в Новгородской и Псковской феодальных республиках свидетельствуют о наличии там элементов местного самоуправления. Например, Новгород делился на пять частей, Псков — на шесть, которые назывались концами. Концы входили в границы городов и делились, в свою очередь, на улицы. В «конце» и «улице» действовала система самоуправления, состоящая из вече и избираемого на вече старосты.

Каждое вече выполняло строго определенную функцию. Так, наряду с избирательной функцией, вече решало и другие задачи, связанные с обустройством вверенных территорий. Все органы местного самоуправления действовали на основании закона, установленного всенародным вече республики. Вече республики принадлежало право избрания высших должностных лиц, утверждения и отмены законов, объявления войны и мира, определения размеров налогов с населения, строительства городов, крепостей, церквей. Таким образом, самоуправление этих двух феодальных республик представляло собой систему, построенную на основе непосредственной и представительной демократии, разделении функций и состоящую из сообщества граждан и формируемых ими органов.

Читать еще:  Как облагается НДФЛ продажа квартиры пенсионером?

Подобных демократических систем управления не было в то время ни в одном государстве. Как форма народовластия вече сохранялось в Новгороде, Пскове, Вятской земле до конца XV века и было ликвидировано в процессе централизации государственной власти Иваном Грозным.

2. В соответствии с Указом Петра I от 10 марта 1702 года в каждом уезде при воеводах формировались дворянские советы (на выборной основе), которые управляли уездом совместно с воеводой. Более того, воеводы обязаны были согласовывать свою деятельность с этими советами.

В 1720 году Петром I реорганизовано городское самоуправление. Были созданы городские магистраты, которые являлись коллегиальными учреждениями, состоящими из президента, 2−4 бурмистров и 2−8 ратманов. Должностные лица этих учреждений выбирались постоянными жителями на сходах, но не из всего посадского населения, а из «граждан первостатейных, добрых, пожиточных и умных». В их ведении находилось все управление городом: уголовный и гражданский суд, полицейские, финансовые, хозяйственные дела. Им подчинялись гильдии и цехи. Магистраты не подчинялись губернаторам и воеводам, но последние принимали участие в их образовании.

3. 1 января 1864 года Александром II утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях, на которые возлагались следующие задачи:

  • заведование имуществами, капиталами и денежными суммами земства;
  • устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения;
  • меры обеспечения народного продовольствия;
  • заведование земскими благотворительными заведениями и прочими мерами призрения (способами прекращения нищенства, попечением о построении церквей);
  • управление делами местного страхования имущества;
  • попечение о развитии местной торговли и промышленности;
  • участие преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, определенных законами, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

Избирательная система основывалась на имущественном, в значительной мере — сословном, началах. Избиратели местных органов самоуправления (земств) делились на три курии (группы): уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ.

Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми. От сельских обществ выбирались представители на волостные сходы, из них — выборщики, а из последних — «гласные» (депутаты) в уездное земское собрание.

Земское собрание было распорядительным органом. Оно избиралось один раз в три года, собиралось регулярно раз в год, а при возникновении чрезвычайных обстоятельств и чаще. Председателем земского собрания, как правило, становился предводитель дворянства. Исполнительным органом земского собрания была земская управа (уездная, губернская), председателя которой утверждал губернатор.

Деятельность земских учреждений замыкалась на решении местных хозяйственных дел. Им удалось внести значительный вклад в местное хозяйство. Они сыграли большую роль в поднятии культурного уровня деревни, в распространении грамотности, в доступности медицинского обслуживания, в развитии промышленности и средств связи. Земства стали своеобразной политической школой, через которую прошли многие представители либерального и демократического общественных направлений.

4. Советская система.

Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, пришедшие к власти в результате известных исторических событий 1917 года, первоначально разрабатывали модель самоуправляемого бесклассового общества нового типа. В частности, предполагалось, что «государственное управление народом будет осуществляться непосредственно самим народом» (К. Маркс Ф. Энгельс).

Однако, децентрализация власти, относительная самостоятельность и независимость местного самоуправления противоречили практическим задачам государства диктатуры пролетариата. На практике государственная политика приобрела ярко выраженный централизованный характер.

Старые органы местного самоуправления были ликвидированы и созданы новые — Советы. В основу деятельности Советов был положен принцип единства системы государственной власти — строгое подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Несмотря на формальное провозглашение самостоятельности и инициативности местных органов, указанные принципы так и не были притворены в жизнь.

Местные Советы были самыми многочисленными органами государственной власти. Депутаты местных Советов осуществляли свои полномочия без отрыва от производства. Исполнительно-распорядительными органами местных Советов являлись избираемые из числа депутатов исполнительные комитеты, которые находились в двойном подчинении. С одной стороны — местным Советам, которые их формировали, а с другой — вышестоящим Советам.

В течение всего советского периода местные Советы выступали как звенья единой государственной системы управления. Негосударственная природа местных Советов отрицалась, а термин «местное самоуправление» применялся исключительно для характеристики организации власти в буржуазных государствах. Вместо него появился термин «социалистическое самоуправление», под которым понимался социальный феномен, охвативший все сферы общественной жизни.

5. Демократизация местного самоуправления конца 80-х начала 90-х годов.

Серьезные государственные изменения, начавшиеся в СССР после 1985 года, затронули и систему организации местной власти.

9 апреля 1990 года принимается Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и народного хозяйства СССР». Он определил основные направления развития местных органов, принципы их формирования и деятельности как органов местного самоуправления. Соответствующие изменения были внесены в Конституции СССР и РСФСР. Согласно Закону 1990 года провозглашалось осуществление местного самоуправления в границах административно-территориальных единиц. При всем своем несовершенстве, Закон открыл путь децентрализации местных органов на демократической основе.

Читать еще:  Если выплата по ОСАГО меньше реальной стоимости ремонта

Следующим шагом стал Закон 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР». Именно на его основе начался процесс реформирования местных органов, создание системы местного самоуправления в России. Местное самоуправление было определено как система организации граждан для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, местных особенностей и традиций. Соответственно, свое законодательное закрепление получили такие ключевые принципы местного самоуправления, как самостоятельность и ответственность.

Формирование местного самоуправления осуществлялось на основе сложившейся системы местных Советов. На смену исполнительным комитетам пришли местные администрации. Однако, сохранялось двойное подчинение местных Советов, включая право вышестоящих Советов на отмену решений нижестоящих.

Вместе с тем, согласно Закону 1991 года органы местного самоуправления наделялись компетенцией, которая могла быть изменена исключительно законом. Республики получили право принятия своих законов о местном самоуправлении, а городские и районные Советы — уставов.

В развитии Закона 1991 года в процессе реформирования местного самоуправления существенную роль сыграли Указы Президента РФ 1993 г.:

  • О поэтапной конституционной реформе в РФ;
  • О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ;
  • О реформе местного самоуправления в РФ.

Согласно Указам Президента РФ появился глава местного самоуправления. Кроме того, было установлено право глав местного самоуправления и должностных лиц местной администрации быть членами представительного органа местного самоуправления. По существу, властный приоритет на местном уровне был прочно закреплен за администрацией.

31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор, ставший составной частью Конституции РФ 1993 года. Принятие Конституции РФ 1993 года стало отправной точкой в формировании демократической системы организации местного самоуправления в России.

II. Развитие местного самоуправления в России в современный период

Конституция 1993 года закрепила ряд основополагающих принципов организации местного самоуправления:

  • право населения на местное самоуправление;
  • самостоятельность в решении вопросов местного значения;
  • обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти;
  • принцип совместного ведения федерации и ее субъектов по вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления.

Принятие Конституции РФ 1993 года, устанавливающей концептуально новые подходы к организации государственной власти и местного самоуправления, потребовало принятие нового закона о местном самоуправлении.

В результате в 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Исходя из конституционного принципа совместного ведения федерации и ее субъектов по вопросу установления общих принципов организации местного самоуправления, законы о местном самоуправлении со временем были приняты во всех субъектах РФ. Они отражали особенности, в первую очередь, территориальной организации местного самоуправления каждого региона России. В 1996 году закон о местном самоуправлении был принят и в Московской области.

Федеральный закон 1995 года, являясь результатом политического компромисса, имел определенные недостатки, основными из которых являлись:

  • нечеткость в определении компетенции муниципальных образований;
  • непроработанность механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления;
  • несоответствие финансовых ресурсов муниципалитетов реально исполняемым полномочиям.

В целом, большинство проблем стали следствием, прежде всего, опережающего характера формирования местного самоуправления, когда самоуправленческие институты возникли не в результате органического движения «снизу», а по инициативе «сверху».

Задача разрешения указанных проблем была поставлена перед Комиссией, образованной Президентом РФ. В ходе работы Комиссии идеи четкого установления полномочий для местного самоуправления, ликвидации «нефинансируемых мандатов» и безусловной передачи на местный уровень финансовых средств, предназначенных для исполнения полномочий, были дополнены фундаментальным положением о введении единой двухуровневой территориальной организации местного самоуправления во всех субъектах РФ.

По итогам работы Комиссии была разработана новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Принятие этого Закона стало отправной точкой проходящей в настоящее время реформы местного самоуправления.

Принятый 6 октября 2003 года Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил общие правовые, территориальные, организационные и экономические правила становления местного самоуправления в России. Для введения в действие всех положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был установлен переходный период до 2009 года. С 1 января 2009 года переходный период закончился, 131-й Федеральный закон вступил в полную силу.

ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ

ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ — первое государственное учреждение в России, централизованно ведавшее вопросами внешней политики.

При­шёл на сме­ну ря­ду уч­ре­ж­де­ний и лиц, ме­ж­ду ко­то­ры­ми ра­нее бы­ли раз­де­ле­ны функ­ции по осу­ще­ст­в­ле­нию ди­пло­ма­тич. кон­так­тов с иностранными го­су­дар­ст­ва­ми (сре­ди них — дво­рец­кий, ка­зна­чей и кан­це­ля­рия Бо­яр­ской ду­мы с конца XV века; И.М. Вис­ко­ва­тый в 1549-1561 годы). Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в ис­точ­ни­ках как По­соль­ская из­ба в 1562 году. Посольский приказ воз­глав­лял­ся в раз­ное вре­мя пре­имущественно дум­ны­ми дья­ка­ми (по­сле­до­ва­тель­но А.Я. Щел­ка­ло­вым, В.Я. Щел­ка­ло­вым, А.И. Влась­е­вым, И.Т. Гра­мо­ти­ным, Ф.Ф. Ли­ха­чё­вым, М.Ю. Во­ло­ше­ни­но­вым, А.И. Ива­но­вым, Е.И. Ук­ра­ин­це­вым и другими) и боя­ра­ми (А.Л. Ор­ди­ным-На­що­ки­ным, А.С. Мат­вее­вым, В.С. Во­лын­ским, князем В.В. Го­ли­цы­ным и другими). Ор­га­ни­зо­вы­вал встре­чи, приё­мы и про­во­ды иностранных ди­пло­ма­тических мис­сий. Го­то­вил и во мно­гом осу­ще­ст­в­лял про­ве­де­ние ме­ж­ду­народных пе­ре­го­во­ров. На­прав­лял за ру­беж ди­пло­ма­тические мис­сии, вклю­чая в их со­став ди­пло­ма­тов различных ран­гов (ве­ли­ких по­слов, воз­глав­ляв­ших так называемые ве­ли­кие по­соль­ст­ва, по­слов, по­слан­ни­ков, гон­цов), пе­ре­вод­чи­ков (осу­ще­ст­в­ля­ли пись­мен­ный и уст­ный пе­ре­вод) и тол­ма­чей (толь­ко уст­ный пе­ре­вод). Го­то­вил для ди­пло­ма­тов под­роб­ные ин­ст­рук­ции — по­соль­ские на­ка­зы. Со­став­лял от име­ни ца­ря гра­мо­ты для иностранных пра­ви­те­лей. Осу­ще­ст­в­лял свя­зи с Дон­ским ка­зачь­им вой­ском, вы­да­вал ка­за­кам жа­ло­ва­нье. Управ­лял (су­дил, кон­тро­ли­ро­вал сбор на­ло­гов и прочее) тер­ри­то­рия­ми на юго-западной гра­ни­це стра­ны («го­ро­да­ми на По­ле» — Во­ро­не­жем, Ель­цом, Ор­лом и другими; до начала XVII века) и Ас­т­ра­ха­нью с при­го­ро­да­ми (с середины XVII века). Пред­пи­сы­вал русским по­соль­ст­вам, от­прав­ляв­шим­ся в Ос­ман­скую им­пе­рию и Крым­ское хан­ст­во, вы­ку­пать плен­ных. Раз­би­рал су­деб­ные ис­ки иностранных куп­цов к рус­ским и русских куп­цов к ино­стран­ным. При­ни­мал про­ше­ния ино­стран­цев о вы­ез­де на ро­ди­ну, в XVII веке за­клю­чал до­го­во­ры с ино­стран­ца­ми о при­ня­тии их на русскую во­енную служ­бу. Со­став­лял об­зо­ры иностранной прес­сы — «Ку­ран­ты». Зо­ло­то­пис­цы Посольского приказа ук­ра­ша­ли жа­ло­ван­ные гра­мо­ты и пол­ко­вые зна­мё­на, уча­ст­во­ва­ли, осо­бен­но при А.С. Мат­вее­ве, в из­го­тов­ле­нии ру­ко­пис­ных книг («Ти­ту­ляр­ник», 1672 год; «Хрис­мо­ло­ги­он», 1672-1673 годы; «Алек­сан­д­рия», 1675- 1676 годы; ли­це­вое Еван­ге­лие, 1677-1678 годы, и другие), в том числе для цар­ской се­мьи, рас­пи­сы­ва­ли пе­чат­ные кни­ги. При Посольском приказе име­лась библиотека (со­дер­жа­ла кар­ты, пе­чат­ные и ру­ко­пис­ные кни­ги на русском и иностранном язы­ках). Посольский приказ по­сте­пен­но ут­ра­чи­вал влия­ние на ру­ко­во­дство внеш­ней по­ли­ти­кой, ко­то­рое пе­ре­хо­ди­ло к су­ще­ст­во­вав­шей с конца XVII века на­ря­ду с ним По­соль­ской кан­це­ля­ри­и. Окон­ча­тель­но пре­кра­тил су­ще­ст­во­ва­ние не позд­нее 1720 года, ко­гда на­ча­ла дей­ст­во­вать Кол­ле­гия ино­стран­ных дел, об­ра­зо­ван­ная ука­за­ми Пет­ра I от 11(22) и 15(26) декабря 1717 года.

Читать еще:  Как получить градостроительный план земельного участка?

Акции
  • открытый доступ
  • специальная цена
  • антропология и этнология
  • визуальность
  • гендерные исследования
  • история
  • история искусства
  • мемуары
  • научно-популярная литература
  • политическая теория
  • политология
  • правоприменение
  • социология
  • филология и культурология
  • философия
  • экономика
Серии
  • Avant-garde
  • Res Publica
  • Studia Ethnologica
  • Азбука понятий
  • Гендерная серия
  • Конструируя «Советское»?
  • Прагматический поворот
  • Территории истории
  • Труды факультета политических наук и социологии
  • Учебники ЕУ
  • Эпоха войн и революций
  • Эстетика и политика

Сост. и науч. ред. А. Россомахин

ПРИКАЗ РЕВВОЕНСОВЕТА № 279
«К пятилетию Красной Армии», с иллюстрациями Юрия Анненкова: Уничтоженное издание 1923 года. + Антология авангардистских приказов и декретов 1917–1924 годов. (Приказ как литературный жанр: от футуристов до ничевоков)

  • Рецензии и отзывы (14)

Издательство
Европейского университета
в Санкт-Петербурге

ISBN 978-5-94380-234-8

Год издания 2019
Страниц 192
Формат 165х240
Мягкий переплет
Вес 460 гр.

В книге впервые собраны характернейшие артефакты революционной эпохи — авангардистские Приказы и Декреты, появлявшиеся с 1916 по 1924 год. В антологию литературных приказов вошли произведения не только ключевых фигур авангарда (В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский, Д. Бурлюк), но и произведения совершенно забытых персон — столь же витальные и искрящиеся невероятной энергией. Приказ становится своеобразнейшим литературным жанром и репрезентантом эпохи. Среди этих авангардистских приказов (и смежных императивных директив и предписаний) — тексты футуристов, имажинистов, экспрессионистов, ничевоков, биокосмистов, эго- и панфутуристов, а также ряда иных авторов.

В издание входит и подлинный политический документ — уникальный «Приказ Реввоенсовета № 279 “К пятилетию Красной Армии”» (1923) с иллюстрациями художника Юрия Анненкова. Тираж этого инициированного Львом Троцким издания вскоре был уничтожен (уцелело лишь несколько единичных экземпляров в частных собраниях), оно впервые становится достоянием общественности. Репринтное воспроизведение «Приказа» Троцкого/Анненкова сопровождается подробным исследованием и комментарием. Впервые полностью воспроизводится и вся «троцковиана» художника.

Выстроенные по хронологии, литературные приказы и декреты столетней давности складываются в самостоятельный визуально-исторический экскурс; это настоящие слепки времени — памятники, сделанные из надежд, крови, железа, стихов и революции. Книга содержит около 100 редких иллюстраций, ряд из них впервые вводится в оборот. Издание представляет собой книгу-перевертыш (или аллигат; от лат. alligo) с репринтной вкладкой.

Таким образом, читатель получает сразу комплект из 3 книг:

1. Антология авангардистских приказов и декретов 1917–1924 годов.

2. Приказ Реввоенсовета № 279 Троцкого / Анненкова: Уничтоженное издание 1923 года (Комментарий. Статья. Портреты. Воспоминания).

3. Приказ Реввоенсовета № 279 «К пятилетию Красной Армии» (М., 1923) = Репринт редчайшего уничтоженного издания.

Содержание (pdf)

Страницы книги (pdf)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector