Причины отказа в регистрации автомобиля
Каковы возможные причины отказа в регистрации автомобиля
Перечень оснований, по которым ГИБДД может отказать в регистрации автомобиля, содержится в Федеральном Законе РФ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основания для отказа
В соответствии со ст.20 Закона РФ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», лица, обратившиеся в ГИБДД с заявлением о регистрации автомобиля, могут получить отказ в совершении регистрационных действий в следующих случаях, когда:
- имеют место следы сокрытия, фальсификации или изменений в маркировке автомобиля либо его основных компонентов, делающих невозможной идентификацию ТС;
- обнаружены признаки подделки документов на автомобиль или личных документов заявителя;
- имеет место проржавление или иное повреждение (в результате аварии или в результате ремонта) автомобиля до степени невозможности прочтения его идентифицирующих номеров. Об этом виде отказов мы поговорим отдельно;
- имела место замена номерных узлов и агрегатов на другие без идентификационных номеров или с идентификационными номерами другого автомобиля;
- автомобиль, представленный на регистрацию, был по документам ранее утилизирован и снят на этом основании с регистрационного учета;
- имеет место несоответствие технических и иных характеристик автомобиля техническим характеристикам, указанных в СТС и ПТС;
- автомобиль, представленный на регистрацию, или любой из его идентифицирующих компонентов (например, двигатель) находятся в розыске;
- отсутствует действующий электронный паспорт ТС;
- на автомобиле имеются повреждения, несовместимые с его безопасным управлением.
Помимо этих причин отказ можно получить также и на основании неких процедурных правил, например:
- непредоставление полного пакета документов, необходимых для регистрации транспортного средства;
наличие постановления судебного пристава или судебных или следственных органов о запрете осуществления регистрационных действия на конкретное имя или на конкретный автомобиль; - наличие сведений о залоге на автомобиль или об аресте автомобиля;
- отсутствие в ПТС отметок об утилизационном сборе;
- неоплата государственной пошлины за регистрацию;
- непредоставление автомобиля для его дорегистрационного осмотра сотрудником ГИБДД;
- отсутствие полиса ОСАГО;
- отсутствие документального подтверждения полномочий лица, обратившегося с заявлением, если это лицо не является собственником.
Когда ситуацию можно исправить
Прежде всего, остановимся на случаях, когда в регистрации было отказано по причине невозможности прочитать идентифицирующие номера автомобиля из-за имеющихся повреждений, если таковые не связаны с преступными намерениями собственника или предыдущих владельцев.
Как правило, подобные повреждения обусловлены либо появлением ржавчины в местах расположения идентифицирующих номеров, либо ремонтными работами в месте, где были расположены эти номера, либо преступными действиями третьих лиц, например, если автомобиль был ранее похищен, а затем возвращен законному владельцу после розыскных мероприятий.
Для подобных случаев ст.20 Закона РФ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» предусматривает возможность нанесения дополнительной маркировки в соответствии с положениями Постановления №1653 Правительства РФ «Об утверждении требований к дополнительной маркировке транспортного средства, порядка ее нанесения и применения».
Что касается процедурных отказов, то обойти их можно путем устранения процедурных упущений, например:
- собрать полный пакет документов;
- вернуть долг и освободить автомобиль из залога;
- рассчитаться с долгами и снять запрет судебного пристава;
- получить доверенность от собственника;
- решить вопрос с уплатой утилизационного сбора и т.д.
После устранения процедурных нарушений можно вновь обратиться в ГИБДД с заявлением о регистрации автомобиля.
Когда следует обжаловать отказ
Ст.20 Закона РФ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» указывает, что отказ в регистрации может быть обжалован в установленном законом порядке.
Обратим внимание на эту формулировку. Закон не содержит указаний о возможности обжалования исключительно необоснованных отказов. То есть вполне может быть обжалован и законный отказ ГИБДД.
Для процедуры обжалования в первую очередь следует получить письменный мотивированный отказ в регистрации, который должен быть выдан заявителю в день обращения.
Обжалование возможно как в судебном, так и в досудебном порядке. Эти два способа не связаны между собой, то есть вы можете направить заявление об обжаловании в суд без условия его обязательного обжалования досудебном порядке.
С правилами составления искового заявления об обжаловании действий должностного лица вы можете ознакомиться в соответствующем материале нашего сайта.
Срок обжалования отказа ГИБДД в регистрации автомобиля составляет три месяца с момента получения письменного отказа или с момента, когда заявитель должен был узнать об отказе. Это правило препятствует неоправданному продлению срока на обжалование в случаях, когда заявитель умышленно не получает письменный отказ.
Что делать, если ГИБДД отказала в постановке автомобиля на учет? Узнать →
Отказ в постановке на учет авто
Согласно действующему регламенту, к дорожному движению допускаются лишь те транспортные средства, которые поставлены на учет в ГИБДД. Что это означает? Мы уже рассматривали на нашем сайте Vodi.su многие вопросы, связанные с регистрацией.
Зарегистрированное авто обладает следующими признаками:
- оно внесено в общую электронную базу;
- имеются государственные регистрационные знаки — автомобильные номера;
- водитель оплатил все необходимые пошлины: за выдачу номеров и свидетельства о регистрации;
- владелец регулярно платит транспортный налог;
- авто допускается для прохождения регулярного техосмотра.
Кроме того, обязательным является оформление ОСАГО. Если же какие-то из этих условий не соблюдены, то водителя ожидает наказание по статье КоАП 12.1 ч.1 в виде штрафа 500 рублей. А при повторном нарушении сумма взыскания может достигнуть 5000 р., либо водителю придется лишиться прав на 1-3 месяца.
Таким образом, авто нужно обязательно поставить на учет в МРЭО. Однако во многих случаях вам могут отказать в этом на законных основаниях.
Причины отказа
Самая простая причина — неполный пакет документов. Если машина только из салона, вам нужно при себе иметь:
- договор купли-продажи;
- ПТС;
- полис ОСАГО;
- личный паспорт;
- документы на дополнительное оборудование.
Если же машина куплена с рук, то помимо указанных документов должны также быть: СТС, таможенные документы (на пригнанные авто), старые или транзитные номера. Также во всех случаях владелец должен иметь водительское удостоверение и оплатить необходимые госпошлины за регистрационные действия.
Отказать в регистрации могут и в том случае, если имеются несоответствия между информацией в документах и реальным положением вещей. Например, если автомобиль перекрашивали, это должно быть отображено в ПТС. Иногда производится замена агрегатов: двигателя, шасси. Частыми также являются случаи, когда вносятся серьезные конструктивные изменения. Все это должно подтверждаться документальным образом.
Если при визуальном осмотре автомобиля будут выявлены различные подозрительные признаки — перебитый VIN-код, номера шасси, кузова, двигателя — это также будет являться причиной для отказа в постановке на учет.
Ну и самые неприятные случаи, это когда вы покупаете б/у транспорт с рук, а он оказывается угнанным и находится в розыске. Такую машину не только не поставят на учет, но и с вас могут спросить по всей строгости закона. То есть, храните всю финансовую документацию, расписки, чеки за услуги нотариуса.
Причины отказа по вине владельца
Запрет на регистрационные действия — вы не сможете поставить авто на учет, если у вас или бывшего владельца имеются невыплаченные штрафы за нарушения ПДД, либо если авто залоговое и за него не выплачен кредит.
Нужно быть особенно осторожными при покупке б/у авто. Вот, что должно вас насторожить в первую очередь:
- отсутствие или дубликат ПТС;
- продавец не предъявляет оригиналы своих личных документов;
- несовпадение номерных знаков в паспорте и пр.
Мы уже писали на Vodi.su, что обмануть сегодня могут везде, даже в хорошо разрекламированном и престижном салоне. Поэтому, от греха подальше, всегда пользуйтесь помощью нотариусов для оформления любых сделок.
Вот еще причины отказа:
- нет полиса ОСАГО — владелец не оформил страховку;
- нет отметки в ПТС об уплате утилизационного сбора;
- документы заполнены неправильно, с помарками, карандашом или имеются перечеркивания.
Очень часто также инспекторы ГИБДД не следят за последними изменениями в законодательстве и могут отказать по самым разным надуманным причинам. Например приходилось сталкиваться с ситуацией, когда авто не ставили на учет по той причине, что подписи в ДКП и паспорте не совпадают. Очень частая ситуация, когда при получении паспорта у человека будет один автограф, а в 25 или 45 лет почерк немного изменится.
У инспектора могут возникнуть вопросы к оформлению ДКП: где печати, почему от руки и так далее. Согласно регламенту такие документы можно оформлять без помощи нотариуса, главное — правильное заполнение и указание всех данных: цвет, марка, номера, ФИО и пр.
Также может последовать отказ, если проводилась серьезная реконструкция ТС, например монтаж нового двигателя, но при этом нет отметки об уплате утилизационного сбора, если ПТС был выдан после первого сентября 2012 года.
Отказываются ставить на учет: что делать?
Предположим вы по супер низкой цене купили машину после ДТП, сами привели ее в порядок, хотя и пришлось немного потрудиться. Так, могут возникнуть проблемы, если крыша приваривалась новая. В ГИБДД такое авто могут посчитать «распилом». В таком случае придется проходить экспертизу, которая подтвердит, что авто соответствует всем требованиям.
Если отказ по причине неполного пакета документов, нужно их привести в порядок. Если же имеются несоответствия или не хватает, например, ПТС, нужно получить новые — как сделать дубликат ПТС или любого другого документа, мы уже рассказывали на Vodi.su.
Вряд ли удастся поставить на учет ворованные или кредитные авто. Но и эту проблему можно решить через суд или путем подачи заявления в полицию про поиск продавцов, с которых можно сбить компенсации.
9 причин, когда ГИБДД не поставит машину на учет. Список
1. Неоплаченные штрафы
Неоплаченные штрафы — самая распространенная причина ограничений регистрационных действий. Даже небольшая сумма просроченных штрафов может стать проблемой при переоформлении автомобиля. Причем, ограничения могут быть наложены как из-за штрафов, выписанных по госномеру автомобиля, например, с камер видеофиксации, так и при составлении протоколов по серии и номеру водительского удостоверения владельца.
Так что немаловажно проверять машину на штрафы. Кроме того, при выявлении неоплаченных взысканий за правонарушения следует обязательно требовать от продавца их оплаты еще до заключения сделки. Само по себе наличие штрафов никак не повлияет на постановку автомобиля на учет. Неприятности могут начаться позже, когда переоформление автомобиля будет пройдено, поскольку ограничения ГИБДД из-за штрафа могут быть наложены не сразу, а с задержкой. И тогда из-за штрафов бывшего собственника, ограничения будут наложены на автомобиль, которым фактически владеете уже вы.
2. Невыплаченные алименты
Невыплаченные алименты — еще одна достаточно распространенная причина, по которой на автомобиль могут быть наложены ограничения на регистрационные действия. Причем инициатором таких мер, как правило, бывает не ГИБДД, а ФСИН. И это как раз тот случай, когда ограничение накладывается именно на владельца и его имущество после того, как дело о невыплаченных алиментах из-за просроченных платежей передается в службу приставов-исполнителей. После этого информация поступает в ГИБДД.
3. Кредит
Запрет на регистрационные действия может быть связан и с тем, что сам автомобиль находится в залоге у банка из-за оформленного владельцем кредита. Раньше сделки по купле-продаже таких машин были практически невозможны, поскольку оригиналы ПТС хранились в банках, предоставивших автокредит. Однако с недавних пор передача паспорта транспортного средства, находящегося в залоге, в банк стала необязательной. Да и в электронном ПТС никак не отражается информация, каким способом куплен автомобиль: в кредит или за наличные.
4. Лизинг
Ограничения на регистрационные действия в этом случае накладываются ровно по той же причине, по которой они могут наложены на кредитный автомобиль. Однако специфика лизинга заключается в том, что сайт ГИБДД и многие другие онлайн-сервисы по проверке статуса автомобиля и его истории вам не покажет эту информацию.
Более того, общей базы лизинговых ограничений нет. И существует большая вероятность того, что узнаете вы о них только, когда придете регистрировать свою свежекупленную машину в ГИБДД. Сотрудники полиции при обнаружении информации о лизинге по своим внутренним базам не поставят машину на учет до тех пор, пока вы не предоставите документ о том, что автомобиль больше не числится в лизинге.
5. Нечитаемый VIN
Пожалуй, самые серьезные и труднопреодолимые ограничения и проблемы при регистрации автомобиля в ГИБДД могут возникнуть на площадке осмотра. И самая неприятная из них — нахождение автомобиля в розыске из-за угона. При обнаружении сотрудником полиции «перебитых» VIN-номеров, автомобилей-двойников или каких-либо еще других фактах, указывающих на то, что машина находится в розыске, автомобиль не будет поставлен на учет. Кроме того, машина будет изъята до выяснения обстоятельств.
Однако есть и другой расклад, при котором сам VIN-код автомобиля может быть поврежден из-за ДТП или каких-то иных агрессивных внешних факторов и также не читаться или вызвать подозрения у сотрудника ГИБДД. В этом случае в регистрационных действиях также может быть отказано, а самому автомобилю понадобится дополнительная криминалистическая экспертиза.
6. Нелегальный тюнинг и изменения в конструкции
При постановке автомобиля на учет сотрудники полиции наверняка откажут в регистрации автомобиля, если при осмотре на площадке увидят несоответствие между данными в документах автомобиля и реальным положением вещей. Например, если автомобиль перекрашивали в другой цвет или производили работы по тюнингу конструкции. Все эти изменения должны быть зарегистрированы в ГИБДД и отражены в ПТС.
Впрочем, сама процедура оформления изменений в конструкции довольно долгая и изматывающая. Поэтому если рассматриваете для покупки автомобиль с тюнингом, то обязательно проследите, чтобы прошлый владелец уже узаконил изменения. Иначе легализация даже легких доработок может стать серьезной проблемой при регистрации автомобиля.
7. Неверная или неполная информация в документах
Ошибки, допущенные в документах при оформлении сделки при купле-продаже автомобиля, могут стать причиной для отказа в регистрации. Новый собственник и прежний владелец обязательно должны быть вписаны в ПТС с полными паспортными данными. Кроме того, важно обратить внимание на подписи. Расписаться в паспорте транспортного средства должен не только новый владелец, но и бывший собственник, продающий машину. Если же покупка автомобиля осуществляется у юридического лица, то в ПТС обязательно должна стоять печать организации.
Зачастую в суматохе продавец забывает про подпись, или покупатель решает сэкономить время и заполнить ПТС дома самостоятельно после покупки и упускает подобные важные нюансы. Дальше такие незначительные помарки могут вылиться в реальный отказ от регистрационных действий. Поэтому при совершении сделки и заполнении документов лучше сразу на месте и очень внимательно заполнять все графы в документах.
8. Значительные повреждения лобового стекла и тонировка
Помехой для регистрации автомобиля могут стать повреждения лобового стекла, которые перекрывают обзор водителю. В этом случае в отказе при постановке на учет можно практически не сомневаться. Лучше если автомобиль с пробегом, который вы рассматриваете для покупки, будет уже с замененным ветровым стеклом.
Другая частая причина в ограничении регистрационных действий — тонировка. Согласно правилам дорожного движения, тонировать можно лишь задние боковые и обзорное стекло. Наличие тонировки не передних боковых и ветровом стеклах сразу же говорит о несоответствии транспортного средства техническому регламенту и автоматически становится причиной для отказа в регистрации машины и постановке на учет.
9. Утилизация
Достаточно редкая причина ограничения на регистрационные действия — это утилизация автомобиля. Дело в том, что даже после оформленной утилизации некоторые машины продолжают не только ездить, но и продаваться.
Дело в том, что до 2020 года при снятии автомобиля с учета для утилизации владелец мог сделать отметку в заявлении о том, что самостоятельно сдаст машину на переработку. После чего он мог передумать утилизировать автомобиль и даже выставить машину на продажу. Такой автомобиль по базам ГИБДД и документам мог числиться утилизированным, а по факту продолжать ездить по дорогам общего пользования.
С того же 2020-го года снять автомобиль с учета можно только после предъявления справки об утилизации. Но риск купить утилизированную машину все же остается.
Водителям в РФ объяснили, почему ГИБДД может отказать в регистрации автомобиля
Покупка автомобиля с пробегом – это всегда определенный риск. Он может быть связан как с техническим состоянием машины, так рядом различных обременений, которые препятствуют постановке транспортного средства на учет. Специалисты издания «Аргументы и Факты» рассказали, по каким причинам в ГИБДД могут отказать в регистрации автомобиля.
Первая причина — это неполный пакет документов. Необходимый список должен включать: договор купли-продажи, паспорт транспортного средства (ПТС), полис ОСАГО, свидетельство транспортного средства (СТС) на прежнего собственника, паспорт гражданина, купившего автомобиль, и квитанцию об оплате госпошлины.
Кроме того, специалисты отмечают, что при составлении документов важно проверить все данные, как участников сделки, так и данные по транспортному средству. Также нельзя забывать и о подписях, так как их тсутствие — это повод не только для отказа в регистрации, но и для расторжения сделки в суде.
Вторая причина из-за которой могут отказать в регистрации автомобиля — ограничения банков и ГИБДД. Ограничения ГИБДД на регистрационные действия встречаются довольно часто, они появляются, если прежний собственник систематически нарушал правила дорожного движения или не оплачивал штрафы. Кроме того, проблемы с регистрацией транспортного средства возникают из-за числящихся за прежним владельцем долгов, в том числе по алиментам и кредитам. Новый собственник не сможет зарегистрировать автомобиль, пока прежний собственник не решит эти проблемы. К слову, проверить транспортное средство на ограничения можно на официальном сайте ГИБДД.
Самая опасная ситуация — если на автомобиль наложено банковское обременение на продажу. Это касается кредитных машин. После того, как в банк перестают поступать платежи, кредитная организация обращается в суд, после чего сделка расторгается и регистрация аннулируется.
Еще одна причина касается утилизированных машин. Бывает и такое, что при обращении в регистрационный отдел ГИБДД вдруг выясняется, что приобретенного автомобиля юридически не существует, он числится как утилизированный. Прежний владелец снял его с учета, получил сертификат и использовал его для оплаты покупки новой машины по государственной программе. По закону такие машины должны разбираться, но встречаются случаи, когда их умудряются перепродать.
Четвертая причина для отказа в регистрации автомобиля — перебитый VIN-номер и криминальное прошлое транспортного средства. Практически нерешаемые проблемы при регистрации могут возникнуть на площадке осмотра ГИБДД. Иногда попадаются автомобили, числящиеся в угоне или с измененными, перебитыми номерами кузова или двигателя. Если сотрудник ГИБДД заподозрит наличие изменений в цифрах штампа, то сделку регистрировать не будут. Автомобиль попадет под юрисдикцию уголовного розыска, а новому владельцу придется хранить его до окончания расследования.
Наконец, отказать в регистрации могут и при наличии конструктивных изменений в автомобиле, не предусмотренных производителем. Разнообразные фаркопы, багажники на крышу, лебедки, проставки в подвеску, нестандартные пружины и прочие навесные элементы должны иметь сертификат производителя и разрешения ГИБДД.
Подобная практика касается и «тотальных» машин, которые признаны страховыми компаниями невосстановимыми. Их продают на запчасти на аукционах. Но бывает и такое, что эти разбитые автомобили выкупают мастерские, которые вытягивают кузовные панели, восстанавливают технику и далее отправляют автомобиль на вторичный рынок. Однако этот ремонт незаконен и влечет за собой отказ в регистрации транспортного средства.
Ранее эксперты портала «Автовзгляд» рассказали о трех ошибках водителей, которые могут «убить» силовой агрегат в летний период. Первая из этих ошибок — это отказ от весеннего ТО.