Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок списания раходов на ГСМ

Порядок списания ГСМ в бюджетных учреждениях

Учет ГСМ в бюджетном учреждении — это порядок действий и операций по закупке, расходу, списанию и хранению топлива на основании первичных документов. Используется обособленный счет 010503000.

Учет горюче-смазочных материалов

Горюче-смазочные материалы — это топливо (бензин, дизтопливо, керосин и т.д.) и различные жидкости и масла, применяемые для работы двигателей и механизмов. Как определено в приказе Минфина России от 29.11.2017 № 209н (ред. от 29.09.2020), это расходные материалы, которые полностью вырабатываются и подлежат постоянному списанию. В бухучете они относятся к материально-производственным запасам, учет ГСМ в федеральном учреждении или бюджетной организации имеет ряд особенностей и отличий от учета в коммерческих организациях. Это связано с особым порядком приобретения и списания ТМЦ и специальным планом счетов, действующим для бюджетников.

Для учета ГСМ обязательно применяются первичные документы, которые составляют бухгалтеры, механики, водители, кладовщики и другие уполномоченные лица:

  • путевые листы;
  • ведомости;
  • акты списания;
  • товарно-транспортные накладные.

Бюджетные и казенные учреждения учитывают топливо, масла и другие жидкости на обособленном счете 010503000 «Горюче-смазочные материалы». Горюче-смазочные материалы принимают к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. Порядок определения затрат, включаемых в фактическую стоимость материальных запасов, и учет ГСМ в казенном учреждении установлены п. 52 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 14.09.2020). Этим же приказом утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений.

В зависимости от направлений использования горюче-смазочных материалов (транспортное обеспечение, отопление, работа производственных механизмов) предусмотрен их раздельный учет. Все расходы на ГСМ в казенных учреждениях учитываются по установленным нормативам. Порядок действий прописывают в учетной политике.

Закупка ГСМ в бюджетном учреждении

Для того чтобы учесть топливо, масло или смазку, их необходимо приобрести. Бюджетные учреждения приобретают ГСМ:

  • за наличный расчет через подотчетных лиц;
  • за безналичный расчет с учетом требований № 44-ФЗ.

Применение норм Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 01.07.2021) допускается только при приобретении ГСМ за счёт собственных средств или грантов и при условии утверждения специального положения по закупкам.

Для того чтобы организация или учреждение могли закупить топливо и масла, у них на балансе необязательно должны находиться транспортные средства или иные механизмы, для работы которых требуется топливо или иные жидкости. Закупка допускается для отопления помещений и других нужд.

Для удобства учреждение или организация вправе приобрести не само топливо, а талоны или топливные карты на его получение. В этом случае осуществляется учет ГСМ по талонам в казенном учреждении или бюджетной организации. Талон или топливная карта являются эквивалентом определенного количества топлива, но отличаются по типу учета. Талон — это денежный документ, который учитывается и выдается в кассе, так как имеет номинальную стоимость. Топливная карта не имеет номинальной стоимости, ее разрешается пополнять по мере надобности, поскольку не приравнивают к денежным средствам и не учитывают на счете 020135000.

При отпуске топлива по картам или талонам поставщик регулярно выставляет единую накладную или счет-фактуру за определенные периоды времени — раз в неделю или раз в месяц, в которой суммирует отпущенные ГСМ. На основании этого документа осуществляется оприходование материальных ценностей. Водители предоставляют документы, подтверждающие получение топлива, — чеки электронного терминала. После оприходования полученных объемов происходит списание ГСМ в бюджетной организации на основании путевых листов или актов, составленных о расходовании материалов на определенные цели.

Применение КОСГУ и КВР в бухучете

Бюджетники учитывают материальные ценности, к которым относятся и горюче-смазочные материалы, на основании:

Кроме счетов бухучета, используются коды КОСГУ и КВР. При закупках ГСМ в бюджетной бухгалтерии увеличение стоимости отражается по КОСГУ 343 и применяется КВР в зависимости от типа операции:

  • 221 — обеспечение топливом в рамках гособоронзаказа;
  • 244 — прочая закупка товаров, работ и услуг.

Распределение по КВР и КОСГУ осуществляется по инструкции — в позициях 1517 к счету 010533 применяются коды 221 или 244 в зависимости от источника средств на приобретение.

Нормы расхода горюче-смазочных материалов

Списывать горюче-смазочные материалы бюджетникам разрешено по нормам, утвержденным в распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Они устанавливаются для каждого вида расходного материала и для каждого транспортного средства и механизма отдельно. На основании данных Минтранса составляется собственное Положение о нормировании ГСМ, которое утверждает приказом руководитель.

Для транспортных средств используются путевые листы, в которых указывают фактический и нормативный расход. Если фактический расход превышает нормативный, то учитывают установленную норму. Если он меньше, то списывают по фактическому расходу.

Проводимая регулярно инвентаризация ГСМ в бюджетных учреждениях в случае постоянного превышения фактического расхода над нормативным выявит недостачу. Ее спишут на виновных, если они будут найдены, или руководитель примет решение об источнике покрытия ущерба.

Списание горюче-смазочных материалов

Бухгалтеры списывают израсходованные ГСМ на основании документов — путевых листов, ведомостей или актов, составленных уполномоченными лицами. Как часто происходит эта операция, определяет порядок списания ГСМ в бюджетных учреждениях, установленный в учетной политике. В небольших организациях, в которых нет автопарка и расход топливных материалов небольшой, удобно делать это ежемесячно. Вот так выглядят основные проводки:

ДебетКредитСуть операции
040120272010533443Списание на текущие расходы
0109хх272, где «хх» нужный код010533443Списание на себестоимость

При составлении бухгалтерской отчетности осуществляется проверка списания ГСМ в бюджетных учреждениях за весь период и при необходимости делаются корректировки.

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года

Как производится списание ГСМ без путевых листов

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. В каких случаях путевой лист не нужен
  2. Нюансы и проблемы
  3. Расчет затрат
  4. Приказ на списание
  5. Тезисно

Списание ГСМ в затраты невозможно без их документального подтверждения. Основным документом, выполняющим эту функцию, считается путевой лист, однако он не является единственным способом зафиксировать понесенные затраты в учете. Организации, не являющиеся транспортными, могут использовать иные документы, соответствующие требованиям ФЗ-402 «О бухучете». О том, в каких случаях возможен учет ГСМ БЕЗ путевых листов и как это сделать правильно, публикуем ниже.

В каких случаях путевой лист не нужен

Бензин и другие ГСМ могут использоваться не только для транспортных нужд. Например, организация использует газонокосилку для ухода за территорией. Агрегат заправляется бензином. Очевидно, что использование путевого листа для подтверждения его расхода здесь лишено смысла. В подобных случаях пользуются технической документацией на агрегат, где указаны нормы расхода бензина за час работы, масел (обычно указывается на литр расхода топлива).

Другой вариант — опытным путем в присутствии комиссии устанавливают, сколько фактически сжигается ГСМ за единицу времени. Эти показатели и расчеты вносят в локальный НА, к примеру «Показатели работы газонокосилки». Если обрабатывается одна и та же территория, то ее площадь известна и можно определить количество времени, необходимое для покоса, расход бензина.

После выполнения работы на основании заказа-наряда или иного подтверждающего документа составляется акт на списание ГСМ. В нем указываются площадь скошенного участка, время работы агрегата, наименование и количество израсходованного бензина, его цена и стоимость, отнесенная в расходы. В акт вносится информация о том, что установленные нормы расхода ГСМ не превышены, расходы обоснованы и бензин подлежит списанию. Документ подписывается членами комиссии и заверяется руководителем.

Организации, не занимающиеся перевозками, но имеющие служебный, производственный транспорт, могут обходиться в учетной работе без путевых листов (Минфин, документ №03-03-06/1/354 от 16/06/11):

  1. При использовании системы ГЛОНАСС или иных подобных систем контроля. ПО позволяет делать распечатки – отчеты, отражающие все показатели движения машины.
  2. Если маршрут движения не меняется, например, автомобиль предназначен для ежедневного развоза работников. Число поездок, километраж, расход бензина будет постоянным, следовательно, можно применять списание по утвержденным нормам расхода ГСМ. Организация может разработать форму документа, контролирующего поездки и расход бензина, в течение месяца, самостоятельно.

Списание ГСМ осуществляется на основании этих документов актом на списание.

Кстати говоря! Перевозчики могут использовать тахографы, ГЛОНАСС, системы GPS как вспомогательный инструмент контроля расхода горючего.

Нюансы и проблемы

Отказ от использования путевых листов для подтверждения расходов по ГСМ воспринимается неоднозначно контролирующими органами и судьями. Минфин в письме №03-03-06/1/354 допускает такую возможность, оговаривает, что документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Порядок оформления первички по расходу ГСМ Минфин не устанавливает. Обязательные реквизиты документов содержит ФЗ-402 «О бухучете». Любой документ, соответствующий его требованиям и утвержденный в учетной политике (ПБУ1/2008 п.4), может использоваться для подтверждения расходов. Из этого следует, что акты на списание ГСМ и документы, подтверждающие работу нетранспортных агрегатов на бензине, являются достаточным основанием для списания, если они правильно оформлены и утверждены в организации как рабочие.

Что касается перевозок, то мнения судей различны. Так, ФАС ЗСО в постановлении №Ф04-2219/11 по делу №А27-10300/2010 от 17/05/11 г. делает вывод, что путевые листы для подтверждения расходов необходимы в любом случае, поскольку эти документы свидетельствуют о работе автомобиля фактически в производственных целях.

В то же время ФАС СЗО в постановлении №Ф07-2241/12 по делу №А42-3168/2011 от 12/04/12 г. говорится: путевой лист – не единственный документ, подтверждающий, что расходы на ГСМ экономически обоснованы. Поддерживает эту позицию и постановление 9-го ААС №09АП-12355/12 от 9/06/12 г. Организации, основной вид деятельности которых не относится к перевозкам, могут обойтись в своей работе без путевых листов, как унифицированных, так и самостоятельно разработанных.

Организация, не применяющая путевые листы, может столкнуться с необходимостью доказывать свою правоту контролирующим и судебным органам, особенно по вопросу включения топливных затрат в расчеты по налогу на прибыль.

Расчет затрат

Расчет стоимости израсходованного бензина без путевых листов, как указано выше, можно делать по факту расхода (на основе данных системы контроля, содержащихся в отчетах), либо по нормативу расхода, если маршрут движения автомобиля постоянен, либо используется агрегат, заправляемый ГСМ. Показатели расхода расцениваются наиболее часто по средней стоимости единицы топлива. Она исчисляется как сумма двух стоимостных показателей – остатка топлива и прихода за месяц, разделенная на сумму остатка и прихода того же топлива в литрах.

Пример: ООО «Рассвет» по данным БУ имеет сальдо по бензину определенной марки 25 л, по цене 41 руб. Приход текущего месяца составил 120 л по цене 39 руб.

Стоимость единицы бензина равна:

  • 25 * 41 = 1025,00 руб.
  • 120 * 39 = 4680,00 руб.
  • 1025 + 4680 = 5705,00 руб.
  • 25 + 120 = 145 л.
  • 5705 / 145 = 39,34 руб.

Умножая стоимость единицы на фактически определенный системой контроля расход топлива, получим затраты.

Не представляют сложности и расчеты расхода ГСМ на работу агрегатов, о них подробно говорилось выше. Рассмотрим на примере учет ГСМ без путевок по нормативам, если речь идет о постоянных маршрутах. Нормы и формулы расчета, принятые Минтрансом как рекомендательные (документ АМ-23-Р от 14/03/08 г.), можно использовать в данном случае.

Пусть условно перевозки осуществляются автобусом, базовая норма расхода бензина по которому определена 15,2 л на 100 км. Автомобиль, проезжая по одному и тому же маршруту, увеличивает пробег на 50 км. Применим формулу из р.2 п. 8 норм Минтранса АМ-23-Р: Qн = 0,01 * Hs * S * (1 + 0,01 x D) + Hот * T.

Кроме нормы расхода на 100 км (Hs) и пробега (S), формула учитывает работу независимого отопителя (Hот – норма расхода топлива в час, Т-время его работы) и поправочный коэффициент D, как правило, в виде надбавки расхода топлива в зимний период. Рекомендуемые показатели, относящиеся к зимнему времени, содержатся в приложениях к документу Минтранса. В приведенном расчете они не применяются. Qн = 0,01 * 15,2 * 50 * (1 + 0,01) = 0,01 * 15,2 * 50 * 1,01= 0,01 * 760 * 1,01= 7,6*1,01= 7,68 л.

Расценим использованное топливо по средней стоимости и включим в затраты: 7,68 * 39,34 = 302,13 руб. Автобус перевозит работников основного производства, проводка: Дт 20 Кт 10/3 (субсчет «Топливо») 302,13 руб.

Можно разработать собственные нормы расхода топлива по результатам контрольных замеров членами созданной для этой цели комиссии и применять их в расчетах.

Приказ на списание

Приказ на списание ГСМ издается с учетом методики списания, принятой в организации. Если принято решение отказаться от путевых листов, в документе нужно в первую очередь отразить этот факт. Приведем образец приказа, отражающий применение технических средств контроля работы автомобиля, о которых шла речь выше.

Об установлении порядка расчета объемов расходования ГСМ

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. С 01.06.2019 рассчитывать объемы расходования ГСМ по фактическим показателям, с использованием технических средств, указанных в приложении к приказу.
2. В случае технических сбоев и поломок расчет производить по нормам в соответствии с распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 №АМ-23-р, с учетом актуальных на момент использования документа поправок.
3. Инженерной службе обеспечивать мониторинг и своевременный ремонт технических средств контроля.
4. Заместителю руководителя по хозяйственной части обеспечивать контроль использования ГСМ по нормам в случае сбоев и поломок технических средств контроля.

Директор ООО «Рассвет» Красногоров М. П.

С приказом ознакомлены:

главный инженер Мартынов А.А.
заместитель директора по хозчасти Кривицкий О.И.
главный бухгалтер Михалкова Т.В.

Порядок списания ГСМ по путевым листам на примере

Что такое ГСМ

ГСМ — это общепринятое сокращенное название группы горюче-смазочных материалов. К ним принадлежат:

  • различные виды топлива (дизель, бензин, газ);
  • спецжидкости для автотранспортных средств (тормозные, охлаждающие);
  • масла и смазки (масла для мотора, трансмиссий, различные смазки и т. д.).

ГСМ могут использоваться как специализированными транспортными предприятиями, так и обычными компаниями, у которых имеются автотранспортные средства, используемые для различных нужд.

Как списывать ГСМ по путевым листам

Путевой лист (ПЛ) — это документ первичного учета, который отражает пробег автотранспорта. С его помощью можно рассчитать расход топливных материалов.

Специализированные транспортные организации, которые используют автотранспорт для осуществления основных видов деятельности, обязаны использовать ПЛ с теми реквизитами, которые прописаны в приказе Минтранса России «О порядке заполнения ПЛ» от 18.09.2008 № 152.

Внимание! В приказ №152 внесены изменения и с 01 марта 2019 путевые листы заполняйте по новому. Подробнее мы рассказывали здесь.

Предприятия, для которых применение автотранспорта не является главным видом деятельности, могут самостоятельно разработать форму ПЛ и закрепить его в своей учетной политике. Однако при этом важно не забывать о нормах закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. И все же чаще всего предприятия предпочитают использовать бланк ПЛ из постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Образец заполнения путевого листа см. здесь.

Каждый ПЛ обязательно должен быть отмечен в специальном регистрационном журнале. На практике нередко возникает вопрос, с какой регулярностью нужно оформлять ПЛ. В п. 10 приказа 152 указано, что ПЛ может быть составлен на 1 день либо на срок не более 1 месяца.

Специализированным транспортным предприятиям рекомендуется составлять ПЛ ежедневно с целью подтверждения своих расходов и учета отработанного водителями времени. Исключением является тот случай, когда водитель был отправлен в командировку на срок, превышающий 1 день (смену).

Компании, которые применяют автотранспорт для своих нужд и не являются специализированными, могут оформлять ПЛ по мере необходимости, например 1 раз в 2 недели или 1 раз в месяц (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 № А56-10236/2007).

Минфин отмечает, что ПЛ должны оформляться с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было с уверенностью судить о необходимости затраченных ГСМ и учете отработанного водителями времени (письма Минфина РФ от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, от 16.03.2009 № 03-03-04/2/77).

Правила списания ГСМ по путевым листам

Порядок списания ГСМ по путевым листам предполагает 2 метода списания: по нормативу либо по факту. Для того чтобы разобраться, когда и какой способ использовать, обратимся к самой форме ПЛ.

Предположим, что предприятие пользуется ПЛ из постановления 78. Бланки данного документа содержат графу для указания расхода топлива. Колонки этой графы отражают, сколько топлива было в баке при выезде машины, сколько выдано и сколько осталось в баке при возвращении автотранспорта. В этом случае можно рассчитать фактический расход горючего по ПЛ. Неспециализированные транспортные предприятия при самостоятельной разработке своего ПЛ тоже могут включить в документ эти графы. Тогда при фактическом расчете затраченного ГСМ не возникнет трудностей.

Во II разделе приказа 152 в качестве обязательных реквизитов не указано отражение оборотов по движению топливных ресурсов. При этом в п. 6 данного документа можно увидеть требование об указании показаний одометра при выезде и въезде обратно транспортного средства, то есть пробег в километрах.

Как списывать ГСМ по путевым листам в случаях, когда в ПЛ не указаны обороты по топливу? Можно воспользоваться списанием ГСМ по нормативу — правила такого списания приведены в распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Документ содержит нормативные затраты топлива для различных марок авто и порядок расчета затрат топлива согласно пройденному автотранспортом расстоянию.

Получившиеся данные являются основанием для отражения затраченных ГСМ в бухучете. Для целей налогового учета можно использовать как тот, так и другой способ. В НК РФ напрямую не прописано, что расходы ГСМ принимаются к налоговому учету только по фактически произведенным затратам.

Порядок списания ГСМ в бухучете

Бухучет ГСМ, как и других МПЗ, производится по фактической стоимости (ПБУ 5/01).

Бухучет ГСМ осуществляется при помощи синтетического счета 10 с применением субсчета 3 «Топливо». Поступление ГСМ отражают по дебету данного счета. Списание ГСМ по путевым листам осуществляют по кредиту счета.

Способы определения стоимости ГСМ при их списании в бухучете вы можете увидеть на нашем рисунке.

Важно! Метод списания по себестоимости каждой единицы в отношении ГСМ не применяется.

Самый распространенный и простой способ списания, применяемый бухгалтерами, — по средней стоимости. Средняя стоимость рассчитывается следующим образом:

СС = (Сост + Спост) / (Кост + Кпост),

СС — средняя стоимость;

Сост — остатки ГСМ на складе в стоимостном выражении;

Спост — поступление ГСМ в стоимостной оценке;

Кост — остатки ГСМ на складе в натуральном выражении;

Кпост — количество поступивших ГСМ в натуральном выражении.

Используемую на предприятии методику необходимо прописать в учетной политике.

Расчет путевых листов по списанию ГСМ

Рассмотрим практический пример расчета путевых листов по списанию ГСМ.

В августе 2019 года ООО «Зарница плюс» приобретено 200 л бензина на общую сумму 8000 руб. с учетом НДС. При этом по состоянию на 01.08.2019 в остатках числилось 80 л бензина по цене 38 руб. за литр. Бензином был заправлен автомобиль ВАЗ-21214-20 «Шевроле-Нива». Данный автомобиль применяется для служебных поездок сотрудников бухгалтерии «Зарница плюс». Учетной политикой на предприятии принят способ учета ГСМ по средней стоимости.

Предприятие ведет деятельность на территории Челябинской области.

Определим среднюю стоимость списания ГСМ в марте и рассчитаем расход топлива в текущем месяце двумя способами: по факту и по нормативу.

Порядок списания раходов на ГСМ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Можно ли списывать затраты на ГСМ не по фактическим показаниям, а по нормативу?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
С учетом сложившейся практики, в настоящее время организация может как руководствоваться нормами, определенные Минтрансом России, так и разработать свои или учитывать расходы на ГСМ в размере фактических затрат.
Решение о том, будет ли нормироваться стоимость ГСМ в налоговом учете или нет, и если да, то каким способом, целесообразно зафиксировать в учетной политике для целей налогового учета, придерживаясь принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.

Обоснование позиции:
Для целей налогообложения прибыли в соответствии с главой 25 НК РФ в расходы на приобретение ГСМ (любые виды топлива, а также масла и смазки) могут учитываться одним из способов:
— в составе материальных расходов (на основании пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ);
— в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Также данным подпунктом установлено, что расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов учитываются в пределах норм, установленных Правительством РФ.
Таким образом, НК РФ не предусмотрены нормы для расходов на ГСМ, нормируются только расходы на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92.
Для указанных расходов также не установлены особенные правила определения их обоснованности, действуют общие правила ст. 252 НК РФ, т.е. расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Несмотря на вышеуказанные положения, ранее Минфин России придерживался такой позиции, что налогоплательщик обязан учитывать расходы на приобретение ГСМ в пределах установленных норм (письмо Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57), а в отношении автомобилей, для которых нормы не утверждены, налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письмо Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15).
При этом ведомство ссылалось на базовые нормы расхода ГСМ, установленные Методическими рекомендациями (далее — Рекомендации), введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
Такая ситуация сложилась в связи с тем, что в Рекомендациях указано, что они предназначены, кроме прочего, «для расчетов по налогообложению предприятий». Рекомендации были разосланы ФНС России письмом от 15.04.2008 N СК-6-5/281 нижестоящим налоговым органам для руководства в работе.
Уже с 2013 года ведомство стало изменять позицию и говорить о том, что учет норм это право, а не обязанность налогоплательщика (письма Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875).
В более поздних письмах Минфина России от 26.09.2019 N 03-03-07/74189, от 27.11.2019 N 03-03-07/92049, от 22.03.2019 N 03-03-07/19283 также разъясняется, что налогоплательщики вправе, но не обязаны использовать указанные нормы, а также что НК РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов (письмо Минфина России от 27.11.2019 N 03-03-07/92049).
В определении ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08 и ряде постановлений ФАС различных округов судьи также указывали, что рассматриваемые рекомендации не носят обязательного характера, и при исчислении налогооблагаемой прибыли налогоплательщики вправе учитывать расходы на приобретение ГСМ в полном объеме.
Таким образом организация может руководствоваться нормами, определенными Минтрансом России, а для транспортных средств, которых нет в указанном акте, разработать и утвердить свои, исходя из технической документации или исходя из ответа на запрос в адрес завода-изготовителя или специализированного учреждения (первый вариант).
Если организация превышает данные нормы (например, автотранспорт серьезно изношен), то возможно разработать и утвердить свои повышенные нормы расхода, обосновав их, например, заключением станции технического обслуживания, актом контрольного замера расхода ГСМ, на предприятии может быть создана комиссия, которая опытным путем установит расход топлива для каждой единицы автотранспорта и зафиксирует его в соответствующем акте (второй вариант).
По мнению Минфина России, нормирование подтверждает экономическую обоснованность расходов (письма Минфина России от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12 может подтверждать и от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57 подтверждает).
Либо организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат (третий вариант), при этом необходимо регулярно отслеживать мнение контролирующих органов.
Решение о том, будет ли нормироваться стоимость ГСМ в налоговом учете или нет, и если да, то каким способом, целесообразно зафиксировать в учетной политике для целей налогового учета, учитывая положения ст. 313 НК РФ о том, что система налогового учета организуется налогоплательщиком исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому, и порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;
— Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов;
— Энциклопедия решений. Расходы на содержание служебного транспорта (в целях налогообложения прибыли);
— Вопрос: Организация приобрела новый автомобиль Audi A6 C7 S tronic quattro 2.0. Модель двигателя — CYP 006065. Число и расположение цилиндров в соответствии с техническими характеристиками автомобиля — 4L, мощность двигателя — 249 л.с. Какова норма расхода топлива у этого автомобиля (для целей налогообложения)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2015 г.)
— Автотранспорт на предприятии: учет и налоги (А.В. Анищенко, журнал «Библиотечка «Российской газеты», выпуск 6, март 2019 г.);
— Крутякова Т.Л. Расходы в бухгалтерском и налоговом учёте (издание третье, перераб. и доп.). — «Издательство АйСи», 2019 г.;
Какие действия помогут вам грамотно списывать стоимость ГСМ (Г. Сазонова, «Упрощенка», N 6, июнь 2013 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Артюхина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

7 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Общие принципы профилактики производственного травматизма
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector