Положение о наставничестве в образовательной организации
Наставничество
В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов “Современная школа”, “Успех каждого ребенка”, “Молодые профессионалы” национального проекта “Образование”. Внедрение Целевой модели наставничества будет осуществляться в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования.
Региональным наставническим центром определен Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области. Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области определено ответственным уполномоченным органом государственной власти по внедрению и реализации на территории Нижегородской области Целевой модели наставничества.
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Нижегородской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Распоряжения Губернатора Нижегородской области № 459-р от 24.03.2020 г., приказа министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области № 316-01-63-915/20 от 20.05.2020 г. «О внедрении методологии (Целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную общеобразовательным, дополнительным программам среднего профессионального образования», а также в целях реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»(скачать)
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися(скачать)
- Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 11.06.2020 № 316-01-63-997/20 «Об утверждении списков общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, государственных профессиональных образовательных организаций, являющихся участниками внедрения целевой модели наставничества»(скачать)
- Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 20.05.2020 № 316-01-63-915/20 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования» (скачать)
- Рекомендации по реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в образовательных организациях (скачать)
Приказ по внедрению типовой модели наставничества департамента образования администрации г. Нижнего Новгорода от 21.05.2020 №277 « О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся»
Приказ управления образования администрации Ленинского района г.Н.Новгорода от 19.08.2020 №104 «О внедрении в работу образовательных организаций Ленинского района города Нижнего Новгорода методологии (целевой модели) наставничества»
Положение о наставничестве
Положение о наставничестве
1. Общие положения.
1.1. Школьное наставничество — разновидность индивидуальной воспитательной
работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на
должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник — опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист — начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования и науки РФ, ДО г. Москвы и СЗОУО ДО г. Москвы, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
3. Организационные основы наставничества.
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебной работе и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.
3.3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения, согласовываются с заместителем директора по учебной работе и утверждаются на заседании Методического объединения.
3.5 Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
3.6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
- впервые принятыми учителями ( специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение;
- выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
- учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе ( по определенной тематике).
3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу подшефного или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
3.9. По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления — Совет наставников.
4. Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
- вводить в должность ( знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести журнал работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Права наставника:
- с согласия заместителя директора по УВР ( руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы;
- требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.
6. Обязанности молодого специалиста.
6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора школы.
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
7. Права молодого специалиста.
Молодой специалист имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
- повышать квалификацию удобным для себя способом.
8. Руководство работой наставника.
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебной работе.
8.2. Заместитель директора по УВР обязан:
- представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
- посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
- определить меры поощрения наставников.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.
Руководитель методического объединения обязан:
- рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
- провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
- осуществлять систематический контроль работы наставника;
- заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю директора по УР.
9. Документы, регламентирующие наставничество.
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ директора школы об организации наставничества;
- планы работы педагогического совета и методических объединений;
- протоколы заседаний педагогического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;
- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.
Положение о наставничестве в образовательной организации
от 9 июля 2020 года N 695
Об утверждении Положения о наставничестве на территории Брянской области
В связи с утверждением методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 года N Р-145),
1. Признать утратившим силу приказ департамента образования и науки Брянской области от 03.07.2019 N 1001 «Об утверждении Типового положения о наставничестве в профессиональном образовательном учреждении».
2. Утвердить Положение о наставничестве на территории Брянской области (далее — Положение) (Приложение N 1).
3. Начальникам отделов довести Положение до руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования.
4. Отделу профессионального образования и науки Брянской области осуществлять контроль за реализацией целевой модели наставничества на территории Брянской области.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя директора департамента образования и науки Брянской области С.А.Никольского.
Директор департамента образования
и науки Брянской области
Е.В.Егорова
Приложение N 1
к приказу департамента образования
и науки Брянской области
от 09.07.2020 N 695
ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
1. Общие положения
1.2. Настоящее положение регулирует порядок организации педагогического и других видов наставничества (формы выбираются индивидуально образовательной организацией) в соответствии с современной целевой моделью наставничества в образовательных организациях.
1.3. Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставничество — социальный институт, осуществляющий передачу и ускорение профессионального опыта, эффективная форма профессиональной адаптации, способствующей повышению престижа педагогической профессии и закреплению педагогических кадров. Это форма преемственности поколений и педагогического воздействия на обучающихся на всех ступенях обучения.
Метакомпетенции — способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
1.4. Формы наставничества — способ реализации целевой модели наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Целевая модель наставничества — система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях (Приложение 1).
В методологии выделяется пять крупных форм наставничества:
«ученик-ученик (студент-студент)», «учитель-учитель (преподаватель-преподаватель)», «студент-ученик», «работодатель-ученик», «работодатель-студент» (Приложение 2).
Каждая из форм наставничества предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения и профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов наставляемого, наставника и образовательного учреждения.
В зависимости от форм наставничества наставничество может быть установлено над следующими категориями участников образовательного процесса:
— молодыми специалистам — педагогическими работниками, поступившими на работу в год окончания ими обучения в образовательных организациях высшего или среднего профессионального образования;
— педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности или имеющими трудовой стаж менее 3 лет;
— другими педагогическими работниками, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
— студентами высших и средних профессиональных образовательных организаций;
— обучающихся образовательной организации.
Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
1.5. Наставник — это опытный преподаватель, студент, обучающийся, работодатель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом в различных областях.
2. Цель, виды и задачи наставничества
2.1. Цели наставничества зависят от его выбранной формы и модели.
2.2. Общие задачи и функции наставника:
— Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
— Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого.
— Наставнические отношения формируются в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
— Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.
— Наставник предлагает свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого и указывает на риски и противоречия.
— Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
— Наставник помогает наставляемому развить прикладные навыки, умения и компетенции.
— Наставник по возможности оказывает наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его.
— Наставник по согласованию с куратором может проводить дополнительные (в т.ч. выездные) мероприятия, направленные как на достижение цели наставнического взаимодействия, так и на укрепление взаимоотношений с наставляемым.
— Наставник соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за допустимые рамки субординации и не разглашает информацию, которую передает ему наставляемый.
— Наставник может быть инициатором завершения программы, но перед этим обязан приложить все усилия по сохранению доброкачественных наставнических отношений.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Наставничество закрепляется приказом руководителя образовательного учреждения, с указанием срока наставничества.
3.2. Временные рамки наставничества определяются образовательным учреждением в зависимости от выбранной формы наставничества и целей наставничества.
3.3. Наставник утверждается на заседании научно-методического (педагогического) совета образовательной организации по критериям, соответствующим форме наставничества.
3.4. Наставник может сопровождать одновременно несколько наставляемых.
3.5. Назначение и замена (завершение полномочий) наставника производится приказом руководителя наставничества в случаях:
— на основании личного заявления наставляемого или наставника;
— длительного отсутствия наставника по причине болезни, ухода за ребенком, ухода за нетрудоспособным членом семьи, длительного отпуска;
— сроком до одного года, командировки, обучения и иным причинам;
— перехода в другую образовательную организацию наставника или наставляемого;
— привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
— психологической несовместимости наставника и наставляемого.
3.6. Директор образовательного учреждения поощряет наставников, добросовестно исполняющих свои функции, в соответствии с утвержденными локальными актами.
4. Обязанности наставника
4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, нормативных правовых и иных актов, определяющих права и обязанности наставляемого.
4.2. Находиться в постоянном взаимодействии со всеми структурами образовательной организации, осуществляющими работу с категориями наставляемых.
4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия.
4.4. Представлять отчет о реализации наставничества (временные рамки устанавливает образовательная организация).
4.5. Наставник обязан разработать «дорожную карту» реализации наставничества (схему «дорожной карты» утверждает образовательная организация) или программу наставничества.
5. Права наставника
5.1. Привлекать с согласия курирующего заместителя руководителя других работников образовательного учреждения для оказания помощи наставляемому.
5.2. Самостоятельно выбирать и применять методы и приемы работы с наставляемым.
5.3. Отслеживать промежуточные результаты наставничества по отчетам наставляемого как в устной, так и в письменной форме.
6. Обязанности наставляемого
6.2. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, опыта, правильно строить свои взаимоотношения с ним, выполнять совместный план работы.
6.3. Выполнять положения «дорожной карты» в сроки, определенные локальным актом и приказом директора по образовательному учреждению.
6.4. Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6.5. Своевременно отчитываться о выполнении положений «дорожной карты».
7. Права наставляемого
7. Вносить на рассмотрение курирующего заместителя директора или методиста (куратора) предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
7.2. Защищать свои профессиональные и личные честь и достоинство.
7.3. Знакомиться с документами, содержащими оценку его деятельности, давать по ним объяснения.
8. Руководство наставничеством
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора и методиста (или куратора программы наставничества), курирующего соответствующее направление деятельности.
Куратор — сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
8.2. Заместитель директора (методист или куратор программы наставничества) обязан:
— представить пару(ы) наставник-наставляемый и объявить приказ об утверждении наставничества;
— создать необходимые условия для совместной деятельности наставляемого и наставника;
— посещать отдельные занятия (мероприятия), проводимые наставником и наставляемым;
Положение о наставничестве в образовательной организации
Директор МБОУ « Центр образования №11»
_______________ Е.В. Ляшова
Положение
о наставничестве в образовательной организации
Положение
о наставничестве в образовательной организации
Цели и задачи наставничества:
1.1. Целью наставничества является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.
1.2. Основными задачами наставничества являются:
— привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление их в образовательном учреждении;
— формирование у молодого учителя потребности в проектировании своего развития, в совершенствовании профессиональной компетентности
2. Организационные основы наставничества.
2.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
2.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной (методической) работе и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.
2.3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
2.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения, согласовываются с заместителем директора по методической работе и утверждаются на заседании Методического совета.
Основанием для утверждения наставника является выписка из заседания методического объединения, согласованная с заместителем директора по методической работе.
Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации Методического совета или школьной аттестационной комиссии приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на определенную должность.
3. Обязанности наставника:
Наставник обязан:
3.1. знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
3.2. разрабатывать и утверждать совместно с молодым специалистом индивидуальный план его обучения;
3.3. всесторонне изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к работе, коллективу;
3.4. оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
3.5. личным примерам развивать положительные качества молодого специалиста, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного профессионального кругозора.
3.6. разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, и оказывать необходимую помощь
4. Права наставника:
- с согласия заместителя директора по УВР (МР, руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников образовательной организации;
- требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.
5. Обязанности молодого специалиста.
5.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании ШМО и утверждается приказом директора ОО.
5.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
- изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителями методического объединения.
6. Права молодого специалиста.
Молодой специалист имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- повышать квалификацию удобным для себя способом;
7. Руководство работой наставника.
7.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора ОО по учебно-воспитательной (методической) работе.
7.2. Заместитель директора ОО по УВР (МР) обязан:
- представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
- посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении; определить меры поощрения наставников.
7.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут руководители методических объединений.
- Председатель методического объединения обязан:
- рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
- провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
- обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
- осуществлять систематический контроль работы наставника; заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю директора образовательной организации по УВР (МР).
8. Документы, регламентирующие наставничество.
8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ директора ОУ об организации наставничества;
- планы работы педагогического, научно-методического совета, Совета наставников, методических объединений;
- протоколы заседаний педагогического, научно-методического совета, Совета наставников, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;
- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству; переписка по вопросам деятельности наставников.
Электронное образование Республики Татарстан
- Главная
- Организации по районам
- г. Набережные Челны
- Детские сады
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников № 125 «Затейники»
- Основные сведения
- Документы
- Локальные акты.
- Положение о наставничестве.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников № 125 «Затейники»
Визитная карточка
Адрес: | 423800, республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Нур Баян, здание 3 |
Телефон: | +7(855)-249-33-86 |
E-Mail: | sad125-nch@yandex.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ «Детский сад №125 «Затейники» |
Руководитель: | Хуснетдинова Эльмира Галиулловна |
Год основания учреждения: | 2019 |
У нас учатся: | 220 |
У нас учат: | 25 |
Положение о наставничестве.
На педагогическом совете МБДОУ
«Детский сад №125 «Смешарики»
«Детский сад №125 «Смешарики»
Протокол № 1 от «02»_сентября 2019 г.
Председатель профсоюзного комитета
МБДОУ «Детский сад №125 «Смешарики»
Введено в действие приказом по
МБДОУ «Детский сад №125 «Смешарики»
№ _____ от «02»_сентября 2019 г.
о наставничестве МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития воспитанников №125 «Смешарики»
1.Общие положения
1.1.. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного воспитателя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, углублению и расширению имеющихся знаний в области дошкольной педагогики и методики преподавания.
1.2. Правовой основой института наставничества являются нормативные акты Министерства образования и науки РФ, РТ, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки воспитателей и специалистов, настоящее Положение.
2.Цели и задачи наставничества
2.1.Целью наставничества является оказание помощи молодым воспитателям Детского сада в их профессиональном становлении, а также формирование в Детском саду кадрового ядра.
2.2.Основными задачами наставничества являются
× привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление воспитателей в образовательном учреждении,
× ускорение процесса профессионального становления воспитателя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности,
× адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива Детского сада и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей воспитателя.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Наставничество в Детском саду организуется на основании приказа заведующего Детским садом.
3.2. Организацию работы наставников и контроль их деятельности осуществляет старший воспитатель.
3.3.Старший воспитатель подбирает наставника из числа наиболее подготовленных воспитателей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о работе Детского сада, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет.
3.4.Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях Педагогического совета.
3.6.Назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, приказом заведующего Детским садом с указанием срока наставничества (не менее одного года). Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на должность.
3.7. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов.
Замена наставника производится приказом заведующего в случае
× перевода на другую работу подшефного или наставника,
× привлечения наставника к дисциплинарной ответственности,
× психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8.Наставничество устанавливается над следующими категориями педагогических работников Детского сада:
× впервые принятыми воспитателями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях,
× выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в Детский сад по распределению,
× выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях,
× воспитателями (специалистами), переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками.
3.9. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым воспитателем в период наставничества. Оценка производится в ходе промежуточного и итогового контроля.
3.10. За успешную многолетнюю работу наставник отмечается заведующим Детским садом по действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям.
4. Права и обязанности наставника
× знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
× разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки, давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
× изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, воспитанникам и их родителям (законным представителям), коллективу Детского сада, увлечения, наклонности, круг общения;
× вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к воспитателю, правилами внутреннего трудового распорядка Детского сада, охраны труда и техники безопасности);
× проводить необходимое обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом занятий, режимных и других мероприятий;
× оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
× личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в Детском саду, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
× участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
× вести дневник работы наставника и периодически докладывать старшему воспитателю Детского сада о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
× подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями о дальнейшей работе молодого специалиста.
4.2.Наставник имеет право
× с согласия старшего воспитателя Детского сада подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других педагогических работников Детского сада;
× требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.
5. Права и обязанности молодого специалиста
5.1.В период наставничества молодой специалист обязан
× изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности Детского сада и функциональные обязанности по занимаемой должности;
× выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
× постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
× учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
× совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
× периодически отчитываться о своей работе перед наставником и старшим воспитателем Детского сада.
5.2.Молодой специалист имеет право
× вносить на рассмотрение администрации Детского сада предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
× защищать свою профессиональную честь и достоинство;
× знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
× повышать квалификацию удобным для себя способом;
× посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью,
× защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в т. ч. адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики,
× требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
6. Руководство работой наставника
6.1. Руководство деятельностью наставников возлагается на старшего воспитателя Детского сада
6.2. Старший воспитатель обязан
× представить назначенного молодого специалиста педагогам Детского сада, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
× провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
× посетить отдельные занятия, проводимые наставником и молодым специалистом;
× организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, оказывать им методическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
× обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
× осуществлять систематический контроль работы наставника;
× заслушать отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заведующему Детским садом;
× изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества в Детском саду.
7. Ответственность наставника
Наставник несет ответственность за
× привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и закрепление воспитателя в Детском саду;
× ускорение процесса профессионального становления воспитателя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
× ход адаптации молодого специалиста к корпоративной культуре, усвоение им лучших традиций коллектива и правил поведения в Детском саду, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей воспитателя.
8.Документы, регламентирующие наставничество
8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся
× приказ заведующего Детским садом об организации наставничества,
× план работы с молодым специалистом,
× протоколы заседаний Педагогического совета, Методического совета на которых рассматривались вопросы наставничества,
× методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.
8.2. По окончании срока наставничества молодой специалист в течение 10 дней должен сдать старшему воспитателю Детского сада следующие документы:
× отчет молодого специалиста о проделанной работе,
× план профессионального становления с оценкой наставника проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.