Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность сторон по 44ФЗ штрафы и пени

Энциклопедия решений. Ответственность заказчика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ

Ответственность заказчика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ

Ответственность заказчика по контракту в виде неустойки (штрафа, пени) предусмотрена:

— Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными на основании ч.ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила N 1063) (для закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе (далее — ЕИС) либо приглашения принять участие в которых направлены до 9 сентября 2017 года );

— Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными на основании ч.ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее — Правила N 1042) (для закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 9 сентября 2017 года ).

В соответствии с п. 12 Правил N 1042 общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. В Правилах N 1063 такого положения не было.

В силу ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) (далее — контрагент) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Отметим, что ни Закон N 44-ФЗ, ни какие-либо иные нормативно-правовые акты не содержат положений, обязывающих контрагента требовать от заказчика уплаты неустойки. Это является именно правом контрагента. В том случае, если контрагент решает воспользоваться этим правом, на наш взгляд, требование об уплате неустойки должно быть оформлено письменно. Это необходимо как для документального подтверждения получения такого требования в учете заказчика (поскольку без такого требования обязанности уплаты неустойки по указанным причинам у него не возникает), так и для доказательства факта предъявления такого требования в случае рассмотрения спора в суде.

Информация о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, должна быть направлена заказчиком в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов (п. 10 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, см. также п. 2 письма Минфина России от 28.05.2014 N 02-02-07/25618).

Пеня в силу ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ*(1) от не уплаченной в срок суммы.

При расчете пени, подлежащей взысканию в судебном порядке, суд вправе применить размер ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент вынесения судебного решения (см. п. 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017), далее — Обзор ВС РФ от 28.06.2017).

Внимание

В п. 35 Обзора ВС РФ от 28.06.2017 указано, что условие контракта об уплате неустойки (пени) в размере, превышающем размер, установленный Законом N 44-ФЗ и Правилами N 1063, является действительным.

Поэтому, учитывая п. 2 ст. 332 ГК РФ, в контракте пени заказчика могут быть установлены в размере большем, чем указано в Законе N 44-ФЗ.

Следует учитывать, что при расчете пени, подлежащей взысканию с заказчика по контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями специальных законодательных актов о снабжении энергетическими ресурсами (п. 39 Обзора ВС РФ от 28.06.2017). К таковым относятся нормы Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

На основании ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

Если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС или приглашение принять участие в определении контрагента направлено до 9 сентября 2017 года , то размер штрафа устанавливался контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном п. 5 Правил N 1063, а именно:

— 2,5% цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (пп. «а» п. 5 Правил N 1063);

— 2% цены контракта, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. рублей (пп. «б» п. 5 Правил N 1063);

— 1,5% цены контракта, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. рублей (пп. «в» п. 5 Правил N 1063);

— 0,5% цены контракта, если цена контракта превышает 100 млн. рублей (пп. «г» п. 5 Правил N 1063).

В п. 37 Обзора ВС РФ от 28.06.2017 указано, что в случае совершения контрагентом нескольких нарушений своих обязательств по контракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения. На наш взгляд, такая позиция верна и в отношении штрафов заказчика.

Если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС или приглашение принять участие в определении контрагента направлено после 9 сентября 2017 года , то за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения, размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной порядке, установленном п. 9 Правил N 1042, а именно:

— 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно) (пп. «а» п. 9 Правил N 1042);

— 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) (пп. «б» п. 9 Правил N 1042);

— 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) (пп. «в» п. 9 Правил N 1042);

— 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей (пп. «г» п. 9 Правил N 1042).

Как указано в п. 78 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», неустойка, предусмотренная ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, может быть снижена судом на основании ст. 333 ГК РФ в случае, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

*(1) С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определённому на соответствующую дату, самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России не устанавливается (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).

Читать еще:  Ходатайство о наложении ареста на счет. образец и бланк 2021 года

Вправе ли госзаказчик требовать одновременно и неустойку, и штраф?

Да, может. Частью 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Банка России от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления пеней (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством РФ, за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления штрафов.

Скорее всего, аналогичные условия предусмотрены и в вашем госконтракте.

Судебная практика однозначно исходит из того, что при неисполнении обязательств по поставке с поставщика можно взыскать и неустойку, и штраф. Приведем пример — Определение СКЭС ВС РФ от 09.03.2017 № 302-ЭС16-14360 по делу № А33-28174/2015.

Поставщик и госзаказчик заключили госконтракт на поставку высокоточных погружных датчиков уровня воды. В период действия контракта поставщик уведомил госзаказчика о невозможности поставить оборудование по указанной в контракте цене из-за сильных колебаний курса валют и просил расторгнуть контракт на основании положения госконтракта об обстоятельствах непреодолимой силы, при возникновении которых стороны не вправе требовать возмещения убытков, либо на основании пункта госконтракта о расторжении по соглашению сторон или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта.

Госзаказчик отказался расторгать госконтракт по соглашению сторон, а затем принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств. После этого госзаказчик подал иск о взыскании с поставщика штрафа и пеней.

Суд первой инстанции взыскал с поставщика только штраф. Он исходил из того, что положения ст. 34 Закона № 44-ФЗ исключают возможность привлечения к ответственности в виде пеней за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательства. Учитывая, что в обоснование иска госзаказчик указывал именно на неисполнение обязательств, суд признал требование о взыскании пеней необоснованным.

Апелляция с ним согласилась. Она отметила, что установленное нарушение требований контракта со стороны ответчика должно классифицироваться как одно общее ненадлежащее исполнение обязательств и влечь взыскание штрафа в размере 10% от суммы госконтракта. В этом деле речь шла о нарушении обязательства по заключенному в результате аукциона контракту, который в конечном итоге был расторгнут сторонами. В свою очередь, взыскание неустойки производится при условии фактической поставки товара, но с нарушением срока. Применение данного вида ответственности имеет отличные условия от случаев взыскания штрафа. Суд кассационной инстанции тоже поддержал эту позицию.

Однако СКЭС ВС РФ отменила судебные акты и направила дело на новое рассмотрение. Вторая кассация отметила, что законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства. В этом деле поставщик не исполнил взятые на себя обязательства, в установленный контрактом срок не произвел поставку товара.

Нижестоящие суды не учли, что в рассматриваемом случае фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пеней за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом госзаказчика от него.

Восстановительный характер гражданско-правовой ответственности предполагает, что кредитор будет поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (п. 2 ст. 393 ГК РФ).

Взыскание только штрафа за неисполнение государственного контракта не восстанавливает положение кредитора, поскольку не учитывает его возможные потери в период просрочки, когда он ожидал реального исполнения за пределами срока, установленного в договоре, однако в итоге был вынужден полностью отказаться от договора ввиду неисполнения обществом взятых на себя обязательств поставщика.

Это же дело позже включили в п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017.

Штрафы по 44-ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениями

Какие штрафы и пени по 44-ФЗ существуют

Заказчик обязательно включает в госконтракт раздел об ответственности сторон . В ст. 34 44-ФЗ выделяют два вида ответственности:

  • просрочка — когда стороны нарушили сроки, указанные в договоре: заказчик не оплатил контракт вовремя, а поставщик задержал поставку товара, оказание услуги;
  • ненадлежащее исполнение — когда стороны нарушили обязательства по договору. Например, исполнитель поставил товар, который не соответствует техзаданию, а заказчик не провел экспертизу услуги, которую должен был провести по условиям договора.

За просрочку нарушителю начисляют пени, за ненадлежащее исполнения — взыскивают штраф.

Как считают пени

Пени за просрочку рассчитывают по правилам, которые прописаны в ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которую не оплатили срок.

Формула расчета выглядит так:

Пени = Цена контракта × 1/300 × Размер ключевой ставки × количество дней просрочки

При расчете пеней заказчик уменьшает цену контракта пропорционально объему выполненных работ. В дни просрочки входят выходные и праздничные дни, но не входят дни приемки товара (Письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

Например, поставщик заключил госконтракт на сумму 50 000 рублей на поставку товара в срок до 3 сентября 2020 года. К этому дню исполнитель поставил часть товара на 20 000 рублей. Остальной товар привез 14 сентября. Просрочка составила 11 дней, ключевая ставка в этот период — 4,25 %, сумма неисполненного обязательства — 30 000 рублей.

Пени = 30 000 × 1/300 × 4,25 % × 11 = 46,75 рублей

Для заказчиков и поставщиков пени считают одинаково.

Штрафы для поставщиков по 44-ФЗ

Сумма штрафа для поставщиков зависит от цены контракта или цены за этап, если договор предусматривает поэтапное исполнение:

Цена контракта, рублей10
млрд
Размер штрафа, % от цены контракта10510,50,40,30,250,20,1

В закупках для СМП и СОНКО штраф равен 1 % от цены контракта, но не меньше 1 тыс. рублей и не больше 5 тыс. рублей.

В закупках на право заключения контракта штрафы считают от суммы контракта, если итоговая цена выше начальной максимальной цены (НМЦК). В других случаях — от НМЦК.

Если поставщик нарушит обязательство, у которого нет стоимости, штраф начисляют по схеме:

  • 1000 рублей — цена контракта меньше 3 млн рублей;
  • 5000 рублей — цена контракта 3 — 50 млн рублей (включительно);
  • 10 000 рублей — цена контракта 50 — 100 млн рублей (включительно);
  • 100 000 рублей — цена контракта больше 100 млн рублей.

Штрафы за ненадлежащее исполнение контракта выше, чем пени за просрочку. Если перед вами встал выбор: выполнить контракт вовремя, но некачественно или исполнить контракт с просрочкой, но качественно, то выгоднее выбрать второй вариант.

Штрафы для заказчиков

Сумма штрафа для госзаказчиков зависит от цены контракта — чем больше цена, тем выше штраф:

Цена контракта, рублей≤ 3 млнот 3 до 50 млнот 50 до 100 млн> 100 млн
Размер штрафа, % от цены контракта1000500010 000100 000

Общая сумма штрафов не может быть больше суммы контракта.

Кроме ответственности по 44-ФЗ, на заказчика действует Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Административная ответственность по КоАП РФ

Санкции на госзаказчиков по КоАП РФ назначает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) за нарушения на любом этапе проведения закупки: от планирования до оплаты договора и ведения реестра контрактов.

Ответственность за нарушения несут организации-заказчики и их должностные лица, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Штрафы для должностных лиц по КоАП достигают 50 тыс. рублей, для юрлиц заказчика — до 500 тыс. рублей.

По статистике Минфина в 2019 году ФАС возбудила около 28,7 тыс. дел об административных правонарушениях. Из них по 24,2 тыс. дел наложила штрафы на общую сумму более 300 млн рублей.

Чаще всего в 2019 году заказчиков штрафовали по двум нарушениям:

  • За утверждение неверной документации о закупке (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ) — ФАС возбудила 9,6 тыс дел, выдала 8,7 тыс постановлений о наложении штрафа.
  • За нарушение порядка отбора участников (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ) — ФАС возбудила 6,6 тыс. дел, выдала 1,9 тыс. постановлений.

Таблица штрафов 44-ФЗ в 2020 году

Уголовные штрафы по 44-ФЗ

УК РФ выделяет отдельные статьи за нарушения заказчиков и поставщиков в сфере госзакупок:

  • штраф от 1 000 000 до 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1–3 года;
  • лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом до сорокакратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность на срок до пяти лет.

Когда и как платить пени и штрафы

Как только поставщик нарушил обязательства по контракту, заказчик направляет ему требование об уплате неустойки с пояснением причин (ч. 6 ст. 34 44-ФЗ). Если поставщик согласен, что нарушил условия контракта или допустил просрочку, то сценарий действий следующий:

  1. Поставщик отвечает в письме, что согласен с требованиями и перечисляет на счет заказчика сумму неустойки.
  2. Стороны подписывают документы о приемке товара, работ;
  3. Заказчик оплачивает контракт и возвращает обеспечение, если оно было.

Если поставщик не согласен с претензией заказчика, то он может оспорить штраф в суде, если докажет, что нарушил обязательства:

  • по вине другой стороны, например, заказчик не предоставил проектную документацию, и поставщик не смог начать работы по строительству вовремя;
  • из-за обстоятельств непреодолимой силы — военные действия, закрытие границ, природные катаклизмы и другие.

Суд освобождает поставщика от уплаты штрафа либо принимает решение о частичном взыскании, если размер штрафа в претензии заказчика несоизмерим с последствиями нарушения.

Чтобы не нарушать сроки исполнения договора и качественно его выполнить, всегда проверяйте проект контракта заранее — до того, как подать заявку на участие. Если вы считаете, что условия или сроки нереалистичны, подавайте запрос на разъяснения или жалуйтесь на заказчика в ФАС.

Ответ недели: ответственность Заказчика за нарушения условий контракта

Просим уточнить есть ли разъяснения (возможно статьи), судебная или административная практика по такому вопросу:

В статье 34 Закона 44-ФЗ в части 5 указана ответственность Заказчика за нарушения условий контракта, а в части 6 – аналогичная поставщика.

При этом в части 9 данной статьи указано: 9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Есть совместное Письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020, где в пункте 3 письма сказано, что из-за коронавируса ПОСТАВЩИК, нарушивший условия контракта, освобождается от ответственности, если причина — коронавирус. Но ничего не сказано в письме про освобождение Заказчика от ответственности.

Поэтому хочу уточнить, есть ли практика освобождения по аналогичным причинам Заказчиков от ответственности. В частности, в КоАП РФ, есть норма Статья 7.32.5, которую никто не отменял, о нарушении срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая говорит, что нарушение влечет штраф 30-50 тысяч.

В период коронавируса подобных нарушений очень много, особенно у государственных медицинских учреждений, потому что они были не готовы финансово к такой ситуации и средства на все необходимое не были запланированы. Поэтому хотелось бы узнать, есть ли хоть что-то по данному вопросу (освобождение заказчика от ответственности)

Сообщаю Вам следующее:

В отношении заказчиков нужно установить штраф и пени. Размеры штрафов для заказчика предусмотрены Правилами определения размера неустойки N 1042, размеры пеней — ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Стороны контракта освобождаются от уплаты неустойки, если докажут, что нарушение произошло из-за форс-мажора (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Такими обстоятельствами могут быть не только распространение коронавирусной инфекции и принимаемые в связи с этим меры на территории РФ, но и аналогичные меры, принятые в других странах (см. п. 3 совместного Письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020).

Писем, разъяснений, судебной практики относительно освобождения от неустойки Заказчика в связи с распространением коронавирусной инфекции в СПС КонсультантПлюс не найдено.

При этом, следует отметить, что в ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ речь идет не только о поставщике, а в целом о сторонах контракта. По мнению Верховного Суда РФ, признание распространения данной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным. Оно зависит от типа и условий деятельности организации, от региона, где она действует. Поэтому, устанавливая наличие непреодолимой силы, необходимо учитывать конкретные обстоятельства. Если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Из приведенных разъяснений следует, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

При этом следует иметь в виду, что отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Однако если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ. Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения).

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, объективно возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401, пункт 2 статьи 405 ГК РФ).

Если обстоятельства непреодолимой силы носят временный характер, то сторона может быть освобождена от ответственности на разумный период, когда обстоятельства непреодолимой силы препятствуют исполнению обязательств стороны.

Таким образом, если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать:

а) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;

б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;

в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;

г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.

При рассмотрении вопроса об освобождении от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы могут приниматься во внимание соответствующие документы (заключения, свидетельства), подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, выданные уполномоченными на то органами или организациями.

Если указанные выше обстоятельства, за которые не отвечает ни одна из сторон обязательства и (или) принятие актов органов государственной власти или местного самоуправления привели к полной или частичной объективной невозможности исполнения обязательства, имеющей постоянный (неустранимый) характер, данное обязательство прекращается полностью или в соответствующей части на основании статей 416 и 417 ГК РФ.

2.1. Несвоевременное исполнение обязательств по контракту

Это нарушение сроков, чаще всего сроков оплаты.

За такое нарушение предусмотрены пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы (ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Порядок определения размера пени установлен ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Данной нормой не предусмотрена возможность включить в контракт иной порядок определения размера пени. Вместе с тем если объектом закупки является электро-, водо-, тепло- и газоснабжение, то размер пени будет отличаться от установленного в ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Это следует, в частности, из Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2016).

2.2. Неисполнение обязательств по контракту

За это предусмотрен штраф (п. 9 Правил определения размера неустойки N 1042).

Размер штрафа зависит от цены контракта.

Цена контрактаРазмер штрафа
до 3 000 000,00 руб.1 000,00 руб.
от 3 000 000,01 до 50 000 000,00 руб.5 000,00 руб.
от 50 000 000,01 до 100 000 000,00 руб.10 000,00 руб.
от 100 000 000,01 руб. и выше100 000,00 руб.

Если законодательством РФ установлен иной размер штрафа, то он включается в контракт (п. 13 Правил определения размера неустойки N 1042).

2.3. Ненадлежащее исполнение обязательств по контракту

Исходя из положений ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (кроме просрочки их исполнения) нужно предусмотреть штраф в соответствии с Правилами определения размера неустойки N 1042. Вместе с тем в Правилах размер такого штрафа не установлен — есть только штраф за неисполнение обязательств (п. 9 Правил определения размера неустойки N 1042).

Полагаем, что за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту следует установить такой же штраф, как за неисполнение обязательств. За более подробными разъяснениями рекомендуем обратиться в Минфин России.

Если величину штрафа не указать, есть риск, что такое условие признают несогласованным и вас оштрафуют за нарушение ст. 34 Закона 44-ФЗ.

В суде можно столкнуться с другой неприятной ситуацией, когда такая неустойка и судебные издержки будут взысканы в гораздо большей сумме, чем могло быть установлено контрактом.

стороны контракта освобождаются от уплаты неустойки, если докажут, что нарушение произошло из-за форс-мажора (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Например, на форс-мажор может ссылаться поставщик, если он не исполнил контракт из-за принятых в стране или за рубежом мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (см. п. 3 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020). По мнению Верховного Суда РФ, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным. Оно зависит от типа и условий деятельности организации, от региона, где она действует. Поэтому, устанавливая наличие непреодолимой силы, учитывайте конкретные обстоятельства;

При нарушениях по контракту вы освобождаетесь от уплаты неустойки, если докажете, что нарушения вызваны обстоятельствами непреодолимой силы (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-Ф). Такими обстоятельствами могут быть не только распространение коронавирусной инфекции и принимаемые в связи с этим меры на территории РФ, но и аналогичные меры, принятые в других странах (см. п. 3 совместного Письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020). Вместе с тем, по мнению Верховного Суда РФ, признание распространения данной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным. Оно зависит от типа и условий деятельности организации, от региона, где она действует. Поэтому, устанавливая наличие непреодолимой силы, учитывайте конкретные обстоятельства.

Ответ подготовил Консультант

Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

Четвертных Светлана Юрьевна

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector