Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отличительные черты филиала как обособленного подразделения

Отличительные черты филиала как обособленного подразделения

Юридическое лицо, в отличие от ИП, имеет возможность и право открыть собственное обособленное подразделение. Их может быть и несколько. Существует ряд разновидностей «обособок». Чаще всего встречаются представительства и филиалы. Бывают и оборудованные рабочие места. Выясним, чем отличается филиал от обособленного подразделения как такового.

Особенности

Гражданский кодекс предусматривает право создавать организации для ведения предпринимательской деятельности. Юридические лица открывают, как правило, обычные граждане. Они же занимаются управлением собственного предприятия.

Любую фирму открывают для получения какого-то положительного результата. Юридические лица имеют такие же права, как и другие субъекты хозяйственной жизни.

Буквально каждая организация, зарегистрированная на территории РФ, может открыть филиал или обособленное подразделение (далее также – ОП). Это право закреплено в статье 55 ГК РФ.

Открывая обособленное подразделение своего предприятия, руководители должны понимать, что речь о создании нового юридического лица в этом случае не идет. Нет у ОП того же правового статуса.

Но для открытия обособленного подразделения одного желания недостаточно. Согласно Налоговому кодексу (ст. 11), оно должно иметь ряд признаков. А именно:

  • адрес головного офиса (тот, что записан в регистрационных и уставных документах) и адрес ОП не должны быть идентичными;
  • обязательно наличие оборудованных рабочих мест, введенных для работы сотрудников сроком от 1 месяца.

Налоговый кодекс содержит информацию и о возможных видах обособленных подразделений: филиал или представительство, или стационарное рабочее место (далее также – СРМ). Каждое из них имеет, как свои особенности, так и общие черты.

Например, об СРП данные в ЕГРЮЛ не заносят. А в случае с филиалом или представительством это обязательно.

Во время создания обособленного подразделения организации нужно заполнить специальный информирующий бланк (для каждого типа ОП он свой) и отнести его в ИФНС.

Разновидности

Информация о видах структурных подразделений есть сразу в нескольких законодательных актах, но данные в них разнятся. Так:

Гражданский кодексГоворит о наличии всего двух разновидностей – филиале и представительстве. Все остальные он не упоминает как обособленные.
Налоговый кодексЗакон имеет право считать обособленным подразделением любые структуры компании, если они оборудованы СРМ.

Получается, что указанные кодексы несколько противоречат друг другу.

Отметим, что под рабочим местом понимают место, которое находится под контролем ответственных должностных лиц для выполнения сотрудником на нем своих непосредственных задач и обязанностей.

В число разновидностей ОП входят не только филиал и представительство. Этот список несколько больше. Закон позволяет признавать и другие структурные части организации обособленными подразделениями. Все они имеют общие черты и свои особенности.

Далее разберем более подробно отличие филиала от обособленного подразделения других типов.

Специфика филиала

Филиал – одна из наиболее часто встречаемых форм обособленных подразделений. Эта разновидность позволяет не просто создавать территориально удаленное ОП, но и наделять его множеством функций.

Важной особенностью является то, что филиал – это обособленное подразделение юридического лица, которое может одновременно с этим нести на себе функции и обязанности представительства.

Нельзя объединять понятия филиала и представительства. Эти две формы обособленного подразделения имеют много различий, функциональных, например. Даже определения из ГК РФ свидетельствуют об этом.

Чтобы иметь более четкое понимание, в чем отличие филиала от обособленного подразделения (таблица представлена ниже), необходимо рассмотреть функции, возможности и другие особенности каждой из форм.

КритерийФилиалПредставительствоСРМ
Какие задачи и функции выполняетБерет на себя функционал головной организации (частично или в полном объеме). Дополнительно может брать на себя функционал, свойственный представительству.Выступает в роли защитника и представителя головной организации.Происходит простое исполнение должностных обязанностей сотрудником на удаленном месте
Есть ли право на ведение коммерческой деятельностиИмеет такое правоНе занимается ведением коммерческой деятельностиКоммерческая деятельность не предусмотрена. Создают только для рабочих отношений с сотрудниками.
Нужно ли ставить в известность ИФНС при открытииТакой обязанности нетОтправлять уведомление в ИФНС не нужноОтправка уведомления в ИФНС обязательна. Сделать это нужно не позднее чем через месяц после открытия.
Нужно ли вносить данные в ЕГРЮЛДанные должны быть отображеныВнести данные о представительстве необходимоНикакие сведения о создаваемых СРМ в ЕГРЮЛ не вносятся.
Что сделать для открытияСобственник компании должен принять соответствующее решениеВладелец организации принимает соответствующее решениеПриказ об открытии может быть принят исполнительным органом компании
Как правильно вести бухгалтерский учет (отдельно или совместно с головной организацией)Возможно отдельное или совместное ведение учета.Обе формы учета уместныУчет ведет только головной офис. Отдельное законом не предусмотрено.
Может ли быть отдельный от головного офиса расчетный счетИмеет право на открытие своего счета в банкеМожет производить расчеты при помощи своего счета в банкеНе имеет права на открытие собственного счета в банке

Табличная форма позволяет наглядно понять, в чем разница филиала или обособленного подразделения другого типа. Филиал с представительством имеет больше общих черт, чем с СРМ. Последние по своему функционалу, правам и возможностям пусть и являются ОП, но вести самостоятельную деятельность не могут, а занимаются лишь текущей работой в рамках трудовых отношений.

Есть среди этих трех форм «обособок» и свои сходства, и свои различия. Они тесно переплетены друг с другом, но не теряют своей индивидуальности.

Больше всего в глаза бросаются отличия в функционале этих обособленных подразделений. Ведь тип той или иной структуре по закону присваивают как раз на основании задач, которые ставят перед филиалом, представительством или СРМ.

Отличается и целевая направленность каждой формы. Больше всего прав и возможностей имеет филиал. Пожалуй, это основное, чем отличается филиал от обособленного подразделения. Однако это не значит, что остальные ОП не востребованы на практике. Тут все зависит от целей самой организации. Нередко создают сразу несколько разновидностей обособленных подразделений.

Нельзя забывать и об общих чертах всех ОП. Несмотря на серьезные отличия в функционале, всех их не регистрируют в качестве отдельных юридических лиц. Они выступают лишь частью организации. При открытии любого из этих структурных подразделений не нужно вносить коррективы в устав.

Для работы ОП не нужно множества бумаг. Достаточно составить доверенность на его руководителя. Своих уставов эти подразделения не имеют. Главный документ для них – положения, на основании которых они и работают.

Наличие оборудованных рабочих мест – еще одно обязательное условие для абсолютно любого ОП. Будь то филиал или обособленное подразделение иного рода.

Какую форму выбрать

Вопрос о выборе формы ОП – филиал или представительство, или обособленное подразделение иного рода – может встать перед руководителем любой организации. Исходить нужно из:

  • функционала будущего структурного подразделения;
  • целей, для достижения которых его создают.

Еще на этапе планирования нужно решить, будет ли новое подразделение:

  • вести самостоятельный бухгалтерский учет;
  • открывать счет в банке;
  • передавать и/или приобретать имущество.

Право выбирать формат своего будущего обособленного подразделения имеет любая организация. Но открыв ОП, придется действовать в соответствии с нормами закона. Так, к примеру, для обособленных рабочих мест открывать свой расчетный счет закон не позволяет.

В каких случаях можно говорить о наличии у организации обособленного подразделения?

Автор: Белецкая Ю. А., эксперт журнала

Организации, имеющие обособленные подразделения, осуществляют уплату в бюджет налога на прибыль с учетом особенностей, изложенных в ст. 288 НК РФ. Так, в силу п. 1 указанной нормы налог, зачисляемый в федеральный бюджет, подлежит уплате по месту нахождения организации (без распределения по обособленным подразделениям). А вот налог, подлежащий уплате в доходную часть бюджетов субъектов РФ, уплачивается по месту нахождения организации, а также каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения (п. 2).

О порядке применения положений ст. 288 НК РФ мы неоднократно писали на страницах нашего журнала. В данной статье речь пойдет о том, в каких ситуациях можно говорить о наличии у организаций обособленных подразделений (ОП).

Понятие обособленного подразделения.

В Гражданском кодексе упоминание обособленного подразделения содержится в ст. 55, где даны определения филиалов и представительств:

представительство – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1);

филиал – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Отметим, что в НК РФ представлено более широкое понятие обособленного подразделения, чем в ГК РФ. Судите сами.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под ОП понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.

В силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего ОП. При этом в силу п. 4 указанной статьи в случае, если несколько ОП организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее ОП, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Налоговый кодекс предусматривает отдельный порядок постановки организации на учет по месту нахождения филиалов и представительств и «простых» ОП, не являющихся таковыми. Именно последние, не указанные в ЕГРЮЛ, вызывают на практике массу вопросов. Ведь не всегда в той или иной конкретной ситуации с уверенностью можно сказать, что у организации возникло обособленное подразделение (например, при строительстве объектов в другой местности, при заключении договоров с дистанционными работниками и т. д.).

Читать еще:  Как заполнить отчет 4ФСС

Признаки обособленного подразделения.

Для целей применения НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется при наличии следующих признаков, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ:

1) осуществление организацией деятельности через свое подразделение, территориально обособленное от места нахождения организации;

2) создание по месту осуществления этой деятельности оборудованных рабочих мест на срок более одного месяца.

Подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ, не признается для целей Налогового кодекса обособленным подразделением организации (Письмо Минфина России от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702).

Далее приведем ряд примеров на основе писем контролирующих органов, где они говорят о наличии или отсутствии вышеназванных признаков. При этом отметим, что, как правило, письма заканчиваются ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ: в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Оборудование рабочих мест.

В правоприменительной практике создание хотя бы одного оборудованного стационарного рабочего места организации вне места ее нахождения признается создание обособленного подразделения организации независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.

Под рабочим понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом, как следует из арбитражной практики, ни форма организации работ (вахтовый метод или командировка), ни срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его ОП (см., например, постановления ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, ФАС СЗО от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А).

Признаки обособленного подразделения, определенного п. 2 ст. 11 НК РФ, имеются, например, в случае аренды офисного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, которое оборудовано для ведения переговоров и по месту нахождения которого постоянно совершаются деловые поездки руководителей или иных представителей организации (Письмо Минфина России от 10.04.2018 № 03-02-07/1/23401).

А вот в ситуации с дистанционными работниками финансисты считают, что признаков создания ОП нет (см. письма от 19.01.2018 № 03-02-07/1/3617, от 26.03.2014 № 03-02-07/1/13157, от 17.07.2013 № 03-02-07/1/27861).

Согласно ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.

В указанных письмах Минфин, со ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ, резюмирует: налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации, который принимает решение исходя из представленных организацией документов, о выполнении ее работниками дистанционной работы.

Территориальная обособленность.

Налоговым кодексом не определено, что понимается для целей применения законодательства о налогах и сборах под территориальной обособленностью подразделения организации. Вместе с тем арбитражная практика по рассматриваемому вопросу не однозначна. Так, в постановлениях ФАС СКО от 29.11.2006 по делу № Ф08-6161/2006-2552А, ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005 отмечено, что исходя из положений ст. 11 НК РФ был сделан вывод о том, что под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (см. Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03-02-07/2-73).

Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике также признается адрес, по которому это подразделение осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Такого же мнения придерживается и Минфин (см., например, письма от 05.05.2017 № 03-02-07/1/27605, от 25.04.2017 № 03-02-07/1/24969, от 25.10.2016 № 03-02-07/1/61934, от 17.06.2016 № 03-02-07/1/35414), из которых следует, что территориальная обособленность подразделений определяется самостоятельными адресами.

Учитывая изложенное, финансовое ведомство считает, что, например, по месту выполнения организацией дорожных работ, не являющемуся объектом адресации, при отсутствии признаков ОП, определенных п. 2 ст. 11 НК РФ, нет оснований для постановки этого общества на учет в налоговых органах (Письмо от 04.09.2015 № 03-02-07/1/51191).

Адрес представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ). Сведения об адресах вносятся в государственный адресный реестр, формируемый в соответствии с указанным законом.

Итак, согласно разъяснениям Минфина одним из идентифицирующих признаков ОП, не являющегося филиалом или представительством, признается адрес, по которому это ОП осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Вместе с тем, по мнению ФНС, осуществление деятельности организацией путем ведения единого технологического процесса с использованием комплекса зданий и сооружений, расположенного на земельном участке на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту нахождения, не приводит к созданию обособленных подразделений (Письмо от 07.03.2018 № ГД-4-14/4534).

На практике возможна следующая ситуация. Склад организации был поставлен на учет в налоговом органе в качестве обособленного подразделения, так как местонахождение склада и организации не совпадало. Организация сменила юридический адрес, в результате чего местонахождение обособленного подразделения (склада) и головной организации совпало. В связи с этим место нахождения склада организации стало территориально не обособленным от места нахождения организации, следовательно, в отношении этого склада отсутствуют признаки обособленного подразделения и его следует снять с налогового учета (Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/1/26374).

Итак, обособленное подразделение может иметь статус филиала или представительства, а может и не являться таковым. Для целей налогового учета главное, чтобы имелись два признака – территориальная обособленность от головного предприятия и наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет он, в силу п. 9 ст. 83 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган. Решение будет принято на основе данных, представленных налогоплательщиком.

Филиал или обособленное подразделение

09.04.2018

Расширение бизнеса может быть осуществлено посредством создания обособленного подразделения или филиала компании. Что они собой представляют?

Что такое обособленное подразделение?

Под обособленным подразделением фирмы принято понимать принадлежащую ей структуру, которая располагается на другой территории, имеет штат сотрудников и представляет интересы основного офиса. В обособленном подразделении должны быть стационарные рабочие места (создающиеся на срок 1 месяц и более).

Сведения о соответствующей структуре необязательно вносить в учредительные документы компании. Вместе с тем фирмы, формирующие обособленные подразделения, должны вставать на учет в ФНС по месту расположения каждого из локальных учреждений. Для этого в территориальную структуру ФНС необходимо направить уведомление об открытии подразделения. Это нужно сделать в течение 1 месяца с момента создания соответствующей структуры. Получив сообщение об открытии обособленного подразделения фирмы, ФНС в течение 5 дней осуществляет постановку компании на налоговый учет на своей территории и выдает ей уведомление об этом.

Кроме того, в течение 1 месяца с момента создания обособленного подразделения фирма должна уведомить об этом Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Что такое филиал?

Под филиалом фирмы принято понимать принадлежащую ей структуру, которая, как и обособленное подразделение, располагается на другой территории. При этом она осуществляет деятельность, по своему содержанию полностью соответствующую функциям основного офиса.

Как и в случае с обособленным подразделением, создание филиала осуществляется на уровне локальных нормативно-правовых актов компании. Однако данная процедура, как правило, заметно сложнее, чем та, что характеризует учреждение структур первого типа. В частности, нанятое по трудовому договору исполнительное лицо (например, генеральный директор) не может учреждать филиалы.

Чем отличается филиал от обособленного подразделения

Кроме того, за создание филиала должно быть отдано как минимум 2/3 от общего количества голосов собственников фирмы — если речь идет об ООО. Уставом фирмы может быть предусмотрено создание филиалов в соответствии с решениями, принимаемыми советом директоров.

В отличие от учреждения обособленного подразделения, создание филиала предполагает указание сведений о нем в уставе организации. Кроме того, данные о соответствующих изменениях в учредительном документе фирмы должны быть переданы в ФНС — для того, чтобы упомянутый орган впоследствии внес корректировки в ЕГРЮЛ. При этом налоговикам необходимо также направить копии документов, при участии которых в устав фирмы вносились изменения. Либо — копии соответствующего учредительного документа. На основании данных о филиале компании, которые вносятся ФНС в ЕГРЮЛ, новая локальная структура фирмы ставится на налоговый учет по месту своего расположения.

Информация о создании филиала, как и в случае с обособленным представительством, должна быть передана в ПФР и ФСС.

Филиал организации обязан иметь руководителя — он занимает свою должность на основании доверенности, которая выдается головным офисом, а также по факту издания генеральным директором соответствующего решения. Полномочиями по назначению руководителя филиала могут наделяться и другие органы управления фирмы.

Сравнение

Главное отличие обособленного подразделения от филиала в том, что сведения о структуре первого типа не должны вноситься в учредительные документы фирмы и ЕГРЮЛ. В целом учреждение обособленного подразделения — более простая процедура, чем создание филиала. Выше мы рассмотрели, в чем это заключается — в необходимости принятия решения о формировании филиала на собрании учредителей, передачи копий устава или корреспондирующих с ним источников в ФНС, а также назначения руководителя соответствующей структуры.

Читать еще:  Должностная инструкция мастера участка

Вместе с тем у обоих рассматриваемых локальных учреждений есть много общего. Так, ни одно ни другое не являются независимым от головного офиса юридическим лицом. То имущество, которым они пользуются, принадлежит основной организации. Учреждаются обособленные подразделения фирм и филиалы, как правило, в одних и тех же целях — расширения представительства бренда, решения локальных задач, связанных с развитием бизнеса.

Определив, в чем разница между обособленным подразделением и филиалом, зафиксируем выводы в таблице.

Таблица

Обособленное подразделениеФилиал
Что между ними общего?
Являются юридически зависимыми от головного офиса структурами, создаются в целях решения примерно одних и тех же задач
Сведения об открытии обоих типов структур передаются в ФНС (в случае с обособленным подразделением — только в форме уведомления), ПФР и ФСС
В чем разница между ними?
Сведения о создании обособленного подразделения не отражаются в учредительных документах фирмыСведения о создании филиала отражаются в учредительных документах фирмы
Может создаваться без согласования на собрании учредителейСоздается при условии одобрения собранием учредителей
Не требует назначения руководителяТребует назначения руководителя

Отличительные черты филиала как обособленного подразделения

Обособленное подразделение организации, представительство или филиал?

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, то есть два и более.

Обособленное подразделение признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также независимо от полномочий, которыми наделяется указанное обособленное подразделение.

При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В соответствии с п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Согласно пункта 4 статьи 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской фирмы по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала и представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой фирмой в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации следующую информацию:

1. Обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

— в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской компании;

— в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской компании.

2. Обо всех обособленных подразделениях российской фирмы на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой фирмы (которые закрываются этой фирмой):

— в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

— в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).

Ответственность, предусмотренная законодательством

За нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе организация должна будет заплатить штраф в размере 10000 рублей (п. 1 ст. 116 НК РФ).

За ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе организация должна будет заплатить штраф в размере 10 процентов от полученных за этот период доходов, но не менее 40000 рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Кроме того, за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе могут привлечь к ответственности еще и должностных лиц предприятия. Согласно статье 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, они могут получить предупреждение или на них может быть наложен штраф в размере от 500 до 1000 рублей.

Если нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе сопряжено с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 2000 до 3000 рублей.

Под должностными лицами в данном случае следует понимать:

  • руководителей организаций, которые осуществляют полномочия единоличных исполнительных органов;
  • других работников, которые совершили административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Следовательно, даже если организация заключает договор аренды помещения и создает в арендованном помещении одно рабочее место, то согласно статье 11 НК РФ такое структурное подразделение не может являться обособленным подразделением организации, а значит, у организации не возникает обязанностей, предусмотренных п. 4 ст. 83 НК РФ.

Таким образом, можно сделать вывод, что для признания структурного подразделения обособленным необходимо соблюдение следующих условий:

— решение руководства предприятия о создании обособленного подразделения;

— наличие помещения в собственности, договора аренды, договора субаренды и т.д. на помещение, в котором располагается структурное подразделение;

— наличие двух и более оборудованных стационарных рабочих мест, что подтверждается организационно-распорядительными документами.

Представительство или филиал

Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст.

Обособленное подразделение или филиал – в чем разница

Филиал — обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне места его нахождения и осуществляет все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы:

— не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом юридическим лицом, которое их создало, действуют на основании утвержденных им положений;

— представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица;

— руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Из смысла статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации можно сделать вывод, что в учредительные документы фирмы должны вноситься сведения о наименовании и фактическом местонахождении филиала или представительства, а также об их функциях.

Любые изменения этих характеристик филиала или представительства либо ликвидация (закрытие) последних также должны влечь внесение соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в целях обеспечения достоверности содержащихся в них сведений.

В соответствии с п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента госрегистрации таких изменений, а в части изменения сведений в уставе общества о филиалах и представительствах — с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Также стоит учитывать, что юридические лица, их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие госрегистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, которые действовали с учетом этих изменений.

В соответствии со статьей 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно ст. 11 НК РФ местом нахождения обособленного подразделения российской фирмы является место осуществления деятельности этой фирмой через свое обособленное подразделение.

Филиал и представительство: сходства и различия

Основное отличие филиала от представительства состоит в более широких функциях первого по сравнению со вторым.

Если представительство создается с целью осуществления только юридических действий, сводящихся к представлению и защите интересов юридического лица перед органами власти и управления, в коммерческих и некоммерческих организациях, то деятельность филиала состоит в осуществлении как юридических, так и фактических действий, посредством которых могут выполняться все функции юридического лица либо их часть.

Другими словами, если предполагается только налаживать деловые контакты, заключать договора с контрагентами, рекламировать товары, работы, услуги и представлять интересы компании в регионе, то наиболее приемлемым вариантом будет открытие представительства.

Если же обособленное подразделение предприятия наряду с указанными задачами будет еще и выполнять такие как производство, отпуск товаров, услуг или работ потребителям, то оно должно быть создано в форме филиала.

Также при выборе типа обособленного подразделения следует учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ предприятия, у которых есть филиалы и (или) представительства, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации, часть информации, приведенной на этой странице, может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.

За консультацией по вопросу «обособленное подразделение, филиал или представительство», учитывающей все индивидуальные особенности вашего бизнеса, Вы можете обратиться к юристам нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

Филиалы и представительства – их создание и ликвидация

Филиалы и представительства — это обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения самого юридического лица. Они не являются самостоятельными юридическими лицами и предназначены для расширения сферы действия создавших их организаций.

Исходя из определения, приведенного в п. 4 ст. 83 Налогового Кодекса РФ, можно выделить следующие признаки обособленного подразделения:

  • территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации на праве владения, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;
  • наличие рабочих мест (причем законодатель указывает на множественное количество последних), созданных на срок не менее одного месяца; • ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.
  • При решении вопроса о создании обособленного подразделения необходимо установить истинный смысл обособленности и ее сущностные признаки.

В соответствии с положениями НК РФ понятие места нахождения организации не раскрывается, поэтому с учетом норм ст. 11 НК РФ здесь в полной мере может быть задействован понятийный аппарат гражданского права. В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Под адресом понимается совокупность реквизитов, определяющих местонахождение объекта в пространстве:

  • наименование субъекта Российской Федерации;
  • наименование района, города, иного населенного пункта;
  • наименование улицы;
  • номер дома и квартиры.
Читать еще:  Должностные обязанности уборщика служебных помещений

Таким образом, факт создания обособленного подразделения можно констатировать при создании стационарных рабочих мест по адресу, не совпадающему с адресом государственной регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации. Отличие представительства от филиала заключается в выполняемых функциях. Представительства исключительно представляют интересы общества и осуществляют их защиту, филиал же выполняет все или часть функций головного общества, в том числе функции представительства. Как посредством представительства, так и посредством филиала юридическое лицо может заключать договоры.

Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению головной организации. Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо, равно как и взыскание производится судом с нее или в пользу нее. Также здесь не стоит забывать об обязанности филиала нести налоговую нагрузку по своему месту нахождения и обязательно встать на налоговый учет. Несоблюдение этих требований, безусловно, приведет к штрафным санкциям со стороны фискальных органов. По долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов.

Информация о представительствах и филиалах должна содержаться в уставе общества. В связи с этим первым этапом в открытии представительства или создании филиала должно быть внесение изменений в учредительные документы самого юридического лица. Как правило, в уставе общества указывается наименование филиала или представительства и его место нахождения. Отсутствие в учредительных доку- ментах такой информации является основанием наступления административной ответственности для должностных лиц юридического лица (прежде всего тех, в чьи полномочия входит совершение уведомления) за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в Единый государственный реестр юридических лиц. Филиалы и представительства не подлежат государственной регистрации, так как не являются самостоятельными юридическими лицами. Но обязательна их постановка на налоговый учет. В соответствии с Налоговым кодексом РФ юридическое лицо обязано встать на налоговый учет по месту нахождения филиала или представительства в течение 30 дней с момента создания.

В настоящее время предусмотрен следующий перечень документов, необходимый для постановки на налоговый учет филиала (представительства) российского юридического лица:

  • свидетельства организации (головной) о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет и о государственной регистрации изменений (копии, нотариально заверенные);
  • учредительные документы головной организации (устав, учредительный договор) с действующими изменениями и дополнениями (копии, нотариально заверенные);
  • письмо об учете в ЕГРПО (коды статистики) головной организации (копия, нотариально заверенная);
  • протоколы (решения), утверждающие действующие редакции учредительных документов и всех изменений к ним (копии);
  • протокол (решение) о назначении действующего руководителя организации (копия);
  • решение компетентного органа организации о создании филиала (представительства) по конкретному адресу и о назначении руководителя филиала (представительства);
  • документы на место нахождения филиала (представительства) — договор аренды (субаренды) или о сотрудничестве, свидетельство на право собственности, аренды;
  • доверенность на руководителя филиала (представительства).

Руководители филиалов и представительств осуществляют свою деятельность от имени юридического лица на основании доверенности. Сами же обособленные подразделения действуют на основе учреждаемых юридическим лицом положений. Состав информации, подлежащей раскрытию в данном документе, определяется головной организацией самостоятельно. Как показывает практика, в таком положении целесообразно предусмотреть как минимум следующие разделы:

  • цели, задачи и функции филиала (представительства);
  • виды осуществляемой деятельности;
  • органы управления филиалом (представительством);
  • источники образования имущества;
  • порядок взаимодействия с органами головной организации;
  • контроль за деятельностью филиала (представительства).

Немаловажное значение для филиала и представительства имеет собственная кадровая и трудовая политика, которая заключается в формировании правил внутреннего трудового распорядка, положения о премировании и заработной плате, а также трудовых договоров, разработанных с учетом местных условий филиала или представительства. Что касается имущества филиала (представительства), то оно формируется из средств, закрепленных за ним организацией, а также (это касается филиалов) приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате производственно- хозяйственной деятельности, в соответствии с положением и доверенностью, предоставленными учредившим его юридическим лицом. Несмотря на то что имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, оно находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит ему на ином правовом основании.

В бухгалтерском учете указанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. Фактически ни для одного юридического лица не имеет никакого практического значения, на балансе ли самого лица находится такое имущество, либо оно формально передается на баланс филиала или представительства. Все равно это имущество является собственностью юридического лица, создавшего филиал или представительство. Имущество представительств и филиалов может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям. Отдельно стоит отметить особенности филиала (представительства) иностранного юридического лица, который создается в целях ведения на территории России деятельности, осуществляемой за ее пределами головной организацией, и ликвидируется на основании решения иностранного лица — головной организации. Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиалов иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Необходимо помнить, что иностранному юридическому лицу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Критерии такого отказа четко определены действующим российским законодательством. Как правило, все они очевидны и основаны на общечеловеческих ценностях и морали. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации и прекращает предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня лишения его данной аккредитации. В соответствии с НК РФ филиалы и представительства российских организаций перестали быть самостоятельными налогоплательщиками, а филиалы иностранных фирм и некоммерческих организаций признаны Налоговым кодексом субъектами налогового права. Филиалы и представительства выполняют обязанности учредивших их юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти обособленные подразделения осуществляют функции создавших их организаций. Возникновение у налогоплательщика обособленного подразделения в силу положений ст. 19 НК РФ и специальных норм части второй НК РФ порождает дополнительные обязанности, связанные с определением надлежащего места уплаты соответствующих налогов.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Страхователи — организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество организаций (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения. Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным под- разделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 80 Налогового Кодекса РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период. При открытии филиалов и представительств за границей российскими юридическими лицами и создании филиалов иностранных юридических лиц в России встает вопрос о двойном налогообложении.

В соответствии с законодательством многих стран налогообложению подлежат доходы коммерческих организаций вне зависимости от того, где они были заработаны, по месту регистрации юридического лица. При этом государство взимает налоги и с филиалов иностранных юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на их территории. Единственным способом избежания двойного налогообложения является заключение двухстороннего договора между странами — участниками экономического пространства, в соответствии с которым прибыль, получаемая филиалом за рубежом, облагается налогом того государства, на территории которого он осуществляет свою хозяйственную деятельность. Другое государство, подписавшее договор, не вправе облагать налогом прибыль юридического лица, полученную от деятельности филиала в государстве — участнике соглашения об избежании двойного налогообложения. Зачастую заключение подобных договоров не зависит от реальных экономических условий, а обусловлено политическими аспектами, которые наносят вред хозяйствующим субъектам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector