Отдел камеральных проверок определение функции требования
Как победить ФНС на стадии предпроверочного контроля, комиссий и требований
Основываясь на своей налоговой практике и опыте работы в структурах ФНС в прошлом, в этой статье я расскажу о стратегиях поведения налогоплательщика на ОСНО, которого вызывают на «комиссии» и предлагают доплатить НДС в бюджет.
Основываясь на своей налоговой практике и опыте работы в структурах ФНС в прошлом, в этой статье я расскажу о стратегиях поведения налогоплательщика на ОСНО, которого вызывают на «комиссии» и предлагают доплатить НДС в бюджет.
ЧТО ТАКОЕ ПРЕДПРОВЕРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Предпроверочный контроль в настоящее время трансформировался из исключительной функции отдела предпроверочного анализа (ППА) в обязательную ежедневную работу отделов камеральных налоговых проверок (ОКНП) и контрольно–аналитических отделов (КАО).
Причиной головной боли налогоплательщиков и ужесточения контроля явился программный комплекс АСК НДС-2. Он позволил отслеживать передачу налоговых вычетов по НДС путем построения цепочек взаимоотношений, которые, естественно, «рвутся», формирую так называемые «разрывы» и заставляя инспекторов пополнять бюджет суммами выявленных разрывов.
Данная работа осуществляется КАО, специалисты которых первым делом направляют требования о представлении документов и пояснений по взаимоотношениям с нашим контрагентом – звеном, предшествующим «выгодоприобретателю» по цепочке разрыва. Да ,именно Вы, раз получили «самолетик», в глазах службы – то лицо, в интересах которого функционирует выявленная цепочка, и именно Вы должны восполнить бюджету не полученные суммы НДС.
Почему с полной уверенностью можно ставить штамп «выгодоприобретатель» на Вас, уже сразу после получения требования? Ответ находим в Письме Министерства Финансов от 3 июня 2016 г. N ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР». Система управления рисками оценивает всех налогоплательщиков и делит их на три категории:
- Красные – с высоким налоговым риском, налогоплательщики обладающие признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, не ведут реальную деятельность, не уплачивают налоги;
- Желтые – средний налоговой риск, налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском;
- Зеленые – низкий налоговый риск, плательщики которые ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, обладают соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.
Результаты оценки используются в предпроверчоном контроле, очередности проведения мероприятий налогового контроля, определении ролей:
- «Выгодоприобретатель» — получатель необоснованной выгоды;
- «Транзитер» — промежуточное звено с минимальными суммами налогов к уплате;
- «Разрывщик» — налогоплательщик, который не уплатил налог.
КАК ОТВЕЧАТЬ НА ТРЕБОВАНИЕ
При получении требования о представлении документов (информации) необходимо с особым вниманием подойти к подготовке направляемых документов и пояснений по ним. Необходимо проанализировать документы на предмет возможных налоговых рисков, восстановить все обстоятельства сделки:
- проверить наличие всех документов и подписей;
- выявить материально ответственных лиц, участвовавших в сделке;
- проверить соответствие сроков и иных условий выполнения поставки (работ);
- отследить транспортировку товаров (место оказания услуг);
Порядок и случаи истребовании документов и информации регламентированы статьями 88, 93, 93.1 НК РФ, а форма требования и его обязательные реквизиты – Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ в приложении №17. Стоит отметить, что нарушения в оформлении требований встречаются очень часто.
Однако полный отказ от исполнения требования, даже при наличии нарушений, не сулит ничего хорошего налогоплательщику. Но и идти на поводу у налоговой и давать абсолютно весь перечень истребованных документов, отвечать по каждому пункту вопросов не стоит.
Необходимо руководствоваться разъяснениями самих же фискалов. Например, в своем письме ФНС России от 27 июня 2017 г. № ЕД-4-2/12216@ указывает, что при решении вопроса об истребовании документов налоговый орган должен исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Не допускать произвольного истребования документов вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.
Данная позиция поддержана судами: в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 г. N Ф09-535/18 сделан вывод о том, что в рамках п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговые органы не вправе истребовать документы (информацию), которые непосредственно не относятся к конкретной сделке.
В части же информации достаточно указать, что «вся испрашиваемая информация содержится в направленных документах». Не нужно давать налоговикам лишнюю информацию о сделках.
КОГДА ПРИШЕЛ ВЫЗОВ НА «КОМИССИЮ»
После требования обязательно последует уведомление в рамках ст. 31 НК РФ о вызове в налоговый орган для дачи пояснений – это вызов на так называемую «комиссию». Форма и требования к его оформлению содержатся в упомянутом выше приказе ФНС России № ММВ-7-2/628@ в приложении № 2.
Главное в этом уведомлении, кроме времени и даты вызова – это описание оснований для вызова. Если они отсутствуют, стоит уточнить путем звонка по указанному номеру телефона или направления письменного ответа с просьбой уточнений и конкретизации уведомления.
В 90 % случаев это вызов на «комиссию» («рабочую встречу» или «совещание»), целью которой является склонение вас к добровольному уточнению налоговой базы в пользу бюджета.
К сожалению, все аргументы на подобных встречах сводятся к негативной характеристике контрагента и тезису «заплати или будет выездная». Встречаются, конечно, некие вариации, но в целом красная линия встречи такова: путем запугивания и очернения контрагента заставить выгодоприобретателя (т.е. Вас) уплатить суммы налога (обычно только НДС).
ПОЧЕМУ «КОМИССИИ» ПО НДС ВНЕ ПРАВОВОГО ПОЛЯ
Письмом ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» были четко обозначены компетенция ФНС и обязательные этапы подготовки и проведения комиссий. При подготовке к ним проводился:
- всесторонний анализ имеющихся сведений;
- комплекс контрольных мероприятий;
- и только при наличии обоснованных претензий вызывался плательщик.
Позже, письмом ФНС России от 25 июля 2017 г. N ЕД-4-15/14490@, проведение комиссий в соответствии с указанным выше письмом было отменено, а обязанность инспекторов обосновывать конкретными доказательствами выявленные нарушения пропала. Однако появилась возможность строить свою позицию исключительно на догадках и субъективном взгляде на взаимоотношения «выгодоприобретателя», выявленного с помощью ПО «АСК НДС-2», и его контрагента. Таким образом, с 2017 года все проводимые «рабочие совещания» по НДС (ФНС не рискует письменно называть это «комиссией») – вне четкого правового поля.
При этом, «комиссии» очень эффективны: поступление НДС в бюджет растет от года к году значительными темпами, и за 2019 год прирост составил рекордные 19,1% (4 257,8 млрд. руб.). Кроме того, при добровольном отказе от налоговых вычетов у налоговой службы высвобождается колоссальный человеческий ресурс, который ранее был задействован в процедуре проведения выездных проверок (ВНП).
Не секрет, что выездная проверка – это достаточно длительный процесс. Так, если учесть время на подготовку и согласование проверки, в котором задействован инспектора, руководящий состав ОКНП, ППА, взыскания (банкротства) как самой инспекции, так и регионального налогового управления, то общий срок на ВНП с его обжалованием достигает 1,5 – 2 лет.
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВЫЗОВЕ НА «КОМИССИЮ»
Как же вести себя и что делать, если Вы получили вызов на комиссию по НДС? Ниже рассмотрим варианты поведения и возможные результаты.
- «Идти и давать все, что просят» – вариант, при котором положительный исход возможен только в случае полной прозрачности и реальности проведенной сделки, а пакет документов изобилуют подробностями, дающими возможность инспекции все сторонне изучить и убедиться в вашей добросовестности. В случае отсутствия указанного и невозможности пояснений обстоятельств сделки инспектора наверняка склонят Вас к добровольной доплате налога.
- «Отправлять представителя (налогового юриста) и не ходить руководителю» – плюсом данной стратегии является подмена «объекта» комиссии, на которого она нацелена – директора (собственника). Инспектора уже не смогут создать нервное напряжение у последнего, которое зачастую и рождает у него мысль «лишь бы отстали». Должностным лицам инспекции уже не достаточно отрицательных статистических данных о контрагенте (допущенных им нарушений), сведений о «разрывах» где-то там и в каком то «звене». Кроме того, не любовь фискалов к представителям обусловлена еще и тем, что результат на который они нацелены (добровольная уплата), однозначно не будет достигнута, ведь юрист изначально настроен на отстаивание своей правоты и обладает необходимым опытом для объективной оценки ситуации и перспектив ее развития.
- «Не ходить» – вариант, который подходит больше тем, чьи сделки вызывают «значительное число вопросов». Здесь все общение с инспекцией необходимо переводить в дистанционный формат «запрос/ответ/жалоба». Целесообразно создать некую дистанцию, максимально осторожно подходить к направляемым документам и пояснениям. При наличии докучающих звонков и неформальных требований (и даже угроз) – жаловаться в управление ФНС по региону, ЦА ФНС, прокуратуру. В целом, попытаться создать впечатление «сложного» плательщика, с которым добровольное уточнение не пройдет. В большинстве случаев инспектора переключатся на другую жертву.
Выбор стратегии, в зависимости от ее «рискованности» остается за вами. По нашему опыту стратегия № 1 может привести к постоянным «добровольным» доплатам налогов в бюджет несмотря на частые обещания замначальников «не трогать больше». Эффективными являются стратегии № 2 – 3. Но они требуют сильной юридической компетенции юристов и твердости духа у руководителя.
Наконец, стоит отметить, что «комиссии» являются одним из основных этапов предпроверочного контроля, наличие которого является обязательным в процессе согласования и назначения ВНП. Посещение «комиссий» без доплаты налога в бюджет (а иногда и с доплатой) может приблизить ВНП для вашей организации.
Вакансии
Заработная плата — 88 100₽
(после вычета НДФЛ)
Предусмотрено ежеквартальное премирование
Ключевые трудовые функции:
1. Организация технической поддержки и эксплуатации технических средств центрального аппарата организации, а также технических средств, обеспечивающих функционирование информационных систем;
2. Организация, контроль создания, разработки, модернизации и сопровождения Систем, совершенствования Инфраструктуры;
3. Организационно-методическое сопровождение структурных подразделений, нормирование затрат на программное и ПК оборудование;
4. Обеспечение структурных подразделений средствами вычислительной техники, телекоммуникационным оборудованием, средствами связи, программно-аппаратными комплексами, информационными системами и программным обеспечением;
5. Разработка технических заданий, контроль и приемка работ подрядчиков;
6. Разработка проектов в области совершенствования инфраструктуры и связи;
7. Знания ОС Windows, средств виртуализации, офисного пакета, базовых технических средств (сервера, СХД, СРК, коммутаторы, маршрутизаторы и т.д.);
8. Знание 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Требования:
Высшее образование.
1. Управленческий опыт в области IT более года, в управлении процессами разработки, управлении компонентами инфраструктуры;
2. Повышение квалификации по информационной безопасности по программе, утвержденной ФСТЭК;
3. Знание общей специфики Информационных технологий;
4. Успешный опыт управления проектами;
5. Умение подготавливать документы по проектам;
6. Опыт работы в сфере эксплуатации ИТ-оборудования.
Условия работы:
Пятидневная рабочая неделя:
ПН-ЧТ с 09.00 до 18.00; Пт с 09.00 до 16.45, обед с 13.00 до 13.45;
Официальное трудоустройство, согласно ТК, полный соц.пакет;
Своевременная выплата заработной платы, ежегодная индексация;
Ненормированный рабочий день;
Предоставляется индивидуальное парковочное место;
Испытательный срок 3 месяца
Начальник отдела по хранению и использованию учетно-технической документации во Владивостоке
Заработная плата — 90 500₽
(после вычета НДФЛ)
Предусмотрено ежеквартальное премирование
Ключевые трудовые функции:
1.Организация, координация и контроль работы отдела по обеспечению хранения, сохранности и учету технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации.
2.Организация работы отдела в рамках реализации постановления Администрации Приморского края от 30.09.2016 № 454-па «О мерах по реализации статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
3. Планирование и управление деятельностью отдела по вопросу сканирования и формированию электронного архива учетно-технической документации.
4. Проверка технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации на предмет наличия сведений, составляющих государственную тайну.
5. Учет, хранение выдача вверенных материальных активов работникам Учреждения во временное пользование для выполнения должностных обязанностей.
6. Подготовка для Комиссии документов по разукрупнению и выбытию вверенных материальных активов.
7. Проведение мероприятий по утилизации вверенных материальных активов.
Требования:
Высшее образование.
1. Опыт работы с учетно-технической документацией не менее 5 лет.
2. Опыт работы на руководящих должностях — от 3 лет.
Условия работы:
Пятидневная рабочая неделя:
ПН-ЧТ с 09.00 до 18.00; Пт с 09.00 до 16.45, обед с 13.00 до 13.45;
Официальное трудоустройство, согласно ТК, полный соц.пакет;
Своевременная выплата заработной платы, ежегодная индексация;
Ненормированный рабочий день.
Предоставляется индивидуальное парковочное место.
Испытательный срок 3 месяца.
Контрактный управляющий
Заработная плата — 51 025₽
(после вычета НДФЛ)
Предусмотрено ежеквартальное премирование
Ключевые трудовые функции:
Полный комплекс работ согласно 44-ФЗ:
1. подготовка документации для торгов;
2. корректировка ТЗ в соответствии с требованиями законодательства;
3. работа на сайте госзакупок и электронных площадках;
4. подготовка протоколов, отчетов и т.д.;
5. ведение реестров;
6. оформление контрактов;
7. контроль сроков исполнения контрактов;
8. оформление документов согласно принятому делопроизводству;
9. претензионная работа с поставщикам.
Требования:
Высшее, среднее специальное.
1. Опыт работы — 1-3 года.
2. Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок. (44-ФЗ)
Условия работы:
Пятидневная рабочая неделя:
ПН-ЧТ с 09.00 до 18.00; Пт с 09.00 до 16.45, обед с 13.00 до 13.45;
Официальное трудоустройство, согласно ТК, полный соц.пакет;
Своевременная выплата заработной платы, ежегодная индексация;
Ненормированный рабочий день;
Испытательный срок 3 месяца
Ведущий инженер-геодезист
Заработная плата — 68 100 ₽
(после вычета НДФЛ)
Предусмотрено ежеквартальное премирование
Ключевые трудовые функции:
1. Определение плановых координат точек местности наземными методами (Составление программ угловых наблюдений и линейных измерений на точке (геодезическом пункте) при развитии плановых геодезических сетей наземными методами;
Выполнение угловых наблюдений и линейных измерений на точке (геодезическом пункте);
Предварительное уравнивание и полевой контроль точности угловых наблюдений и линейных измерений на точке (геодезическом пункте))
2. Определение высот точек местности методами геометрического и тригонометрического нивелирования (Составление программ наблюдений при определении высот методами геометрического и тригонометрического нивелирования; Измерение вертикальных углов и зенитных расстояний; Наблюдения на оптическом (электронном) нивелире; Предварительное уравнивание наблюдений и полевой контроль на станции при проложении нивелирного хода; Уравнивание и полевой контроль наблюдения вертикальных углов и зенитных расстояний при тригонометрическом нивелировании)
3. Спутниковые определения координат и высот точек местности (Составление программы спутниковых определений;
Метрологическое обеспечение спутниковых определений; Выполнение сеансов спутниковых определений; Полевая обработка и контроль точности спутниковых определений)
4. Выполнение топографической съемки местности и съемки подземных коммуникаций и сооружений (Метрологическое обеспечение приборов для производства топографических съемок и съемок подземных коммуникаций и сооружений; Выполнение топографических съемок и съемок подземных коммуникаций и сооружений; Полевая обработка материалов топографических съемок и съемок подземных коммуникаций и сооружений)
5. Выполнение камеральной обработки материалов инженерно-геодезических работ, создание продуктов информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (Выбор программных продуктов для обработки результатов инженерно-геодезических работ; Уравнивание плановых опорных геодезических сетей; Уравнивание пространственных координат отдельных пунктов и пунктов опорных геодезических сетей, полученных с использованием спутниковой аппаратуры; Уравнивание нивелирных ходов, систем ходов, контроль точности их построения; Создание электронных инженерных планов и цифровых математических моделей местности для информационных систем обеспечения градостроительной деятельности геодезической информацией; Подготовка материалов для составления отчета по инженерно-геодезическим работам
6. Анализ технического задания и постановка исполнителям задач по сбору исходной информации для разработки решения на выполнение инженерно-геодезических изысканий
7. Разработка программы инженерно-геодезических изысканий (Собирать, систематизировать и анализировать информацию о физико-географических, техногенных, экономических условиях, а также топографо-геодезической обеспеченности района работ)
8. Подготовка исполнителям заданий на выполнение инженерно-геодезических работ
Требования:
Высшее образование по специальностям или направлениям подготовки: геодезия/ геодезия и дистанционное зондирование/ прикладная геодезия/ землеустройство и кадастры/ картография и геоинформатика. Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в области инженерно-геодезических изысканий не реже одного раза в пять лет с наличием удостоверения о повышении квалификации/сертификата соответствия.
Опыт работы: не менее трех лет в области инженерно-геодезических изысканий
Условия работы:
Пятидневная рабочая неделя:
ПН-ЧТ с 09.00 до 18.00; Пт с 09.00 до 16.45, обед с 13.00 до 13.45;
Официальное трудоустройство, согласно ТК, полный соц.пакет;
Своевременная выплата заработной платы, ежегодная индексация;
Ненормированный рабочий день;
Разъездной характер работы;
Испытательный срок 3 месяца, возможен карьерный рост
Техник-геодезист
Заработная плата — 47 800 ₽
(после вычета НДФЛ)
Предусмотрено ежеквартальное премирование
Ключевые трудовые функции:
1. Определение плановых координат точек местности наземными методами (Составление программ угловых наблюдений и линейных измерений на точке (геодезическом пункте) при развитии плановых геодезических сетей наземными методами; Выполнение угловых наблюдений и линейных измерений на точке (геодезическом пункте); Предварительное уравнивание и полевой контроль точности угловых наблюдений и линейных измерений на точке (геодезическом пункте);
2. Определение высот точек местности методами геометрического и тригонометрического нивелирования (Составление программ наблюдений при определении высот методами геометрического и тригонометрического нивелирования; Измерение вертикальных углов и зенитных расстояний; Наблюдения на оптическом (электронном) нивелире; Предварительное уравнивание наблюдений и полевой контроль на станции при проложении нивелирного хода; Уравнивание и полевой контроль наблюдения вертикальных углов и зенитных расстояний при тригонометрическом нивелировании);
3. Спутниковые определения координат и высот точек местности (Составление программы спутниковых определений; Метрологическое обеспечение спутниковых определений; Выполнение сеансов спутниковых определений; Полевая обработка и контроль точности спутниковых определений);
4. Выполнение топографической съемки (Метрологическое обеспечение приборов для производства топографических съемок и съемок подземных коммуникаций и сооружений; Выполнение топографических съемок и съемок подземных коммуникаций и сооружений; Полевая обработка материалов топографических съемок и съемок подземных коммуникаций и сооружений);
5. Выполнение камеральной обработки материалов инженерно-геодезических работ, создание продуктов информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (Выбор программных продуктов для обработки результатов инженерно-геодезических работ; Уравнивание плановых опорных геодезических сетей; Уравнивание пространственных координат отдельных пунктов и пунктов опорных геодезических сетей, полученных с использованием спутниковой аппаратуры; Уравнивание нивелирных ходов, систем ходов, контроль точности их построения; Создание электронных инженерных планов и цифровых математических моделей местности для информационных систем обеспечения градостроительной деятельности геодезической информацией; Подготовка материалов для составления отчета по инженерно-геодезическим работам)
Требования:
Среднее профессиональное образование. Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в области инженерно-геодезических изысканий не реже одного раза в пять лет с наличием удостоверения о повышении квалификации/сертификата соответствия.
Опыт работы: не менее одного года в области инженерно-геодезических изысканий.
Условия работы:
Пятидневная рабочая неделя:
ПН-ЧТ с 09.00 до 18.00; Пт с 09.00 до 16.45, обед с 13.00 до 13.45;
Официальное трудоустройство, согласно ТК, полный соц.пакет;
Своевременная выплата заработной платы, ежегодная индексация;
Ненормированный рабочий день;
Разъездной характер работы;
Испытательный срок 3 месяца, возможен карьерный рост.
Кадастровый инженер
Заработная плата — 55 045₽
(после вычета НДФЛ)
Предусмотрено ежеквартальное премирование
1. Выполнение землеустроительных и комплексных кадастровых работ.
2. Проверка результатов кадастровых работ.
3. Выполнение работ по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и иных предусмотренных земельных законодательством материалов (схема размещения земельного участка, описание местоположения, сервитут и т.п.).
4. Выполнение работ по подготовке электронной XML-схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края.
5. Выполнение работ по комплексному анализу территорий и (или) подбору земельных участков.
Функции технического заказчика
Технический Заказчик обеспечит осуществление всего комплекса работ в соответствии с техническими требованиями и утвержденной Проектной документацией, строительными нормами и правилами Российской Федерации, с надлежащим качеством и в установленные договором сроки.
Для этого Технический Заказчик:
- заключит от своего имени и за счет Инвестора подрядные и иные (поставки, проектирования и т.д.) договоры, а также произведет расчеты с подрядными и другими организациями.
- осуществит технический надзор и строительный контроль за проектированием и строительством объекта (контроль за качеством работ, сроками их выполнения, применением соответствующих материалов и оборудования), ежемесячную приемку выполненных работ и т.д.
- обеспечит выполнение работ по объекту или каждому объекту путем привлечения подрядчиков, имеющих все требуемые законодательством Российской Федерации разрешения и лицензии на осуществление работ, выполняемых ими по договорам с Техническим Заказчиком. Выполнение каждого вида работ по каждому пусковому комплексу подтверждается соответствующими актами о приемке выполненных работ (по форме КС-2), подписываемыми Техническим Заказчиком с подрядчиками и справками о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3).
- обеспечит проведение работ по договору с полным соблюдением всех нормативных правовых актов, регулирующих права и обязанности Технического Заказчика и/или соответствующего подрядчика на производство работ.
- контролирует поставку на объект аттестованного основного электрооборудования.
- организует проведение экспертизы проектов по объектам и пусковым комплексам и представит проект на согласование (утверждение) Инвестору.
- использует средства, перечисленные Инвестором, только по целевому назначению в соответствии с условиями договора.
- назначит, организует и проведет рабочую комиссию, а также с участием Инвестора приемочную комиссию по приемке в эксплуатацию законченных строительством объекта или пусковых комплексов.
- обеспечит получение всей необходимой для выполнения договора в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации разрешительной документации. Технический Заказчик обеспечит получение всех прочих разрешений, утверждений и согласований, которые необходимы для выполнения работ в соответствии с положениями Договора.
- обеспечит выполнение всего комплекса работ по созданию объекта или пускового комплекса в соответствии с графиком выполнения.
- обеспечит выполнение на площадках необходимых мероприятий по технике безопасности, охране окружающей среды, зеленым насаждениям и земли во время проведения работ в объеме, предусмотренном проектной документацией.
- обеспечит временные подъездные пути, подходы, барьерное и охранное ограждение, которое может потребоваться для выполнения работ.
- обеспечит надлежащую охрану материалов, оборудования и другого имущества на площадках от начала работ до даты подписания соответствующего акта приемки — передачи объекта или пускового комплекса.
- формирует сводные затраты и инвентарную стоимость по будущим единицам основных средств и по объекту в целом в соответствии с требованиями организационно-распорядительных актов Инвестора.
- осуществит по поручению Инвестора на условиях представительства по доверенности все необходимые действия по получению разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, регистрации права собственности Инвестора (указанного им собственника) на объект, а также оформит на имя Инвестора (указанного Инвестором лица) права землепользования, необходимые для строительства и эксплуатации объекта.
- осуществит все арендные, хозяйственные и прочие необходимые в период строительства платежи, связанные с созданием объекта, за счет капитальных вложений, произведенных Инвестором.
- выполнит обязательства по предоставлению отчетности Инвестору в соответствии с условиями Договора.
- выполнит в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в других статьях Договора.
Зачем мы нужны
Технический заказчик (ТЗ) обязан от имени Застройщика построить объект, в кратчайшие сроки, качественно, с максимальной экономией денежных средств Застройщика.
Заключаем договор, ТЗ подготавливает предварительный график финансирования, график выполнения работ. Застройщик финансирует по графику, ТЗ строит по графику.
ТЗ заключает договора со всеми подрядчиками (инженерные изыскания, проектирование, строительство, согласования и прочие).
ТЗ зарабатывает в соответствии с договором с Застройщиком, не зарабатывает на разнице в стоимости материалов и оборудования, не зарабатывает на подрядчиках (подрядчики не платят ТЗ за Генподряд). В случае выявления фактов недобросовестной работы ТЗ (сговора с подрядчиком/поставщиком), Застройщик имеет право удержать с ТЗ выявленный перерасход в десятикратном размере и в одностороннем порядке разорвать договор.
ТЗ предоставляет еженедельный (ежемесячный) отчет об экономии, в котором указывает благодаря чему были сэкономлены денежные средства Застройщика.
ТЗ предоставляет ежедневны/еженедельный/ежемесячный отчет о ходе работ.
ТЗ имеет право выполнить работы (часть работ) собственными силами, если такие работы будут дешевле привлеченных подрядчиков, при этом ТЗ выполняет функцию подрядчика и имеет право нанимать субподрядчиков, но не более чем на 50% от суммы контракта подрядных работ.
(Подумаем о варианте закупа Застройщиком экскаваторов (бульдозеров и тп) заранее, чтобы их использовать на строительстве и сэкономить на этом, за одно подготовим экскаваторщиков.)
Основные функции Технического заказчика (ТЗ)
Выполнение основных функций (построить в кратчайшие сроки, качественно, с максимальной экономией денежных средств Застройщика):
- Обеспечение скорейшей реализации проекта:
- ускорение (обеспечение работы проектного института внеурочно при необходимости, выполнение работ параллельно, разбивка на этапы, не требующие разрешения на строительство, разбивка проектных работ на части разной ответственности, организация строительных работ максимально эффективно, мгновенное согласование изменений с проектировщиками, планирование повторной экспертизы проекта заранее (при необходимости), организация строительства в «правильном порядке» наиболее затратные по времени (или требующие окон например в ОА «РЖД») выполнять в первую очередь и высокоинтенсивно;
- документальное сопровождение (обеспечение соответствия построенного проектной документации, контроль и доработка за подрядчиков исполнительной документации, что приведет в сдаче в эксплуатацию в кратчайшие сроки).
- Обеспечение качества строительства:
- Осуществление строительного контроля отдельным подразделением;
- выбор материалов и оборудования в соотношении цена/качество, жесткий контроль службы закупа (увольнение и обвинение в мошенничестве в случае выявления завышенных цен / покупки некачественного товара;
- гарантия 5 лет на выполненные работы перед Застройщиком;
- организация и контроль за работой грунтовой лаборатории по определению качества грунтов и определению плотности грунтов.
- Обеспечение низкой стоимости строительства:
- Выбор материалов и оборудования в соотношении цена/качество, принимая во внимание эксплуатационные расходы, жесткий контроль службы закупа (увольнение и обвинение в мошенничестве в случае выявления сознательно завышенных цен / покупки некачественного товара);
- использование старогодных материалов, где это возможно
- оценка вариантов строительства, возможное использование техники Застройщика, возможное использование своих строительных материалов,
- полноценный расчет при выборе материалов и оборудования, с будущих эксплуатационных расходов;
- оценка вариантов проектирования, возможно объединение инженерных изысканий по всем проектам, включая горный или рекомендации по разделению проектов между проектными организациями и экспертизами
- Организация работы без простоев
Организация работ Технического заказчика
Предпроектная стадия:
- Сбор и получение исходных данных и исходно-разрешительной документации на предпроектной стадии (предполагаемый объем перевозок, разделенный на этапы; распорядительные документы, геоподоснова, определение собственников земель (Застройщик самостоятельно, используя все необходимые ресурсы, проводит переговоры и осуществляет выкуп) и т.д.).
- Контроль работы проектного института по: разработке схемы расположения объекта, технологии работы объекта, предварительным площадям земельных участков, вариантов подъезда, предварительных сведений по обеспечению строительства строительными материалами, карьерами, транспортным компаниям.
- Разработка, запрос и получение необходимых разрешений: на получение точек примыкания к пути общего пользования, получения ТУ ОАО РЖД, подключение к сетям энергоснабжения, водоснабжения; получение от структур ОАО РЖД сведений по полосе отвода, подготовка договора на аренду земли в полосе отвода ОАО РЖД.
- Подготовка и проведение слушаний по землям, разработка проекта планировки и межевания земельных участков.
- Разработка заданий для Инженерных изысканий (выбор подрядных организации на выполнение работ по изысканиям), контроль выполнения изыскательстких работ на объекте (контроль каждой скважины), анализ выполненных работ.
- Составление запросов: в Федеральное агентство по недропользованию — Роснедра, в отдел водных ресурсов; запрос в департамент по охране, контролю использования объектов животного мира, запрос о предоставлении информации о особо-охраняемых землях; запрос в федеральное агентство по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
- Подготовка технического задания на проектирование; разработка предварительного графика по проектированию и строительству объекта;
- Выбор генерального проектировщика или нескольких проектных организаций.
Проектная стадия:
- проработка и утверждение графика проектирования и изысканий;
- ежедневный контроль выполнения проектных работ;
- еженедельный контроль выполнения заданий на проектирование;
- согласование проектной и рабочей документации со структурами выдавших Технические условия;
- принятие своевременных мер и контроль за устранением выявленных дефектов в проектной документации, ее пересмотр (в случае необходимости).
Экспертиза проекта:
- представление и согласование проектной документации в экспертизах, работа с экспертами, а также контроль исправления замечаний.
Строительство:
- получение разрешения на строительство;
- правильно организовать подготовительный: организация строительного городка, выносы до начала основных работ сооружений препятствующих основным работам;
- работа со строительной инспекцией Ростехнадзора и ИГСН
- выбор материалов, используемых при строительстве (в т.ч. рассмотрение вариантов собственного производства инертных материалов), и поставщиков;
- закуп необходимых материалов и оборудования в соответствии с графиком работ;
- составление технического задания на строительство;
- проведение тендера по выбору генерального подрядчика, подрядчиков;
- оперативная замена подрядчиков, при необходимости;
- согласование, контроль выполнения календарного графика выполнения работ;
- контроль качества работ подрядчиков, в т.ч. контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов;
- проверка наличия документов, удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.);
- выполнение контрольных геодезических работ в процессе строительства;
- осуществление, промежуточной приемки ответственных конструкций зданий и сооружений;
- проведение учета объемов, принятых и оплаченных строительно-монтажных работ, а также объемов некачественно выполненных подрядной организацией строительно-монтажных работ, затрат на устранение дефектов и переделки;
- контроль наличия и правильности ведения первичной исполнительной технической документации (исполнительных схем инструментальной съемки смонтированных конструкций, частей зданий, сооружений и инженерных коммуникаций, общих и специальных журналов работ), внесение в нее изменений, корректировка и другие функции;
Сдача объекта в эксплуатацию:
- передача Объекта Застройщику;
- обеспечение выполнения подрядчиком гарантийных обязательств;
- ввод Объекта в эксплуатацию, в том числе:
- комплектование пакета документов по строительному контролю, необходимых для приемки объекта приемочной комиссией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- передача Заказчику, эксплуатирующей организации необходимой исполнительной документации, письменных обязательств и гарантий, гарантий поставщиков и субподрядчиков, инструкций и руководств по эксплуатации и обслуживанию установленного оборудования, страховых полисов и иных документов, необходимых для дальнейшей эксплуатации Объекта;
- организация приемочной комиссии государственного строительного надзора, получение заключения о соответствии построенного Объекта проектной документации, строительным нормам и правилам;
- Организация проведения проверки и получение заключения о соответствии
- Составление технического паспорта.
- Помощь в составлении договоров на обслуживание.
Информационно-аналитический журнал
Сложившаяся управленческая прак- тика в области образования требует комплексного и системного подхода в решении проблем обеспечения до- ступного и качественного образования для российских граждан.
Необходимы единые подходы и требования
К вопросу о правовом обеспечении и содержании контрольно-надзорной деятельности муниципальных органов управления образованием
![]() председатель Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области, к.п.н. |
Основной целью совершенствования государственной системы контроля на современном этапе является обеспечение гарантий реализации государственной политики в области образования, защита прав участников образовательного процесса. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- упорядочение контрольно-инспекционной деятельности в системе образования;
- более четкое разграничение компетенции между различными уровнями органов управления образованием и их подразделениями.
Кроме того, поскольку состояние системы образования на уровне субъекта Российской Федерации зависит от эффективной совместной деятельности надзорного органа в сфере образования, регионального и муниципальных органов управления образованием, следует также четко определить функции и организационно-правовые формы взаимодействия профессионально-общественных структур и органов управления образованием всех уровней в реализации механизмов лицензирования, аккредитации, инспектирования образовательных учреждений на уровне субъекта Российской Федерации.
Практика показывает: насколько грамотно проводятся процедуры планирования и организации деятельности в муниципальных органах управления образованием, компетентно осуществляются контрольно-инспекционные мероприятия в отношении подведомственных муниципальных образовательных учреждений, настолько эффективнее работают и сами муниципальные образовательные учреждения. И здесь важным фактором выступает правовая основа регулирования системы образования. Исходя из этого, на уровне муниципалитетов стала формироваться собственная правовая основа контрольно-инспекционных функций.
Так, в муниципальных органах управления образованием Ульяновской области разработаны положения об инспекционной деятельности в отношении образовательных учреждений. Законодательной основой для ее осуществления является письмо Министерства образования Российской Федерации от 26.01.2001 № 22-06-106 «О содержании и правовом обеспечении инспекционно-контрольной деятельности органов управления образованием». Однако в условиях отсутствия должного правового анализа и контроля подобная практика нередко сопровождается нарушениями норм законодательства Российской Федерации. Поэтому в настоящее время все острее ощущается необходимость государственного контроля за решениями, принимаемыми органами местного самоуправления, их соответствием законодательству Российской Федерации в области образования.
Территория Ульяновской области включает 25 муниципальных образований, в которых функционируют 1159 образовательных учреждений всех типов и видов различных форм собственности.
В рамках государственной функции по исполнению законодательства в области образования в отношении муниципальных органов управления образованием специалистами комитета проводятся плановые и внеплановые мероприятия по надзору в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок. В целях осуществления единой методологии исполнения контрольно-надзорных функций в системе образования и механизмов их реализации на региональном и муниципальном уровне в муниципальные органы управления образованием направлены инструктивно-методические документы. Разработаны методические рекомендации по подготовке документов для более качественного проведения надзорных мероприятий в форме камеральной проверки. В целях унификации проводимых мероприятий комитетом предложены формы предоставления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и отчета об устранении выявленных нарушений. Отделом по надзору и контролю за исполнением законодательства в области образования составлены также примерные перечни вопросов, по которым могут проводиться проверки в отношении различных объектов образования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования.
Следует отметить, что при осуществлении надзорных мероприятий в отношении муниципальных органов управления образованием требуется учитывать специфику их деятельности. Поэтому, при подготовке к проверкам муниципального органа управления образованием, обзорно изучается характеристика муниципальных образовательных учреждений, анализируются имеющиеся результаты их проверок. Группа специалистов комитета обсуждает возможные варианты формулировки цели и предмета проверки муниципального органа управления образованием. Вместе с нормативными правовыми актами федерального уровня предварительному изучению подлежат и нормативные правовые акты Ульяновской области (в частности, это Программа реструктуризации и оптимизации сети образовательных учреждений Ульяновской области, Программа развития дошкольного образования в Ульяновской области и другие). Соответственно, предметами проверок муниципальных органов управления образованием является анализ следующих направлений:
- соблюдение процедур ликвидации и реорганизации образовательных учреждений;
- реализация областной целевой программы развития дошкольного образования;
- выполнение требований законодательства в части установления размера взимаемой с родителей платы за содержание ребенка (детей) в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;
- соблюдение требований учета, выдачи и хранения документов об образовании государственного образца;
- организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;
- осуществление процедур отчисления, исключения, а также перевода и восстановления обучающихся;
- исполнение контрольных функций в отношении подведомственных образовательных учреждений.
По результатам надзорной деятельности Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области определен круг вопросов, которые требуют пристального внимания. Например, наибольшую подготовленность специалисты муниципальных органов управления образованием проявляют по вопросам и видам контроля, касающимся организации образовательного процесса. Однако они недостаточно компетентны в вопросах нормативного и правового обеспечения деятельности образовательных учреждений, реализации образовательных программ в соответствии с образовательными стандартами. Таким образом, в качестве одной из главных проблем обозначилась недостаточная компетентность руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием по вопросам исполнения законодательства в области образования. В частности, в ходе проверок выявлены несоответствия действующему законодательству нормативно-правовой документации и локальных актов, разработанных органами управления образованием и образовательными учреждениями; отмечено ослабление контроля за оформлением и ведением документации.
Результаты проверок позволили обоснованно сформировать содержание семинаров-совещаний с руководителями и специалистами в области образования. Были проведены семинары-совещания по темам: «Организация контрольно-надзорной деятельности в сфере образования Ульяновской области», «Исполнение законодательства в области образования как необходимое условие успешного развития дополнительного образования детей», «Об исполнении законодательства в области дошкольного образования». Проведение подобных мероприятий способствует выработке единых подходов и требований к условиям осуществления обучающей деятельности образовательными учреждениями различных типов и видов.
Перспективной формой осуществления государственной функции является организация мониторинга результатов контроля и надзора за исполнением законодательства Российской Федерации на территории Ульяновской области.
«Наибольшую подготовленность специалисты муниципальных органов управления образованием проявляют по вопросам и видам контроля, касающимся организации образовательного процесса. Однако они недостаточно компетентны в вопросах нормативного и правового обеспечения деятельности образовательных учреждений…»
Актуальной проблемой в организации контрольно-надзорной деятельности является привлечение к надзорным мероприятиям экспертов из числа представителей государственных органов исполнительной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления, образовательных и научных организаций. Это позволит во многом решить проблему общественно-государственного контроля за исполнением законодательства в области образования. Однако необходимо максимально избежать субъективности и предвзятости в работе привлеченных экспертов.
Для обеспечения высокого квалификационного уровня экспертов в области разработана программа подготовки специалистов, владеющих умениями и навыками в области осуществления экспертной оценки деятельности образовательных учреждений различных типов и видов. Программа имеет усиленный правовой блок, представленный системой официальных документов, регулирующих контроль и надзор в сфере образования Ульяновской области.
Необходимость широкого информирования педагогической общественности о результатах контрольно-надзорной деятельности находится в поле внимания Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области как одна из существенных профилактических мер. Так, на сайте комитета размещается актуальная информация по вопросам исполнения законодательства в области образования, действует рубрика «Вопрос-ответ». Проводится индивидуальное консультирование руководителей муниципальных органов управления образованием по телефону во время работы «прямой линии». Сложилась практика обратной связи комитета с муниципальными органами управления образованием посредством информационных писем. Достигнутое информационное взаимодействие позволяет оперативно управлять процессами исполнения законодательства в области образования и координировать осуществление контрольно-надзорных функций на различных уровнях государственной власти и местного самоуправления.
В настоящее время Комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области определяет стратегию, тактику и механизмы организации деятельности по осуществлению государственных полномочий осуществления надзорных функций в области образования. С целью совершенствования нормативно-правового и научно-методического сопровождения контрольно-надзорных процедур разработана и действует Программа развития Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области на период до 2011 года. Мероприятия программы направлены на внедрение вариативных процедур при осуществлении переданных государственных полномочий по исполнению законодательства в сфере образования.
Сложившаяся управленческая практика в области образования требует комплексного и системного подхода в решении проблем обеспечения доступного и качественного образования для российских граждан. Проводимые комитетом изменения в совершенствовании контрольно-надзорных процедур позволят обеспечить соблюдение законодательства в области образования на единых правовых, управленческих и методологических основаниях.