Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности жизни апатрида — человека без гражданства

Апатрид

  • Беженец
  • Лицо, ищущее убежище
  • Нелегальный мигрант
  • Трудящийся-мигрант

Апатри́д (от лат. apatris и др.-греч. ἀ + πατρίς ) или лицо без гражданства — физическое лицо, не имеющее какого-либо гражданства или подданства и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к какому-либо гражданству или подданству.

Содержание

  • 1 Причины неимения гражданства (подданства)
  • 2 Документы лиц без гражданства
  • 3 Свобода от гражданства
    • 3.1 Запрет на отказ от гражданства (гражданство как обязанность)
    • 3.2 Свобода от гражданства (гражданство как объект права)
  • 4 Примечания
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки

Причины неимения гражданства (подданства) [ править | править код ]

Человек может стать апатридом в следующих случаях:

  • при рождении от родителей-апатридов, если законы государства рождения не подразумевают автоматического приобретения лицом гражданства этого государства (невозможность филиации по праву почвы);
  • при лишении гражданства государством; лишение гражданства со стороны государства может происходить по политическим, этическим мотивам, из соображения безопасности или в случае, если гражданство было получено незаконно;
  • при добровольном отказе от гражданства;
  • в случае прекращения существования государства.

Согласно статье 1 «Конвенции о статусе апатридов», такой статус не распространяется на беженцев [1] .

Документы лиц без гражданства [ править | править код ]

Лица без гражданства в Российской Федерации (как и иностранные граждане) пользуются национальным режимом. В то же время они, как и иностранцы, не имеют некоторых политических прав (например, избирательных) [2] .

Документами, удостоверяющими личность лиц без гражданства в Российской Федерации, являются:

  1. документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
  2. разрешение на временное проживание;
  3. вид на жительство;
  4. иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лиц без гражданства [3] .

Под иными документами, признаваемыми в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства, имеются в виду документы, упомянутые в статьях 27 и 28 «Конвенции о статусе апатридов» [1] .

Свобода от гражданства [ править | править код ]

В международном праве в практической плоскости в понимании гражданства имеется дихотомия относительно прав и свобод человека к гражданству. В связи с внедрением конвенций по борьбе с безгражданством людям стали запрещать добровольно отказываться от гражданства, а только заменять одно гражданство другим.

Запрет на отказ от гражданства (гражданство как обязанность) [ править | править код ]

В результате издания двух международных договоров, созданных в целях реализации политических идей по сокращению безгражданства, обладание гражданством стало преподноситься не как право, а как обязанность. В частности, к таким договорам относятся:

  • Конвенция о сокращении безгражданства (принята Генеральной Ассамблеей ООН 30 августа 1961 года в Нью-Йорке) [4] ;
  • Европейская конвенция о гражданстве СДСЕ № 166 (принята 06 ноября 1997 года в Страсбурге) [5] .

В силу Конвенции о сокращении безгражданства государства-подписанты обязаны не допускать добровольный отказ от их гражданства, если он вызывает утрату гражданства, кроме тех случаев, когда соответствующее лицо имеет или приобретает другое гражданство. Вторая, Европейская, конвенция устанавливает, что каждое государство-участник разрешает отказ от его гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства.

Свобода от гражданства (гражданство как объект права) [ править | править код ]

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года), в свою очередь, чётко и определённо регламентирует гражданство не как обязанность, а именно как право. Согласно статье 15 декларации, каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство [6] .

Я тоже оставался без гражданства. С этим можно жить

Документы для апатридов

Если вы думаете, что наличие у человека паспорта (или загранпаспорта) — вещь настолько же естественная, как наличие штанов или обуви, то вы ошибаетесь.

На свете есть огромное число людей, у которых нет никаких подобных документов, потому что ни одна страна не признает их своими гражданами. Посмотрите хотя бы на Михаила Саакашвили, внезапно оказавшегося вообще без какого-либо гражданства.

Среди таких людей был и ваш покорный слуга, проживший без гражданства какой бы то ни было страны почти четыре года.

Апатридов — лиц без гражданства — на свете несколько миллионов как минимум. Большинство из них — представители местных меньшинств, само существование которых местные власти по разным причинам не обязательно одобряют — от рохинджа в Мьянме до части этнических тамилов на Шри-Ланке или палестинцев в секторе Газа и лагерях для беженцев в Ливане, а также, например, преимущественно русскоязычных людей в Эстонии и Латвии.

Но это отдельные случаи — отголоски имперских историй.

  • Британцы торопятся получить немецкое гражданство
  • Второй паспорт: почему гражданство стало ходовым товаром
  • Что можно купить вместе с паспортом: опыт Мальты

Есть и другая группа — беженцы, которых лишила гражданства страна исхода, как в случае с моей семьей, либо те, кто даже близко не может подойти к посольствам и консульствам своей бывшей страны проживания из-за серьезных опасений за свою жизнь, здоровье и свободу.

И если вы вдруг окажетесь в подобной ситуации, то для вас у меня, как человека опытного в этих делах, есть несколько советов.

Запаситесь терпением

Если вам не повезло и вы не бывший президент Грузии, не бывший губернатор одной из областей Украины и вообще никому, кроме ваших родственников и знакомых, вы не известны, то в течение длительного времени вам придется доказывать, что вы — это вы, а не верблюд из старого анекдота.

Когда моя семья приземлилась в Вене, на руках у каждого из нас был лишь один документ — советская выездная виза. На вид весьма несерьезная бледно-зеленая бумажка, сложенная вдвое. Перед выездом нас лишили советского гражданства.

К каждой бумажке была прикреплена фотография, а на самом документе были написаны имя, фамилия и дата рождения.

Все надписи были исключительно на русском языке, что за пределами стран, использующих кириллицу, точно не помогает в установлении личности.

Соответственно, ни один пограничник, полицейский или любой другой представитель власти не смог бы понять, кто вы такой и чего вам нужно.

К счастью, в большинстве цивилизованных стран существуют специальные процедуры для подобных людей.

В Австрии советские беженцы были не новостью. Вас быстро где-то регистрировали и через неделю отправляли в Италию.

И вот тут как раз и было необходимо терпение.

Особенности жизни апатрида — человека без гражданства

Апатриды – лица без гражданства, которые в силу определенных причин утратили подданство какой-либо страны или были принудительно лишены его. Таким образом их права и свободы несколько ограничены, так как ни в одном субъекте они не смогут воспользоваться ими в полной мере. Отношение властей к данной категории лиц во многом зависит от международных соглашений и выработанной миграционной политики. Касательно РФ, можно сказать, что Правительство практически не разделяет апатридов и иностранных граждан. Но некоторые нюансы все же имеются. Чтобы понять жизнь без подданства, следует рассмотреть данные особенности на конкретном примере.

Причины, почему лицо может быть без гражданства

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74

Отсутствие какого-либо гражданства у человека обусловлено наличием одной из следующих причин:

Важно! Международными соглашениями могут быть предусмотрены дополнительные причины, когда может быть присвоен статус апатрида.

Иностранцы и апатриды: одно и то же?

Каждая страна может самостоятельно определять права и обязанности иностранных граждан и апатридов, в связи с чем во многих государствах устанавливается собственная специфика отношений, которая во многом отличается от соседних субъектов. Касательно позиции правительства Российской Федерации стоит отметить, что по большей части статусы иностранца и лиц без гражданства почти идентичны, за исключением отдельных позиций:

  • апатрид не может рассчитывать на получение покровительства в дипломатическом представительстве;
  • в отношении иностранного гражданина всегда действуют правовые нормы страны нахождения и родного государства; в случае с лицом без подданства актуальны положения законодательства исключительно субъекта пребывания;
  • иностранец обладает удостоверением личности, тогда как апатрид не имеет никаких документов, с помощью которых может быть подтверждена связь с каким-либо государством.

В остальном две данные категории лиц обладают одинаковыми ограничениями и свободами. К примеру, они не подлежат призыву на военную службу, не имеют права голоса, а также не могут заниматься определенными видами деятельности.

Правовой статус апатридов в РФ

Статус лица без гражданства и иностранца во многом соответствует статусу полноправного гражданина России. Подобное утверждение означает, что данные категории могут воспользоваться правом на:

  • социальную поддержку от государства;
  • свободу чести, слова, совести и т.п.;
  • невмешательство в личную жизнь;
  • занятие предпринимательской деятельностью;
  • обращение в судебные или правоохранительные структуры для защиты собственных прав;
  • использование предусмотренных медицинских услуг на бесплатной основе;
  • безвозмездное получение основного образование;
  • осуществление трудовой деятельности;
  • вступление в брак с гражданами России или иных государств;
  • и т.д.

При этом права лиц без гражданства имеют конкретные ограничения:

  1. Несмотря на допущение свободного занятия трудовой деятельности, лица без гражданства не могут занимать некоторые должности, а именно: в государственных и муниципальных структурах, а также в службах, обеспечивающих национальную безопасность страны.
  2. Не могут выступать в качестве замещающего, если должность предполагает нахождение на судах, самолетах или военных кораблях.
  3. Отсутствует возможность занимания руководящей должности в организациях, где более 50% уставного капитала находится в ведении РФ.
  4. Не могут быть призваны на службу в Вооруженных Силах Российской Федерации – отдельно рассматривается служба на контрактной основе.
Читать еще:  Как продать квартиру, находящуюся в ипотеке?

Помимо прав и ограничений, существуют конкретные обязанности, которые должен выполнять апатрид, если желает беспроблемно пребывать на территории России:

  • своевременная оплата обязательных сборов и предусмотренных налогов;
  • обеспечение сохранности окружающей среды, а также объектов исторического и культурного значения;
  • неукоснительное следование нормам Конституции и положениям иных нормативно-правовых актов России;
  • соблюдение прав, свобод и интересов других людей;
  • своевременное прохождение регистрационных мероприятий в миграционной службе по месту текущего пребывания;
  • выезд за пределы территории РФ в случае истечения срока действия визы; это же актуально и для РВП и ВНЖ – в этой ситуации покинуть страну нужно на протяжении двух недель после окончания отведенного периода.

Важно! При пересечении границы необходимо оставить миграционную карту на пограничном контроле.

Документы апатридов

Для пересечения границы Российской Федерации и нахождении на ее территории апатриду необходимы документы для удостоверения личности. В соответствии со ст. 10 ФЗ № 115 определены позиции, которые могут быть использованы лицами без гражданства:

  • свидетельство о рождении, паспорт или иной документ, выданный уполномоченной службой иного государства;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • специальная бумага, которая выдается апатриду на период рассмотрения его запроса по присвоению гражданства;
  • свидетельство, по которому можно установить, что человек получил временное убежище в конкретной стране.

В случае с посещением России лицом без подданства нет необходимости в предоставлении биологического паспорта. Актуальной позицией в данном случае выступает виза, приобрести которую можно лишь при наличии специального приглашения от физического или юридического лица, находящемся в РФ и являющемся полноправным резидентом страны.

ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов»

Миграционный учет представителей иного государства и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с ФЗ № 109 от 2006 года. Если разобрать ключевые особенности данного нормативно-правового акта, то можно выделить такие позиции:

  • после въезда на территорию РФ необходимо оформить миграционную карту;
  • находиться в России допускается лишь на протяжении срока действия визы;
  • постановка на миграционный учет должна быть произведена в течение суток после пересечения границы – сделать это нужно в ближайшем отделении миграционной службы (с собой важно иметь миграционную карту и удостоверение личности);
  • если возникла необходимость в продлении права нахождения в России, то в первую очередь понадобится иметь на руках документальное подтверждение основания для успешной реализации данной процедуры, в качестве которых могут выступать: продление визы, получение РВП или ВНЖ, приобретение патента, оформление специального статуса – беженца;
  • при покидании страны регистрация аннулируется автоматически – никаких дополнительных действий со стороны апатридов или иностранных граждан не требуется;
  • несколько иная ситуация актуальна при изменении субъекта проживания внутри самой России – об этом нужно в обязательном порядке уведомлять миграционную службу.

Важно! При игнорировании положений законодательства, ответственное лицо без гражданства может быть привлечено к уплате штрафа. При злостном нарушении и выявлении факта несоблюдения норм человек может быть принудительно депортирован с последующим наложением запрета на посещение страны в течение определенного периода.

ВНЖ для апатридов в РФ

Вид на жительство для лиц без гражданства является важной составляющей, при наличии которой можно рассчитывать на:

  • использование права проживания на территории Российской Федерации;
  • подтверждение личности держателя документа;
  • беспрепятственное пересечение границы государства.

Помимо вышеперечисленных позиций, ВНЖ позволяет воспользоваться упрощенной процедурой устройства в российскую компанию для осуществления трудовой деятельности. Для получения вида на жительства понадобится следовать конкретному порядку действий:

  1. Подготовка запрашиваемых документов и заполнение соответствующего заявления.
  2. Подача бумаг в территориальное отделение миграционной службы.
  3. Ожидание рассмотрения ходатайства о выдаче ВНЖ. Занимает данный этап от двух недель до шести месяцев – зависит от статуса заявителя. После вынесения решения апатрид уведомляется о результатах.
  4. Уплата государственной пошлины в установленном размере.
  5. Получение ВНЖ.

Важно! Рассчитывать на успешное оформление вида на жительства можно только в том случае, если соискатель прожил на территории России по РВП в течение двенадцати месяцев, как минимум.

Причины отказа в выдаче

В качестве ключевых оснований, используемых при отказе в предоставлении разрешения на проживание в России приняты следующие позиции:

  • наличие потенциальной угрозы для безопасности государства;
  • стремление к изменениям норм конституционного строя;
  • участие в вооруженных конфликтах, террористических и экстремистских мероприятиях;
  • запрет на въезд на территорию Российской Федерации в связи с наложением депортации или выдворением из-за несоблюдения норм миграционного законодательства;
  • совершение действий, которые по российскому законодательству предполагают административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность;
  • использование недостоверной информации или поддельных документов при подаче заявления;
  • несение военной службы или службы в правоохранительных структурах иного государства;
  • наличие непогашенной судимости;
  • уголовное преследование как в России, так и за ее пределами;
  • нахождение в местах лишения свободы.

В каждой стране свой перечень наиболее актуальных причин. К примеру, в США самыми распространенными являются: фиктивный брак, предоставление недостоверных данных, злостное употребление алкогольных или наркотических веществ. Для государств Европейского союза: наличие судимости, совершение серьезного преступления, отсутствие достаточных знаний государственного языка. Также не редкость, когда власти отказывают без объяснения причин – они имеют на это полное право.

Заключение

Итак, миграционное законодательство Российской Федерации сформировало отношение к апатридам в той степени, которое соответствует положениям, актуальным для иностранных граждан. То есть человек без подданства при проживании на территории России может воспользоваться всеми основными правами человека. Ограничения и запреты – те же, что действуют и для представителей иного государства. Но все же нахождение в данном статусе предполагает немало неудобств, так как каждая страна предъявляет свои критерии к апатридам, поэтому так важно обеспечить скорейшее вступление в гражданство при его утрате.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Правительство предложило урегулировать статус апатридов, находящихся в РФ без документов

25 апреля Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 948528-7, направленный на урегулирование правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории России и не имеющих документа, удостоверяющего личность.

Содержание поправок

Как указано в пояснительной записке, Законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ в Закон о гражданстве РФ была введена гл. VIII.1, действие которой продлено до 1 января 2025 г. В данной главе определяются льготные условия и порядок приема в гражданство для отдельных категорий лиц, находящихся в России. Вместе с тем, отмечает правительство, в стране остается более 5 тыс. лиц без удостоверяющих личность документов с неурегулированным правовым статусом, на которых не распространяется действие норм гл. VIII.1 Закона о гражданстве.

Это освобожденные из мест лишения свободы, которые имеют непогашенную или неснятую судимость, а также те, в отношении кого вынесены решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, но депортировать их невозможно из-за отсутствия у них гражданства иностранного государства. Не подпадают под нормы гл. VIII.1 Закона о гражданстве апатриды, которые имели на 5 сентября 1991 г. гражданство СССР, прибыли в Россию для проживания после 1 ноября 2002 г. и не приобрели гражданство РФ (либо у которых изъят паспорт гражданина), а также дети таких людей. Сюда же относятся бывшие граждане России, если решение о признании их гражданами или о приеме в гражданство было отменено и при этом они не имеют места жительства в РФ. Аналогичное неопределенное положение имеют лица, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, административном выдворении, депортации или передаче иностранному государству в порядке реадмиссии, однако отсутствует государство, готовое принять такое лицо.

В пояснительной записке указано, что ст. 101 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, появившаяся в 2013 г. и предусматривающая специальную процедуру установления личности иностранного гражданина или апатрида, не имеющего действительного удостоверяющего личность документа, значительно облегчила урегулирование правового статуса иностранных граждан в РФ. Однако после идентификации на основании указанной нормы лицо без гражданства не получает документ, удостоверяющий личность.

При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ № 14-П/2017 указано, что законодатель вправе установить специальный миграционный статус лица без гражданства, в отношении которого постановление о принудительном выдворении за пределы РФ не может быть исполнено в связи с отсутствием государства, готового его принять, а также предусмотреть создание механизма надзора (контроля) со стороны уполномоченных органов за лицами, в отношении которых применение обеспечительной меры в виде содержания в специальном учреждении отменено.

Это, как считает правительство, предполагает выдачу такому лицу соответствующего документа. Он, по мнению госоргана, позволит указанной категории лиц легально находиться в России и впоследствии в установленном порядке определиться со своим правовым статусом. Предполагается, что этим документом станет временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, которое будет выдаваться на основании заключения об установлении личности лица без гражданства, составленного в соответствии со ст. 101 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ. В законопроекте прямо указано, что данный документ не может быть выдан в форме электронного документа. Уровень защиты бланка временного удостоверения личности предложено определять по аналогии со свидетельством о предоставлении временного убежища на территории РФ.

Законопроектом предусмотрена постановка на учет по месту пребывания лиц без гражданства, имеющих временное удостоверение личности, по истечении семи рабочих дней с даты получения указанного документа. В случае принятия закона лица, имеющие временное удостоверение личности, смогут трудиться в РФ без оформления дополнительных документов. Разрешение на временное проживание также можно будет получить без учета утвержденной правительством квоты.

Читать еще:  Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях

В качестве отмеченного КС РФ механизма надзора (контроля) со стороны государства за получившими временное удостоверение личности правительство предлагает установить необходимость ежегодного продления срока действия временного удостоверения личности.

Поскольку выдача временного удостоверения личности предоставит апатриду возможность пребывания в России, в законопроекте предусмотрено приостановление ранее принятых в отношении такого лица решений о неразрешении въезда и о нежелательности пребывания (проживания) в РФ.

Одновременно предлагается уточнить основания для прекращения содержания в специальном учреждении лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмиссии, в случае отмены соответствующих решений, прекращения процедуры реадмиссии, признания беженцем либо предоставления временного убежища в РФ.

Эксперты о плюсах и минусах законопроекта

Адвокат КА «Малик и Партнеры», участник сети «Миграция и право» ПЦ «Мемориал» Илларион Васильев отметил, что, как видно из пояснительной записки, Постановление КС РФ от 23 мая 2017 г. №14-П по делу Мцхиладзе продолжает свое позитивное воздействие на правовое положение лиц без гражданства в РФ. «Правда, в постановлении говорилось о праве федерального законодателя установить специальный миграционный статус лица без гражданства, в отношении которого постановление о принудительном выдворении за пределы РФ не может быть исполнено. Но авторы законодательной инициативе пошли дальше и решили наконец-то урегулировать правовой статус всех проживающих в России лиц без гражданства», – добавил он.

Илларион Васильев рассказал, что сегодня апатриды обычно не имеет никакого действующего документа, устанавливающего личность. «Подразумевается, что у лица без гражданства должен быть вид на жительство или разрешение на временное проживание. Но для их получения необходимы паспорт и легальное пребывание (читай – регистрация по месту пребывания). У лиц без гражданства по определению нет паспорта иностранного государства. Соответственно, нет и регистрации. Паспорт СССР, если он и остался, уже недействителен», – пояснил адвокат.

По его словам, единственная возможность некоторой легализации для таких лиц – получение в органах внутренних дел заключения об установлении личности. Процедура длительная и не всегда заканчивается положительно, заметил эксперт. После установления личности те апатриды, которые имеют право на получение гражданства РФ, получают паспорт. Это, как правило, те, кто на момент распада СССР проживал в России, сказал Илларион Васильев.

«Остальные – чаще всего граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства новообразованных государств, остаются в “серой” зоне. Без документов, в лучшем случае с заключением об установлении личности. Они не могут встать на миграционный учет, что делает таких лиц нарушителями миграционного законодательства, поэтому в итоге они и оказываются в центрах содержания иностранных граждан в ожидании выдворения в страну, которая не признает их своими гражданами. Следовательно, депортировать их некуда», – рассказал «АГ» адвокат.

Он также заметил, что законопроект предполагает последующее изменение Постановления Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9, регулирующее порядок миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. «Надеюсь, что речь будет идти о том, что на основании временного удостоверения лицо без гражданства сможет встать на миграционный учет. Соответственно, будет меньше решений о выдворении таких лиц в никуда», – подчеркнул Илларион Васильев.

Следует отметить, что из этого же исходит и Правительство РФ, которое прямо указало, что необходимость внесения изменений в названное постановление обусловлена положениями законопроекта, предусматривающими постановку на учет по месту пребывания лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.

Илларион Васильев также обратил внимание на предлагаемую редакцию п. 4 ст. 35. 1 Закона о гражданстве, согласно которой содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется в том числе до выдачи ему временного удостоверения личности лица без гражданства. Данная новелла может перечеркнуть все положительное значение решения КС по делу Мцхиладзе, считает адвокат.

«Получится, что освобождение лица без гражданства будет поставлено в зависимость от получения временного удостоверения. Это неправильно. Административное выдворение или депортация не может быть осуществлена, поскольку нет страны, готовой принять такое лицо как своего гражданина. Соответственно, содержание в спецучреждении не имеет правовой цели и выдворяемый должен быть освобожден немедленно, как только будет установлено, что выдворение или депортация невозможны», – подчеркнул эксперт.

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что принятие данного законопроекта необходимо, поскольку на территории РФ находится большое количество лиц, которые не имеют возможности легально проживать в России из-за отсутствия разрешительных документов, но и выдворить из РФ их также нельзя в силу отсутствия гражданства иного государства.

Наиболее значимым, по мнению эксперта, является то, что закон в случае принятия позволит получить временное удостоверение лица без гражданства тем, в отношении кого были приняты решения о нежелательности пребывания в РФ, неразрешении въезда в РФ, депортации, административном выдворении, исполнение которых фактически оказалось невозможным. «Важно отметить, что факт выдачи данного удостоверения станет основанием для отмены раннее принятых решений о нежелательности пребывания в РФ и (или) о неразрешении въезда в РФ тем органом, который их принял, в связи с чем, как указано, необходимы внесения изменений в подзаконные акты, регламентирующие порядок принятия таких решений», – добавила Анна Минушкина.

Наиболее интересным адвокату показалось то, что законопроект наделяет Минюст России правом самостоятельно отменять ранее принятые им решения о нежелательности пребывания в РФ. «В настоящее время решения Минюста возможно отменить исключительно в судебном порядке», – пояснила эксперт.

В то же время, заметила она, не до конца понятен вопрос с отменой постановлений судов о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ. Согласно законопроекту информация о принятии решения о выдаче временного удостоверения лица без гражданства будет направляться в органы прокуратуры, в соответствии с действующим КоАП прокурор наделен правом подать протест на вступившее в силу постановление суда об административном выдворении за пределы РФ, однако у суда нет обязанности этот протест удовлетворить, подчеркнула Анна Минушкина.

«Особо важным моментом является то, что апатриды, получившие временное удостоверение личности, вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешительных документов, имеют право на получение РВП без квоты. Тем самым принимаемые законодателем меры не только позволят лицам без гражданства легализовать свое пребывание в РФ, но и дают им право на получение российского гражданства в будущем», – заключила адвокат.

Правовое положение лиц без гражданства в России

По данным ООН, в мире насчитывается свыше 12 миллионов лиц, не имеющих гражданской принадлежности ни к одному из государств. Хотя на деле их правовой статус не сильно отличается от положения иностранцев, лица без гражданства не могут воспользоваться многими фундаментальными правами. В этой статье рассмотрим подробно эту категорию и разберемся, в чем основные особенности ее правового положения.

Понятие гражданства

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» , гражданство – это устойчивая политико-правовая связь, которую субъект (физическое лицо) приобретает по отношению к России как государственному образованию. Указанная связь проявляется во взаимоотношениях государства и человека, находящегося под его защитой. РФ, как и любое другое государство, обеспечивает своим гражданам реализацию гарантированных прав и свобод и предоставляет покровительство, когда они находятся за пределами страны, за что те берут на себя обязательства исполнять законы и другие писаные правила и предписания, продиктованные государством. Совокупность указанных прав и обязанностей отличает иностранца и субъект без подданства (или гражданства) от гражданина страны.

Подавляющее большинство людей становятся гражданами России при рождении от родителей-россиян или же от иностранцев, но на российской территории ( ст. 12 Закона о гражданстве ). Однако закон предусматривает и другие способы установления правовой связи с РФ, в частности, натурализацию , восстановление в гражданстве , оптацию и другие.

Читайте больше о правовой связи гражданина и государства, а также что такое гражданство .

Кто такой апатрид

Однако далеко не все обладают такой правовой связью. Поэтому для начала разберемся, как называется человек, не имеющий гражданства и подданства. Такой субъект имеет статус лица без гражданства или апатрида. Юридические словари дают разные определения этих двух понятий, что, однако, нисколько не меняет их юридического смысла, который зафиксирован в ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» .

Лицами без гражданства или апатридами признаются лица, не являющиеся гражданами России и при этом не имеющие доказательств, позволяющих установить их гражданскую принадлежность к любому другому государству.

Таким образом, российский законодатель не рассматривает их в качестве иностранцев, выделяя в отдельную группу субъектов права. При этом за ними не признается особого «гуманитарного» статуса, а термин «апатриды» используется для обозначения лиц, оставшихся в статусе безгражданства в силу собственного волеизъявления. Каких-либо препятствий для изменения их статуса, кроме общих условий вступления в гражданство, законодатель не предусматривает.

Иного мнения придерживаются в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). В Организации обращают особое внимание на проблему распространения безгражданства в Российской Федерации. Так, отсутствие гражданства, по данным ГУВМ МВД на 2012 год, зафиксировано у более чем 31 тысячи человек, проживающих в России, а количество апатридов, по результатам переписи населения в 2010 году, составляло около 178 тысяч человек. Эти несоответствия не позволяют говорить о полной ясности в вопросе безгражданства в РФ.

УВКБ ООН озабочено таким положением дел: по убеждению представителей организации, безгражданство препятствует реализации базовых прав человека в России.

В попытке исправить ситуацию, представители УВКБ предоставляют юридическую помощь, проводят мероприятия в поддержку апатридов, способствуют их местной интеграции, представляют их интересы в государственных органах и содействуют внесению благоприятных изменений в российское законодательство.

Читать еще:  Минздравсоцразвития России Приказ 290н от 01062009

При этом подчеркнем, что апатриды и бипатриды – это разные субъекты, несмотря на то, что оба статуса российским законодательством признаются легальными. Для первой категории характерно абсолютное безгражданство, в то время как у представителей второй есть сразу нескольких паспортов. Но если один из них – российский, для РФ такой бипатрид будет считаться прежде всего россиянином.

Как можно стать апатридом

Задаваясь вопросом, как стать лицом без гражданства, гражданин России должен понимать, что у него мало возможностей осуществить такой переход.

Теоретически можно выделить лишь четыре основания, допускающих приобретение статуса апатрида:

  1. Рождение от родителей, не имеющих гражданства, при условии, что законодательство страны рождения (например, Мьянмы, Сирии и Ирака) не предусматривает на этот случай предоставления собственного гражданства.
  2. Принудительное лишение гражданства .
  3. Прекращение существования государства.
  4. Добровольный выход из гражданства и получение статуса ЛБГ (расшифровка – лицо без гражданства).

Однако все эти варианты не подразумеваются российским законодательством, а потому не могут быть применимы в отношении россиян.

Изучите детальнее информацию о том почему, нельзя выйти из-под российского протектората и стать апатридом и как происходит процедура прекращения гражданства РФ .

Правовой статус ЛБГ в России

В целях регулирования правового статуса апатридов на территории России, ФЗ № 115 «О правовом положении иностранцев в РФ» приравнивает их к иностранным гражданам. Поэтому признание лицом без гражданства на территории РФ предоставляет такому человеку полный объем правомочий, гарантированных законом для граждан других государств. Проще говоря, иностранцы и ЛБГ по российскому законодательству равны, что разрушает стереотип о том, что лица без гражданства – это бесправные субъекты, лишенные возможности реализовать свои свободы.

В России апатридам гарантирован легальный статус, что значит: лицо без гражданства может законно не только временно пребывать, но и постоянно проживать на территории РФ . Обязательное условие для этого – получение соответствующего статуса и подтверждающего его документа (визы, разрешения на временное пребывание или вида на жительство ). Более того, после прохождения всех этапов легализации , включающих длительное проживание, сдачу теста на знание языка и ряд других аспектов, тот, кто считается апатридом, может оформить российское гражданство.

Права и обязанности апатридов в России

Повторимся: будет ошибкой считать, что апатриды лишены всех прав. Что делать, если нет гражданства: человек действительно будет считаться апатридом, но это не значит, что он не может претендовать на общегражданские права. Напомним, в правовом статусе они приравнены к иностранцам, которые в соответствии со ст. 4 ФЗ № 115 пользуются большинством прав и обязанностей граждан РФ.

Проще говоря, все, кто подпадают под понятие ЛБГ, обладают тем же объемом прав и обязанностей, что и граждане России, за исключением:

  • политических и избирательных прав, то есть апатрид не имеет права участвовать в выборах;
  • возможности занимать государственные должности и работать на государственной службе;
  • возможности иметь в собственности отдельные виды недвижимого имущества, например, земли в приграничных территориях;
  • необходимости нести военную службу.

Все это стоит учитывать, перед тем, как получить статус апатрида. Однако в остальном права лиц без гражданства идентичны правам и обязанностям граждан России. С другой стороны, на них возлагаются некоторые дополнительные обязанности, связанные с их статусом.

Сразу по прибытии в Россию апатриды, как и иностранцы, обязаны встать на миграционный учет и в дальнейшем уведомлять о смене своего места пребывания/проживания.

Однако как только они оформят вид на жительство , необходимости в таком уведомлении уже не будет.

Документы апатридов

Ошибочно считать, что апатриду не требуется удостоверение личности. Без него ЛБГ даже теоретически не имеет шансов легально попасть на территорию России, как и находиться в стране на законных основаниях. Если ему это все же удалось, без удостоверения личности такое лицо будет находиться в бесправном положении. Фактически отсутствие документов лишает вообще какого-либо статуса и парализует процесс реализации общегражданских прав и свобод.

Документы, удостоверяющие личность без гражданства, оговорены п. 2 ст. 10 Закона о положении иностранцев :

  • документ иностранного государства, признанный в качестве удостоверяющего личность ЛБГ в соответствии с международным договором;
  • разрешение на временное проживание (РВП);
  • вид на жительство (ВНЖ);
  • иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с отечественным законодательством или международным договором.

Какой документ удостоверяет личность ЛБГ, зависит от ситуации, в которой апатрид оказался. По сути, он может иметь несколько таких документов, так как, согласно ст. 28 Конвенции о статусе апатридов, страны-участники обязуются выдавать каждому апатриду, проживающему на их территории, проездные документы для пересечения границы. Поэтому есть вероятность, что лицо без гражданства может одновременно иметь российский вид на жительство и паспорт лица без гражданства, выданный в другом государстве.

Социальные гарантии

Так как апатриды обладают практически полным спектром прав, гарантированных российским гражданам, на них автоматически распространяются и предоставляемые государством социальные гарантии.

Таким образом, если апатрид имеет постоянное место жительства в России, он имеет полное право получать:

  • социальное, пенсионное и иное обеспечение в соответствии с Конституцией;
  • образование и обучение в общеобразовательных и высших учебных заведениях для своих детей;
  • бесплатную медицинскую помощь и страхование собственного здоровья;
  • беспрепятственное трудоустройство и право ведения предпринимательской деятельности ;
  • оплату труда, отпуск, больничные и др.

Сам по себе апатризм не может препятствовать реализации указанных социальных гарантий, так как их обеспечение закреплено законодательно. С другой стороны, их объем для апатридов значительно отличается в зависимости от глубины интеграции ЛБГ в российское общество. Например, лицо без гражданства, временно пребывающее на территории РФ, не может претендовать на трудоустройство или получение пенсии. К тому же реальная жизнь апатридов в России сильно отличается от декларируемой в документах.

Жизнь апатридов в России

Несмотря на определенный законодательством статус, лицам без гражданства ежедневно приходится сталкиваться с трудностями, когда дело непосредственно касается того, как жить в России без гражданства. Основная причина возникающих проблем кроется в полном отсутствии документов, удостоверяющих личность. Апатридов, которые перебрались на территорию России с уже готовыми разрешительными бумагами, единицы. Большинство же стали ЛБГ после распада СССР или просто не смогли оформить удостоверительный документ ни в России, ни ранее за границей.

В теории ответ на вопрос, могут ли лица без гражданства получить образование или медицинскую помощь, очевиден: они имеют такое право. Но на практике бывает обратное.

Для людей без документов закрыты школы и больницы, они не могут претендовать на легальное трудоустройство и оформление пенсии, заключать нотариальные сделки и получать водительские права.

Более того, для них недоступны даже временная регистрация, ночевка в гостинице, регистрация брак а или же поездка на транспорте дальнего следования, билеты на который приобретаются по паспорту. Таким образом, жизнь без гражданства в России налагает множество ограничений.

Причина таких затруднений для ЛБГ заключается в том, что РФ так и не присоединилась ни к Конвенции о статусе апатридов, ни к Конвенции о сокращении безгражданства. В результате законодательство России не выделяет их в отдельную группу лиц с собственными правами и обязанностями. А так как лица без гражданства и иностранцы для российского законодателя равны, апатриды без документов приравниваются к нелегальным мигрантам .

Пересечение апатридом российской границы

Стоит разобраться, может ли человек не иметь гражданства и при этом выезжать за границу и возвращаться обратно в Россию. Законодательством такая возможность предусмотрена. Общий порядок въезда/выезда апатридов из/в РФ оговорен в ст. 24 ФЗ от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О Порядке въезда в РФ и выезда из РФ» .

Согласно указанной статье, порядок пересечения границы зависит от степени интеграции апатрида в российское общество:

  1. В общих случаях для пересечения границы ЛБГ потребуется удостоверяющий личность документ иностранного государства, а также российская виза.
  2. Если получен РВП , пересечение границы осуществляется на основании РВП и визы временно проживающего лица.
  3. Если оформлен ВНЖ, для пересечения границы достаточно только ВНЖ.

Предлагаем узнать больше о порядке пересечения границы РФ .

Оформление российского гражданства для ЛБГ

Апатриды имеют право вступить в российское гражданство тем же образом, что и иностранцы: по общей или упрощенной схеме. Для прохождения по общему порядку, в соответствии со ст. 13 ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ , требуется прожить на протяжении 5 лет в России на основании ВНЖ, иметь законный источник дохода и подтвердить знание русского языка.

Правила упрощенного порядка предусмотрены ст. 14 Закона о гражданстве . По этой схеме обязательный срок проживания может быть сокращен, а правило обязательного наличия статуса ВНЖ или РВП может не приниматься во внимание.

Право прохождения по упрощенной процедуре имеют многие категории, в частности, дети граждан РФ, носители русского языка, лица, признанные соотечественниками , бывшие граждане СССР, выходцы из бывших союзных республик, имевшие советское гражданство, но оставшиеся при этом апатридами.

Поскольку большинство российских апатридов подпадают под последнее определение, ежегодно не менее 15 тысяч из них приобретает российское гражданство по упрощенной схеме.

Заключение

Таким образом, под апатридами в России принято понимать неграждан РФ, не имеющих доказательств своей гражданской принадлежности к другому государству. Несмотря на законодательную регламентацию их статуса, в обыденной жизни они сталкиваются со множеством проблем из-за отсутствия документов. В РФ они могут оформить российское гражданство как в общем, так и в упрощенном порядке.

Лица без гражданства: Видео

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector