Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности оформления допуска к государственной тайне

Допуск к государственной тайне

Общие положения о допуске должностных лиц, граждан и организаций к государственной тайне. Под допуском к государственной тайне понимается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а организаций на проведение работ с использованием таких сведений. Это означает, что никто не может быть понужден к процедуре оформлении на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и принимает соответствующее решение самостоятельно, поскольку оно может повлечь временное ограничение прав должностного лица либо гражданина. При этом граждане, которым по характеру занимаемой им должности необходим доступ к государственной тайне могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Заключение трудового договора до окончания проверочных мероприятий не допускается.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Допуск к гос.тайне / Формы, порядок оформления, требования, ограничения

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

3 форма секретности: уровни секретности, формы допуска к государственной тайне

Основываясь на информационном суверенитете России и общепризнанных международных принципах в отношении информации, Закон регулирует и защищает секретную информацию. В первую очередь это касается жизненно важных национальных интересов в районах обороны, экономики, внешних связей, разведывательной службы, государственной безопасности и защиты правопорядка. Если некоторым лицам нужен просмотр таких материалов, на них составляется анкета на допуск к государственной тайне форма 4.

Пример формы и правила заполнения шаблона можно посмотреть ниже. Анкета на допуск к государственной тайне может заполняться юридически способным гражданином России старше 18 лет, которому необходимо изучить информацию, содержащую государственную тайну, за его служебные обязанности или за его научно-исследовательскую деятельность. Дополнительно может быть заполнена анкета зарегистрированного юридического лица. Гражданину России может быть отказано в доступе к секретной информации только в тех случаях, когда нет оснований, определенных в пункте 1 настоящей статьи.

Иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть предоставлен доступ к государственной тайне на основании международного соглашения и договора или на основании письменного распоряжения Президента России. Решение о предоставлении материала государственной важности должно быть принято не позднее, чем через 5 дней после окончания проверки безопасности лица. Проверка безопасности лица, необходимого для составления анкеты о допуске к государственной тайне, осуществляется Министерством государственной безопасности РФ в течение одного месяца в соответствии с правилами, установленными Законом.

Должностные лица, которые уполномочены принимать решение о предоставлении доступа к государственной тайне, обязаны учитывать выводы органа, проводящего проверку безопасности. Должностное лицо, уполномоченное принимать решение о предоставлении доступа к государственной тайне, обязано уведомить заявителя в письменной форме о причинах и основаниях для отказа.

Лицо имеет право обжаловать отказ в суде. Скачать бесплатно образец бланка анкеты на допуск к государственной тайне в формате doc. Ваш e-mail не будет опубликован. Главная Образцы документов Анкеты Другие анкеты Анкета на допуск к государственной тайне. Похожие записи: Анкета судовладельца Анкета клиента банка Анкета присяжного заседателя Анкета пользователя читального зала Анкета о воздействии шума на человека Анкета эмитента ценных бумаг Анкета донора крови.

Поделитесь своим опытом в данном вопросе Отменить ответ Ваш e-mail не будет опубликован. Спасибо за Ваше сообщение. В ближайшее время мы исправим ошибку.

Допуск к государственной тайне

Статус гостайны присваивают информации, которая представляет для государственной безопасности повышенную важность. Ее несанкционированное распространение может привести к негативным последствиям. Поэтому для защиты своих секретов любая страна использует разнообразные методы и меры. Одной из самых действенных мер является строгая процедура допуска человека к работе или ознакомлению с гостайной.

Заказать звонок. Please leave this field empty. Я согласен с политикой конфиденциальности Помощь с лицензией ФСБ Обслуживание в РСП Ходатайство заказчика Обучение по программе ЗГТ Допуск к государственной тайне Если организация выполняет работы со сведениями, являющимися гостайной, руководитель и работники некоторых должностей обязаны иметь допуск к государственной тайне соответствующей степени секретности. Разные степени допуска имеют свои нюансы оформления документов и проверочных мероприятий как внутри компании, РСП лицензия первого отдела , так и в рамках контроля ФСБ.

Оформляем допуск к государственной тайне

Нажимая «Получить консультацию» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности. Вы можете отказаться от предоставления персональных данных путем отправки запроса на ящик marketing gralnik- l. Оставить заявку online. Любая страна в современном мире обладает своими государственными тайнами, разглашение которых наносит вред ее национальной безопасности. С секретными сведениями в различных областях государственной деятельности соприкасаются различные люди, осуществляющие свои рабочие функции. По существующим правилам таким гражданам оформляют специальные формы допуска к государственной тайне далее — гос. Подобная форма обозначает уровень секретности сведений, с которыми сталкивается работник, и его обязанности по их сохранению и неразглашению. Данным Постановлением определены три формы допуска, отличающиеся уровнем секретности той информации, к которой допускается должностное лицо:. В г. Кроме того, вышеназванным Указом обозначены и области государственной деятельности, в которых существуют сведения гос.

Особенности оформления допуска к государственной тайне

Сегодня речь пойдет об оформлении документов на этапе предоставления гражданину допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и о роли сотрудников кадровой службы в процедуре допуска. Согласно ст. Постановлением правительства РФ от Процедура допуска включает в себя ряд этапов.

Под допуском к государственной тайне понимается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а организаций на проведение работ с использованием таких сведений. Взаимные обязательства администрации организации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре ст. Перечень таких оснований установлен ст.

Ограничения при допуске к государственной тайне 1, 2 и 3 формы

Общие положения о допуске должностных лиц, граждан и организаций к государственной тайне. Под допуском к государственной тайне понимается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а организаций — на проведение работ с использованием таких сведений. В свою очередь, доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, закон признает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну. Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Для большинства служащих ограничения, которые связаны с формами секретности, выражаются в том, что им запрещено пересекать границы страны. Начиная с 3 формы секретности, положены доплаты. Несмотря на это, ограничения многих отпугивают. Есть немало дополнительных условий для категорий лиц, о которых сообщается лишь в отдельных документах. Важно понимать, что сама по себе форма секретности не запрещает выезда за пределы страны. Допуск к государственным тайнам предназначается служащим, которым для выполнения своих функций нужно пользоваться документацией, представляющей собой секретные данные.

II. Порядок оформления допуска к государственной тайне

Допуском к государственной тайне считается официальная санкция на ознакомление со сведениями, ее составляющими. Их состав приводится в ст. Информация, содержащая государственную тайну, может также находиться в распоряжении юридических лиц. Исходя из важности той информации, которая может быть доверена лицу в рамках его работы или службы, существует 3 вида допуска к государственной тайне:. Лицо, имеющее более высокую степень доступа, вправе работать с информацией, находящейся в рамках более низкого типа секретности.

Статьи и УК РФ предназначены для охраны государственной тайны от распространения ее среди посторонних лиц, которое создает опасность утечки государственных секретов за рубеж и тем самым объективно ставит под угрозу интересы безопасности России в области военной, внешнеполитической, экономической или иной деятельности в условиях постоянного и порой острого соперничества государств. Однако предусмотренное ст. Видовым объектом при этом так же, как при совершении государственной измены и шпионажа выступает безопасность государства.

Как получить допуск к государственной тайне

Купить систему Заказать демоверсию. Порядок оформления допуска к государственной тайне. Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне форма 3 далее — номенклатура должностей.

Инструкция: оформляем допуск к государственной тайне

Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 27 октября г. Основаниями для отказа могут являться:. Форма для бесплатной юридической консультации телефон указывайте обязательно.

У большинства допуск к гостайне ассоциируется лишь с ограничением выезда за рубеж. Главный вопрос у тех, кто собирается получить доступ к секретным сведениям — именно поездки за границу. Однако ограничения прав и свобод начинаются уже при оформлении допуска к государственной тайне, на этапе проверок кандидата. В дальнейшем контролируется не только выезд за границу, но и выборочно — иное поведение гражданина.

Заказать звонок. Please leave this field empty. Опубликовано Новости. Для многих ограничения, связанные с допуском секретности, заключаются в запрете выезжать за границу. Именно невозможность зарубежных поездок в отпуск или к родственникам отпугивает многих от оформления допуска к гостайне и заключения соответствующего контракта. Между тем, формальное наличие допуска секретности не означает автоматического запрета на пересечение границы, зато может предполагать ряд иных ограничений, о которых говорят и пишут редко.

Читать еще:  Сертификаты участникам боевых действий после 2005

Государственная тайна относится к правовому институту суверенного государства, надежная защита которого способствует проведению государством независимой политики, отстаиванию своих интересов при решении внутригосударственных и международных проблем. Понятием государственной тайны охватываются важнейшие сведения в сфере политических и экономических интересов государства, обороноспособности и военной безопасности. В данной статье рассмотрен порядок установления и выплаты надбавки за допуск к государственной тайне военнослужащим и гражданским лицам федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Основные понятия, относящиеся к государственной тайне и используемые в данной статье, представлены в ст.

КС РФ разъяснил порядок допуска к гостайне в судебном разбирательстве

Конституционный Суд РФ опубликовал постановление по делу о проверке конституционности ст. 21 и 21.1 Закона о государственной тайне, которые оспаривал бывший сотрудник ОБЭП Евгений Горовенко. Во время прохождения заявителем службы в правоохранительных органах в его отношении осуществлялось дисциплинарное производство в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по ведению дел оперативного учета в процессе ОРД. За допущение этих нарушений он был уволен из органов, а затем в его отношении было возбуждено уголовное дело за заведомо ложный донос, которое завершилось постановлением обвинительного приговора.

В ходе производства по уголовному делу по ходатайству Евгения Горовенко проводилась почерковедческая экспертиза, выявившая факты подделки его подписей в делах оперативного учета, в связи с нарушениями при ведении которых он был уволен. Материалы, касающиеся подделки подписей, были выделены в отдельное производство для проверки наличия в действиях неизвестных лиц признаков преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ «Служебный подлог». По ее результатам неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые впоследствии отменялись.

Поскольку Горовенко извещался об этом без ознакомления с содержанием постановлений, он подал жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ на бездействие должностных лиц следственного органа, выразившееся в непредоставлении ему информации, связанной с материалами проверки. Жалоба была частично удовлетворена: суд признал Евгения Горовенко лицом, чьи права и законные интересы затрагивает эта проверка и принятые по ее итогам решения.

Вместе с тем суд, руководствуясь п. 4 ст. 5 Закона о государственной тайне, согласно которому государственную тайну составляют в том числе сведения в области оперативно-розыскной деятельности, пришел к выводу, что Евгений Горовенко, не имея допуска к секретной информации, вправе ознакомиться лишь с той частью материалов проверки, которая не содержит секретных сведений, а также вправе получить копии вынесенных в ходе проверки постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Во исполнение решения суда заявитель был ознакомлен с несколькими томами несекретных материалов, а с томами, содержащими секретные и совершенно секретные сведения, ознакомление не производилось. Ему также были вручены копии семи постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, за исключением последнего, которому был присвоен гриф секретности. Жалоба Горовенко на непредоставление ему данного постановления была оставлена судом без удовлетворения со ссылкой на то, что требуемая информация содержит государственную тайну, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

В этой связи Евгений Горовенко обратился в КС РФ, указав, что ст. 21 и 21.1 Закона о гостайне не соответствуют основному закону, поскольку они, по его мнению, неполно определяют круг лиц, которым может быть разрешен допуск к материалам уголовного судопроизводства, содержащим сведения, составляющие государственную тайну. Тем самым оспариваемые нормы позволяют отказывать заинтересованному лицу, защищающему свои права, в ознакомлении с материалами проводимой на стадии возбуждения уголовного дела проверки сообщения о преступлении и с вынесенными на их основании решениями об отказе в возбуждении уголовного дела, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, а также в предоставлении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которому присвоен гриф секретности, в связи с отсутствием у такого лица допуска к государственной тайне.

Конституционный Суд принял жалобу к рассмотрению, согласившись, что в поднятом заявителем вопросе обнаружилась правовая неопределенность. В итоге оспариваемые нормы были признаны соответствующими Конституции РФ, однако Суд разъяснил их конституционно-правовой смысл.

КС РФ напомнил, что в своем Постановлении от 23 марта 1999 г. № 5-П он признал неконституционным ограничение права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, на том лишь основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками производства по уголовному делу. А по смыслу же правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 27 июня 2000 г. № 11-П и других его решениях, обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод в уголовном судопроизводстве обусловлено не формальным признанием лица тем или иным его участником, а «наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права».

КС РФ указал, что право обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела предполагает обязанность государства обеспечить возможность его реализации, которая прямо зависит от доступа к обжалуемому решению и материалам соответствующей проверки, поскольку это необходимо для реализации возможности мотивированно оспорить законность и обоснованность такого постановления. В противном случае сообщившее о преступлении лицо, хотя и не признанное в официальном порядке потерпевшим, но полагающее себя пострадавшим от преступления, будет ущемлено в праве на судебную защиту.

Как пояснил Конституционный Суд, использование уполномоченными должностными лицами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результатов ОРД, хотя и включенных в перечень сведений, составляющих государственную тайну, но содержащих лишь информацию о наличии или отсутствии признаков преступления и о других обстоятельствах, имеющих значение для принятия процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела, не может служить препятствием для ознакомления сообщившего о преступлении лица с процессуальным решением об отказе в возбуждении уголовного дела и материалами, дающими основание для его вынесения.

Лишение возможности ознакомиться с таким постановлением фактически обессмысливает право на судебную защиту лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются им, подчеркнул Конституционный Суд.

Также КС РФ сослался на Постановление от 27 марта 1996 г. № 8-П, согласно которому закрепленный ст. 21 Закона о государственной тайне порядок допуска к ней с целью выявления обстоятельств, которые могут служить основанием для отказа в допуске, носит характер общего правила, не исключающего использование иных способов доступа к государственным секретам и защиты государственной тайны. В частности, ст. 21.1 данного закона предусматривает особый порядок допуска к государственной тайне перечисленных в ней лиц – без проведения предусмотренных его ст. 21 проверочных мероприятий, что предопределяется спецификой занимаемой этими лицами должности или осуществляемой ими профессиональной деятельности.

Также КС РФ указал, что статус участников уголовного судопроизводства определяется не только отраслевыми нормами, но и требованиями Конституции РФ. Следовательно, их процессуальное положение, наполняемое в том числе конституционно-правовым содержанием, не исключает доступа к конкретным сведениям, составляющим государственную тайну, способами, не связанными с оформлением допуска к таким сведениям, притом что защита государственной тайны будет обеспечена предусмотренными законом средствами. «Иное приводило бы к тому, что лица, не имеющие допуска к государственной тайне, ограничивались бы в праве на судебную защиту в случаях, когда сведения об оспариваемых решениях (действиях, бездействии) нашли отражение в материалах, которым присвоен гриф секретности», – пояснил Суд.

Соответственно, распространение действия ст. 21 и 21.1 Закона о государственной тайне на лиц, которые наделены правом обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и которые не осуществляют в уголовном процессе служебную или профессиональную деятельность, и лишение их тем самым возможности ознакомиться с этим процессуальным решением и материалами, послужившими основанием для его вынесения, со ссылкой на отсутствие у них допуска к государственной тайне противоречили бы Конституции РФ.

Конституционный Суд также подчеркнул, что, исходя из принципа равенства перед законом и судом, участники уголовного судопроизводства, относящиеся к одной категории, наделены равными процессуальными правами. «Действие названного принципа и баланс между защитой прав лиц, заинтересованных в получении информации, и соблюдением правового режима государственной тайны должны обеспечиваться и при реализации этими лицами права на обжалование в суд решений органов государственной власти и должностных лиц и права на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы», – говорится в постановлении КС РФ.

Суд указал, что лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, должно быть ознакомлено с данным процессуальным решением и положенными в его основу материалами, содержащими составляющие государственную тайну сведения в области ОРД, которые отражают фактические обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии или о наличии оснований для возбуждения уголовного дела. При этом отмечается, что средствами обеспечения государственной тайны в различных видах судопроизводства могут, кроме прочего, выступать проведение закрытого судебного заседания, предупреждение участников процесса о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с производством по делу, их привлечение к уголовной ответственности в случае ее разглашения.

Таким образом, Конституционный Суд постановил, что правоприменительные решения, принятые в отношении Евгения Горовенко в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в данном постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.

Адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Владимира Максим Никонов считает, что данные КС РФ разъяснения будут полезны заявителям – потенциальным потерпевшим по уголовным делам.

Читать еще:  Как обжаловать штрафы от приложения Социальный мониторинг?

«Вместе с тем сходные положения, касающиеся прав адвоката – представителя заявителя знакомиться с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и обосновывающими его материалами ОРД, составляющими государственную тайну, были ранее высказаны в Постановлении КС РФ от 6 ноября 2014 г. № 27-П по жалобе О.А. Лаптева (докладчиком по обоим делам выступал судья КС РФ А.И. Бойцов). И в том, и в другом случае КС РФ разграничил собственно результаты ОРМ и организационно-технические сведения, предоставив заявителю и его адвокату возможность знакомиться только с первыми», – отметил Максим Никонов.

Партнер АБ «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Михаил Кириенко указал, что постановление в очередной раз показывает порочную практику правоприменителей, которые игнорируют конституционные гарантии и принципы. «На практике суды и правоохранители полностью игнорируют положения Конституции РФ, буквально толкуя и применяя уголовно-процессуальный закон, порой очевидно лишая заинтересованных лиц права на доступ к информации и на обжалование решений. Решение Конституционного Суда является позитивным и позволит обеспечить данные права граждан в рамках уголовного процесса при его сопряженности со сведениями, содержащими государственную тайну», – уверен эксперт.

Он также обратил внимание на то, что КС РФ сделал дополнительный акцент на важности положений ст. 24 Конституции РФ, которые имеют общий характер и не связываются с конкретным статусом участника уголовного судопроизводства, а предполагают учет сферы негативного влияния и затрагивания интересов гражданина в его рамках.

Старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов назвал решение Конституционного Суда убедительным, а подход к поднятой проблеме – взвешенным. «Полагаю, что это решение, с учетом его обязательности для исполнения всеми должностными лицами, должно стать достаточным запретительным инструментом в отношении нарушения прав. Позиция КС РФ о том, что любые интересы государства, связанные с государственной тайной, не могут быть выше личных интересов лиц, чьи права ущемляются, созвучна моей собственной правовой позиции по этому поводу», – отметил он.

Вместе с тем Андрей Гривцов добавил, что теперь необходимо принятие судебного или законодательного акта, позволяющего подвергать объективному сомнению и обжаловать произвольное присвоение документу статуса секретного: «В настоящее время подобное обжалование, по сути, сводится к формальности».

По словам адвоката КА «Лапинский и партнеры» Константина Кузьминых, в своем постановлении КС РФ указал на недопустимость ситуаций, когда из-за одного листа секретных сведений, не имеющих важности для дела, все его материалы засекречиваются. Суд акцентировал внимание на том, что задачей руководителей оперативно-розыскных подразделений и надзирающих органов является недопущение ситуаций необоснованного засекречивания производств, к которым могут быть допущены лица, не имеющие допуска к государственной тайне.

«Строго говоря, необоснованное засекречивание материалов уголовных производств может граничить с провокацией преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ. На мой взгляд, разъяснения КС РФ понятны: “секретить” уголовное судопроизводство можно только в исключительных случаях, когда без секретных материалов процедура доказывания невозможна», – заключил Константин Кузьминых.

Особенности оформления допуска к государственной тайне

Библиографическая ссылка на статью:
Курки А.Ю. Особенности приема на работу граждан на должности, предусматривающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/09/57586 (дата обращения: 05.10.2021).

Государственная тайна — согласно определению, принятому в российском законодательстве, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства [1].

Доступ к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну [1].

Государственная тайна строго охраняется законом, в связи с чем, прием на работу граждан на должности, предусматривающие доступ к сведениям данной категории, несколько осложняется, а сама процедура может затянуться на месяц, а то и на два.

Помимо этого, процедура приема на работу граждан в организации, где предусматривается наличие у сотрудников допуска к государственной тайне, предполагает ряд обязательных аспектов. В противном случае, их игнорирование может привести к негативным последствиям, затрагивающим как организацию, так физическое лицо.

Во избежание совершения каких-либо ошибок при приеме на работу граждан на должности, предполагающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, кадровик должен внимательно изучить законодательство Российской Федерации в данной области и знать на какой документ можно сослаться при выполнении тех или иных кадровых операций.

Нормативно- правовые документы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации (глава 10 и 11) – именно они регламентируют процесс заключения трудового договора и этапы приема на работу [2];
  2. Постановление Правительства от 06.02.2010 № 63 – определяет порядок доступа должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, устанавливает формы учетной документации и перечень документов, необходимых для оформления такого допуска [3];
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2011 № 989н – утверждает перечень медицинских противопоказаний для работы с государственной тайной, определяет правила получения должностными лицами и гражданами Российской Федерации справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и устанавливает срок действия такой справки [4];
  4. Закон «О государственной тайне» устанавливает временные ограничения для работников, имеющих доступ к государственной тайне, закрепляет степени секретности, а соответственно и формы допуска для работы со сведениями, составляющими государственную тайну [1].

Этапы приема на работу

Процедура приема на работу граждан на должности, предусматривающие допуск к сведениям, составляющих государственную тайну, включает в себя следующие этапы:

1. Предоставление гражданином перечня необходимых документов при поступлении на работу. Базовый перечень таких документов отражен в ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации [2], однако данный перечень следует дополнить такими документами, как:

  • справка об отсутствии медицинский противопоказаний для работы с использований сведений, составляющих государственную тайну;
  • фото 4Х6 (2 шт);
  • заграничный паспорт (если имеется);
  • копия свидетельства о заключении и (или) расторжении брака (если имеются);
  • копии свидетельств о смерти близких родственников (если имеются);
  • копии документов о вручении государственных наград, почетные грамоты и т.д.

Кадровый работник должен обратить внимание на наличие тех сведений, которые могут послужить основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне:

— наличие медицинских противопоказаний;

— постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей.

Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Следовательно, прием на работу граждан на соответствующие должности должен вестись строго в соответствии с номенклатурой.

2. Знакомство кандидата с нормами законодательства в области защиты государственной тайны, в частности с его правами и обязательствами, социальными гарантиями и ограничениями, которые вступят в силу с момента оформления гражданину допуска к государственной тайне и подписания им трудового договора.

3. Работник кадрового подразделения проверяет соответствие предоставленных гражданином документов с пунктами рукописной анкеты кандидата (форма анкеты установлена Постановлением Правительства РФ № 63 [3]). После проверки и конечного редактирования, подписанная кадровым работником и заверенная печатью анкета кандидата, вместе с фото 4Х6 и медицинской справкой передаются в режимно-секретный отдел организации.

4. Работник режимно-секретного отдела проверяет правильность заполнения анкеты, клеит на нее фото кандидата, подписывает ее, заверяет печатью.

ВАЖНО ПОМНИТЬ: с момента заполнения анкеты кандидатом, она действительна ровно 1 месяц. Если по каким-либо причинам допуск кандидату не был оформлен в установленный срок, анкета заполняется повторно.

Затем кандидату оформляется карточка-допуск (форма установлена Постановлением Правительства РФ № 63 [3]), в которой отображается его ФИО, дата рождения, место регистрации и фактического проживания, вносятся сведения о заграничном паспорте, образовании, близких родственниках и т.д. Карточке присваивается номер, на лицевой стороне клеится фото кандидата, после чего ее подписывает начальник режимно-секретного отдела и заверяет печатью.

Вернемся к номенклатуре должностей:

а) если согласно нее, должность предусматривает наличие у работника допуска с проведением проверочных мероприятий, то режимно-секретный отдел готовит необходимый пакет документов [3] и направляет его совместно с анкетой и карточкой-допуском в органы безопасности. После возвращения карточки-допуска с соответствующей отметкой на ее обороте о завершении проверочных мероприятий, руководитель принимает решение о допуске кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну.

б) если граждан претендует на должность, предполагающую 3 форму допуска без проведения проверочных мероприятий, а сведения, представленные кандидатом в анкете, не вызывают сомнения относительно их достоверности, руководитель вправе самостоятельно принять решение о его допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

Решение руководителя о допуске будущего сотрудника к государственной тайне отображается на оборотной стороне карточки путем проставления подписи руководителя организации и ее заверения печатью.

5. Только после того, как допуск кандидату оформлен, работодатель имеет право заключить с гражданином, претендующим на должность, предполагающую работу со сведениями, составляющими государственную тайну, трудовой договор.

На этом этапе сотрудникам кадрового подразделения важно помнить, что помимо трудового договора, с гражданами, претендующими на вышеуказанные должности, заключается обязательство (дополнение к трудовому договору) о не разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Обязательство (дополнение к трудовому договору) так же составляется в 2-х экземплярах и подписывается работником. Один экземпляр трудового договора и обязательства (дополнения к трудовому договору) хранятся в кадровом подразделении, второй – передается работнику, в отношении которого были составлены данные документы.

Читать еще:  Обед при 12 часовом рабочем дне

Последующие этапы оформления приема на работу достаточно стандартны: издается приказ, оформляется запись в трудовой книжке, заполняется личная карточка на сотрудника. В целом можно сделать вывод, что данная процедура приема на работу незначительно отличается от вполне привычных для нас этапов. Однако нарушение или несоблюдение сотрудниками кадрового отдела вышеперечисленных этапов приема на работу граждан на должности, предусматривающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, может привести к утрате этих сведений или несанкционированному допуску к ним посторонних лиц.

Библиографический список

  1. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 (в ред. 08.03.2015) «О государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 41. С. 8220-8235.
  2. “Трудовой кодекс Российской Федерации” от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. 2001. № 256.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 (ред. от 01.11.2012) “Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 7. 762 с.
  4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2011 N 989н “Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использований сведений, составляющих государственную тайну” (Зарегистрировано в Министерстве юстиций Российской Федерации 11.10.2011 № 22016) // Российская газета. 2011. № 234.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Формы допуска к государственной тайне

Информация, распространение которой представляет собой угрозу государственных интересов, засекречивается. К работе или ознакомлению с ней разрешен доступ ограниченному кругу людей. Такие сведения охраняются, а процедуры и формы допуска к государственной тайне громоздки и многогранны.

Допуск к государственной тайне

В нормативных актах определены три степени охраняемости информации, свободное распространение которой может нанести вред интересам государства. В зависимости от размеров потенциального ущерба все сведения делят на три группы:

  • особо важная;
  • совершенно секретная;
  • секретная.

По аналогии с этой градацией, выделяют и формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Наиболее охраняемой являет первая группа, соответственно, и наименьший круг лиц допущен до такой информации, а проверяют этих людей максимально тщательно.

В каждой организации или ведомстве, где работают с госсекретами, существует перечень информации, которую относят к гостайне. Он периодически изменяется, по мере устаревания данных они удаляются из этого списка. При необходимости добавляются новые сведения.

Для каждой группы данных в таком перечне определяется уровень угрозы государственным или общественным интересам и им присваивается соответствующая группа секретности.

В дополнение к этому списку разрабатывают перечень должностей, которые могут быть допущены к работе с секретной информацией. Занимается этим подразделение, которое отвечает за охрану гостайны на предприятии (режимно-секретный отдел).

Аналогичную процедуру проходят перечни должностных лиц, у которых есть возможности доступа к гостайне, при их актуализации или замене новым списком.

После утверждения перечня должностей допущенных к работе с секретными сведениями, сотрудники их занимающие (или нанимаемые на них) проходят определенную процедуру оформления.

Оформление допуска к работе с гостайной

Процедура оформления допуска к гостайне проводится в соответствии с инструкцией, утвержденной постановлением Правительства РФ № 63.

Она включает в себя несколько этапов:

  1. Сбор документов. Сотрудник, допускаемый к гостайне, собирает определенный пакет документов и предоставляет его в кадровую службу предприятия. К ним относится:

    анкета (заполняется по установленной в инструкции форме);

  • удостоверение личности (паспорт);
  • документы, подтверждающие информацию в анкете (свидетельства, военный билет, дипломы и т. д.);
  • медицинская справка об отсутствии противопоказаний к работе с госсекретами.

В кадровой службе проверяют заполнение анкеты, при необходимости уточняют информацию из нее. Затем анкета заверяется подписью и печатью, и передается для дальнейшей проверки кандидата на доступ к гостайне и оформления формы на доступ.

Работник, которому оформляют разрешение на использование секретной информации, ознакамливается с нормативными актами по работе с гостайной, ответственности за разглашение. Его также предупреждают в письменном виде об ограничениях в некоторых правах и компенсациях за эти ограничения.

С оформляемого сотрудника истребуют письменные согласия на временное ограничение прав и проведение в отношении его проверки органами безопасности.

  1. Проведение проверки. Территориальное подразделение госбезопасности (по месту нахождения организации, где работает проверяемый человек) проводит соответствующие мероприятия по подтверждению предоставленной в анкете информации. Такие проверки затрагивают не только самого сотрудника, но и членов его семьи, а также ближайших родственников.

В обязательном порядке они касаются только тех работников, которые заняты в сфере защиты госсекретов. Вместе с тем, руководитель предприятия, где будет работать сотрудник с формой допуска 3, может инициировать его проверку, если есть сомнения в достоверности личной информации.

Допуск к гостайне по формам 1 и 2, предусматривает обязательную проверку всех должностных лиц, получающих такие разрешения.

  1. Документальное оформление допуска. По окончании проверочных мероприятий и получении разрешения на доступ к гостайне, подразделение, отвечающее за обеспечение секретности на предприятии, заполняет карточку доступа. Ее форма одинакова для всех групп секретности и установлена постановлением Правительства РФ № 63. В ней указывают:
  • персональные данные допущенного к гостайне сотрудника;
  • информацию о его ближайших родственниках;
  • группу доступа к секретной информации;
  • дату и номер решения руководства о допуске;
  • сведения о трудовой деятельности после получения доступа к секретным данным;
  • информацию об отказе в допуске или его прекращении, с указанием причины такого решения.

Карточка визируется начальником режимного подразделения. Информация о допуске к госсекретам или окончании такого разрешения удостоверяется подписью руководителя организации.

Формы допуска 1, 2 или 3 к государственной тайне, вместе с трудовым договором и соглашением о неразглашении служебной информации храниться в режимном подразделении.

После увольнения сотрудника, который имел доступ к госсекретам, его карточка хранится в подразделении до окончания срока секретности информации (минимум 5 лет), а затем уничтожается.

Ее запрашивают на старом месте работы, принимаемого сотрудника. Если уровень допуска аналогичен предыдущему, то проверочные мероприятия не проводятся. Затем через 10 лет (для группы допуска 1) или 15 лет (для остальных форм допуска) после последней проверки проводится переоформление этого документа.

Особенности оформления доступа к государственной тайне

Для адвокатов и работников судов, которые участвуют в процессах, где могут быть разглашены секретные сведения, действует упрощенная процедура допуска. В отношении них не проводятся проверочные мероприятия. Они только подписывают обязательства о неразглашении.

Доступ к гостайне для арбитражных управляющих осуществляется через надзорный орган, ответственный за их работу. Для этого глава СРО составляет список сотрудников, которые должны получить допуск, и передает его в уполномоченный орган. Дополнительно арбитражные управляющие передают для оформления решения судов об их назначении и необходимости предоставления такого доступа.

Упрощена процедура получения допуска и при работе по совместительству. В этом случае, предприятие, нанимающее сотрудника на должность, где осуществляется работа с госсекретами, запрашивает дубликат формы допуска с его основного места работы. Если они уровни допуска совпадают, то дополнительного оформления не требуется.

После увольнения совместителя или прекращения доступа к гостайне, дубликат возвращается на основное место работы. Если допуск прекращен по основному месту трудоустройства, то в организацию, где должностные обязанности осуществляются по совместительству, передается оригинал формы.

В дальнейшем проводится служебная проверка, по результатам которой принимается решение о доступе к гостайне.

Прекращение доступа к гостайне или отказ в его предоставлении

Еще на стадии оформления документов на допуск к государственным секретам, гражданину могут отказать в его предоставлении. Такие же причины, но возникшие в процессе работы с информацией ограниченного распространения могут повлиять на продолжение допуска к ней.

Например, когда препятствием к продолжению работы становятся медицинские противопоказания, то исходя из тяжести формы заболевания и других факторов, может быть принято решение о продолжении работы с гостайной.

Помимо увольнения, основаниями для прекращения доступа (отказа в его предоставлении) могут быть:

ограничение дееспособности;

  • привлечение в качестве обвиняемого по уголовным преступлениям;
  • непогашенная судимость;
  • расстройства психики или поведения;
  • прием некоторых лекарственных препаратов;
  • эпилепсия;
  • оформление документов на ПМЖ в другие страны или проживание за пределами России (не только самого допущенного к секретной информации, но и его близких родственников);
  • сокрытие информации о себе, ее подделка;
  • отказ от прохождения необходимых проверок;
  • совершение действий, угрожающих безопасности страны.
  • Система защиты важной для безопасного функционирования государства информации, включает и ограничение доступа к ней. Претенденту на определенные должности необходимо собрать обширный пакет документов и дать свое согласие на проведение различных проверок, не только в отношении себя, но и своего ближайшего окружения. При этом нужно быть готовым к тому, что в допуске к государственной тайне может быть отказано.

    Вместе с тем, некоторые группы граждан получают доступ к секретной информации в упрощенном порядке. Это связано с их профессиональной деятельностью. Однако они также обязаны не разглашать такую информацию.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты