Общая характеристика института упрощенного производства в России
Защита прав в суде
22.02.2018г.
Упрощенное судопроизводство в гражданском процессе. Разъясняет аппарат прокуратуры области
Разъясняет прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Свердловской области Волкова М.Н.
2 марта 2016 года опубликован Федеральный закон № 45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым в ГПК РФ появилась новая глава – упрощенное производство.
Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судом по общим правилам искового производства, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством, с особенностями, предусмотренными главой 21.1 ГПК РФ.
Особенностью упрощенного производства, в частности, является то, что судебные заседания по указанным делам не назначаются, в связи с чем лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте судебного заседания, протоколирование в письменной форме и с использованием средств аудиозаписи не осуществляется, правила об отложении судебного разбирательства, о перерыве в судебном заседании, об объявлении судебного решения не применяются.
В первую очередь, суд при принятии искового заявления к производству решает вопрос о том, относится ли дело к категориям дел, указанным в части первой статьи 232.2 ГПК РФ.
В порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела:
1) о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает 100 000 рублей, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства;
2) о признании права собственности, если цена иска не превышает 100 000 рублей;
3) по исковым заявлениям, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.
Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела:
1) возникающие из административных правоотношений;
2) связанные с государственной тайной;
3) по спорам, затрагивающим права детей;
4) особого производства.
На стадии подготовки дела к рассмотрению в порядке упрощенного производства суд определяет действия, которые необходимо совершить участвующими в деле лицами (представления в суд и друг другу доказательств и документов и пр.), и устанавливает для этого сроки. При этом гражданин, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо несут риск последствий неполучения копии определения суда, вынесенного при подготовке дела, по обстоятельствам, зависящим от них.
Отсутствие в материалах дела доказательств того, что копия определения суда о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства ответчиком получена, является основанием для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств.
Также, если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам упрощенного производства, либо же суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, придет к выводу о том, что необходимо выяснить или исследовать дополнительные обстоятельства, а также произвести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания или же заявленное требование связано с иными требованиями, то в таком случае суд должен будет вынести определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается судом общей юрисдикции не ранее истечения сроков, установленных для представления доказательств и иных документов, но до истечения двухмесячного срока рассмотрения дела.
При этом решение по данной категории дел принимается путем вынесения судом резолютивной части решения, копия которого высылается лицам, участвующим в деле. Мотивированное же решение составляется судом по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей или в случае подачи апелляционных жалобы, представления по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства.
Сроки вступления в законную силу таких судебных постановлений сокращенные – 15 дней со дня их принятия судом. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия определения судом апелляционной инстанции.
Введенная процедура рассмотрения гражданских дел в порядке упрощенного производства способствует реализации важнейших задач судопроизводства, в частности процессуальной экономии и оптимизации рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Аналитика Публикации
Арбитражный процесс: перезагрузка
Расширен перечень дел
Пожалуй, одной из самых обсуждаемых новелл АПК РФ является введение общего правила об обязательном соблюдении претензионного порядка. Арбитражный суд может принять дело к рассмотрению только по истечении тридцатидневного срока со дня направления претензии (требования) противоположной стороне по делу, за исключением дел:
об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
о несостоятельности (банкротстве);
по корпоративным спорам;
о защите прав и законных интересов группы лиц;
о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования;
об оспаривании решений третейских судов.
Перечисленная категория дел подлежит немедленному рассмотрению и разрешению, поскольку затягивание процесса повлечет неблагоприятные для заявителя последствия.
По делам, возникающим из административных и публичных правоотношений, соблюдение претензионного порядка обязательно.
Напоминаем, что в ранее действующем АПК РФ обязательный претензионный порядок был предусмотрен лишь по отдельной категории дел. Согласно действующему АПК РФ досудебный порядок может быть установлен либо федеральным законом, либо соглашением сторон (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). В тех случаях, когда досудебный порядок урегулирования спора не соблюдался, суд оставлял исковое заявление без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).
По новым правилам, так же, как это предусмотрено в прошлой редакции, заявитель обязан прикладывать к исковому заявлению документы, подтверждающие соблюдение претензионного или иного досудебного порядка, в противном случае заявление будет оставлено без рассмотрения.
Под иным досудебным порядком понимается урегулирование спора путем обмена письмами, телеграммами и другими документами, подачи заявления и предоставления ответа на него, предварительного обращения с требованием в определенный орган, например, в третейский суд, прочие согласительные процедуры, реализуемые в документальной форме. Соответственно в качестве доказательств соблюдения такого порядка заявителю необходимо приложить к исковому заявлению письма, направленные контрагентам, протоколы переговоров, ответы из государственных органов и иные подтверждающие документы. Практики утверждают, что обязательный досудебный порядок урегулирования споров на общих основаниях вводится законодателем с целью разгрузить суды и тем самым повысить качество их работы. Однако они тут же выражают сомнения касательно эффективности такого нововведения, обосновывая это тем, что бизнес привык возлагать разрешение спора на суд, поэтому соблюдение претензионного порядка станет лишь необходимой формальностью для сторон[1].
На данный момент рассматриваемая норма не имеет практики применения, но уже сейчас можно предположить возникновение следующих рисков, которые следует принимать во внимание.
Во-первых, увеличение срока рассмотрения дела на срок обязательной претензионной работы формирует традиционные риски, связанные с тем, что недобросовестные контрагенты будут пытаться скрыть имеющееся у них имущество или вывести имущество с баланса, что существенно затруднит исполнение судебного акта.
Помимо традиционных оперативных способов защиты от возможных недобросовестных действий контрагента, таких как обеспечительные меры, стороны договора могут также предусмотреть превентивные меры защиты.
В целях нивелирования риска неблагоприятных последствий стороны могут изменить порядок досудебного урегулирования споров. Например, стороны обоюдным согласием могут сократить тридцатидневный срок, предусмотренный законом для урегулирования претензионного порядка, до разумного с учетом сложившихся обстоятельств по конкретному делу, предусмотреть правовые последствия отказа адресата от получения претензии или отсутствия его по адресу, указанному в договоре. Наконец, стороны правомочны согласовать в договоре условие об электронном способе обмена документами, например, посредством электронной почты, что значительно сократит сроки данной процедуры.
Во-вторых, по мнению некоторых правоприменителей, введение в АПК РФ данного правила обернется необходимой формальностью, ограничивающей право сторон на предъявление иска в суде, а также станет инструментом для затягивания рассмотрения спора арбитражным судом.
Что касается обращения в суд с несколькими требованиями, то в этом случае стороны будут вынуждены соблюдать претензионный порядок по каждому требованию отдельно, что может усложнить и без того непростой процесс подачи подобного искового заявления. В целях ускорения процедуры подачи и рассмотрения заявления арбитражным судом заявителю будет выгоднее подавать отдельные иски по каждому из требований, что противоречит основной задаче новых правил – разгрузить арбитражные суды. В качестве альтернативы истец может подать заявление с последующим увеличением исковых требований, что повлечет затягивание процесса по делу.
Стоит отметить, что обязательный претензионный порядок урегулирования экономических споров ранее применялся на практике в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса 1992 года, однако законодатель отказался от порядка, исключив его из закона, посчитав, что он приведет к злоупотреблениям со стороны недобросовестных контрагентов. Обязательный претензионный порядок был исключен из АПК РФ в 1995 году в соответствии с Федеральным законом от 05.05.1995 № 71-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Приказное производство
В АПК РФ введен новый, упрощенный порядок судопроизводства. Следует отметить, что в действующем АПК РФ функционирует институт упрощенного производства, которому посвящена глава 29 данного Кодекса. В свою очередь, законопроект дополнил раздел IV АПК РФ главой 29.1, которая регулирует процедуру рассмотрения арбитражного дела в порядке приказного производства.
Оба процесса являются формами ускоренного производства и обладают сходными признаками. Однако, несмотря на внешнее сходство, институты упрощенного и приказного производства имеют ряд существенных отличий, а именно:
1. В первую очередь в отношении категорий дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного и приказного производства.
Дела, подлежащие рассмотрению в порядке упрощенного производства, перечислены в ст. 227 АПК РФ и включают дела о взыскании денежных средств либо штрафной санкции по делам административных правонарушений как с учетом цены иска, так и вне зависимости от стоимостного выражения требований в случае представления соответствующих доказательств.
В упрощенном порядке рассматриваются исковые заявления по требованиям в отношении юридических лиц, если сумма иска составляет не более 500 тыс. руб.; в отношении индивидуальных предпринимателей, если сумма иска составляет не более 250 тыс. руб. Требования о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в упрощенном порядке, если общая сумма требований составляет от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
Кроме того, согласно п. 2 рассматриваемой статьи любое дело, подведомственное арбитражному суду, также может быть рассмотрено в упрощенном порядке в случае наличия согласия всех сторон спора.
Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц.
В порядке приказного производства будут рассматриваться дела о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя, предусмотренным ст. 229.2 АПК РФ. Согласно ст. 229.2 АПК РФ судебный приказ выдается по делам, в которых:
требования вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на представленных взыскателем документах, устанавливающих денежные обязательства, которые должником признаются, но не исполняются, если цена заявленных требований не превышает 400 тыс. руб.;
требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, если цена заявленного требования не превышает 400 тыс. руб.;
заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает 100 тыс. руб.
Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ. Стороны могут направлять друг другу доказательства и иные документы по делу в подтверждение своей позиции в сроки, установленные определением суда о принятии искового заявления;
2. Дела в порядке приказного производства рассматриваются судами на основании заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов. Стороны не обмениваются доказательствами и иными документами по делу. Должник может лишь направить в суд возражения относительно исполнения судебного приказа. Таким образом, приказное производство – это ускоренное рассмотрение дела, в котором отсутствует спор о праве, не устанавливаются факты, не решается вопрос о правах и обязанностях сторон.
3. Принципиальные различия содержатся в порядке исполнения судебных актов, вынесенных судом по результатам рассмотрения дела в рамках описываемых процессов.
В рамках упрощенного производства решение принимается судом по общим правилам главы 20 АПК РФ, но подлежит немедленному исполнению. В то время как по результатам рассмотрения дела в порядке приказного производства судом выносится судебный приказ, который одновременно является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Решение, принятое в рамках упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражном суде апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме. При соблюдении условий, установленных ст. 229 АПК РФ, решение может быть обжаловано и в кассационном порядке. Решение суда первой инстанции, вынесенное по результата рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Между тем судебный приказ, вынесенный арбитражным судом по результатам рассмотрения дела в порядке приказного производства, может быть обжалован только в суде кассационной инстанции в срок, установленный ст. 276 АПК РФ (кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено АПК РФ), и пересмотрен по правилам главы 35 АПК РФ «Производство в суде кассационной инстанции».
Ключевое различие между упрощенным и приказным производством заключается в том, что упрощенное производство предполагает наличие спора о праве и при этом рассматривается в упрощенном порядке, тогда как обнаружение спора о праве в приказном производстве является основанием для возвращения заявления (п. 5 ч. 1 ст. 229.4 АПК РФ). В случае возвращения арбитражным судом заявления о выдаче судебного приказа в связи с наличием спора о праве заявитель может обратиться в соответствующий суд для рассмотрения дела по общим правилам искового производства.
Продолжение читайте в следующем номере.
[1] Вайпан В.А. «Влияние судебной реформы и изменений в ГК РФ на предпринимательскую деятельность» // «Вестник арбитражной практики», 2014, № 5.
Упрощенное рассмотрение гражданских дел: инициатива ВС РФ
В конце февраля ВС РФ внес в Госдуму законопроект 1 , который должен в перспективе упростить рассмотрение в судах общей юрисдикции незначительных по сумме требований и сложности споров («малых дел», как их называет в пояснительной записке сам ВС РФ). Заявляемая цель – повышение качества и эффективности правосудия, сближение систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также снижение нагрузки на них. На данный момент документ готовится к первому чтению.
ВС РФ предлагает закрепить в ГПК РФ три базовые модели рассмотрения гражданских споров, от простого к сложному: приказное, упрощенное, общее исковое производство. Последнее уже существует в кодексе и останется неизменным, приказное также есть, но будет реформировано, а вот упрощенное производство – новое для гражданского процесса, хотя уже существует в АПК РФ и недавно принятом, но не вступившем в силу КАС РФ.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Модификация приказного производства
В настоящее время в порядке приказного производства рассматриваются незначительные дела о взыскании задолженности или истребовании имущества. Это требования, основанные на нотариально удостоверенной сделке или сделке, совершенной в простой письменной форме, о взыскании алиментов (если нет спора об отцовстве или материнстве), о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам и ряд других (ст. 122 ГПК РФ). При этом максимальная сумма иска не установлена. Как правило подразумевается, что такое требование бесспорно и необходимо без лишних процедур простимулировать должника к его исполнению.
Именно поэтому в рамках приказного производства дело рассматривается судьей единолично в течение пяти дней после поступления заявления, без проведения судебного заседания и вызова сторон – исключительно на основании заявления и доказательств, представленных взыскателем. При этом сам приказ одновременно является исполнительным документом (ч. 2 ст. 121 ГПК РФ).
Должник о рассмотрении в отношении него требований в порядке приказного производства может и не знать. Однако, получив по почте из суда копию приказа, он в течение 10 дней имеет право представить возражения относительно его исполнения (ст. 128 ГПК РФ). Тогда судья отменяет приказ и дело может быть рассмотрено в порядке искового производства, которое гораздо дольше и сложнее (ст. 129 ГПК РФ).
ВС РФ предлагает модифицировать приказное производство и ограничить его требованиями до 500 тыс. руб, то есть сохранить в нем только относительно мелкие по сумме требований дела.
Одновременно в число «приказных» попадут требования о взыскании задолженности по ЖКУ и услугам телефонной связи, а также по обязательным платежам и взносам в ТСЖ и строительные кооперативы. Такие дела также являются относительно бесспорными и требуют, по сути, только выдачи исполнительного документа, но сейчас рассматриваются «по полной программе» в рамках искового производства. Все дела, которые в результате этих изменений останутся за бортом приказного производства, перейдут в новый институт – упрощенное исковое производство.
В порядке упрощенного производства ВС РФ предлагает рассматривать:
- требования о взыскании денег или имущества, которые по характеру относятся к приказному производству, но превышают сумму в 500 тыс. руб.;
- требования о взыскании денег или имущества, которые по характеру относятся к приказному производству, но по которым у должника есть или могут быть возражения;
- требования о взыскании денег или имущества на сумму меньше 500 тыс. руб. но которые в приказное производство не пройдут по критериям;
- требования о признании права собственности стоимостью до 500 тыс. руб.
Кроме того, при согласии обеих сторон (по инициативе одной из них или по инициативе суда) в порядке упрощенного производства смогут рассматриваться иные дела. Однако в ряде случаев, напротив, рассмотреть дело в порядке упрощенного производства не получится.
Например, если нужно выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, провести осмотр и исследования доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизы или заслушать свидетельские показания. К выводу о том, что необходимо произвести эти мероприятия суд сможет прийти как сам, так и на основании ходатайств сторон. Тогда рассмотрение будет происходить по общим правилам искового производства (подразд. II разд. II ГПК РФ).
В упрощенном порядке нельзя будет рассматривать дела, возникающие из административных правоотношений, связанные с государственной тайной, по спорам, затрагивающим права детей, а также дела особого производства (об усыновлении или удочерении, о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим и др.).
Требования, также как и в приказном производстве, будут рассматриваться без вызова сторон в суд. Однако в курсе дела будут уже две стороны, и каждая сможет представлять суду и друг другу доказательства, возражения, объяснения относительно предъявленных требований. Для этих целей судом будет устанавливаться специальный срок не менее 15 дней и одновременно еще один срок – не менее 30 дней – для представления дополнений. Оба срока будут течь с момента вынесения определения о принятия искового заявления. После истечения последнего срока суд приступит к рассмотрению дела на основании полученных материалов и должен завершить в пределах двух месяцев, как и при полноценном исковом производстве.
В упрощенном производстве не протокола судебного заседания, возможности отложения разбирательства и предварительного судебного заседания. Планируется, что решение по делу будет приниматься в виде резолютивной части, которая будет высылаться лицам, участвующим в деле, и публиковаться на официальном сайте суда. В отличие от приказного производства – этот акт не будет иметь статуса исполнительного документа. Мотивированное решение можно будет получить по заявлению. Срок вступления решения в силу – в течение 15 дней со дня принятия.
До вступления в силу решение сможет быть обжаловано в суд апелляционной инстанции (в отличие от в приказного производства, где дальнейшее обжалование не предусмотрено). Апелляционные жалобы будут рассматриваться судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам, дополнительные доказательства можно будет представить только если они были необоснованно не приняты первой инстанцией. Кроме того, в отличие от первой инстанции, при необходимости лица, участвующие в деле, могут быть вызваны в суд.
Кассационное обжалование будет происходить в аналогичном порядке, за исключением того, что лица, участвующие в деле, смогут направить в суд кассационной инстанции объяснения по делу (до дня рассмотрения кассационной жалобы).
Актуальность упрощенного производства
Упрощенное производство, которое вводится в ГПК РФ, является частью единой политики государства и в том числе ВС РФ по упрощению процедуры рассмотрения «малых дел». Соответствующие нормы уже существуют в арбитражном процессе (гл. 29 АПК РФ), но с рядом отличий. Например, арбитражные суды в упрощенном порядке могут рассматривать и дела об административных правонарушениях, а суды общей юрисдикции сегодня вынуждены разрешать подобные споры в порядке, установленном КоАП РФ – и в случае одобрения инициативы ВС РФ ничего в этом плане не изменится.
Также в арбитражных делах другие ограничения по суммам требований для применения упрощенной процедуры – 300 тыс. руб. споров с участием организаций и 100 тыс. руб., если стороной дела является индивидуальный предприниматель, но в перспективе планируется повысить эти значения до 400 тыс. и 200 тыс. руб. соответственно. Законопроект 2 , предусматривающий такие изменения, внесен в Госдуму и уже 24 марта прошел первое чтение. Этот же документ должен ввести в АПК РФ приказное производство.
Таким образом, должна получиться унифицированная система рассмотрения как гражданских, так и арбитражных споров, создание которой ВС РФ обосновывает рекомендациями Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 года № R (81) 7 и положениями постановления Европейского парламента и Совета от 11 июля 2007 года № 861/2007.
Стоит отметить, что в принятом недавно КАС РФ, который вступит в силу с 15 сентября текущего года, также предусмотрено упрощенное (письменное) судопроизводство (разд. V) по административным делам – об оспаривании нормативных актов, действий (бездействия) госорганов и должностных лиц и пр. (ст. 291 КАС РФ).
***
Несмотря на то, что инициатива ВС РФ, очевидно, разгрузит суды общей юрисдикции и сэкономит время сторонам гражданского процесса, остается риск снижения качества рассмотрения дел, в том числе за счет сжатых сроков подготовки к рассмотрению дела. Кроме того, существует вероятность, что законопроект пополнится какими-то положительными или отрицательными дополнениями или, напротив, изъятиями в ходе его рассмотрения Госдумой.
Упрощенное судопроизводство в гражданском процессе
Рубрика: Юриспруденция
Дата публикации: 19.12.2018 2018-12-19
Статья просмотрена: 1806 раз
Библиографическое описание:
Дибирова, Л. Б. Упрощенное судопроизводство в гражданском процессе / Л. Б. Дибирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54947/ (дата обращения: 09.10.2021).
В современном гражданском процессуальном праве одним из видов искового судопроизводства выступает упрощенное производство, введенное в Гражданский процессуальный кодекс Федеральным Законом от 2 марта 2016 года. Также для обеспечения правильного и единообразного применения норм Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения в Постановлении от 18 апреля 2017 года № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве». Законодатель преследовал цель ускоренного процесса, который будет простым и кратким.
Введение законодателем главы 21.1 в ГПК РФ обусловлено тем, что такая форма производства за все время применения ее АПК РФ, показала свою высокую эффективность и востребованность в ее применении. [6, с. 37]
Однако институт упрощенного производства нельзя назвать новым для Российского права. В последнее десятилетие XIX века в царской России был издан Закон «Об упрощенном порядке судопроизводства по векселям, долговым обязательствам и наемным договорам и о сокращенном судопроизводстве», который допускал упрощенное и ускоренное производство по делам о требованиях платежа определенной денежной суммы, основанных на письменных обязательствах, даже если они не засвидетельствованы, а также дела о взыскании квартирной и арендной платы и о выселении жильцов и арендаторов по истечении срока найма. [9, с. 151] В основе российской модели упрощенного судопроизводства лежала французская модель, которая считается исторически первой.
По мнению В. В. Захарова, отличительными признаками упрощенного судопроизводства дореволюционного периода являются:
- единоличное рассмотрение дела судьей окружного суда;
- сокращенные сроки рассмотрения дела, отсрочка дела не допускалась;
- принимались только оригиналы
- документов и стороны могли ссылаться только на письменные доказательства;
- на любой стадии
- процесса истец и ответчик вправе ходатайствовать о производстве в общем судебном порядке. [4, с. 18]
Но результативность такого процесса ставилась под сомнение. Потребовалось около четверти века для отмены действовавшей системы. Законом от 15 июня 1912 года «О преобразовании местного суда» было упразднено упрощенное производство и заменено понудительным. Законом от 2 июня 1914 г. уничтожено различие между общим и сокращенным порядком, установлен один общий порядок судопроизводства. [9, с. 159]
В современном виде упрощенное производство представляет собой специальный порядок рассмотрения дел, предусмотренный главой 21.1 ГПК РФ, согласно которой судами общей юрисдикции рассматриваются дела искового производства. В отличие от приказного производства рассмотрение дел в порядке упрощенного производства не исключает наличие спора о праве. [7]
Актуальность выбранной темы обусловлена утвердившейся тенденцией оптимизации гражданского судопроизводства. Верховный Суд РФ предлагал увеличить цену исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, — до 500 тыс. руб. Потребность в дальнейших изменениях Верховный Суд Российской Федерации объясняет необходимостью выработать конструктивные подходы к развитию упрощенной формы судопроизводства. В необходимости увеличения цены иска уверены некоторые процессуалисты: они полагают, что при сегодняшнем уровне цен, сумма в 100 тыс. рублей довольно незначительна. [3, с. 231] Однако законодатель не стал прибегать к таким мерам и оставил ныне существующую сумму. Так статья 232.2. устанавливает те категории дел, которые рассматриваются в порядке упрощенного производства: «часть 1. В порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела: 1) по исковым заявлениям о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает сто тысяч рублей, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства (статья 122 и часть третья статьи 125 настоящего Кодекса); 2) по исковым заявлениям о признании права собственности, если цена иска не превышает сто тысяч рублей; 3) по исковым заявлениям, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства». [8]
Глава 21.1 ГПК РФ закрепляет, что дела в порядке упрощенного производства рассматриваются по правилам искового производства с установленными особенностями названной главы. [2] Говоря об особенностях рассмотрения дел в порядке упрощенного производства, судья Верховного Суда Российской Федерации Анатолий Першутов обратил внимание на то, что для таких дел не предусмотрено проведение подготовки к судебному разбирательству, заседания не назначаются, лица, участвующие в деле, о его месте и проведении не извещаются. Соответственно и не осуществляются протоколирование и аудиозапись, не применяются правила об отложении судебного разбирательства, о перерыве в заседании, об объявлении решения.
По сути, упрощение производства приводит к практическому сведению на нет подготовки дела к судебному разбирательству, а в целом к ущемлению прав участников. В упрощенном производстве суд не разъясняет права и обязанности сторонам, не уточняет фактических обстоятельств, имеющих значение для дела (не определяет предмет доказывания), не распределяет обязанности по доказыванию между сторонами, не проводит предварительного судебного заседания, которое является дополнительной гарантией правильного рассмотрения дела и содействует в реализации сторонами их прав, другими словами снижается процессуальная активность судей. Выходит, что институт упрощенного производства концептуально изменяет сущность основных принципов гражданского судопроизводства.
Однако, по мнению А. Е. Солохина, за счет исключения из общих правил рассмотрения дел в порядке искового производства некоторых элементов, а также сокращения достигается наибольший эффект от данного вида производства.
О. А. Бахарева на этот счет говорит, что не следует относиться к введению упрощенного производства как к отходу от принципов равноправия сторон, диспозитивности и состязательности. Согласно ч. 3 ст. 232.2 ГПК РФ при наличии предусмотренных оснований гражданское дело может быть рассмотрено по общим правилам искового производства. [1, с. 22] Малыхин Д. В. утверждает, что упрощение происходит как раз посредством расширения сферы диспозитивного регулирования и уменьшения доли императивного, позволяющее не совершать отдельные процессуальные действия при отсутствии соответствующей инициативы. [5, с.153]
Особенностью упрощенного производства является сокращение сроков. Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предполагается установление общего срока рассмотрения и разрешения гражданского дела в порядке упрощенного производства — 2 месяца со дня подачи заявления в суд. [8] Определением суд устанавливает не менее 15 дней для предоставления доказательств, а так же возражений сторонами друг другу и в суд. Далее начинается новый срок для предоставления дополнительных документов — не менее 30 дней. Предоставление доказательств именно в эти сроки очень важно, так как если доказательства и документы поступили в суд по истечении установленного судом срока, такие доказательства и документы не принимаются и не рассматриваются судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы.
Также значительным является направление доказательств, возражений сторонами друг другу. Вдобавок необходимо представить в суд документы, подтверждающие направление указанных заявлений и ходатайств другим участвующим в деле лицам. Однако в силу того, что суд рассматривает дело без вызова сторон согласно ст.232.3 ГПК РФ [2], то в суде могут исследоваться не те доказательства, что были предоставлены сторонами друг к другу, то есть в таком случае имеет место быть злоупотребление правами сторонами дела. Если в суд общей юрисдикции наряду с доказательствами, документами и возражениями не представлены документы, подтверждающие их направление другим участвующим в деле лицам, то такие доказательства, документы и возражения судом общей юрисдикции не принимаются и подлежат возвращению, о чем выносится определение. [7] Можно сказать, что упрощенное разбирательство ограничивает перечень представляемых доказательств.
ГПК РФ предусматривает возможность перехода к общему порядку рассмотрения в установленных случаях, например, направление встречного иска, то есть каждое дело может быть подвергнуто переходу. Также такой переход возможен при подаче апелляционной жалобы. Если в процессе рассмотрения апелляции судом установлены основания для отмены решения или дело подлежало рассмотрению по общим правилам, то суд общей юрисдикции отменяет решение и направляет дело в суд первой инстанции для рассмотрения по общим правилам. [7]
Развитие упрощенного производства, которое предназначается для снижения нагрузки судов, уменьшения судебных издержек и сокращение сроков рассмотрения дел, может привести к снижению качества рассмотрения дел, ущемлению прав лиц в уточнении деталей дела, и, как следствие, к злоупотреблениям. Функцией суда является осуществление правосудия, то есть необходимо путем применения всех процессуальных средств достичь объективной истины. Достижение положительных каких-либо количественных характеристик в деятельности судов не свидетельствует о повышении качества правосудия. По мнению Малыхина Д. В. нереализация императивного предписания всегда будет ставить под сомнение результаты правосудия, свидетельствовать об отсутствии возможности выполнения задач гражданского судопроизводства. Также он говорит о том, что необходимо найти баланс между диспозитивностью и императивностью в гражданском процессуальном праве, так как диспозитивность обеспечивает необходимую активность сторон, учет частных интересов и особенностей дела, а императивность обеспечивает качество правосудия и стабильное достижение его целей. [5, с.154]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что упрощенное производство имеет свои процессуальные сложности, преодолеть которые позволит совершенствование законодательства в процессе правоприменительной практики и Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ является первым шагом на этом пути. Однако, не смотря на принятие закона, многие вопросы остались открытыми.
- Бахарева О. А. Введение упрощенного производства в гражданском судопроизводстве — оптимизация рассмотрения и разрешения гражданских дел // Вопросы современной юриспруденции. — 2016. — № 61. — С. 22–27.
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532
- Гражданский процесс: учебник / под. Ред. П. М. Филиппова — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 479 с.
- Захаров В. В. Реформирование отечественного гражданского судопроизводства в конце XIX в. //«История государства и права», 2012, N 15С. 18–22
- Малыхин Д. В. Теоретические основы соотношения диспозитивности и императивности в гражданском процессуальном// Вестник СГЮА.2018 г.№ 2. С. 150–155
- Овчаренко А. В. Процессуальные особенности разрешения арбитражным судом заявлений и ходатайств при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства// Юрист. 2013 г. № 17. Стр. 37–41.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 апреля 2017 г. № 10 “О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве”// «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 6, июнь, 2017
- Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// «Российская газета», N 272, 04.12.2018
- Яблочков Т. М. Учебник гражданского судопроизводства.- 2-е Изд., доп. — Ярославль: Книгоизд-во И. К. Гассанова, 1912. — VIII, 326 c.