Образец профстандарта социального педагога в 2021 году
Профстандарт социального педагога
Профессиональный стандарт социального педагога предназначен для определения обязанностей сотрудника и требуемых от него знаний и умений. Он обязателен для бюджетных организаций, а в частном секторе применяется для определения квалификационных критериев и корректной организации кадрового делопроизводства.
Нормативные основы использования профстандартов
Современное отечественное законодательство содержит следующие акты, регулирующие применение стандартов для профессий:
- Федеральный закон №122-ФЗ, внесший соответствующие изменения в ТК РФ и Закон об образовании. Например, в ТК была включена статья 195.3, установившая обязательное применение профстандартов для должностей, к которым законодательно установлены особые требования.
- Статья 57 ТК РФ, указующая на необходимость профстандартов для профессий, имеющих льготы, компенсации или ограничения.
- Постановление Правительства №584, принятое 27.06.16. В соответствии с ним организации, находящиеся под контролем государства, должны применять профстандарты на обязательной основе.
На основе этих документов можно сказать, что профстандарты необходимы:
- Когда требования к должности специально прописаны в законодательстве.
- Если организация контролируется государством.
В других случаях, в соответствии с ч. 2 ст. 195.3 ТК, они применяются как база для установления квалификационных параметров сотрудников. И тогда они используются на добровольной основе. Для руководителей в частном секторе их использование несет следующие преимущества:
- Наведение порядка в кадровых документах – штатном расписании, правилах распорядка, должностных инструкциях.
- Документирование критериев, на основании которых будет происходить оценка уровня сотрудников и кандидатов на позиции.
- Уменьшение вероятности возникновения конфликтов при проверках контролирующими инстанциями трудовой документации.
Внимание! Наряду с профстандартами продолжают действовать классификаторы должностей ЕКС и ЕТКС. При возникновении противоречий между их положениями работодатель сам вправе выбрать предпочтительный вариант.
Нюансы составления профстандарта социального педагога
В 2017-м году Минтруд утвердил профстандарт 01.005, документирующий параметры позиции специалиста в области воспитания, куда входит и должность социального педагога.
Во вводной части документа содержатся сведения о целях профессиональной деятельности и её группе по классификаторам ОКВЭД и ОКЗ.
Далее дается информация о трудовых функциях, осуществляемых специалистом. Для них приведены коды и сведения об уровне их сложности. Они разделены на две группы: обобщенные (основные) функции и их составляющие. Документ содержит шесть обобщенных функций, каждая из которых состоит из трех составляющих. Например, обобщенная функция социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации включает следующие составляющие: планирование мер по социально-педагогической поддержке, их организация и организационно-методологическое обеспечение.
Следующий раздел включает подробную информацию об основных функциях и их составляющих. Для каждой функции приведены следующие сведения:
- происхождение и наименование специалистов, которые могут её выполнять;
- требования к уровню образования и трудового опыта;
- дополнительные характеристики;
- особые условия.
Так, функция социально-педагогической поддержки обучающихся требует наличия у специалиста высшего (среднего) образования педагогического профиля или непрофильного образования, но с наличием дополнительного профессионального обучения. Также ему необходимо пройти успешный медосмотр и не иметь ограничений на педагогическую деятельность.
Для составляющих приведены трудовые действия и требуемые специалисту умения и знания. Так, планирование социально-педагогической поддержки обучающихся требует от специалиста владения тринадцатью умениями (разрабатывать профильные программы, оказывать первую помощь и пр.) и знаниями в восемнадцати областях (мировых и российских отраслевых нормативных актов и пр.). Они дают возможность специалисту выполнять шесть трудовых действий (разрабатывать профилактические меры, организовывать мероприятия по социализации и пр.).
В заключении приводится список организаций, отвечающих за создание документа.
Внимание! Для дополнительных характеристик положений, не упомянутых в документе (полномочия, трудовые права и пр.), используются должностные инструкции, разделы трудового договора, а также иные кадровые документы.
Применение профстандарта организацией
Процесс внедрения профстандартов в делопроизводство организации-работодателя рекомендуется выполнять следующим образом:
- Подготовка регламента, в котором будут отражены этапы внедрения и ответственные за них.
- Исследование деятельности организации и её сотрудников с учетом отраслевой специфики.
- Подбор подходящих по профилю профстандартов и внесение соответствующих изменений в имеющуюся трудовую документацию.
- Проведение анализа квалификации работников на основе проделанных изменений.
- Перераспределение нагрузки, переименование должностей и проведение иных организационных мероприятий.
После окончания данных процессов работодатель сможет:
- Обоснованно отказывать претендентам на трудоустройство из-за их несоответствия квалификационным критериям.
- Требовать от подчинённых мер по повышению их уровня квалификации.
- Корректно проводить аттестацию сотрудников.
Внимание! Трудовой кодекс не дает возможность работодателю уволить сотрудника из-за его несоответствия параметрам, установленным в профстандарте. Тогда можно попробовать перевести работника на другую должность по ст. 72.1 ТК РФ.
Обязанности учителя в школе
Обязанности учителя в школе:
- обучение и воспитание учеников с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики предмета;
- формирование общей культуры;
- социализация;
- помощь в освоении образовательных программ (в том числе индивидуально) с применением разнообразных и современных методов и методик.
Педагог — кто это
Современный учитель — не только педагог, профессионал со специальным, профильным образованием. Если проанализировать, какую работу выполняет учитель в школе, он еще — психолог, ментор, наставник, воспитатель и партнер обучающегося, специалист по семейным отношениям. Учителя современной школы имеют традиционную специализацию, работают:
- в начальной школе;
- в средней и старшей;
- «предметник»;
- социальный педагог, психолог, тьютор;
- педагог-дефектолог;
- педагог девиантного поведения.
Каковы главные обязанности педагога в школе, какие для их выполнения нужны качества:
- в области обучения — безупречное знание предмета и современных методик преподавания;
- в воспитании — психологическая грамотность и высокие личностные качества;
- в саморазвитии — знание значения, основных приемов и практик саморазвития и самообразования.
Какими нормативными актами закреплены права и обязанности педагогов
Основные права и обязанности школьных педагогов регулируются:
- Трудовым кодексом РФ.
- Законом «Об образовании в РФ».
- Федеральными, региональными и отраслевыми НПА.
- Уставом учебного заведения.
С 2021 года основой организации трудовой деятельности учителей и воспитателей в школах является система профстандартов. В образовании сейчас действуют следующие.
Цель внедрения — регулярные аттестации, контроль качества и направление педагога на допобучение. Одновременно — это и как система квалификационных навыков, которые необходимы для претендентов на вакансии и уже опытных педагогов. С 1 января 2020 года для школьных педагогов ЕКСД больше не используются.
Выполняемые функции и требования
Профстандарт 01.001 описывает профессионально-квалификационные требования к профессии школьного педагога для дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. Основные и трудовые функции, обязанности преподавателя в школе (начальной и общей средней) в профстандарте (II раздел) выглядят следующим образом.
Возможные названия должностей и для начальной, и для средней школы — учитель, воспитатель.
Различны для них требования, предъявляемые к уровню квалификации, и перечень необходимых знаний и умений. Для услуг в области основного общего и среднего (полного) общего образования они выше и находятся в начале описания обобщенной трудовой функции 3.2. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ».
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что входит в обязанности классного руководителя. Используйте эти инструкции бесплатно.
Должностная инструкция
ДИ на основе профстандарта детализирует, что входит в обязанности учителя в школе на данной должностной позиции, и оформляется с учетом требований и рекомендаций:
- ГОСТа Р 7.0.97-2016;
- положения гл. 43 ТК РФ;
- устава школы.
Разработанная и утвержденная должностная инструкция учителя — это локальный нормативный акт школы. Она имеет традиционную структуру — дополнительно появляется раздел «Трудовые функции». Еще варианты отличаются размещением блоков «должен знать» и «должен уметь». В первом случае они обобщены из описания каждой трудовой функции и располагаются в общей части. Во втором — необходимые знания и умения для школы приведены по пунктам применительно к каждой трудовой функции, приведем его в качестве примера.
Что входит в обязанности
Перечень обязанностей учителя в школе зависит от специфики образовательного учреждения и особенностей занимаемой должности. Так, для учителя математики основного и среднего общего образования раздел должностной инструкции, описывающий должностные обязанности, выглядит следующим образом.
Права и ответственность
Права и ответственность сторон учебного и воспитательного процесса четко очерчены законодательно и прописаны в уставе школы для учителей, родителей и учеников. Часть данной информации содержится в заключительных разделах должностной инструкции, сведения о порядке ознакомления педагога с ДИ, реквизиты использованного профстандарта, сформированы по аналогии с образцами, приведенными в сборнике стандартов.
Учитель имеет право:
4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.
4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).
4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию учителя.
4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его обязанности.
4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении обязанностей.
4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.
4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.
Учитель несет ответственность за:
4.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязанностей.
4.2. Невыполнение распоряжений и поручений генерального директора Учреждения.
4.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.
4.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.
4.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
4.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
За вышеперечисленные нарушения учитель может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации, профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда». Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).
Образец профстандарта социального педагога в 2021 году
Регистрация заявлений в 1 класс на 2021-2022 учебный год
Счетчик посещений
Профстандарты
Официальный сайт Профессионального стандарта Перейти на сайт >>
Информационное сопровождение введения профстандартов
С 1 января 2017 года на территории России введен профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».
Что такое профстандарт педагога?
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Структура профстандарта для педагогов
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
Профстандарты будут применяться в качестве:
- Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
- Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
- Инструмента роста качества российского образования.
- Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
- Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
- Общепользовательская.
- Общепедагогическая.
- Предметно-педагогическая.
Новые компетенции педагога:
- Работа с одаренными учащимися.
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
- Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
- Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
- Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
- Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
- Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
- Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
- Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
- Общие сведения.
- Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
- Характеристика обобщенных трудовых функций.
- Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Содержание профстандарта педагога отражает:
- обучение;
- воспитательную работу;
- развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
- профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.
Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:
Официальный сайт Профессионального стандарта Перейти на сайт >>
Профессиональный стандарт педагога
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Где можно найти утвержденные профессиональные стандарты?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает и утверждает соответствующие профессиональные стандарты (с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений). Соответственно, на официальном сайте Минтруда содержится исчерпывающий перечень разработанных и утвержденных профстандартов на данный момент. Реестр профессиональных стандартов актуализируется ежемесячно.
Что делать, если действующий работник подпадает под действие профессионального стандарта, но сам не соответствует его требованиям, например, по образованию?
Если требования профессионального стандарта предусматривают наличие высшего образования и соответствующую программу обучения, то при наличии диплома сотрудника необходимо будет направить в порядке, предусмотренном статьей 196 ТК РФ, на переподготовку или курсы повышения квалификации, которые оплачивает работодатель. При отсутствии диплома необходимо объяснить сотруднику, что требования к его должности изменились, и либо предложить ему перевод на другую должность, где профессиональный стандарт не действует или работник соответствует его требованиям, либо организовывать аттестационную комиссию, признавать работника не соответствующим занимаемой должности и увольнять его по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 81 ТК РФ. Однако необходимо учитывать, что увольнять работника, который не соответствует профессиональному стандарту, можно только после не прохождения им аттестации (решение Конституционного суда, Постановление от 14.11.2018 № 41-П).
Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение профессиональных стандартов?
Если Трудовым кодексом или иным нормативным актом устанавливаются определенные требования к квалификации, которая необходима для выполнения определенной трудовой функции, работодатель обязан принять на работу лицо, которое соответствует этим требованиям. В случае нарушения данного требования работодатель может быть привлечен к материальной ответственности по основаниям и в порядке, предусмотренном статьей 5.27 КоАП РФ.
Как повлияет новый законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» на работу педагога?
Данный законопроект определяет новую систему оценки квалификации специалиста, которая основана на профессиональном стандарте педагога. После его введения планирется изменение не только процедуры аттестации педагогов, а также порядок оценки и самооценки педагогической деятельности, но и введение профессионального экзамена на определение квалификации педагога.
Может ли профессиональный стандарт педагога влиять на карьерный рост педагогического работника?
Дифференцированный подход выдвигает новые требования к оценке квалификации педагогических работников в форме профессионального экзамена, который может влиять на коэффициент надбавки к должностному окладу и являются основой для разработки документов по осуществлению кадровой политики, организации обучения и аттестации педагогов, управления персоналом, а также разработки должностных инструкций.
Почему необходимо введение профессионального стандарта педагога?
Процессы стандартизации развиваются в разных областях профессиональной деятельности. Без четких стандартов невозможно создать должностные инструкции, организовать профессиональную деятельность, адекватно оценить качество работы, провести аттестационные испытания. Даже в таком сложном, многоаспектном виде профессиональной деятельности, как педагогическая, необходим общий стандарт. Особая потребность в профессиональном стандарте педагога появилась с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Предполагается ли изменение процедуры аттестации педагогических работников при внедрении профстандарта педагога?
Внедрение профстандарта педагога будет означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественной структуры. Однако соответствующие процедуры еще не разработаны, а общественная организация педагогов не создана.
Существует ли организованная экспериментальная деятельность для апробации и внедрения профессионального стандарта педагога, и какие инструктивные материалы будут предложены педагогам по итогам экспериментальной деятельности по направлению «Профстандарт»?
В данную деятельность включены все образовательные организации-тьютеры, являющиеся победителями конкурса между образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы в рамках ПНП «Образование», победители конкурса инновационных продуктов и являющиеся экспериментальными плащадками различного уровня по направлениям основного содержания профессионального стандарта педагога. Ознакомиться с перечнем образовательных организаций, можно ЗДЕСЬ. По результатам апробации и экспериментального внедрения профстандарта на стажировочных площадках для педагогов Невского района будут разработаны следующие методические и инструктивные материалы:
— Рекомендации по оценке и самооценке квалификации с учетом нового законопроекта;
— Рекомендации по подготовке к профессиональному экзамену на определение квалификационного уровня педагога;
— Методические рекомендации по профессиональному развитию;
— Методические рекомендации по формированию индивидуальной карьеры персонала;
— Методические рекомендации по персонифицированным моделям повышения квалификации.
Вопрос : Для каких профессий, кроме педагога, будут разрабатываться профессиональные стандарты?
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года создана Рабочая группа по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов, утвержден ее состав, а также план-график ее деятельности. В 2015 – 2018 году Минобрнауки РФ будет проведена работа по разработке следующих профессиональных стандартов работников сферы образования:
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);
Педагог дополнительного образования детей и взрослых;
Педагог профессионального обучения водителей транспортных средств;
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
Специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся);
Педагог-психолог (психолог в сфере образования);
Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог);
Тьютор, ассистент (помощник);
Руководитель образовательной организации и организации дополнительного образования детей;
Руководитель образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации и организации дополнительного профессионального образования;
Руководитель научной организации (управление научными исследованиями);
Научный работник (научная, научно-исследовательская деятельность).