Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образец эффективного контракта в образовании

Комитет по образованию

Запрос на актуализацию контента CTRL + ENTER

При цитировании материалов ссылка на официальный сайт Комитета обязательна

Эффективный контракт

Информация по пункту 18 Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N2190-р

В соответствии с Программой поэтапного совершенствования оплаты труда системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р) и Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N2620-р) предусмотрено введение эффективного контракта для работников, занятых в сфере образования и науки.

Опыт формирования системы стимулирующих выплат за качество труда учителей государственных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт‑Петербурга, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования накоплен в Санкт‑Петербурге в 2011-2013 годах. В течение этого периода были разработаны критерии оценки результатов педагогического труда и апробирован новый механизм его стимулирования. Данная практика создала предпосылки к переходу на систему эффективных контрактов с руководящими, педагогическими и иными категориями работников образовательных организаций дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования Санкт‑Петербурга в целом.

Нормативно-правовой базой реализации принципов «эффективного контракта» с руководящими, педагогическими и иными категориями работников образовательных организаций Санкт‑Петербурга являются:

1. Распоряжение Правительства Санкт‑Петербурга от 23.04.2013 N 32-рп «Об утверждении плана мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы образования и науки в Санкт‑Петербурге на период 2013-2018 годов».

2. Распоряжение Комитета по образованию от 05.08.2013 N1768-р «Об утверждении показателей эффективности деятельности государственных общеобразовательных организаций Санкт‑Петербурга».

3. Распоряжение Комитета по образованию от 09.08.2013 N1810-р «Об утверждении примерных показателей эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций Санкт‑Петербурга».

4. Распоряжение Комитета по образованию от 20.08.2013 N1861-р «Об утверждении показателей эффективности деятельности государственных образовательных организаций дополнительного образования Санкт‑Петербурга».

5. Распоряжение Комитета по образованию от 09.09.2013 N2071-р «Об утверждении примерных показателей и критериев эффективности деятельности работников образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего образования, находящихся в ведении Комитета по образованию, и образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт‑Петербурга».

6. Распоряжение Комитета по образованию от 22.08.2013 N 1907-р «Об утверждении показателей эффективности деятельности государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию».

7. Распоряжение Комитета по образованию от 09.09.2013 N2073-р «Об утверждении показателей и критериев оценки эффективности деятельности государственных бюджетных образовательных организаций дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении Комитета по образованию, и государственных бюджетных образовательных организаций дополнительного педагогического профессионального образования центров повышения квалификации специалистов, находящихся в ведении администраций районов Санкт‑Петербурга».

8. Распоряжение Комитета по образованию от 24.10.2013 N 2450-р «Об утверждении примерных показателей эффективности деятельности государственных образовательных организаций для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, находящихся в ведении администраций районов Санкт‑Петербурга, и их руководителей».

9. Распоряжение Комитета по образованию от 20.08.2013 N 1862-р «Об утверждении Методических рекомендаций по применению показателей эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, находящихся в ведении Комитета по образованию, и образовательных организаций, находящихся в ведении администраций районов Санкт‑Петербурга».

10. Распоряжение Комитета по образованию от 12.09.2013 N2138-р «Об утверждении Методических рекомендаций по применению показателей и критериев эффективности деятельности руководителей государственных бюджетных образовательных организаций дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении Комитета по образованию, и государственных бюджетных образовательных организаций дополнительного педагогического профессионального образования центров повышения квалификации специалистов, находящихся в ведении администраций районов Санкт‑Петербурга».

11. Распоряжение Комитета по образованию от 29.11.2013 N 2786-р «О признании утратившими силу распоряжений Комитета по образованию от 11.10.2011 N 2048-р и от 28.12.2012 N 3480-р».

Для обеспечения прозрачности введения эффективного контракта все перечисленные материалы размещены на сайте Комитета по образованию в разделе «Реализация «Дорожной карты» на 2013-2018 годы»: оценка эффективности деятельности образовательных организаций (http://k-obr.spb.ru/page/588/). # ссылка

Регулярно проводится анализ практик внедрения эффективного контракта.

В 2014 году по результатам анализа первого этапа введения эффективного контракта в образовательных организациях Комитетом по образованию были подготовлены методические рекомендации по введению эффективных контрактов с руководящими и основными категориями работников образовательных организаций Санкт‑Петербурга. При подготовке рекомендаций выявлены организационные проблемы и обозначены задачи по введению эффективного контракта в 2014 году.

В сентябре 2014 года администрации районов Санкт‑Петербурга представили для анализа тексты нормативных актов районного и локального уровня по обеспечению перехода на «эффективный контракт» с руководящими и основными категориями работников образовательных организаций. Анализ проведен кафедрой управления и экономики образования ГБУ ДПО «Санкт‑Петербургская академия постдипломного педагогического образования» (далее — СПбАППО).

В 2015 году по заказу Комитета по образованию СПбАППО разработаны методические рекомендации для руководителей государственных образовательных учреждений Санкт‑Петербурга по организации разъяснительной работы в трудовых коллективах о ходе реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р (размещены на сайте Комитета по образованию: http://k-obr.spb.ru/page/591/) # ссылка

В 2016 году проведен анализ внедрения системы «эффективных контрактов». Анализ показывает, что в течение трех лет внедрения системы «эффективных контрактов» велась активная работа над формированием и совершенствованием нормативно-правовой базы. В большинстве районов периодичность назначения доплат по системе «эффективного контракта» составляет один раз в квартал/полугодие, что соответствует логике планирования и финансирования образовательной сферы.

Среди основных позитивных эффектов внедрения системы «эффективных контрактов» с работниками образовательных учреждений в систему образования в 2014-2016 годах можно выделить:

  • создание прозрачного механизма дифференцированной оплаты труда сотрудников ОУ;
  • возможность конкретизации требований к должностным обязанностям, качеству работы и к квалификации конкретного работника;
  • повышение профессиональной ответственности руководителей за выполнение государственного задания и требований законодательства Российской Федерации в области образования;
  • возможность выстраивания единой системы требований к работникам, вытекающей из требований к деятельности самой образовательной организации, зафиксированным в нормативных документах;
  • повышение уровня заработной платы педагогических работников, повышение его конкурентоспособности;
  • повышение привлекательности сферы образования для педагогических кадров, в том числе молодых специалистов;
  • развитие кадрового потенциала учреждения за счет повышения мотивации к трудовой деятельности и активного участия педагогов в районных, региональных профессиональных конкурсах, в работе методических объединениях, творческих групп, научно-практических конференций, семинаров, проведении мастер-классов и пр.;
  • повышение результативности научно-методической и инновационной деятельности;
  • увеличение доли обучающихся, принимающих участие в различных мероприятиях;
  • снижение количества предписаний со стороны надзорных органов;
  • снижение количества конфликтов, жалоб со стороны родителей;
  • осознание личной ответственности за результаты труда;
  • повышение исполнительской дисциплины и ответственности;
  • позитивная динамика качества образования;
  • повышение удовлетворенности потребителей предоставленными образовательными услугами.

Перечисленные эффекты подтверждают взаимосвязь между повышением оплаты и конкретными результатами труда по оказанию государственных образовательных услуг.

По итогам анализа лучших практик внедрения эффективного контракта в образовательных учреждениях Санкт‑Петербурга за 2016 год особо выделены материалы ГБОУ лицей N 410 Пушкинского района Санкт‑Петербурга.

При цитировании материалов ссылка на официальный сайт Комитета обязательна

Эффективный контракт в образовании: образец заполнения

Что такое эффективный контракт в образовании

Термин «эффективный контракт» введен Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которое утвердило Программу совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Эффективный контракт представляет собой стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ , в котором расширены некоторые условия, а именно:

  • максимально подробно описаны обязанности сотрудника;
  • детально регламентированы условия оплаты труда и меры соцподдержки;
  • особый акцент сделан на показателях и критериях оценки эффективности преподавателей для назначения им стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.

По мнению чиновников, переход на новую систему оплаты труда в образовательном учреждении позволит обеспечить достойный уровень зарплаты педагогов. Этим обусловливается связь ее размера с объемами, интенсивностью и качеством выполняемой работы. Также утвержденные показатели должны быть соотнесены с показателями эффективности всей образовательной организации, которая, в свою очередь, должна осуществить следующие действия:

Нормативная база

Введение эффективного контракта определено:

  1. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597.
  2. Государственной программой «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р.
  3. Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р.
  4. Приказом Минтруда России № 167н от 26.04.2013.
  5. Письмом Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02, которое содержит информацию о показателях эффективности в образовательных учреждениях.
  6. Показателями эффективности деятельности подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденными органами местного самоуправления.

Показатели эффективности для учителей

Показатели эффективностиИндикаторы
Реализация дополнительных проектов с обучающимися (экскурсии, групповые/дистанционные образовательные проекты, внеурочная деятельность)Количество организованных экскурсий, реализованных проектов с охватом не менее 5 учеников
Организация системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихсяВведение портфеля индивидуальных достижений обучающихся
Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями обучающихсяКоличество мероприятий, проведенных совместно с родителями
Участие учеников на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и пр.Количество участников на уровне района, города, области, страны
Участие в коллективных педагогических проектах, научно-методической работеКоличество выступлений на педсоветах, семинарах, количество публикаций и т. п.
Реализация здоровьесберегающего образовательного пространстваКоличество физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, охват горячим питанием, отсутствие замечаний по соблюдению СанПиН
Работа с детьми из неблагополучных семейКоличество детей из неблагополучных семей, вовлеченных в общественную жизнь класса, школы, в участие в соревнованиях, олимпиадах и т. д.
Читать еще:  Какие документы нужны для оформления пенсии по случаю потери кормильца?

Стимулирующие и компенсационные выплаты

Исходя из содержания нормативно-правовых актов, регулирующих новую систему оплаты труда, в эффективном контракте следует предусмотреть следующие виды стимулирующих выплат и компенсаций:

Выплаты компенсационного характераВыплаты стимулирующего характера
За интенсивность и высокие результаты деятельностиРабота в тяжелых климатических условиях (Крайний Север, пустынные, высокогорные районы и т. п.)
За качество выполняемых работРабота в условиях, отличающихся от прописанных в договоре (например, замена отсутствующего коллеги, работа в ночное время)
За непрерывный стажРабота со сведениями, составляющими государственную тайну
Премии по итогам работы (за месяц, полугодие, год)Выполнение ответственного государственного или муниципального задания

Порядок заключения эффективного контракта

Оформление трудовых отношений при введении эффективного контракта осуществляется:

  • при приеме на работу. С новой формой договора можно ознакомиться в Приложении № 3 к Программе № 2190-р;
  • с работниками, которые уже состоят в трудовых отношениях с работодателем, заключается дополнительное соглашение к трудовому договору в порядке, установленном ТК РФ.

Переход на эффективный контракт с учителем и сопутствующее внесение изменений в трудовой договор осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 74 ТК РФ . Изменение условий оплаты труда, связанные с организационными изменениями, допускаются по решению работодателя в одностороннем порядке. При этом необходимо письменно уведомить учителя как минимум за два месяца.

Если преподаватель отказывается продолжать работу на новых условиях, то трудовой договор с ним может быть расторгнут в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 77 ТК РФ , с выплатой двухнедельного выходного пособия ( ст. 178 ТК РФ ).

Заполнение эффективного контракта

В договоре и дополнительном соглашении необходимо прописать следующее:

  1. Место работы. Если учитель трудится в филиале, представительстве либо другом обособленном подразделении, следует указать сначала адрес учреждения, а затем наименование подразделения с его местоположением.
  2. Трудовая функция (с указанием квалификации, должности и специальности).
  3. Условия оплаты труда. В этом пункте следует регламентировать процедуру выплаты оклада, а также стимулирующих и компенсационных выплат. Для этого необходимо прописать условия их получения, а также показатели и критерии оценки эффективности, периодичность и размер.
  4. Режим труда и отдыха.
  5. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.
  6. Меры социальной поддержки.
  7. Иные условия, обусловленные спецификой работы образовательного учреждения.

Скачать образец эффективного контракта в образовании можно в конце статьи.

Алгоритм действий

При переходе на новую систему оплаты работодатель должен пройти следующие этапы:

  1. Сотрудники должны тщательно изучить нормативно-правовую базу.
  2. Руководители МО, имеющие полномочия в сфере образования, должны разработать показатели эффективности для подконтрольных организаций.
  3. Образовательное учреждение должно разработать собственные критерии эффективности и внести соответствующие изменения в Положение об оплате труда.
  4. Кадровый отдел разрабатывает форму договоров (контрактов) и дополнительных соглашений с учетом Приложения № 3 к Программе № 2190-р и Рекомендаций № 167н.
  5. Руководитель издает приказ о переходе на эффективный контракт.
  6. Персонал знакомится с нововведениями.
  7. Работодатель заключает допсоглашения с работниками.

Образец эффективного контракта

Образец эффективного контракта

Похожие публикации

В настоящее время понятие эффективный контракт присутствует в законодательных актах, касающихся усовершенствования системы начисления заработной платы работников бюджетных и государственных организаций. Также разработана примерная форма трудового договора – эффективного контракта.

Понятие эффективного контракта

Эффективный трудовой контракт представляет собой более подробную форму трудового договора, в которой должна быть расписана не только рабочая функция, но и критерии оценки качества и оплаты работы.

Это нововведение затрагивает только те организации, работники которых получают заработную плату из бюджета.

Чем отличается эффективный контракт от трудового договора

Главное отличие эффективного контракта от трудового договора состоит в том, что в законодательных нормах, его регулирующих, четко указаны расширенные требования, которые отсутствуют в статье 57 ТК РФ. В форму эффективного контракта должна быть включена следующая информация:

  • Детально расписанные обязанности для каждого сотрудника в самом тексте договора.
  • Подробное описание системы начисления оплаты за труд в зависимости от сложности, выработки, качества и т.д.
  • Указаны все критерии и нормы, по которым будет оцениваться труд того или иного человека.

Эффективный трудовой договор – документ, который регулирует трудовые отношения между сторонами, но в нем больше информации, которая защищает права сотрудника и стимулирует его трудиться более качественно. Может оформляться на базе имеющегося трудового договора, но с обязательным включением в него вышеперечисленных требований.

Переход на эффективный контракт

Введение эффективного контракта может быть осуществлено следующим образом:

  • Подписание новой разработанной формы эффективного контракта со вновь принимающимися на работу людьми.
  • В отношении тех, с кем уже заключен трудовой договор, эффективный контракт не перезаключают, а составляют и подписывают дополнительное соглашение к действующему документу.

Перед тем, как начать заключать новые договора, необходимо разработать локально-нормативные документы, которые будут регулировать все новые требования, также должна быть сформулирована и утверждена форма эффективного контракта.

Внедрение эффективного контракта в образовании

Одна из отраслей, где сейчас активно вводятся данные изменения – это учебные учреждения. Переход на эффективный контракт в образовании предполагает проведение нескольких обязательных мероприятий.

План мероприятий по переходу на эффективный контракт

Для начала разрабатывается и утверждается план мероприятий для перехода на новый контракт. В нем указывают, что необходимо сделать для того, чтобы иметь возможность включить в форму нового договора обязательные требования. К ним могут относиться:

  • Разработка положений о начислении стимулирующих надбавок и критериях их расчета.
  • Необходимость разработать бланк контракта или дополнительного соглашения для уже работающих и т.д.

В плане должны быть указаны конкретные сроки и ответственные за выполнение мероприятий.

Приказ о переходе на эффективный контракт: образец

После того, как все необходимые положения сформулированы и утверждены, издается приказ о переходе на эффективный контракт в образовании. Составляется он в свободной форме и может:

  • Утверждать трудовой договор – образец эффективного контракта, который будет использоваться в дальнейшем.
  • Регулировать порядок заключения дополнительных соглашений.
  • Регулировать порядок уведомления работников и их ознакомления с новыми локально-нормативными документами и т.д.

Как правило, работников нужно предупредить о предстоящих нововведениях, то есть ознакомить с приказом не меньше, чем за два месяца.

Эффективный контракт в образовании: образец заполнения

Образец эффективного контракта в образовании скачать можно ниже. Подытожим. Эффективный контракт – это форма трудового договора, содержащая более подробные описания условий, куда в обязательном порядке включаются сведения о том, по каким критериям будут рассчитываться стимулирующие выплаты трудящимся-бюджетникам.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Образец эффективного контракта в образовании

Эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором:

конкретизированы его должностные обязанности,

условия оплаты труда,

показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг,

а также меры социальной поддержки.

Такое определение эффективного контракта дается в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

Эффективный контракт в Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы

В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы дана общая характеристика эффективного контракта.

Под эффективным контрактом в Программе понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, основанные на:

наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;

системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке;

системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке; системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем;

подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Трудовые отношения между работодателем и работниками, включая установление заработной платы, формализуются при заключении трудовых договоров.

Читать еще:  Как оформить социальную пенсию?

Таким образом, юридически эффективный контракт:

  • это детализированный трудовой договор с работником.

Однако основной смысл эффективного контракта не юридический:

а экономический и управленческий, и

состоит он в создании взаимовыгодных условий для сторон трудового договора.

В течение длительного времени имела место ситуация, когда низкие заработные платы провоцировали работников искать всевозможные способы подработок, от чего страдала основная работа, работодатели не могли добиться выполнения должностных обязанностей, кроме непосредственно влияющих на оплату труда аудиторных часов работы.

Для решения этой проблемы и была сформулирована идея эффективного контракта:

ситуации, когда работодатель платит работнику достойную заработную плату,

а работник – эффективно, с полной отдачей работает на своей основной работе, и эта концентрация усилий дает результат труда.

Именно так и можно сформулировать идею эффективного контракта – достойная оплата за качественный, результативный труд.

Эффективный контракт педагогического работника:

должен обеспечивать такой уровень заработной платы педагогического работника, который является конкурентоспособным с другими секторами экономики;

конкретный размер заработной платы увязывается с объемами, интенсивностью и качеством выполненной по трудовому договору работы;

заданные педагогическому работнику показатели должны быть увязаны с показателями образовательного учреждения.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» было предписано Правительству РФ обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза, доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений профессионального образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.

Реализация этого Указа была одним из аспектов введения эффективного контракта с педагогическими работниками.

Эффективный контракт в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, предусматривает следующие принципы и элементы эффективного контракта:

в трудовом договоре с каждым педагогическим работников должны быть уточнены и конкретизированы трудовые обязанности, показатели и критерии эффективности деятельности, размеры вознаграждений, размеры поощрений за достижение коллективных результатов труда, обеспечение прозрачности оплаты труда;

условия получения вознаграждений должны быть понятны образовательному учреждению и педагогическому работнику и не допускать двойного толкования;

показатели и критерии должны быть измеримыми.

Эффективный контракт и нормирования труда педагогических работников

Эффективный контракт предполагает установление норм труда.

В настоящее время нормирования труда педагогических работников в общем образовании де-факто не существует:

централизованно установлены лишь нормы продолжительности урока и расчетные не устанавливающие фактический размер заработной платы нормы часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы;

такие нормы труда служат для расчета заработной платы, но не для нормирования труда педагогических работников.

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда ориентирует на повышение эффективности каждого педагогического работника, образовательного учреждения, образовательной отрасли, на дальнейшее совершенствование сложившихся систем оплаты труда педагогических работников.

В сфере образования понятие эффективности требует дальнейшей корректировки. Эффективность как экономическая категория, как правило, – это отношение полезных результатов к затраченным ресурсам, что предполагает достижение более высокого результата относительно издержек, т.е. так же и достижение прежнего результата с наименьшими затратами.

Последнее неприменимо к оценке работы педагогических работников:

перед которыми стоит задача повышения качества, результативности (продуктивности) работы,

в т.ч. с возможным увеличением издержек, например, трудозатрат, материальных вложений и др.

В трудовых договорах, заключаемых с педагогическими работниками на принципах эффективного контракта:

  • должны устанавливаться показатели и критерии качества (результативности, продуктивности),
  • а не эффективности.

Проблемы и риски введения эффективного контракта педагогического работника

Введение эффективного контракта педагогического работника связано с проблемами и рисками:

при этом основной проблемой являются разработка измеримых показателей результатов работы педагогического работника;

существует риск имитации достижения показателей результативности, который нельзя полностью устранить, риск введения непродуманных показателей, стремление достичь которых только ухудшает реальные результаты образовательного процесса.

Поскольку Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда и «Дорожная карта» Минобрнауки России предусматривали поэтапное внедрение, апробацию и совершенствование эффективного контракта ежегодно по 2018 год:

то для проработки содержания и условий трудовых договоров на принципах эффективного контракта, а также и локальных актов по оплате труда, были предоставлены необходимые временные возможности;

вместе с тем, и в настоящий момент нельзя констатировать, что принципы и положения Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда педагогических работников нашли свое полноценное содержательное воплощение в деятельности каждого образовательного учреждения.

Кроме того, система оплаты труда педагогических работников представляет собой поле для постоянного совершенствования, с учетом обстоятельств деятельности образовательного учреждения. Поэтому несмотря на то, что 2018 год уже в прошлом, положения Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда сохраняют свою актуальность и в настоящее время.

Перед образовательным учреждением ставятся многоплановые задачи:

отказа от контрпродуктивных стимулирующих выплат педагогическим работникам за показатели, которые носят общий и формальный характер таких, например, как «добросовестное выполнение трудовых обязанностей» и замена их на показатели, имеющие конкретные измеримые параметры;

исключения из числа стимулирующих таких выплат педагогическим работникам, которые фактически применялись в качестве гарантированной части заработной платы педагогического работника;

обеспечение оптимального с точки зрения принципов оплаты труда распределения фонда оплаты труда:

на гарантированную часть — оплата за должность и

стимулирующую часть — оплата за достижения показателей качества, результативности, эффективности, т.е. обеспечение справедливой дифференциации в оплате труда.

Эффективный контракт педагогического работника предполагает:

установление норм труда педагогических работников в локальных актах образовательного учреждения,

а также определение в локальных актах и в трудовом договоре фактического содержания и объема трудовых функций каждого педагогического работника.

Такое нормирование труда педагогических работников позволяет точно разделить гарантированную и стимулирующую части заработной платы каждого педагогического работника.

Необходимые для совершенствования эффективного контракта педагогического работника изменения трудовых договоров могут быть осуществлены в порядке, установленном статьей 74 Трудового кодекса РФ:

изменения условий оплаты труда педагогического работника признаются изменением условий, определенных сторонами трудового договора, в связи с организационными и (или) технологическими изменениями труда по решению образовательного учреждения,

т.е. фактически в одностороннем порядке по инициативе образовательного учреждения, и осуществляется с предварительным уведомлением педагогического работника в письменной форме не менее чем за 2 месяца.

статья 74 «Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда» Трудового кодекса РФ

В случае отказа педагогического работника продолжать работу в предлагаемых условиях:

трудовой договор с ним расторгается по пункту 7 статьи 77 «Общие основания прекращения трудового договора» Трудового кодекса РФ

с выплатой 2-х недельного выходного пособия по статье 178 «Выходные пособия» Трудового кодекса.

Издержки введения эффективного контракта педагогического работника

Введение эффективного контракта педагогического работника влечет за собой определенные издержки:

вызванные необходимостью регулярного оценивания достижения показателей качества, результативности и эффективности работы каждого педагогического работника;

эти издержки могут быть минимизированы путем введения автоматического оценивания с помощью использования электронных технологий с соответствующей компьютерной программой.

Риском введения эффективного контракта педагогического работника:

является риск формального совершения данного действия;

в этом случае объем документации неизбежно вырастет, усложнив как ведение кадровой работы, так и чисто технически сделав более сложным изменение трудовых договоров в будущем;

реальных же изменений при этом может не произойти.

Вместе с тем, инструмент эффективного контракта педагогического работника может быть использован для того, чтобы

  • выстроить единую систему требований к персоналу образовательного учреждения, вытекающую из требований к деятельности самого образовательного учреждения, зафиксированной в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), в дорожных картах, государственном и муниципальном задании, программе развития и иных подобных документах.

В случае, если эффективный контракт педагогического работника будет разрабатываться, исходя из реальных требований к качеству работы образовательного учреждения, которые будут транслированы в виде требований к должностным обязанностям, к качеству работы и к квалификации конкретных сотрудников:

тексты трудовых договоров с педагогическими работниками станут подробнее, и облегчат управленческую работу в образовательном учреждении,

будут работать на достижение ее целей.

В случае же, если такая работа не будет проведена:

эффективный контракт просто увеличит объем текста в трудовом договоре,

без каких-либо положительных эффектов от данного увеличения.

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

Профсоюзная организация работников

Эффективный контракт: профсоюзная позиция

С 2018 года в ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» действует рабочая комиссия по внедрению системы эффективного контракта с работниками. В состав комиссии входят представители профсоюзной организации. Позиция профсоюзной организации на переговорах основана на рекомендациях Координационного совета председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов по вопросам внедрения системы эффективного контракта в организациях высшего образования. Основная сложность в работе группы: поиск единого понимания системы эффективного контракта у представителей работодателя и профсоюзной организации. К сожалению, в средствах массовой информации тиражируется информация о «перекосах» внедрения системы эффективного контракта: вводятся штрафы за недостижение установленных показателей, невыполнение эффективного контракта является основанием расторжения трудового договора и прочее. В связи с этим считаем целесообразным дать разъяснения по интересующим членов профсоюза вопросам внедрения системы эффективного контракта в Университете.

Читать еще:  Должностная инструкция токаря 5го разряда

Почему необходимо переходить на трудовые договоры с элементами эффективного контракта

Внедрение систем эффективного контракта в образовательных организациях высшего образования осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 гг.» и с Планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 г. № 722-р). Оба этих нормативных документа приняты в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Данные документы обязывают государственные (муниципальные) учреждения внедрять систему эффективных контрактов

Нормативными актами, регулирующими внедрение системы эффективных контрактов, являются:

  • Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы (распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 г. № 2190-р, далее – «Программа») определяет понятие «Эффективный контракт», закрепляет этапы и общий порядок внедрения системы ЭК, содержит примерную форму трудового договора;
  • Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (приказ Минтруда России от 26.04.2013 г. № 167н, далее – «Рекомендации») содержат особенности содержания и процедуры заключения (изменения) трудового договора в форме ЭК.

Что такое эффективный контракт (ЭК)? Какие основные содержательные элементы эффективного контракта?

Разъяснения по поводу содержания эффективного контракта и порядка его внедрения утверждены Приказом Минсоцтруда от 26 апреля 2013 г. № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта».

Эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы:

  • его должностные обязанности,
  • условия оплаты труда,
  • показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг,
  • а также меры социальной поддержки.

Таким образом, понятие «эффективный контракт» не расширяет и, тем более, не заменяет правового понятия «трудовой договор». В ЭК не должно быть дополнительных должностных обязанностей по сравнению с «обычным» трудовым договором, но есть более подробная конкретизация существующих обязанностей.

Кроме этого, ЭК содержит совокупность показателей и критериев оценки эффективности деятельности работника, которые напрямую связываются с назначением стимулирующих выплат. Указанные показатели и критерии оценки есть количественное выражение результативности и качества труда работника за определенный период.

Какова роль первичной профсоюзной организации работников в формировании системы эффективного контракта?

Так как система ЭК напрямую влияет на трудовые отношения и условия труда работников, становится частью системы оплаты труда, первичная профсоюзная организация принимает активное участие в формировании ЭК и последующем контроле указанной системы.

На современном этапе формирования системы ЭК, её локальной нормативной базы, профсоюзная организации не только формально выражает мотивированное мнение по разрабатываемым документам, но и активно участвует в формировании своих предложений как по перечню показателей и критериев эффективности, так и по концепции системы ЭК в целом.

Может ли сотрудник отказаться от заключения договора с элементами эффективного контракта?

В соответствии с частью второй статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель уведомит работников в письменной форме не позднее чем за два месяца до введения эффективного контракта. При этом профсоюзная организации отстаивает добровольный характер участия работников в системе ЭК: части третья и четвертая статьи 74 ТК РФ не могут применяться в отношении тех работников, которые отказались от участия в системе ЭК и продолжают работать на прежних условиях.

Таким образом, работники с которыми уже заключен трудовой договор, могут отказаться от перехода на систему эффективного контракта без последствий.

Какие санкции могут быть применены к сотруднику в случае невыполнения требований эффективного контракта?

Профсоюзная организация отстаивает позицию, что система эффективного контракта носит стимулирующий характер: система ориентирована на поощрение высокой результативности деятельности работников, качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а не на систему штрафов и взысканий.

Может ли администрация при конкурсной ситуации в качестве критериев производительности работника опираться на результативность, достигнутую работником в рамках эффективного контракта?

В случае конкурсной ситуации работодатель не может апеллировать к результатам выполнения работником показателей эффективного контракта, так как ставит в неравные условия участников конкурса.

Между эффективным контрактом и конкурсной ситуацией есть косвенная связь, а именно успешное выполнение показателей эффективного контракта характеризует рост педагогической и научной активности работника. Только данные справки о преподавательской и научной активности могут обсуждаться в случае конкурсной ситуации.

В каких единицах будет измеряться эффективность работников?

Опыт внедрения системы ЭК в других ВУЗах показывает, что использование единиц измерения в баллах или процентах дает возможность работодателю, при назначении выплат стимулирующего характера по итогам реализации ЭК, заранее планировать бюджет системы ЭК и сделать более гибким его формирование. С другой стороны, использование денежных единиц измерения показателей снижает предсказуемость формирования бюджета ЭК, однако делает для работника систему гораздо более понятной и, значит, более мотивирующей.

Поэтому Координационный совет председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов рекомендует на начальной стадии формирования системы ЭК, когда не выработан относительно стабильный комплекс ключевых показателей и не отлажена методика расчета, использовать относительные величины, например, баллы. Когда система ЭК станет более предсказуемой, а ожидаемые результаты деятельности работников и структурных подразделений вуза достоверно прогнозируемы в краткосрочной перспективе, есть смысл перейти на измерение величин показателей в денежных единицах, что улучшит прозрачность системы и повысит мотивацию работников в повышении результативности своей деятельности.

«Стоимость» балла будет определяться по завершению отчетного периода непосредственно перед назначением стимулирующих выплат.

Какова периодичность подведения итогов выполнения показателей эффективного контракта?

Небольшая продолжительность отчетного периода (один месяц, один квартал) увеличивает объем расчетной работы для подведения итогов, но, в то же время, это сближает по времени факт достижения определенных результатов и материального поощрения работника за них. Более продолжительный период (полугодие, год) способствует уменьшению объема работы по сбору данных и расчетам показателей, но увеличивает временной разрыв между достижением результата и его поощрением, что в меньшей степени стимулирует работника.

Учитывая то, что мы находимся только в стадии внедрения системы эффективных контрактов, то профсоюзная организация считает оптимальным отчетным периодом полугодие.

Какова периодичность стимулирующих выплат по эффективному контракту?

Образовательные организации практикуют как регулярные (ежемесячные) стимулирующие выплаты по итогам реализации ЭК, так и единовременные, по окончании отчетного периода. По результатам переговоров стимулирующие выплаты за интенсивность и напряженность труда будут выплачиваться в Университете ежемесячно. Вместе с тем при развитии системы показателей эффективности сотрудников представляется целесообразным использовать смешанную систему в зависимости от продолжительности отчетных периодов и категорий работников.

Какова позиция профсоюзной организации при введении эффективного контракта?

Пункт 5.3 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ, на 2018–2020 годы, заключенного между Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования, определяет требования к показателям и критериям эффективности деятельности работника следующим образом:

«При разработке и утверждении в организациях показателей и критериев эффективности работы в целях осуществления стимулирования качественного труда работников учитываются следующие основные принципы:

  • размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда (принцип объективности);
  • работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда (принцип предсказуемости);
  • вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всей организации, его опыту и уровню квалификации (принцип адекватности);
  • вознаграждение должно следовать за достижением результата (принцип своевременности);
  • правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику (принцип справедливости);
  • принятие решений о выплатах и их размерах должны осуществляться по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (принцип прозрачности)».

Вопросы трудового договора с элементами эффективного контракта рассматривались на заседании Ученого Совета 25.01.2019. Были приняты Показатели для оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» и Порядок работы с показателями для оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава университета.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector