Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О чем налогоплательщик обязан извещать налоговый орган?

О чем налогоплательщик обязан извещать налоговый орган?

Законом предусмотрены случаи, когда налогоплательщики — физические лица обязаны обратиться в налоговые органы с соответствующим уведомлением (п. п. 2.1, 3.1 ст. 23 НК РФ; ч. 2 ст. 12 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ):

  • о наличии у них объектов недвижимого имущества и транспортных средств;
  • об участии в иностранных организациях;
  • об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;
  • о контролируемых ими иностранных организациях;
  • об открытии (закрытии) счетов (вкладов), движении средств по счетам в банках, расположенных за границей, и об изменении реквизитов таких счетов (вкладов).

О наличии объектов недвижимого имущества или транспортных средств

Граждане уплачивают транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговой инспекцией. Срок уплаты указанных налогов за налоговые периоды начиная с 2015 г. — не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который они исчислены. Так, налоги за 2016 г. необходимо уплатить до 01.12.2017. За более ранние налоговые периоды налог следовало уплачивать не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый орган должен направить уведомление не позднее чем за 30 рабочих дней до указанного срока (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 52, п. п. 1, 3 ст. 363, п. п. 1, 4 ст. 397, п. п. 1, 2 ст. 409 НК РФ; Письмо ФНС России от 11.01.2016 N БС-4-11/48@).

Если в направленном вам уведомлении не указано имеющееся у вас недвижимое имущество или транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения, и вы никогда не получали уведомление в отношении них, то вы обязаны сообщить в налоговый орган о наличии у вас таких объектов в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщать о наличии у вас объектов недвижимого имущества или транспортных средств необходимо однократно в любой налоговый орган по вашему выбору.

Сообщать в налоговый орган о наличии у вас объектов недвижимого имущества или транспортных средств не требуется, если ранее вы получали налоговое уведомление в отношении этих объектов или если налоговое уведомление не получено в связи с предоставлением налоговой льготы (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

У П.П. Иванова есть следующее имущество:

— земельный участок, приобретенный в феврале 2016 г.;

— первый автомобиль, приобретенный в июне 2014 г.;

— второй автомобиль, приобретенный в мае 2015 г.;

— квартира, приобретенная в июле 2011 г.

В 2015 г. П.П. Иванов получил налоговое уведомление и уплатил налоги за 2014 г. — транспортный налог за первый автомобиль и налог на имущество физических лиц за квартиру.

В 2016 г. П.П. Иванов получил налоговое уведомление о необходимости уплатить только налог на имущество физических лиц за квартиру. Если такая ситуация повторится в 2017 г., П.П. Иванов обязан будет до 31.12.2017 сообщить в налоговый орган о наличии у него второго автомобиля и земельного участка. Сообщать о наличии первого автомобиля в данном случае не нужно.

С 01.01.2017 за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган сообщения о наличии у вас объектов недвижимого имущества или транспортных средств, по которым не было получено налоговое уведомление, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Об участии в иностранных организациях

Граждане — налоговые резиденты РФ обязаны уведомить налоговый орган по месту своего жительства (п. 3.1 ст. 23, п. п. 1, 2, 4 ст. 25.14 НК РФ):

  • о своем участии в иностранных организациях (если доля такого участия превышает 10%);
  • об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;
  • о контролируемых иностранных организациях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

По общему правилу налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев ( п. 2 ст. 207 НК РФ).

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) нужно представить в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

Уведомление о контролируемых иностранных организациях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором вами как контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с гл. 23 НК РФ (п. 2 ст. 25.14 НК РФ).

Повторное уведомление об участии в иностранных организациях требуется только в случае, если изменились основания для представления такого уведомления (например, увеличена доля вашего участия).

В случае прекращения участия в иностранных организациях вам следует проинформировать об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

Уведомления можно представить как в электронной форме, так и на бумажном носителе (п. 4 ст. 25.14 НК РФ).

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) должно содержать, в частности, следующую информацию ( п. 5 ст. 25.14 НК РФ):

— дату возникновения оснований для представления уведомления;

— наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица);

— регистрационный номер и код налогоплательщика, присвоенные иностранной организации в государстве ее регистрации (при их наличии);

— долю участия в иностранной организации;

— дату окончания такого участия.

Уведомление о контролируемых иностранных организациях должно содержать, в частности, следующую информацию ( п. 6 ст. 25.14 НК РФ):

— период, за который представляется уведомление;

— наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица);

— регистрационный номер и код налогоплательщика, присвоенные иностранной организации в государстве ее регистрации (при их наличии);

— дату, являющуюся последним днем периода, за который составляется финансовая отчетность организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;

— дату составления финансовой отчетности иностранной организации за финансовый год в соответствии с ее личным законом, а также дату завершения налогового периода по налогу на прибыль (доходы) в соответствии с ее личным законом;

— дату составления аудиторского заключения по финансовой отчетности иностранной организации за финансовый год (в случае обязательности проведения аудита в соответствии с личным законом этой организации);

— долю участия в иностранной организации;

— описание оснований для признания вас контролирующим лицом иностранной компании;

— описание оснований для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в соответствии с НК РФ.

Необходимо помнить: налоговые органы могут получить информацию о том, что вы являетесь контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), не только от вас, но и из других источников, в том числе от компетентных органов иностранных государств. В таком случае, если вы не представили соответствующее уведомление в установленный срок, налоговый орган направит вам требование представить данное уведомление в установленный налоговым органом срок, который не может составлять менее 30 дней с даты получения указанного требования (п. 8 ст. 25.14 НК РФ).

Неправомерное непредставление в установленный срок в налоговый орган уведомления ( ст. 129.6 НК РФ):

— о контролируемых иностранных организациях за календарный год или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 руб. по каждой контролируемой иностранной организации;

— об участии в иностранных организациях или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 руб. по каждой иностранной организации.

Об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранных банках, изменении их реквизитов и движении средств по ним

Граждане — резиденты РФ обязаны уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках, расположенных за границей, а также об изменении реквизитов таких счетов (вкладов).

Читать еще:  Правила торговли в 2021 году

Резиденты — это физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее года ( пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

Резидент обязан направить в налоговый орган по месту своего учета уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за границей, не позднее месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов счетов (вкладов) (ч. 1, 2 ст. 12 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

Представление в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за границей, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 руб. Непредставление такого уведомления влечет административный штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб. ( ч. 2 , 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Кроме того, законом предусмотрена обязанность резидентов представлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за границей (ч. 7 ст. 12 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

Отчет представляется ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или на бумажном носителе лично либо направляется по почте (п. п. 2, 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365).

За несоблюдение гражданами порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. Кроме того, предусмотрена ответственность за нарушение срока представления отчетов в виде штрафа в размере от 300 до 3 000 руб. ( ч. 6 , 6.1 — 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

Электронный документооборот с налоговыми органами

Любая операция, выполняемая Участниками в рамках Системы, относится в целом к процессу обмена электронными документами между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Схема взаимодействия основных компонентов Системы (для документооборота с налоговыми органами) представлена на рисунке:

Форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде утверждаются и вводятся в действие в порядке, определенном Министерством финансов Российской Федерации или приказом ФНС России.

Электронный вид представляемых форм налоговых деклараций (бухгалтерской отчетности) разрабатывается и сопровождается в соответствии с утвержденными и опубликованными ФНС России форматами.

Налоговые органы обеспечивают доступ всех заинтересованных лиц к описанию форматов, публикуя их на Интернет-сайтах ФНС России (www.nalog.ru) и Управлений ФНС России субъектов Российской Федерации, в официальных периодических изданиях, а также предоставляют консультации по вопросам применения форматов.

Начиная со дня ввода в действие формата электронного представления форм налоговых деклараций (бухгалтерской отчетности), налогоплательщик, представляющий отчетность в электронном виде, должен обеспечить соответствие отчетности введенному в действие формату, и, применив ПО, разработанное или сертифицированное ГНИВЦ ФНС России на соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих процесс представления отчетности в электронном виде, передать отчетность в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи.

Налогоплательщик подготавливает налоговые декларации (бухгалтерскую отчетность) в соответствии с утвержденными форматами в электронном виде с ЭП (набором ЭП), а так же информационное сообщение о доверенности, и представляет их по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган. При этом информационный обмен между налогоплательщиком и налоговым органом реализуется следующими электронными документами:

  • подтверждение даты отправки, содержащее дату отправки налогоплательщиком налоговой декларации (бухгалтерской отчетности), формируемое в течение двух часов с момента отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности);
  • извещение о получении, информирующее отправителя о получении электронного документа, формируемое в течение четырех часов с момента получения налоговой декларации (бухгалтерской отчетности), налоговым органом;
  • квитанция о приеме налоговой (бухгалтерской отчетности) – формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт приема представленной декларации, отправляется не позднее следующего рабочего дня с момента получения налоговым органом налоговой декларации (бухгалтерской отчетности);
  • извещение о вводе, подтверждающее факт переноса данных представленной налоговой декларации (расчета) в информационные ресурсы налогового органа.

Налогоплательщик, получивший подтверждение даты отправки, содержащее дату отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в налоговый орган, проверяет подлинность ЭП в подтверждении даты отправки, формирует извещение о получении подтверждения даты отправки электронного документа (документов), подписывает ЭП и в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылает в адрес отправителя подтверждения. Подписанное ЭП отправителя подтверждение даты отправки и подписанное ЭП налогоплательщика извещение о получении подтверждения даты отправки электронного документа (документов) сохраняются в соответствующих хранилищах электронных документов.

Если в течение двух часов с момента отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) налогоплательщик не получил соответствующее подтверждение даты отправки, он заявляет в налоговый орган (или специализированному оператору связи, в случае представления налоговых деклараций (бухгалтерской отчетности) через специализированных операторов) о данном факте и, при необходимости, повторяет процедуру представления.

Налогоплательщик, получивший извещение о получении налоговой декларации (бухгалтерской отчетности), проверяет подлинность содержащейся в извещении ЭП органа, и сохраняет в соответствующее хранилище электронных документов.

Налогоплательщик, получивший квитанцию о приеме, проверяет подлинность ЭП в квитанции о приеме, формирует извещение о получении квитанции о приеме электронного документа (документов), подписывает ЭП, и в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылает в адрес отправителя налогового органа. Налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) считается принятой в налоговом органе. Подписанная ЭП отправителя квитанция о приеме и подписанное ЭП налогоплательщика извещение о получении квитанции о получении электронного документа (документов) сохраняются в соответствующих хранилищах электронных документов.

Налогоплательщик, получивший извещение о вводе, заверенное ЭП налогового органа, проверяет подлинность ЭП налогового органа, формирует извещение о получении извещения о вводе электронного документа (документов), подписывает ЭП, и в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылает в адрес отправителя налогового органа. Подписанное ЭП отправителя извещение о вводе и подписанное ЭП налогоплательщика извещение о получении сохраняются в хранилище электронных документов.

Если в ответ на отправленный электронный документ налогоплательщик получил сообщение об ошибке, уведомление об отказе или уведомление об уточнении, то налогоплательщик в течение пяти суток (без учета выходных и праздничных дней) устраняет указанные налоговым органом ошибки, заново подготавливает налоговую декларацию (бухгалтерскую отчетность) в электронном виде с ЭП и отправляет ее в адрес налогового органа, повторяя процедуру представления налоговой декларации (бухгалтерской отчетности).

Если в течение четырех часов с момента отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) налогоплательщик не получил из налогового органа извещение о получении или сообщение об ошибке, он заявляет в налоговый орган (или специализированному оператору связи, в случае представления налоговых деклараций (бухгалтерской отчетности) через специализированных операторов) о данном факте, и, при необходимости, повторяет процедуру представления налоговой декларации (бухгалтерской отчетности).

Налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) считается принятой налоговым органом по установленной форме в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если налогоплательщик получил следующие электронные документы:

  • формируемое налоговым органом или специализированным оператором связи подтверждение даты отправки, содержащее дату отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности);
  • формируемая налоговым органом квитанция о приеме, подтверждающая факт приема представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • формируемое налоговым органом извещение о приеме – электронный документ, информирующий отправителя о получении электронного документа.

Неформализованное сообщение в виде электронного документа с ЭП налогоплательщика принято налоговым органом, если налогоплательщик получил из налогового органа следующие электронные документы:

  • подтверждение отправки, содержащее дату отправки неформализованного сообщения;
  • квитанцию о приеме – неформализованное сообщение, заверенное ЭП налогового органа.
Читать еще:  Правила заполнения командировочного удостоверения

Неформализованное сообщение в виде электронного документа с ЭП налогового органа принято налогоплательщиком, если налоговый орган получил сформированное налогоплательщиком подтверждение отправки – электронный документ с ЭП, содержащий дату отправки налоговым органом неформализованного сообщения.

Порядок направления налогового уведомления: презумпция «шестого дня» и возможность ее опровержения

С точки зрения налогового законодательства

Презумпция получения налогового уведомления в случае направления его налогоплательщику по почте заказным письмом закреплена в статье 52 Налогового кодекса РФ: налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с прежней редакцией указанной статьи, ставшей предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ 1 , налоговый орган должен был передать уведомление руководителю организации (представителю) или физическому лицу (представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. И только в случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить было невозможно, это уведомление направлялось по почте заказным письмом. На практике же налоговые уведомления, как правило, направлялись налогоплательщику по почте заказным письмом.

Статья 52 НК РФ в действующей редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ устанавливает, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. То есть в настоящее время законодателем воспринято положение, сложившееся в практике работы налоговых органов, – из субсидиарного способа направление уведомления по почте превратилось в способ, который может быть использован налоговым органом наряду с другими.

С точки зрения Конституции РФ

В рассматриваемом Конституционным Судом РФ деле заявители настаивали на признании статьи 52 НК РФ не соответствующей Конституции РФ.

СУЩЕСТВО ДЕЛА

Определение КС РФ от 08.04.2010 № 468-О-О
Решением суда общей юрисдикции с граждан взыскана недоимка по транспортному налогу и пени. По мнению заявителей, оспариваемые положения НК РФ, будучи неопределенными, позволяют произвольно решать вопрос об ответственности налогоплательщика в случае неполучения им налогового уведомления (требования), а потому не соответствуют ст. 6 (ч. 2), 8 (ч. 2), 18, 19 (ч. 1) и 57 Конституции РФ.

Аналогичный спор рассматривался КС РФ ранее.

Определение КС РФ от 28.05.2009 № 763-О-О
Гражданину – собственнику транспортного средства налоговым органом были направлены налоговые уведомление и требование об уплате транспортного налога. Поскольку обязанность по уплате налога гражданином исполнена не была, налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании с него недоимки и пени. Впоследствии налогоплательщик уплатил налог, но суд все же взыскал с него пени и госпошлину.

Заявитель в жалобе в КС РФ утверждал, что налоговое уведомление и требование об уплате транспортного налога не получал, поскольку по месту постоянной регистрации не проживает, и ставил под сомнение правильность исполнения налоговым органом обязанности по направлению ему указанных документов (ст. 52 и 69 НК РФ).

Говорить о том, что Конституционный Суд РФ в Определении № 468-О-О (более развернутом) дал новое видение проблемы вряд ли можно.

Дело в том, что ситуации, связанные с неполучением уведомления, на практике столь разнообразны, что вопросы о наличии оснований для взыскания недоимки и пеней с конкретных налогоплательщиков должны разрешаться судами, в первую очередь исходя, конечно же, из фактических обстоятельств каждого конкретного дела. А Конституционный Суд РФ, связанный ограничениями, которые на него наложены ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» 2 , как видно из двух определений, находится в поиске взвешенного баланса частного и публичного интересов. В связи с этим трудно представить вынесение двух аналогичных решений по разным – в том числе с точки зрения фактических обстоятельств – делам.

Так, при вынесении Определения № 763-О-О Конституционный Суд РФ столкнулся с ситуацией уклонения налогопла-тельщика от получения уведомления, когда последний заведомо знал о том, что по тому адресу, по которому налоговый орган высылает уведомления, он не находится. Об этом Суд прямо указал в мотивировочной части Определения.
В более позднем Определении № 468-О-О сложившаяся в деле ситуация не свидетельствовала о каких-либо злоупотреблениях со стороны заявителей и об уклонении от получения уведомлений и требований. Таким образом, Суд, формально не исследуя конкретных обстоятельств дела, фактически не мог их не учитывать при вынесении нового определения по статье 52 НК РФ.

Рассмотрев дело «добросовестных» налогоплательщиков, по объективным причинам не получивших уведомления, Суд указал на презумпцию получения уведомлений адресатом на шестой день с даты направления и отметил, что такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.

Вместе с тем Суд сделал вывод о том, что факт получения налогового уведомления (налогового требования) по почте заказным письмом на шестой день после его направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки.

Вопросы, требующие разрешения

Такая позиция Конституционного Суда РФ вызывает ряд вопросов:

  • признается ли презумпция получения уведомления опровержимой во всех случаях;
  • значит ли это, в том числе, что и для целей дальнейшего развития процедуры изъятия недоимки по налогу уведомление и требование не были получены налогоплательщиком;
  • должны ли налоговые органы обеспечить их повторное направление налогоплательщику?

В случае положительного ответа на эти вопросы при фактическом неполучении налогоплательщиком уведомления и требования Суд должен отказать налоговому органу в удовлетворении его требования о взыскании налога.

На наш взгляд, позиция Конституционного Суда РФ допускает и несколько иное толкование: если налоговый орган надлежащим образом направил налогоплательщику уведомление и требование, то для целей развития процедуры изъятия суммы налога и перехода к последующим этапам ее изъятия (в судебном порядке) следует исходить из презумпции получения налогового уведомления, которая не может быть опровергнута. Следовательно, налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием недоимки. В этом случае Суд должен рассмотреть дело по существу и при наличии оснований удовлетворить требование налогового органа о взыскании недоимки.

Вместе с тем законодатель прямо связывает в пункте 4 статьи 57 НК РФ момент возникновения обязанности по уплате налога (в случае расчета налоговой базы налоговым органом) с датой получения налогового уведомления. В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Кодекса именно с этого момента начинается течение месячного срока для исполнения налоговой обязанности по уведомлению, если в этом налоговом уведомлении не указан более продолжительный период времени для уплаты налога.

Представляется, что такой подход не позволяет по формальным основаниям констатировать просрочку исполнения обязанности по уплате налога для целей начисления пеней, если уплата налога в более поздний по сравнению с установленным срок имела место по не зависящим от налогоплательщика причинам и вызвана действиями (бездействием) других лиц, включая налоговые органы, ненадлежащим образом исполнивших свои обязанности.
С этих позиций взаимосвязанные положения абзаца второго статьи 52, пункта 4 статьи 57 и пункта 6 статьи 58 НК РФ в их конституционно-правовом смысле не могут восприниматься как допускающие начисление налогоплательщику пеней за просрочку уплаты налога в тех случаях, когда налог не был им уплачен в связи с неполучением уведомления по не зависящим от него причинам при отсутствии фактов уклонения от получения такого уведомления и, тем самым, от исполнения налоговой обязанности, связанной с наличием у него объекта налогообложения.

Таким образом, следует признать за налогоплательщиком право опровергнуть презумпцию получения налогового уведомления (требования) для целей начисления ему пеней за просрочку уплаты налога. Это позволит обеспечить достижение баланса публичного и частного интересов в налоговых правоотношениях.

Ответы для налогоплательщиков на вопросы по имущественным налогам

Что такое единое налоговое уведомление?
Определения «единое налоговое уведомление» не существует.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Ранее, при наличии у физического лица нескольких объектов налогообложения по разным налогам, например, автотранспортного средства и квартиры, в его адрес направлялись соответствующие отдельные налоговые уведомления.
С 2011 года формирование налогового уведомления производится в зависимости от наличия у физического лица объектов налогообложения по одному налогу или нескольким налогам, подлежащим уплате (земельный налог, транспортный налог, налог на имущество физических лиц). Форма налогового уведомления, утвержденная приказом ФНС России от 05.10.2010 № ММВ-7-11/479@, позволяет в одном уведомлении отразить все обязательства налогоплательщика по указанным выше налогам.

Читать еще:  Коэффициент оборачиваемости активов коэффициент трансформации ресурсоотдача

1. В чем преимущества и недостатки введения единого налогового уведомления?
Налоговое уведомление — это по сути визуализированный расчет обязательств физического лица, произведенный налоговым органом.
Как и раньше, новая форма содержит информацию об объекте налогообложения, налоговой базе, налоговой ставке, сумме налога, сумме льгот, сроке уплаты.
Преимущество новой формы налогового уведомления состоит в том, что она позволяет налогоплательщику увидеть в одном документе информацию по всем налоговым обязательствам и суммам налогов, которые он должен уплатить.

2. Какой раньше был порядок оплаты имущественных налогов?
Никаких изменений при оплате имущественных налогов не произошло. Как и раньше, к налоговому уведомлению прилагаются платежные документы на оплату налога (налогов), по которым физические лица осуществляют оплату.
В настоящее время налогоплательщики могут оплатить налоги по готовой квитанции через отделения банков, организации федеральной почтовой связи, через устройства самообслуживания (в т. ч. Инфоматы), либо через Интернет на сайте www.r16.nalog.ru в «Личном кабинете налогоплательщика». Налогоплательщику достаточно выбрать свой банковский счет (Сбербанк России, КИВИ Банк), с которого будут списаны денежные средства, и подтвердить платеж.

3. Каковы сроки уплаты имущественных налогов за 2011 год?
Срок уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц в Нижнекамском, Заинском, Муслюмовском и Сармановском районах – не позднее 1 ноября 2012 года.
Срок уплаты земельного налога в Нижнекамском, Заинском, Муслюмовском и Сармановском районах – не позднее 15 ноября 2012 года.
4. Порядок уплаты имущественных налогов: суммируются ли налоги за все имущество в целом или налог на каждый вид имущества начисляется и оплачивается отдельно?
Зачисление в бюджет суммы каждого из имущественных налогов осуществляется по отдельному коду бюджетной классификации. Таким образом, по каждому имущественному налогу оплата производится отдельно.
При этом следует иметь в виду, что если физическое лицо имеет по одному налогу несколько объектов налогообложения (например, два земельных участка), администрируемых одним налоговым органом, то в данном случае будет сформирован один платежный документ на уплату суммы налога, исчисленной в отношении указанных объектов.

5. Как быть, если имущество зарегистрировано в разных ИФНС (например, дачный участок в поселении, а квартира в городе)?
Из каждого муниципального образования по месту нахождения объекта налогообложения должно прийти налоговое уведомление отдельно.
Одно уведомление налоговым органом будет направлено в том случае, если объекты налогообложения, принадлежащие физическому лицу, находятся в введении одной инспекции.

6. В каком порядке налоговыми органами обрабатываются обращения граждан с помощью формы заявления, которая поступает налогоплательщику вместе с налоговым уведомлением?
Форма заявления налогоплательщика, которая печатается и направляется с налоговым уведомлением, необходима для уточнения информации в случае обнаружения налогоплательщиком в налоговом уведомлении неточностей или недостоверной информации. По данной форме налогоплательщик может обратиться в налоговую инспекцию, из которой направлено налоговое уведомление, и сообщить о неточностях или недостоверной информации.
В форме заявления предусмотрено три раздела:
1. «Объект налогообложения, сведения о котором содержатся в налоговом уведомлении, не принадлежат мне на праве собственности, владения, пользования».
В данном разделе налогоплательщик может указать сведения об объектах, которые отражены в налоговом уведомлении, но уже проданы налогоплательщиком, либо никогда не были в собственности.
2. «В налоговом уведомлении отсутствуют сведения об объектах налогообложения».
В данном разделе указывается информация о тех объектах, которые принадлежат налогоплательщику на праве собственности, но в налоговом уведомлении они не отражены и по ним не исчислен налог.
3. «В налоговом уведомлении приведены неверные данные».
В данном разделе указывается информация об объекте налогообложения, отраженном в налоговом уведомлении, в характеристиках которого обнаружена ошибка, например, неправильно указана налоговая база (т.е. количество лошадиных сил транспортного средства, кадастровая стоимость земельного участка, инвентаризационная стоимость имущества), или доля в праве на объект налогообложения, или период владения объектом и т.д.
Налогоплательщик может направить заявление в адрес ИФНС России в бумажном виде почтовым отправлением, опустив письмо в почтовый ящик в инспекции или в электронном виде через сайт ФНС России.
Налоговые органы, получая заявления налогоплательщиков, рассматривают их в общем порядке в сроки, установленные для рассмотрения обращений граждан.
В первую очередь уточняют информацию, указанную в заявлении, по базе данных налоговых органов. В случае, если произошла техническая ошибка, исправляют ее и сообщают об этом налогоплательщику. В случае, если ошибка повлияла на сумму налога, делают перерасчет суммы налога и направляют новое налоговое уведомление в адрес налогоплательщика.
В случае отсутствия информации в базе данных налогового органа или несоответствия информации, указанной в Заявлении, сведениям, содержащимся в базе данных налогового органа, налоговый орган направляет запрос в регистрирующие органы, предоставившие информацию, на основании которой исчислен налог.
После получения ответа от указанных органов, подтверждающего данные налогоплательщика, в базу данных налогового органа вносятся соответствующие изменения и направляется ответ заявителю.
В случае, если изменения, внесенные в базу данных налогового органа, влияют на сумму налога, налоговый орган осуществляет перерасчет и формирует новое налоговое уведомление, которое направляется вместе с ответом в адрес налогоплательщика.

7. Как налоговые органы осуществляют обратную связь с налогоплательщиками по итогам рассмотрения обращения?
Налоговые органы направляют ответ налогоплательщику либо по почтовому адресу, либо по электронному, указанному в заявлении.

8. Что делать, если приходит ошибочное налоговое уведомление (указан неверный адрес или перечень имущества)? Куда обращаться? Стоит ли оплачивать или подождать перерасчета?
По форме заявления, направленной вместе с налоговым уведомлением, можно сообщать и о проблемах неверного направления налогового уведомления (в разделе «дополнительная информация»).

9. Что будет если налог не уплачен в установленный срок?
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (т.е. следующий день после срока уплаты).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
(Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.)

10. Если налог не исчисляется налоговым органом в связи с отсутствием информации о находящемся в собственности физического лица недвижимом имуществе или транспортных средствах?

В случае если налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налог Вам не был исчислен по каким-либо причинам (например, отсутствия в налоговом органе сведений о находящемся в собственности физического лица недвижимом имуществе и транспортных средствах), налоговый орган при получении таких сведений вправе производить перерасчет налога за три года, предшествующих году направления налогового уведомления.
Т.е. налогоплательщик, вовремя не обратившийся в налоговый орган с вопросом о неполучении налогового уведомления, может получить его в следующем налоговом периоде, но уже не за один год, а за два или три, в зависимости от года приобретения имущества.

Телефоны для справок: 49-34-65, 49-34-64, 49-34-63

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector