Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы и формы профориентации подростков

Инновационные методы и подходы в профориентации подростков

В Москве состоялся круглый стол «Современная профориентация: вызовы времени, тенденции, подходы», организатором мероприятии выступила российская компания по профориентации подростков — Proekt PRO.

Тревожная статистика последних лет, когда более 60% молодых специалистов после окончания вуза работают не по специальности, по мнению участников круглого стола, красноречиво свидетельствует о том, что механизмы профориентации подростков в России слабо задействованы или работают неэффективно. Как показывает практика, решающим фактором при выборе профессии традиционно является мнение семьи, учителей, близкого окружения. Но родители, педагоги и даже школьные психологи не всегда компетентны, чтобы проводить профориентационную работу.

По мнению Елены Пряжниковой — доктора психологических наук, профессора МГППУ:

«Сегодня, в первую очередь, необходимо выстроить цельную, единую программу психолого-педагогического (организационно-педагогического) сопровождения профессионального и личностного самоопределения молодых людей. Где ведущее место должно быть отведено блоку информационно-просветительской работы. Нужно привлекать к сотрудничеству различные государственные ведомства, конкретные организации и предприятия, чтобы получать актуальные сведения о тенденциях на рынке труда и давать эту информацию школьникам, при этом не только просвещать, но и предоставлять возможность пробовать себя в различных видах будущей профессиональной деятельности. Другое узкое место – современное методологическое оснащение профориентационной работы. Необходимо внедрять новые методики, например, использовать активизирующие игровые технологии для профориентационной работы».

Продолжая данную мысль, автор и руководитель компании Proekt PRO Юлия Пасс представила один из инновационных форматов профориентационных мероприятий, внедренных компанией: «PROekt PRO разработана целая программа бизнес-игр, направленная на выявление навыков и индивидуальных особенностей ребенка для развития компетенций и профессиональной ориентации.

Программа состоит из пяти игр: «Управление временем», «Управление деньгами», «Тактика переговоров», «Управлять целями, видеть возможности», «Начни свой бизнес. Управление ресурсами» и прививает навыки важные как в бизнесе или профессиональной деятельности, так и в других аспектах жизни. Это умение планировать время, ставить приоритеты, действовать в соответствии с намеченным планом, управлять бюджетами, оценивать финансовые результаты своих действий». Еще одна особенность бизнес-игр в том, что, по мнению Ю. Пасс, они максимально близко моделируют жизненные ситуации: ни в одной деловой игре нельзя полагаться на везение. Результат, как и в реальности, зависит от многих обстоятельств, в том числе и от стратегий других участников.

Говоря о системном подходе к вопросам профориентации, собравшиеся отмечали, что важно учитывать постоянно меняющиеся запросы рынка.

По мнению Людмилы Тобулток – менеджера проекта компании Odgers Berndtson Russia:

«Не достаточно помочь подростку просто понять, какие специальности ему наиболее близки. Необходимо также сориентировать его в том, какие отрасли в ближайшие 5-10 лет будут испытывать потребность в специалистах. Чтоб подросток мог грамотно совместить свои профессиональные предпочтения и сферу их приложений».

Современный рынок труда дает для этого широкое поле деятельности. Сегодня и в ближайшие 10-15 лет, по мнению Л. Тобулток, будут востребованы специалисты на стыке отраслей. Например, финансисты, которые хорошо разбираются в современных системах коммуникаций, или маркетологи, сведующие в интернет-технологиях и продвижении через интернет. Немало существует сфер деятельности, в которых специалисты будут востребованы практически всегда: потребительский рынок, добыча и переработка, медицина и экология. Также, все больше возникает потребность в профессионалах в таких новых для российского рынка областях, как, некоммерческие организации, эндаументы университетов, менеджмент образования (то есть люди, которые способны организовывать деятельность образовательного учреждения как «бизнес структуры»).

Методы профориентации

Обстановка на современном рынке труда сегодня очень специфическая. В связи с особенностями современной экономики, а также политической ситуации, сам труд несколько изменил как свой характер, так и свои цели. Теперь к психофизиологическим особенностям человека предъявляются особенные требования, а уровень его профессиональной компетентности и выносливости должен быть очень высоким.

И поэтому особое внимание во время воспитательного процесса необходимо уделять профессиональной ориентации школьников. Она должна отталкиваться от глубоких знаний всей системы и факторов, влияющих на формирование профессиональных намерений.

Цели профориентации школьников

Основной целью профориентационной работы, конечно же, является помощь учащимся с выбором как профиля обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности. Также такая работа ставит перед собой цели в виде выработки сознательного и положительного отношения к труду у молодежи.

Профессиональное самоопределение, свободный, но при этом сознательный выбор, который может опираться на вполне основательные аргументы – все это и есть первоначальными целями работы по профориентации.

К задачам же можно отнести такие:

  • Получение объективных и полноценных данных об учащихся, их способностях, предпочтениях для успешного и правильного разделения их по профилям обучения.
  • Использование нестандартных методов, а также форм для профессионального самоопределения с целью дать молодежи широкий диапазон вариантов для своего выбора профессии. Такие методы должны проводиться комплексно и регулярно применятся в воспитательной работе.
  • Поддержка школьников, у которых прогнозируются трудности в будущем трудоустройстве. К ним могут относиться ученики коррекционных классов, ученики с очень плохой успеваемостью и т.д.
  • Построение системы взаимодействия с городскими и районными учреждениями дополнительного профессионального образования.

Цели и задачи профориентации школьников, в зависимости от возраста

Профориентация младших школьников (1-4 класс).

Главная цель работы по профессиональному определению в младших классах – это сформировать положительное отношение к труду, показать его ценность, как для самого человека, так и для всего общества в целом. Также необходимо развить у детей интерес к обучению и познанию, включая их в различные виды учебно-познавательной деятельности, среди которых исследовательская, трудовая, игровая и т.д.

Профориентация для школьников 5-7 классов.

На этом этапе каждый ученик должен уловить личный смысл, как в познавательном опыте, так и в интересе к профессиональной деятельности. Ученики уже должны представлять собственные интересы, формировать свое собственное «Я» и иметь представление о своих возможностях. Пи этом параллельно им нужно приобрести опыт в различных сферах деятельности: культуре, технике, искусстве, медицине и т.д.

Читать еще:  Окпдтр Уборщик Служебных Помещений 2021

Профориентация школьников 8-9 классов.

Это один из самых ответственных этапов обучения в школе со стороны профессиональной ориентации учащихся. Ведь именно в восьмом и девятом классе преподаватели должны уточнить образовательный запрос посредством факультативных занятий, а также различных курсов по выбору будущей специальности. Есть также необходимость в проведении индивидуальных консультаций для адекватного решения о будущей профессии и другие подобные мероприятия. Главная цель – это помочь ребенку выбрать будущий профиль в соответствии с интересами, а также способностями.

Этот этап является подведением итогов предыдущей работы. Программа по профориентации в этих классах должна преследовать следующую цель: коррекция и оценка готовности к выбранной специальности, а также дальнейших планов ученика.

Основные методы профориентации школьников

  1. Информационный. К такому методу можно отнести профессиограмму, представляющую собой краткие описания различных профессий. Однако трудно назвать такой метод успешным, ведь он с трудом воспринимается учениками и требует поиска все же более компактного и увлекательного описания.
  2. Реклама и агитация. Такой метод может быть успешным в том случае, ели реклама будет достаточно привлекательной для школьников, а информация, предоставленная в ней – полностью достоверной. В таком случае именно реклама может помочь зародить интерес к определенному высшему учебному заведению, показать реальную актуальность данной профессии, а также заставить ученика заняться самоанализом и саморазвитием с целью поступить туда, куда он задумал.
  3. Экскурсии на предприятия. Это самый наглядный способ ознакомления с будущей профессией. Но даже здесь есть свои нюансы: экскурсии могут быть эффективными лишь при условии подбора действительно квалифицированного экскурсовода или ведущего, который сможет пояснить детям все детали и нюансы того или иного производства.
  4. Справочная литература и познавательные лекции. Второе имеет более сильное влияние, нежели первое. Но литература также должна находиться в школе в достаточном количестве.
  5. Использование СМИ. Это может быть достаточно эффективным методом, но при условии учета специфики средств массовой информации.

Интерактивные методы профориентации

Одним из современных методов оказания помощи при выборе профессии является интерактивный метод. Он подразумевает под собой некую взаимную деятельность. Такие методы представляют собой моделирование самых различных жизненных ситуаций с дальнейшим совместным решением проблем. Благодаря им можно создать атмосферу сотрудничества, выработать определенные ценности у подростков, а также сформировать некие навыки и умения.

К интерактивным методам относятся деловые игры, различные тренинги по данной тематике. Также к ним можно отнести проект по профориентации и т.д. Именно они позволяют современному подростку более полно узнать о профессиях и, к тому же, с помощью игровой формы узнать обо всех нюансах и тонкостях той или иной профессиональной деятельности.

Профориентационный тренинг

Это один из самых эффективных активных методов профессиональной работы со школьниками. Помимо того, что сего помощью учащийся может получить всю необходимую информацию по теме, он также позволяет на месте выявить проблемные стороны в процессе выбора, найти пути и решения, а также просто развить коммуникативные навыки.

Профориентационный тренинг представляет собой использование совокупности самых разных, но наиболее эффективных методов, среди которых психотерапевтический, обучающий и психокоррекционный. Такой тренинг направлен на самопознание, на развитие профессиональных навыков и коммуникативных умений.

Активные методы профориентации

Такие методы не просто позволяют найти проблему в профессиональном определении подростка, но также дают ему всю необходимую базу информации для её решения. К активным методам можно отнести следующие:

  • Профориентационные игры – обычно очень динамичные, проводятся в рамках урока и соответственно в стенах школьного учреждения. Они предполагают работу с целым классом.
  • Активизирующие опросники – они представляют собой тесты, главная цель которых состоит в том, чтобы заставить ученика задуматься о скучных и неинтересных вопросах. И, как ни странно, но если такие вопросы во время обычной дискуссии могут показаться не заслуживающими внимания подростка, то обычно, выполняя письменную работу по этим вопросам, он более углубляется в тему и проблему через заполнения бланков.
  • Бланковые игры – в процессе таких игр психолог ведет свою игру на доске, а каждый ученик ведет её на своем собственном бланке. Игры проводятся всем классом и позволяют смоделировать нравственные аспекты некоторых популярных и достаточно престижных профессий.
  • Ценностно-смысловые опросники – здесь главный акцент ставится на личностное самоопределение, а также на его нравственные аспекты. Опросники, в основе которых тема самоопределения в профессии, должны также содержать игровые элементы, способные заинтриговать учащегося и затронуть те вопросы, о которых в живом разговоре говорить не нужно.
  • Бизнесс-игры – наверное, одни из самых интересных и необходимых методов в данной экономической и политической ситуации. Такие игры способны развивать у учеников умение к творческому мышлению, способность быстро принимать решение и действовать, а также аргументировать свою собственную позицию. А это практически все то, чего обязательно требует от молодого специалиста современный рекрутер.
  • Виртуальные кабинеты профориентации – на сегодняшний день самый простой, и не менее эффективный инновационный метод. Его преимущество заключается в том, что он вызывает наибольший интерес у детей, так как напрямую связан с современными информационными технологиями. Куда проще и интереснее ребенку сейчас ознакомиться миром профессий, получить их описание и информацию о соответствующих вузах, просто кликая мышкой за компьютером. Подросток может заняться решением своего вопроса в любое удобное для него время и сам вправе выбирать, с чем и когда ему знакомиться. На таких сайтах обычно, помимо информации, можно найти профориентационные, а также психологические тесты и даже получить онлайн-консультацию психолога, что помогает решить многие проблемы профориентации.

В заключение следует сказать, что профориентационная работа в школе должна быть непрерывным процессом, который берет начало в первом классе и не прекращается до самого выпуска школьников.

Она также должна учитывать как развития и изменения на рынке труда, так и появление новых технологий и методов. И не важно, куда будет поступать ученик в будущем – в медицинский, гуманитарный или технический ВУЗ или же вовсе другое учебное заведение – главное, чтобы этот выбор был осознанным и правильным.

Читать еще:  Как оформить сделку купли-продажи земельного участка?

Методы и формы профориентации подростков

  • Курсы
  • Спринты
  • Корпоративным клиентам
  • Преподаватели
  • Блог
  • Онлайн карьерный консультант
  • Очный карьерный консультант
  • Коучинг для карьерных специалистов
  • Профориентатор будущего
  • Профориентатор взрослых
  • PROдвижение карьерных специалистов
  • Легкий старт в карьерном консультировании
  • Аутплейсмент для компаний
  • Корпоративное обучение

Мы часто раздаем рекомендации по выбору профессии с ходу, по каким-то только нам понятным критериям. А что получает подросток? Определенные установки, которые пытается реализовать, если нет внутреннего осознания собственного призвания и своих сильных сторон.

Идея профориентации впервые стала популярной в начале XX века, когда появилась возможность реализовать себя. С тех пор возможностей становится с каждым годом все больше, а вот ясности по поводу правильного выбора профессии нет. Ни у родителей, ни у детей, ни у помогающих специалистов — психологов и учителей.

Как понять, что подросток сделал правильный выбор? Как определить те сильные стороны, которые вырастут в ключевые компетенции будущей профессии?

Инструменты для диагностики компетенций XX века

Затрону сейчас одну их сторон работы профориентатора — диагностику ключевых компетенций, способностей и личностных качеств, сформированных на момент обращения подростка к специалисту. Качественно проведенная оценка позволит в дальнейшем определить не только варианты профессионального выбора, но и разработать индивидуальный образовательный маршрут.

Вопросы диагностики в профориентации являются ключевыми. В связи с этим количество инструментов достаточно обширно. Большая часть находится в открытом доступе и знакома всем, кто соприкасается с профориентацией. Наиболее популярные из них.

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова

Классика профориентационных методик. Выявляет предпочтения тестируемого в пяти профессиональных сферах — «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек-техника», «Человек — знаковая система», «Человек-художественный образ». Опросник краткий и простой, поэтому его часто используют как базу для профориентации детей в школах и для самостоятельной диагностики. Он содержит ряд из 20 вопросов в формате «Представьте, что вы можете заниматься любым делом, которое вам нравится, — что выберете из двух предложенных?». И даются два варианта ответа — нужно выбрать только один.

Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда

По мнению Джона Холланда, человек будет успешен профессионально, если выберет деятельность, соответствующую его типу личности и профессиональной среды, на которую он ориентирован. С помощью его опросника можно соотнести предпочтения человека и его способности с профессиями, где они требуются. Холланд выделил шесть ключевых профессионально-ориентированных типов и предлагает отнести личность к одному из них: реалистическому (Р), исследовательскому (И), артистическому (А), социальному (С), предпринимательскому (П), конвенциональному (К).

Карта интересов (модифицированная методика А.Е. Голомштока)

Этот метод профориентации был разработан еще 1968 и неоднократно изменялся на протяжении своего существования. «Карта интересов» от А.Е. Голомштока применяется для профориентации старшеклассников и студентов. Тест позволяет выявить их склонности к одному из 29 направлений профессиональной деятельности — физика, математика, химия, биология, медицина, иностранные языки, литература, сценическое искусство, военные специальности и другие.

Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г. В. Резапкиной)

Предназначен для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности — сфере умственного или физического труда, технических интересов, искусства, работы с людьми и др.

Эти методики разработаны в XX веке и используются до сих пор. Все они дают определенные рекомендации по соответствию тестируемого сфере труда. Однако в практическом использовании возникает много проблем: что делать подростку с такой рекомендацией? Какие профессии он должен отнести к предпочитаемой по тесту сфере? Как на основе этого подобрать вуз/колледж? И главный вопрос — на какие профессии будущего он должен ориентироваться, ведь на рынок труда как полноценный специалист такой подросток выйдет через 7-10 лет?

Ответа на эти и другие вопросы данные методики не дают. На основании такого тестирования сложно построить корректный профессиональный выбор, сориентироваться в трендах мира профессии, построить образовательный развивающий маршрут.

Современный инструмент для диагностики компетенций

Анализ диагностических инструментов навел меня на методику #Профориентация. Что в ней ценного?

Разработана профессиональными психологами И.М. Богдановской и А.Н. Кошелевой на базе РГПУ им. Герцена, представлена в онлайн-формате (П. Киселев).

Валидизирована на российской выборке подростков из семи федеральных округов, статистически обработана.

Дает рекомендации по современным сферам труда, конкретным профессиям и выбору образовательного учреждения.

Единственная в России дает рекомендации по выбору профессии на основе анализа профиля подростка Вконтакте.

Предоставляет бесплатный вариант короткого отчета.

Содержательно #Профориентация дает большой материал для работы специалиста. Ядром методики профориентации является определение ценностей и интересов подростка. На основе профиля ценностных предпочтений даются рекомендации по выбору профессиональной сферы.

В тесте выделяется 10 профессиональных сфер:

сфера экономики и управления;

сфера маркетинга и продаж;

сфера силовых структур.

Субтест «Мотивы выбора профессии» определяет ведущие мотивы, характеризующие цели и смыслы будущего профессионального образования.

Наиболее ценным является перечень ключевых компетенций (soft skills), используемые современными специалистами по управлению персоналом:

убеждение, оказание влияния;

Их анализ позволяет прогнозировать профессиональную успешность и разрабатывать образовательные треки.

Основные методы профориентационной работы

Профессиональная ориентация — это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.

Формы профориентационной работы.

Пассивные формы профориентации — школьные мероприятия:

  • в младших классах так называемые «Встречи с профессией»,
  • в старших — вечера встреч со специалистами.
  • беседы о профессиях,
  • приглашение профессионалов на школьные тематические вечера «Кем быть?», «Займи свое место в трудовом строю»,
  • проведение викторин на знание техники и специальностей, оформление
  • стенды и витрины «Профессии».
  • посещения школьниками предприятий и учреждений.
  • создание и постоянная работа «Университета знаний» в предприятиях и учреждениях.
  • выступление профессионалов, преподаватели, ветеранов, ученых.
Читать еще:  Должностные инструкции главного механика автотранспорта

Активные формы профориентации.

  • организуемые в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы, кадетские корпуса,
  • вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно-спортивные, автодела и др.
  • развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам.
  • занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) — система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии.
  • консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров производственного обучения.
  • профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится вузом.
  • рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации.
  • издаваемая в ВУЗах справочная литература: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории училища, о его выпускниках, о содержании профессии, о жизни и быте курсантов.
  • создание в ВУЗах работниками телевидения и педагогами профориентационных фильмов.
  • профориентационная роль фильмов, созданных ведущими киностудиями страны: «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», которые повышают престиж профессий, формируют профессиональную направленность.
  • профориентационная работа центров занятости населения.

Официальные институты профессиональной ориентации (школа, военкомат, ДОСААФ, предприятия, учреждения, общественные организации).

Важный фактор подготовки молодежи к выбору профессии — воспитание в семье, семейные традиции.

Важной формой профессиональной ориентации выступает профессиональная консультация — система психолого-педагогического и медицинского изучения личности кандидата для поступления в учебные заведения с целью оказания ему помощи в его профессиональном самоопределении.

Форрмы и методы — совет, компетентная рекомендация.

Силы — пункты профессиональной консультации, кабинеты «Профессий», бюро по трудоустройству молодежи, специальные профконсультационные пункты, учреждения, где молодой человек, мог бы навести нужные справки, пройти психологическое и медицинское обследование (экспертизу) и после выявления его индивидуально-психологических особенностей получить научно обоснованный совет относительно выбора конкретной военной профессии.

Назначение профконсультации — оказывать конкретную помощь молодому человеку в выборе профессии и специальности на основе учета его склонностей и личностных особенностей, поощрять его выбор или, если будут выявлены психологические или медицинские противопоказания, тактично переключить его внимание на другие профессии.

Задачи профессиональной информации и воспитания профессиональной направленности требуют специально организованной работы профессиологов.

Нужны специально подготовленные, вооруженные необходимыми профессиографическими документами и материалами, справочной литературой, владеющие профессиональными навыками осуществления психологической экспертизы, люди.

Основой профконсультации является не экспертное психологическое испытание на профоконсультационном пункте, а результаты многолетнего наблюдения и изучения человека в школе и семье.

Документированным основанием для советов по поводу выбора профессии и для составления характеристик на выпускников школ могли бы стать карты личности учащихся.

В школе советы относительно выбора профессии даются учителями, школьными врачами.

Профориентационная диагностика — процедура выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность — мотивационная составляющая деятельности субъекта, которая характеризуется его личностной системой желаний, интересов, склонностей, подтверждаемая высокими результатами действий в определенной субъективно значимой профессиональной сфере.

Она выражается как в форме желаний, интересов и склонностей человека, так виде результативности его работы.

Диагностика их осуществляется как прямым, так и косвенными (непрямыми) методами.

Прямые методы — личностные опросники интересов:

  • дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО),
  • профессионально-личностныйй опросник В. П. Петрова (ПЛО) и другие.

Недостаток прямых методов — попытка выявить глубинные мотивационные структуры при помощи прямых вопросов

При использовании прямых личностных опросников (ДДО и ПЛО) возможно получение первичной информации о мотивационной сфере человека, ее развитии (изменении).

Опросники ДДО и ПЛО — перечень вопросов, требующих прямых ответов испытуемых. Вопросы составлены таким образом, чтобы при откровенных ответах человека выяснить принадлежность его интересов и склонностей к определенным сферам профессиональной деятельности.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) предназначен для определения самооценки склонностей человека к той или иной сфере дейтельности в соответствии с квалификацией профессий по объектам, на которые деятельность направлена. Данные профессиональные области характеризуются пятью типами связей:

  • «человек-человек»,
  • «человек-художественный образ»,
  • «человек-техника»,
  • «человек-знаковая система»,
  • «человек-природа».

Результаты обследования соотнесенные с данными других методов профориентационной диагностики учитываются в процессе профконсультационной работы с молодежью.

Профессионально-личностный опросник (ПЛО) — предназначен для изучения военно-профессиональной направленности молодежи.

Каждому из утверждений ПЛО соответствует несколько вариантов ответа, а задача обследуемого заключается в том, чтобы проранжировать их по степени значимости, ориентируясь в основном на жизненный опыт.

Группы специальностей соответствуют классификации основных групп специалистов:

Б – сенсорно-гностические (операторы, наводчики и т. п. );

В – сенсомоторные (специалисты связи);

Г – сенсорные (водительский состав);

Д – технологические (специалисты по обслуживанию, ремонту и эксплуатации техники);

Е – моторно-волевые (разведчики, десантники, спасатели, пожарные, сотрудники милиции и т. п. ).

Результаты выполнения заданий соотносятся с данными других прямых и косвенных профориентационных диагностических методик и учитываются в процессе изучения военно-профессиональной направленности личности.

Непрямые (косвенные) диагностические методы в целях профориентации — семантические методики, которые выявляют смысловые структуры личности, отражающие поведение индивида:

  • ассоциативные методы типа семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД),
  • деятельностные методы – семантический анализ деятельности (САД).

Методика семантического дифференциала Ч. Осгуда предназначена для измерения коннотативного значения объекта (от английского connotation – сопутствующее, дополнительное значение — измерение уникального значения (личностного смысла), которое данный объект (явление, лицо) приобрели для обследуемого в результате его индивидуального жизненного опыта.

Испытуемый оценивает интересующие исследователя понятия по набору семибалльных шкал, полярные точки которых представлены прилагательными антонимами. На регистрационном бланке представлен набор из 18-ти шкал.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты