Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Материальная помощь в связи с рождением ребенка

Матпомощь при рождении ребенка в 2021 году: заявление и проводки

Появление на свет малыша в большей части российских семей требует мобилизации всех финансовых средств. На помощь родителям с грудными детьми приходят государственные социальные программы. Они способствуют некоторой нормализации бюджета семей с новорожденными. При этом есть несколько видов денежных выплат при рождении малыша, которые также можно назвать материальной помощью.

Какая материальная помощь при рождении ребенка в 2021 году ожидает родителей в России? Для лучшей ориентации в многообразии выплат можно разделить их на:

  1. Обязательные.
  2. Необязательные.

К первым относят все виды помощи, которые мать ребенка получит от государства. Ко вторым – от предприятия, где она трудится.

Следующее различие заключено в типе выплат. Они могут быть:

  • разовыми (получают единожды после родов);
  • ежемесячными (выплачивают до достижения ребенком возраста полутора или же 3х лет.

Еще одно отличие пособий в том, что они могут быть:

  • федеральными (положены всем российским роженицам и идут из общегосударственного бюджета);
  • региональные (выдают субъекты РФ).

Регионы выплачивают пособия при рождении ребенка из своей казны. Они сами оговаривают условия для получения таких пособий. Например, при условии нуждаемости семей в таких деньгах.

Самый весомый вид государственной материальной помощи на сегодня – это материнский капитал. Сертификаты на него выдают по всей стране при рождении 2-го и последующих детей. Основная цель данной меры – стимулирование рождаемости в российских семьях.

Что положено от государства

Беременная сотрудница уходит в дородовый отпуск уже на 30-й недели своего интересного положения. Ей выдают больничный лист.

Первая выплата, которую может получить будущая мама, – это пособие за раннюю постановку на учет в женской консультации. Для этого необходимо впервые появиться в срок до 12-ти недель. С 1 февраля 2021 года единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель), выплачивается в размере 655 рублей 49 копеек.

При хорошем течении беременности и нормальных родах листок временной нетрудоспособности ей положен на 2 месяца до родов и на три месяца после. А при возникновении осложнений во время родовых манипуляций больничный лист выдают на большее количество дней.

После выписки из роддома женщина подает документы для получения разового пособия. Причем вышеуказанный вид материальной помощи при рождении ребенка в 2021 году положен роженице независимо от ее статуса: работает, учится или является безработной.

Чтобы получить рассматриваемое пособие, необходимо подать такие документы:

  • заявление матери или отца на получение материальной помощи;
  • оригинал справки от второго родителя, который не получал данную выплату;
  • оригинал справки из ЗАГСа;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорта обоих родителей.

Имейте в виду: последние две позиции предъявляют в оригиналах, но сдают копии этих документов.

Чего ждать от работодателя

Женщина также может рассчитывать и на помощь от своего предприятия. Хотя здесь на всё – воля руководства. При подаче соответствующего заявления следует помнить: работодатель не обязан ее оказывать. Хотя иногда подобные выплаты упомянуты в коллективном договоре.

В обязательном порядке материальная помощь от работодателя при рождении ребенка зачастую положена военнослужащим и некоторым категориям государственных служащих. Далее показан образец заявления на финансовую помощь при рождении ребенка в 2021 году. Особых требований к нему закон не предъявляет.

Генеральному директору
ООО «Гуру»
В.В. Краснову
от главного бухгалтера
Е.А. Широковой

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу оказать мне материальную помощь в связи с рождением ребенка. Копию документа из ЗАГС прилагаю.

Налоги и взносы

Чтобы не платить подоходный налог, по закону данный вид помощи не должен быть более 50 тысяч рублей (п. 7 ст. 217 НК РФ).

Таким образом, с материальной помощи при рождении ребенка в 2021 году удержание налога не происходит, если:

  1. она была не более 50 000 рублей;
  2. получена родителем до достижения ребенком возраста 1 года.

Подробнее об этом смотрите в статье: «НДФЛ с материальной помощи».

Имейте в виду: абсолютно аналогичные правила действуют в отношении страховых взносов (подп. 3 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Проводки

Когда выдают материальную помощь при рождении ребенка, проводки могут разниться в зависимости от того, из каких источников она идет.

Когда на эти цели направлена нераспределенная прибыль прошлых лет, то проводка такая:

Дт 84 – Кт 73(76) Заметим, что направить нераспределенную прибыль на оказание материальной помощи от работодателя при рождении ребенка возможно только при наличии разрешения учредителей либо участников/акционеров общества, принятого на общем собрании. Соответственно, когда у организации единственный учредитель, общее собрание не проводят.

А вот проводка, когда на оказание помощи идет прибыль текущего года:

Дт 91-2 – Кт 73 (76) В этом случае разрешения учредителей, участников, акционеров не нужно. Решить, выделять ли деньги на такие добрые дела, может сам руководитель. При положительном решении он просто издает приказ.

Сама выдача матпомощи должна быть отражена таким образом:

Дт 73 (76) – Кт 50 (51) Как видно, женщина в любом случае вправе рассчитывать на материальную помощь при рождении ребенка в 2021 году. Главное – не отчаиваться и поддерживать доброжелательные отношения с руководством.

Сотруднику выплачивается материальная помощь при рождении ребенка, но он еще платит алименты. Удерживаются ли алименты с материальной помощи при рождении ребенка?

Консультация предоставлена 05.10.2018 г.

Сотруднику выплачивается материальная помощь при рождении ребенка, но он еще платит алименты.

Удерживаются ли алименты с материальной помощи при рождении ребенка?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

С единовременной материальной помощи по случаю рождения ребенка должны удерживаться алименты.

На основании ст. 82 СК РФ постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 утвержден перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (далее — Перечень).

Согласно п. 1 Перечня удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения, как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме.

В пп. «п» п. 2 Перечня указано, что удержание алиментов производится с иных выплат, осуществляемых работодателем в соответствии с законодательством о труде, за исключением денежных сумм, выплачиваемых, в частности, в связи с рождением ребенка.

Перечень доходов работника, с которых нельзя производить удержания, приведен в ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ). В их числе поименованы компенсационные выплаты, если они установлены трудовым законодательством и выплачены в связи с рождением ребенка (пп. «в» п. 8 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ). При этом содержание понятия трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) раскрывается в ст. 5 ТК РФ, в которой конкретизировано, что оно состоит из законов РФ и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Иные источники трудового права (договоры, соглашения, индивидуальные акты работодателя и т.п.) к трудовому законодательству не отнесены.

Случаи предоставления гарантий и компенсаций приведены в ст. 165 ТК РФ. Под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами. Однако выплата материальной помощи в связи с рождением ребенка из средств работодателя трудовым законодательством не предусмотрена. Она никак не связана с трудовой деятельностью работника, с результатами его труда, а потому трудовое законодательство не возлагает на работодателя обязанность по выплате такой помощи.

Отметим, что ранее действующая норма (п. 5 ст. 69 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»), равно как и пп. «л» п. 2 Перечня (в прежней редакции), устанавливала исполнительский иммунитет на суммы материальной помощи в связи с рождением ребенка, выплачиваемой за счет средств работодателя, без каких-либо оговорок и независимо от того, предусмотрена такая выплата трудовым законодательством или нет. Но в действующем законе данная взаимозависимость прямо предусмотрена законодателем. Следовательно, в случае отсутствия легализованной (или узаконенной) обязанности работодателя выплачивать работнику подобную единовременную компенсацию она должна квалифицироваться как дополнительный доход гражданина, и, соответственно, из этой суммы должны удерживаться алименты на содержание несовершеннолетних детей.

Читать еще:  10 типичных ошибок при собеседовании

К выплатам, на которые не может быть обращено взыскание, отнесены пособия граждан, имеющих детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в частности, единовременное пособие при рождении ребенка и другие (п. 12 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ).

Кроме того, удержание алиментов не производится с суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников в случаях, перечисленных в п. 14 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ, а именно: в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами (пп. «а»); террористическим актом (пп. «б»); со смертью члена семьи (пп. «в»); в виде гуманитарной помощи (пп. «г»); за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений (пп. «д»). Данное положение инкорпорировано в пп. «л» п. 2 Перечня.

Таким образом, из суммы материальной помощи не удерживаются алименты, если она выплачивается исключительно ввиду наступления тех обстоятельств, которые поименованы в п. 14 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ и пп. «л» п. 2 Перечня, и такая помощь является единовременной. Материальная помощь по случаю рождения ребенка в указанных нормах не упомянута, а потому из нее должны удерживаться алименты. Аналогичный подход представлен в разъяснениях представителей Роструда (смотрите: Б.А. Чижов «Все об отпусках» // «Экономико-правовой бюллетень», N 5, май 2013 г.). Такого же мнения придерживаются и суды (смотрите, например, апелляционное определение Московского городского суда от 16.02.2015 N 33-4924/15, решение Ржевского городского суда Тверской области от 10.08.2016 по делу N 2а-709/2016).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Материальная помощь в связи с рождением ребенка

Меры социальной поддержки

Меры социальной поддержки, предоставляемые

семьям, имеющим детей:

1. Решение Совета депутатов г.о. Саранск от 30 ноября 2006 года № 298 «Об оказании материальной помощи в связи с рождением ребенка».

Постановление Администрации городского округа Саранск от 167 декабря 2018 г. № 2937 «Об Административном регламенте Администрации городского округа Саранск предоставления муниципальной услуги «Оказание единовременной материальной помощи в связи с рождением ребенка».

В целях поддержки семей, имеющих детей, установлена единовременная материальная помощь в размере 1000 рублей в связи с рождением первого ребенка, при рождении в семье второго ребенка размер материальной помощи составляет 2000 руб., при рождении третьего — 3000 руб., с рождением и так далее. 10000 рублей выплачивается при рождении двух и более детей одновременно. При рождении трех детей одновременно —15000 руб.

2. Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 10 сентября 2020 года № 314 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, имеющих детей в возрасте до трех лет, на приобретение специальных молочных продуктов по заключению врачей».

Постановление Администрации городского округа Саранск от 29 марта 2019 г. № 610 «Об утверждении Административного регламента Администрации городского округа Саранск предоставления муниципальной услуги «Назначение дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим детей в возрасте до трех лет, на приобретение специальных молочных продуктов по заключению врачей».

Гражданам, проживающим по постоянному месту жительства на территории городского округа Саранск и имеющих детей в возрасте до трех лет со среднедушевым доходом семьи менее величины прожиточного минимума, установленной в Республике Мордовия, предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде компенсации в размере стопроцентной стоимости специальных молочных продуктов, утвержденной постановлением Администрации городского округа Саранск;

гражданам, имеющим детей первого года жизни, дополнительную меру социальной поддержки в виде компенсации в размере пятидесяти процентов от стоимости специальных молочных продуктов, утвержденной постановлением Администрации городского округа Саранск.

3. Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 26 декабря 2008 г. № 256 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, дети которых посещают муниципальные дошкольные образовательные организации городского округа Саранск, реализующие образовательную программу дошкольного образования».

Постановление Администрации городского округа Саранск от 2 апреля 2019 г. № 626 «Об утверждении Административного регламента Администрации городского округа Саранск предоставления муниципальной услуги «Назначение дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, дети которых посещают муниципальные образовательные организации городского округа Саранск, реализующие образовательную программу дошкольного образования».

Родители, имеющие детей, которые посещают муниципальные организации дошкольного образования, получают компенсацию части родительской платы в размере от 16 до 48 процентов в зависимости от возраста ребенка, количества детей в семье. Право на получение компенсации имеет один из родителей, внесший родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в образовательной организации.

4. Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 21 июля 2010 г. № 581 «Об освобождении от родительской платы родителей (законных представителей), имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих муниципальные образовательные организации городского округа Саранск, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования».

Постановление Администрации городского округа Саранск от 2 апреля 2019 г. № 626 «Об утверждении Административного регламента Администрации городского округа Саранск предоставления муниципальной услуги «Назначение дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, дети которых посещают муниципальные образовательные организации городского округа Саранск, реализующие образовательную программу дошкольного образования».

С 1 сентября 2010 г. родители детей с ограниченными возможностями здоровья освобождены от родительской платы за присмотр и уход их в муниципальной образовательной организации городского округа Саранск, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и предоставлении 100 % компенсации родительской платы от внесенной родительской платы.

5. Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 22 июня 2006 г. № 253 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в городском округе Саранск, в части оказания банных услуг».

Постановление Администрации городского округа Саранск от 16 октября 2012 г. № 3472 «Об Административном регламенте Администрации городского округа Саранск предоставления муниципальной услуги по предоставлению компенсации стоимости банных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в городском округе Саранск».

Многодетным семьям, проживающим на территории городского округа Саранск в домах без централизованного горячего водоснабжения вне зависимости от формы собственности, и не имеющим индивидуального горячего водоснабжения или необходимого набора сантехнического оборудования, вне зависимости от формы собственности, предоставляется компенсация оплаты банных услуг (посещение общих отделений) в размере 50 процентов от платы, установленной органами местного самоуправления городского округа Саранск для муниципальных предприятий, оказывающих данный вид услуг. Компенсация оплаты банных услуг назначается и выплачивается при условии пользования банной услугой.

Адреса предприятий, которые оказывают данную услугу:

1. Баня № 6, ул. Республиканская, д. 62а;

2. Баня № 5, ул. Пролетарская, д. 90а;

3. Баня № 7, ул. Веселовского, д. 70а;

4. Баня № 8, ул. Лихачева, д. 38;

5. Баня № 11, ул. Фурманова, 22.

6. Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 03 февраля 2011 г. № 685 «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки многодетным семьям, имеющим несовершеннолетних детей».

Многодетным семьям, имеющим несовершеннолетних детей, которые в соответствии с законодательством признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, при строительстве индивидуального жилого дома установлены меры социальной поддержки:

1. Компенсация расходов граждан, связанных с приобретением права аренды земельного участка, в размере 100 процентов от размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в том числе за земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, определенного по результатам проведенного аукциона по продаже права аренды земельного участка (площадью не более 1500 кв. м.);

Читать еще:  Общие принципы профилактики производственного травматизма

2. Компенсация годовой арендной платы за земельный участок в доле третьего и последующих несовершеннолетних детей;

3. Компенсация части платы за коммунальные услуги, приходящейся на долю третьего и последующих несовершеннолетних детей (за вычетом назначенных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг);

4. Компенсация в размере 95 процентов расходов, связанных с установкой индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов (холодная, горячая вода, электроэнергия, газ);

5. Компенсация затрат, связанных с оплатой по договору об осуществлении технологического присоединения индивидуального жилого дома (в пределах земельного участка) к существующей системе энергообеспечения в размере 95 процентов в доле третьего и последующих несовершеннолетних детей;

6. Предоставление компенсации на оплату налога на имущество физических лиц, приходящейся на долю третьего и последующих несовершеннолетних детей;

7. Компенсация в размере 95 процентов расходов, по оплате процентов за пользование кредитом, взятым на строительство индивидуального жилого дома, приходящейся на долю третьего и последующих несовершеннолетних детей.

Меры социальной поддержки, предоставляемые

отдельным категориям граждан:

1. Решение Совета депутатов городского округа город Саранск от 14 февраля 2007 г. № 328 «Об утверждении Порядка оказания материальной помощи гражданам, проживающим на территории городского округа Саранск, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».

Постановление Администрации городского округа Саранск от 2 февраля 2017 г. № 236 «Об утверждении Административного регламента Администрации городского округа Саранск предоставления муниципальной услуги «Оказание материальной помощи гражданам, проживающим на территории городского округа Саранск, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».

Гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (смерть близких родственников, болезнь, требующая длительного лечения, утрата имущества в результате пожара) может быть оказана материальная помощь в размере от 1000 до 10000 руб.

2. Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 13 сентября 2017 г. № 108 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам замещавшие муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Саранск».

Постановление Администрации городского округа Саранск от 7 мая 2019 г. № 878 «Об утверждении Административного регламента Администрации городского округа Саранск предоставления муниципальной услуги «Установление и выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления».

Лицам, прекратившим муниципальную службу, получающим трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 17 лет (в 2020 году) (при условии замещения муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Мордовия не менее 5 лет), устанавливается ежемесячная пенсия за выслугу лет.

3. Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 24 марта 2011 года № 721 « О предоставлении меры социальной поддержки гражданам на возмещение затрат, связанных с погребением умерших граждан».

Постановление Администрации городского округа Саранск от 24 апреля 2019 г. № 800 «Об утверждении Административного регламента Администрации городского округа Саранск предоставления муниципальной услуги «Предоставление меры социальной поддержки граждан на возмещение затрат, связанных с погребением умерших граждан».

Гражданам, проживающим на территории городского округа Саранск, имеющим среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума и взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего гражданина, меру социальной поддержкив виде компенсациина возмещение затрат, связанных с погребением умерших граждан.

Величина прожиточного минимума семьи заявителя определяется с учетом действующих в Республике Мордовия на момент обращения за компенсацией прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп.Сумма компенсации зависит от того, какие услуги получили заявители от учреждений, предоставляющих похоронные услуги:

  • перевозка тела (останков) умершего до ГКУЗ РМ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» – 1150 руб.;
  • вынос гроба с телом умершего из дома (морга) – 770 руб.;
  • установка креста – 390 руб.

4. Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 26 декабря 2012 г. № 161 «Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат работникам муниципальных казенных учреждений городского округа Саранск на строительство или приобретение жилья».

Работники муниципальных казенных учреждений (МКУ), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеющим стаж работы в МКУ не менее 10 лет, имеют право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение вновь построенного жилья на территории городского округа Саранск.
На работников МКУ распространяется общий порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, постановки на учет и предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья, установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, правовыми актами органов местного самоуправления с учетом особенностей, предусмотренных законодательством.

Для получения более подробной информации следует обращаться в КУ г.о. Саранск «Центр социальных выплат и информирования населения» по адресам:

ул. Пролетарская, д. 92а, тел. 47 91 59;

ул. Воинова, д. 29, тел. 72 02 71;

ул. Гожувская, д. 40, тел. 55 70 09;

График работы учреждения: с 8.30 до 17.30

Обеденный перерыв: с 13.00 до 14.00

Материальная помощь при рождении ребенка: оформление, НДФЛ и взносы

Помимо выплат, гарантированных государством, при рождении ребенка сотрудник может получить некоторую сумму от работодателя как меру поддержки. Но такая выплата — это право работодателя, а не обязанность. В статье расскажем, как оформить матпомощь в 2018 году и порядок ее налогообложения.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Материальная помощь при рождении ребнка выплачивается только в том случае, если предусмотрена трудовым, коллективным договором или иным локально-нормативным актом организации. Данная выплата не зависит от квалификации работников, не связана с достижением работником каких-либо производственных результатов, так же нельзя ее назвать стимулирующей. Поэтому матпомощь при рождении ребенка не является частью оплаты труда — это выплата социального характера.

Как оформить выдачу материальной помощи

Как правило, начисление матпомощи оформляется так:

  • Работник пишет личное заявление, в котором указывает основание для выплаты ему материальной помощи — в данном случае это рождение ребенка. Заявление может быть составлено в произвольной форме;
  • Работник прилагает документы, подтверждающие необходимость получения такой помощи: например, копию свидетельства о рождении. Ее нужно передать в бухгалтерию вместе с заявлением.
  • Если руководство организации принимает положительное решение, издается приказ об оказании материальной помощи. Унифицированной формы такого документа нет, организация вправе разработать ее самостоятельно. В приказе указывается сумма получаемой сотрудником материальной помощи, и срок, в который она должна быть выплачена.

Если матпомощь выплачивается не единовременно, а поэтапно, то в графе «основание платежа» каждого платежного документа следует дать ссылку на приказ руководителя.

Налогообложение материальной помощи при рождении ребенка

Материальная помощь при рождении ребенка выплачивается за счет собственных средств организации и не учитывается при налогообложении прибыли (п. 23 ст. 270 НК РФ). Не учитывается эта выплата и при применении ­УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). А вот порядок обложения таких выплат НДФЛ и страховыми взносами имеет определенные особенности.

Недавно Минфин изменил мнение относительно обложения НДФЛ сумм материальной помощи при рождении ребенка. Прежняя позиция финансового ведомства была такова: не облагается НДФЛ единовременная матпомощь, предоставляемая в сумме, не превышающей 50 000 рублей, одному из родителей по их выбору либо двум родителям из расчета общей суммы 50 000 рублей. То есть, финансовое ведомство считало, что необлагаемый лимит нужно делить между родителями. Ранее в Письме от 15.07.2016 № 03-04-06/41390 финансовое ведомство рекомендовало при выплате работнику материальной помощи при рождении ребенка запрашивать у этого работника справку о доходах супруга. Но Минфин РФ отозвал это письмо.

Новую точку зрения на вопрос об обложении НДФЛ доходов в виде материальной помощи, оказываемой работодателем работникам при рождении ребенка, Минфин озвучил в письмах от 12.07.2017 № 03-04-06/44336 и от 07.08.17 № 03-04-06/50382. В соответствии с абзацем 7 пункта 8 статьи 217 НК не подлежат обложению НДФЛ суммы единовременных выплат работникам (в том числе матпомощи) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка. При этом должны выполняться следующие условия:

  • матпомощь выплачивается единовременно в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) ребенка;
  • размер матпомощи не более 50 000 руб. на каждого ребенка.
Читать еще:  Какими качествами должен обладать оператор контактцентра?

Теперь пятидесятитысячный необлагаемый лимит применяется в отношении суммы, выплаченной каждому из родителей (усыновителей, опекунов), в том числе в случае, когда оба родителя (усыновителя, опекуна) трудятся у одного работодателя. Получается, что при выплате работнику материальной помощи при рождении ребенка запрашивать у этого работника справку о доходах супруга. Ведь теперь тот факт, получал ли второй родитель «детскую» матпомощь или нет, для НДФЛ-целей значения не имеет.

Теперь эта точка зрения объявлена единственной верной, так как все старые, противоречащие новому мнению ведомства разъяснения, признаны неактуальными, и ФНС предписала инспекциям применять в работе именно ее.

Кстати, стоит обратить внимание на Постановление арбитражного суда Уральского округа от 29.07.2016 № Ф09-6902/16, где суд отметил, что суть выплаты при рождении ребенка не изменилась в связи с реализацией права на нее по истечении года. А НК РФ не содержит нормы, предусматривающей, что спустя год льгота не применяется. То есть, по мнению арбитров, матпомощь при рождении ребенка и через год не должна облагаться НДФЛ.

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами являются, в частности, выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ). Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в статье 422 НК РФ. Здесь сказано, что не подлежат обложению страховыми взносами для организаций суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), установления опеки, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка (пп. 3 пункта 1 статьи 422 НК РФ).

Минфин в письме от 16 мая 2017 № 03-15-06/29546 заявил, что материальная помощь, выплачиваемая при рождении ребенка, не облагается страховыми взносами в пределах лимита (50 тысяч рублей). Причем этот необлагаемый лимит применятся к выплатам, начисленным каждому из новоиспеченных родителей. Т.е. если и папа, и мама малыша получили каждый по 50 тыс. руб. такой родительской матпомощи, страховые взносы с этих сумм начислять не нужно. В том числе в случае, когда оба родителя трудятся у одного работодателя.

Таким образом, получается, что в отношении материальной помощи при рождении ребенка теперь действуют одинаковые правила обложения и НДФЛ, и страховыми взносами.

Бухгалтерский учет материальной помощи при рождении ребенка

Выплата работнику материальной помощи учитывается в составе прочих расходов на дату издания соответствующего приказа руководителя (п. 4, 5, 11, 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).

Согласно плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, материальная помощь учитывается на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Поскольку при налогообложении прибыли суммы материальной помощи при рождении ребенка не учитываются в составе налоговых расходов, выплачиваемой работодателем работнику, возникает разница между бухгалтерским учетом и налогообложением, с которой исчисляется постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н).

Пример 1

Сотруднице начислена единовременная материальная помощь в связи с рождением ребенка в размере 50 000 руб. В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

Дт 91 Кт 73 — 50 000 — Начислена единовременная материальная помощь в связи с рождением ребенка

Дт 73 Кт 51 — 50 000 — Выплачена материальная помощь с расчетного счета

Дт 99 Кт 68 — 10 000 — Отражено ПНО с расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (50 000 руб. х 20%)

Пример 2

Изменим условия примера 1. Выплата работнице единовременной материальной помощи в связи с рождением ребенка составила 70 000 руб.

В нашем примере сумма страховых взносов рассчитывается исходя из общего тарифа (на обязательное пенсионное страхование — 22%, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%, обязательное медицинское страхование — 5,1%). Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитаны с применением тарифа 0,2%. Согласно пп. 1, 45 п. 1 ст. 264 НК РФ страховые взносы включаются в состав расходов в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 20.03.2013 № 03-04-06/8592, от 03.09.2012 № 03-03-06/1/457).

В бухгалтерском учете будут составлены следующие проводки:

Дт 91 Кт 73 — 50 000 — Начислена единовременная материальная помощь в связи с рождением ребенка

Дт 91 Кт 69 — 6040 — Начислены страховые взносы на облагаемую ими сумму материальной помощи ((70 000 — 50 000) руб. х 30,2%)

Дт 73 Кт 68 — 2 600 — Удержан НДФЛ с налогооблагаемой суммы материальной помощи ((70 000 — 50 000) руб. х 13%)

Дт 73 Кт 51 — 67 400 — Выплачена материальная помощь из кассы (70 000 — 2 600) руб.

Дт 99 Кт 68 — 14 000 — Отражено ПНО с расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (70 000 руб. х 20%)

Отражение в 6-НФДЛ

Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета справку по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ.

Из Приложения к Письму ФНС России от 01.08.2016 N БС-4-11/13984@ (вопросы 3, 4) следует, что строка 030 «Сумма налоговых вычетов» расчета по форме 6-НДФЛ заполняется согласно значениям кодов видов вычетов налогоплательщика, утвержденных Приказом ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов».

При заполнении строки 020 «Сумма начисленного дохода» следует учитывать, что в расчете по форме 6-НДФЛ не отражаются доходы, не подлежащие обложению НДФЛ, перечисленные в ст. 217 НК РФ. При этом не разъяснен порядок отражения в расчете сумм, частично не подлежащих налогообложению.

Поэтому обратимся к письму ФНС России в от 15.12.2016 № БС-4-11/24064@. Налоговая инспекция на основании п. 8 ст. 217 НК РФ пришла к выводу, что работодатель вправе не отражать в расчете по форме 6-НДФЛ доход работника в виде единовременной материальной помощи при рождении ребенка в течение первого года после рождения ребенка в размере, не превышающем 50 000 руб. В случае если размер указанного дохода, выплачиваемого в налоговом периоде, превысит 50 000 руб., данный доход подлежит отражению в расчете по форме 6-НДФЛ.

Если организация, выплачивающая работнику материальную помощь при рождении ребенка в течение первого года после рождения ребенка в размере 50 000 руб., все же отразила данный доход в расчете по форме 6-НДФЛ, то организация должна отразить такой доход в сведениях по форме 2-НДФЛ за указанный налоговый период. В таком случае данные по строке 020 расчета по форме 6-НДФЛ и общая сумма дохода, указанного в п. 5 представляемых по всем налогоплательщикам справок по форме 2-НДФЛ, будут идентичны, что соответствует Контрольным соотношениям ФНС России.

Дело в том, что если налоговый агент отразит соответствующую выплату в расчете по форме 6-НДФЛ, но не отразит ее в форме 2-НДФЛ, это приведет к нарушению Контрольных соотношений, что может повлечь за собой процедуру истребования от налогового агента соответствующих пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector