Ukkaskadgel.ru

Документооборот онлайн
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Личностные качества эффективного консультанта

Личностные качества эффективного консультанта

Важнейшими составляющими профессиональной деятельности психолога-консультанта являются качества его личности. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально-значимых качеств.

Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивает успех консультирования? Хотя исследований в этой области немало, однако, однозначного ответа о качествах личности, способствующих эффективной работе консультанта, пока еще нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта, как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: «открытый», «теплый», «внимательный», «искренний», «гибкий», «терпимый». Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности [1]: проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей.

Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил такие качества личности, необходимые консультанту: доверие к людям; уважение ценности другой личности; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; осознание профессионального долга [см. 1].

Применительно к анализу имиджа психолога-консультанта, интересно отметить мнение A. Storr [3], в соответствии с которым идеальным консультантом в состоянии быть симпатичный человек, откровенный и открытый чувствам других, способный отождествляться с самыми разными людьми; теплый, но не сентиментальный; не стремящийся к самоутверждению, но имеющий свое мнение и способный его защитить; умеющий служить на благо своим клиентам.

В ряду профессионально-значимых качеств личности психолога-консультанта отмечаются такие качества, как самокритичность, которая позволяет адекватно воспринимать окружающих людей, проницательность, эмоциональная уравновешенность, терпимость к разным людям, их проблемам, позитивный взгляд на себя и на жизнь, готовность к постоянному, интенсивному общению, к непредсказуемым результатам деятельности.

Л.Б. Шнейдер предлагает объединить все личностные свойства, входящие в «образ Я» психолога-консультанта в понятие «гуманность», которое включает в себя духовность, эмпатийность, открытость, этичность, мудрость, порядочность, сдержанность, терпеливость, веру в другого человека, благородство [2]. Н.А. Аминов и М.В. Молоканов выявили, что для успеха психолога-практика самыми важными качествами личности являются общий интеллект, стрессоустойчивость, поддерживающий стиль общения.

Если продолжить обзор многочисленных литературных источников о свойствах личности, которые могут рассматриваться как профессионально-значимые качества психолога-консультанта, то по выражению Р. Кочюнаса, мы приблизимся к модели личности эффективного консультанта. Такой перечень профессионально-значимых качеств вполне может служить основой программы подготовки будущих психологов. В качестве таковых качеств Р. Кочюнас называет [1]: аутентичность, как стержневое качество и важнейшая экзистенциальная ценность психолога-консультанта; открытость собственному опыту, как искренность в восприятии собственных чувств; развитие самопознания, увеличивающего возможность жизненного выбора, позволяющего более реалистично относиться к себе. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов и наоборот — чем больше консультант знает своих клиентов, тем глубже понимает себя; сила личности и идентичность, дающие возможность действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией, что позволит чувствовать себя сильным в межличностных отношениях; толерантность к неопределенности, позволяющая переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами; принятие личной ответственности — за свои действия в ситуации консультирования.

Личностные и профессиональные требование к консультанту

Роль консультанта в консультировании. Требования к личности консультанта — модель эффективного консультанта. Система ценностей эксперта-советника, влияние ценностей консультанта на клиента. Профессиональная деятельность и личность психолога-консультанта.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления21.08.2015
Размер файла35,9 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Система как важнейший фактор организации жизнедеятельности, механизм регуляции активности и показатель зрелости личности. Понимание личности другого человека — основа профессиональной деятельности психолога. Определение системы ценностей консультанта.

статья [17,0 K], добавлен 03.12.2011

Представление об эффективном специалисте, оказывающем психологическую помощь. Психологические исследования профессиональных и личностных качеств эффективного консультанта-психолога. Модель личности эффективного консультанта Телефона доверия.

дипломная работа [153,1 K], добавлен 28.11.2002

Типы пациентов психолога-консультанта. Профессиональная позиция психолога-консультанта. Отличие психологического консультирования от других видов практической психологической помощи. Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста.

курсовая работа [36,3 K], добавлен 09.02.2012

Совокупность подходов к отношениям консультант — клиент в разных психологических направлениях. Модель личности консультанта. Требования к личности современного консультанта в процессе психологического консультирования.

контрольная работа [34,2 K], добавлен 08.09.2007

Классификация консалтинговых услуг. Правовые нормы, регулирующие консалтинговую деятельность. Профессиональная компетенция на уровне мотивации и личностных качеств. Кодекс профессионального поведения сертифицированного консультанта по управлению.

курсовая работа [55,1 K], добавлен 26.02.2015

Определение психологического консультирования, как вида профессиональной деятельности практического психолога. Этические аспекты деятельности психолога-консультанта. Общие сведения о клиенте. Методический анализ стенограммы сеанса консультирования.

курсовая работа [40,1 K], добавлен 20.01.2014

Стремительные изменения общества в экономической сфере. Широкое внедрение психологии в практику. Психологическое консультирование. Требования к личности консультанта. Открытость собственному опыту. Развитие самопознания. Принятие личной ответственности.

курсовая работа [31,0 K], добавлен 23.11.2008

Качества эффективного консультанта

Ниже перечислены функциональные и позитивные факторы, которые, как считают Фостер (Foster, 1996) и Гай (Guy, 1987), побуждают человека выбирать профессию консультанта и способствуют его профессиональной пригодности. Хотя этот список не является исчерпывающим, он высвечивает те моменты в жизни человека, которые делают его более или менее способным работать консультантом.

Любознательность и пытливость. Люди с такими качествами способны проявлять естественный интерес к другим.

Способность выслушивать. Умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора.

Легкость в поддержании разговора. Способность получать удовольствие от словесного обмена.

Эмпатия и понимание. Умение поставить себя на место другого человека, даже человека противоположного пола или принадлежащего другой культуре.

Эмоциональность. Эмоциональные люди свободно проявляют разнообразные чувства, от гнева до радости.

Интроспекция. Способность видеть или чувствовать свое внутреннее состояние.

Способность к самопожертвованию. Готовность отложить собственные дела, чтобы выслушать другого или побеспокоиться в первую очередь о проблемах других людей.

Толерантность к близким отношениям. Способность поддерживать эмоциональную близость.

Комфорт в отношениях с властью. Способность признавать власть, сохраняя определенную степень независимости.

Чувство юмора. Умение воспринимать неоднозначные стороны жизненных событий и видеть смешное в них.

Помимо личностных качеств, ассоциируемых с выбором профессии консультирования, существует еще целый ряд личностных черт, ассоциируемых с представлением об эффективной работе на протяжении длительного времени (Patterson & Welfel, 1994). К ним относятся устойчивость, гармоничность, постоянство и целеустремленность. В общем и целом эффективность консультирования зависит от личностного участия (Carkhuff & Berenson, 1967; Kottler, 1993). Личностные качества консультанта являются столь же (или даже более) важными, как и специальные знания, умения, навыки (Cavanagh, 1990 Rogers, 1961). Обучение не может изменить базовые личностные характеристики. Успешно работающие консультанты сами растут духовно и помогают другим делать то же самое как на личностном, так и на глобальном уровне. (Lee & Sirch, 1994). Другими словами, эффективные консультанты обладают духовной сенситивностыо, они контролируют свои собственные пристрастия, умеют слушать, обращаться за разъяснениями, учитывать при общении расовые и культурные различия людей (Ford Harris & Schuerger, 1993).

Читать еще:  План счетов Счет 79 Внутрихозяйственные расчеты

С сенситивностью и способностью развиваться связана способность консультантов использовать себя, свои личностные свойства в качестве инструмента (Brammer, 1993; Combs, 1982). Эффективные консультанты способны быть искренними, творческими и сопереживающими. «Существует определенное искусство угадывать способ и время вмешательства консультанта» (Wilcox-Matthew Ottens & Minor, 1997, p. 288). Хорошие консультанты действуют как интуитивно, так и опираясь на результаты исследований. Полезно, когда консультанты имеют за плечами закалку в различных жизненных обстоятельствах и обладают способностью представить себе то, что переживают их клиенты, а значит, понимать клиентов и относиться к ним адекватно.

Способность работать с позиций пережитого эмоционального опыта Ролло Мэй характеризует как умение быть «раненым целителем» (May Remen Young & Berland, 1985). Вот парадоксальное явление: люди, пережившие страдание и способные перенести боль и достичь понимания сути явлений как в себе самом, так и в окружающем мире, могут помочь другим людям, — тем, кто стремится справиться с эмоциональным проблемами (Miller Wagner Britton & Gridley, 1998). Они уже побывали «в шкуре» клиента. Следовательно, «консультанты, пережившие болезненные жизненные обстоятельства и сумевшие успешно справиться с ними, как правило, способны духовно слиться со своими клиентами» (Foster, 1996, р. 21). Эффективно работающие консультанты — это те люди, которые на протяжении всей жизни успешно интегрировали в себе научные знания и навыки. Другими словами, это люди, «достигшие баланса личностной и инструментальной компетентности» (Cormier & Cormier, 1998). Вот перечень качеств эффективно работающих консультантов, в дополнение к уже упоминавшимся:

Интеллектуальная компетентность. Желание и умение учиться, а также сообразительность и творческое мышление.

Энергичность. Консультанты должны быть способны проявлять активность на протяжении сессии и быть в состоянии поддерживать активность при виде большого числа клиентов, ожидающих своей очереди.

Гибкость. Умение приспосабливать свои действия, отвечая запросам своих клиентов.

Способность оказывать содействие. Поддержка клиентов в принятии ими решений, помощь в обретении надежды и уверенности.

Наличие доброй воли. Желание конструктивно работать в интересах клиентов, тактично поддерживая их независимость.

Уверенность в себе. Это качество охватывает знание себя, включая установки, ценности и чувства, а также способность распознавать, какие факторы и каким образом воздействуют на них.

Согласно Голланду (Holland, 1977), определенные типы личности больше подходят для тех или иных профессий и лучше проявляют себя в конкретных профессиональных обстоятельствах. Консультанты в первую очередь работают в социальной среде, а также в обстоятельствах, требующих решения проблем. Это требует от консультанта наличия развитых навыков межличностного взаимодействия и креативности. Творческий акт требует смелости (May, 1975) и включает в себя выдачу новых идей и способов действия, которые облегчают как внутри, так и межличностные отношения (Gladding, 1998). Чем больше консультант раскрывается перед окружением как личность, тем более эффективной оказывается его деятельность и, соответственно, тем большее удовлетворение он от нее получает.

Уиггинс и Уэсландер (Wiggins & Weslander, 1979) нашли эмпирическое подтверждение гипотезе Голланда. Они проводили исследование личностных особенностей и оценивали показатели работы 320 консультантов в четырех штатах. В целом результаты их исследования показали, что те консультанты, которые оценивались как «высокоэффективные», имели наивысшие показатели по социальной (общительность, ориентация на работу с людьми) и артистической (креативность имажинитивность) шкалам «Опросника профессиональных предпочтений» Голланда (Holland, 1977). Консультанты, которые в целом оценивались как «малоэффективные», обычно имели более высокие показатели по шкалам реалистичности (конкретность, формализм) и конвенциональности (организованность, практичность). Другие факторы, такие как пол, возраст, уровень образования, не показали статистически значимой связи с эффективностью работы консультанта. Результаты этого исследования подтверждают вывод о зависимости эффективности деятельности консультантов от их личностных качеств. Однако отношения между личностью и окружением сложны: люди, обладающие самыми разными типами личности, успешно находят себе место в обширной сфере консультирования и вносят значительный вклад в эту профессию.

Поддержание профессионального

Уровня консультанта

Люди, которые становятся консультантами, испытывают те же трудности, что и все остальные. Они вынуждены иметь дело со старостью, болезнью, смертью, женитьбой, рождением детей, сменой места работы, разводом и еще с массой других общечеловеческих проблем. Некоторые из этих жизненных обстоятельств, например вступление в первый брак в преклонном возрасте или переживание смерти детей, с точки зрения развития считаются «временем простоя», временем, словно бы выпадающим из последовательности событий, трагическим (Scovholt & McCarthy, 1988). Другой ряд обстоятельств — это непреднамеренные, но удачные события, например встреча с человеком, который становится другом на всю жизнь (Bandura, 1982).

Любой такой опыт является проблематичным, поскольку, как правило, создает стресс. Вопрос в том, как консультанты ведут себя в данных жизненных ситуациях. Как показывает Рельке (Roehlke, 1988), идея синхронности, «которая, по определению Карла Юнга, заключается в том, что если два события совпадают во времени, то между ними образуется многозначная связь», является, возможно, наиболее продуктивным способом для консультантов реагировать на непредвиденные жизненные ситуации (р. 133).

Помимо поиска смысла в потенциально проблематичных областях, консультанты применяют и другие коппинг-стратегии; это, например, сохранение объективности, стратегии принятия и противодействия ситуациям, отстаивания своих собственных желаний (Lenhardt, 1997; Witmer & Young, 1996). Консультанты, которые сами живут здоровой жизнью и учатся как на ошибках, так и на успехах, смогут скорее других вырасти как терапевты и будут в состоянии лучше концентрироваться на проблемах клиентов (Cormier, 1988). Следовательно, консультанты и те, кто стремится ими стать, должны оставаться относительно свободными от деструктивных стереотипов отношений по типу треугольника «ребенок — родители», как это могло быть в семьях, где они выросли. Такая позиция позволяет им создавать и поддерживать близкие, но тем не менее автономные отношения в настоящем (Gaushell & Lawson, 1994).

Кроме того, для поддержания душевного равновесия успешные консультанты используют превентивные меры, помогающие им избегать нежелательного состояния, известного профессиональным помощникам как состояние выгорания (Grosch & Olsen, 1994). Выгорание — это такое состояние эмоционального и физического истощения, когда человек не может полноценно функционировать. Это одно из наиболее часто встречающихся последствий работы в качестве консультанта (Emerson & Markos, 1996; Kottler, 1993). Люди не в состоянии действовать адекватно, если они никогда не выходят за рамки своей профессиональной роли. Консультанты должны интересоваться тем, что происходит за пределами консультирования, и стараться не переносить свою работу на дом ни умственно, ни физически. Кроме того, они должны заботиться о своем обновлении путем простых, не эффективных мер, таких как ремонт своего офиса каждые несколько лет, чистка упорядочение и создание новых архивов, анализ новых материалов; также оне должны вносить свой вклад в профессию консультирования путем написания иле презентации материалов из области своей компетенции (McCormick, 1998). Pяд исследователей предлагают другие способы, какими консультанты могут предотвратить или избавиться от состояния выгорания (Boy & Pine, 1980; Pine & Aronson 1981; Savicki & Cooley, 1982; Watkins, 1983).

• Поддерживать отношения со здравомыслящими людьми.

• Работать совместно с ответственными коллегами и с организациями, в которых развито чувство долга.

• В разумных пределах придерживаться положений теории консультирования.

• Применять упражнения, которые уменьшают стресс.

• Влиять на факторы, вызывающие стресс.

• Совершенствоваться в самоанализе (а именно, идентифицировать стрессе ры и релаксеры).

• Периодически анализировать и уточнять роли в процессе консультирование ожидания и убеждения (например, работать интенсивнее, но не дольше).

• Пользоваться личностной терапией.

Читать еще:  Нужно ли выставлять счет фактуру физическому лицу?

• Оставлять свободное и личное время (то есть придерживаться сбалансированного стиля жизни).

• При работе с клиентами придерживаться позиции независимого участия.

Обобщая предыдущие научные изыскания в области личностных особенности и интересов консультантов, Овеншайн и Ноффсингер пришли к следующему bi воду: «Эффективные консультанты должны быть эмоционально закаленным устойчивыми и объективными. Они должны знать свои возможности и быть ув ренными в себе, реалистично принимая свои сильные и слабые сторонь (Auvenshine & Noffsinger, 1984, p. 151).

Образование консультантов

Не многие люди, если вообще таковые найдутся, способны успешно работат! качестве консультантов без надлежащего образования в областях человеческо развития и консультирования (Kurpius, 1986). Уровень необходимого образован непосредственно зависит от напряженности, сложности и направленности ра£ ты. Перед тем как перейти к рассмотрению характера образования, необходимо профессиональному консультанту, мы разберем три уровня оказания помощи и особенности обучения в других профессиях поддержки.

Уровни помощи

Существует три уровня отношений при оказании помощи: непрофессиональные, парапрофессиональные и профессиональные. Каждый из уровней данной иерархии предполагает, что помощники владеют требуемыми навыками в достаточной для данной задачи степени (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Виды отношений помощи

Источник: «Effective helping: Interviewing and Counseling Techniques», by Barbara F. Okun.

Первый уровень помощи представлен непрофессиональными помощниками. Ими могут быть друзья, коллеги, необученные волонтеры или супервизоры, которые пытаются оказаться полезными нуждающимся в помощи и обладают для этого необходимым желанием и умением. Непрофессиональные помощники могут сильно различаться по уровню развития интеллекта и способностей. Никаких специальных требований к ним не предъявляется, а качество помощи зависит в основном от конкретной личности.

Ко второму, более высокому уровню помощи относятся работники гуманитарных служб общего профиля. Это, как правило, представители гуманитарных служб, прошедшие соответствующее обучение навыкам построения человеческих отношений, но работающие преимущественно не индивидуально, а в составе бригады. Представители этого уровня обычно работают в качестве персонала учреждений психического здоровья, детских воспитателей, стажеров и начинающих консультантов. При достаточной подготовке и контроле работники гуманитарных служб общего профиля (парапрофессионалы), например помощники в студенческих общежитиях, могут в значительной степени способствовать установлению позитивных взаимоотношений, благоприятствующих улучшению психологического климата в целом (Waldo, 1989).

Наконец, существуют профессиональные помощники. Эти люди специально обучаются приемам оказания помощи, как превентивным, так и терапевтическим. Среди представителей этой группы — консультанты, психологи, психиатры, социальные работники, психиатрические медсестры, а также консультанты и терапевты по вопросам брака и семьи. Работники этого уровня имеют специальное образование и проходят интернатуру под руководством супервизора, чтобы подготовиться к разнообразным ситуациям и обстоятельствам.

В отношении обучения помощников двух последних уровней Робинсон и Кин-ниер (Robinson & Kinnier, 1988) обнаружили, что для формирования навыков в одинаковой степени эффективны и самообразование, и традиционное аудиторное обучение.

Личностные качества и квалификация консультанта

Личность консультанта зачастую оказывается решающим ингредиентом, обусловливающим эффективность консультирования. Консультантам необходимы такие личностные качества, как зрелость, способность к эмпатии и душевность. Они должны быть альтруистами по духу и обладать устойчивостью к неудачам и фрустрации. К сожалению, так бывает не всегда.

Личностные качества эффективного консультанта

Ниже перечислены функциональные и позитивные факторы, которые, как считают Фостер (Foster, 1996) и Гай (Guy, 1987), побуждают человека выбирать профессию консультанта и способствуют его профессиональной пригодности. Хотя этот список не является исчерпывающим, он высвечивает те моменты в жизни человека, которые делают его более или менее способным работать консультантом.

Любознательность и пытливость. Люди с такими качествами способны проявлять естественный интерес к другим.

Способность выслушивать. Умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора.

Легкость в поддержании разговора. Способность получать удовольствие от словесного обмена.

Эмпатия и понимание. Умение поставить себя на место другого человека, даже человека противоположного пола или принадлежащего другой культуре.

Эмоциональность. Эмоциональные люди свободно проявляют разнообразные чувства, от гнева до радости.

Интроспекция. Способность видеть или чувствовать свое внутреннее состояние.

Способность к самопожертвованию. Готовность отложить собственные дела, чтобы выслушать другого или побеспокоиться в первую очередь о проблемах других людей.

Толерантность к близким отношениям. Способность поддерживать эмоциональную близость.

Комфорт в отношениях с властью. Способность признавать власть, сохраняя определенную степень независимости.

Чувство юмора. Умение воспринимать неоднозначные стороны жизненных событий и видеть смешное в них.

Помимо личностных качеств, ассоциируемых с выбором профессии консультирования, существует еще целый ряд личностных черт, ассоциируемых с представлением об эффективной работе на протяжении длительного времени (Patterson & Welfel, 1994). К ним относятся устойчивость, гармоничность, постоянство и целеустремленность. В общем и целом эффективность консультирования зависит от личностного участия (Carkhuff & Berenson, 1967; Kottler, 1993). Личностные качества консультанта являются столь же (или даже более) важными, как и специальные знания, умения, навыки (Cavanagh, 1990 Rogers, 1961). Обучение не может изменить базовые личностные характеристики. Успешно работающие консультанты сами растут духовно и помогают другим делать то же самое как на личностном, так и на глобальном уровне (Lee & Sirch, 1994). Другими словами, эффективные консультанты обладают духовной сенситивностью, они контролируют свои собственные пристрастия, умеют слушать, обращаться за разъяснениями, учитывать при общении расовые и культурные различия людей (Ford Harris & Schuerger, 1993).

С сенситивностью и способностью развиваться связана способность консультантов использовать себя, свои личностные свойства в качестве инструмента (В rammer, 1993; Combs, 1982). Эффективные консультанты способны быть искренними, творческими и сопереживающими. «Существует определенное искусство угадывать способ и время вмешательства консультанта» (Wilcox-Matthew Ottens & Minor, 1997, p. 288). Хорошие консультанты действуют как интуитивно, так и опираясь на результаты исследований. Полезно, когда консультанты имеют за плечами закалку в различных жизненных обстоятельствах и обладают способностью представить себе то, что переживают их клиенты, а значит, понимать клиентов и относиться к ним адекватно.

Способность работать с позиций пережитого эмоционального опыта Ролло Мэй характеризует как умение быть «раненым целителем» (May Remen Young & Berland, 1985). Вот парадоксальное явление: люди, пережившие страдание и способные перенести боль и достичь понимания сути явлений как в себе самом, так и в окружающем мире, могут помочь другим людям, – тем, кто стремится справиться с эмоциональным проблемами (Miller Wagner Britton & Gridley, 1998). Они уже побывали «в шкуре» клиента. Следовательно, «консультанты, пережившие болезненные жизненные обстоятельства и сумевшие успешно справиться с ними, как правило, способны духовно слиться со своими клиентами» (Foster, 1996, р. 21). Эффективно работающие консультанты – это те люди, которые на протяжении всей жизни успешно интегрировали в себе научные знания и навыки. Другими словами, это люди, «достигшие баланса личностной и инструментальной компетентности» (Cormier & Cormier, 1998). Вот перечень качеств эффективно работающих консультантов, в дополнение к уже упоминавшимся:

Интеллектуальная компетентность. Желание и умение учиться, а также сообразительность и творческое мышление.

Энергичность. Консультанты должны быть способны проявлять активность на протяжении сессии и быть в состоянии поддерживать активность при виде большого числа клиентов, ожидающих своей очереди.

Гибкость. Умение приспосабливать свои действия, отвечая запросам своих клиентов.

Способность оказывать содействие. Поддержка клиентов в принятии ими решений, помощь в обретении надежды и уверенности.

Наличие доброй воли. Желание конструктивно работать в интересах клиентов, тактично поддерживая их независимость.

Уверенность в себе. Это качество охватывает знание себя, включая установки, ценности и чувства, а также способность распознавать, какие факторы и каким образом воздействуют на них.

Первыми из них могут быть названы индивидуальные качества. Наличие интересов, соответствующей подготовки и способностей позволяет консультанту комфортнее чувствовать себя в процессе работы. Большинство эффективных консультантов имеют социальные и художественные интересы и получают удовольствие, работая с людьми, помогая им в решении различных проблем или способствуя их развитию. Эффективные консультанты в целом характеризуются как душевные, дружелюбные, открытые, чуткие, терпимые и творческие люди. Они постоянно занимаются своим психическим здоровьем и прилагают усилия, чтобы не оказаться опустошенными и неэффективными.

Читать еще:  Порядок признания гражданина умершим в судебном порядке

Образование – второе качество, имеющее отношение к эффективности консультирования. Эффективные консультанты проходят курс обучения по утвержденной программе подготовки консультантов докторского или магистерского уровня или по эквивалентной программе. Многие также приобретают навыки и опыт, необходимые для работы по специальным направлениям консультирования.

Третьей областью, имеющей отношение к эффективности консультирования, является знание теории и системный подход. Эффективные консультанты знают, что соотношение между теорией и практической работой с клиентами – это соотношение между «почему» и «как». Они знают, что нет ничего более практичного, чем владение разными теоретическими и системными подходами консультирования. Этих консультантов нельзя обвинять в несистемном и непостоянном применении теорий и методов в своей практике. Многие придерживаются в работе здравого эклектизма. В своей практике они ориентируются на подход «развитие/ личностная гармония», на медицинскую/патологическую модель или на нечто среднее. Независимо от этого, консультанты знают закономерности индивидуального развития на протяжении жизни.

Наконец, эффективные консультанты активно занимаются связанной с консультированием деятельностью. Они осознают важность поддержания своей компетентности на современном уровне путем участия в программах непрерывного обучения и в супервизировании. Более того, они защищают потребности своих клиентов, равно как и профессии консультирования.

Личность консультанта в психологическом консультировании

Кому надо или не надо заниматься психологическим консультированием? Вот что пишет по этому поводу С. Глэддинг (2003): «Не всякому, кто хочет стать консультантом или приступает к обучению этой профессии, следовало бы заниматься этим делом. Это справедливо в тех случаях, когда мотивация лежит вне стремления заниматься консультированием или когда налицо неполное соответствие между личностными качествами претендента и требованиями профессии. Часть студентов, “которых привлекает профессия консультанта. как оказывается, сами имеют серьезные личностные и адаптационные проблемы” (Witmer, Young, 1996, p. 142). Многих отчисляют, или они сами решают выбрать другую карьеру до окончания обучения. Как бы то ни было, часть студентов, приступающих к обучению по программам подготовки консультантов. выбирают профессию по ложным причинам».

Перечислим разные виды нежелательной мотивировки выбора профессии консультанта (Guy, 1987):

  1. Эмоциональное расстройство. Отдельные люди могут выбирать профессию консультанта, потому что сами страдают от незалеченной душевной травмы;
  2. Подражание кому-либо. Люди, которые проживают события чужой жизни, а не своей собственной, также могут быть склонны к выбору карьеры консультанта (психолога);
  3. Одиночество и изолированность. Люди, не имеющие друзей, могут пытаться найти их в практике консультирования;
  4. Желание власти. Люди могут пытаться преодолеть ощущение страха и беспомощности в их собственной жизни через осознание власти над другими;
  5. Потребность в любви. Человек, страдающий нарциссизмом и претенциозностью, часто верит, что все его проблемы могут быть решены с помощью проявления любви и привязанности;
  6. Замещение недовольства. У ряда людей может сохраняться неснятое чувство крайнего раздражения, и они могут пытаться дать выход своим мыслям и чувствам через девиантное поведение своих клиентов.

Но, к счастью, в большинстве случаев люди, которые в конце концов становятся консультантами и закрепляются в профессии, все же руководствуются здравыми мотивами при выборе профессии консультанта и жизненного пути.

Перечислим качества личности, которые способствуют профессиональной пригодности (Foster, 1996; Guy, 1987):

  1. Любознательность и пытливость. Люди с такими качествами способны проявлять естественный интерес к другим;
  2. Способность выслушивать. Умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора важно для консультанта;
  3. Легкость в поддержании разговора. Способность получать удовольствие от словесного обмена;
  4. Эмпатия и понимание. Умение ставить себя на место другого человека, даже противоположного пола или принадлежащего к другой культуре, необходимо специалисту по консультированию;
  5. Эмоциональность. В процессе психологической помощи эмоциональные люди свободнее проявляют разнообразные чувства — от гнева до радости;
  6. Интроспекция. Способность видеть (или чувствовать) свое внутреннее состояние нужна любому консультанту;
  7. Готовность к самопожертвованию. Чтобы в нужное время выслушать другого человека и заняться его проблемами, очень часто приходится откладывать собственные дела;
  8. Толерантность к близким отношениям. Для консультанта важна спо­собность поддерживать эмоциональную близость;
  9. Комфорт в отношениях с властью. Способность признавать чужую власть, сохраняя определенную степень независимости, тоже поможет на этом профессиональном пути;
  10. Чувство юмора. Умение воспринимать неоднозначные стороны жизненных событий и увидеть в них смешное также необходимо.

Кроме того, успешности деятельности психолога-консультанта способствует наличие у него таких личностных качеств, как устойчивость, гармоничность, постоянство и целеустремленность (Patterson, Welfel, 1994).

Вышеперечисленные качества личности консультанта являются столь же важными, как и специальные знания, умения, навыки (Cavanagh, 1990; Rogers, 1961), никакое обучение не может изменить эти базовые личностные характеристики. Эффективные консультанты обладают и так называемой духовной сенситивностью: они контролируют собственные пристрастия, умея при этом слушать, обращаться за разъяснениями и учитывать при общении расовые и культурные различия людей (Ford, Harris, Schuerger, 1993).

Консультанты, пережившие некие болезненные жизненные обстоятельства и сумевшие потом успешно справиться с ними, как правило, способны духовно сливаться со своими клиентами (Foster, 1996, р. 21). Однако эффективнее всего работают те специалисты, которые на протяжении всей жизни успешно интегрировали научные знания и навыки, достигнув в итоге баланса личностной и инструментальной компетентности (Cormier, Cormier, 1998).

В дополнение к уже упомянутым качествам успешных консультантов стоит назвать еще несколько:

  1. Интеллектуальная компетентность — желание и умение учиться, а также сообразительность и творческое мышление;
  2. Энергичность — способность проявлять свою активность на протяжении сессии и быть в состоянии поддерживать ее при виде большого числа клиентов, ожидающих своей очереди;
  3. Гибкость — умение приспосабливать свои действия к новым обстоятельствам, отвечая запросам своих клиентов;
  4. Способность оказывать содействие — поддержка людей в принятии ими решений, в обретении надежды и уверенности;
  5. Наличие доброй воли — желание конструктивно работать в интересах клиентов, тактично сохраняя их независимость;
  6. Уверенность в себе — знание себя, в том числе установок, ценностей и чувств, и способность распознавать, какие факторы и каким образом воздействуют на них.

Уиггинс и Уэсландер исследовали личностные особенности личности 320 консультантов и оценивали показатели их работы (Wiggins & Weslander, 1979). Полученные ими результаты показали, что те консультанты, которые оценивались как «высокоэффективные», имели наивысшие показатели по социальной шкале (общительность, ориентация на работу с людьми), а также по шкале артистической (креативность, образное мышление), которые были заимствованы из «Опросника профессиональных предпочтений».

(Holland, 1977). Напротив, консультанты, которые в целом воспринимались как «малоэффективные», обычно имели более высокие показатели по шкале реалистичности (конкретность, формализм и т. п.), а также конвенциональности (организованность, практичность). Зато другие факторы (такие как пол, возраст, уровень образования) не показали статистически значимой связи с эффективностью работы.

Результаты этого исследования подтверждают вывод о зависимости эффективности деятельности консультантов от их личностных качеств. В то же время отношения между личностью и ее окружением более сложны: люди, относящиеся к самым разным типам личности, успешно находят себе место в обширной сфере консультирования и вносят значительный вклад в эту профессию.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector